Основные цели и ограничительные факторы развития туризма

<

010714 2232 1 Основные цели и ограничительные факторы развития туризма Цели развития туризма:

– рациональное и эффективное использование туристских ресурсов страны в целях туризма, приоритетно для целей внутреннего туризма, развития экономики туристских центров и регионов (создания рабочих мест, создания налогооблагаемой базы);

– достижение экономических целей — дохода от эксплуатации туристских и сопутных ресурсов, в том числе путем развития внутреннего туризма, въездного туризма, привлечения мощных туристских потоков прибытия и, как следствие, финансовых средств от собственно туристской деятельности и туристской индустрии, смежных отраслей хозяйства, способствующих потреблению туристских услуг, торговли для туристов, а также инвестиционных средств отечественных и иностранных инвесторов в объекты туристской индустрии (гостеприимства, транспорта, питания, аттракции);

– направление полученных доходов от туризма на всемерную поддержку внутреннего туризма (в том числе социального туризма), на поддержание, восстановление, развитие туристских ресурсов и объектов туристского интереса, туристской индустрии, охрану окружающей среды, создания доступности к достопримечательностям, возрождения духовности и оздоровления нации.

 

2.ИНДУСТРИЯ ГОСТИНИЧНОГО ДЕЛА

 

Гостеприимство, или сфера гостиничного и ресторанного бизнеса, — это отрасль, которую называют «курицей, несущей золотые яйца». Объясняется это тем, что сфера гостеприимства является ведущим фактором и базой туризма.

Развитие рекреационной сети всегда тесно связано с политико-экономической обстановкой в стране. Происшедшие в последние годы коренные изменения в политике, экономике и социальной сфере самым непосредственным образом сказались на состоянии гостиничного хозяйства России.

С 1992 г. наблюдалось сокращение числа гостиниц и номерного фонда, но особую тревогу вызывала наметившаяся тенденция убыточности гостиничного хозяйства в большинстве регионов России.

Рынок гостиничных услуг, предоставляемых на уровне западных стандартов, в России стал складываться с 1993 г.

До 1995 г. в России не существовало единой системы классификации средств размещения. Каждое ведомство разрабатывало собственные стандарты для подчиненных ему предприятий. Московское городское объединение гостиниц определяло категорию отеля по прейскуранту К-05, разработанному Министерством жилищно-коммунального хозяйства РСФСР.

Действующие сегодня на территории РФ стандарты были введены в 1995 г. Существующая система распространяется только на гостиницы и мотели, которые классифицируются по категориям от 1 до 5 звезд.

Объективно в России насчитывается не более 20 высококлассных гостиниц. К этой категории можно отнести большинство отелей, входящих в международные гостиничные цепи. Как правило, российские гостиницы класса 4 – 5 звезд находятся в гостиничном совладении иностранных компаний или полностью управляются ими.

Около 40 российских отелей соответствуют категории 3– 4 звезды. На сегодняшний день большинство отелей этого класса акционированы и находятся в долевом владении государства или города. Хотя некоторые ведомственные гостиницы подтвердили свою категорию 2 – 3 звезды, многие из них не соответствуют международным стандартам, что связано со значительной изношенностью помещений, устаревшим оборудованием и мебелью, ограниченным набором предоставляемых услуг.

Коэффициент загрузки по Москве в 2000 г. составлял 59 %.

Первые шаги внедрения иностранных гостиничных компаний в России относятся к началу 1990-х годов. До распада СССР в стране существовала единственная гостиничная цепь – цепь гостиниц «Интурист». Б 1970 г. она занимала 23-е место среди крупнейших цепей мира и насчитывала свыше 27 тыс. номеров. Хотя эти гостиницы были лучшими в стране, уровень обслуживания в них был значительно ниже мировых стандартов.

Иностранные компании начали участвовать в строительстве, реконструкции гостиниц и их управлении в первую очередь в Москве и Санкт-Петербурге.

В настоящее время в России представлены следующие иностранные компании:

«Marco Polo Hotels and Resorts» (Австрия).

Отели:

«Марко Поло Пресня» (4 звезды) — Москва, 68 номеров;

«Москва Палас отель» (5 звезд) — Москва, 221 номер;

«Палас отель Невский» (5 звезд) — Санкт-Петербург, 287 номеров;

«Береста Палас отель» (4 звезды) — Новгород, 250 номеров.

Компания также имеет гостиницы в Грузии и Казахстане. «Marco Polo» предлагает отели трех видов: высококлассные отели 5 и 4 звезд, отели «Club
Marco Polo» для отдыха с активными занятиями спортом и отели экономического класса «Stop and Sleep».

«Dusit Thani/ Kempinski» (Таиланд),

Отели:

«Балчуг Кемпински» (5 звезд) — Москва, 234 номера;

«Гранд отель Европа» (5 звезд) — Санкт-Петербург, 301 номер.

После приобретения компании «Kempinski» ведущая таиландская цепь «Dusit Thani» стала называться «Dusit Thani/ Kempinski» и в 1994 г. в рейтинге крупнейших компаний мира заняла 35-е место. В настоящее время компания насчитывает 14361 номер в 61 отеле.

«Carlson/Radisson/SAS» (США).

Отели;

«Рэдиссон-Славянская» (5 звезд) — Москва/ 430 номеров;

«Рэдиссон-Лазурная» (4 звезды) — Сочи, 300 номеров.

«Ассоr» (Франция).

Отели:

«Новотель» (4 звезды) — Москва, 488 номеров;

«Софитель» (4 звезды) — Москва, 195 номеров.

Гостиничная цепь «Ассоr» является крупнейшей в Европе. Она предлагает отели различных классов и выступает на рынке с разными марками. Марки «Пульман», «Софитель», «Новотель» — это отели высшего класса; марки «Алтеа / меркур» — среднего класса; марки «Архад, Ибис / Урбас» — отели 2 звезды и отели «Формула 1» -1 звезда.

«Inter-Continental Hotels» (Великобритания).

Отель «Метрополь» (5 звезд) — Москва, 403 номера.

«Forte Pie» (Великобритания).

Отель «Националь» (5 звезд) — Москва, 231 номер.

«IMP Group Ltd» (Канада).

Отель «Аэростар» (4 звезды) — Москва, 413 номеров.

«New World /Renaissance Hotel» (Гонконг).

Отель «Олимпик Пента Ренессанс» (4 звезды) — Москва, 473 номера.

«Interstate» (США).

Отель «Тверская» (4 звезды) — Москва, 122 номера.

Рынок России привлекает в настоящее время и другие международные гостиничные компании, в том числе «Hilton» и «Choice Hotels Intern».

В России планируется создание собственных гостиничных цепей. Например, ВАО «Интурист» создает гостиничную цепь «Интурист Корона». Создана гостиничная цепь «Интуротель — ЕвроАзия», учредителями которой стали члены Ассоциации «ЕвроАзия»; в Орле — АО «Орел-интурист», в Сочи — АО «Гостиничный комплекс «Жемчужина» и т. д.

 

3. ВНУТРЕННЯЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТУРИЗМА. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

 

Экономическая эффективность туризма означает получение выигрыша (экономического эффекта) от организации туризма в масштабах государства, туристского обслуживания населения региона, производственно-обслуживающей деятельности туристкой фирмы.

Эффективность в общем понятии означает получение какого-то определенного эффекта, то есть действенность результата.

Экономическая эффективность — это процесс хозяйствования, результат которого выражается определенной выгодой, достигнутой при определенных затратах денежных, материальных, информационных ресурсов и рабочей силы.

Экономическая эффективность туризма означает получение выигрыша (экономического эффекта), от:

  • организации туризма в масштабах государства;
  • туристского обслуживания населения региона;
  • производственно-обслуживающего процесса туристской фирмы.

    Экономическая эффективность туризма является составным элементом общей эффективности общественного труда и выражается определенными критериями и показателями.

    Под критерием следует понимать основное требование к оценке правильности решения поставленной задачи. Необходимость критерия возникает потому, что следует четко определить, с каких позиций следует подходить к расчету эффективности производственно-обслуживающего процесса туризма.

    Общественное производство функционирует в интересах всего общества, поэтому его эффективность следует оценивать исходя из степени достижения целей общества.

    Общий критерий эффективности общественного производства заключается в достижении в интересах общества наибольших результатов при наименьших затратах средств и рабочей силы.

    Проблемы эффективности туризма целесообразно рассматривать с помощью системного подхода.

    Системный подход предполагает установление разных критериев и показателей для разных уровней управления и определенную иерархию целей и соответственно им критериев эффективности.

    Становление и развитие туризма как отрасли характеризуются системой определенных экономических показателей, которые отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону, а также экономические показатели производственно-обслуживающей деятельности туристских хозяйствующих субъектов.

    Система показателей развития туризма включает:

  • объем туристского потока;
  • состояние и развитие материально-технической базы;
  • показатели финансово-экономической деятельности туристской фирмы;
  • показатели развития международного туризма.

    Туристский поток — это постоянное прибытие туристов в страну (регион). К показателям, характеризующим объем туристского потока, относятся: общее количество туристов, в том числе организованных и самодеятельных; количество туродней (количество ночевок, койко-дней); средняя продолжительность (среднее время) пребывания туристов в стране, регионе.

    Количество туродней определяется путем умножения общего количества туристов на среднюю продолжительность (в днях) пребывания одного туриста в стране (регионе).

    Туристский поток — явление неравномерное. Для характеристики неравномерности туристского
    потока применяют коэффициент неравномерности. В зависимости от цели и задачи анализа динамики туристского потока используют три способа расчета коэффициента неравномерности.

    Показатели, характеризующие состояние и развитие материально-технической базы туризма, определяют ее мощность в данной стране (регионе).

    К ним относятся: коечный фонд домов отдыха, пансионатов, турбаз, гостиниц, санаториев и т.п., а также число коек, предоставляемых местными жителями; число мест в торговых залах предприятий питания для туристов; числи мест в театрах, отведенных для туристов; число ванн в водолечебницах отведенных для туристов, и т.д.

    Показатели финансово-экономической деятельности туристской фирмы включают: объем реализации туристских услуг или выручку от реализации услуг туризма, показатели использования рабочей силы (производительность труда, уровень расходов на оплату труда и др.), показатели использования производственных фондов (фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств и др.), себестоимость услуг туризма, прибыль, рентабельность, показатели финансового состояния туристской фирмы (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самоокупаемость и др.).

    Отдельно выделяются показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма. К ним относятся:

  • количество туристов, посетивших зарубежные страны (определяется по числу пересечений государственной границы);
  • количество туродней по иностранным туристам;
  • суммарные денежные затраты, произведенные туристами за время зарубежных поездок.

    Развитие туризма и увеличение объема услуг туризма требуют взвешенного подхода, так как очень высоки социальные последствия принимаемых решений.

    Развитие туризма для каждой страны (региона) имеет как преимущества, так и недостатки.

    Преимущества проявляются в следующем:

  • увеличивается денежный поток в регион, в том числе приток иностранной валюты;
  • растет валовой национальный продукт;
  • создают новые рабочие места;
  • реформируется структура отдыха, которая может быть использована как туристами, так и местным населением;
  • привлекается капитал, в том числе иностранный.

    Недостатки развития туризма проявляются в том, что туризм:

  • влияет на рост цен на местные товары и услуги, на земельные и другие природные ресурсы, на недвижимость и т.д.;
  • способствует оттоку денег за границу при туристском импорте;
  • вызывает экологические и социальные проблемы.

    Бесконтрольное развитие туризма может негативно повлиять на экологическую обстановку в стране, изменить стиль жизни коренного населения.

     

     

     

     

     

     

    4. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

     

    Функция управления – специализированный вид управленческой деятельности. Все многообразие управленческих функций можно разделить на общие и частные функции. В общих функциях выражается содержание управления как особого вида человеческой деятельности. Но управленческий труд имеет и определенное наполнение. Именно оно отражается в частных функциях, таких как управление производством, управление финансами, управление сбытом (маркетинг) и т. п.

    <

    Общие функции управления – предварительное управление (планирование и прогнозирование частных параметров системы), оперативное управление (организация, мотивация, координация и регулирование) и заключительное управление или обратная связь (контроль, учет, анализ);

    Каждая из частных функций, в свою очередь, реализуется через выполнение общих, что позволяет говорить о планировании финансов, организации сбыта, контроле производства. Поэтому в рамках изложения концепции управления производством уделим особое внимание рассмотрению именно общих функций управления.

    Управление – это процесс, или некоторый набор функций, реализуемых в определенном порядке. В него входят: планирование, организация, активизация, координация, контроль.

    Планирование — это, в общем случае, выработка программы действий, которая послужит в дальнейшем основой формирования производственной системы или средством поддержания ее эффективного существования. Программа действий — это одновременно конечная цель, руководящая линия поведения, этапы предстоящего пути и средства, которые будут пущены в ход. Подготовка программы действий является одной из наиболее важных и трудных задач на всяком предприятии. Она приводит в движение всю систему и служит основой успешной реализации последующих функций.

    Организация — это обеспечение предприятия всем тем, что необходимо для его благополучного функционирования: сырьем, оборудованием, деньгами, персоналом и т. п. Обладая необходимыми ресурсами, оно должно функционировать соответствующим образом и выполнять поставленные цели. Результатом выполнения данной функции является созданная производственная система. Следует отметить, что на первоначальном этапе существования системы организация подразумевает разработку модели производственной системы, т. е. ее логического описания, а также проектирование ее структуры — состава элементов и взаимосвязей между ними.

    Активизация. Когда производственная система подготовлена к работе, необходимо заставить ее действовать. Данная функция реализуется путем выдачи распоряжений. Обычно она распределяется между несколькими руководителями, причем каждый берет на себя определенный круг обязанностей и несет ответственность за их выполнение. После активизации производственная система становится действующей.

    Координация подразумевает согласование деятельности всех участников процесса таким образом, чтобы улучшить функционирование предприятия и обеспечить его успех. Это значит — учитывать в отношении каждой подсистемы предприятия (технической, финансовой, коммерческой и т. д.) те взаимосвязи, которые существуют между ней и ее окружением, и те последствия, которые оказывает ее функционирование на связанные с ней подсистемы.

    Контроль на предприятии состоит в проверке — все ли протекает согласно принятой программе, установленным организационным принципам и данным распоряжениям. Его целью является выявление допущенных ошибок с целью исправления и избежания их повторения в дальнейшем. Контроль применяется ко всему: к материальным объектам, действиям, людям. Для того чтобы контроль был действенным, его нужно проводить своевременно и сопровождать соответствующими санкциями. По результатам контроля принимаются управленческие решения, направленные на выработку новых планов, реорганизацию производственной системы, активизацию и координацию ее деятельности. Таким образом запускается новый цикл функционирования системы. Цель координации и контроля — эффективно действующая производственная система.

    Процесс управления начинается с формирования системы целей и задач деятельности организации начинается с формирования системы целей и задач деятельности организации на определенный период времени.

     

    5.ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА В РФ

     

    На современном этапе развития туристского рынка существует две тенденции: подверженность рынка влиянию политических и экономических факторов и способность его к быстрому восстановлению своих объемов в неблагоприятной обстановке как в России, так и за рубежом. В последнее время растет спрос ос стороны иностранных граждан на поездки в российские регионы с целью паломнического, этнического (родственного), экскурсионного и экологического туризма. Российские регионы предлагают широкий спектр самых разнообразных и нетрадиционных видов туризма, аналогов которым на мировом туристкой рынке нет. В России особый интерес вызывают такие виды туризма, как паломнический, экскурсионный и экологический.

     

     

     

    6.КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ ЗАТРАТ НА ТУРПРЕДПРИЯТИИ

     

  • Затраты на приобретение в целях производства туристского продукта прав на следующие услуги туристам:
  • по размещению и проживанию;
  • по транспортному обслуживанию (перевозке);
  • по питанию;
  • по экскурсионному обслуживанию;
  • по медицинскому обслуживанию, лечению и профилактике заболеваний;
  • по визовому обслуживанию (а также иные затраты, связанные с оформлением турпоездки);
  • культурно-просветительского, культурно-развлекательного и спортивного характера;
  • по добровольному страхованию от несчастных случаев, болезней и медицинскому страхованию в период турпоездки;
  • по обслуживанию гидами-переводчиками и сопровождающими.

    При наличии у туристской организации подразделений, оказывающих вышеперечисленные услуги, которые используются при производстве туристского продукта, в себестоимость туристского продукта включаются затраты этих подразделений.

  • Затраты, связанные с освоением новых туров, включая стажировку по иностранному языку работников в странах, в которых у организации, занимающейся туристской деятельностью, организуются туры на основе налаженного делового сотрудничества и контактов, а также в странах, граждане которых принимаются туристской организацией в качестве туристов.
  • Затраты на организованный набор работников, связанные с оплатой услуг организаций по подбору кадров.
  • Представительские расходы, связанные с производственной деятельностью туристской организации по приему и обслуживанию представителей других организаций, включая иностранных, в том числе вне места нахождения организации, занимающейся туристской деятельностью, в пределах сумм, установленных законодательством Российской Федерации.
  • Затраты, возникающие по не востребованной туристами части услуг, права на которые приобретаются партиями, блоками и иными неразделяемыми комплексами для целей формирования туров:
  • по фрахтованию всей или части вместимости транспортного средства (чартер) у перевозчика или иного организатора чартерных программ;
  • по приобретению блока мест в транспортном средстве (блок-чартер), выполняющем регулярный или чартерный рейс;
  • по размещению и проживанию у организаций гостиничной сферы и иных организаций, оказывающих такие услуги, а также у обладателей прав на такие услуги.

     

    7.СТРУКТУРА ПРОДАЖНОЙ ЦЕНЫ ТУРПРОДУКТА

     

    В практике маркетинга разработаны три метода ценообразования.

  • ценообразование с ориентацией на уровень конкуренции;
  • ценообразование с ориентацией на спрос;
  • ценообразование на основе издержек (затратный метод).

    Ценообразование с ориентацией на уровень конкурентов достаточно характерно для туристских организаций. При данном методе ценообразования цены устанавливаются ниже рыночных, на уровне рыночных или выше рыночных в зависимости от требовательности клиентов, предоставляемого сервиса, реальной или предлагаемой ответной реакции конкурентов. Отличительной особенностью турфирм, использующих данный метод ценообразования, является отсутствие постоянной зависимости между ценами и затратами.

     Ценообразование с ориентацией на спрос основано на изучении желаний потребителей и установлении цен, приемлемых для целевого рынка. Данный метод применяется в том случае, если цена является решающим фактором в приобретении турпродукта клиентами. При этом выявляется потолок цен — максимальная сумма, которую потребитель будет готов уплатить за данную услугу.

    Ценообразование на основе издержек (затратный метод) построено на калькулировании полной себестоимости туристского продукта. Используется теми предприятиями, которые стремятся в первую очередь получить прибыль от инвестиций. При этом выявляется нижний предел цены.

    Преимущества затратного метода:

  • ценообразование значительно упрощается, если туристская организация может достаточно точно определить структуру полной себестоимости турпродукта;
  • применение данного метода основными конкурентами фирмы создает условия для снижения ценовой конкуренции;
  • у турфирм появляется возможность уделять значительно меньше внимания колебаниям спроса на туристские продукты.

    Обоснованием продажной цены туристского продукта служит нормативная калькуляция полной себестоимости турпродукта. Нормативная калькуляция — это документ, в котором определяется продажная цена туристского продукта. При калькулировании затраты, косвенные налоги, нормативная прибыль, скидки, комиссионное вознаграждение и цена туристского продукта выражаются в стоимостном (денежном) показателе.

    Следует различать валюту выражения обязательств и валюту расчетов.

    В продажную цену туристского продукта, кроме его полной себестоимости, включают косвенные налоги, нормативную прибыль туроператора, учитываются скидки для отдельных групп туристов по отдельным видам услуг, а также надбавки или скидки (комиссионное вознаграждение) в пользу турагента, реализующего турпродукт.

    Туристские организации применяют скидки со стоимости турпродукта, например:

  • сезонные скидки;
  • скидки для детей и школьников, обычно детям до 7 лет предоставляется скидка 50 %, школьникам — 40 %;
  • специальные скидки, предоставляемые авиакомпаниями и гостиницами для людей в возрасте 50-65 лет;
  • скидки для постоянных клиентов;
  • скидки в случае, если турист, забронировавший тур, дает фирме право самостоятельного выбора одной из трех дат своего отправления и одного из трех пунктов назначения отдыха.

    При разработке продажных цен на туристские продукты учитываются комиссионные вознаграждения посредникам. Практика туристского бизнеса различает следующие виды комиссионных вознаграждений посредникам:

  • комиссия для туроператоров, которые разрабатывают программы и реализуют их самостоятельно или через посредника (комиссия для оптовиков);
  • розничная комиссия выплачивается турагентам, которые перепродают программы туроператорам или сами бронируют гостиничные номера;
  • комиссия для других организаций, которые выступают в качестве посредников между турагентом, туристом и гостиницей.

    В отечественной теории и практике цена является результатом функционального взаимодействия комплекса ценообразующих факторов, к которым относятся:

  • понесенные затраты по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, т. е. себестоимость турпродукта;
  • уровень потребительского спроса на туристский продукт;
  • уровень и динамика цен у конкурентов;
  • наиболее выгодное сочетание таких взаимозависимых величин, как издержки, объем реализации и полученная прибыль;
  • законность цен с точки зрения позиции государственных ценовых органов и их воздействия на различные отрасли экономики в целом и сферы туризма в частности.

    Ценообразование в сфере туризма имеет характерные особенности:

  • Высокая эластичность цен в различных сегментах туристского рынка.
  • Разрыв во времени между моментом установления цены и моментом купли-продажи туристского продукта.
  • Цены на туристский продукт являются розничными ценами, так как турпродукт предназначен непосредственно для потребления.
  • Неспособность туристских услуг к хранению, вследствие чего розничные торговцы не разделяют с производителями риска, связанного с образованием нереализованных запасов. Высокая степень влияния конкурентов. На одни и те же туристские услуги действуют два уровня цен — внутренние и внешнеторговые, например тарифы на транспорт, на гостиничные услуги, услуги по обслуживанию туристов; поэтому с учетом международных требований цены на туристские услуги для иностранных туристов устанавливаются на более высоком уровне, чем для отечественных туристов.
  • Спрос на туристские услуги носит ярко выраженный сезонный характер, поэтому в сфере туризма применяется сезонная дифференциация цен и тарифов.
  • Значительная стоимость операций с туристскими услугами.
  • Для устойчивости спроса на услуги туризма цена не должна вызывать у покупателей отрицательных эмоций, т. е. уровень цен на туристские услуги рассматривается потребителями как вполне допустимый; хорошо, если уровень цен на определенный пакет услуг, предоставленный туристской организацией, ниже затрат самостоятельно путешествующего туриста на аналогичный пакет услуг.
  • Высокий уровень ориентации на психологические особенности потребителя, поскольку цена путешествия может быть связана со статусом клиента, его положением в обществе.
  • Цены на туристский продукт необходимо ориентировать не на среднего потребителя, а на определенные типовые группы; типологию потребления следует рассматривать как основу повышения эффективности коммерческой деятельности туристской организации.
  • Значительная степень государственного регулирования в сфере транспорта, которое часто включает элементы контроля цен.
  • На процесс формирования цен на туристские услуги оказывает влияние туристская рента.
  • Цены на туристский продукт тесно связаны с рекламой туристского продукта: так, снижение цены оказывает рекламное воздействие на потребителя, ведет к росту спроса на туристский продукт; в свою очередь, хорошо организованная реклама может позволить повысить уровень цен на туристский продукт.
  • Цена одной туристской путевки зависит от вида тура (групповой или индивидуальный). Турпродукт в большинстве случаев представляет собой пакет услуг, рассчитанный на группу туристов и лиц, сопровождающих эту группу. Цена индивидуального тура при прочих равных условиях выше, чем цена группового тура в расчете на одного человека. При групповом туре цена тура на одного человека зависит от численности туристов в группе.

    Цена одной турпутевки = 

    Продажная цена турпродукта

    010714 2232 2 Основные цели и ограничительные факторы развития туризма

    Количество туристов в группе и лиц, сопровождающих группу 

    Чем больше численность группы, тем ниже стоимость тура в расчете на одного человека. Цена тура на одного человека зависит от количества туродней: чем продолжительнее тур, тем дороже он будет стоить при прочих равных условиях.

    Указанные особенности предопределяют ценообразование туристских организаций на двух уровнях. Первый уровень соответствует стратегии ценообразования и представляет собой совокупность цен, подлежащих обязательному опубликованию в каталогах, брошюрах, путеводителях и других печатных изданиях. Данные цены затрагивают глобальные вопросы положения туристского продукта и фирмы, долгосрочной прибыли на инвестированный капитал.

    Второй уровень, определяющий в целом тактику ценообразования, характеризует цены, по которым осуществляется реализация туристских услуг исходя из конкретной ситуации.

    Калькуляция составляется плановая (предварительная) и фактическая (последующая, отчетная). Калькуляцию рекомендуется оформлять в виде представленного ниже документа (табл. 1).

    Калькуляция
    на группу ________человек
    по маршруту_______________

    Наименование калькуляционных статей

    Показатели

    в %

    в стоимостном выражении

    1. Страховка
    2. Визы
    3. Транспорт
    4. Проживание
    5. Питание
    6. Экскурсионное обслуживание

       

    Итого прямых затрат 

       

    7. Косвенные расходы туроператора 

    * 

     

    Затраты по сбыту и реализации 

       

    Полная себестоимость 

       

    Налоги 

    * 

     

    Прибыль 

    * 

     

    Стоимость обслуживания группы 

       

    Стоимость (цена) одной туристской путевки 

       

     

     

     

     

     

    8.ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ ТУРПРЕДПРИЯТИЯ

     

    Для оценки управления деятельностью предприятия наука и практика выработали специальные инструменты, называемые экономическими показателями. Экономические показатели — это микромодели экономических явлений. Отражая динамику и противоречия происходящих процессов, они подвержены изменениям и колебаниям и могут приближаться или отдаляться от своего главного предназначения — измерения и оценки сущности экономического явления, поэтому аналитик должен знать природу каждого экономического показателя, идет ли речь об эффективности деятельности или деловой активности предприятия.

    Экономическая эффективность — в настоящее время наиболее полное и последовательное исследование экономической эффективности хозяйственной деятельности дается в теории комплексного экономического анализа. Анализу эффективности посвящены все разделы текущего, перспективного и оперативного анализа. Оценивается достигнутая эффективность хозяйственной деятельности, выявляются факторы ее изменения, неиспользованные возможности и резервы повышения.

    Эффективность хозяйственной деятельности измеряется одним из двух способов, отражающих результативность работы предприятия относительно либо величины авансированных ресурсов, либо величины их потребления (затрат) в процессе производства. Эти показатели характеризуют степень деловой активности предприятия.

    Соотношение между динамикой продукции и динамикой ресурсов (затрат) определяет характер экономического роста. Экономический рост производства может быть достигнут как экстенсивным, так и интенсивным способом. Превышение темпов роста продукции над темпами роста ресурсов или затрат свидетельствует о наличии интенсивности в экономическом росте.

    Для оценки эффективности хозяйственной деятельности также используются показатели рентабельности — прибыльности или доходности капитала, ресурсов или продукции.

    Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота его средств. Рентабельность предприятия отражает степень прибыльности его деятельности. Анализ деловой активности и рентабельности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости и рентабельности, которые являются относительными показателями финансовых результатов деятельности предприятия.

    ОБЩАЯ СХЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

    Знаменатель

    Финансовый результат

    финансового коэффициента

    Выручка от
    реализации

    Прибыль

    Выручка от реализации

    х

    Рентабельность продаж

    Показатель средств предприятия или их источников

    Оборачиваемость средств предприятия или их источников

    Рентабельность средств предприятия или их источников

    Оборачиваемость средств или их источников = Выручка от реализации / Средняя за период величина средств или их источников.

    Рентабельность продаж = Прибыль / Выручка от реализации.

    Рентабельность средств или их источников = Прибыль / Средняя за период величина средств или их источников

    В данных формулах намеренно не конкретизирован показатель прибыли, поскольку в качестве него может быть взята прибыль от реализации продукции (работ, услуг) или балансовая прибыль, облагаемая налогом прибыль, чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Если рентабельность средств или их источников вычисляется на основе прибыли от реализации и тем самым достигается сопоставимость с рентабельностью продаж, то между рассматриваемыми финансовыми коэффициентами существует определенная взаимосвязь:

    Рентабельность средств или их источников = Рентабельность продаж * Оборачиваемость средств или их источников

    Эта формула показывает, что прибыльность средств предприятия или их источников обусловлена как ценообразовательной политикой предприятия и уровнем затрат на производство реализованной продукции (они комплексно отражаются в показателе рентабельности продаж), так и деловой, активностью предприятия, измеряемой оборачиваемостью средств или их источников. Формула указывает на пути повышения рентабельности средств или их источников (по сути дела, степени прибыльности использования капитала предприятия или его составных частей): при низкой прибыльности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота капитала и его элементов и наоборот, определяемая теми или иными причинами низкая деловая активность предприятия может быть компенсирована только снижением затрат на производство продукции или ростом цен на продукцию, т. е. повышением рентабельности продаж.

    В формулах не конкретизирован также показатель средней за период величины средств предприятия или их источников. В качестве данного показателя могут быть использованы итог баланса, величины мобильных средств, материальных мобильных средств, готовой продукции, дебиторской задолженности, кредиторской задолженности, основных средств и прочих внеоборотных активов, собственных средств, перманентного капитала и т.д.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Квартальнов В.А. Туризм. –М.: Финансы и статистика, 2006.
  2. Туризм и гостиничное хозяйство. –М.: ИКЦ: «МарТ», 2003.
  3. Ушаков Д.С. Прикладной туроперейтинг. –М.: ИКЦ «МарТ», 2004.

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.21MB | MySQL:123 | 1,865sec