ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТРАНСПОРТЫ И ИХ РОЛЬ В ГРУЗО- И ПАССИЖИРОПЕРЕВОЗКАХ РОССИИ. ГЕОГРАФИЯ ГРУЗОПОТОКОВ

<

081614 1724 1 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТРАНСПОРТЫ И ИХ РОЛЬ В ГРУЗО  И ПАССИЖИРОПЕРЕВОЗКАХ РОССИИ. ГЕОГРАФИЯ ГРУЗОПОТОКОВ Транспорт — одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.

Транспортную систему России нельзя представлять как целостное и автономное территориальное образование. Она развивалась как часть Единой транспортной системы (ЕТС) СССР, которая была больше по территориальному охвату, структуре и мощности. После распада СССР на ряд самостоятельных государств материально-техническая основа ЕТС — железнодорожные, автодорожные, трубопроводные сети, многие водные пути и сеть морских портов — остается и продолжает функционировать как единое целое, несмотря на разные направления их экономического и социального развития.

На долю Российской Федерации пришлась большая часть транспортных сетей ЕТС СССР: 59% железных дорог общего пользования, 49% всех шоссейных дорог, 74% магистральных трубопроводов, 86% внутренних водных судоходных путей. Тем не менее России приходится использовать транспортную инфраструктуру стран — бывших республик СССР не только для осуществления экспортно-импортных, но и собственных межрайонных перевозок на направлениях Центр — Восток (через территорию Казахстана), Центр — Юг (через территорию Украины) и частично Центр — Запад (через территории Белоруссии, Литвы и Латвии для обеспечения сухопутных связей с Калининградской обл.).

Транспортная система России включает железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, морской, трубопроводный и воздушный транспорт. Каждый из данных видов транспорта выполняет в рамках транспортной системы России определенную функцию в соответствии со своими технико-экономическими особенностями, провозной способностью, географическими и историческими особенностями развития.

В условиях России железнодорожный транспорт наиболее эффективен для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков, а также для перевозки пассажиров на средние расстояния и в пригородном сообщении.

Значение того или иного вида транспорта в транспортной системе определяется прежде всего его долей в общем грузообороте и объеме грузовых перевозок (пассажирские перевозки составляют лишь часть 1/10 от общей нагрузки на транспортную систему в целом).

Таблица 1

Основные показатели, характеризующие место отдельных видов транспорта в транспортной системе России в 2005 г.1

Транспорт

Грузооборот,

%

Объем перевозимых грузов, %

Среднее расстояние перевозки 1 т груза, км

Железнодорожный

31,4

12,0

1123

Автомобильный

3,7

74,8

24

Морской

4,6

0,5

4147

Речной

2,0

1,3

698

Трубопроводный

58,2

11,3

2390

Воздушный

0,06

0,01

4229

ИТОГО

100,0

100,0


 

 

 

Как видно из таблицы 1, ведущее место по грузообороту среди универсальных видов транспорта принадлежит железнодорожному — около 1/3, а на долю автомобильного, морского и речного приходится только 1/10 от общего грузооборота. Доля железнодорожного и речного транспорта в общем грузообороте последние десятилетия падает. В то же время доля узкоспециализированного трубопроводного транспорта постоянно увеличивается и в настоящее время составляет 58,2%. Доля воздушного транспорта в грузообороте крайне незначительна.

По объему перевозимых грузов лидирующее положение занимает автомобильный транспорт — 3/4, на втором месте – железнодорожный — 1/8, на третьем — трубопроводный — 1/9. На остальные виды транспорта приходится менее 3% от общего объема перевозимых грузов.

Железнодорожный транспорт — основной вид магистрального транспорта, обеспечивающий межрайонные перевозки массовых видов грузов Его ведущее значение обусловлено двумя факторами: технико-экономическими преимуществами над большинством других видов транспорта, совпадением направления и мощности основных транспортно-экономических межрайонных и межгосударственных (в границах СНГ) связей России с конфигурацией, пропускной и провозной способностью железнодорожных магистралей (в отличие от речного и морского транспорта)».

Сеть железных дорог обеспечивает основные грузопотоки не между экономическими районами России, но и между Россией и странами ближнего зарубежья.

Общая протяженность железнодорожных путей составляет 148 тыс. км, из них 86 тыс. км приходится на дороги общего пользования, а 62 тыс. км — на ведомственные.

Железнодорожный транспорт играет существенное значение в пассажирских перевозках. Несмотря на развитие автомобильных и воздушных перевозок пассажиров, направление и мощность пассажирских потоков в значительной мере определяются конфигурацией и пропускной способностью железных дорог.

На железнодорожном транспорте 9 из 10 пассажиров перевозятся в пригородном сообщении. В пассажирообороте же ведущую роль играют дальние пассажирские перевозки.

Распределение пригородных перевозок пассажиров зависит главным образом от их скоплений в крупнейших городах и городских агломерациях. Поэтому основная масса таких перевозок приходится на пригородные зоны Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Самары и других городов-миллионеров.

Крупнейшими железнодорожными узлами отправления пассажиров в дальнем сообщении являются Москва и Санкт-Петербург в европейской части России и Новосибирск — на востоке страны.

Автомобильный транспорт относится к динамично развивающимся видам транспорта.

Сфера применения автомобильного транспорта чрезвычайно широка. Автомобили выполняют большую часть городских, пригородных и короткобежных внутрирайонных грузовых перевозок. Они подвозят грузы от производителей продукции к станциям железных дорог, речным пристаням, морским портам и развозят от них к потребителям. Таким образом, автомобильный транспорт может участвовать в перевозках одного и того же груза несколько раз. Поэтому его доля в перевозках грузов чрезвычайно велика и составляет около ¾ от общего объема перевозок грузов всеми видами транспорта.

Основу автодорожной сети России общей протяженностью 916 тыс. км (длина всех шоссейных дорог как общего пользования, так и ведомственных) формируют дороги с твердым покрытием, доля которых составляет 3/4. Однако протяженность автодорог соответствующего современным требованиям технического уровня исчисляется лишь первыми десятками тысяч километров.

Автодороги общего пользования составляют более половины (62%) от всей автодорожной сети. Остальные дороги — ведомственные.

Территориальная дифференциация в размещении автодорожной сети, особенно автодорог с твердым покрытием, в России огромна: при средней густоте 440 км на 10 000 км2 различия между ранее освоенными районами европейской части страны и восточными районами «пионерного освоения» достигают десятков и сотен раз.

<

Конфигурация автодорог в европейской части страны во многом повторяет радиально-кольцевой рисунок железнодорожной сети: крупнейшие автомагистрали (12 дорог) лучами расходятся от Москвы к Санкт-Петербургу (Ленинградское шоссе), Риге (Рижское шоссе), Минску (Минское шоссе), Киеву (Киевское шоссе), Симферополю (Симферопольское шоссе) и т. д., а на некотором отдалении от Москвы они соединяются кольцевыми и хордовыми структурами. Однако к востоку от Урала число автодорог резко сокращается. До настоящего времени еще не построена сквозная автодорога в широтном направлении, соединяющая западные и восточные районы страны.

Особая роль автодорог состоит в том, что они в большей степени, чем другие пути сообщения, обеспечивают перевозки пассажиров с трудовыми, культурно-бытовыми, административными и другими целями.

Морской транспорт имеет важное значение в транспортной системе России: он стоит на третьем месте по грузообороту после железнодорожного и трубопроводного транспорта.

В отличие от других видов транспорта морскими судами перевозят главным образом экспортно-импортные грузы. Внешние (заграничные) перевозки грузов преобладают. Внутренние (каботажные) перевозки большого значения не имеют, за исключением побережий Тихого и Северного Ледовитого океанов.

По тоннажу российский торговый флот занимает девятое место в мире (11,6 млн т дедвейта), но большая часть судов настолько физически изношена, что не позволяет многим из них заходить в иностранные порты.

Специфика внешней торговли России и перевозок морским транспортом предопределила преобладание в составе грузов массовых и объемных, прежде всего нефтяных (почти 50%). Значительна также доля руды, строительных материалов, лесных и хлебных грузов.

Крупнейшим по перевозке российских грузов остался Черноморско-Азовский бассейн (49%).

Второе место в грузообороте перешло к Дальневосточному бассейну (22% переработанных российскими портами грузов), через порты которого осуществляются внешнеторговые связи со странами Тихоокеанское региона, а также обеспечиваются транспортно-экономические связи прибрежными регионами Дальнего Востока.

В бассейне Северного Ледовитого океана (четвертое место— 7,5%) выделяются два порта — Мурманск на побережье Баренцева моря и Архангельск в Белом море.

В Каспийском бассейне (менее 1% переработанных грузов) действуют два относительно крупных порта: Махачкалинский и совмещенный морской и речной Астраханский.

Внутренний водный транспорт относится к одному из древнейших видов транспорта. Россия обладает большой и разветвленной сетью речных путей и озер. Однако существенную роль он играет либо в тех регионах, где направления основных транспортно-экономических связей и речных путей совпадают (Волжско-Камский речной бассейн в европейской части России), либо в слабоосвоенных регионах с практически полным отсутствием альтернативных видов транспорта (Север и Северо-Восток страны).

Протяженность эксплуатируемых внутренних водных путей в России в последние десятилетия сокращается и в настоящее время составляет 89 тыс. км. Также падает и доля речного транспорта в грузообороте (2,0% в 1998 г.), так как он не выдерживает конкуренции с другими видами магистрального транспорта, и прежде всего с железнодорожным транспортом, сфера применения которого в сравнении с речным транспортом практически идентична.

В состав речного флота входят самоходные суда грузоподъемностью 2—3 тыс. т, сухогрузы типа «Волга—Дон», танкеры грузоподъемностью до 5 тыс. т и крупные баржи.

Внутренние судоходные водные пути относятся к разным речным бассейнам.

Преобладающую часть грузовых перевозок и грузооборота выполняют пароходства трех воднотранспортных бассейнов: Волжско-Камского, Западно-Сибирского и Северо-Западного.

Волжско-Камский бассейн, обслуживающий экономически наиболее развитые и плотно заселенные районы европейской части России, — главный.

На втором месте по объему выполняемой работы стоит Западно-Сибирский бассейн, включающий Обь с притоками. Здесь крупными портами выступают Новосибирск, Омск, Томск, Тобольск, Тюмень, Сургут, Уренгой, Лабытнанги.

Третьим по важности является воднотранспортный бассейн Европейского Севера. Главной магистралью бассейна является Северная Двина с притоками Сухоной и Вычегдой. Ведущим портом бассейна выступает Архангельск.

Важное значение для снабжения Якутска и промышленных очагов Якутии играют Лена и расположенный на ее пересечении с БАМом порт Осетрово.

Стержнем воднотранспортной системы является Единая глубоководная система европейской части России общей протяженностью 6,3 тыс. км. В нее входят глубоководные участки Волги (от Твери до Астрахани), Камы (от Соликамска до устья), Москвы-реки, Дона и межбассейновые глубоководные соединения — Московско-Волжское, Волго-Балтийское, Беломорско-Балтийское, Волго-Донское.

В настоящее время трубопроводы относятся к узкоспециализированному виду транспорта. Они предназначены для транспортировки жидких и газообразных продуктов.

По назначению магистральные трубопроводы разделяются на нефте-, продукте- и газопроводы. В последнее время получают развитие и другие виды трубопроводов (пульпопроводы, пневмопроводы и др.).

Развитие трубопроводного транспорта неразрывно связано с освоением нефтяных и газовых месторождений, территориальной организацией нефте- и газоперерабатывающей промышленности, размещением основных потребителей нефти, газа и продуктов их переработки на внутреннем и внешнем рынках. Преобладание в производстве первичной энергии в России газа и нефти, огромный территориальный разрыв между нефтяными базами, районами добычи газа и основными их потребителями (средняя дальность перекачки 1 т груза по трубопроводам составляет около 2400 км) привели к очень высокой доле трубопроводного транспорта в структуре грузооборота всех видов транспорта — 58,2% (1998 г.). Из них 36,9% приходится на газопроводный, а 21,3% — на нефтепроводный транспорт.

Современная сеть магистральных нефтепроводов России имеет протяженность 47 тыс. км и образует несколько систем. Из основных нефтедобывающих районов (Западная Сибирь и Урало-Поволжский район) нефтепроводы проложены:

— в западном направлении: Сургут — Тюмень — Уфа — Альметьевск — Нижний Новгород — Ярославль — Кириши (крупный нефтеперерабатывающий завод вблизи Санкт-Петербурга); Сургут — Пермь — Нижний Новгород — Полоцк; экспортная нефтепроводная система «Дружба» (3 трубопровода большого диаметра); Нижневартовск — Самара — Унеча — Мозырь — Брест — Европа с ответвлениями Унеча — Полоцк — Вентспилс (крупнейший нефтеэкспортный порт бывшего СССР в Балтийском бассейне) и Мозырь — Ужгород — Восточная Европа;

— в юго-западном направлении: Самара — Лисичанск — Кременчуг — Снигиревка — Николаев — Одесса с ответвлением от Снигиревки на Херсон; Самара — Волгоград — Тихорецк — Новороссийск (крупнейший нефтеэкспортный порт на Черном море);

— в восточном направлении: Александровское — Анжеро-Судженск — Ачинск — Ангарск (крупный нефтехимический комбинат);

— в южном направлении из Западной Сибири: Сургут — Омск — Павлодар — Чимкент — Чарджоу.

К этим высокопроизводительным системам преобладающего широтного направления подключены нефтяные месторождения Республики Коми (нефтепровод Ухта — Ярославль), Северного Кавказа (Баку — Грозный — Тихорецк), Казахстана (Новый Узень — Гурьев — Самара и Гурьев — Орск — Уфа) и др. На Дальнем Востоке проложен нефтепровод через Татарский пролив Оха — Комсомольск-на-Амуре.

Газопроводный транспорт — самый молодой вид транспорта. Первые газопроводы были построены в годы Великой Отечественной войны. Особенно быстро газопроводный транспорт развивался в 70—90-е годы, достигнув протяженности 152 тыс. км.

На Дальнем Востоке построен газопровод от месторождений природного газа Северного Сахалина до Комсомольска-на-Амуре. Небольшие по протяженности газопроводы действуют также в Якутии (от Усть-Вилюйского месторождения на Якутск) и на севере Восточной Сибири (от Мессояхского месторождения на Норильск).

В транспортной системе России воздушный транспорт является одним из основных видов пассажирского транспорта. В его общей работе перевозки пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты — 1/5.

Использование авиационного транспорта дает большой временной выигрыш (за счет большой скорости самолетов и от спрямления трассы полета) по сравнению с другими видами транспорта на средних и особенно больших расстояниях.

Особую роль играет воздушный транспорт для слабоосвоенных районов Сибири и Дальнего Востока, где он вместе с сезонным речным транспортом часто является единственным средством сообщения.

Наиболее массовые и устойчивые пассажиропотоки сконцентрированы на авиалиниях от Москвы по пяти основным направлениям: Кавказскому, Южному, Восточному, Центральноазиатскому и Западному. Воздушный транспорт перевозит пассажиров параллельно почти всем основным направлениям железных дорог. При этом доля воздушных перевозок больше железнодорожных на линиях от Москвы до Екатеринбурга и Новосибирска и далее на восток, а также от Москвы до Сочи, Минеральных Вод, столиц стран СНГ. Основные пассажиропотоки концентрируются в восточном (Сибирь и Дальний Восток) направлении.

Крупнейшим авиатранспортным узлом России и стран СНГ является Москва. На четыре московских аэропорта (Шереметьево, Домодедово, Внуково и Быково) приходится 39% всех отправлений пассажиров воздушным транспортом России. Крупными (более 250 тыс. отправлений пассажиров) авиатранспортными узлами являются также Санкт-Петербург (Пулково) — второй по значению после Москвы, Екатеринбург (Кольцове), Самара, Сочи, Уфа, Минеральные Воды — в европейской части страны, Новосибирск (Толмачево) — третий по отправлению пассажиров аэропорт в стране, а также Сургут, Тюмень, Нижневартовск — в Западной Сибири, Красноярск и Иркутск — в Восточной Сибири, Хабаровск и Владивосток — на Дальнем Востоке.

Основу парка гражданской авиации страны составляют самолеты Ил-62, Ту-154, Ту-134, Як-40, разработанные в 60—70-х годах и устаревшие морально и физически (26% воздушных судов находится в эксплуатации от 15 до 30 лет). Поэтому остро стоит вопрос технического перевооружения воздушного транспорта, перехода на новые типы отечественных самолетов (Ил-96-300, Ту-204, Ил-114, Ан-70), имеющие лучшие летные и эксплуатационные характеристики.

 

 

 

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

 

Территория — 589 тыс км2. Население — 21,7 млн чел. Федеральный центр — Ростов-на-Дону.

Территориальный состав: Республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия — Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия — Алания, Чеченская; Краснодарский, Ставропольский края; Астраханская, Волгоградская, Ростовская области — 13 субъектов;

Федеральный округ в % от России: территория — 3,4; население — 14,9; валовой региональный продукт — 7,7; продукция промышленности — 5,9; продукция сельского хозяйства— 16,2.

Выгодное экономико-географическое положение:

непосредственный выход к трем морям, в том числе к Черному и Азовскому, имеющим сообщение с Мировым океаном;

соседство с наиболее экономически развитыми ЦФО и ПФО.

Кроме минерально-строительных материалов и источников минеральных вод округ беден полезными ископаемыми:

наиболее эффективная для добычи часть углей Донбасса выработана;

истощены в результате многолетней эксплуатации месторождения газа и нефти, кроме ресурсов шельфа Каспия и Астраханского месторождения природного газа.

Велики гидроэнергоресурсы горных рек Кавказа.

Южный округ обладает самым теплым климатом в стране с длинным вегетационным периодом, что создает наилучшие в России условия для растениеводства. Лишь на его территории возможно возделывать такие теплолюбивые культуры, как винодельческие и косточковые, а на Черноморском побережье — желтый табак и цитрусовые.

Однако горный рельеф и недостаток влаги в восточных районах округа ограничивают возможности развития сельского хозяйства. Теплый климат, большая протяженность береговой линии Черного, Азовского и Каспийского морей, обилие минеральных источников создают благоприятные условия для развития санаторно-курортного хозяйства.

Средняя плотность населения ЮФО — 37 человек на км2. Доля городского населения — 56% — самая низкая в стране. Имеются два города-миллионера: Ростов-на-Дону и Волгоград. Городские агломерации не получили большого развития. В этническом отношении при заметном преобладании русских и украинцев велика доля коренных этносов Северного Кавказа. Этот регион отличается напряженной этнической обстановкой, узлом которой является Чеченская республика.

Отрасли хозяйственной специализации:

зерновое хозяйство;

возделывание технических культур (подсолнечник и сахарная свекла);

овощеводство и бахчеводство;

плодоводство и виноградарство;

пищевая промышленность;

санаторно-курортное хозяйство;

морской транспорт.

Основу хозяйственной специализации ЮФО составляют отрасли АПК. Преимущественное развитие получило само сельскохозяйственное производство и пищевая промышленность. Вместе с тем производства, обеспечивающие сельское хозяйство и пищевую промышленность машинами, оборудованием, минеральными удобрениями, здесь (кроме производства зерновых комбайнов в Ростове-на-Дону) развиты слабо и не относятся к отраслям специализации округа в общероссийской системе разделения труда.

По общему объему сбора зерновых округ делит первое и второе места в России с ПФО. Основные зерновые культуры округа: пшеница, кукуруза, ячмень и рис. В посевных площадях пшеницы преобладают озимые сорта и лишь в малоснежных степях Нижнего Поволжья и восточной части Северного Кавказа высевают яровую пшеницу. Посевы кукурузы приурочены к лесостепной зоне. Основной сбор этой культуры обеспечивает Краснодарский край. Рисовые чеки концентрируются в плавнях Кубани.

Наряду с Центральным Черноземьем ЮФО — основной район возделывания технических культур. Он занимает первое место в стране по сбору семян подсолнечника и второе — по производству технических сортов сахарной свеклы. Посевы подсолнечника занимают обширные пространства лесостепной и наиболее увлажненной части степной зоны. Более чувствительная к засухам сахарная свекла, главным образом культивируется в западных районах лесостепной зоны. Основной ее производитель — Краснодарский край.

ЮФО — главный плодоводческий район (до трети общероссийского производства в наиболее урожайные годы) и единственный в стране район виноградарства.

Здесь наиболее богатый ассортимент плодоводческой продукции — от яблок и груш до косточковых (абрикосы и персики), а на Черноморском побережье Кавказа вызревают цитрусовые (мандарины и апельсины). Основные плантации плодовых культур размещаются в предгорьях Главного Кавказского хребта и в пригородных зонах, а самым крупным из них производителем является Краснодарский край. Он же крупнейший производитель винограда. Преобладают технические сорта винограда. Второй район виноградарства — Дагестан.

ЮФО — единственный в стране район бахчеводства (главным образом выращивание арбузов и дынь). Его основные ареалы: Волго — Ахтубинская пойма, предгорья Главного Кавказского хребта, а также западные районы Краснодарского края и Ростовской области.

Пищевая промышленность округа базируется на переработке местной сельхозпродукции, и ее размещение в первую очередь обусловлено географией сельского хозяйства.

Ведущая отрасль пищевой промышленности — виноделие, а главный район виноделия Краснодарский край, где функционирует крупнейшее в стране производственное объединение «Кубаньвино» — прямой наследник всемирно известной фирмы «Абрау-Дюрсо». Второй район виноделия — Дагенстан.

Плодоовошеконсервная промышленность ЮФО — крупнейшая в стране. Ассортимент ее продукции чрезвычайно разнообразен, особенно значительны объемы выпуска томатных консервов.

ЮФО — крупнейший в стране район по производству растительного масла и второй после ЦФО по производству свекловичного сахарного песка.

Мукомольно-крупняная промышленность в наибольшей мере приурочена к крупным городам Краснодарского, Ставропольского краев. Ростовской и Волгоградской областям.

Крупная мясная промышленность в Ростовской области. Краснодарском и Ставропольском краях, а также в Волгоградской области. Молокоперерабатывающие предприятия в большей мере концентрируются в Краснодарском крае и Ростовской области.

ЮФО занимает третье место в стране (после ЛФО и С-ЗФО) по улову рыбы и ее переработке. По улову рыбы лидируют Каспийское и Азовское моря, значительно им уступает Черное море. В связи с тем. что большая часть рыболовного океанического флота после распада СССР отошла от России к остальным странам СНГ, а оставшиеся у России суда в значительной мере отслужили свой срок и находятся в плохом техническом состоянии, масштабы дальнего океанического улова существенно сократились

Крупнейшие центры рыбной промышленности округа:

Астрахань. Махачкала. Дербент — на Каспийском море;

Ростов-на-Дону, Таганрог, Ейск — на Азовском море;

Новороссийск и Туапсе — на Черном море.

Производство техники и оборудования для сельского хозяйства и пищевой промышленности — слабое звено хозяйства округа. Лишь производство зерноуборочных комбайнов (Ростов и Таганрог) имеет специализирующее значение в общероссийской системе территориального разделения труда.

Важнейшая задача развития АПК ЮФО — дальнейшая ориентация его сельскохозяйственного производства на те культуры, которые по климатическим условиям нельзя (или нерентабельно) вырашивать на остальной территории страны. В первую очередь это относится к производству винограда, косточковых плодовых культур, груш, цитрусовых, табака, чая. а также томатов, огурцов, баклажанов, патиссонов и различных бахчевых культур. В связи с этим в пищевой промышленности округа наибольшие перспективы развития имеют виноделие и овощеконсервная промышленность.

Северный Кавказ в силу его уникальных для России природно-климатических условий — крупнейший в стране регион санаторно-курортного хозяйства (морские курорты Черноморского побережья Кавказа и Азовского моря, горноклиматические курорты, Минеральноводческие бальнеологические курорты). В 90-е гг. XX столетия большой урон курортному хозяйству округа нанесли этнические конфликты и конкуренция зарубежных стран (особенно Турции). Тем не менее начиная с 1999 г. наметилась тенденция возрождения отечественного курортного хозяйства, и в этом процессе Северному Кавказу отводится ведущая роль.

ЮФО — второй после Северо-Запада регион России по масштабам развития морского транспорта. Через его морские порты осуществляется связь со странами Черноморского бассейна. Средиземноморья, средней и южной части Атлантического океана, Индийского океана, а также с прикаспийскими государствами.

Крупнейшие морские порты округа — Новороссийск, Туапсе. Сочи (на Черном море), Ростов-на-Дону, Таганрог и Ейск (на Азовском море), Астрахань, Махачкала и Дербент (на Каспийском море).

Внутрирегиональные различия. Основная часть населения и производственного потенциала Южного федерального округа размешена на западе, а также в предгорьях Кавказа, вдоль Волги и Дона,

Наиболее развиты в экономическом отношении: Ростовская область; Волгоградская область; Краснодарский край.

Наименее развитыми являются республики Северного Кавказа и Калмыкия.

Ростов-на-Дону вместе с ближайшим окружением и горнозаводским Донбассом формируют довольно крупную — более 2 млн, жителей — городскую агломерацию, другая городская агломерация складывается на Черноморском побережье Кавказа, в районе Большого Сочи.

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алексеев А.И., Бабурин В.Л. и др. Экономическая и социальная география России. – М.: ИНФРА-М, 2006.
  2. Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география России. Ростов-н/Д., 2006.
  3. Курицын И.И., Волгин А.В. и др. Экономическая география. –М.: Школьная пресса, 2001.
  4. Пелих А.С. и др. Экономика предприятия и отрасли промышленности. Ростов-на-Дону, 2002.
  5. Родионова И.А. Экономическая география. –М.: Экзамен, 2006.
  6. Скопин А.Ю. Экономическая география России. – СПб.: Велби, 2006.
  7. Третьяк В. Анализ отраслевой организации рынков // Российский экономический журнал. № 5– 10, 2001.
  8. Экономическая и социальная география России / Под ред. А.Т. Хрущева. –М.: Дрофа, 2007.

 

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.95MB/0.00037 sec

WordPress: 24.76MB | MySQL:119 | 1,934sec