ПОНЯТИЕ «УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ», ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ

<

081514 1655 1 ПОНЯТИЕ «УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ»,  ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕУровень жизни является одной из важнейших социальных категорий. Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей. Так понимается и благосостояние. Денежная же оценка благ и услуг, фактически
потребляемых в среднем домохозяйстве в течение известного промежутка времени и соответствующих определенному уровню удовлетворения потребностей, представляет собой стоимость жизни. В широком смысле понятие «уровень жизни населения» включает еще условия жизни, труда и занятости, быта и досуга, его здоровье, образование, природную среду обитания и т. д. В таком случае чаще употребляется термин «качество жизни».

Можно выделить четыре уровня жизни населения: достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека); нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил); бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы); нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддержать жизнеспособность человека).

Повышение уровня жизни (социальный прогресс) составляет приоритетное направление общественного развития.

Еще у древних римлян одним из главных девизов был такой: «Благо народа — высшая цель». Благо народа и есть критерий прогресса. Особую значимость этот критерий приобретает в социально ориентированной рыночной экономике, где центральной фигурой ставится человек. Рыночная экономика — экономика массового потребления, именно потребитель — король рынка с его законом: нельзя производить что-либо, не имея в виду предстоящего потребления.

Важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время.

Условия жизни можно укрупнено разделить на условия труда, быта и досуга. Условия труда включают санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические и социально-психологические условия. Условия быта — это обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового обслуживания (бань, прачечных, парикмахерских, ремонтных мастерских, прокатных пунктов и т. д.), состояние торговли и общественного питания, общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия досуга связаны с использованием свободного времени людей. Свободное время — часть внерабочего времени, предназначенная для развития личности, более полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных ее потребностей.

Возможны три аспекта изучения уровня жизни: 1) применительно ко всему населению; 2) к его социальным группам; 3) к домохозяйствам с различной величиной дохода.

Важную роль в изучении уровня жизни населения играют социальные нормативы как научно обоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе. Различаются социальные нормативы: развития материальной базы социальной сферы, доходов и расходов населения, социального обеспечения и обслуживания, потребления населением материальных благ и
платных услуг, условий жизни, состояния и охраны окружающей
среды, потребительского бюджета и др. Они могут быть уровневыми, выражающими абсолютную или относительную величину нормы соответственно в натуральных показателях или процентах (возможные варианты нормативов: моментные, интервальные, минимальные, максимальные), а также приростными, представленными в виде соотношения приростов двух показателей.

Непосредственное отношение к уровню жизни имеет потребительский бюджет, суммирующий нормативы (нормы) потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по социальным и половозрастным группам населения, климатическим зонам, условиям и тяжести труда, месту проживания и т. д. Различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты.

К другим основным социальным нормативам относятся: минимальная заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице для трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов; минимальные стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее
уязвимым в материальном отношении группам населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.).

В совокупности они образуют систему минимальных социальных гарантий как обязанность государства обеспечить гражданам: минимальные размеры оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетним ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры. Стержень социальной политики — прожиточный минимум, и с ним должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии.

Существующие нормативы отражают современные научные
представления о потребностях людей в благах и услугах — личных потребностях. Однако последние не следует абсолютизировать, так как они всегда изменчивы, что затрудняет их количественную оценку. Личные потребности отражают объективную необходимость в определенном наборе и количестве материальных благ и услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного человека.

Личные потребности подразделяются на физиологические (физические), интеллектуальные (духовные) и социальные. Физиологические потребности являются определяющими — первого порядка, поскольку выражают потребности человека как биологического существа; в их составе насущными, первичными, выступают потребности в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности и т.д.

Интеллектуальные потребности касаются образования, повышения квалификации, творческой деятельности, порождаемой внутренним состоянием человека.

Социальные потребности связанны с функционированием человека в обществе — это социально-политическая деятельность, самовыражение, общение с людьми, обеспечение социальных прав и т. д.

Интеллектуальные и социальные потребности относятся к потребностям непервой необходимости и удовлетворяются после того, как наступает определенная степень удовлетворения первостепенных потребностей. Прямой оценки они не имеют, хотя во многом зависят от состояния культуры в обществе, общего уровня и качества жизни населения. Условия же для их удовлетворения характеризуются бюджетом времени населения. По величинам рабочего, нерабочего и свободного времени можно оценить эффективность рабочего времени и возможности удовлетворения интеллектуальных и социальных потребностей человека.

Различаются рациональные (разумные) и иррациональные потребности. Первые (рациональные) отвечают научным представлениям о потреблении благ и услуг, необходимых для поддерживания здорового образа жизни человека и гармоничного развития личности. Это общественно полезные потребности, плохо поддающиеся количественной оценке. Их можно определить условно с
помощью рациональных норм и нормативов (кроме рациональных
норм потребления продуктов питания, устанавливаемых на основе данных науки о питании). Вторые (иррациональные) потребности выходят за рамки разумных норм, принимают гипертрофированные, иногда извращенные формы, в частности по отношению к питанию.

Внешней формой проявления личных потребностей выступает
спрос населения, хотя и количественно, и качественно он отличается от действительной потребности. Различают общий потребительский спрос, объем и структура которого соответствуют объему потребления населением материальных благ и услуг, и платежеспособный спрос на них, отражающий платежеспособные возможности населения.

Наряду с личными выделяют социальные потребности общества,
обусловленные необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития, в том числе производственные, потребности в управлении, обороне, охране окружающей среды и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОЦЕНКА УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

 

Территория Кубани находится на стыке самых разнообразных тектонических зон. Поэтому геологическое ее строение характеризуется большой сложностью. На севере узкой полосой в нее вклинивается Азовский выступ кристаллического фундамента, а вся предгорная равнина является частью Скифской платформы. На юге к краю относится северо-западная часть альпийской геосинклинальной зоны Большого Кавказа. Еще южнее располагается глубоководная впадина Черного моря, характеризующаяся специфическими особенностями геологического строения. Столь сложные и своеобразные геологические условия определили и очень пестрый набор геологических формаций, геологическое и тектоническое строение недр, особенности распределения и образования разнообразных полезных ископаемых.

Основными орографическими единицами Краснодарского края являются равнины Западного Предкавказья, занимающие его север и центр, и горы Западного Кавказа, расположенные на юге края. Равнины раскинулись на площади в 59 тыс. км2, что составляет около 71% всей его территории. Горы занимают менее трети поверхности края (29%), или 24 тыс. км2.

Равнины подразделяются на Кубано-Приазовскую низменность, Прикубанскую наклонную равнину, Ставропольскую возвышенность и грядово-низменный рельеф Таманского полуострова с примыкающей к нему частью дельты реки Кубани.

Краснодарский край находится на юге нашей страны, поэтому здесь намного теплее, чем, например, в Московской области. На Кубано-Приазовской низменности, в предгорьях и горах, на Черноморском побережье и Таманском полуострове в одно и то же время года можно наблюдать разную погоду. Для каждого времени года характерна своя погода. Эти ежегодно повторяющиеся особенности погоды и составляют климат данной местности. Зависит он от географического положения, близости морей, рельефа местности и господствующих ветров. Климат большей части нашего края умеренно-континентальный, на побережье Черного моря (южнее Туапсе) –субтропический – влажный.

Территория Кубанской равнины открыта с севера, то есть доступна действию арктических воздушных масс.

На формирование погоды определенное влияние оказывают циклоны и антициклоны.

Ветры юго-западных направлений летом приносят прохладу и дожди, зимой — оттепели и осадки в виде снега и дождя. Влияют на климат также и местные ветры. К ним относятся бризы и фены.

Черное море летом охлаждает побережье бризами, зимой, наоборот, согревает, отдавая накопленное в жаркие дни тепло. Высокие Кавказские горы задерживают холодные потоки воздуха, идущие с севера.

<

Наибольшая скорость ветров отмечена на северо-западе Черноморского побережья в районе Новороссийска. Температура воздуха понижается при этом до 15—18° мороза.

Численность постоянного населения Краснодарского края к концу 2004 года составила 5100,3 тыс. чел. Средняя плотность населения 67,1 чел./км2. Экономически активное население составляет 2402,4 тыс. чел. В 2004 г. сред не годовая величина уровня зарегистрированной безработицы составила 1 %, а уровня фактической безработицы 8,8% от численности экономически активного населения. Наибольшую долю в общей численности населения края (60%) занимают граждане трудоспособного возраста, доли граждан в возрасте моложе трудоспособного и старше трудоспособного составляют соответственно 17 и 23 процента.

Численность населения наиболее крупных городов Краснодарского края на 1 января 2005 года (тыс. чел.): Краснодар 784,0; Сочи 397,5; Новороссийск 281,4; Армавир 209,9; Ейск 96,1; Геленджик 85,4, Кропоткин 79,6.

На долю транспортной отрасли приходится 16% объема валового регионального продукта Краснодарского края. Объем услуг в отрасли в 2004 году достиг 80 млрд. рублей, перевозка грузов- 222 млн. тонн, пассажиров -731 млн. человек.

В Краснодарском крае действует 3 аэропорта, имеющих международный статус: в Краснодаре, Сочи и Анапе. За последние три года расширилась география пассажирских перевозок, в том числе и на международных линиях: осуществляются рейсы в такие страны, как Австрия, Германия, Греция, Италия, ОАЭ, Турция.

Кубанская земля обладает значительным потенциалом предприятий сельскохозяйственной отрасли. На долю сельского хозяйства приходится более 17% валового регионального продукта края и почти — 8% валовой сельскохозяйственной продукции России, в т.ч. зерна -10,0%, сахарной свеклы — 25%, подсолнечника — 17%. Общая площадь сельскохозяйственных угодий в крае составляет свыше 4 млн. га.

Около 21% объемов промышленного производства в крае приходится на топливно-энергетический комплекс. За пять лет добыча нефти увеличилась на 222 тыс. тонн (+14%), газа естественного на 439 млн. куб. м. (+23%), объем первичной переработки нефти на 2,4 млн. тонн (+58%).
Крупнейшие добывающие предприятия отрасли: ОАО «НК Роснефть-Краснодарнефтегаз», ООО «Кубаньгазпром».

В крае функционируют 3 нефтеперерабатывающих завода, самый крупный — ОАО «Роснефть-Туапсинский нефтеперерабатывающий завод».

Краснодарский Край заселен преимущественно русскими. Но здесь проживают и украинцы, адыгейцы, армяне, греки, эстонцы и другие народности.

Краснодар — административный, промышленный и культурный центр Краснодарского края. Расположен на Кубано-Приазовской низменности, на правом берегу Кубани, на высоте 33 метров над уровнем моря, территория 840 квадратных километров, проживает 865 тысяч человек (на 1.01. 04 г.).

Основан черноморскими казаками в 1793 году. Раньше его называли Екатеринодар, в честь императрицы Екатерины II, которая разрешила запорожским (черноморским) казакам переселиться с Украины на Кубань.

Главным результатом социально-экономического развития Краснодарского края в последние годы можно назвать закрепление положительной динамики основных экономических и социальных показателей. Так, в 2005 году оборот организаций всех видов деятельности составил 685 млрд. рублей, что превышает аналогичный уровень прошлого года на 33 процента. По итогам социально-экономического развития Краснодарского края в 2005 году индекс промышленного производства увеличился на 6,8 процента по сравнению с 2004 годом. Рост показателей имел место по всем основным направлениям деятельности.

Объем продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей (сельхозорганизации, личные подсобные хозяйства населения, фермеры) достиг 106,5 млрд. рублей или 101,8 процента к уровню января-ноября.

Потребительский рынок товаров и услуг в крае продолжал динамично развиваться и характеризуется сохранением более высоких темпов роста показателей, чем в сфере материального производства. Увеличение объемов продаж и оказания услуг обусловлено: ростом денежных доходов и уровня потребительского спроса населения; приходом на рынок крупных российских операторов и представителей международных торговых сетей, развитием малого бизнеса. Обороты розничной и оптовой торговли увеличены соответственно на 11,7 и 10,5 процента, общественного питания – на 15,4 процента. Объем услуг, оказанных курортно-туристскими организациями, достиг 22,7 млрд. рублей, прирост составил 9,8 процента.

По объему валового регионального продукта и объему инвестиций Кубань входит в первую десятку регионов России.

Уровень жизни населения Кубани постоянно повышается. Соотношение среднедушевого дохода и величины прожиточного минимума в 2006 году составило 23,6%, что выше показателей за соответствующий период 2005 года на 19%. Среднедушевые денежные доходы населения за ноябрь составили 7713 рублей и увеличились на 37% по сравнению с 2005 годом.

В Краснодарском крае по данным за первое полугодие 2007 года среднемесячная номинальная заработная плата без выплат социального характера в крупных, средних и малых организациях составила 10588 рублей

Доходы бюджетов регионов РФ в 2008 году возрастут на 589 млрд рублей и составят 4 трлн 793 млрд рублей. В 2009 году доходы регионов увеличатся до 5 трлн 214 млрд рублей, в 2010 году — до 5 трлн 657 млрд рублей. Таким образом, отметил А.Кудрин, каждый год прирост доходов субъектов РФ будет составлять 400-500 млрд рублей.

Поступления по налогу на прибыль, большая часть которого идет в региональные бюджеты, в 2006 году по сравнению с 2003 годом выросли в 3 раза. Поступления по налогу на доходы физических лиц выросли за этот период на 75%, а инфляция — на 35%.

В Краснодарском крае и июне 2007 года инфляция по сравнению с маем составила 1,6%, а за 6 месяцев 2007 года превысила 6%.

По данным статистики, цены на продовольственные товары в июне выросли на 3,4%. Отмечен значительный рост цен на хлеб и хлебобулочные изделия, соки фруктовые, муку пшеничную, комбикорма, полуфабрикаты мясные, спирт этиловый из пищевого сырья, крупу манную, рожки (на 7-13%).

По прогнозу в 2009 году среднедушевые денежные доходы составят 12500 руб. и увеличатся по сравнению с прошлым годом на 87%, . Соотношение  среднедушевого денежного дохода населения и величины прожиточного минимума к 2009 году по оценке составит 320% и увеличится по сравнению с 2006 годом на 84%».

Именно состояние экономики в первую очередь определяет спрос и предложение рабочей силы, ситуацию в сфере занятости

В целом, занятость населения Кубани сохраняется на достаточно высоком уровне. К концу декабря 2005 года в экономике края было занято 2189 тысячи человек (89% численности экономически активного населения).

Отмечается положительная тенденция снижения общей численности безработных (рассчитанной в соответствии с методологией МОТ) с 212 тысяч человек в конце декабря 2004 года до 183 тысяч человек к концу декабря 2005 года. Вследствие чего уровень общей безработицы снизился с 8,8% до 7,7% (табл.1).

Таблица 1

Динамика занятости населения Краснодарского края

 

Показатели 

на 01.01.2005 

на 01.01.2006 

2006 г. в %

к 2005 г. 

Экономически активное население

в том числе:

2402,0 

2462,0 

102,5 

Занятые (тыс. человек)

2190,0 

2189,0

99,9 

Безработные (тыс. человек)

212 

183 

86,3 

из них: зарегистрировано в службе занятости (тыс. человек)

23,2 

20,4 

87,9 

 

Динамика спроса предприятий на рабочую силу является главным индикатором оценки состояния рынка труда, поскольку именно спросом определяется его емкость, то есть возможность, обеспечения работой желающих трудиться. 

Статистические данные службы занятости края по состоянию на 1 января 2006 года свидетельствуют о возрастании спроса на рабочую силу, при одновременном увеличении предложения.

Следствием положительной динамики социально-экономического Краснодарского края стало увеличение спроса на рабочую силу, которое проявилось в росте числа заявленных в службу занятости края вакансий: за 2005 год для выбора вариантов трудоустройства клиенты краевой службы занятости населения могли использовать информацию о 306,5 тысячах вакансий, что на 10,8 процента больше уровня 2004 года.

Одновременно увеличилась обращаемость граждан в государственную службу занятости населения края. За 2005 год различные услуги получили более 638,6 тысячи человек, что на 9,2 процента больше соответствующего периода прошлого года.

В целом по краю по итогам 2005 года спрос (вакансии) в 1,4 раза превышает предложение (граждане, ищущие работу и не занятые трудовой деятельностью). Эта тенденция благоприятна для удовлетворения потребностей граждан в трудоустройстве и отражает стабильность в сфере занятости и на рынке труда края.

Уровень регистрируемой безработицы в крае на 1 января 2006 года составил 0,8% экономически активного населения, что в 2,3 раза меньше среднероссийского и самый низкий показатель по Южному федеральному округу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ УРОВНЕМ ЖИЗНИ РЕГИОНА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ КАК ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

 

Уровень жизни и неразрывно взаимосвязанная с ним модель стратификации влияют на политическое сознание и электоральную активность граждан, тем самым обеспечивая обратную связь между системой государственной власти и обществом.

В Конституции РФ, принятой в 1993 г., в ст.7 п.1 провозглашено: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Однако приходится с сожалением констатировать, что осуществление в 1990-х гг. радикальных социально-экономических реформ, направленных, по заявлениям их инициаторов и реализаторов, на решение именно этой задачи, на деле сопровождалось снижением уровня жизни населения, ростом безработицы, разрушением имевшихся социальных гарантий.

Такая модель стратификационной политики стимулировала негативные социальные последствия: неуверенность основной массы населения России и ее регионов в завтрашнем дне, превышение смертности над рождаемостью, появление безнадзорных и беспризорных детей, так называемых социальных сирот, рост психических стрессов, суицидов и целый ряд других негативных процессов в обществе, подрывающих его безопасность.

Проблема регулирования социального неравенства приобретает особую актуальность сегодня. Само по себе социальное неравенство необходимо в обществе, чтобы оно могло экономически эффективно развиваться по пути общественного прогресса. Но бесспорно также и то, что существуют такие виды и степени социального неравенства между социально-стратификационными группами, которые ставят большинство населения на грань бедности, общей или хронической нищеты, политической или социальной бесперспективности. Такое неравенство — не только результат модели «запаздывающей» модернизации, избранных элитами методов трансформации, но и мирового разделения богатства и прибыли в рамках глобального сообщества между центром и периферией (по И.Валлерстайну).

Становление в России реального социального государства невозможно без целенаправленной и эффективной политики регулирования уровня жизни, являющейся составной частью стратегического курса устойчивого развития.

Политика регулирования уровня жизни в Краснодарском крае репрезентативна для выяснения общероссийских и межрегиональных закономерностей социальной политики. На Кубани, согласно переписи населения 2002 года, постоянно проживает 5125 тыс. чел., что составляет 2-е место среди регионов РФ и 1-е место по Южному федеральному округу. Краснодарский край имеет ряд долгосрочных особенностей демографической и стратификационной структуры населения

В результаты проведенного в предыдущей главе анализа уровня жизни населения Краснодарского края было выявлено следующее. Динамика уровня жизни населения Краснодарского края определена по взаимосвязи таких индикаторов, как: стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг, стоимость минимального набора продуктов питания, реальные денежные доходы населения, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, уровень безработицы по стандартам Международной организации труда, коэффициент фондов. Выявлены: резкое снижение уровня жизни регионального сообщества в первой половине 1990-х и 1998-1999 гг., умеренный рост уровня жизни в 1996-1997 гг., устойчивый рост такого с 2000 г. по настоящее время. Однако на протяжении всего постсоветсткого 15-летия неуклонно нарастали межрегиональные и внутрикраевые различия уровня жизни, а также степень социальной дифференциации доходов. Проблемой остается достаточно массовая бедность работающего населения Кубани.

Выявленная динамика уровня жизни в Краснодарском крае является рискогенным фактором. С другой стороны, она обусловлена комплексом политических рисков: нестабильным разграничением предметов ведения и полномочий в сфере социальной политики РФ, незавершенностью выбора политико-идеологической стратегии правящей элиты, пограничным располоением Кубани вблизи районов этнополитических конфликтов, неконтролируемой и нелегальной миграцией, распространением «теневой экономики», ухудшением демографической ситуации.

Официально декларируемые, а также реализуемые цели и приоритеты регулирования уровня жизни на Кубани не совпадают между собой вследствие политических интересов элит. Цель обеспечения равных социальных прав и жизненных стандартов граждан в регионе не может быть реализована без кардинальной перестройки налоговой и бюджетной системы РФ, введения прогрессивного налогообложения, минимизации влияния теневой экономики, целевых программ развития депрессивных и конфликтогенных местностей. Ставший политически значимым в ходе «монетизации льгот» разрыв между полномочиями субъектов федерации по регулированию уровня жизни и их реальными финансовыми возможностями должен быть уменьшен.

Степень эффективности политики регулирования уровня жизни в Краснодарском крае за 1992-2006 гг. может быть выявлена на основе совокупности таких индикаторов, как: ранговое значение жизненных проблем граждан; первоочередные меры государства по улучшению жизни граждан; статусная самооценка респондентов; степень уверенности респондентов в поддержании уровня жизни; оценка степени защищенности от социальных угроз (безработицы, бедности, дискриминации в уровне доходов); степень доверия граждан органам государственной власти и местного самоуправления в сфере регулирования уровня жизни, степень готовности участвовать в акциях протеста против снижения уровня жизни. В итоге анкетного опроса установлено падение уровня доверия в Краснодарском крае к политике регулирования уровня жизни вследствие неэффективной реализации курса «монетизации льгот», слабой обратной связи и информированности граждан о политике органов власти края, бюрократизма.

Следует отметить, что органы социальной защиты населения имеют в Краснодарском крае следующие задачи:

— реализовывать государственную политику в отношении граждан, нуждающихся в социальной поддержке и защите трудовых прав на территории субъекта федерации;

— взаимодействовать с органами местного самоуправления по реализации государственного курса регулирования уровня жизни, трудовых отношений, социальной защиты уязвимых категорий граждан в пределах муниципальных образований.

Следует отметить, что с декабря 2004 г. полномочия в сфере социального обслуживания населения в РФ переданы от органов местного самоуправления в ведение субъектов федерации согласно федеральному законодательству. Программно-целевое регулирование уровня жизни населения качественно активизировалась на Кубани с 1997 г. вследствие смены политико-идеологического курса Администрации края. Основные направления социальной политики в регионе, а также меры их реализации определены в «Программе экономического и социального развития Краснодарского края на 2003-2008 годы». В аспекте регулирования уровня жизни эта такие направления как: налоговая политика, целевая поддержка жителей депрессивных местностей (подпрограммы «Север Кубани», «Предгорье»), помощь малообеспеченным гражданам, помощь пострадавшим от стихийных бедствий, доплата к государственному пособию на ребенка и к единовременному пособию при рождении ребенка; доплата к ежегодной компенсации инвалидам за транспортные средства; субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, приобретение топлива. Законы Краснодарского края № 806-КЗ от 15 декабря 2004 г. «Об органах социальной защиты населения Краснодарского края» и № 825-КЗ от 29 декабря 2004 г. «О социальном обслуживании населения Краснодарского края» определяет институциональную систему органов социальной защиты в регионе, их функции. Вследствие федеральной политики монетизации льгот данная система сокращает ресурсы своего влияния.

Официально декларируемые и реализуемые цели и приоритеты регулирования уровня жизни не совпадают между собой на Кубани вследствие политических интересов элит. Цели обеспечения равных социальных прав и жизненных стандартов граждан в крае не может быть реализованы без кардинальной перестройки налоговой и бюджетной системы РФ, введения прогрессивного налогообложения, минимизации влияния теневой экономики, активизации программ развития депрессивных и конфликтогенных местностей. «Монетизация льгот» в 2005-2006 гг. сделала политически значимым разрыв между нормативными полномочиями субъектов федерации по регулированию уровня жизни и их реальными финансовыми возможностями, что противоречит принципам правового социального государства.

Важнейшим инструментом регулирования уровня жизни и методами его повышения является эффективно региональная политика.

Региональная социальная политика определяется в качестве совокупности принципов, целей, направлений и основных мер деятельности акторов политики по регулированию социальной сферы общества. Важнейшими акторами данной политики являются не только органы государственной власти двух уровней (федерального и регионального), но и политические партии, бизнес-группы и неправительственные организации. Между названными акторами существуют постоянные взаимодействия и идет обмен ресурсами влияния – как «по вертикали», так и «по горизонтали».

Проведение региональной социальной политики должно реализует функции социального государства по обеспечению достойного уровня жизни граждан, созданию равных исходных возможностей и гарантий социальных прав человека, выравниванию уровней развития территориальных сообществ. Региональная социальная политика особенно актуальная для многосоставных обществ с высокой степенью поляризации доходов.

Структура региональной социальной политики включает в себя важнейшие направления: политику регулирования уровня жизни, политику социальной защиты, демографическую политику, миграционную политику, образовательную политику

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Гужин Г.С., Тюрин В.Н. и др. Экономическая география Краснодарского края. Краснодар, 2000.
  2. Колосовский Н.Н. Основы экономического районирования. М., 1958.
  3. Социология в России/ Под ред. Ядова В. –М.: Институт социологии РАМ, 2005.
  4. Социальная политика / Под ред. Н.А. Волгина.–М.: Экзамен, 2007.
  5. Терская И.А., Терский А.В., Терский Д.А. География Краснодарского края. Природа. Экономика. – Краснодар: Образовательный издательско-полиграфический центр «Перспективы образования», 2005.
  6. Тюрин В.Н., Гужин Г.С. Экономическая география Северного Кавказа. Краснодар, 1984.

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.96MB/0.00042 sec

WordPress: 22.1MB | MySQL:118 | 1,575sec