Предмет экономической географии и регионалистики

<

080614 1136 1 Предмет экономической географии и регионалистики Экономическая география и регионалистика включает четыре направления познания предмета, раскрывающие в целом не только конкретные проявления, но и научные основы (теорию и методы) комплексного размещения производительных сил, а именно изучение:

общих закономерностей и условий территориального размещения и развития общественного производства; условий, особенностей и эффективности размещения всего народного хозяйства, промышленности, сельского хозяйства транспорта, их отраслей и межотраслевых комплексов крупнейших объединений и предприятий;

условий, особенностей и эффективности комплексного развития территориального хозяйства (зональных комплексов республик, экономических районов и т.д.);

внешних экономических связей в территориальном аспекте. При этом главное внимание уделяется вопросам экономического обоснованна комплексного размещения производительных сил

Научно обоснованное размещение отдельных отраслей и их совокупности, регулируемое развитие разных регионов на базе взаимовыгодного территориального разделения труда позволяют не только прирастить общественное богатство, но и сократить затраты в народном хозяйстве, повысить эффективность производства. Например, размещая энергоемкие предприятия промышленности (металлургические, химические) в Сибири у источников дешевого топлива и энергии, вместо европейской части России, можно получить заметную экономическую выгоду.

Россия — это огромный внутренний рынок, складывающийся на базе глубинных интеграционных процессов в экономике, сформировавшегося целостно народнохозяйственного комплекса предприятий, отраслей и регионов, общего экономического пространства с согласованной системой денег, финансов, налогов, цен, таможенной и миграционной политикой и т.д. Необходимость в информации и прогнозах территориального характера возникает теперь повсеместно, а не только в высших и средних органах управления. Поэтому в системе экономических наук изучению размещения производительных сил и экономики районов принадлежит важное место. Почти любое крупное экономическое исследование или хозяйственное решение останутся неполноценными и незавершенными, если в них не будет затронута и учтена такая существенная сторона развития общественного производства, как его размещение.

 

2. Охарактеризуйте особенности расселения населения России

 

Россия является многонациональным государством. Этнические русские составляют около 83% населения России. Другие 17% представлены почти 100 народностями: от татар, насчитывающих около 5,5 млн. человек до энцев и ороков численностью 200 человек. В 1989 самыми большими по численности этническими группами являлись следующие: русские – 119,9 млн. человек; татары – 5,5 млн.; украинцы – 4,4 млн.; чуваши – 1,8 млн.; башкиры – 1,4 млн.; белорусы – 1,2 млн.; мордовцы – 1,1 млн.; чеченцы – 900 тыс.; немцы – 840 тыс.; удмурты – 715 тыс.; марийцы – 640 тыс.; казахи – 640 тыс.; аварцы – 544 тыс.; евреи – 537 тыс.; армяне – 532 тыс.; коми – 530 тыс.; буряты – 417 тыс.; осетины – 402 тыс.; кабардинцы – 386 тыс.; якуты – 380 тыс. человек.

Народы России говорят более чем на 100 языках и диалектах, принадлежащих к индоевропейской, алтайской и уральской языковым семьям, кавказской и палеоазиатской языковым группам. Среди самых распространенных разговорных языков выделяются русский, украинский, белорусский и немецкий (индоевропейская семья), татарский и чувашский (алтайская), удмуртский и марийский (уральская языковая семья), чеченский (кавказская группа).

На продолжительность жизни в России влияют низкий уровень жизни, загрязнение окружающей среды, слабая охрана труда, распространенный алкоголизм и относительно низкий уровень здравоохранения. Средняя продолжительность жизни мужчин в Советском Союзе сократилась с 68 лет в конце 1960-х годов до 62 лет в начале 1980-х годов, в значительной мере вследствие роста уровня смертности славянского населения. Так, показатель смертности в РСФСР в 1987 составлял 10,5 умерших на 1000 человек (в советской Средней Азии – 7,0). По данным 2004 средняя продолжительность жизни для женщин стабилизировалась на уровне приблизительно 73,27 лет, у мужчин — 59,91. Уровень детской смертности в 2004 достиг уровня 17–19 на 1000 новорожденных. Впервые после окончания Второй мировой войны число умерших в России превысило число родившихся в ноябре – декабре 1991. Темпы снижения численности населения России свидетельствуют о беспрецедентной демографической катастрофе.Население в 2004 составило 147,78 млн. человек.

Большинство населения России сосредоточено в главной полосе расселения – треугольнике, вершинами которого являются Санкт-Петербург на севере, Новороссийск на юге и Красноярск на востоке. К северу от этого треугольника благоприятных климатических условий располагается зона тайги и многолетней мерзлоты; к юго-востоку от нее простираются полупустыни и пустыни.

В Сибири, площадь которой составляет почти 3/4 территории России, проживает менее четверти населения. Западная и центральная часть Европейской России наиболее плотно заселены и урбанизированы. В этом районе расположены крупнейшие города России и традиционные центры культуры и промышленности. На Урале население сконцентрировано главным образом между городами Нижний Тагил и Магнитогорск. В Сибири население сосредоточено вдоль трассы Транссибирской железной дороги, на которой расположены и ее крупнейшие города – Новосибирск, Омск и Красноярск.

В 1989 74% населения было городским и 26% – сельским. Вследствие менее благоприятной возрастной структуры и повышенной смертности сельского населения это соотношение продолжает увеличиваться в пользу городского. В 1989 в России имелось 12 городов с численностью населения более 1 млн. человек: Москва (8967 тыс.), Санкт-Петербург (5020 тыс.), Нижний Новгород (1438 тыс.), Новосибирск (1436 тыс.), Екатеринбург (1367 тыс.), Самара (1257 тыс.), Омск (1148 тыс.), Челябинск (1143 тыс.), Казань (1094 тыс.), Пермь (1091 тыс.), Уфа (1083 тыс.) и Волгоград (1003 тыс.). К концу 1990-х годов стало уменьшаться население и крупнейших городов – Москвы (8650 тыс.) и Санкт-Петербурга (4850 тыс.).

Основной религией в России является православное христианство (90% верующих, ок. 20 млн. человек, 1995). Большинство неславянских народов Поволжья и Северного Кавказа исповедуют ислам. В сентябре 1990 был принят закон, гарантирующий невмешательство государства в деятельность религиозных организаций. Религиозные общества имеют право владеть собственностью и самостоятельно управлять своими делами. Это подразумевает, в частности, создание учреждений религиозного образования, число которых заметно увеличилось после 1990.

Автономные республики России имеют значительную долю русских в своем населении – от 88% в Карелии до 9% в Дагестане. Этнические русские составляют большинство населения в автономных республиках Хакасия, Карелия, Бурятия, Адыгея, Мордовия, Горный Алтай, Удмуртия, Якутия и Коми, а также образуют первую по численности населения группу в Башкирии, Карачаево-Черкесии, Марий Эл и в большинстве национальных округов.

В странах, которые прежде находились в составе Советского Союза, проживает более 25 млн. русских (в то же время почти 35 млн. нерусских жителей бывшего СССР находятся за пределами своей этнической родины, самое большое их число – в России; таким образом, ок. 60 млн. человек, или более 20% населения бывшего Советского Союза, живут за пределами границ их современного национального государства). Больше всего русских – на Украине (11,3 млн. человек, или 22% ее населения), в Казахстане (6,2 млн., или 38%), Узбекистане (1,6 млн., или 8%) и Белоруссии (1,3 млн., или 13%). Меньшую, но все же значительную долю населения русские составляют в Молдавии, Киргизии, Таджикистане, Туркмении и в Азербайджане. В прибалтийских странах – Эстонии, Латвии и Литве – русских насчитывается 1,4 млн. человек; при этом они составляют более трети населения Латвии и Эстонии.

 

3. Назовите типы разделения труда

 

Можно выделить по крайней мере три типа разделения труда, каждый из которых имеет свои особенности и свою историческую судьбу.

Первый этап связан с распределением различного вида работ в рамках единого трудового коллектива, будь то община, или мануфактура, или современная фабрика. Об этом типе разделения труда Маркс писал: « Например, в Перу труд тоже был разделен: разделен он был и в небольших самодовлеющих индийских общинах. Но это – такое разделение труда, которое предполагает не только не основанное на меновой стоимости, а, наоборот, более или менее прямо коллективное производство. Такое разделение труда не порождает товарного обмена, денежных отношений между производителями. В истории общества оно постепенно расширяет сферу своего влияния, в перспективе превращая общественное производство в единую фабрику, управляемую планомерно в интересах всего общества. При этом число отдельных операций, видов работ, специализация труда в рамках общества прогрессивно возрастают. В этой форме разделения труда последовательно развивается его производительная сила.

<

Второй тип разделения труда связан со стихийной деятельностью самостоятельных, независимых друг от друга производителей. Это разделение труда, «обнаруживающее себя как производство меновых стоимостей, а не разделение труда внутри фабрики», – отмечал Маркс.

Наконец, третий тип общественного разделения труда связан с историческими расколами общечеловеческой деятельности на труд физический и умственный, промышленный и сельскохозяйственный, исполнительский и управленческий.

Различают три основных логически и исторически последовательных типа разделения труда: общее, частное, единичное.

Под общим понимается разделение труда по сферам производства (добывающая и обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.д.), под частным – разделение труда внутри крупных сфер по отраслям и подотраслям, под единичным – разделение труда по видам деятельности внутри отраслей.

 

4. Назовите основные формы территориальной организации промышленности

 

Структура промышленности дифференцируется по районам под влиянием территориального разделения труда и тех различий, которые существуют в экономических и природных условиях ее формирования. Территориальная организация отраслей промышленности формируется под влиянием многих факторов. Она зависит от степени обеспеченности страны в целом и отдельных районов природными, материальными и трудовыми ресурсами, от уровня развития форм общественной организации производства, научно-технического прогресса, от исторически сложившегося размещения промышленности, городов и путей сообщения, экономической (в том числе транспортной) освоенности территории и т.д. Также территориальная характеристика отрасли в известной мере определяется типичными для нее технико-экономическими и технологическими особенностями производства.

Непосредственное воздействие на размещение и территориальную организацию промышленных предприятий оказывает сравнительно ограниченный круг факторов: сырьевой, топливно-энергетический, водный, рабочей силы, потребительский и транспортный. Относительное значение отдельных факторов находится в зависимости от технико-экономической и технологической специфики производства: факторы, которые в одних отраслях промышленности выступают на первый план, в других оказываются второстепенными. Более того, один и тот же фактор в определенной отрасли промышленности, но на разных стадиях технологического процесса действует с неодинаковой интенсивностью.

Территориальная структура (организация) хозяйства России распадается на: макроуровень — экономическая зона, экономический район; мезоуровень — область, край, республика; микроуровень — административный район, промышленный узел, промышленный центр, промышленный пункт.

Экономические зоны — обширные территориальные образования, составленные из нескольких (группы) районов, с характерными природными и экономическими условиями развития производительных сил.

На территории Российской Федерации выделяют Западную экономическую зону, включающую районы Европейской части страны с Уралом, и Восточную, включающую районы Сибири и Дальнего Востока.

В процессе размещения производства сложились различные формы территориальной организации. Выделяются крупные экономические зоны, промышленные районы, промышленные агломерации, промышленные узлы, промышленные центры и промышленные пункты.

Одной из прогрессивных форм территориальной организации промышленности на современном этапе является комбинирование производства

Развитие рыночных отношений обусловило необходимость создания новой системы инвестирования промышленности, что привело к формированию новых интегрированных структур, способных к саморазвитию в современных экономических условиях. Одной из таких систем являются финансово- промышленные группы.

Одной из новых форм, получивших свое развитие в последние десятилетия, является развитие технополисов и технопарков. Технопарки и технополисы наиболее эффективно создавать в местах сосредоточения крупных научных центров и университетов, известных своими научными традициями и современной учебной базой, вблизи крупных промышленных предприятий и в местах концентрации высококвалифицированных специалистов, в районах с развитой транспортной сетью, высоким культурным уровнем населения и на территориях с благоприятными природно-климатическими условиями.

 

5. Назовите современные экономические районы России

 

Россия делится на одиннадцать крупных экономических районов: Северо-Западный, Северный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный. Добыча нефти и газа сосредоточена в Западной Сибири, гидроэлектростанции, цветная металлургия и лесная промышленность – в Восточной Сибири. Дальний Восток выделяется добычей золота, алмазов, рыбы и морепродуктов. В Северном районе к основным отраслям относятся добыча угля, нефти, газа, апатитов, никеля и других металлов, а также заготовка леса и добыча рыбы. Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Уральский и Поволжский районы выделяются развитым машиностроением, химической, легкой, пищевой промышленностью, энергетикой и сферой услуг. Центрально-Черноземный район и Северный Кавказ имеют развитое сельское хозяйство и пищевую промышленность.

 

6. Раскройте значение региональной политики в экономическом реформировании России

 

Региональная экономика, являясь составной частью национальной экономики, занимает в ее составе особое место. Она имеет свой объект управления, теорию и методологию, конкретную организацию управления, а также многие другие специфические черты.

Проблема соединения интересов государства и его территориальных частей существует в большинстве стран давно и выработаны некоторые общие принципы и конкретные механизмы результативных действий в этой области.

Однако, если социально-экономическая политика страны в целом основывается на более универсальных механизмах рыночной экономики, государственное устройство каждой страны, ее региональная политика и методы регулирования регионального развития гораздо более индивидуальны. Государственное территориальное регулирование является составной частью управления экономикой, отражающей пространственный аспект процессов воспроизводства.

В современных условиях существуют два основных направления регионального регулирования:

  • государственное регулирование;
  • местное самоуправление.

    Региональную политику государство проводило в дореволюционной России и в период существования СССР определенными методами. Система регионального регулирования общепризнанна в мире.

    В современных условиях возникают иные требования к мам и методам регионального регулирования наряду с тем, существуют особенности российского экономического пространства и российского федерализма.

    Набор целей в условиях отдельных стран в разные периоды неоднороден. В каждой стране существуют относительно процветающие и отсталые регионы, но есть основные, общие цели, за которыё государство несет ответственность, осуществляя региональную политику.

    Такими целями в России являются:

  • сохранение целостности государства, единство экономического, социального, конституционно-правового пространства обеспечение равенства граждан и народов России независимо от места их проживания;
  • обеспечение сбалансированности эколого-экономического развития регионов, обоснование и разработка принципов рационального природопользования и сохранение среды обитания всех регионах;
  • улучшение среды жизнеобеспечения всех этнических групп;
    в частности коренного населения народов Севера;
  • недопущение чрезмерно высокой территориальной дифференциации в уровне и качестве жизни, определяемые экономическими, природно-климатическими, природно-ресурсными, инфраструктурными и другими особенностями регионов. Региональная политика в этой связи должна быть направлена на выравнивание условий социально-экономического развития регионов;    
  • обеспечение геостратегических и геополитических интересов России в сфере регионального развития:

    Главная задача государственной стратегии и региональной! политики состоит в сохранении страны как единого федеративного государства. Понятие «региональная политика» сегодня распространено и заметны различия в его толковании.

    Можно определить ее следующим образом. Региональная политика — это правовая, экономическая, социальная деятельность центрального и регионального управления по оптимизации взаимодействия Федерации и регионов для достижения максимально эффективного развития как страны в целом, так и регионов.

    Региональная политика в России проводится на различных уровнях:

  • государственная стратегия регионального развития;
  • политика регионов (субъектов Федерации);
  • локальная политика местного самоуправления.

    Государственная стратегия вырабатывается на федеральном уровне и не является обобщением политики регионов. Она ориентирована на приоритет общенациональных интересов. Значение этого фактора усиливается тем, что региональная политика субъекта Федерации обычно акцентируется на интересах территории. С начала рыночных преобразований определяющей тенденцией выступает относительная экономическая самостоятельность регионов. С ней связаны эффективное использование их ресурсного потенциала, учет специфики их интересов, однако это не означает обособленности регионов, их независимости от центра. Пропорции и ресурсы экономики субъектов Федерации таковы, что ни один из них не способен существовать в условиях полной хозяйственной обособленности, без участия в общероссийском территориальном разделении труда.

    Сущность государственной стратегии регионального развития заключается в деятельности, направленной на согласование интересов государства, регионов, местного самоуправления, различных субъектов собственности, национально-территориальных общностей и всех граждан России.

    Региональное регулирование, способствующее эффективному социально-экономическому развитию территорий и размещению производительных сил имеет для России особое значение.

    Главные особенности состоят в следующем:

  • Россия имеет самую большую в мире территорию и огромный многоресурсный экономический потенциал.
  • Россия многонациональная страна, в региональной поли
    тике учет этого фактора усиливается.

        Существует резкая дифференциация в условиях природно-климатических, экономических, уровне жизни населения и др. |

    •    Разные стартовые условиях регионов при переходе от командно-административной системы управления к рыночным отношениям хозяйствования.

    Потенциал выживаемости каждого региона в кризисных условиях в значительной степени определялся региональной ,спецификой, обусловленной территориальным разделением труда в бывшем едином государстве. При этом в группе «бедственны оказались регионы с ярко выраженной отраслевой специализацией, например, Владимирская, Ивановская области и другие регионы. Относительно лучшее положение условных лидере связано не столько с более эффективной экономической деятельностью, а главным образом с их выгодной отраслевой специализацией, позволяющей значительно повышать цены на продукции в первую очередь, на сырьевые ресурсы. Это свидетельствует о том, что стабильное положение регионов, устойчивый рост производственных показателей расположенных там предприятий могут быть достигнуты за счет оздоровления общей экономической ситуации в стране, разработки и осуществления государственной стратегии, направленной на экономический рост и повышение эффективности производства.

    В ряде регионов ресурсные отрасли, как локомотив, тянут: собой всю экономику и способствуют переходу их от выживаний к развитию. Так, при всей сложности экономического положения регионов Дальнего Востока, именно ресурсные отрасли помогают вывести их экономику из кризиса. Или, например, на северо-востоке страны значение материально-сырьевой базы республики Коми позволяет ей более успешно развиваться. Все это вместе называют «неравные стартовые условия».

    Однако, когда речь идет об оживлении экономики, стабилизации, экономическом росте, переходе от выживания к развитию, в первую роль начнут играть европейские, центральные районы, где сосредоточена большая часть машиностроения, основное научный кадровый потенциал.

    Приведенные примеры свидетельствуют о том, что отечественный регионализм сегодня оказался не столько стратегией экономического развития, сколько тактикой выживания. Необходимость перехода к политике развития потребует и других механизмов регулирования регионального развития. В СССР территориальное планирование имело как и все планирование всеохватывающий характер. Существовала схема размещения производительных сил.

    От перехода к новым рыночным условиям хозяйствования особенно пострадали экономические связи регионов. В СССР в едином народнохозяйственном комплексе существовало глубокое разделение труда, когда почти, каждый регион специализировался на производстве узкого круга товаров, а иногда и монопродукта, получая все остальное извне. Экономические связи были широкими, дальними и не всегда экономически рациональными. Ни один практически регион не мог быть самодостаточным. Централизованное размещение инвестиций привело к формированию своеобразной технологической монополизации. Подавляющее число хозяйственных связей складывалось директивно, носило не всегда экономический, а детерминированный организационный и технологический характер.

    Монополизация связана с концентрацией производства, но она не тождественна ей. Концентрация производства превращается в монополию лишь в определенных условиях. Это положение важно учитывать в антимонопольной политике, чтобы не превращать борьбу с монополизмом в противодействие объективным процессам концентрации производства.

    С переходом к рыночной экономике в стране перестало регулироваться размещение производительных сил, не разрабатываются Генеральные схемы размещения. Государственное регулирование практически не распространяется на экономические районы — территории наиболее эффективной хозяйственной интеграции субъектов Федерации. Фактически отсутствует макроэкономическое регулирование глобальных территориальных пропорций.

    Проектно-строительная документация, региональные планировки, схемы расселения и природопользования и другие, а также существующий порядок государственной регистрации и лицензирования хозяйственной деятельности регламентируют в основном решения локальных проблем размещения производства.

    В бизнес-планах инвестиционных проектов, содержащих широкий набор требуемых показателей, факторы отраслевого размещения учитываются слабо, а народнохозяйственные — вообще выпадают.

    В целом, за годы экономических преобразований Российская Федерация прошла путь от «берите суверенитета сколько сможете»

    до объявления центром «войны» экономическому сепаратизму регионов в настоящее время, ибо половина правовых актов в стране противоречит Конституции РФ и другим федеральным законам.

    Новым моментом в укреплении вертикали государственной власти/которая будет способствовать интеграции субъектов Российской Федерации, более эффективному использованию экономического, ресурсного, кадрового потенциалов регионов является создание федеральных округов.

    В мае 2000 г. введены полномочные представители президента РФ в Федеральных округах. Это должно было повысить эффективность деятельности органов государственной власти и способствовать совершенствованию системы контроля за исполнением их решений. В соответствии с этим правовым документом, направленным на укрепление системы управления страной, на территории России созданы семь административных округов во главе с полномочными представителями Президента РФ. Однако решающий вклад в государственное регулирование регионального развития должна внести начавшаяся федеративная реформа, призванная в корне изменить систему отношений центра с регионами и регионов с муниципалитетами.

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.64MB | MySQL:123 | 1,484sec