Районы России

<

081514 1647 1 Районы РоссииЦентральный район

Площадь 483 тыс. км2, население 29,4 млн человек

Москва, Московская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области

 

Природные ресурсы 

Население 

Транспорт 

Промышленность 

Сельское хозяйство 

Нет значительных полезных ископаемых.

Выделяется ресурсами торфа. Торфяные болота имеют площадь 1,4 млн га с запасом торфа-сырца около 35 млрд м3.

Промышленных торфяников, площадью 5 тыс. га и больше, насчитывается 35, и они сосредоточивают более 1/4 всех запасов торфа. Залежи его сильно выработаны.

Имеются месторождения минерально-строительного сырья: известняков и мергелей для производства цемента, кварцевых и формовочных песков, глин. Их интенсивно разрабатывают.

Месторождения фосфоритов около Егорьевска и Брянска служат сырьевой базой для производства минеральных удобрений.

Занимая около 3% площади страны, он сосредоточивает около 20% ее населения. Для района характерна высокая степень урбанизации: в нем насчитывается примерно 2/3 общего количества городских поселений страны. Более 4/5 его жителей — горожане. Кроме того, большая часть сельского населения работает в промышленности, на транспорте и т. д.

Транспортную сеть района составляют железные и автомобильные дороги, речные пути, трубопроводы и авиатрассы. Центр ее — Москва. Отходящие от нее по 11 направлениям электрифицированные железные дороги связывают район со всеми частями страны. Границы Московского железнодорожного узла выходят за черту города. С целью разгрузки его от транзитных грузовых и пассажирских маршрутов узел имеет две кольцевые дороги: в пределах города и большое железнодорожное кольцо на расстоянии 40—60 км от него. Практически сформировано третье железнодорожное кольцо.

В структуре транспортной сети района велика роль автомобильных дорог. В районе сложилась новая территориальная организация воздушных перевозок.

Центрального района господствующее положение по-прежнему занимает машиностроение. В 2002 г. на него пришлось 24,8% ее суммарной продукции. Вслед за машиностроением идут пищевая промышленность (22,9%), электроэнергетика (20,6%), химическая и нефтехимическая (7,1%) и легкая промышленность (4,8%).

На профилирующие отрасли,.

Основу промышленности района составляет сочетание и взаимодействие машиностроительного, пирометаллургического черных металлов, нефтеэнергохимического

Топливно-энергетический комплекс представлен высокоразвитой электроэнергетикой и отраслями топливной промышленности внутрирайонного значения — угольной, торфяной, нефтеперерабатывающей.

Агропромышленный комплекс представлен сельским хозяйством, системой складского хозяйства и предприятиями по переработке сельскохозяйственного сырья. Район дефицитен по многим видам такого сырья. Основной путь развития здесь сельскохозяйственного производства — интенсификация. В районе идет процесс сокращения площади сельскохозяйственных угодий. Часть земель забрасывают из-за сокращения численности сельского населения, часть изымают под строительство и садово-дачные участки. Более 2/3 всех сельскохозяйственных угодий составляет пашня.

 

 

Северо-Западный район

Площадь 196,5 тыс.км2, население 8,3 млн. человек

Ленинградская, Новгородская, Псковская области

Природные ресурсы 

Население 

Транспорт 

Промышленность 

Сельское хозяйство 

Тип климата — слабо и умеренно континентальный. Средняя температура января -7,7 град. С, июля +17,3 град. С. Годовая сумма осадков 500-700 мм.

10387 тыс.га, или 53% всей территории района занято лесами. Запасы древесины составляют 1625 млн.куб.м, из них 54% — древесина хвойных пород.

Наибольший удельный вес в площади почвенного покрова имеют дерновые почвы — 76,7%.

Имеются разрабатываемые месторождения нефти, горючих сланцев, фосфоритовых руд. Район является ресурсопотребляющим. В район завозится около 95% проката черных металлов и изделий дальнейшего передела, свыше 90% стальных труб, около 20% цемента, 40% деловой древесины и т.д.

Плотность населения — 42,2 чел. на кв.км. По численности населения выделяются г.Санкт-Петербурга и Ленинградская область, на которые приходится соответственно 60 и 20% всего населения района

районе находятся культурные памятники международного значения. Среди них древнерусские города-музеи Новгород и Псков, а также г.Санкт-Петербург, входящий в первую пятерку мировых центров культуры. В трудовых ресурсах района велик процент людей с высоким уровнем профессиональной квалификации и образования. В науке трудится свыше 10% ученых России.

В Северо-Западном районе развиты все основные виды транспорта. В структуре отправления грузов выделяются автомобильный транспорт — 64% и железнодорожный — 27%.

Железнодорожные магистрали направлены в основном от г.Санкт-Петербурга в сторону стран Балтии, Финляндии, городов Мурманска и Москвы. Густота железнодорожной сети в среднем по региону 2,6 км на 100 кв.км территории.

Крупнейшим в регионе железнодорожным, морским и речным транспортным узлом является г.Санкт-Петербург. Вторым по величине железнодорожным узлом в районе является г.Великие Луки Псковской области.

Большое значение для района имеет автомобильный транспорт. Воздушное сообщение обеспечивается, в основном, через аэропорты Санкт-Петербурга, Новгорода и Пскова.

Приоритетными направлениями для района являются наукоемкие виды производства — электронная техника, высокоточные станки, включая роботы, лазерное оборудование, что требует привлечения значительных инвестиций и новых технологий, более полного использования местных научно-производственных и интеллектуальных ресурсов, организации в регионе свободных экономических зон и совместных с иностранными фирмами предприятий.

Северо-Западный экономический район располагает достаточно мощной строительной базой, способной выполнять большие объемы работ, включая уникальные — такие, как реставрация памятников архитектуры, подводные работы и т.д. Строительный комплекс обеспечен местными строительными материалами — песком, щебнем, отделочными строительными камнями, в том числе гранитом.

В сельском хозяйстве занято лишь 5,2% всего трудоспособного населения района. Оно базируется на животноводстве молочно-мясного направления, которое производит 68% валовой продукции отрасли. Эффективность выращивания скота в живой массе в расчете на 1 голову выше, чем в среднем по России: по крупному рогатому скоту — в 1,12 раза, по свиньям — в 1,23 раза, по надоям молока на 1 корову показатель выше в 1,11 раза.

В продукции растениеводства выделяются кормопроизводство и зерноводство. Район обладает ресурсными возможностями для 90% самообеспечения экономически эффективными для местного производства сельскохозяйственными продуктами, однако для этого необходимы значительные финансовые и материальные вложения. В настоящее время средний размер фермерского участка не превышает участка 21 га

 

Северный район

Площадь 1466,6 тыс.км2, население 6,149 млн. человек

Ленинградская, Новгородская, Псковская области

Природные ресурсы 

Население 

Транспорт 

Промышленность 

Сельское хозяйство 

Тип климата — слабо- и умеренно континентальный, средние температуры: января — 15,2 град. С, июля + 14,7 град. С, годовая сумма осадков — 300-600 мм.

Северный район богат минерально-сырьевыми ресурсами. В районе эксплуатируются крупные месторождения нефти, природного газа, конденсата, угля (Мурманская область, республика Коми), железных и апатито-нефелиновых руд. Имеются разведанные месторождения полиметаллических, титано-магнети-товых, медно-никелевых, марганцевых, редкометаллических руд, оксидов хрома, а также алмазов, флогопита, поваренной соли.

Северный район является одной из главных топливно-энергетических и сырьевых баз России. Около половины промышленного производства в районе приходиться и будет приходится в ближайшей перспективе на долю лесного, топливно-энергетического и металлургического

Плотность — 4,2 чел/кв.км.

Средняя плотность населения по территории района составляет 4,8 человека на 1 км. квадратный при существенной дифференциации между северными и южными районами. Более плотно заселена южная часть района. В Вологодской области, южной части республики Коми и Архангельской области средняя плотность населения составляет около 9 человек на 1 км. квадратный, в то время как в северных районах (Ненецкий автономный округ, арктические районы республики Коми, восточная часть Кольского полуострова) снижает я д о 0,3-0,5 человека на 1 км. квадратный
В районе преобладает городское население. Оно составляет 76%, сельское — 24%. Удельный вес городского населения района выше среднероссийского показателя на 11 пунктов.

В Северном регионе развиты все виды транспорта, хотя территория в транспортном отношении освоена слабо. Густота сети железных дорог в среднем по региону 0,5 км на 100 кв.км территории..

Основные порты региона — Архангельск, Мурманск, Кандалакша, Беломорск.

Протяженность судоходных внутренних водных путей около 15 тыс. км. Реки — Печора, Мезень, Северная Двина, Пинега, Вычегда, Сухона — судоходны от 150 до 180 дней в году. Озера — Ладожское, Онежское, Выгозеро и Белое — судоходны от 160 до 200 дней в году. Воздушное сообщение обеспечивается через аэропорты Архангельска, Котласа, Мезени, Нарьян-Мара, Онеги, Вологды, Череповца, Мурманска, Кировска, Воркуты, Печоры, Сыктывкара, Ухты, Петрозаводска. Через Северный регион в центральные районы России проложены магистральные газопроводы из Западной Сибири.

Перспективными направлениями для региона являются более глубокая переработка нефти и древесины.

Достаточно мощный строительный комплекс региона обеспечен местными строительными материалами: цементным сырьем (месторождения в Архангельской области и республике Коми), гипсом (Архангельская область), повсеместно песками для строительных работ и строительным камнем. Потенциальными строительными материалами являются отходы металлургической промышленности и лесохимии, а также угольные отвалы.

Узлами сосредоточенного строительства в регионе являются районы Кольского горно-промышленного комплекса в Мурманской области, нефтегазодобывающие районы Тимано-Печорского комплекса, на севере Архангельской области и в Республике Коми.

Сельское хозяйство занимает скромное место в экономике Севера, в нем занято менее 10% трудоспособного населения. Район частично обеспечивает свои потребности в сельскохозяйственной продукции: по хлебопродуктам — на 11%, по мясу — 55%, молоку — 60%, яйцам — 97%, овощам — 33%, картофелю — 94%.

Важная традиционная отрасль сельского хозяйства региона — животноводство мясного и молочного направлений. При этом эффективность выращивания скота в регионе выше, чем в среднем по России: по крупному рогатому скоту — в 1,13 раза, по свиньям — в 1,2 раза.

В продукции растениеводства можно выделить кормопроизводство, картофелеводство и льноводство.

Количество фермерских хозяйств, функционирующих в регионе невелико; средний размер земельного участка около 25 га.

Волго-Вятский район

Площадь 263,3 тыс.км2, население 8,4 млн. человек

Нижегородская и Кировская области, а также республики: Мордовия, Марий-Эл, Чувашаская

Природные ресурсы 

Население 

Транспорт 

Промышленность 

Сельское хозяйство 

Минерально-сырьевые ресурсы района представлены богатыми запасами торфа (во всех областях и республиках), фосфоритовыми рудами (Кировская область). Имеются месторождения поваренной соли (Нижегородская область) и нефти (Кировская область).

Волго-Вятский экономический район представляет собой крупный индустриальный комплекс с развитой многоотраслевой промышленностью.

В Волго-Вятском районе проживает 5.7% населения России, городское население района составляет 5.5% от России и приблизительно 4% от населения страны. Городское население составляет 70% Волго-Вятского района.
В сельской местности проживает почти 30% всего населения района и почти 6.3% всего сельского населения России. Если же сравнивать сельское население района с городским то получится, что городское население превышает сельское более чем в два раза.
Хотелось бы отметить преобладание городского населения над сельским.

Транспортная система Волго-Вятского района включает все виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, речной, авиационный и трубопроводный. В районе эксплуатируется 3551 км железных дорог, в том числе 1755 км электрифицированных, свыше 35 тыс.км автомобильных дорог с твердым покрытием, 3,9 тыс.км речных путей. На 10 тыс.кв.км территории приходится 135 км железных дорог и 877 км автодорог с твердым покрытием. Грузооборот всех видов транспорта составляет около 200 млрд.тонн/км, большая часть перевозок приходится на транзит. Автомобильный транспорт по количеству перевозимых грузов в 2 раза превышает перевозки железнодорожного и речного транспорта вместе взятых. Почти все райцентры региона связаны с областными и республиканскими центрами автодорогами с твердым покрытием Воздушное сообщение обеспечивается через аэропорты Нижнего Новгорода, Саранска, Чебоксар, Вятки, Йошкар-Олы.

Отраслями специализации промышленности являются машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. В структуре промышленного производства на долю машиностроения и металлообработки приходится 44,9%, что включает транспортное машиностроение, станкостроение и приборостроение, производство двигателей, инструментов и металлических изделий. Основные отрасли промышленности в Волго-Вятском экономическом районе представлены следующими видами и объемами продукции: Сталь — 559 тыс.тонн Прокат черных металлов — 588 тыс.тонн Металлорежущие станки — 5,06 тыс.шт. Автомобили — 285 тыс.шт. Деревообрабатывающие станки — 1,85 тыс.шт. Краны на железнодорожном ходу — 356 шт. Спички — 998 тыс. ящиков Бумага — 647,1 тыс.тонн Картон — 169,6 тыс.тонн Хлопчатобумажные ткани — 11,97 млн.кв.м Льняные ткани — 11,80 млн.кв.м

Из общей земельной площади района в 26,33 млн.га 51% занят лесами, из них 26% — леса хвойных пород. Запасы древесины составляют более 1,79 млн.куб.м.

Волго-Вятский экономический район имеет 9,9 млн.га сельскохозяйственных угодий, 7,5 млн.га пашни, 1,5 млн.га пастбищ, 711 тыс.га сенокосов. Сельское хозяйство района представлено производством зерна, картофеля, овощей, технических культур (лен, конопля, хмель, сахарная свекла, махорка), молочно-мясным животноводством.

Сельскохозяйственное производство имеет многоотраслевой характер.

При отсутствии четко выраженных направлений специализации отдельных хозяйств, сравнительно невысокой продуктивности и довольно высокой себестоимости сельскохозяйственной продукции, особенно животноводческой, велики затраты труда на единицу продукции.

 

Центрально-Черноземный район

Площадь 167,7 тыс.км2, население 7,761 млн. человек

Белгоpодская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская области.

Природные ресурсы 

Население 

Транспорт 

Промышленность 

Сельское хозяйство 

В Центрально-черноземном экономическом районе имеются разрабатываемые месторождения торфа и железных руд, в частности, Курская магнитная аномалия, а также имеются запасы бокситов, фосфоритовых руд, мела, флюсовых известняков, доломита и др.

Производственный профиль pайона определяется cосредоточением здесь уникальных запасов железорудного сырья, наличием значительных площадей плодородных черноземных почв и в целом благоприятными агроклиматическими условиями. Основу современного хозяйственного комплекса района составляют машиностроение, черная металлургия и отрасли АПК.

Район является крупным поставщиком железорудного сырья, в т.ч. в виде окатышей, трансформаторной стали, качественного проката, цемента, тракторов, телевизоров, шин. 

Средняя плотность населения 46,3 чел. на кв. км. Население Центрально-Черноземного района составляет 7,9 млн. чел., или 5,3 % численности населения Российской Федерации. В городах проживает 61,6 % населения, в сельской местности – 38,4 %. По плотности населения (47,0 чел. на км2) регион занимает одно из ведущих мест в России. Численность трудовых ресурсов имеет тенденцию к снижению и район из разряда трудоизбыточных, возможно, перейдет к разряду трудодефицитных.

В Центpально-чеpноземном экономическом pайоне уpовень насыщенности теppитоpии тpанспоpтными коммуникациями по сpавнению с дpугими экономическими pайонами довольно высок. Эксплуатационная длина железных доpог общего пользования в pасчете на 10 тыс. кв. км теppитоpии достигает 276 км, т.е. самая высокая сpеди экономических pайонов Pоссии. Пpи этом электpофициpовано 32% их эксплутационной длины.

Основные железно-доpожные узлы: Белгоpод, Стаpый Оскол, Воpонеж, Лиски, Куpск, Липецк, Елец, Тамбов, Мичуpинск. Пpотяженность атомобильных доpог с твеpдым покpытием составляет 1422 км в pасчете на 10 тыс. кв. км. В pайоне пpотекают кpупные pеки. Речные поpты: Воpонеж, Лиски, Липецк, Тамбов. Судоходность pек составляет 230 дней в году. Воздушное сообщение обеспечивается чеpез аэpопоpты: Белгоpод, Воpонеж, Куpск, Липецк, Тамбов.

Cовpеменная экономика pайона полностью зависит от ввоза энеpгетических и технологических видов топлива, а также стальных тpуб, синтетических смол, целлюлозы, каpтона, минеpальных удобpений и дp.

<

Обpабатывающие отpасли пpомышленности пpедставлены в Центpально-чеpноземном pайоне

Узлами сосpедоточенного стpоительства в pегионе являются Липецкий пpомышленный узел и теppитоpиально-пpоизвод-ственный комплекс Куpской магнитной аномалии.

Из общей земельной площади района — 16,77 млн. — га занято лесами — 1,5 млн. га (9%), в том числе 2%, или 415,7 тыс. га, лесом хвойных пород. Запасы древесины в районе составляют около 183,1 млн. куб. м

Имеются возможности для pасшиpения пpоизводства подсолнечного масла, пищевых концентpатов, фpуктов, томатов.

Экономически целесоо-бpазным напpавлением специализации для pайона является pазвитие высоко-товаpного многопpофильного сельского хозяйства и пеpеpабатывающих отpаслей АПК. Близкое pасположение к кpупнейщим индустpи-альным центpам позволяет обеспечить высокую отдачу инвестиций в пpодоволь-ственный комплекс pайона.

В pегионе, организованы фермерские хозяйства сpедний pазмеp земельного участка 39 га.

Северо-Кавказский район

Площадь 335,1 тыс.км2, население 16,9 млн. человек

Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края, Республики Дагестан, Чечено-Ингушская, Кабардино-Балкария, Северную Осетию.

Природные ресурсы 

Население 

Транспорт 

Промышленность

Сельское хозяйство 

В Северо-Кавказском экономическом районе имеются значительные разрабатываемые месторождения нефти, природного газа, каменного угля, поваренной соли. Разведаны месторождения газового конденсата, полиметаллических, медных руд, вольфрама, молибдена и ртути.

Северо-Кавказский район чрезвычайно богат рекреационными ресурсами в самом оптимальном сочетании. Дома отдыха, санатории и курорты самого различного профиля, из которых наиболее известны Минеральные Воды, Ессентуки, Кисловодск, Сочи и др., центры альпинизма и горнолыжного спорта — Домбай, Приэльбрусье; богатые охотничьи угодья и необыкновенная красота равнинной растительности и альпийских лугов позволяют сделать рекреационные ресурсы в ценностном отношении доминирующими в экономике региона.

Важной особенностью Северо-Кавказского района являются высокий удельный вес сельского населения (44,4%) и его высокая плотность, составляющая почти 50 чел./км2. В некоторых районах интенсивного земледелия она превышает 80 чел./км2. Население по территории района размещено неравномерно. Густо заселены предгорья Большого Кавказа. В Северной Осетии средняя плотность населения 79,2 чел./км2, в Краснодарском крае – 61,2 чел./км2. Значительно меньше плотность населения в Дагестане – 35,6 чел./км2 и Ставропольском крае – 35,4 чел./км2. Мужчины составляют 46,9%, женщины – 53,1%. Северный Кавказ относится к многонациональным районам Российской Федерации.

Северный Кавказ является одним из основных районов Российской Федерации по производству товарной сельскохозяйственной продукции. Валовая продукция этой отрасли в расчете на 1000 руб. производственных фондов сельскохозяйственного назначения почти на 40% больше, чем в целом по РФ.

Отраслевая структура сельскохозяйственного производства отражается в таких показателях: пашня занимает 63% земельного фонда, пастбища — 32%. Наибольший удельный вес в посевах — более 50% — отведен под зерновые культуры. Свыше 30% пахотных земель приходится на кормовые культуры, культивируются также подсолнечник и овощи. Район занимает одно из первых мест в Российской Федерации по развитию садоводства и виноградарства.

Район специализируется на многоотраслевом сельскохозяйственном производстве, пищевой индустрии, легкой промышленности, сельскохозяйственном, тракторном, энергетическом машиностроении, цветной металлургии и т.д.

Среднегодовое производство товарно-промышленной продукции составляет порядка 41,1 млрд.руб, в том числе 27,5% — продукция машиностроения и металлообработки; 28,8 — пищевая и 13,3 — легкая промышленность. Производство предметов потребления в общем выпуске товарной продукции составило 42%, по отдельным районам этот показатель еще выше, например, в Краснодарском крае — 60%. Обрабатывающая промышленность, удельный вес которой в общем объеме промышленного производства превышает 90%, развивается более быстрыми темпами, чем добывающая.

Из общей земельной площади района 35510 тыс.га — 63% территории занято под сельскохозяйственные угодья и 10% — лесами, запасы древесины в районе составляют 579,6 млн.м куб.

Отраслевая структура сельскохозяйственного производства отражается в таких показателях: пашня занимает 63% земельного фонда, пастбища — 32%. Наибольший удельный вес в посевах — более 50% — отведен под зерновые культуры. и виноградарства.

Важная отрасль сельского хозяйства региона — животноводство мясного и молочного направления. Поголовье крупного рогатого скота составило более 7 млн.голов, свиней — 6,8 млн., овец и коз — 16,4 млн.

Одной из особенностей Северного Кавказа является большая доля занятых в личном подсобном и домашнем хозяйстве.

Поволжский район

Площадь 540 тыс.км2, население 16,5 млн. человек

Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области; республики Калмыкию и Татарстан..

Природные ресурсы 

Население 

Транспорт 

Промышленность 

Сельское хозяйство 

В Поволжском экономическом районе сосредоточены значительные запасы нефти, природного газа, газового конденсата, горючих сланцев, самородной серы, поваренной соли. Район выделяется богатой сырьевой базой для промышленности строительных материалов: цементное и стекольное сырье, нерудные материалы.

Природные ресурсы Поволжского района обеспечивают ему роль одной из главных сырьевых баз России по добыче природного газа и в промышленности строительных материалов.

Важнейшим природным ресурсом района являются высококачественные почвы, большая часть которых представлена черноземами — уникальная основа для развития высокопродуктивного сельского хозяйства.

Строительный комплекс Поволжского района обеспечен собственными сырьевыми ресурсами:

Население
Поволжского
экономического
района
составляет
17
млн
чел.
Средняя
плотность
населения
в
районе
31,5
чел. на
1
км
Наиболее
густо
заселены
территории
долины
Волги
в
Самарской, Ульяновской
областях
и
в
Татарстане. Слабо
заселена
Калмыкия, где
плотность
населения
всего
лишь
4
чел. на
1
км.Население
Поволжья
отличается
пестротой
национального
состава. Преобладает
русское
население, но
велик
удельный
вес
татар, калмыков. Здесь
проживают
также
башкиры, чуваши, казахи. Рассматривается
вопрос
о
возрождении
автономии
поволжских
немцев, несправедливо
выселенных
из
Поволжья
в
восточные
районы. Для
Поволжья
характерна
высокая
концентрация
населения
в
областных
центрах
и
столицах
республик. Удельный
вес
трудовых
ресурсов, занятых
в
общественном
производстве, превышает
45.

В районе организованы фермерские хозяйства средний размер земельного участка — 88 га.

В Поволжском районе развиты все виды транспорта.

Эксплутационная длина железных дорог составляет около 10% от длины железных дорог России, наибольшая ее часть размещена в Саратовской, Волгоградской областях и Республике Татарстан. Железнодорожные и автомобильные магистрали связывают центры областей и республик района с центральными, северо-восточными и южными районами европейской части России. Протяженность внутренних водных судоходных путей составляет свыше 5700 км.

Воздушные перевозки осуществляются через аэропорты Астрахани, Волгограда, Самары, Пензы, Саратова, Ульяновска, Элисты, Казани и Hабережных Челнов, где установлены таможенные посты.

Химическая и нефтехимическая промышленность района занимают лидирующее положение в России.

Перспективными направлениями для Поволжского района являются более глубокая нефтепереработка с увеличением светлых продуктов и развитие производства синтетических смол, пластмасс, моющих средств, химических волокон.

Поволожский экономический район занимает одно из ведущих мест в Российской Федерации по развитию агропромышленного комплекса. Его удельный вес составляет 14% в производстве всей товарной сельхозпродукции Российской Федерации. В сельскохозяйственном производстве занято около 24% трудоспособного населения.

В валовой продукции сельского хозяйства района свыше 63% приходится на долю животноводства. Район является основным поставщиком пшеницы твердых сортов: около 50% в Российской Федерации. Из отраслей растениеводства необходимо отметить производство подсолнечника — 7040 тыс. т, что составляет свыше 22% от общего его производства в Российской Федерации.

 

Уральский район

Площадь 82 млн.км2, население 20,3 млн. человек

Курганская, Оренбурскуая Пермская, Свердловская, Челябинская и республики: Башкортостан и Удмуртскую

Природные ресурсы 

Население 

Транспорт 

Промышленность 

Сельское хозяйство 

Из общей земельной площади района в 82400 тыс. га 43% занято лесами, из них 23% лесом хвойных пород; запасы древесины в районе составляют 4850,1 млн. куб. м.

В районе эксплуатируются крупные месторождения нефти, природного газа, газового конденсата, железных руд, калийной и поваренной соли. Разведаны запасы полиметаллических, медных, никелевых, бокситовых и ртутных руд, а также торфа, апатитовых, фосфоритовых горючих сланцев.

Для Урала характерным является уникальное сочетание крупных рудных и нерудных полезных ископаемых. Здесь сосредоточено: 51,3% запасов хризотиласбеств (добыча которого превышает 61% общероссийской); около 30 млрд.тонн окиси калия; более 15 млрд. тонн железных руд, в том числе 83,8% — титаномагнетиты (80% запасов железных руд Урала располагается в Свердловской области).

Плотность — 24,7 чел. на кв. км.

Численность населения Уральского района — 20,4 млн. человек (втрое место после Центрального района). Средняя плотность — 25 человек на 1 км2. Размещено население неравномерно: минимальная плотность отмечается в Коми-Пермяцком автономном округе — 5 человек на 1 км2, максимальная — в индустриальных районах Среднего Урала.

Национальный состав населения района неоднороден. Преобладают русские, украинцы, но башкиры и удмурты формируют заметные группы населения в своих республиках. Кроме русских на северо-западе живут коми и коми-пермяки.
Доля горожан — 75%.         Крупнейшие города Уральского района: Челябинск, Екатеринбург, Нижний Тагил, Пермь.

На Урале сформировалась мощная транспортная система. В Густота железнодорожной сети района превышает аналогичный показатель по России в 2,8 раза, автодорог с твердым покрытием — в 2,9 раза.

В районе протекает 9 крупных рек; расположено десять озер, Перевозки водным

Автомобильный и речо-транспорт развиты недостаточно, что создает перегрузку железнодорожного транспорта. Автомобильным транспортом осуществляются перевозки в основном со средней дальностью до 20 км, большие резервы развития транспорта. Через район проходит значительное количество магистральных нефте- и газопроводов как в широтном, так и в меридианальном направлении, обеспечивая энергоресурсами центральные, южные и восточные районы России. Район имеет широкую сеть внутренних и межрегиональных авиалиний.

Длительная специализация Урала на производстве продукции черной и цветной металлургии, многопрофильного машиностроения, химической, горнорудной, лесоперерабатывающей отраслей, Здесь производится 7,9% экспортных пиломатериалов, 9,9% древесностружечных плит, 15% древесноволокнистых плит, 18,8% фанеры, 28,6% шпал, 20,4% газетной бумаги, 2,6% картона.

Развитые металлургическая и машиностроительная отрасли — Удмуртская республика, Свердловская, Челябинская, Пермская и Оренбурская области — делают Уральский район крупнейшим поставщиком металла и разнообразных машин и оборудования в масштабах России, ближнего и дальнего зарубежья.

В районе производятся картон, цемент, автогрейдеры, дизели и дизель-генераторы и др.)

Сельское хозяйство занимает существенное место в экономике Уральского района, хотя в нем занято 7,7% населения, участвующего в материальном производстве. По природным условиям район разделяется на две крупные сельскохозяйственные зоны: северную нечерноземную и зону Южного Урала. По объему валового производства сельскохозяйственной продукции район занимает четвертое место в России. Он специализируется на производстве товарного зерна твердых пшениц и картофеля, в значительной степени обеспечивая свои потребности за счет собственного производства молока, мяса, яиц. Продукты животноводства составляют 60% валовой сельскохозяйственной продукции Урала.

Фермерские хозяйства в районе имеют средний размер земельного участка — 44 га.

 

Западно-Сибирский район

Площадь 2,427 млн.кв.км, население 15,1 млн. человек

Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Республика Алтай.

Природные ресурсы 

Население 

Транспорт 

Промышленность 

Сельское хозяйство 

По природному, производственному и экспортному потенциалу Западно-Сибирский район занимает ведущее место в экономике.

В районе имеются значительные разрабатываемые месторождения нефти, природного газа, газового конденсата (Тюменская, Томская области), каменного угля, железных руд (Кемеровская область).

Разведаны месторождения полиметаллических, медно-никелевых, марганцевых, вольфрамовых руд, бокситов и ртути, а также фосфоритовых, нефелиновых руд, горючих сланцев. На базе уникальных запасов нефти, природного газа и каменного угля создана крупнейшая в России топливно-энергетическая база, где сконцентрировано почти 90% добычи газа, более 70% добычи нефти и около 40% добычи угля.

Численность населения района — 15,1 млн. человек, здесь проживает 2/3 населения всей Восточной зоны России. Средняя плотность населения — 6 человек на 1 км2. Размещено оно крайне неравномерно. Наиболее плотно заселена сравнительно неширокая полоса вдоль Транссибирской железной дороги и Кемеровская область (33 человека на 1 км2). Тайга заселена редко, села в ней встречаются преимущественно по долинам рек. В Томской, Тюменской области, в Ханты-Мансийском автономном округе плотность населения — 2-3 человека на 1 км2. Еще реже население размещено в тундре.
   Более 90% населения — русские, довольно высока доля украинцев.
 В результате индустриального развития района возрос удельный вес городского населения (71%).

На территории района функционируют все виды транспорта. Транспортную сеть составляют 8,8 тыс.км железных дорог общего пользования; 61,8 тыс.км автомобильных дорог с твердым покрытием; 32 тыс.км трубопроводов; 21,5 тыс.км внутренних водных путей. Главные реки судоходны от 150 до 200 дней в году. Много озер. При этом транспортная освоенность района незначительна: по плотности железных дорог на 30% ниже средних по России показателей, а по плотности автомобильных дорог — на 34%. Наиболее обеспечены в транспортном отношении Кемеровская область и Алтайский край. Половину объема всех грузовых перевозок осуществляет железнодорожный транспорт. Линии железных дорог имеют преимущественно широтное направление. Большое значение во внутренних перевозках играет автомобильный транспорт.

Валовая продукция промышленности составляет примерно 11% от объема в целом по России. В межрайонном разделении труда Западно-Сибирский район выделяется как крупный центр машиностроения, черной металлургии, химической и лесной промышленности. Промышленность района развивалась темпами выше среднероссийских при узкопрофильной ориентации на отрасли топливно-энергетического, химико-лесного и металлургического комплексов.

В сложившейся структуре промышленного производства удельный вес добывающих отраслей превышает 31%, а доля отраслей группы «Б» составляет примерно 18%.

В настоящее время практически весь объем добываемого газа вывозится за пределы Западной Сибири.

Из общей земельной площади района 242,7 млн.га 37% покрыто лесами, преимущественно хвойных пород. Запасы древесины составляют 10,8 млрд.куб.м.

Западная Сибирь является крупной сельскохозяйственной базой на Востоке России. По объему валовой продукции она занимает 5-е место в Российской Федерации. В районе производится сельскохозяйственной продукции свыше 11% российского производства.

Сельское хозяйство имеет животноводческо-зерновое направление.

Наиболее полно в сельскохозяйственном отношении освоены территории Алтайского края и Омской области. На севере района, в Тюменской области, расположены оленьи пастбища. Стадо северных оленей насчитывает более 25% всего поголовья в России.

 

Восточно-Сибирский район

Площадь 4,1 млн.кв.км, население 9,2
млн. человек

Иркутская область, Читинская область, Красноярский край, Агинский Бурятский, Таймырский (или Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский и Эвенкийский автономные округа, Республики: Бурятия, Тува (Тыва) и Хакасия.

Природные ресурсы 

Население 

Транспорт 

Промышленность 

Сельское хозяйство 

В нем сосредоточены уникальные природно-сырьевые ресурсы, мощный производственный потенциал и высококвалифицированные кадры. Восточная Сибирь производит около 12% всей добывающей промышленности, 7,7 топливной, 15,3 лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, 23% цветной металлургии Росси. Основной предпосылкой экономического развития является исключительное богатство природных ресурсов — минеральные, водные, лесные, земельные.Запасы угля в регионе вдвое превышают угольные ресурсы США. На долю Восточной Сибири приходится около 40% общих запасов древесины. Восточно-Сибирский экономический район специализируется на производстве самой дешевой в стране электроэнергии и добыче топлива (Одна из отраслей горнорудной промышленности Восточной Сибири — добыча золота. В Забайкалье добывают олово, вольфрам и молибден, разрабатываются Удоканское месторождение меди и месторождение свинцово-цинковых руд.

Восточная Сибирь — один из самых малозаселенных районов России. Население живет на юге, в основном в полосе, прилегающей к Транссибирской железной дороге, у линии БАМ и у озера Байкал. Большая часть населения сосредоточена в Красноярском крае и Иркутской области. На огромных пространствах тундры и тайги население редкое, размещено «очагами» — по долинам рек и в межгорных котловинах.
  Большинство населения — русские. Кроме них живут буряты, тувинцы, хакасы, на севере — ненцы и эвенки (в основном проживающие в территории своих национально- территориальных образований — в республиках и автономных округах). Преобладает городское население (71%).

Транспортная сеть Восточной Сибири развита недостаточно. Обеспеченность территории железными дорогами и автомобильными дорогами с твердым покрытием ниже среднего уровня по России в 2,4 и 2,6 раза, соответственно. Основные транзитные и внутрирайонные перевозки осуществляются по широтным железнодорожным магистралям — Главной Сибирской, Южно-Сибирской и Байкало-Амурской. На долю автомобильного транспорта приходится около 80% всего объема перевозок грузов.

Главные реки района Восточной Сибири — Енисей, Нижняя и Подкаменная Тунгуска, Ангара, Бирюса, Хатанга, Оленек, Селенга. Воздушное сообщение обеспечивается через аэропорты городов Красноярска, Абакана, Иркутска, Норильска, Братска, Черемхово, Тайшета, Усть-Илимска, Усть-Куба, Улан-Удэ, Читы, Кызыла.

Восточно-Сибирский экономический район специализируется на производстве самой дешевой в стране электроэнергии и добыче топлива (Канско-Ачинский угольный бассейн), обеспечивая развитие энергоемких и теплоемких производств. В районе добываются ценные виды минерального сырья, развиты лесозаготовки и лесоперерабатывающая промышленность. Одна из отраслей горнорудной промышленности Восточной Сибири — добыча золота. В Забайкалье добывают олово, вольфрам и молибден, разрабатываются Удоканское месторождение меди и месторождение свинцово-цинковых руд. На севере, у Норильска, разрабатываются большие запасы никеля, кобальта, меди и других ценных металлов.

Природноклиматические условия Восточной Сибири достаточно благоприятны для сельскохозяйственного производства (зерна, мяса, молока, яиц, картофеля, овощей), однако в настоящее время за счет собственных ресурсов район удовлетворяет полностью свои потребности лишь в зерне и картофеле. Отраслями специализации сельского хозяйства являются мясо-молочное животноводство и производство зерна. Потребление продовольственной продукции в районе обеспечивается за счет местного производства менее чем на 2/3, что в значительной степени связано с недостаточным развитием перерабатывающих отраслей. Наращивание массы товарных ресурсов потребует создания сети малых предприятий, специализированных на переработке местного сельскохозяйственного сырья.

 

 

Дальневосточный район

Площадь 6,2 млн.кв.км, население 8,1
млн. человек

Иркутская область, Читинская область, Красноярский край, Агинский Бурятский, Таймырский (или Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский и Эвенкийский автономные округа, Республики: Бурятия, Тува (Тыва) и Хакасия.

Природные ресурсы 

Население 

Транспорт 

Промышленность 

Сельское хозяйство 

Из общей земельной площади района 621,6 млн. га лес занимает 280,6 млн. га или 45%, (преимущественно леса хвойных пород); запасы древесины составляют 21260 млн. куб. м, или 26,6% запасов древесины России.

В регионе имеются значительные разрабатываемые месторождения угля, железных, полиметаллических руд, нефти, природного газа. Разведаны месторождения оловянных, медных, ртутных, марганцевых и апатитовых руд, торфа и поваренной соли.

Район специализируется на поставках алмазов, золота, олова, вольфрама, ртути, висмута, плавикового шпата, цинка, свинца.

плотность населения самая низкая в России — 1,3 чел. на 1 кв.км

Население — 9,2 млн. человек. Население размещено крайне неравномерно. Район заселялся медленно, что объяснялось его удаленностью, бездорожьем, суровыми природными условиями. Дальний Восток до сих пор испытывает недостаток в трудовых ресурсах. Более плотно заселены южные районы Приморья и территория вдоль трасс железных дорог. Особенно редко заселена северная часть района. Средняя плотность населения — 1,3 человек на 1 км2. Наибольшая плотность, свыше 13 человек, отмечается в Приморском крае, на юге Хабаровского края, в Сахалинской и Амурской областях, минимальная — в Корякском и Чукотском автономном округе — 0,1-0,2 человека на 1 км2).

Территория Дальнего Востока в транспортном отношении освоена неравномерно.

Основными видами транспорта являются железнодорожный и морской. Основу железнодорожной сети составляет Главная Сибирская магистраль, проходящая в направлении Владивостока, от которой отходят ветки к портам залива Петра Великого, в направлении южного Сихоте-Алиня, Приханкайской низменности и др. В Камчатской и Магаданской областях железнодорожная сеть отсутствует. Общереспубликанское значение имеют морские порты: Владивосток, Находка, Посьет; Ванино, который связан паромным сообщением с Сахалином. Воздушные перевозки осуществляются через аэропорты городов: Артем, Хабаровск. Внутренние водные пути, протяженность которых составляет 21600 км.

Несмотря на такие уникальные природные богатства район имеет неэффективную, слабо диверсифицированную отраслевую структуру экономики с неразвитой производственной инфраструктурой. Отраслевая структура промышленности характеризуется высокой долей добывающих отраслей. Обрабатывающие отрасли промышленности представлены следующими основными видами и объемами продукции: Район занимает ведущее место в России по добыче алмазов, золота, олова, борного сырья, рыбы и морепродуктов, производству соевых бобов и вывозке древесины.

Лесные ресурсы практически не лимитируют объемов лесозаготовок, но их освоение связано со значительными затратами; биологические ресурсы в двухсотмильной морской зоне оцениваются в 25,8 млн.т, в т.ч. 23 млн.т — рыбные. В районе значительны запасы промысловых зверей, особенно пушных, а также ягод, грибов, лекарственных растений. Сельское хозяйство занимает незначительное место в экономике региона.

Основная отрасль сельского хозяйства — животноводство; в настоящее время производится 351 тыс. т мяса, 1570 тыс. т молока, 2260 млн. шт. яиц, что недостаточно для района. Наиболее острая проблема — укрепление кормовой базы. В растениеводстве самообеспеченность района по зерну составила 29%, овощам — 52%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.02MB/0.00210 sec

WordPress: 22.79MB | MySQL:121 | 3,743sec