Россия (Российская Федерация, Россия)

<

080614 1142 1 Россия (Российская Федерация, Россия)

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

 

Российская Федерация (РФ) — Россия — самое крупное по размерам территории государство мира. Она охватывает восточную часть Европы и северную часть Азии, являясь, таким образом, по географическому положению евразийской страной.

Россия занимает площадь 17,1 млн км2, что почти в 2 раза больше, чем КНР или США. По населению — около 140 млн человек — находится на седьмом месте в мире после КНР, Индии, США, Индонезии, Бразилии и Пакистана.

Крайняя северная точка страны — мыс Флигели на о. Рудольфа в составе архипелага Земля Франца-Иосифа (81° 51′ с. ш.), а на материке — мыс Челюскин (77° 43′ с. ш.), крайняя южная — на границе с Азербайджаном (41° 10’с. ш.), крайняя западная— на границе с Польшей у Гданьского залива на территории анклава, образованного Калининградской обл. РФ (19° 38′ в. д.), крайняя восточная — о. Ратманова в Беринговом проливе (169° 02′ з. д.), а на материке — мыс Дежнева на Чукотке (169° 40′ з. д.). Большая часть территории России расположена между 50-й параллелью и Северным полярным кругом, т. е. находится в средних и высоких широтах. В этом отношении аналогом среди зарубежных стран может служить только Канада.

Максимальное расстояние между западными (не считая Калининградской обл.) и восточными рубежами — 9 тыс. км, между северными и южными — 4 тыс. км. В пределах РФ находится 11 часовых поясов.

 

 

2. ГРАНИЦЫ: ПРОТЯЖЕННОСТИ И ГРАНИЧАЩИЕ СТРАНЫ

 

Протяженность границ составляет 58,3 тыс. км, в том числе сухопутных — 20,3 тыс. км, морских — около 38 тыс. км. Сегодня страна имеет несколько типов сухопутных границ.

1.Совпадающие с рубежами бывшего СССР, большая часть которых закреплена в международных договорах. Это границы с Норвегией, Финляндией, Польшей, Монголией, КНР и КНДР.

2. Административные, пока не оформленные как государственные границы со странами СНГ — Белоруссией, Украиной, Грузией, Азербайджаном и Казахстаном.

3. Находящиеся в стадии оформления как государственные: разделяющие Россию и страны, не вошедшие в СНГ, — границы с Эстонией, Латвией и Литвой.

На Россию приходится более 2/3 всех внешних границ СНГ. Из стран СНГ не имеют с РФ общей границы Молдавия, Армения, Туркмения Таджикистан, Узбекистан и Киргизия. После распада СССР возникла концепция «охраны границ по двум рубежам». Первый из них — внешние границы СНГ, второй — собственно российская граница.

В соответствии с двусторонними соглашениями пограничное присутствие России сохраняется в семи странах СНГ. В Белоруссии, Казахстане и Туркмении находятся только так называемые оперативные группы (советники и консультанты). В Киргизии, Таджикистане, Армении (до недавнего времени) Грузии развернуты войсковые группы, непосредственно участвующие в охране внешних границ СНГ.

Впервые Россия, КНР, Казахстан, Киргизия и Таджикистан заключили совместное соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы, протянувшейся на 7,5 тыс. км, из которых на Россию приходится 4,3 тыс. км.

Линия разграничения с государствами СНГ, получившими название ближнего зарубежья, является в значительной мере «прозрачной», что приводит к бесконтрольному проникновению людей и грузов из сопредельных стран. Поэтому возникла необходимость учредить таможенные пункты на границах с Белоруссией (впоследствии отмененные), Азербайджаном, Грузией, а также с Украиной, не подписавшей соглашения стран СНГ о принципах таможенной политики и установившей погранично-таможенный контроль на границах с Россией и Белоруссией.

Единое таможенное пространство сохраняется с Молдавией, Арменией, Казахстаном и государствами Средней Азии — Туркменией, Узбекистаном, Таджикистаном и Киргизией.

Наибольшую протяженность сухопутная граница России имеет с Казахстаном, Монголией и КНР. Морские границы существуют с Японией и США. Кроме того, обозначен российский сектор Арктики (установлен в 1926 г.) по меридианам, проходящим через крайние северо-западную и северо-восточную точки (кроме островов Шпицбергенского архипелага, принадлежащего Норвегии).

Россия по многим аспектам международных отношений является правопреемницей бывшего СССР и в этом качестве выполняет функции постоянного члена Совета Безопасности ООН, входит в важнейшие международные организации, в том числе Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Она подписала соглашение с НАТО «Партнерство ради мира» и «Основополагающий акт Россия — НАТО», участвует в совещаниях «большой семерки» (США, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция, Италия, Канада), которая по решению политических (но не экономических) вопросов фактически стала «большой восьмеркой». Россия — член Совета Европы (СЕ), принята в Парижский клуб стран-кредиторов, а также в Лондонский клуб.

 

 

 

3. ТЕРРИТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Россия представляет собой единое экономическое пространство, в пределах которого обеспечивается свободное перемещение людей, товаров, услуг и капиталов, осуществляются межрайонные и внутрирайонные связи, охватывающие как материальное производство, так и непроизводственную сферу. Это пространство консолидируют единые транспортная, энергетическая и информационная системы, единая система газоснабжения, различные сети и коммуникации, другие инфраструктурные объекты.

Среди географических особенностей России, влияющих на хозяйственную деятельность, расселение и формирование среды обитания в целом, обращают на себя внимание прежде всего:

  1. обширность занимаемого страной пространства;
  2. неравномерность заселения и хозяйственного освоения территории;
  3. богатство и разнообразие природных условий и природных ресурсов;
  4. многонациональный состав населения и этническая мозаичность
    территории, наличие при повсеместном расселении русских большого
    числа ареалов компактного проживания отдельных народностей;
  5. сильные территориальные контрасты в экономической и социальной сферах.

    Величина территории — важная экономико-географическая особенность любого государства. Для России — самой крупной по площади страны в мире — она имеет далеко идущие последствия как геополитического, так и хозяйственного значения.

    Благодаря обширности территории обеспечиваются все необходимые условия рационального географического разделения труда, возможности более свободного маневра в размещении производительных сил, повышается обороноспособность государства, достигаются и другие положительные результаты в области экономического и социального развития.

    Сами по себе крупные размеры территории предопределяют разнообразие региональных условий и ресурсов для хозяйственной деятельности. По масштабам природно-ресурсного потенциала Россия практически не имеет аналогов.

    В то же время большая часть территории страны расположена в умеренном и холодном агроклиматических поясах, где сумма температур за период с температурой свыше +10 °С колеблется от 4000° на юге до 400° на севере. Немалые площади лежат за Северным полярным кругом, где возможно только овощеводство в закрытом грунте или очаговое земледелие с малотребовательными к теплу культурами. Основная земледельчески освоенная территория находится в умеренном поясе с суммами температур выше +10 °С — 1000—4000°. Только 2/5 общей площади страны пригодны для постоянного обитания без специальных мер защиты населения от неблагоприятного воздействия суровых природных условий.

    <

    При общей суровости природы и ограничении возможностей земледелия в открытом грунте на Россию приходится примерно 1/10 всех посевных площадей в мире. Особую ценность представляет фонд черноземных почв, с использованием которого связано производство почти 80% земледельческой продукции страны.

    Необходимость преодолевать огромные расстояния выдвигает серьезные проблемы перед транспортом, которые усугубляются суровыми климатическими условиями на значительной части территории. В отношении транспортной доступности условия весьма дифференцированы. Например, для многих районов Крайнего Севера единственно надёжный вид транспорта — авиационный.

    Основное направление транспортных связей — широтное, между европейской частью и восточными районами. Оно обеспечивается полимагистралями, включающими железные и автомобильные дороги, трубопроводы и высоковольтные линии. В частности, железнодорожные магистрали с их самыми массовыми перевозками грузов и пассажиров представлены Транссибом, имеющим на участке от Тайшета до Приморья «дублера» в виде БАМа (Байкало-Амурской магистрали), а также Средсибом и Южсибом, частично проходящими по территории Казахстана. Но фактически транспортное обеспечение межрайонных связей в направлении запад—восток и обратно — узкое место территориальной организации хозяйства страны.

    В обозримой перспективе создается «информационная магистраль» — телекоммуникационные линии, пересекающие всю страну с запада на восток. Достигнуто международное соглашение о строительстве и эксплуатации кабельной системы ИТУР, которая соединит Италию, Турцию, Украину и Россию. Кабель ИТУРа будет подключен к российским линиям связи через Новороссийск и далее на Москву. От Москвы линии связи пойдут на запад (через Балтийское море к Дании) и через Сибирь и Дальний Восток — в Японию и Южную Корею.

    Россия занимает ведущее положение в мире по общим геологическим и разведанным запасам большинства полезных ископаемых. Ей принадлежит первое место по ресурсам энергоносителей — нефти, газа и угля, отдельных видов металлургического (железные руды, никель, кобальт, олово и др.), горно-химического (апатиты и др.) и минерально-строительного сырья. Поэтому она фактически независима от конъюнктуры мирового рынка минерально-сырьевых ресурсов. Первое место принадлежит России и по запасам древесины (почти 1/4 мировых ресурсов).

    Мощный природно-ресурсный потенциал позволяет не только практически полностью удовлетворить потребности отечественного хозяйства, но и в значительных количествах экспортировать энергоносители, различное минеральное сырье и древесину.

    При общей высокой обеспеченности страны природными ресурсами разные районы насыщены ими далеко не одинаково. Налицо диспропорция, существующая между размещением основных источников сырья, топлива и.энергии, с одной стороны, и размещением населения и трудовых ресурсов — с другой. Вообще для России характерна значительная неравномерность в степени экономической освоенности территории.

    На европейскую часть (включая Урал) приходится г/4 территории и 4/5 населения страны, на восточные районы (Сибирь и Дальний Восток) — 3/4 и 1/5 соответственно. Средняя плотность населения в европейской части (по данным на 1 января 2007 г.) — 28,3 человека на км2, в восточных районах — 2,4 человека на км2, т. е. в 10 раз ниже.

    Основная полоса расселения в России простирается от Кольского полуострова до предгорий Большого Кавказа и от западных рубежей до Центрального Урала. За Екатеринбургом она вытянута вдоль Транссиба и образует отдельные ветви (например, Кузбасс, Минусинская котловина, Приамурье и Приморье).

    Основная полоса расселения занимает только 1/10 часть территории страны, но концентрирует более 2/3 всего населения, представляя собой трансконтинентальную расселенческую структуру. За ее пределами расположены районы Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, на которые приходится 70% всей площади страны при очаговом характере расселения и средней плотности населения 1 человек на км2. Подавляющая часть этого огромного пространства входит в зону вечной мерзлоты и отличается дискомфортными для жизни населения и хозяйственной деятельности условиями, а также неустойчивостью природных ландшафтов к техногенным нагрузкам.

    В основной полосе расселения европейской части, где условия проживания людей наиболее благоприятны, плотность населения колеблется от 25 до 100 человек на км2. Лишь в относительно ограниченных ареалах концентрация городского и сельского населения достигает 50—100 человек на км2, а в агломерациях и зонах влияния крупных городов — до 150—250 человек на км2 (в Московском регионе — столица и область — свыше 800 человек на км2).    

    На районы, расположенные к востоку от Урала, при слабой заселенности приходится 9/10 всех топливно-энергетических ресурсов, 4/5 запасов древесины, весьма значительная доля металлургического, горнохимического и минерально-строительного сырья.

    Существенные различия в степени экономической освоенности территории, уровне обеспеченности природными и трудовыми ресурсами находят отражение в количественных и качественных характеристиках хозяйства. Производственный потенциал европейской части много больше, а структура хозяйства значительно сложнее, отличается более широкой диверсификацией, чем в восточных районах.

    Россия является федеративным государством — Российской Федерацией (РФ), объединяющей субъекты Федерации на основе Конституции РФ и Федеративного договора как неотъемлемой ее части. Субъекты Федерации состоят из самоуправляющихся территориальных общностей и самостоятельно определяют свое территориальное устройство.

    В состав РФ входят 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область (Еврейская), 10 автономных округов. Республики образовались из бывших автономных республик (в том числе за счет разделения Чечено-Ингушской республики на две суверенные республики) и на базе ряда автономных областей (Адыгейской, Горно-Алтайской, Карачаево-Черкесской, Хакасской). Таким образом, вместо 16 АССР в настоящее время существует 21 республика в составе РФ и вместо 5 АО только 1 автономная область.

    К ведению РФ относится довольно широкий круг полномочий, среди которых, в частности:    

  6. федеративное устройство и территория страны в целом;
  7. установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной властей;
  8. установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, социального, культурного и национального развития;
  9. установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
  10. федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;    
  11. федеральные энергетические системы; ядерная, энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
  12. оборона и безопасность;
  13. статус и защита государственной границы, территориальных вод, экономической зоны и континентального шельфа;
  14. метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; официальный статистический и бухгалтерский учет.

    Россия — многонациональное государство. На ее территории живут представители более 100 народов. Национальные отношения основаны на уважении к истории, традициям, культуре, языку и национальному достоинству всех населяющих Россию народов. В соответствии с Конституцией РФ признается приоритет прав и свобод человека и гражданина независимо от национальной принадлежности и территории проживания, а также право народов на самоопределение. В качестве важнейшей цели ставятся достижение и укрепление межнационального согласия, доверия и взаимопонимания, сохранение исторически сложившегося государственного единства народов страны, целостности ее территории.

    Русские составляют свыше, 4/5 всего населения, образуя большинство в ряде республик (кроме Дагестана, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Чечни, Ингушетии, Татарстана, Калмыкии, Чувашии и Тывы), автономной области и автономных округах (за исключением Коми-Пермяцкого и Агинского Бурятского). Особенно велика доля русских среди городского населения.

    В городах проживает почти 3/4 всего населения. Самой высокой долей городского населения выделяются Северо-Запад, Центральный район и Урал, а также восточные районы, т. е. районы исторически сложившейся промышленности или нового индустриального освоения.

    В России (на 1 января 2007 г.) насчитывается 1086 городов и 1919 поселков городского типа. Среди городов-«миллионеров»: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара, Омск, Казань, Уфа, Челябинск, Ростов-на-Дону, Пермь, Волгоград.

    Интенсивнее всего процесс урбанизации протекал в восточных районах. Здесь он сопровождался, как правило, расширением ареалов городских поселений, а в европейской части, в районах раннего промышленного развития, — уплотнением уже сложившейся сети.

    На территории России выделяется 11 экономических районов (табл. 1), Экономические районы различаются между собой условиями и особенностями формирования в прошлом и стратегическими направлениями развития на перспективу, масштабами, специализацией и структурой производства и многими другими признаками. Каждый из этих районов выполняет определенные функции в общей системе территориального разделения труда внутри страны.

    В связи с переходом к рыночной экономике и новыми тенденциями, характерными для развития государственной региональной политики, возникла необходимость укрупнения ряда территориальных структур. Так возникли восемь межрайонных ассоциаций экономического взаимодействия: «Центральная Россия», «Черноземье», «Северо-Запад», «Большая Волга», «Северный Кавказ», «Уральский регион», «Сибирское соглашение», «Дальний Восток и Забайкалье».

    Новый этап знаменует собой укрепление «исполнительной вертикали» благодаря системе контроля за выполнением в регионах Конституции РФ, Федеральных законов и указов Президента. Для осуществления контрольных функций были организованы семь федеральных округов (Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г.), каждый с соответствующим центр «Центральный» (Москва), «Северо-Западный» (Санкт-Петербург), «Южный» (Ростов-на-Дону), «Приволжский» (Нижний Новгород), «Уральский (Екатеринбург), «Сибирский» (Новосибирск), «Дальневосточный» (Хабаровск).

    В начале 2006 в составе России (РФ) находились 89 равноправных субъектов (регионов), в их числе – 21 автономная республика, 6 краев, 49 областей, 10 автономных округов, 1 автономная область и 2 города федерального значения (Москва и С.-Петербург). 13 июля 2006 в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа создан новый субъект Федерации – Камчатский край. C 2004 идет процесс укрупнения субъектов федерации, который должен завершился к концу 2006 года.

    Геополитическое положение России в современных условиях определяется многими факторами разного уровня — от глобальных до региональных. Существенное влияние на экономическое и социальное развитие страны оказывают следующие обстоятельства:

  15. образование в результате распада СССР по всему периметру сухопутных границ России суверенных государств, которые, за исключением стран Балтии, относятся к СНГ и созданному в его рамках Экономическому союзу;    
  16. возникновение по отношению к России ближнего и дальнего зарубежья, причем к первому из них принадлежат все страны СНГ;
  17. «прозрачность» границ с ближним зарубежьем (кроме Украины);
  18. ликвидация военного присутствия России в Германии, странах Восточной Европы (включая страны Балтии) и других, за исключением участия в составе миротворческих сил ООН и частичной охраны государственных границ СНГ.

    В целом геополитическое положение России решительным образом улучшилось благодаря окончанию «холодной войны», ликвидации военного противостояния с США и другими странами НАТО.

    Россия перестала быть страной, имеющей войска за рубежом, во всяком случае — за границей бывшего СССР. Положительное влияние на геополитическую ситуацию оказывает и активизация интеграционных процессов вхождения России в мировое хозяйство.

    Изменение геополитического положения привело и к ряду негативных последствий. Внешнеэкономические связи с дальним зарубежьем в западном (европейском) и южном (азиатском, особенно ближневосточном) направлениях теперь приходится осуществлять через территорию государств СНГ. Это усложняет торгово-транспортные операции и функционирование объектов топливно-энергетической инфраструктур международного характера (нефте- и газопроводов, ЛЭП).

    За пределами России остались крупные порты на Черном и Балтийском морях, некоторые весьма значительные источники минеральных ресурсов, особенно марганца и руд цветных металлов (меди, свинца, цинка и др.). Нарушены исторически сложившиеся межрайонные связи. Возникли трудности в организации сухопутных связей с Калининградской обл., оказавшейся изолированной от остальной территории России. Появились спорные вопросы, инициированные некоторыми соседними государствами по поводу границ (например, Эстонией и Латвией — о пограничных районах, Японией — о ряде островов Курильской гряды).

    Как евразийская страна Россия имеет широкие возможности экономического и политического сотрудничества с зарубежными странами различной геополитической ориентации. Через ее территорию проходят коммуникации мирового значения, обеспечивающие транспортные связи между западом и востоком, севером и югом.

    Для расширения внешнеэкономических связей (в том числе транзитных) продолжается строительство трех современных портовых комплексов в Финском заливе Балтийского моря: 1) в Лужской губе — по профилю аналогичного Санкт-Петербургскому порту, но значительно более крупного (35 млн т грузов в год), 2) в Приморске (северный берег залива) — со специализацией на операциях по сырой нефти и нефтепродуктам, природному газу и жидким химическим грузам (45 млн т) и 3) в бухте Батарейной (южный берег залива) — по перевозкам нефтепродуктов (15 млн т).

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  19. Алексеев А.И., Бабурин В.Л. и др. Экономическая и социальная география России. –М.: ИНФРА-М, 2008.
  20. Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика. – М.: Гардарики. – М.: , 2009.
  21. Глушкова В. Общественная география. Экономическая, социальная и политическая география России. –М.: Классик Стиль, 2003.
  22. Желтиков В.П. Экономическая география.–Ростов-на-Дону, 2003
  23. Курицын И.И., Волгин А.В. и др. Экономическая география.–М.: Школьная пресса, 2001.
  24. Любимов И.М. Общая политическая, социальная и экономическая география.–Воронеж: Гелиос –АРВ, 2002.
  25. Скопин А.Ю. Экономическая география России.–СПь.: Велби, 2006.
  26. Родионова И.А. Экономическая география. –М.: Экзамен, 2006.
  27. Родионова И.А., Бунакова Т.М. Экономическая география. –М.: Московский лицей, 2003.
  28. Экономическая и социальная география России/ Под ред. А.Т. Хрущева.-М.: Дрофа, 2001.


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.16MB | MySQL:121 | 1,461sec