Северо-Западный район Российской Федерации

<

081514 1729 1 Северо Западный район  Российской Федерации

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО РАЙОНА

 

Основные черты географического положения Северо-Запада — приморское положение и близость к крупнейшим промышленным центрам — обусловили его развитие как важнейшего индустриального и транспортного очага. Связи с Москвой и другими центрами и районами страны укреплялись с созданием транспортных систем: водных — Вышневолоцкой (1703—1709 гг.), Ладожской (1718—1731 гг.), Мариинской, Тихвинской и железнодорожной — Николаевской (1851 г.), называемой теперь Октябрьской. В настоящее время о? Санкт-Петербурга веером расходятся 12 железнодорожных линий.

Северо-Западный район расположен на Русской равнине, где мощный пласт осадочных пород покрывает кристаллическое основание. Поэтому полезные ископаемые здесь главным образом нерудные. Это огнеупорные глины (Боровичское месторождение — второе по запасам и значению в России), известняки (Пикалевское и Сланцевское месторождения), бокситы (Мягозеро, Тихвинская группа). Все большее значение хозяйства приобретают кингисеппские фосфориты, в которых очень сдаются кислые почвы района. Леса в промышленном развитии Северо-Запада имеют небольшое значение. Хотя лесопокрытая площадь четырех областей района по размерам почти такая же, как и в Карелии, запасы древесины здесь в три с липшим раза меньше, так как леса молодые (доля спелых насаждений всего около 30%). Основные энергетические ресурсы района — сланцы (Сланцевское месторождение), торф, гидроресурсы. Общие запасы всех видов энергетических ресурсов, которые можно рентабельно использовать, несколько ныне 5 млрд кВт • ч. Гидроресурсы сосредоточены на небольших по протяженности, но полноводных реках. Обилие озер сглаживает сезонные колебания расходов воды, благодаря чему меженный сток рек на Северо-Западе намного больше, чем в южных районах страны. Запасы водных ресурсов велики. Годовой сток — 125 км2 в год, т. е. равен почти 90% годового стока Волги. Значительное количество водных ресурсов сосредоточено в озерах (Ладожское, Чудское, Ильмень). Речная сеть сильно разветвлена, поэтому поверхностные воды (а не подземные) служат основными источниками производственного и питьевого водоснабжения. Спокойные и полноводные реки южной части района из-за использовали для судоходства.

Возможности развития сельского хозяйства определяются довольно высокой влажностью воздуха и почв при относительно умеренных температурах. Продолжительность вегетационного периода достаточна для развития растениеводства в открытом грунте. Обилие речных долин и наличие богатой и сочной травяной растительности способствовали развитию молочного и молочно-мясного животноводства.

Большое значение для хозяйства имеет богатство рыбой внутренних вод и морей, омывающих берега района.

Трудовые ресурсы Северо-Запада, учитывая его небольшую сравнительно с другими районами России площадь, немалы. Однако доля лиц трудоспособных возрастов здесь сокращается. Снижается и естественный прирост населения (в Новгородской и Псковской областях он самый низкий в стране), а механический прирост невелик. С 1990 по 2004 г. численность населения сократилась во всех областях кроме Калининградской. Напряженность трудового баланса, особенно на селе, придает особое значение росту производительности и совершенствованию организации труда, внедрению прогрессивных технологий.

Большую роль в развитии района играют накопленные материальные ценности — основные (производственные и непроизводственные) фонды. Хозяйство Северо-Запада сложилось давно, и поэтому он относится к наиболее освоенным районам, но в то же время промышленные фонды требуют реконструкции, так как они в значительной мере физически и морально устарели.

 

 

 

 

 

2. НАСЕЛЕНИЕ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО РАЙОНА

 

Население Северо-Западного района (6,3% населения страны) довольно равномерно расселено по его территории. Средняя его плотность в районе колеблется от 75 человека на 1 км2 (Ленинградская обл. без Санкт-Петербурга) до 13,4 человек (Новгородская обл.). По доле городского населения район занимает одно из первых мест в стране. Среди городских поселений преобладают небольшие древние русские города. Однако здесь же располагается второй по величине город страны — Санкт-Петербург (около 4,7 млн. жителей), который сосредоточил более 3/4 городского населения района. Численность городского населения Северо-Запада постоянно увеличивается, главным образом благодаря росту наиболее крупных городов, отчасти из-за преобразования в городские поселения некоторых очень больших сел. В связи с последним явлением растет число малых городов и усложняется проблема целесообразного использования трудовых ресурсов малых и средних городов. Увеличивается необходимость развития в них обрабатывающей промышленности и большего вовлечения этих городов во внутрирайонное территориальное разделение труда. По отношению к общей численности населения района без Санкт-Петербурга доля сельского населения колеблется в пределах 20—30%, но с учетом Санкт-Петербурга она не превышает 25%. Постоянный отток сельского населения в города привел к его сокращению. За последнее десятилетие уменьшилась не только доля сельского населения, но и его абсолютная численность (500 тыс. человек). Людность сельских населенных пунктов по всей территории района невелика. Преобладают селения с численностью жителей около 100 человек.

По этническому составу население многонационально, но представлено в основном русскими.

 

 

 

 

3. СТРУКТУРА И ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА

 

Для отраслевой структуры хозяйства Северо-Запада характерно резкое преобладание обрабатывающей промышленности над другими отраслями. В 90-х годах XX в. быстро развивались производства новых синтетических материалов, продукция которых широко внедрялась в старые отрасли промышленности. Машиностроение, приборостроение, электроника, электротехника, химическая промышленность, производство пластмасс, новых красителей и различных химических реагентов синтетических волокон — ныне основные отрасли промышленности района. В связи с относительной бедностью Северо-Запада полезными ископаемыми доля добывающей промышленности в структуре его хозяйства невелика.

Специализация сельского хозяйства сложилась под воздействием природных факторов и потребностей уродского населения. Главная отрасль в сельском хозяйстве — животноводство. Доля пашни в Ленинградской и Псковской областях меньше 0% всех сельскохозяйственных угодий. Лишь в Новгородской области на несколько превышает этот показатель. Доля доходов, получаемых от животноводства, составляет около 2/3 всех доходов сельского хозяйства. Основная его продукция — молоко, мясо (крупного рогатого скота и птицы), а также яйцо. Главная задача растениеводства — производство кормов, картофеля и овощей. Выращивают в районе зерно, но своего зерна ему не хватает, хотя более половины посевов заняты зерновыми культурами. В Псковской и Новгородской областях в условиях достаточного увлажнения и необходимого количества тепла издавна развито льноводство. В обширной пригородной зоне Санкт-Петербурга, вокруг Великого Новгорода и Пскова сформировалось сельское хозяйство пригородного типа. Развивается, особенно в Ленинградской области, фермерство.

При бедности района природными ресурсами транспорт играет очень важную роль в обеспечении перерабатывающих отраслей сырьем и топливом.

Санкт-Петербург — один из крупнейших железнодорожных узлов и портов нашей страны и мира в целом. Основные пути озерного и речного судоходства — Ладожское озеро и Волго-Балтийский путь. Последний проходит по территории Северо-Западного и соседнего Северного района. Несмотря на большое значение морских и речных путей, железнодорожный транспорт является ведущим (по грузообороту). Северо-Запад относится к районам, наиболее обеспеченным железными дорогами.

В районе достаточно хорошо развита торговля. Санкт-Петербург — крупнейший торговый центр страны, обслуживающий не только население города и своего района, но и многих приезжающих из других районов. Естественно, что эта отрасль производственной сферы привлекает немалые трудовые ресурсы.

Среди отраслей непроизводственной сферы преобладают научно-учебная деятельность и культура. На территории района возникли курортные центры (Валдай, Старая Русса и др.).

Существенно лучше, чем в большинстве других районов страны, развита на Северо-Западе сфера бытового обслуживания.

Промышленное производство представлено на Северо-Западе топливно-энергетическим и строительным комплексами, обеспечивающими нужды всего хозяйства района, а также совокупностью трудоемких и наукоемких производств, составляющих основу районного хозяйства — машиностроительным, горно-химическим, пирометаллургическим цветных металлов, текстильно-промышленным и рыбопромышленным комплексами (они имеют общероссийское значение). Здесь развиты также комплексы районного значения — лесопромышленный, некоторые ветви агроиндустриального.

Основа топливно-энергетического комплекса Северо-Запада — ТЭЦ, Работающие на привозном топливе, главным образом печорском, отчасти донецком. В энергетическом балансе района все большее значение в перспективе будут иметь ядерная энергетика, природный газ. Газопровод «Сияние Севера» уже сейчас играет большую роль в удовлетворении энергетических потребностей района. Нужда в нефти удовлетворяется счет нефтегазовых месторождений Тимано-Печорской провинции, поставляющих его на Киришский нефтеперегонный завод. Здесь же на мазуте, поставляемом нефтеперерабатывающим заводом работает ГРЭС. В Киришах создан энергетический узел районного значения. Другой тапкой узел сформировался в г. Сланцах. Он представлен предприятиями добыче сланцев, газосланцевым заводом и ГРЭС, работающей на сланцевой мелочи. Псковская и Северная ГРЭС используют в качестве энергетического топлива торф. Роль гидроэлектростанций в районе относительно невелика (около 20% производимой энергии), они работают Яковом режиме. Но Волховская ГЭС была в свое время первенцем плана ГОЭЛРО.

Ведущее в районе производственное сочетание — машиностроительный комплекс. Он представлен предприятиями различных отраслей машиностроения, в том числе и тяжелого. Тяжелое машиностроение несмотря на слабость местной металлургической базы и незначительность потребности района в его продукции получило здесь существенное развитие. Для машиностроительного комплекса района характерна значительная территориальная концентрация, что также объясняется историческими причинами.

Машиностроение района подразделяется на три ветви. Одна из них включает предприятия, ориентирующиеся на высококвалифицированный труд и отличающиеся малой металлоемкостью. Это предприятия радиоэлектроники приборостроения, электроники. Все они имеют особо благоприятные условия развития в районе, а темпы их роста определяется потребностями страны в их продукции. Вторая ветвь объединяет заводы тяжелого и среднего машиностроения со значительной металлоемкостью и большими потребностями в труде, причем не только квалифицированном. К этой ветви относятся предприятия энергетического, сельскохозяйственного и полиграфического машиностроения, а также производящие строительно-дорожные машины и электротехнические изделия. Третья ветвь — металлическое судостроение, создание которого было обусловлено приморским положением Северо-Запада. Судостроение тесно связано с различными машиностроительными заводами района, в первую очередь Санкт-Петербурга. Предприятия судового оборудования имеются и в городах, удаленных от моря. Они работают на основе кооперации с судостроительными и судоремонтными заводами Санкт-Петербурга.

Машиностроение района имеет следующие стадии: производство корпусов машин, станин и т. д.; производство узлов, деталей, запасных частей, а также чугунное и стальное литье; сборочное производство. Этот комплекс объединяет инструментальные производства как сопутствующие и малую металлургию, производя сортовой прокат (Кировский и Сталепрокатный заводы в Санкт-Петербурге), трубопрокат (Ижорский завод) и метизы, необходимые машиностроительным заводам. Малая металлургия в машиностроении Северо-Запада имеет такое же значение, что и производство узлов и деталей, и поэтому относится ко второй стадии этого комплекса. Слабое место рассматриваемого комплекса — вторая производственная стадия. Централизация производства узлов, деталей, литья — одна из важнейших проблем повышения эффективности машиностроения, которая должна была быть решена путем реконструкции крупных цехов и предприятий Санкт-Петербурга, выпускающих детали и узлы, и строительства соответствующих крупных заводов вне Санкт-Петербурга (завода зубчатых колес в Пскове и др.).

<

Для района характерно развитие «верхних этажей» нефтегазохими-ческого (включая химическую переработку сланцев) и горно-химического производств. Заводы первого из них находятся в городах Санкт-Петербурге, Великом Новгороде, Киришах, Сланцах. Они выпускают синтетические смолы, пластмассы, лакокрасочные изделия, резинотехнические и резинобытовые изделия, лабораторные реактивы, фармацевтические препараты, предметы бытовой химии. Продукцию заключительной стадии горно-химического комплекса производят заводы, размещенные в уже названных городах и отдельные цеха Волховского глиноземного завода (двойной суперфосфат) и Кингисеппского завода фосфатных удобрений. На Кингисеппском заводе используют сырье близлежащих рудников. Создание предприятий нефтегазохимического и горно-химического производств обусловлено потребностями района в их продукции при наличии квалифицированного труда. В основном химическое производство работает на сырье других районов, поэтому первых стадий его — добычи и первичной обработки сырья, — за редкими исключениями, в районе нет. Все производства представлены в основном двумя стадиями: выпуском полуфабрикатов и изготовлением готовых изделий из них. Из всех нефтегазо- и горно-химических производств только синтетическая химия имеет в районе перспективы развития.

Горно-химическое производство объединяет Северо-Западный район с Мурманской областью: апатитовые рудники Кольского п-ова, фосфоритные рудники Кингисеппа, петербургские заводы минеральных удобрений были запроектированы и осуществлены как единый комбинат, херь, к сожалению, распадающийся.

Территориальная организация цветной металлургии (никель, медь) имеет много общих черт с территориальной организацией горно-химического производства. Добыча сырья и металлургический передел сосредоточены в Мурманской области (район Печенги), а обработка тяжелых цветных металлов и некоторые вспомогательные производства (ремонт оборудования и пр.) — в Санкт-Петербурге.

Гидроэнергопромышленный комплекс, объединяющий предприятия Ленинградской области, Мурманской области и Карелии (включенных теперь в Северный район, ранее все они входили в Северо-Западный район), был представлен горнодобывающими предприятиями, глиноземными заводами (пикалевский, тихвинский и волховский в Ленинградской области), заводами по электролизу алюминия (надвоицкий в Карелии, кандалокшский в Мурманской области), прокатом легких металлов (Санкт-Петербург). Тихвинский завод, работающий на тихвинских высококремнистых бокситах, кроме глинозема выпускает также электрокорунд, а волховский и пикалевский, работающие на нефелинах и известняках (которых необходимо в 2 раза больше, чем нефелина), производят кроме глинозема соду и цемент. Размещение алюминиевых заводов обусловлено относительно крупными источниками гидроэнергии: Волховской ГЭС и ГЭС Карелии. Заводы по производству глинозема приурочены к месторождениям бокситов и известняков. На местном сырье работают предприятия, производящие огнеупорные материалы и изделия. Это производственное сочетание образует самостоятельную совокупность трудоемких предприятий обрабатывающей промышленности.

На Великолукском и Псковском льняных комбинатах создано производство грубых джутовых тканей. Предприятия по изготовлению технических и грубых тканей существовали и прежде: на Великолукской прядильной фабрике производили бортовку, на Кулотинской ткацкой фабрике — мешочную ткань, на Псковской шпагатной фабрике — шпагат. Эта группа основных предприятий дополняется машиностроительным заводом, выпускающим оборудование для первичной обработки льна.

К индустриально-аграрной совокупности предприятий относятся также кожевенные заводы и обувные фабрики, значение которых для района не меньше, чем выращивание льна и производство льняных тканей. Обувные фабрики сосредоточены главным образом в Санкт-Петербурге («Скороход»). Сырье им поставляют кожевенные заводы, собирающие шкуры практически на всей территории района.

В районе развиты все стадии лесопромышленного комплекса: лесозаготовка, лесопиление, деревообработка, деревопереработка. Здесь производят пиломатериалы, фанеру, древесноволокнистые и древесностружечные плиты, мебель, картон, бумагу, кормовые дрожжи и другие виды продукции из древесины. Почти каждое из этих производств имеется во всех областях района, но особенно они развиты в Ленинградской области. Сопоставление объемов продукции, производимой из древесины на Северо-Западе и в лесных республиках Коми и Карелии, показывает, что по выпуску пиломатериалов, фанеры, древесноволокнистых, древесноостружечных плит и кормовых дрожжей Северо-Запад превосходит их в 2—5 раз, а по производству бумаги намного уступает Карелии, но существенно превосходит Коми. Объемы заготовок древесины на Северо-Западе не удовлетворяют потребности его лесообрабатывающих и лесоперерабатывающих предприятий. Общерайонное значение имеет комплекс строительной индустрии, предприятия которого размещены во всех крупных и многих средних городах, расположенных главным образом вдоль железных дорог. Повышение его эффективности связано с использованием отходов заводов Тихвинской группы.

4. ВНУТРЕННИЕ РАЗЛИЧИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО РАЙОНА

 

В Северо-Западном районе сформировалось 5 экономических единиц, оформленных административно.

Санкт-Петербург (основан в 1703 г.) играет ведущую роль в хозяйстве района. В 1712г. город был провозглашен столицей России; в 1914г. в связи с Первой мировой войной переименован в Петроград; в марте 1918 г. столица была перенесена из Петрограда в Москву; в 1924 г. городу дали имя Ленинград, но в 1995 г. вернули старое название Санкт-Петербург.

Санкт-Петербург — второй в стране по масштабам индустриальный крупнейшие заводы тяжелого и среднего машиностроения — Ижорское и Кировское АООТ), транспортный, научный и культурный центр, один из лидеров научно-технического прогресса. В нем сосредоточено более 2/3 всего промышленно-производственного персонала Северо-Западного района.

Для петербургской промышленности характерны крупные предприятия, в ней тесно переплетены производственные процессы, являющиеся «верхними этажами» почти всех ведущих подсистем, развитых в районе. Большинство из них наукоемки (оптико-механический и приборостроительные заводы) и ориентируются на высококвалифицированный труд.

Деятельность научных и учебных заведений города определяется нуждами страны в разработке новых технологий и подготовке высококвалифицированных кадров. В Санкт-Петербурге сосредоточено около 50 высших учебных заведений. Положение бывшей столицы обусловило размещение здесь уникальных библиотечных фондов и художественных ценностей, имеющих всемирное значение. Санкт-Петербург окружен культурными центрами, имеющими мировую известность (Пушкин, Петергоф, Ломоносов, Павловск). Архитектурные и художественные ценности, сосредоточенные в этих городах, — важнейшее дополнение к художественным ценностям Санкт-Петербурга, все вместе они обусловили рекреационную специализацию Санкт-Петербургского хозяйственного узла.

Территория Ленинградской области служит как бы хозяйственным продолжением города. Влияние Санкт-Петербурга сказывается в области специализации и кооперировании его предприятий с предприятиями других городов области.

На юго-востоке области располагается Тихвинский промышленный узел, к которому кроме Тихвина (68 тыс. человек) относятся также города Пикалево и Бокситогорск. Эти центры специализируются на производстве глинозема и связанной с ним продукции.

Для Волховского энергетического центра (г. Волхов и др.) характерно юизводство гидроэнергии и глинозема. До 1990 г. здесь существовал и электролиз алюминия, но объем этого производства был невелик.

В Киришском энергонефтехимическом центре (г. Кириши, 56,3 тыс. жителей) работает крупный нефтеперерабатывающий завод.

На западе области развивается Сланцево-Кингисеппский промышленный узел, в состав которого кроме городов Сланцы, Кингисеппа и Иван-города входит также Луга. Узел специализируется на добыче и переработке сланца и фосфоритов.

Сланцево-Кингисеппский и Тихвинский промышленные узлы выделялись в области развитием добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности и высокой степенью пропорциональности между соответствующими производственными процессами.

На северо-западе области, расположен Выборгский промышленный центр. Выборг (80,5 тыс. человек) объединяет вокруг себя несколько расположенных на Карельском перешейке мелких городов и рабочих поселков. Все они специализируются, как и Выборг, на деревопереработке и целлюлозно-бумажном производстве (Светогорский, Приозерский, Сотский целлюлозно-бумажные комбинаты). Эти предприятия всегда снабжались и местным сырьем, и привозным из карельских леспромхозов.

Для сельского хозяйства Ленинградской области более, чем для других областей района, характерен пригородный тип. По существу все сельское хозяйство области представлено именно этим типом. Он достиг высокого уровня развития. Так, на 1 га пашни здесь приходится сельскохозяйственной продукции в 1,5 раза больше, чем в среднем по стране. Это объясняется большой насыщенностью местного сельского хозяйства основными фондами, высоким уровнем его механизации и химизации, рациональной концентрацией и специализацией. Тем не менее по каждому виду сельскохозяйственной продукции область с ее большим населением может себя обеспечить лишь частично, особенно продуктами растениеводства, поскольку оно направлено в основном на обеспечение нормами животноводства.

Доля растениеводства в валовой продукции сельского хозяйства составляет 33% (в РФ — 40%), а животноводства — 67% (в РФ — 60%). Однако соотношение занятых обратное: в растениеводстве — 56,7%, а в животноводстве — 17,5%. Для России эти показатели почти равны друг другу (31% — в растениеводстве и 36,4% — в животноводстве). Однако обе эти отрасли в Ленинградской области более эффективны, чем во всех других областях РФ (кроме северных).

Транспортная сеть области имеет радиальную структуру. Благодаря сильной разветвленности она связывает все, даже самые удаленные населенные пункты с Санкт-Петербургом или с магистральными дорогами. Санкт-Петербург — транспортный узел, к которому сходятся почти все железные и шоссейные дороги. Транспортная сеть области имеет громадное значение для развития не только внутриобластного, но и межрайонного территориального разделения труда, а также для осуществления экспортно-импортных операций. Объем работы Санкт-Петербургского порта настолько велик, что этот порт занимает второе место в стране по осуществлению морских перевозок.

В области существенно развилась финансовая деятельность. В 2006 г. в ней уже насчитывалось 170 банков и филиалов. Крупнейшие из них — Петроэнергобанк, Гатчинобанк, Выборгбанк.

Дальнейшее развитие хозяйства Ленинградской области связано с выносом в ее средние и малые города некоторых предприятий из Санкт-Петербурга (прежде всего так называемых непрофильных предприятий, которых там около 100, производственно не связанных с ресурсами и промышленностью Санкт-Петербурга); с дальнейшим развитием комплексной переработки сырья; промышленной утилизации отходов и вторичного сырья, с совершенствованием организационной структуры хозяйства путем создания производственных, научно-производственных и финансово-производственных объединений; с улучшением демографической ситуации в городах; с развитием непроизводственной сферы, в частности рекреационного обслуживания.

Санкт-Петербург оказал сильное влияние на развитие хозяйства Новгородской и Псковской областей, входивших до 1944 г. в состав Ленинградской области. Усиленное промышленное развитие Великого Новгорода и Пскова после окончания Великой Отечественной войны привело к тому, что теперь оба города сформировали хозяйственные системы, обладающие достаточными мощностью и автономностью, чтобы рассматривать их как подрайоны Северо-Западного района.

В Новгородской области создан единый комплекс производств, работающих отчасти на собственной сырьевой базе (минеральное сырье, древесина, сельскохозяйственная продукция, главным образом лен), отчасти на привозном сырье и обслуживающий в основном сельскохозяйственное производство своей и сопредельных областей. Филиалы петербургских заводов теперь стали крупными предприятиями, имеющими рачительные связи (кооперирование) с предприятиями Санкт-Петербурга. Хозяйство Новгородчины представлено сочетанием предприятий обрабатывающей промышленности внутрирайонного значения (лесоэнергетические, предприятия АПК по выращиванию и переработке льна, фарфоро-фаянсовые) и отдельных крупных предприятий, входящих в производственные комплексы межрайонного значения, Предприятия такого типа сосредоточены в основном в Великом Новгороде. Среди них — химический комбинат (минеральные удобрения, различные химические вещества), заводы электросварочного оборудования, моторедукторов, арматурный, приборостроения. В развитии этих заводов существенное значение имеет, в частности, трудовой фактор.

В настоящее время Великий Новгород (239,1 тыс. человек) по отнесению к территории Новгородской области играет роль машиностроительного центра-организатора. Филиалы его предприятий размещаются в других городах и рабочих поселках области. Великий Новгород был крупным промышленным центром и городом, но после начала реформ его производство сократилось почти наполовину (до 48% в 2003 г.). Остальная часть Новгородской области в промышленном отношении еще слабо освоена и нуждается в значительных усилиях для своего развития. Даже население области (при росте его в Великом Новгороде) за 50 с лишним лет, прошедших после войны, до сих пор не восстановлено. В 1984 г, оно насчитывало (без Великого Новгорода) лишь немногим более половины его довоенной численности. Даже с учетом Великого Новгорода этот показатель не достигал и 65% .

В области предпринимают существенные усилия, направленные на подъем старых промышленных центров путем реконструкции существующих предприятий и создания новых.

На территории Новгородской области выделяют четыре промышленных узла. Крупнейший из них — Великоновгородский.

Старорусский промышленный узел во главе с г. Старая Русса (40 тыс. человек) с его химической промышленностью и приборостроением — основной центр размещения филиалов новгородских заводов.

Боровичский узел, включающий кроме Боровичей (более 60 тыс. человек) и другие небольшие города и рабочие поселки и сосредотачивающий разнообразные производства, опирающиеся главным образом на местные месторождения нерудных ископаемых (огнеупорные глины, известняк), местное и привозное древесное сырье, местное (лен) и привозное сельскохозяйственное сырье. На базе этих ресурсов созданы керамические предприятия в Боровичах, известковый завод в Угловке, лесопильное производство и Окуловке, льняное и тракторное — в Кулотвине.

На пересечении р. Волхова с железной дорогой расположен старый русский город Чудово (17,6 тыс. человек), который развивается как значительный для Новгородской области транспортный и промышленный узел благодаря местным месторождениям стекольного песка и фарфоровых глин. Стекольное производство развито также в Большой и Малой Вишере (на Октябрьской железной дороге). Все три населенных пункта образуют единое производственное целое — Чудово-Вишерский узел. Восточная часть Новгородской области отличается лучшей сохранностью лесного фонда, и поэтому в Чудове (как и в Окуловке) создана лесообрабатывающая промышленность (лесопильная и спичечная). Дальнейшее ее развитие здесь нецелесообразно в связи с недостаточной мощностью лесосырьевой базы.

В сельском хозяйстве Новгородской области, как и Ленинградской, животноводство по доходам (68%) превосходит растениеводство (32%). По числу занятых наблюдается обратная картина: растениеводство относится к животноводству как 1:2,2. Здесь выращивают те же культуры, что и в Ленинградской области.

Транспортная сеть в области развита неравномерно. Великий Новгород — крупный транспортный узел. В нем сходятся пути различных видов транспорта: 3 луча железных дорог, 3 луча шоссейных дорог с твердым покрытием, речной путь по р. Волхов и оз. Ильмень, воздушные пути, ведущие во многие города России. Крупными (для области) транспортными узлами можно считать также города Чудово и Валдай (19,8 тыс. жителей). Однако на территории области немало и «медвежьих углов».

В период проведения реформ в области развилась финансовая система. В 1996 г. в ней работали 34 банка и филиалов банков. Большая часть банков сосредоточена в Великом Новгороде.

Великий Новгород и Старая Русса — выдающиеся памятники средневековой культуры русского народа. Район Валдая и Старой Руссы славится неповторимыми пейзажами, В Кончанском расположена бывшая усадьба великого русского полководца А. В. Суворова. Все эти и другие исторические и культурные памятники, разбросанные по Новгородчине, а также ее природные красоты стали основой, на которой развивается новая специализация Новгородской области — отдых и туризм.

Хозяйство Псковской области имеет много общих черт с новгородским. Ее географическое положение способствовало посредничеству между Санкт-Петербургом, Центральной Россией и Западной Европой, а более благоприятные, чем в Новгородской области, природные условия обеспечили относительно высокий уровень развития сельского хозяйства. Здесь большая распаханность территории, но в то же время и меньшая лесистость. Псковщина известна своим льноводством, молочным животноводством и свиноводством. Аграрная направленность ее производства, характерная для дооктябрьского и отчасти для довоенного периодов, теперь сменилась индустриально-аграрным типом хозяйства.

В области сформировались два промышленных узла — Псковский и Великолукский.

Псков (в 1999 г. 202,6 тыс. жителей) — крупный железнодорожный в промышленный узел. В нем перекрещиваются дороги Санкт-Петер-Зург — Рига, Санкт-Петербург — Таллин, Псков — Рыбинск (через Бологое). Промышленность Пскова представлена двумя производственными группами предприятий. Одна из них ориентируется на кооперацию с Санкт-Петербургом и использование трудовых ресурсов (заводы телефонной и радиоаппаратуры), другая — на обслуживание текстильных предприятий. Широко известные памятники Руси, имеющиеся в Пскове, привлекают многочисленных туристов.

Промышленность г. Великие Луки (в 2003 г. 116,7 тыс. жителей) также представляет собой совокупность нескольких машиностроительных

(групп, ориентирующихся на труд и кооперацию с заводами Санкт-Петербурга (высоковольтная и радиоаппаратура), обслуживание сельского хозяйства (запчасти для тракторов и сельхозмашин) и торфяного производства (машины, ремонт). Здесь работает крупный текстильный комбинат (льняные ткани). Дальнейшее развитие хозяйства в Псковской области затруднено сложной демографической ситуацией, обусловленной теми же причинами, что и на Новгородчине.

Сельское хозяйство в Псковской области развито сильнее, чем в других областях Северо-Запада. По доходам доля животноводства составляет в нем 51%, растениеводства — 49%, но занятых в растениеводстве 55,9% , а в животноводстве — 46,5% (при средней по РФ — 36,4%).

Область хороню обеспечена железнодорожными и автомобильными путями. Из Пскова лучами расходятся четыре железные дороги и две автобусные линии. Крупными дорожными узлами области являются города Великие Луки и Невель.

Банковская система соответствует в области невысокому уровню развития промышленного производства. Здесь 30 банков и филиалов.

Внешнеэкономические связи Псковщины развиты слабо.

В центре Псковской области расположено село Михайловское, где с июля 1824 г. по сентябрь 1826 г. жил А. С. Пушкин. Возвращался он туда и после. Рядом, в Святогорском монастыре, находится его могила. Теперь Пушкинские места — крупный литературный центр страны, полностью восстановленный после разрушения его фашистами.

Калининградская область образована в 1946 г. на исконных славяно-литовских землях. В XIII в. эти земли были захвачены Тевтонским орденом, который истребил большую часть коренных жителей. Но с 1466 по 1657 г. Восточная Пруссия находилась в вассальной зависимости от Польши, являясь в то же время частью Бранденбургско-Прусского государства, экономически и политически зависела от него. В 1871 г. как часть Пруссии Восточная Пруссия вошла в состав Германской империи, в которой пребывала до 1945 г. После окончания Великой Отечественной войны северная часть Восточной Пруссии (б. Кенигсбергский и Гумбинненский округа) была присоединена к России, а южная часть — к Польше. Тогда же немцы переселились из бывшей Восточной Пруссии в Германию. В настоящее время область заселена приезжими из различных республик бывшего СССР, в основном из областей, краев и автономных республик России. Население живет главным образом в городах (77,7%).

Главные города области: Калининград (426,5 тыс. жителей), Советск (44,2 тыс.), Черняховск (43,3 тыс.), Балтийск (30,3 тыс. жителей). Естественный прирост населения падает, механический тоже: в 1990 г. он составлял 20,1 человека на 1 тыс. жителей, в 2003 г. — 11,9 человека на 1 тыс. жителей. Населяют Калининградскую область в основном русские, но много белорусов, украинцев и литовцев. Плотность населения 61,7 человека на 1 км2, т. е. почти в 7 раз больше, чем в среднем по России. Трудовые ресурсы используют в области плохо, безработных больше, чем в среднем по стране. Так, общая безработица в 2000 г. составляла 9,4% трудовых ресурсов, а зарегистрированная— 3,9%. На одну вакансию здесь приходилось тогда 17 человек. К 2003 г. она сократилась до 1,7%.

Основа хозяйства области — промышленность. Соотношение ее продукции с сельскохозяйственной составляет 5:1. Производство промышленных товаров падает. В 2003 г. оно составило 31% от уровня 1990 г. Отраслевая структура промышленности области близка к ее отраслевой структуре в других областях Северо-Западного района.

Промышленность представлена четырьмя производственными группами.

В первую группу входят предприятия машиностроения, основанного на использовании квалифицированного труда, — производство светотехнической аппаратуры, микродвигателей и пр. (Гусев) и тяжелого машиностроения, главным образом транспортного. В области производится также различное оборудование для рыбоперерабатывающих предприятий (Калининград, Светлый).

Ко второй группе относятся судостроение (Калининград), судоремонт, производство оборудования и запасных частей для судов. Значительная часть выпускаемых и ремонтируемых судов — рыболовецкие.

В третью группу входят предприятия, занимающиеся ловом и переработкой рыбы (Светлый, Пионерское, Мамоново). С транспортными и рыбопромысловыми функциями тесно связана специализация крупных учебных и научно-исследовательских учреждений области. Здесь располагаются Научно-исследовательский институт рыбной промышленности и океанографии, мореходное училище, институт, подготавливающий специалистов для рыбного хозяйства и рыбной промышленности.

В четвертую группу входят целлюлозные, бумажные, картонные предприятия, машиностроительный завод картоноделателъных машин. Целлюлозно-бумажная промышленность, сосредоточенная главным образом на востоке области, работала преимущественно на экспортном сырье, дешевая доставка которого обеспечивалась выгодностью экономико-географического положения. Но в 80-х годах XX в. она начала переходить на новую технологию, при которой может быть использована древесина лиственных пород, что особенно важно для области. Промышленность отличается комплексным использованием древесного сырья: отходы идут на производство спирта, кормовых дрожжей и других сопутствующих продуктов. Деревообрабатывающие предприятия тесно связаны с рыбоперерабатывающими заводами, поставляя им тару.

Большая доля городского населения, курортное дело, благоприятные природные условия определяют направление развития сельского хозяйства. Оно специализировано на молочно-мясном животноводстве со значительным развитием свиноводства. Наибольшую роль играет производство молока.

В области развита сеть курортов на побережье (Светлогорск, Зелено-горек, Отрадное, Приморье и др.). Курорты Калининградской области ^широко известны в нашей стране и за ее пределами. В курортной зоне располагается своеобразный центр местной промышленности, получив—ший большую известность, — пос. Янтарное. Само название говорит о специализации его предириятий.

Приморское положение Калининградской области способствовало развитию торговли, особенно международной. Здесь создана открытая торговая зона. Однако область больше экспортирует товары, чем импортирует их.

Таким образом, хозяйство Калининградской области опирается в основном на местные ресурсы и отличается достаточно высокой комплексностью.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алексеев А.И., Бабурин В.Л. и др. Экономическая и социальная география России. –М.: ИНФРА-М, 2008.
  2. Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика. – М.: Гардарики, 2006.
  3. Глушкова В. Общественная география. Экономическая, социальная и политическая география России. –М.: Классик Стиль, 2003.
  4. Желтиков В.П. Экономическая география. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003
  5. Курицын И.И., Волгин А.В. и др. Экономическая география. – М.: Школьная пресса, 2001.
  6. Любимов И.М. Общая политическая, социальная и экономическая география. –Воронеж: Гелиос –АРВ, 2002.
  7. Скопин А.Ю. Экономическая география России. – СПб.: Велби, 2008.
  8. Родионова И.А. Экономическая география. – М.: Экзамен, 2008.
  9. Родионова И.А., Бунакова Т.М. Экономическая география. – М.: Московский лицей, 2008.
  10. Экономическая и социальная география России / Под ред. А.Т. Хрущева. – М.: Дрофа, 2008.

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.97MB/0.00036 sec

WordPress: 22.83MB | MySQL:122 | 1,701sec