СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА

<

081414 1336 1 СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА

Трудности предупреждения и разрешения политических конфликтов связаны с самим их характером.

Эти конфликты возникают из различных интересов, соперничества и борьбы социально-профессиональных, этнических, конфессиональных и иных групп, слоев, общностей и даже, индивидов, в процессе приобретения, перераспределения и реализации политико-государственной власти, овладения и использования ее материально-финансовых и позиционно-рулевых ресурсов, выработки и реализации программ достижения тех или иных целей. Истоки политических конфликтов коренятся в самой природе политики, в политической системе общества и ее ядре государстве1.

Необходимость в политике и ее институтах, вытекает из потребностей организаций управления любым человеческим сообществом — начиная с рода, племени, фратрий и заканчивая национальным государством, межгосударственными объединениями и всемирными организациями государств, которые неизбежно порождают деление членов этих сообществ на правящих и управляемых, обладающих политико-государственной властью, и безвластных, или обладающих ею в незначительной степени.

Субъектами внутренних политических конфликтов являются, таким образом, как отдельные индивиды, группы, слои, различные социо-культурные, этно-конфессиональные и иные общности, так и их организации. На международной арене в условиях глобализации всех сторон жизни человечества субъектами международных политических конфликтов выступает уже не только государство, союзы государств и их организации, но и сами народы, международные неправительственные организации и движения, например, международные профсоюзные и партийные организации, международные экологические движения. Тем самым существенно усилилась взаимосвязь и взаимозависимость между внутренними и международными политическими конфликтами. Специфика конкретного политического конфликта определяется как уровнем этого конфликта, так и особенностями его участников.

Так, на уровне межличностных политических конфликтов существенную роль играют авторитетный или демократический тип личности участников конфликта, интересы и мотивы их действий, их социально-психологические свойства. В числе последних, особенно важны такие черты личности, как ум, воля, честолюбие, организаторские или иные способности, которые составляют качества политического лидера. Члены элиты, лидеры благодаря своим личностным свойствам, возможностям мобилизовать своих сторонников и иным ресурсам, играют непропорционально их численности большую, нередко решающую роль в политических конфликтах. По мере укрупнения субъектов политических конфликтов и, соответственно, повышения уровня конфликтов, все более значимыми становятся интересы и факторы среднего и социетального уровня.

 

 

 

 

2. ЭТНИЧЕСКАЯ КАРТА КУБАНИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ РАКУРС

 

Этническая карта нашего региона начинает формироваться с конца 18 века и представляет собой несколько этапов.

Первый из них – конец 18-го – начало 19 века, период включения Кубани в состав Российской империи, демографическое и экономическое освоение края. На момент заселения «Кубани» различными этнографическими группами, здесь проживало коренное население – адыги. Примерная численность их составляла 150-160 тысяч человек.

После принятия в 1783 году манифеста о присоединения России Крыма, начинается планомерное заселение «Кубани», формируется украинская и русская этнографические группы.

После 1860 года появляется субэтнос-кубанское казачество, которое состояло из двух групп, русской и украинской. Особенностью «Кубани» долгое время оставалось этнотерриториальное деление.

В северозападных районах проживали украинцы, в восточных – русские. После окончания Кавказской войны в 1864 году и переселения части адыгов в Турцию, территории Причерноморья в значительной степени, обезлюдели. Перед российским правительством стал вопрос о заселении этих территорий.

Для освоения территорий привлекались различные группы населения, в первую очередь казаки. В 1866 году было издано новое положение о заселении Черноморского округа и правительство поддержало частную инициативу заселения Черноморского побережья различными группами населения. С этого времени начинается крестьянская колонизация Северо-западного Кавказа1. До 1890 года в отдельных станицах крестьян принимали в казаки, однако, потом этот процесс прекратился. Способствовали переселению на Северо-Западный Кавказ принятые в 1862 – 1868 годах законы, которые позволяли иногородним (лицам, не принятым к казачьему сословию, но проживающим на территории станичных обществ) приобретать недвижимость, а также открытие в 1870 годах железной дороги. Здесь обозначились первые «межнациональные» противоречия на территории «Кубани». Часть иногородних, которые переселялись на «Кубань», имели денежные средства и покупали землю. Землю они могли покупать только у казачьих старшин. Она была лучшего качества, и отдельная часть иногородних находилась в лучшем положении, чем казаки, и не несла военной службы.

В документах 19 века встречается описание случаев противоречий казаков с иногородними, взаимные жалобы с обеих сторон. Но все они благоприятным образом разрешались, администрация работала должным образом.

Доказательством того, что миграция играла значительную роль в формировании этнической карты «Кубани», служат данные Всероссийской переписи населения 1897 года. Согласно её материалам, третья часть жителей области родились за её пределами. Из всех живущих в Кубанской области уроженцев других губерний 93,68 % родилось в европейской России, основная масса были русские и украинцы. В соответствии с положением 1866 года помимо русских и украинцев на «Кубань» массово переселяются греки и армяне из Турции, немцы из южной Германии, болгары, чехи и другие этнические группы. Однако, были известны и более ранние поселения армян на Северо-западном Кавказе, которые относились к 11 – 12 векам. Это были черкесские армяне, или черкесагаи. Интенсивные контакты черкесагаев с адыгами привели к тому, что адыгские элементы стали преобладающим в языке, культуре, быте, традициях. Единственным отличающим фактором оставалось приверженность армян к григорианской религии. Основным занятием черкесагаев была торговля, они поддерживали связи с армянами, проживающими на территории Ставропольского края, Армении, Закавказья и Крыма.

В 18 веке интенсивно начинает распространяться ислам на Северо-западном Кавказе, и этим объясняется первое давление на армян со стороны адыгов. Армяне оказались перед вопросом, чью сторону принять: русских, с которыми они были близки в религиозном плане, или горцев, с которыми они прожили длительный исторический период.

Победила приверженность к христианской религии, и армяне начинают переселяться на русскую территорию. Ряд учёных сходится и том, что если бы не было Кавказкой войны и переселения армян, то в течение определенного исторического периода они утеряли бы и религию. Армяне начинают переселяться на российскую территорию. В 1839 году был основан армянский аул, который с 1841 года стал именоваться Армавиром, по названию одной из старых столиц Армении. После Кавказской войны на территории Северо-западного Кавказа начинают переселяться амшенские армяне. Первый большой поток 100 семей переселяется из Турции в 1866 году. В 1878 году в Кубанской области проживало 6044 человека армянской национальности. Новая волна переселения на «Кубани» была связана с геноцидом армян в Турции в 1894- 97 годах. В результате группы армян направляются в районы Туапсе, Сочи, Адлера, Новороссийска, Майкопа, в том числе в 1894 году появилась армян в Екатеринодаре.

В численность армянского населения существенно увеличилось. В переписных листах 1897 года не было графы национальность, имелась графа национальный язык, и соответственно, численность национальностей привожу по этой графе. В Кубанской области в 1897 году численность армян составляла 13926, в Черноморской губернии – 66285 человек.

Другой этнической группой, которая заселяла «Кубань» в 19-м веке, были греки. В документах упоминается, что среди горских народов жили греки, которые отличались от адыгов лишь религией, это черкесские греки, однако численность их незначительна.

Первое компактное поселение малоазийских греков в Кубанской области возникло в 1862 году на месте заброшенной станицы Витязевской, это селение получило название Мерчанское. В 1864 году компактные группы греков поселяются в районе Туапсе и других местах Черноморского побережья. Основным занятием было табаководство и отдельные промыслы.

После издания Положения 1866 года о заселении Северо-западного Кавказа, в Турцию был командирован человек, который должен был привлекать поселенцев. Это был агроном Хатисов и при его непосредственном участии на территорию «Кубани» переселилось значительное число греков и армян.

К 1882 году в Черноморье уже проживало 1337 греков. В период геноцида греков в Турции, они начинают массово переселятся на территорию современного Краснодарского края. По данным переписи 1897 года, их численность составляла 20137 человек в Кубанской области и 791 человек в Черноморской губернии.

Ещё одна национальная группа – немцы появляются на Кубани во второй половине 19-го века. Российские власти ставили перед немцами задачи развивать традиции национальных промыслов, животноводство, пивоварения и т. д. Первые участки немцев было выделены в Ейском округе Черноморья в 1852 году. Там были созданы две колонии. В дальнейшем немецкие колонии начинают создаваться по всей территории Кубани. В Кубанскую область и Черноморский округ переселялись немцы как из других территорий Российской империи, так и подданные германоязычных государств. Число немецких колонистов росло быстрыми темпами.

На 1871 год на Кубани проживало 1913 человек, а на 1897 год 20778 человек немцев. В этот период на Кубань мигрируют молдаване, переселенцы из Бесарабии, они массово переселяются в 1868 – 1869 г. Недалеко от станицы Ставропольской, они основали посёлок Шабано-тхамахинский. В 70-х годах 19-го века поток молдаван на Кубань увеличивается, основан ряд крупных населённых молдавских пунктов, в том числе село Молдаванское.

По данным переписи 1897 года, в Кубанской области проживало 5370 молдаван, в Черноморской губернии 923 человека. Обозначу ещё несколько групп.

Переселение на Северный Кавказ эстонцев было обусловлено развитием капиталистических отношений в сельском хозяйстве Эстонии, возникшей дифференциацией, обнищанием части населения. Почему они переселяются на Северо-западный Кавказ? Переселения в пределах Российской империи были ограничены и требовали получения разрешения. Льготы выдавались для поселения на новые места, на Дальний Восток, Сибирь или Северо-западный Кавказ, здесь надо было получить только разрешение начальника округа. Поэтому первые эстонские семьи появляются именно на территории Кубани.

В 1884 году на Черноморском побережье были основаны поселения Сальми и Сулив. А потом в Потолпашинском уезде Кубанской области появляются эстонские поселения Марухаэстоская, Усыкардоникское и Гусаровское. Их основали эстонцы, перешедшие из Крыма и Поволжья. Процесс возникновения эстонских поселений на Кавказе заканчивается в 1886 году с появлением поселения Эспасадок. Это поселение существует и ныне и находится недалеко от Красной поляны.

Первые годы для переселенцев были трудны из-за недостатка продовольствия, непривычного климата, малярии и т. д. Это заставило эстонцев искать новые места в России или возвращаться на родину. В 1897 году в Кубанской области их численность составляла 580 человек, в Черноморской губернии 791. Миграция на Кубань чехов имела те же причины, что и эстонцев. Переселенцы начинают прибывать сюда с 1868 года. Появляется ряд крупных населенных пунктов, таких как Варваровка и Павловка, выясняется, что их предки не контактировали со славянским населением, не вступали в «межнациональные» браки. Но конфликтов не было.

Приверженность к католичеству приводило к сближению некоторых групп, например чехов и поляков. Известны факты толерантного отношения, например, в чешском населённом пункте был открыт католический костёл, и казаки из ближайших станиц, у которых не было церкви, приходили туда на богослужение. Чехи относились к ним настороженно, однако в костёл пускали. По данным переписи 1897 года, численность чехов составляла в Кубанской области 1213 человек, в черноморской губернии 1290 человек. Такую же по численности группу составляли и поляки, однако, последние не образовывали компактных поселений на территории края, в основном в городах и крупных станицах, исполняли различные должности, занимались ремеслом и мелкой торговлей.

Во второй половине 19 века на Кубань с территории Украины и Молдавии переселялись болгары. Расселялись они в окрестностях Екатеринодара, Ейска, на Черноморского побережья. Численность болгар была невелика, в Кубанской области их проживало 322 человек, но жили компактно, занимались огородничеством, садоводством, пчеловодством и охотой.

С конца 19 века на Кубань начинают переселяться грузины. Недалеко от Сочи ими было основано село Пластуновское, где они большинство и поныне. По данным переписи 1897 года, в Кубанской области их проживало 917 человек, в Черноморской губернии 904 человека. Несмотря на существовавшие ограничения, на Кубань в 19 веке начинают переселяться евреи.

Первой группой были горские евреи. Они исповедовали иудаизм, но испытали сильное влияние окружающих кавказских народов. Они переселяются в поселок Джигонаско-Еврейский, в Баталпашинском отделе Кубанской области. В 1878 году там проживали 191 еврей.

Проживали на Кубани и другие группы, преимущественно европейские евреи ашкенази. В первые десятилетия 20 века, основные перемещения населения были связаны с революцией и Гражданской войной. В этот период наблюдалась наибольшая абсолютная величина миграционного прироста на Северном Кавказе, особенно выделяется территория Кубанской области и Черноморской губернии.

Второй период охватывает 1920 – 1940 годы. Это события, которые повлияли на этнодемографическую карту региона. Неурожай и голод 1932 –1933 годов, Великая Отечественная война, депортация народов с территории края, это те факторы, которые включили в себя территорию бывшей Кубанской области и Черноморской губернии, за исключением некоторых восточных районов, которые сегодня принадлежат Карачаево-Черкессии и Ставропольскому краю. Первый массовый приток мигрантов в 1920 годах на Кубань был связан с получением региона славы хлебного края. Одной из таких групп были ассирийцы.

В 1925 году в Москве в целях сохранения ассирийцев как народ, было решено выделить на Кубани место для компактного проживания. Было предложено два района – посёлок Бетта под Геленджиком и на территории Курганинского района. Они выбрали Курганинский район, где было основано село Урмия, одно из немногих компактных мест проживания ассирийцев в мире. В период репрессий казачьего населения, которое было довольно зажиточным и попадало под определение «кулак», глобальных противоречий не намечалось.

Ярким примером служат взаимоотношения ассирийцев с местным казачьим населением. Когда репрессировали казаков, забирали у них хлеб, ассирийцы не попадали под продразвёрстку, аресты и т. д. Часть казаков прятались в Урме.

Следующий период, это 1950-е – конец 80-х годов. Этнический состав населения края оставался стабильным. Период 1980 – 1990 годы в Краснодарском крае увеличивается численность отдельных этносов, это крымские татары, турки-месхетинцы, курды и т. д. Среди мигрантов преобладают люди определенных национальностей, с различными социокультурными установками, что приводит к конфликтам и противоречиям.

Если обобщать цифры, численность этноса за последние десять лет распределилась следующим образом. Армяне на 2000 год составляли 241964 человека (+ 41%), украинцы 198570 (на 9%), белорусы 38971 (на +12,35%), адыгейцы 19548 (на – 12,35%), грузины 17595 (на +45,35%), немцы 16359 (+45,37%), татары 14240 (на – 2,11%), азербайджанцы 13228 (+27,9%), евреи 3098 (– 37,17%), русские 4314783 (+7,69%).

Как видим не наблюдается снижение миграции населения на Кубань Особенно заметно увеличение армянского населения.

Если согласно отчета атамана войска Кубанского за 1913 год численность армянского населения было немного более 21 тысячи или всего лишь 0,69% от общего числа проживающих. Сейчас в младших классах ряда школ больше представителей этой национальности. Как особенность миграции в рассматривается «её многонациональный состав и компактное расселение мигрантов». При этом отмечается стремление их осесть в наиболее важных в стратегическом отношении районах — вблизи государственной границы и на Черноморском побережье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

 

В Краснодаре ещё в январе 1992 года была принята декларация принципов межнациональных отношений в Краснодарском крае, явившаяся важным нормативным актом. Затем была принята Программа стабилизации межнациональных отношений, которая содержит механизмы деятельности по стабилизации на уровне края.

Одновременно шло формирование структурных элементов инфраструктуры межнационального согласия в крае. Был создан отдел межнациональных отношений в краевом Совете – законодательном органе, перед которыми ставились задачи по формированию краевой нормативной базы, затем преобразованный в управление по делам национальностей и миграции в администрации края, то есть в органе исполнительной власти.

Управление ответственно за реализацию программы стабилизации межнациональных отношений, координирует деятельность всех властных структур по выполнению этой программы. Особое значение для сохранения межнационального мира имеет предотвращение преступлений на национальной почве. Преступления, в которых жертва и преступник являются представителями разных национальностей – наиболее распространенный повод конфликта и его катализатор. Эта общемировая закономерность подтверждается и на Кубани.

С целью профилактики этнической преступности, предотвращения уголовных проявлений в национальном противостоянии в главном краевом управлении внутренних дел создан подотдел по межнациональным отношениям. Инспектора или старшие инспектора подотдела имеются в каждом районе и городе края. В прокуратуре края есть старший помощник прокурора по межнациональным отношениям.

Однако, одни только властные и правоохранительные структуры не могут решить все проблемы межнациональных отношений и не составляют полную инфраструктуру межнационального согласия. Необходимо дополнить усилия власти в этом направлении усилиями общественных организаций. В крае существует несколько сотен национальных общественных организаций разного уровня (включая казачьи.) Наибольшую часть их составляют казачьи и армянские (армяне – второй по численности этнос края.) Кроме станичных, городских организаций существуют краевые объединения, например, Кубанское казачье войско, Всекубанское казачье войско. Координационный совет армянских обществ края. Власти заинтересованы в примирении разных национальных объединений и в координации их позитивной деятельности. С этой целью создан Совет представителей национально-культурных объединений края. Совет является совещательным органом, который имеет право обсуждать любые проблемы межнациональных отношений и давать рекомендации краевым властям по разрешению этих проблем.

<

Общественные национальные организации объединены еще одной структурой – Краснодарским центром национальных культур. Центр располагает помещением и получает минимальное финансирование на содержание четырех штатных работников. Национальные общества, входящие в центр, получают в нем помещения для работы, телефоны и платят взносы на содержание этих помещений. Кроме того, что центр помогает любому национальному обществу проводить национальные праздники, собрания, центр проводит и мероприятия, общие для всех его членов (например, празднование 200-летия Краснодар – Екатеринодара.) Большое значение имеет то, что руководители разных национальных обществ, постоянно общаясь в центре национальных культур, узнают друг от друга чужие проблемы и интересы. Этот фактор личных взаимоотношений помогает решать многие проблемы, снимать напряженность, возникающую между национальными обществами.

Подобная структура межнационального согласия позволяет сохранить стабильность межнациональных отношений в довольно сложных условиях. Так, остается актуальной проблема взаимоотношений армянского населения армянской миграции и выселения мигрантов нескольких последних лет. Сохраняется напряженность вокруг турок-месхетинцев, проживающих в западных районах края.

На побережье Черного моря, в Лазаревском и Туапсинском районах, лидеры адыгов-шапсугов по-прежнему, хотя и менее активно, чем раньше, выдвигают требование создания шапсугского национального района. Но надо сказать, что все спорные вопросы и межнациональные конфликты и на Кубани, и в Ставрополье решались за столом переговоров. Важное значение придавалось применению научных выводов об этническом статусе национальных групп в полиэтническом пространстве и взаимодействию этнических культур, учитывая целый ряд дополнительных факторов.1

К ним относятся оптимальность социальной структуры этноса его экономическое положение и положение в системе государственной власти, уровень образования, тип расселения, тип этноконтактной среды. Именно группы социально-экономических факторов в значительной степени определяют вариативность этнического статуса.

Все это важно учитывать в сегодняшней ситуации, формированию межнациональных отношений, формированию межнационального согласия.

Вместе с тем важно отчетливо сознавать, что призывы к национальной обособленности не только приведу к новому обострению национальных проблем, но и затормозят поступательный общественный процесс тех народов, которые отгородятся от остального мира2. В этой связи еще раз хотелось бы обратиться к проблеме национального и даже националистического сознания.

Широкое хождение среди населения получили, как я бы их назвал, националистические иллюзии, даже националистические мифы. Наиболее распространенным из них является миф о том, что создание самостоятельного государства ведет к разрешению национальных проблем. На практике мы видим, что формирование национальных государств, как правило, сопровождается завязыванием новых узлов межнациональных противоречий.

Еще один миф — миф об особых правах той части населения, которая считает себя коренной, о том, что эта часть населения должна обладать большим объемом прав, чем так называемое некоренное население. Страшен по своей сути миф об исторических правах того или иного народа на ту или иную территорию. Земля, территория не имеют национальности, и правом на эту территорию обладают все люди, которые в настоящее время живут и работают здесь. Но данный миф, тем не менее, широко распространен и определяет в значительной мере действия и политической элиты, и всего населения в целом1.

На территории Краснодарского края действуют федеральные законы о свободе передвижения, которые касаются граждан РФ. В отношении иностранцев и граждан без гражданства продолжает действовать старая редакция Закон о правовом положении иностранных граждан бывшего СССР, и мы готовимся к реализации нового Закона. Краевая законодательная база представлена Законом о порядке пребывания и жительства на территории края, принятым в апреле 2002 года.

Практика приравнивает иностранца и лицо без гражданства к одной правовой категории. Существует постановление главы администрации края, которое определило органы, занимающиеся контролем над миграционными процессами в крае, ими являются органы внутренних дел, представленные паспортно-визовой службой, управлением по делам миграции УВД края и система общественных комиссий миграционного контроля, которая создана при каждой администрации города и района и на краевом уровне. Цель этих комиссий – подготовка предварительного заключения органов власти по вопросу оставления иностранного гражданина или лица без гражданства для постоянного жительства на территории края.

Человек, который стремится остаться на российской территории, пройдет два этапа: этап временного проживания, которое даётся на три года, за этот период государство как бы знакомится со своим жителем. Существуют нормы, которые позволяют прекратить это право, основания для прекращения стандартные, но дополнены такими нормами, как, например, двукратное нарушение миграционного законодательства. Следующим этапом является получение вида на жительство, иностранный гражданин или лицо без гражданства, которое временно проживают в России в течение 3 лет, имеет право получить вид на жительство не позднее, чем за полгода до истечения своего временного проживания. Получив вид на жительство, человек может претендовать на получение гражданства. Интересная новация в этом законодательстве — это введение квот, которые будут действовать с 2003 года. Квоты вводятся для привлечения иностранных работников на территорию каждого субъекта РФ. Вводится понятие Центр временного размещения депортируемых лиц. Эти центры могут создаваться как по федеральной линии, так и по закону федерации. Что такое центр временного размещения депортируемого лица? Человек нарушил миграционного законодательство, он задержан, его нужно выдворять, процедура выдворения занимает время, это время человека где-то надо содержать.

 

Оставив его в неограниченном пространстве, у нас мало шансов его найти. Самое главное, новый закон определил, что мы должны делать с людьми, которые въехали к нам. Чётко определено, что эти люди должны получить миграционные карты, и с момента получения последних определить свой статус в течение 90 суток, после чего они должны либо покинуть территорию РФ, либо решить вопрос своего дальнейшего статуса.

 

 

 

4. проблема турок- месхИтинцев: будет ли найден выход?

 

В последние годы проблема турок-месхитинцев нарастает волнами. Когда была активность, реальные мероприятия по организации их выезда, были предприняты меры по включению этой общины в нормальную систему взаимоотношений с государством и обществом: если хотите торговать, то получите все разрешения, сертификацию на товар и т. д. Эти мероприятия проведены и на сегодняшний день, какой-то порядок в вопросах землепользования, продажи сельхозпродукции, выплаты налогов был наведён1.

В то же время были реальные перспективы отъезда части семей, но уже сегодня таких перспектив нет.

Проведена экспертиза деятельности общества «Ватан» в главном управлении юстиции, и решением суда это общество ликвидировано на территории края. Сегодня, среди турок-месхитинцев, развивается идея о создании других общественных организаций, которые будут реально отражать интересы общины. Ведутся переговоры с теми территориями РФ, куда хотят выехать отдельные граждане-месхитинцы – это Ростовская, Волгоградская, Оренбургская области и республика Турция.

В то же время, следует заметить, что работа по массовому отъезду сегодня нереальна, а с конкретными семьями работа ведется интенсивнее и эффективнее. На федеральном уровне этой проблемой начинает заниматься федеральная иммиграционная служба МВД России и возобновляется вопрос о переселении в Грузию через Совет Европы, которая приняла на себя обязательство вернуть турок-месхитинцев, вступав в Совет Европы.

Грузинская община «Иверия» предложила туркам-месхитинцам следующий выход. «Если вы хотите ехать в Грузию, мы вам откроим грузинскую школу, обучим вас и ваших детей грузинскому языку, истории». Когда человек переезжает в Грузию, то он должен иметь собственность, знать язык и законы, как в любом государстве.

В любом конфликте виноваты две стороны. Не надо убеждать, что все турки-месхитинцы мечтают ухать в Грузию, а грузинское правительство создаёт им для этого условия. Мало найдется здравомыслящих людей, которые из относительно стабильного в экономическом плане Краснодарского края уедут в нищую Грузию.

В то же время, необходимо признать и тот факт, что грузинская сторона не испытывает горячего желания их вернуть.

12 февраля 1992 года Малый Совет края выпустил решение «О мерах по снижению напряженности в межнациональных отношениях в Крымском и некоторых других районах края». Документ был специально посвящён положению месхетинских турок и по форме носил рекомендательный характер.

Малым Советом городских и районных советов народных депутатов было рекомендовано разработать порядок выдачи справок о фактическом проживании лиц, не имеющих прописки; органами УВД было предписано принять на временный учет личные автомобили мигрантов; предприятиям и организациям разрешалось заключать с мигрантами, не имеющими прописки, трудовые договоры на срок не более одного года. Логика краснодарских руководителей вполне понятна: с одной стороны, отсутствие у турок прописки рассматривалось и продолжает рассматриваться как гарантия того, что их нахождение в крае остаются в принципе временным и от них удастся рано или поздно избавится; с другой стороны, власти понимают, что выдворить турок невозможно, и что они длительное время будут жить в крае, а потому их пребывание надо как-то узаконить.

Фактически уже с первых лет появления турок-месхетинцев в Краснодарском крае местные власти, используя краевые СМИ, ведут против месхетинцев настоящую информационную войну, играя на «патриотических» чувствах славянского населения и разжигая национальную рознь, не уставая подчеркивать, что данную проблему следует рассматривать исключительно в контексте скорейшего переселения турок-месхетинцев из края1.

Диаспора почти в 14 тысяч человек вот уже четыре года обитают без документов, работы, пенсии. Но сказать, что эти люди обделены в правах, будет неправдой: дома покупают, не регистрируя своих сделок, машины имеют, в школы детей отправляют… Из трудоспособного возраста на работе занято всего 15%. Привезли эти люди традиции «дикого рынка», при котором в государственном или частном производстве носит лишь формальный характер… Турки-месхетинцы являются одной из наиболее конфликтных групп населения края. По заявлению коренных жителей, единственное, что позволит разрядить взрывоопасную обстановку в Крымском районе — добровольное переселение незаконно проживающих людей в места, в свое время отведенные правительством России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. МИГРАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

 

С 1 июля 2003 г. вступил в силу новый административный кодекс, в котором описан процесс депортации.

На законодательном уровне определились, что такое вынужденный переселенец, беженец. Когда человек, приехавший из другой части России, по национальности армянин, покупает себе дом, т.е. он имеет право на приобретение недвижимости в Краснодарском крае. А когда стоит вопрос о прописке, и о прописке его жены, на местном уровне начинается коллизия. Появляется местные комиссии по регистрации, куда входят казаки, общественные организации и т. д. Общественные комиссии, которые называются комиссиями миграционного контроля, были введены на территории края 1989 году решением сессии краевого совета народных депутатов1.

В 1992 году создана единения вертикальная система этих комиссий, которые были названы комиссиями миграционного контроля. Принять решение оставить человека единолично тот или иной руководитель не берется, он предлагает эту проблему обсуждать посредством общественной комиссии, в которую входят представители различных органов, в том числе и паспортно-визовая служба, в обязательном порядке и различные общественные организации. Таким образом, пытаются создать объективное мнение субъекта по данному вопросу, оставлять или не оставлять иностранного гражданина или лица без гражданства на территории края.

Входя в проблему этнических отношений, национальные вопросы развития, пользуемся терминологией предложенной из недр краевой администрации: беженцы, мигранты, эмигранты, вынужденные переселенцы. Это правовые термины, которые имеют правовую культуру и сущность. Концепт, подхваченный всеми «лицо кавказской национальности». Для удобства описания в милицейских сводках, пишут этот концепт, не стесняясь обижать людей.

Отдел по межнациональным отношениям МОБ ГУВД Краснодарского края единственный отдел во всей России. Он создан Петром Латышевым в порядке эксперимента, потому, что обстановка на территории нашего края, где проживает 120 национальностей, компактное расселение создают причину необходимости такой службы, чтобы она профессионально занималась локализацией конфликтных ситуаций, которые периодически возникают на территории нашего края. Некоторые удаётся прекратить в зародыше, путем народной демократии, получая своевременную информацию, другие, которые приняли более тяжёлую форму, вплоть до применения силы. Как правило, все конфликты начинаются молодёжью.

Работа ведется большая, со всеми диаспорами. В Краснодаре есть центр национальных культур. На протяжении 10 лет отдел по межнациональным отношениям поддерживает дружеские отношения.

Сплоченная работа отдела и центра принесла в решении межнациональных конфликтах, значимое снижение противоправных действий. Большие конфликты и проблемы решают совместно путем круглого стола. Но бывает так, что приходится примерять, уговаривать стороны, и очень хорошо, когда хотя бы худой мир восстановлен. Мир очень хрупкий и поддерживать его очень сложно. Представители всех наций недостаточно занимаются воспитанием подрастающего поколения. Работа в центре национальных культур, это, прежде всего профилактика.

Руководителям диаспор даются негативные примеры, совершённые представителями их национальностей, что бы была информация для работы со своими собратьями. Бывают не только национальные, но и религиозные конфликты, которые более сложно разрешаемые.

Одним из факторов, усложняющих ситуацию в пограничном районе России – Краснодарском крае, является миграция, большей частью незаконная. Кубань переполнена представителями различных наций и народностей, проживавших на просторах бывшего СССР. Правдами и неправдами они стремятся обосноваться здесь. В большинстве случаев мигранты вынуждены покинуть прежнее место жительства, причем порой это не связано с региональными конфликтами, а скорее на бытовой почве или проявляется бытовой эгоизм, вследствие которого местное население отвергает таких соседей1.

Краснодарский край, являющийся южным пограничным форпостом России, стал так притягателен для огромной массы мигрантов. Частично это наличием родственных связей. Но только частично. Когда таких связей нет, тогда используются другие формы и методы для того, чтобы оказаться в благодатном южном крае. Часто на Кубань переселяются национальные группы, представляющие народ, никогда ранее в крае не проживающий, чуждый местному населению по духу, культуре, вере.

Напрашивается вывод, что кому-то выгодно в пограничном районе постоянно провоцировать конфликтные ситуации.

Большая часть мигрантов переехала на жительство в Краснодарский край, хотя место для их места размещения были определены в Белгородской, Курской, Саратовской, Тульской и других областях России.

Чтобы убедиться в этом, достаточно рассмотреть этот вопрос на примере одного народа — турок-месхетинцев.

Поселились турки-месхетинцы в Краснодарском крае незаконно, в прописке им было отказано по причинам: во-первых, из-за отсутствия основания, во- вторых, вследствие постановления Совета Министров СССР «Об ограничении прописки граждан в некоторых населенных пунктах Крымской области Краснодарского края»2.

Турки-месхетинцы проживают замкнутой общиной, заключают браки только с людьми своей национальности. Местные законы общественной жизни практически полностью игнорируют. Из-за этого в местах их проживания обстановка сложилась крайне напряженная.

Особую тревогу вызывает рост правонарушений в крае. Количество преступлений, совершаемых турками-месхетинцами, по сравнению с 1994 годом, возросло вдвое. Среди них убийства, изнасилования, нанесение тяжких телесных повреждений, хранение и сбыт наркотиков, хранение оружия, кража личного имущества, хулиганство.

Особенно критическая обстановка сложилась в Крымском районе. Так, М.Х. Юнусов изнасиловал несовершеннолетнюю девочку, Д.Х. Сафаров с группой соплеменников изнасиловали женщину, Джемилов и Алиев в извращенной форме издевались над малолетними мальчиками… Постоянно звучат всяческие угрозы в адрес лиц другой национальности. Словом, ситуация накалилась до предела. В школах из-за большого притока турецких детей вынуждены открывать дополнительные классы. Эти ребята практически не знают русского языка, а их родители выдвигают уже требования преподавания в школах турецкого языка. Одновременно они требуют открытие мечетей и других культурных сооружений1.

Большинство нигде не работают, занимаются скупкой — продажей, налоги не платят, однако наравне с местными жителями, вернее за их счет, лечатся в больницах, учат детей в школах, пользуются транспортом.

Сегодня турки сознательно ведут дело к открытому противостоянию. Если 5 – 6 лет назад они на сходах просили принять их и временно разместить, при этом клятвенно заверяли в том, что будут соблюдать местные обычаи и традиции, то сейчас ситуация резко изменилась.

Турки открыто перешли к тактике запугивания, угрозы, несоблюдения законов. Сначала турки заявили о том, что в крае они являются транзитными пассажирами и последуют дальше на историческую родину – в Турцию или Грузию. Договоренности такого порядка существовали.

Однако сейчас положение изменилось. В настоящее время ни Грузия, ни Турция, официально декларируя готовность принять турок-месхетинцев в ближайшие несколько лет, не планируют их реальный прием.

К сожалению, сегодня совершенно очевидно, что совместное проживание местного населения и турок-месхетинцев приводит лишь к росту социальной напряженности во взаимоотношениях между ними, все принимаемые меры покали свою неэффективность. Другой, не менее важной проблемой является то, что большинство турок и поныне не имеют российского гражданства.

Как следствие – существование «вне закона», а значит, вне налогообложения. Плюс к этому образ жизни непривычный, рост производства и потребления наркотиков, напрямую связанный с мигрантами. Все это порождает экстремизм, как с той, так и с другой стороны. Если бы турки-месхитинцы расселились бы по всему краю отдельными семьями или группами, по две семьи, то, может быть, это было бы не замечено. Не может быть, а оно было бы не замечено1.

Но, поселившись колониями и создав, обострив эту ситуацию демографическую, а в отдельных школах, в отдельных классах до 70 – 80 % дети турецко-месхетинского населения, конечно, у коренного населения это вызывает брожение, недоверие и так далее, потому что уклад у народов разные.

Уже говорили об армянской диаспоре. Пусть ни единый из представителей этой диаспоры, которая уже десятилетия и столетия проживают с нами, коренными народами на этой земле. Но вместе с тем пошел массовый приток, приезд армянского населения к нам. И, конечно все заметили, как резко обострилась демографическая ситуация на побережье, особенно в Сочи, Туапсе и т. д. Сами наши коренные, проживающие здесь армяне протестовали против такого натиска. Но так получилось, что семья семью тянет к себе, и пошла консолидация на побережье. По слухам, прописка на Кубани, разумеется, с учетом «уровня перспективности хлебности» места прописка исчисляется в сотнях, а то и в тысячах долларов США. К примеру, в Сочи это удовольствие стоит 2 тысячи долларов.

18 марта 2004 года, в Абинске прошло краевое совещание «О состоянии и мерах преодоления избыточной миграции и стабилизации межнациональных отношений в Краснодарском крае». Вел совещание губернатор Кубани Александр Ткачев. На совещании, краевые власти более не намерены пассивно наблюдать за миграционными процессами и последствиями. Поэтому, не дожидаясь, когда, наконец, Государственная дума рассмотрит разработанный депутатским корпусом Кубани и Адыгеи проект закона «О миграции», администрация готова предпринять весьма определенные шаги в решении наболевшего для Кубани вопроса. На совещании было озвучено, что уже подготовлено постановление главы администрации края, которое было обнародовано 31 марта с.г. и вступит в силу с момента опубликования. В число первоочередных мер по «преодолению избыточной миграции и стабилизации межнациональных отношений в Краснодарском крае» включены:

разработка механизма, благодаря которому в течение 3-х суток незаконные мигранты будут выдворяться за пределы России;

администрация края планирует организовать для этих целей чартерные рейсы, дабы отправлять из России сразу до 120 человек незаконных мигрантов;

планируется организовать на территории Краснодарского края эмиграционные пункты, где прибывающих мигрантов будут проверять на благонадежность;

при каждой местной администрации будут созданы штабы по контролю над миграционными процессами, в состав которых включат представителей, как правовых организаций, так и казачества;

ежемесячно районные комиссии миграционного контроля будут отчитываться перед краевой по количеству отказов в прописке. И если у краевой комиссии возникнут вопросы по поводу незаконной прописки, то неминуемо будут наказаны ответственные лица.

В районах края, где высока численность мигрантов, планируется проведение совместных рейдов милиции и казачества на предмет проверки паспортного режима.

В крае будут организованы регулярные правовые курсы для работников местных администраций с целью обучения «законным методам ограничения потока мигрантов на Кубань».

Предполагается пересмотреть размер штрафа за отсутствие регистрации с одного минимального размера до, как минимум, 6 тысячам рублей.

Кроме того, на совещании шел разговор о таких мерах, как квартирование для районов края и запрещение главам администрации на сдачу мигрантам земли под сельхоз. работы в аренду.

 

Так и не дождавшись, когда депутаты государственной думы примут закон, регулирующий миграционные процессы, или хотя бы внесут дополнения в закон «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», кубанская власть проявила вынужденную инициативу, приняла первый и пока единственный в России закон о миграции. Приграничное положение, близость к горячим точкам, вероятность того, что через контрольно-пропускной пункт на реке Псоу в городе Сочи накануне открытия курортного сезона могут хлынуть толпы беженцев из Абхазии, подстегнули депутатов ЗСК к принятию такого акта, ибо в этой области российского законодательства непаханая целина.

Летом 2000 года конституционный суд России отменил статью закона «Об особом порядке землепользования в Краснодарском крае», запрещавшую покупать жилье тем, кто не имеет здесь постоянной регистрации. После этого, меньше чем за год цены на недвижимость на Кубани резко поднялись. Цена на однокомнатную квартиру в Краснодаре (в старом фонде)» с 5-ти тысяч долларов подскочила до 18 – 20, в курортных городах – до 50-ти тысяч.

Казачья традиция – обеспечить взрослых сыновей жильем, «шоб нэ був в прымаках», впервые за историю казачества прервалась. Жилье, земельные участки, торговые точки и даже должности в государственных учреждениях скупают приезжие. Сейчас на Кубань устремились люди с большими деньгами цинично рядящиеся под беженцев и вынужденных переселенцев. Население благодатного края начало чувствовать себя гостем на чужом празднике жизни и стало проявлять естественное беспокойство.

О необходимости принятия российского закона о миграции Кубань начала говорить еще в 1989 году. Именно тогда началась ползучая миграция. Количество армян в Краснодарском крае, по данным паспортно-визовой службы, возросло за последнее десятилетие на 38%, курдов – на 85, ассирийцев – на 64, грузин – на 43%. Каждый пятый житель на Кубани сегодня – мигрант. Большая часть приезжающих из бывших республик Закавказья и Средней Азии предпочитают не регистрироваться, и ведет полукриминальный образ жизни.

Из 11462-ух турок-месхитинцев временную регистрацию оформили лишь 4044 человека. Об истинной численности населения Кубани можно теперь судить разве что по резко возросшему количеству продаваемого хлеба. Приезжие стремятся занять «свое место под солнцем», оттесняют местное население из наиболее выгодных сфер – торговля мясом, ранними овощами, оказание транспортных и строительных услуг.

Конфликты на бытовой почве в прошлом году в Кавказском, Крымском, Горяч е -Ключевском, Отрадненском, Темрюкском, Абинском, Каневском районах переросли уже в межнациональные. Создание национальных общин как защитная реакция приезжих еще больше обострила межнациональные отношения. Все чаще звучат предупреждения о возможности повторения здесь косовского сценария, ситуация накаляется.

Заняться этой проблемой кубанского губернатора вынудили обстоятельства. Отложить ее в долгий ящик, как его предшественники, Ткачев просто не мог. Казачества как стабилизирующей силы уже явно не достаточно1.

Остудить пыл «горячих» людей в Крымском районе в марте прошлого года приезжала на Кубань рабочая группа межведомственной комиссии под руководством министра по делам Федерации и национальной миграционной политики Блохина. Высокому гостю показали среднюю школу №11 в ст. Нижнебаканской. Из 1543 учащихся на тот момент 608 – дети турецкой национальности. С каждым годом число начальных классов, полностью сформированных из детей турок-месхитинцев, увеличивается.

Была создана специальная московская комиссия, которая провела анкетирование лиц этой национальности. Оказалось, что подавляющее большинство из них желает выехать на историческую родину – в Грузию. Но при этом, они выставляют условие: постоянная регистрация по месту жительства, приобретение гражданства РФ, компенсация за вынужденную депортацию с 1944 года, выкуп их домовладений по рыночным ценам, принятие республикой Грузия закона о реабилитации турок-месхитинцев.

Усилий и желания кубанской власти «разрулить» межнациональную ситуацию в крае явно недостаточно. Нужна четкая, сбалансированная государственная политика.

По мнению экспертов, уже в ближайшие 10 лет на юге России могут сформироваться новые мусульманские анклавы. Национальный вопрос был и остается для нашей страны самым сложным. Надеяться, что он рассосется сам собой, — значит загонять болезнь в глубь2.

Кубанские депутаты на свой страх и риск попытались вскрыть кровоточащий нарыв. Председатель Законодательного собрания Краснодарского края Владимир Бекетов охарактеризовал принятый закон как «жесткий и в некоторых частях противоречащий законам РФ». Но проблему это не решит.

22 июня 2002 года в с. Киевское Крымского района Краснодарского края началась бессрочная голодовка проживающих там турок-месхитнцев. В голодовке принимали участие около 200 человек из 68-ти семей. Люди доведены до отчаяния политикой властей района и края, давлением, направленным на вытеснение целой народности с территории края1.

Более 10-ти лет Кубанские власти незаконно отказывают туркам-месхитинцам, признанными гражданами во всех регионах России, в выдаче российских паспортов. Во всех районах Кубани туркам отказали в аренде земли, поставив их семьи перед угрозой голода. Повсеместно запрещают торговать выращенной продукцией. Большинство турок-месхитинцев не получает пенсии и пособий на детей. Появились прецеденты отказов в предоставлении мест в детских дошкольных учреждениях. В с.Киевском были даже случаи отказа в предоставлении медицинских услуг. Последней же каплей, переполнившей чашу терпения, стало посещение Крымского района комиссией Совета Федерации, которая не захотела встречаться с представителями турок-месхитинцев отдельно, пригласив их лишь на общую встречу в зал, набитый агрессивно настроенными в отношении «чужаков» представителями местного казачества.

 

Лидеры турок-месхитинцев, проживающие в Крымском районе Краснодарского края, были приглашены на встречу с представителем краевой миграционной службы, где им предложили заполнить миграционные карты. Председатель краевой миграционной службы сообщил, что по новому закону о правовом положении иностранных граждан карты предназначены для вновь въезжающих граждан и лиц без гражданства. После заполнения карты туркам-месхитинцам может быть предоставлена временная регистрация на 90 дней. И без того бесправное положение тысяч турок-месхитинцев, проживающих в Краснодарском крае, стало совсем невыносимым, после того как местные власти отказали им в аренде земли, таким образом, лишив их средств к существованию. Их обвинили в том, что они специально заселили стратегически важный край с целью прибрать к рукам землю.

По законам Краснодарского края турки-месхитинцы, переселившиеся в Краснодарский край из Средней Азии после ферганских погромов в 1989 году, не имеют право на российское гражданство, не могут иметь собственные дома, не вправе регистрировать детей под своей фамилией.

С 1.02.2001г. турок в крае перестали даже временно регистрировать. Около 13000 человек оказались полностью вне закона. Турок не берут на работу, им не разрешают торговать, т.к. для этого нужны документы, которые можно получить только при наличии регистрации. Местные жители ничего против турок на имеют, даже хвалят их. Зато против них власть и сила. Местные казаки выступают за выселение турок. Говорят, что казачий и азиатский уклад жизни не совместимы, поэтому назревает межнациональный конфликт. Всех турок-месхитинцев здесь обвиняют в распространении ваххобизма на Кубани. Правительство Москвы намерено выйти в Госдуму ввести уголовную ответственность для работодателей, пользующихся услугами нелегальных эмигрантов.

18 сентября 2002 года крупные беспорядки прошли в г. Славянске-на-Кубани Краснодарского края.

Местная молодежь устроила настоящее избиение армян, и в результате пострадали десятки человек. При этом милиция долго пыталась скрыть, что погромы произошли именно на национальной почве и происшествие пытались представить как обычное хулиганство.

Центральные улицы Славянска -на -Кубани засыпаны стеклянной крошкой и бутылками. Хозяева и посетители кафе, попавшие под руку погромщикам, до сих пор с опаской выходят на улицу. А после наступления темноты своих домов стараются не покидать не только армяне, но даже сами русские. Конфликты на межнациональной почве случались в Славянске -на -Кубани очень редко. В городе 150 тысяч человек. А в беспорядках участвовали, по словам очевидцев примерно 200 – то есть каждый второй русский молодой человек от 15 до 25 лет. Большинство жителей могут назвать по именам почти всех, громивших армянские кафе и магазины. Разгромлены 8 заведений — половина кафе города. Толпа пошла по двум главным улицам города, избивая по дороге попадавшихся им лиц кавказской национальности, круша витрины.

Власти отказались от версии про скинхэдов. Однако и милиция и прокуратура в один голос твердят, что беспорядки были кем-то срежиссированы . Поводом для погрома стал прошедший по городу слух о том, что армянская молодежь в драке насмерть затоптала русского парня. Это место, где все и произошло. Ресторан «Алькор» популярное место среди армян. Его даже называют «Ереван». Убийство расследуется прокуратурой. Выяснилось, что в драке не участвовало не одного армянина. Однако история переросла в миф. И с его развитием администрация города справляется с трудом. За стол переговоров были вынуждены сесть представители союза армян России на Кубани и казаки. С ними встретился прокурор района, начальник местного отделения милиции и глава города. В Славянок — на — Кубани забросили дополнительные наряды милиции и ОМОН из г. Краснодара. Поступила информация, что город ждут новые погромы.

 

Чтобы край не превратился в Косово, законодательное собрание издает специальное постановление. В соответствие с ним, каждого задержанного нелегала власти обещают сначала оштрафовать, а потом отправить на родину – самолетом, автобусом или поездом. Губернатор Ткачев готов даже купить им билеты на бюджетные деньги.

Ожидать отправки задержанные будут в центрах временного содержания. В народе их тут же окрестили фильтрационными лагерями. Ни одного такого центра до сих пор не создано. Но уже сейчас ясно, что пустовать они не будут.

Есть несколько способов, которые в крае применяются. Это, конечно, рейды, совместное патрулирование, дежурство с привлечением казачества, милиции, в районах, где проживают нелегальные незаконные эмигранты.

Как правило, у тех или иных граждан этнических групп, где прописано два человека – живет еще шесть восемь. И конечно этих людей, безусловно, нарушивших российское законодательство, паспортный режим, необходимо выдворить.

Необходимо учитывать, что мигранты – это люди совершенно других нравов, традиций, веры, достаточно агрессивные, в большинстве своем они не собираются учить русский язык. В то время как в казачьих станицах десятилетиями, столетиями жили славяне, вдруг ни с того ни с сего заехали погасить, как они вначале говорили, на два – три месяца, потом – на полгода, год, а сегодня десять лет ….

Необходимо все же разделять понять, о которых идет речь. Во-первых, безусловно, миграционная политика влияет на отношения. И сказать, что это абсолютно разные вещи сложно. Потому что всегда за мигрантом стоит история, конкретных регионов, откуда он приехал. Второе, что хотелось бы сказать, что действительно Кубань — это один из самых сложных регионов сегодня у нас в Российской Федерации. И не замечать этого нельзя. А также и то, что сама по себе Кубань эти проблемы решает сложно. Ей нужна помощь, в том числе и федеральных органов, и федеральных ведомств. И третье. Это вопрос, который имеет и международный аспект. И последнее, что хотелось бы подчеркнуть в данном комментарии, что, безусловно, любое государство имеет право регулировать процессы миграции и знать, кто, куда, зачем и для чего едет, и понимать, какие есть регионы предпочтительные для размещения. И конечно, здесь у нас законы надо признать, несовершенны. И над ними надо еще работать. Чем сейчас государство и федеральный центр усиленно занимается. Эти законы делят людей только на законопослушных и не законопослушных. Практически каждые два года на Кубань прибывают около миллиона мигрантов1.

Каждый пятый – мигрант, если будет так идти и дальше, через 5 лет — будет каждый четвертый, через 10 лет — каждый третий и так далее. К чему мы придем? Краснодарский край может поменять этнический состав ближайшем будущем.

Ведь в свое время все начиналось с подобного. С маленького. Это не только проблема края, и губернатора, этот проблема всего правительства и всей Российской Федерации.

Кубань – многонациональный регион, более 5 миллионов. И все, кто проживает сегодня законно на территории Кубань армяне, грузины, люди любой национальности -это наши люди, это наши земляки. И мы несем как власть за них ответственность. Это кубанцы. И здесь нет никакого различия. Это о нелегальной иммиграции, о тех, кто пребывает последние 2– -3-5 лет. У коренных армян, кубанцев, уже есть конфликты с теми, кто сегодня приезжает из Армении. В Армении осталось всего 3,5 миллиона армян. Кубань уже больше, чем страна Армения.

Русский народ один из крупнейших народов мира. На территории СССР в конце 80-х г. проживало: русские около 140 млн., белорусов более 10 млн., украинцев более 40 млн. Численность других народов варьирует в пределах от одного до пяти млн. Народы, образующие республики в составе Кубани, кроме крупнейших из них, татар, как правило, либо не на много превышают миллион человек, либо в основном насчитывают по несколько сотен тысяч человек. Однако даже самый маленький народ имеет свой особый язык, свою сокровищницу фольклора — преданий, сказок, поговорок, обычаев, традиций1.

Мы не включаем в это число ряд крупнейших национальных групп, этническое ядро которое находится в других странах, хотя эти группы живут на данной территории уже многие десятки и сотни лет, вполне приобщены к нашей межнациональной культурной модели, а порой даже в большинстве своем переняли на употребление в общественной или бытовой жизни русского языка, или какого- либо иного доминирующего языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Закон Краснодарского края «О порядке регистрации пребывания и жительства на территории Краснодарского края»: Принят ЗСК 07.06.95г. // Кубан. новости.- 1995.- 6 июля.
  2. Краснодар. край. Законодат. собр. О мерах по снижению напряженности в межнациональных отношениях в районах компактного расселения турок-месхетинцев, временно проживающих на территории Краснодарского края: Постановление N 291-П от 24.04.96г. // Кубан. новости.- 1996.- 4 июня.
  3. Краснодар. край. Законодат. собр. О региональной миграционной программе Краснодарского края на 1996-1997 гг.: Постановление N 295 от 25.04.96 г. // Кубан. новости.- 1996.- 16 июля.- Прил.: Региональная программа Краснодарского края на 1996-1997 гг.
  4. Обращение депутатов Законодательного собрания Краснодарского края к Президенту РФ, председателю правительства РФ, депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации Федерального Собрания РФ о репатриации турок-месхетинцев в места традиционного проживания в Республике Грузия // Кубан. новости.-1996.- 4 июня.
  5. Антонов Ю. Черные дыры: Миграция // Кубан. новости. 1995.- 28 дек.
  6. Антонов Ю.Н. Что это: миф или реальность?: Беседа с пред.ком. по нац. вопр. и миграц. политике Ю.Н.Антоновым / Подгот.С.Сергиенко // Кубан. новости.- 1997.- 15 мая.- (Нация и национальный вопрос).
  7. Богданов В. Жить в мире и согласии // Кубань сегодня.1998.- 26 июня.
  8. Богданов В. За мир и спокойствие на Северном Кавказе // Кубань сегодня.- 1998.- 27 июня.
  9. Вакулин Г. Мы словно вздохнули глоток свежего воздуха,- говорят турки-месхетинцы // Кубань сегодня.- 1999.- 26 марта.
  10. Викторова Н. Готовы ли их принять на Родине ?.. // Кубан. новости.- 1999.- 27 марта.- С. 3.
  11. Выводы и рекомендации международных организаций, побывавших в Краснодарском крае по проблемам турок-месхетинцев // Кубан. край.- 1999.- № 7.- С. 7.
  12. Груба И. В тесноте, да не в обиде: Представители 130 национальностей, проживающие на Кубани, понимают, что это пока единственный путь сохранения мира // Независимая газ.- 1998.- N 9.- С.5.
  13. Желудков А. Бедствие России – беженцы. Бедствие беженцев – нищета // Известия.- 1995.- 19 апр.- С.1.
  14. Иванченко А. Миграция: к чему ведет нас рок событий? // Кубан. новости.- 1998.- 3 апр.
  15. Клинов Г.А. Кубань стала второй Родиной для миллиона беженцев: Беседа с начальником отд. межнац. отношений упр. информации и соц.-полит. прогнозирования администрации края Г.А.Клиновым / Беседу вела Н.Викторова // Кубан. новости.- 1998.-23 сент.- С.2.
  16. Кондратенко Н.И. «Люди, будьте бдительны…» // Кубань сегодня.- 1998.- 19 марта.
  17. Кронов И. Русские, украинцы и другие // Вольная Кубань.-1998.- 10 янв.
  18. Кубань — наш общий дом // Вольная Кубань.- 1995.- 15 февр.
  19. Наздратенко А. Не пущу !: В Краснодарском крае нарушаются права национальных меньшинств // Моск. новости.- 1998.- N 5.- 8 -15 февр.- С. 8-9.
  20. Оноприев В. О новой национальной идее // Кубань сегодня.- 1998.- 6 июня (N 100).- Начало в N 93,97,98.
  21. Осипов А., Черепова О.И. Нарушение прав вынужденных мигрантов и этническая дискриминация в Краснодарском крае: Положение месхет. турок [Доклад] / Правозащит. центр «Мемориал».- М, 1996.- 108 с.- В кн. также.: Некоторые правовые аспекты положения турок- месхетинцев в Краснодарском крае / С.В.Сироткин.
  22. Осторожный В. Ситуация непростая, но проблемы решаются: Беседа с рук. миграц. службы Краснодар. края В.Осторожным // Человек и труд.- 1998.- N 3.- С. 12-13.
  23. Реммлер В. Беженцам Кубань сочувствует, но всех принять не может // Рос. Федерация.- 1995.- N15.- С.33-34.
  24. Реммлер В.В. Все покупается и продается… Даже прописка?: Беседа с начальником упр. по делам национальностей и миграции администрации края В.В.Реммлером / Беседу вела Н.Бердникова // Кубан. новости.- 1996.- 12 окт.
  25. Рыклин А. Тихая депортация / Фот. Р.Ямалова // Итоги.- 1998.- N 17 (5 мая).- С. 34-37.
  26. Савва М. «Девятый вал» беженцев // Рос. Федерация сегодня.- 1998.- N 1.- С. 38-39.
  27. Семененко Ю. Вместо помощи — надзор // Правда.- 1998.- 21 авг.- С.2.
  28. Социология / Под ред. Сальникова В.П. М., 2005.
  29. Стрыгин Ю. Кубань — земля обетованная?.. // Вольная Кубань.- 1995.- 26 окт.
  30. Телегин Н. Кто покровительствует незваным гостям // Кубань сегодня.- 1998.- 6 марта.- С.2.
  31. Тихомиров В. Не испортит ли нас окончательно национальный вопрос ? // Краснодар. изв.- 1998.- 17 окт.- С. 6.
  32. Ткачев А. Мы наведем порядок в собственном доме // Российская газета. 2003. № 186.
  33. Черкашин Н. Почему Кубань может стать краем ста проблем ? // Краснодар. изв.- 1998.- 19 сент.- С.4.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.77MB | MySQL:125 | 1,689sec