УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОЦИАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ

<

081614 0145 1 УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОЦИАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ

1.1 Понятие категории «уровень жизни»

 

Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий. Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей. Так понимается и благосостояние. Денежная же оценка благ и услуг, фактически
потребляемых в среднем домохозяйстве в течение известного промежутка времени и соответствующих определенному уровню удовлетворения потребностей, представляет собой стоимость жизни. В широком смысле понятие «уровень жизни населения» включает еще условия жизни, труда и занятости, быта и досуга, его здоровье, образование, природную среду обитания и т. д. В таком случае чаще употребляется термин «качество жизни».

Можно выделить четыре уровня жизни населения: достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека); нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил); бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы); нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддержать жизнеспособность человека).

Повышение уровня жизни (социальный прогресс) составляет приоритетное направление общественного развития.

Еще у древних римлян одним из главных девизов был такой: «Благо народа — высшая цель». Благо народа и есть критерий прогресса. Особую значимость этот критерий приобретает в социально ориентированной рыночной экономике, где центральной фигурой ставится человек. Рыночная экономика — экономика массового потребления, именно потребитель — король рынка с его законом: нельзя производить что-либо, не имея в виду предстоящего потребления.

 

1.2 Составляющие категории «уровень жизни»

 

Важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время.

Условия жизни можно укрупнено разделить на условия труда, быта и досуга. Условия труда включают санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические и социально-психологические условия. Условия быта — это обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового обслуживания (бань, прачечных, парикмахерских, ремонтных мастерских, прокатных пунктов и т. д.), состояние торговли и общественного питания, общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия досуга связаны с использованием свободного времени людей. Свободное время — часть внерабочего времени, предназначенная для развития личности, более полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных ее потребностей.

Возможны три аспекта изучения уровня жизни:

1) применительно ко всему населению;

2) к его социальным группам;

3) к домохозяйствам с различной величиной дохода.

Важную роль в изучении уровня жизни населения играют социальные нормативы как научно обоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе. Различаются социальные нормативы: развития материальной базы социальной сферы, доходов и расходов населения, социального обеспечения и обслуживания, потребления населением материальных благ и
платных услуг, условий жизни, состояния и охраны окружающей
среды, потребительского бюджета и др. Они могут быть уровневыми, выражающими абсолютную или относительную величину нормы соответственно в натуральных показателях или процентах (возможные варианты нормативов: моментные, интервальные, минимальные, максимальные), а также приростными, представленными в виде соотношения приростов двух показателей.

Непосредственное отношение к уровню жизни имеет потребительский бюджет, суммирующий нормативы (нормы) потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по социальным и половозрастным группам населения, климатическим зонам, условиям и тяжести труда, месту проживания и т. д. Различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты.

К другим основным социальным нормативам относятся: минимальная заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице для трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов; минимальные стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее
уязвимым в материальном отношении группам населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.).

В совокупности они образуют систему минимальных социальных гарантий как обязанность государства обеспечить гражданам: минимальные размеры оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетним ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры. Стержень социальной политики — прожиточный минимум, и с ним должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии.

Существующие нормативы отражают современные научные
представления о потребностях людей в благах и услугах — личных потребностях. Однако последние не следует абсолютизировать, так как они всегда изменчивы, что затрудняет их количественную оценку. Личные потребности отражают объективную необходимость в определенном наборе и количестве материальных благ и услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного человека.

Личные потребности подразделяются на физиологические (физические), интеллектуальные (духовные) и социальные. Физиологические потребности являются определяющими — первого порядка, поскольку выражают потребности человека как биологического существа; в их составе насущными, первичными, выступают потребности в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности и т.д.

Интеллектуальные потребности касаются образования, повышения квалификации, творческой деятельности, порождаемой внутренним состоянием человека.

Социальные потребности связанны с функционированием человека в обществе — это социально-политическая деятельность, самовыражение, общение с людьми, обеспечение социальных прав и т. д.

Интеллектуальные и социальные потребности относятся к потребностям непервой необходимости и удовлетворяются после того, как наступает определенная степень удовлетворения первостепенных потребностей. Прямой оценки они не имеют, хотя во многом зависят от состояния культуры в обществе, общего уровня и качества жизни населения. Условия же для их удовлетворения характеризуются бюджетом времени населения. По величинам рабочего, нерабочего и свободного времени можно оценить эффективность рабочего времени и возможности удовлетворения интеллектуальных и социальных потребностей человека.

Различаются рациональные (разумные) и иррациональные потребности. Первые (рациональные) отвечают научным представлениям о потреблении благ и услуг, необходимых для поддерживания здорового образа жизни человека и гармоничного развития личности. Это общественно полезные потребности, плохо поддающиеся количественной оценке. Их можно определить условно с
помощью рациональных норм и нормативов (кроме рациональных
норм потребления продуктов питания, устанавливаемых на основе данных науки о питании). Вторые (иррациональные) потребности выходят за рамки разумных норм, принимают гипертрофированные, иногда извращенные формы, в частности по отношению к питанию.

Внешней формой проявления личных потребностей выступает
спрос населения, хотя и количественно, и качественно он отличается от действительной потребности. Различают общий потребительский спрос, объем и структура которого соответствуют объему потребления населением материальных благ и услуг, и платежеспособный спрос на них, отражающий платежеспособные возможности населения.

Наряду с личными выделяют социальные потребности общества,
обусловленные необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития, в том числе производственные, потребности в управлении, обороне, охране окружающей среды и т. д.

Комплексное исследование уровня жизни населения возможно
только с помощью системы статистических показателей. В последние годы было предложено несколько систем, различающихся структурой и набором показателей.

Наиболее полной и отвечающей современным требованиям служит система «Основные показатели уровня жизни населения в условиях рыночной экономики», разработанная в Центре экономической конъюнктуры и прогнозирования при Министерстве экономики РФ в 1992 г. В ней представлено 7 разделов, охватывающих 39 показателей:

I. Обобщающие показатели.

1. Критерий уровня жизни.

2. Индекс стоимости жизни.

3. Валовой национальный продукт (фонд потребления, фонд личного потребления) в расчете на душу населения.

II. Доходы населения.

1. Реальные общие доходы населения.

2. Реальные располагаемые доходы населения.

3. Совокупные доходы населения.

4. Личные доходы населения.

5. Личные располагаемые доходы населения.

6. Денежные доходы населения.

7. Средний доход и средняя заработная плата работников.

8. Средний размер реальной заработной платы.

9. Средний размер пенсии, пособия, стипендии.

III. Потребление и расходы населения.

  1. Общий объем потребления населением материальных благ и услуг.

    2. Денежные расходы населения.

    3. Потребительские расходы населения.

    4. Потребление населением основных продуктов питания.

    5. Покупательная способность средней заработной платы.

    6. Покупательная способность средней пенсии.

    IV. Денежные сбережения населения.

    V. Накопленное имущество и жилище.

    1. Стоимость накопленного домашнего (личного) имущества.

    2. Наличие и характеристика предметов длительного пользования в собственности населения.

    3. Жилищные условия населения.

    VI. Социальная дифференциация населения.

    1. Распределение населения по размеру среднедушевого (среднего по домохозяйству) совокупного дохода.

    2. Потребление основных продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг населением с разным уровнем среднедушевого (среднего по домохозяйству) совокупного дохода.

    3. Структура потребительских расходов населения с разным уровнем среднедушевого (среднего по домохозяйству) дохода.

    4. Динамика стоимости фактической и нормативной потребительской корзин различных слоев населения.

    5. Индекс концентрации доходов (коэффициент Джини).

    6. Децильные коэффициенты дифференциации доходов и потребления населения.

    7. Соотношение средних значений дохода и потребления в границах верхней и нижней децилей.

    8. Доля квинтельных (децильных) групп населения (домашних хозяйств) по уровню среднедушевого (среднего по домохозяйству) дохода в совокупном доходе общества.

    VII. Малообеспеченные слои населения.

    1. Прожиточный минимум (порог бедности).

    2. Минимальный потребительский бюджет.

    3. Минимальный размер заработной платы.

    4. Минимальный размер пенсии.

    5. Покупательная способность минимальной заработной платы.

    6. Покупательная способность минимальной пенсии.

    7. Коэффициент (уровень) бедности.

    8. Дефицит дохода.

    9. Зоны бедности.

    10. Социальный портрет бедности.

    Методология исчисления показателей уровня жизни населения подробно рассматривается в соответствующих главах учебника.

    Наиболее важные 12 показателей из перечисленных 39 включены в Систему показателей для оценки хода экономической реформы в России в раздел 10 «Социальная сфера, жизненный уровень населения» и в подраздел 10.3 «Уровень жизни». Эта система показателей разработана Министерством экономики РФ и Госкомстатом России, согласована с заинтересованными министерствами и ведомствами, администрациями регионов и введена в действие с 1993 г. Она рекомендована органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга для использования в анализе хода экономической реформы на соответствующих территориях. К 12 показателям относятся:

    1. Средняя оплата труда работников.

    2. Покупательная способность населения со средними заработной платой и пенсией.

    3. Минимальный потребительский бюджет по основным социально-демографическим группам населения.

    4. Прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам населения.

    5. Численность и доля населения, имеющего среднедушевые доходы ниже минимального потребительского бюджета и прожиточного (физиологического) минимума.

    6. Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах с различным уровнем среднедушевого дохода.

    7. Денежные доходы и расходы определенных социально-демографических групп населения.

    8. Показатели дифференциации населения.

    9. Соотношение среднедушевых доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения.

    10. Индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини).

    11. Структура потребительских расходов различных социально-
    демографических групп населения.

    12. Распределение населения по размеру среднедушевого дохода.

    Система социальных показателей изменяется вместе с преобразованием социальных отношений. Так, развитие рынка жилья вызывает потребность в появлении такого показателя, как «число квартир, предназначенных для продажи (во вновь построенных домах, в домах после капитального ремонта)»; развитие платного обучения также должно быть отражено специальным показателем «доля обучающихся за плату» и т. д.

    Международная статистика уровня жизни стала развиваться недавно. В 1960 г. рабочей группой ООН был подготовлен доклад о принципах определения и измерения уровня жизни в международном масштабе. Это была первая попытка создания системы показателей. Ранее уровень оценивался индексом реальной заработной платы (индексом номинальной заработной платы, де-
    ленным на индекс цен), а затем индексами прожиточного минимума и стоимости жизни (индексом потребительских цен на товары и услуги определенного набора). Каждый из индексов значим, но применяемые индексы не дают всесторонней характеристики этого уровня. К тому же индексы реальной заработной платы и стоимости жизни относятся лишь к наемному труду, тог-
    да как при нахождении уровня жизни некоторых категорий населения (например крестьян) указанные индексы не используются.

    <

    Последний вариант системы показателей уровня жизни в международной статистике ООН разработан в 1978 г. и включает 12 основных групп показателей: 1. Рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения. 2. Санитарно-гигиенические условия жизни. 3. Потребление продовольственных товаров. 4. Жилищные условия. 5. Образование и культура. 6. Условия труда и занятость. 7. Доходы и расходы населения. 8. Стоимость жизни и потребительские цены. 9. Транспортные средства. 10. Организация отдыха. 11. Социальное обеспечение. 12. Свобода человека.

    Кроме названных групп Статистической комиссией ООН был выделен общий раздел, охватывающий ряд информационных показателей, необходимых для оценки уровня жизни, но не являющихся, по мнению экспертов ООН, непосредственными его характеристиками. Сюда включены следующие показатели: национальный доход валовой внутренний продукт (ВВП) на душу на-
    селения и среднегодовой коэффициент его роста; объем и виды
    социального обслуживания; расходы на личное потребление на-
    селения, их структура и средний годовой коэффициент роста,
    плотность населения; транспортное обслуживание населения; работа средств связи, печать и др.

    Система показателей США состоит из 13 разделов: 1. Окружающая
    среда. 2. Демографическая ситуация. 3. Занятость. 4. Условия труда.
    5. Уровень жизни. 6. Социальное обеспечение. 7. Здравоохранение.
    8. Образование. 9. Жилищные условия. 10. Культура, отдых, развлечения. 11. Транспортное обеспечение. 12. Национальная оборона. 13. Правовая защита граждан.

    Особой подробностью и завершенностью отличается Система
    показателей социальной статистики Франции, разработанная Национальным институтом статистики и экономических исследований. В ней выделено 4 группы показателей, в каждой из которых большая часть показателей имеет прямое или косвенное отношение к оценке.

    В группе 1 «Численность и состав населения, трудовых ресурсов и условия труда» значатся демографические показатели, а также численность и структура экономически активного населения, показатели занятости и безработицы, продолжительности и ритма работы, забастовок.

    В группе 2 «Распределение, перераспределение и использование доходов» сосредоточены показатели доходов: первичные доходы, доходы от собственности, заработная плата, ее минимальная ставка, минимум пенсии, «потолок» социального обеспечения, покупательная способность франка, денежные и прочие поступления (по социальному обеспечению, по болезни, бесплатная медицинская помощь, рентные поступления, благотворительная помощь).

    В группе 3 «Условия жизнедеятельности» выделены показатели потребления (объем — всего и на душу населения и число единиц потребления), жилищных условий, свободного времени и культурных развлечений, накопления имущества и ценностей.

    В группе 4 «Социальные стороны уровня жизни населения» фигурируют показатели просвещения и образования населения, здравоохранения, формирования домашнего хозяйства, «социальной мобильности», а также правонарушений и охраны порядка.

    К настоящему времени накоплен богатый опыт построения и использования систем социальных показателей на различных уровнях агрегирования и в различных целях.

    В разных публикациях можно найти и другие системы показателей, в частности Систему социальной и демографической статистики, разработанную Статистическим бюро ООН в 1975 г., Систему социальных показателей Организации экономического сотрудничества и развития (1979 г.) и др.

     

     

    1.3 Задачи исследования «уровня жизни»

     

    Важнейшая задача статистики уровня жизни — выявление закономерностей изменения благосостояния населения. Для этого проводятся исследования, охватывающие как всю страну, так и ее регионы, социально-демографические группы населения и различные типы домашних хозяйств. Это позволит проследить различия в уровне жизни в зависимости от экономических, национальных,
    природно-климатических и других особенностей, а также от доходов населения. Результаты исследований могут носить либо общий характер, либо частный, связанный, например, с оценкой потребления населением конкретных благ и обеспеченности его различными услугами.

    К задачам изучения уровня жизни относятся также: комплексное рассмотрение структуры, динамики и темпов изменения его показателей; дифференциация различных групп населения по доходах и потреблению и анализ влияния различных социально-экономических факторов на изменение уровня. Большое значение имеют оценка степени удовлетворения потребностей населения в материальных благах и различных услугах по сравнению с рациональными нормами их потребления и разработка на этой основе обобщающих показателей уровня жизни.

    Источниками информации для решения поставленных задач выступают: текущий учет и отчетность предприятий, организаций и учреждений, обслуживающих население; данные статистики труда, занятости населения, трудоустройства и оплаты, бюджетов домашних хозяйств, переписей населения, разного рода социологических и других обследований социальных условий жизни и
    деятельности людей.

     

    Особое место в анализе уровня жизни населения занимает статистика бюджетов домашних хозяйств, основанная на ежедневных записях доходов и расходов 48,6 тыс. домохозяйств и ведущаяся в стране еще с конца прошлого века. Данные обследования обобщаются органами государственной статистики и используются для оценки уровня и динамики материальной обеспеченности домохозяйств с различными доходами. В целом здесь насчитывается около 3 тыс. показателей, в том числе характеризующих: состав домохозяйства по полу, возрасту, видам занятий; его доходы по источникам поступления; расходы по видам затрат; покупки и потребление продуктов питания и непродовольственных товаров; расходы на отдельные виды услуг, а также показатели жилищных условий, личного подсобного хозяйства и др.

    Информация разрабатывается в территориальном, и федеральном разрезах: по отдельным категориям обследуемых домохозяйств; по размеру среднедушевого совокупного дохода; по размеру домохозяйства, наличию детей и т. п. Эти данные позволяют определить доходы населения, состав его денежных доходов и расходов, потребление продуктов питания, непродовольственных
    товаров и услуг, показатели дифференциации доходов и расходов, эластичность потребления и т. д.

    Вместе с тем имеется ряд проблем, связанных с совершенствованием бюджетных обследований. Прежде всего речь идет об улучшении выборки домохозяйств, от которой зависит репрезентативность данных. Выборка должна быть представлена и хозяйствами, ориентированными на предпринимательский доход, и домохозяйствами студентов, инвалидов, домашними хозяйствами с
    главой семьи — безработным.

    Важно также, чтобы в ней были представлены домохозяйства
    всех сфер деятельности, включая торговлю, культуру, искусство,
    науку, государственное управление всех уровней, защиту безопасности и охрану общественного порядка, оборону.

    Необходима и плановая ротация наблюдаемых домашних хозяйств, что дает возможность исключить длительное пребывание в обследовании постоянного их круга и тем самым обеспечить большую адекватность социально-демографических характеристик домохозяйств аналогичным показателям по населению в целом.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. ОЦЕНКА УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА КРАСНОДАРА КАК МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     

    2.1 Общая характеристика города Краснодара как муниципального образования

     

    Муниципальное образование город Краснодар (до 1920 года Екатеринодар) — административный, промышленный, деловой и культурный центр Краснодарского края.

    Площадь — 84 тысячи гектаров. Расположен на Кубано-Приазовской (Прикубанской) низменности, на правом берегу реки Кубань на расстоянии 120-150 км от Черного и Азовского морей. Разделен на четыре округа -Западный, Карасунский, Прикубанский и Центральный. В границах округов находятся 2 поселка городского типа, 5 сельских округов и 29 сельских населенных пунктов.

    Краснодар — многонациональный город. В нем живут 786 тысяч человек ста национальностей, из которых 90% — русские, 3,3% — армяне, 2,8% — украинцы, 1,1% — адыгейцы, 2,8% — другие национальности.

    Город занимает выгодное экономико-географическое положение, является крупным транспортным узлом юга России. Его территорию пересекают четыре направления железных дорог, две автодороги федерального значения, есть аэропорт и речной грузовой порт. Из аэропорта города выполняются полеты в 32 города России, 5 столиц СНГ, страны дальнего зарубежья. В Краснодаре работают все виды транспорта воздушный, железнодорожный, речной, автобусный, городской электротранспорт — трамвай, троллейбус.

    Современный Краснодар — крупнейший индустриальный центр Юга России. На крупных и средних промышленных предприятиях работают около 120,5 тысяч человек или почти 30 % всех занятых в экономике города. Основные направления — это приборостроение и металлообработка, производство строительных материалов, швейных и трикотажных, мебельных, табачных изделий, пищевых и сельскохозяйственных продуктов. Высокий экономический потенциал и благоприятный инвестиционный климат привлекает внимание представителей отечественного и зарубежного бизнеса.

    Пригородный агропромышленный комплекс представлен 22 крупными сельскохозяйственными предприятиями и более 1200 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Площадь сельскохозяйственных земель около 50 тысяч гектаров.

    Краснодар — крупный культурный центр России. На территории города расположено более 100 общеобразовательных учреждений. В городе разработана и внедряется программа совершенствования муниципальной системы здравоохранения.

    Краснодар входит в число российских городов, имеющих Генеральный план развития города на период до 2025 года. Реализуется масштабный проект по реконструкции центральной части города.

    В первом полугодии 2008 года индекс промышленного производства по полному кругу предприятий составил 109,8 процента. По состоянию на 01.07.2008 осуществляли деятельность свыше 800 промышленных предприятий, более 80 процентов из которых предприятия малого и среднего бизнеса. Крупными и средними предприятиями отгружено продукции, выполнено работ, оказано услуг на сумму свыше 37,7 миллиарда рублей, что составляет 125,3 процента к соответствующему периоду прошлого года. Индекс промышленного производства по данному кругу предприятий составил 101,1 процента. Более чем в 2 раза возросли объемы отгруженной продукции на следующих предприятиях: ОАО «Краснодарзернопродукт», ЗАО «Завод плавленых сыров», ЗАО «Завод Ректинал». Продолжают наращивать темпы объемов производства предприятие легкой промышленности ЗАО «Александрия» (объем отгруженной продукции в действующих ценах вырос в 1,1 раза), предприятие полиграфии ОАО «Печатный двор Кубани» (в 2,1 раза).

    В первом полугодии 2008 года благодаря активной маркетинговой политике, инновационной деятельности продолжали успешно развиваться предприятия машиностроительной и приборостроительной отраслей. Предприятия промышленного комплекса особое внимание уделяют освоению производства новых видов изделий, повышению качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг, внедрению современных технологий, реконструкции и модернизации.

    По итогам первого квартала 2008 г объем инвестиций в основной капитал составил около 16 миллиардов рублей – это практически треть объема инвестиций 2007 года. В январе-мае 2008 года только по крупным и средним предприятиям объем инвестиций в основной капитал превысил уровень прошлого года в 1,4 раза и составил 21,8 миллиарда рублей, или более 50 процентов объема инвестиций в основной капитал в целом по краю. В первом полугодии текущего года достигнуты положительные результаты в развитии сельскохозяйственного производства. Валовая продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств составила 1992,9 миллиона рублей, превысив уровень аналогичного периода прошлого года на 34,5 процента в действующих ценах и на 8,9 процента в сопоставимых ценах.

    Потребительский рынок города Краснодара является крупным сектором городского хозяйства, одной из приоритетных бюджетообразующих отраслей экономики и обеспечивает товарами и услугами свыше одного миллиона человек – жителей и гостей города. Потребительская сфера краевого центра объединяет свыше 13 тысяч юридических лиц и более 14 тысяч предпринимателей из числа хозяйствующих субъектов. В сфере торговли трудятся более 100 тысяч человек. В Краснодаре сосредоточено 48 процентов всего розничного товарооборота Кубани, 40 процентов — оборота общественного питания и 44 процента от объема всех оказываемых платных услуг.

    Повышение уровня материальной обеспеченности населения создает благоприятную конъюнктуру в розничной торговле и способствует росту ее товарооборота. Потребительский рынок в истекшем периоде характеризуется ростом объемов реализации товаров и услуг

    В 1 полугодии 2008 года товарооборот розничной торговли составил 107,7 миллиарда рублей, или 167,4 процента к уровню аналогичного периода 2007 года; общественного питания – 3,3 миллиарда рублей, или 120,5 процента, объем платных услуг – 22,5 миллиарда рублей, или 109,7 процента соответственно.


    081614 0145 2 УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОЦИАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ

     
     

     

    Основной составляющей в структуре потребительского рынка, по-прежнему, остается розничная торговля. Согласно представленной диаграмме, ее доля в январе — июне 2008 года составила 80 процентов. Подготовлена и реализуется «Стратегия развития потребительской сферы муниципального образования город Краснодар до 2020 года».

    В ГУ «Центр занятости населения города Краснодара» в январе – июне  2008 года зарегистрировано 40298 обращений граждан. Основная часть обратившихся граждан трудоустраивается через информационный зал центра. По результатам работы службы занятости на 01.07.2008 на учете состоит 3290 безработных, в том числе официально зарегистрированных – 569 человек. Уровень регистрируемой безработицы по городу Краснодару на 01.07.2008 составил 0,1 процента (на 01.07.2007 – 0,1 процента). Большинство безработных, как и прежде, составляют женщины – 72,4 процента (412 человек), 63,4 процента (361 человек) — специалисты и служащие.

    Средний размер пособия по безработице составил за 1 полугодие 2008 года 1738,5 рубля.

    081614 0145 3 УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОЦИАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ

    081614 0145 4 УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОЦИАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ

    Рис.2 – Структура вакансий Центра занятости населения г. Краснодар, %

     

    Краснодар по праву считается одним из лидеров среди городов Юга России и ежегодно подтверждает это результатами социально-экономического развития.

     

     

    2.2. Показатели жизненного уровня населения г. Краснодара

     

    В структуре доходов по-прежнему главенствующая роль принадлежит заработной плате. Однако, сохранение высокой динамики цен и тарифов на услуги является сдерживающим фактором роста доходов населения. Среднемесячная заработная плата на крупных и средних предприятиях города достигла 16537 рублей и увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2007 года в номинальном исчислении в 1,3 раза, в реальном исчислении рост заработной платы составил 15,5 процента. Среднемесячная заработная плата на крупных и средних предприятиях города в январе-ноябре 2007 года достигла 13581,2
    рублей и увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2006 года в номинальном исчислении в 1,3
    раза.

    Значительные темпы роста розничной торговли поддерживались увеличением реальной заработной платы. В январе-мае текущего года прирост реальной заработной платы составил 15,5 процента относительно аналогичного периода прошлого 2007 года. Средняя номинальная заработная плата по итогам пяти месяцев 2008 года составила 16537 рублей и увеличилась к январю- маю прошлого года на 30,2 процента.

    Реальные денежные доходы населения увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 43,5 процента.

    В городе проводится планомерная работа по ликвидации задолженности по заработной плате. По состоянию на 01.07.2008 официальные данные о фактах несвоевременной выплаты заработной платы на предприятиях города отсутствуют.

    В городе несколько улучшилась демографическая ситуация, численность населения на 1 июня 2008 года возросла относительно соответствующего периода прошлого года на 1,5 тысячи человек и составила 780,4 тысячи человек.

    Динамичное развитие реального сектора экономики позволяет поступательно наращивать налогооблагаемую базу и увеличивать доходную часть местного бюджета, который является основным источником удовлетворения социальных потребностей жителей краевого центра. В первом полугодии 2008 года возросли собственные доходы бюджета муниципального образования на 40,8 процента и составили 3,9 миллиарда рублей. По итогам первого полугодия 2008 года экономия за счет проведения процедур размещения муниципального заказа составила 260,4 миллиона рублей.

    Уровень зарегистрированной безработицы находится на отметке 0,1 процента и является одним из самых низких показателей, как в регионе, так и среди городов Юга России.

    Учитывая, что в краевом центре на ряде предприятий и организаций в отдельные периоды имеют место факты несвоевременной выплаты заработной платы, администрация города придает особую значимость этой проблеме и в пределах своей компетенции осуществляет постоянную работу по ее разрешению.

    Проводится систематический мониторинг ситуации с задолженностью по заработной плате для принятия оперативных мер по ее снижению. Рабочими группами, созданными при отраслевых органах администрации муниципального образования город Краснодар, проводятся проверки деятельности курируемых хозяйствующих субъектов в части выявления неучтенных наемных работников, просроченной задолженности по налогу на доходы физических лиц, своевременности выплаты заработной платы, доведения заработной платы работников до среднеотраслевого уровня.

    В целях стабилизации социально-экономической ситуации в краевом центре и снижения задолженности по заработной плате городской комиссией по принятию мер, направленных на погашение предприятиями города задолженности по заработной плате, и территориальными комиссиями администраций внутригородских административных округов проводились заседания, на которых рассматривались и вопросы о погашении задолженности по заработной плате.

    Объём расходов населения за 2005 год превысил уровень доходов в 1,5 раза и составил 172,9 миллиарда рублей. По сравнению с аналогичными данными за 2004 год расходы населения увеличились на 37,4 процента. В структуре расходов наибольший удельный вес занимает покупка товаров и оплата услуг – 52,6 процента. Рост заработной платы, пенсий и других денежных доходов способствует устойчивой тенденции роста сбережений. В отчетном периоде населением города направлено во вклады 26,2 миллиарда рублей, или 15,1 процента от общего уровня расходов, на приобретение валюты и покупку недвижимости 8,4 и 2,8 процента соответственно. В свою очередь, общий объём расходов населения в 2007 году превысил уровень доходов в 1,4 раза и составил 323,8 миллиарда рублей. По сравнению с аналогичными данными за 2006 год расходы населения увеличились в 1,4 раза. В структуре расходов наибольший удельный вес занимает покупка товаров и оплата услуг – 47,6 процента. Рост заработной платы, пенсий и других денежных доходов способствует устойчивой тенденции роста сбережений. В отчетном периоде населением города направлено во вклады 73,6 миллиарда рублей, или 22,7 процента от общего уровня расходов, на приобретение валюты и покупку недвижимости – 6,3 и 3,3 процента соответствен.

    Общий объём расходов населения в 1 полугодии 2008 года составил 189,6 миллиарда рублей. По сравнению с аналогичными данными за 1 полугодие 2007 года расходы населения увеличились на 41,6 процента. В структуре расходов наибольший удельный вес занимает покупка товаров и оплата услуг – 46,3 процента. Рост заработной платы, пенсий и других денежных доходов способствует устойчивой тенденции роста сбережений. В отчетном периоде населением города направлено во вклады 36,6 миллиарда рублей, или 19,3 процента от общего уровня расходов, на приобретение валюты и покупку недвижимости – 6,5 и 3,7 процента соответственно.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ УРОВНЕМ ЖИЗНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ КАК ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

     

    Уровень жизни и неразрывно взаимосвязанная с ним модель стратификации влияют на политическое сознание и электоральную активность граждан, тем самым обеспечивая обратную связь между системой государственной власти и обществом.

    В Конституции РФ, принятой в 1993 г., в ст.7 п.1 провозглашено: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Однако приходится с сожалением констатировать, что осуществление в 1990-х гг. радикальных социально-экономических реформ, направленных, по заявлениям их инициаторов и реализаторов, на решение именно этой задачи, на деле сопровождалось снижением уровня жизни населения, ростом безработицы, разрушением имевшихся социальных гарантий.

    Такая модель стратификационной политики стимулировала негативные социальные последствия: неуверенность основной массы населения России и ее регионов в завтрашнем дне, превышение смертности над рождаемостью, появление безнадзорных и беспризорных детей, так называемых социальных сирот, рост психических стрессов, суицидов и целый ряд других негативных процессов в обществе, подрывающих его безопасность.

    Проблема регулирования социального неравенства приобретает особую актуальность сегодня. Само по себе социальное неравенство необходимо в обществе, чтобы оно могло экономически эффективно развиваться по пути общественного прогресса. Но бесспорно также и то, что существуют такие виды и степени социального неравенства между социально-стратификационными группами, которые ставят большинство населения на грань бедности, общей или хронической нищеты, политической или социальной бесперспективности. Такое неравенство — не только результат модели «запаздывающей» модернизации, избранных элитами методов трансформации, но и мирового разделения богатства и прибыли в рамках глобального сообщества между центром и периферией (по И.Валлерстайну).

    Становление в России реального социального государства невозможно без целенаправленной и эффективной политики регулирования уровня жизни, являющейся составной частью стратегического курса устойчивого развития.

    Политика регулирования уровня жизни в Краснодарском крае репрезентативна для выяснения общероссийских и межрегиональных закономерностей социальной политики. На Кубани, согласно переписи населения 2002 года, постоянно проживает 5125 тыс. чел., что составляет 2-е место среди регионов РФ и 1-е место по Южному федеральному округу. Краснодарский край имеет ряд долгосрочных особенностей демографической и стратификационной структуры населения

    В результаты проведенного в предыдущей главе анализа уровня жизни населения города Краснодара было выявлено следующее. Динамика уровня жизни населения Краснодарского края определена по взаимосвязи таких индикаторов, как: стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг, стоимость минимального набора продуктов питания, реальные денежные доходы населения, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, уровень безработицы по стандартам Международной организации труда, коэффициент фондов. Выявлены: резкое снижение уровня жизни регионального сообщества в первой половине 1990-х и 1998-1999 гг., умеренный рост уровня жизни в 1996-1997 гг., устойчивый рост такого с 2000 г. по настоящее время. Однако на протяжении всего постсоветсткого 15-летия неуклонно нарастали межрегиональные и внутрикраевые различия уровня жизни, а также степень социальной дифференциации доходов. Проблемой остается достаточно массовая бедность работающего населения Кубани.

    Выявленная динамика уровня жизни в г. Крансодаре является рискогенным фактором. С другой стороны, она обусловлена комплексом политических рисков: нестабильным разграничением предметов ведения и полномочий в сфере социальной политики РФ, незавершенностью выбора политико-идеологической стратегии правящей элиты, пограничным расположением Кубани вблизи районов этнополитических конфликтов, неконтролируемой и нелегальной миграцией, распространением «теневой экономики», ухудшением демографической ситуации, высокая доля низкооплачиваемых категорий работников; высокая межотраслевая дифференциация заработной платы, достигающая шести раз; невысокая заработная плата работников бюджетной сферы и сельского хозяйства; низкий уровень заработной платы в сельском хозяйстве является основной причиной территориального расслоения населения по уровню доходов — наибольшее число бедного и малообеспеченного населения сконцентрировано в сельских районах; значительная доля «теневой» части заработной платы, по различным оценкам достигающая от 30% до 60%; имеющаяся задолженность по выплате заработной платы; необоснованное соотношение доходов руководителей и наемных работников, что в немалой степени определяет глубину неравенства в материальном положении всего населения края; по-прежнему пятая часть краснодарцев бедная.

    Официально декларируемые, а также реализуемые цели и приоритеты регулирования уровня жизни на Кубани не совпадают между собой вследствие политических интересов элит. Цель обеспечения равных социальных прав и жизненных стандартов граждан в регионе не может быть реализована без кардинальной перестройки налоговой и бюджетной системы РФ, введения прогрессивного налогообложения, минимизации влияния теневой экономики, целевых программ развития депрессивных и конфликтогенных местностей. Ставший политически значимым в ходе «монетизации льгот» разрыв между полномочиями субъектов федерации по регулированию уровня жизни и их реальными финансовыми возможностями должен быть уменьшен.

    Степень эффективности политики регулирования уровня жизни в Краснодарском крае за 1992-2008 гг. может быть выявлена на основе совокупности таких индикаторов, как: ранговое значение жизненных проблем граждан; первоочередные меры государства по улучшению жизни граждан; статусная самооценка респондентов; степень уверенности респондентов в поддержании уровня жизни; оценка степени защищенности от социальных угроз (безработицы, бедности, дискриминации в уровне доходов); степень доверия граждан органам государственной власти и местного самоуправления в сфере регулирования уровня жизни, степень готовности участвовать в акциях протеста против снижения уровня жизни. В итоге анкетного опроса установлено падение уровня доверия в Краснодарском крае к политике регулирования уровня жизни вследствие неэффективной реализации курса «монетизации льгот», слабой обратной связи и информированности граждан о политике органов власти края, бюрократизма.

    Следует отметить, что органы социальной защиты населения имеют в Краснодарском крае следующие задачи:

    — реализовывать государственную политику в отношении граждан, нуждающихся в социальной поддержке и защите трудовых прав на территории субъекта федерации;

    — взаимодействовать с органами местного самоуправления по реализации государственного курса регулирования уровня жизни, трудовых отношений, социальной защиты уязвимых категорий граждан в пределах муниципальных образований.

    Следует отметить, что с декабря 2004 г. полномочия в сфере социального обслуживания населения в РФ переданы от органов местного самоуправления в ведение субъектов федерации согласно федеральному законодательству. Программно-целевое регулирование уровня жизни населения качественно активизировалась на Кубани с 1997 г. вследствие смены политико-идеологического курса Администрации края. Основные направления социальной политики в регионе, а также меры их реализации определены в «Программе экономического и социального развития Краснодарского края на 2003-2008 годы». В аспекте регулирования уровня жизни эта такие направления как: налоговая политика, целевая поддержка жителей депрессивных местностей (подпрограммы «Север Кубани», «Предгорье»), помощь малообеспеченным гражданам, помощь пострадавшим от стихийных бедствий, доплата к государственному пособию на ребенка и к единовременному пособию при рождении ребенка; доплата к ежегодной компенсации инвалидам за транспортные средства; субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, приобретение топлива. Законы Краснодарского края № 806-КЗ от 15 декабря 2004 г. «Об органах социальной защиты населения Краснодарского края» и № 825-КЗ от 29 декабря 2004 г. «О социальном обслуживании населения Краснодарского края» определяет институциональную систему органов социальной защиты в регионе, их функции. Вследствие федеральной политики монетизации льгот данная система сокращает ресурсы своего влияния.

    Официально декларируемые и реализуемые цели и приоритеты регулирования уровня жизни не совпадают между собой на Кубани вследствие политических интересов элит. Цели обеспечения равных социальных прав и жизненных стандартов граждан в крае не может быть реализованы без кардинальной перестройки налоговой и бюджетной системы РФ, введения прогрессивного налогообложения, минимизации влияния теневой экономики, активизации программ развития депрессивных и конфликтогенных местностей. «Монетизация льгот» в 2005-2006 гг. сделала политически значимым разрыв между нормативными полномочиями субъектов федерации по регулированию уровня жизни и их реальными финансовыми возможностями, что противоречит принципам правового социального государства.

    Важнейшим инструментом регулирования уровня жизни и методами его повышения является эффективно региональная политика.

    Региональная социальная политика определяется в качестве совокупности принципов, целей, направлений и основных мер деятельности акторов политики по регулированию социальной сферы общества. Важнейшими акторами данной политики являются не только органы государственной власти двух уровней (федерального и регионального), но и политические партии, бизнес-группы и неправительственные организации. Между названными акторами существуют постоянные взаимодействия и идет обмен ресурсами влияния – как «по вертикали», так и «по горизонтали».

    Проведение региональной социальной политики должно реализует функции социального государства по обеспечению достойного уровня жизни граждан, созданию равных исходных возможностей и гарантий социальных прав человека, выравниванию уровней развития территориальных сообществ. Региональная социальная политика особенно актуальная для многосоставных обществ с высокой степенью поляризации доходов. Структура региональной социальной политики включает в себя важнейшие направления: политику регулирования уровня жизни, политику социальной защиты, демографическую политику, миграционную политику, образовательную политику.

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

     

  2. Конституция Российской Федерации: Принята всеобщим голосованием 12 декабря 1993 г. М., 2007.
  3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «и» // СЗ РФ. 2003 г. № 40. Ст. 3822.
  4. Постановление Правительство Российской Федерации от 11 октября 2001 г. № 717 «О федеральной целевой программе «сокращение различий в социально-экономическом Развитии регионов российской федерации (2002 — 2010 годы и до 2015 года)» (в ред. Постановления правительства РФ от 03.12.2004 № 737, с изм., внесенными распоряжением правительства РФ от 07.07.2005 № 938-р)
  5. Устав Краснодарского края ( ред. Законов Краснодарского края от 18.07.1997 № 95–КЗ, от 04.01.2001 № 331–КЗ, от 10.05.2001 № 355–КЗ, от 07.08.2001 № 393–КЗ, от 22.08.2001 № 405–КЗ, от 07.06.2004 № 720-КЗ, )

  6. Устав г. Краснодара: Принят Решением от 19 июля 2003 г. № 37-1 в ред. решения городской Думы от 26.05.2005 № 68 п. 2, решения от 24.05.2007 № 24 //КонсультантПлюс. Региональный выпуск
  7. Бобков В.Н. Проблемы оценки уровня жизни.–М.: ВЦУЖ. 2006.
  8. Валентей Д.И., Кваша А. Л. Основы демографии. М., 2006.
  9. Выдрин И. В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М., 2008.
  10. Гужин Г.С., Тюрин В.Н. и др. Экономическая география Краснодарского края. Краснодар, 2002.
  11. Емельянов Н.А., Емельянова Т.С. Местное самоуправление в Российской Федерации. М.-Тула, 2007.
  12. Жуков В.И. Социальная политика. –М : ЮНИТИ., 2006.
  13. Кадамцева С.В. Социальная защита населения.–М.: Изд-во РАГС, 2007.
  14. Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. Муниципальное право России. М., 2006.
  15. Кузнецова Е., Кузнецов С. Процессы дифференцирования доходов населения их государственное регулирование// Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 4.
  16. Кузнецова О. Регионы разбегаются: Итоги 2006 года говорят о появлении новых тенденций в развитии регионов // Российская газета. №4314. 14 марта 2007.
  17. Мазина В.В. Социальная направленность бюджета Краснодарского края (статья) / В.В. Мазина // Сборник статей всероссийской научно-практической конференции «Потенциал развития России XXI века». –
    Пенза, 2004. – С. 89 – 125.
  18. Муниципальное право России /Отв. ред. Г.Н. Чеботарев. –М.: Юристъ, 2006.
  19. Педанов Б.Б. Управление социально-экономическим развитием муниципальных образований / Управление социальными, экономическими и политическими процессами в российских регионах: Международная конференция: Ч.2. Сб. статей. – Екатеринбург, 2004
  20. Регионоведение / Отв. ред. Ю.Г. Волков. –Ростов-на-Дону, 2008.
  21. Социология в России / Под ред. Ядова В. –М.: Институт социологии РАМ, 2005.
  22. Социальная политика / Под ред. Н.А. Волгина.–М.: Экзамен, 2005.
  23. Статистика / Под ред. И.И. Елисеевой. –М.: ООО «Витрэм», 2002.
  24. Терская И.А., Терский А.В., Терский Д.А. География Краснодарского края. Природа. Экономика. – Краснодар: Образовательный издательско-полиграфический центр «Перспективы образования», 2005.
  25. Тюрин В.Н., Гужин Г.С. Экономическая география Северного Кавказа. Краснодар, 1984.
  26. Сервер администрации и городской Думы Краснодарского края.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1MB/0.00193 sec

WordPress: 22.68MB | MySQL:120 | 1,575sec