Япония

<

081514 1813 1 Япония

1. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

 

Япония, островное государство в северо-западной части Тихого океана, расположенное близ побережья Восточной Азии, занимает четыре крупных острова – Хонсю (3/5 площади страны), Хоккайдо, Сикоку и Кюсю – и множество небольших островов, протянувшихся дугой примерно на 3500 км от Хоккайдо на северо-востоке до о-вов Рюкю на юго-западе. Япония отделена от юго-восточного побережья России и восточного побережья КНДР и Республики Корея Японским морем, от Китая – Восточно-Китайским морем. Юго-западная оконечность Японии и юго-восточная Корея разделены Корейским проливом с минимальной шириной около 180 км. К северу от Японии расположен о.Сахалин, а к северо-востоку – Курильская гряда. Площадь Японии 377,8 тыс. кв. км, численность населения – 138,7 млн. человек (2005).

Японский индекс потребительской инфляции в январе 2007 г превысил прогнозы аналитиков, при этом, основной прирост значений индекса, в отличие от среднегодовых значений, обеспечил сектор внутреннего потребления.

Опасения инвесторов в отношении роста шансов ужесточения монетарной политики Банка Японии в ближайшие месяцы привели к снижению большинства азиатских фондовых индексов. В частности, Nikkey 225 упал на 1,11%.

Япония опережает другие азиатские государства по уровню развития промышленности, а по доходам на душу населения опередила многие страны Западной Европы. Даже в начале 19 в. при феодальной (сёгунской) системе эпохи Токугава в Японии существовало достаточно передовое хозяйство. После 1868, когда произошла «революция Мэйдзи», модернизация экономики была объявлена целью государства. Тем не менее единственной современной отраслью, получившей существенное развитие к началу 20 в., была текстильная промышленность.

Во время Второй мировой войны была уничтожена значительная часть японского экономического потенциала. Основы для последующего энергичного подъема и структурных преобразований в хозяйстве были заложены в результате пересмотра правительственной политики по отношению к науке и технике, организации подготовки высококвалифицированных рабочих кадров, а также благодаря использованию опыта промышленного строительства, накопленного до и во время войны. В послевоенные десятилетия, по крайней мере до 1973, темпы экономического роста были чрезвычайно высокими: в среднем около 10% в год в 1955–1973. До конца 1973 случались отдельные кратковременные спады – до 4–6%. В последующие годы, вследствие резкого скачка цен на импортную нефть, среднегодовые темпы роста производства снизились примерно до 4,3%. В 1977–1987 они составляли 4,2%.

Японские бизнесмены, ориентируясь на быстрое стабильное развитие, уверенно вкладывали средства в расширение и совершенствование старых отраслей промышленности и создание новых. Были введены в действие крупномасштабные программы подготовки молодых менеджеров и рабочих. Страна закупала лицензии на использование иностранных технологий и импортировала большое количество сырья.

В 2005 ВВП оценивался в 483 трлн. иен, или 4 трлн. долл. По размеру ВВП Япония заняла второе место в мире, уступая лишь США. Хотя в послевоенные годы экономический рост охватил все отрасли, в первую очередь этот процесс проявился в промышленности и сфере услуг. В итоге кардинальным образом изменилась структура национального дохода. Если в сельском хозяйстве, рыболовстве и лесном хозяйстве в 1955 было создано 23% национального дохода, то в 1965 – 11%, а в 2005 лишь 2,1%. С другой стороны, горнодобывающая и обрабатывающая промышленность и строительство, которые в 1955 давали 29% национального дохода, в 2005 составляли около 40,7%. Доля сферы услуг, включающей транспорт, торговлю, финансы и административную деятельность, составляла 48% в 1955 и 58% в 2005.

В 2006 трудовые ресурсы оценивались в 65,11 млн. человек, из которых 32,7% были заняты в промышленности, 26,5 – в торговле и банковской деятельности, 24,6 – в сфере услуг и 5,5% – в сельском хозяйстве и рыболовстве.

 

 

2. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ГРУППИРОВКИ

 

 

В апреле 1948 г. была создана Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), главная задача которой заключалась в осуществлении плана Маршалла. Запад все больше осознавал настоятельную потребность в координировании экономической политики не только индустриальных держав, но и развивающихся стран, которые остро нуждались в поддержке со стороны более сильных партнеров. Поэтому в конце 1960 г. ОЕЭС была преобразована в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Япония стала членом ОЭСР в апреле 1964 г., который можно считать переломным в послевоенном развитии страны. К этому времени был завершен ее переход в категорию государств с высокоразвитой экономикой, что проявилось, в частности, в оформлении «полноправного» членства в ГАТТ, МВФ и ОЭСР.

В течение первого десятилетия (1964–1973 гг.) Япония стремилась максимально эффективно использовать открывшиеся в результате вступления в ОЭСР возможности для налаживания более тесного взаимодействия с другими передовыми государствами, совместного поиска решений различных экономических проблем. Ее активность не осталась незамеченной — в 1970 г. в знак признания заслуг Японии было поручено провести в Токио заседания действующего при ОЭСР Промышленного комитета и Комитета содействия развитию.

Начало второго десятилетия (1974–1983 гг.) пребывания Японии в ОЭСР было нелегким. Нефтяной кризис 1973 г. оставил тяжелые последствия в экономике индустриально развитых стран. Для Японии первые годы этого периода были отмечены тремя проблемами: отрицательным ростом экономики, высокой инфляцией и большим дефицитом платежного баланса.

Для скорейшего преодоления кризиса требовалось в первую очередь урегулировать проблемы, связанные с ценами на энергоносители и обеспечением энергоресурсами. В этих целях в 1974 г. в общих рамках ОЭСР было создано Международное энергетическое агентство.

В 1975 г. Япония выступила инициатором проекта под неординарным названием «Совместное будущее». Она предложила ОЭСР смоделировать перспективы развития промышленно развитых и развивающихся государств, чтобы наметить наиболее гармоничные варианты взаимодействия между ними.

Состоявшееся весной 1981 г. совещание министров стран-членов ОЭСР провозгласило программу общей борьбы с инфляцией.

Организация азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) была основана в 1989 г. 12 государствами — Японией, Южной Кореей, США, Канадой, Австралией, Новой Зеландией и шестью странами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Однако многостороннее сотрудничество стран Азиатско-Тихоокеанского региона началось гораздо раньше — в 1967 г., когда была образована АСЕАН.

В 1980 г. была создана еще одна региональная организация — Совет тихоокеанского экономического сотрудничества (СТЭС). Несмотря на неправительственный статус совета, вклад в его деятельность наряду с предпринимателями и учеными вносят государственные чиновники. Функции СТЭС заключаются в основном в выработке на основе консенсуса рекомендаций, касающихся укрепления взаимопонимания и взаимодействия стран региона.

В ноябре 1995 г. была принята Осакская декларация, излагавшая основные принципы, которыми намерена руководствоваться АТЭС в своих усилиях по либерализации и поддержке торговой и инвестиционной деятельности стран региона: всеобъемлющий подход; последовательность; сопоставимость; отказ от дискриминации; непрерывность начатых процессов; гибкость; сотрудничество и др. Были также одобрены 15 конкретных направлений либерализации.

В целом совещание в Осаке показало, что интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе развиваются достаточно успешно. При этом следует иметь в виду, что подход азиатско-тихоокеанских стран к вопросам интеграции характеризуется гибкостью и постепенностью предпринимаемых шагов. Эта позиция во многом отличается от присущего Европе более жесткого юридического оформления отношений между государствами

 

3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

 

1947 г. состоялись многосторонние переговоры о снижении ставок таможенных сборов. В результате появилось новое международное соглашение — Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ).

Япония стала членом ГАТТ в августе 1955 г. после почти двухлетнего «испытательного срока», в течение которого она была обязана воздерживаться от повышения таможенных пошлин. Но даже после официального включения Японии в состав этой организации 14 западноевропейских государств не дали согласия на предоставление Японии статуса наибольшего благоприятствования. Постепенно ценой больших усилий Токио удалось убедить их отказаться от дискриминационной политики.

В феврале 1963 г. Япония объявила о принятии условий, запрещающих в принципе прибегать к мерам по количественному ограничению импорта. До этого Япония пользовалась привилегиями, которые, как правило, имели лишь развивающиеся страны и которые позволяли вводить количественные ограничения на импорт под предлогом заботы о состоянии платежного баланса. Именно с этого момента страна стала полноправным членом ГАТТ и вступила на путь либерализации торговли. С этого времени Япония является неизменной участницей проводимых в рамках ГАТТ переговоров.

ГАТТ в начале 1996 г. прекратило свое действие, став достоянием истории, его преемницей стала Всемирная торговая организация (ВТО). В июле 1944 г. в американском городе Бреттон-Вудс состоялась международная конференция, участники которой, представляющие 44 страны, определяли будущее послевоенное устройство мира в валютно-финансовой сфере. Одним из ее практических результатов стал проект создания новой финансовой организации — Международного валютного фонда (МВФ). Официально он был образован в марте 1946 г. и ровно через год, 1 марта 1947 г., приступил к своей деятельности.

Япония стала официальным членом МВФ 14 августа 1952 г., а в мае следующего года курс японской валюты был установлен в соотношении 360 иен за 1 долл.

В этот период Япония еще продолжала заниматься восстановлением разрушенной войной экономики и в силу этого на нее не было распространено требование отказа от всех ограничений в сфере валютного обращения. Ей была предоставлена возможность пользоваться льготами, которые были установлены для слаборазвитых стран, разрешающими прибегать к мерам валютного контроля. Так продолжалось до апреля 1964 г.

За прошедшие с того времени три с лишним десятилетия МВФ, а вместе с ним и Японии пришлось пережить немало бурных событий. Первый такой период пришелся на первую половину 70-х гг. и начался с провозглашенной в августе 1971 г. президентом США Никсоном программы спасения доллара. В конце того же года в результате так называемого смитсоновского соглашения десяти промышленно развитых стран Запада доллар был девальвирован по отношению к другим основным валютам. Так, по отношению к японской валюте он понизился с 360 до 308 иен.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР), или Всемирный банк, который, как и МВФ, является частью бреттон-вудской системы, был образован в декабре 1945 г. и представляет собой центральную международную финансовую организацию, через которую Япония и другие индустриальные государства оказывают содействие развивающимся странам.

Япония стала членом МБРР одновременно со вступлением в МВФ — в 1952 г. По вложенному капиталу она занимала тогда среди членов МБРР 9-е место — 2,77%. А в 1984 г. страна вышла по этому показателю уже на 2-е место — 5,19% и сохраняет его и по сей день — 6,69%.

Помимо МБРР существуют другие международные финансовые организации, и Япония вносит существенный вклад в деятельность каждой из них, а именно: Международной ассоциации развития (учреждена в 1960 г.), Международной финансовой корпорации (1956 г.), Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (1988 г.), а также различных международных региональных банков — Азиатского банка развития (1966 г.), Межамериканского банка развития (1959 г.), Африканского банка развития (1964 г.) и Европейского банка реконструкции и развития (1991 г.).

4. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ

 

Горнодобывающая промышленность. Минеральные ресурсы Японии скудны. Имеются лишь довольно значительные запасы известняка, самородной серы и каменного угля. Крупные угольные шахты расположены на Хоккайдо и на севере Кюсю. В стране ведется в небольшом объеме добыча нефти, природного газа, медных и серых колчеданов, железной руды, магнетитовых песков, хромовых, марганцевых, полиметаллических, ртутных руд, пирита, золота и других полезных ископаемых. Однако этого недостаточно для развития черной и цветной металлургии, энергетики, химической и других отраслей промышленности, которые работают в основном на привозном сырье.

Обрабатывающая промышленность. Япония – крупнейший в мире производитель морских судов (52% мирового объема), телевизоров (более 60%), пианино, автомобилей (около 30%), алюминия, меди, цемента, каустической соды, серной кислоты, синтетического каучука, шин и велосипедов. Япония – мировой лидер в выпуске различных электротоваров и изделий машиностроения, оптических приборов, компьютеров.

Характерна высокая степень территориальной концентрации обрабатывающей промышленности. Выделяются районы Токио – Иокогама, Осака – Кобе и Нагоя, на которые приходится более половины доходов обрабатывающих отраслей. Общенациональное промышленное значение приобрел город Китакюсю на севере о.Кюсю. Наиболее отсталые в индустриальном отношении Хоккайдо, северный Хонсю и южный Кюсю, где развиты черная и цветная металлургия, коксохимия, нефтепереработка, машиностроение, электронное приборостроение, военная, стекольно-керамическая, цементная, пищевая, текстильная, полиграфическая промышленность.

<

Строительство. Стремительный рост японской экономики требовал развития строительного комплекса. 2005 около 40% стоимости заказов в строительстве приходилось на объекты общественного пользования и примерно 15% – на возведение жилья.

Энергетика. Несмотря на то, что Япония бедна энергоресурсами, по производству электроэнергии в 1995 г. (950 млрд. кВт·ч) она занимала третье место в мире. В начале ХХI века энергопотребление в Японии оценивалось в 3855 кВт на душу населения. В структуре энергетического комплекса преобладала нефть (56%), причем на 99,7% импортная, на долю угля приходилось 17%, природного газа 11, атомной энергии 12 и гидроресурсов 3%. Примерно треть электроэнергии (275 млрд. кВт·ч в 20032006) производится на АЭС.

Сельское и лесное хозяйство. Хотя национальная экономика в первую очередь опирается на промышленность, сельское хозяйство занимает в ней важное место, обеспечивая страну большей частью потребляемого продовольствия. В основном из-за ограниченности земельных ресурсов и послевоенной аграрной реформы в деревне доминируют мелкие землевладельцы. Средний размер хозяйства составляет менее 1,1 га. Значение агропроизводства как потенциального места работы резко снизилось после Второй мировой войны. Доля занятых в сельском хозяйстве уменьшилась с 40% в 1952 до 5% в 2006, причем более половины их составляют женщины и пенсионеры.

Под продовольственные культуры отведено более 85% обрабатываемых земель. Рис, составляющий основу пищевого рациона японцев, занимает примерно 55% всех посевных площадей

В 2006 в Японии насчитывалось около 2,9 млн. голов крупного рогатого скота и 9,9 млн. голов свиней, а также 300 млн. кур бройлерных и яйценосных пород. Надои молока поднялись с 1,9 млн. т в 1960 до 8,4 млн. в 2005.

Рыболовство. Япония – крупная рыболовная держава. В 2005 продукция рыболовства составила 6 млн. т. Высокой эффективностью отмечен промысел в глубоких водах.

Транспорт. Япония располагает развитой железнодорожной сетью, современным каботажным флотом и неплохой системой автомобильных дорог. В 1955 около 43% всех грузоперевозок в стране приходилось на каботажное судоходство, 52 – на автотранспорт, лишь 5 – на железнодорожный и 0,2% на воздушный транспорт.

В Японии налажено внутреннее и международное авиасообщение.

5. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАНЫ

 

Япония занимает одно из ведущих мест в международных экономических отношениях. Она выступает крупнейшей капитале и товароэкспортирующей страной. На нее приходится 7,2% мирового объема зарубежных прямых капиталовложений и 6,2% мирового экспорта. По объему экспорта товаров и услуг она уступает США и Германии.

Длительное время Япония выделялась высокими темпами экспорта, которые в два раза опережали прирост мирового экспорта. В 90-е годы темпы японского экспорта резко упали. Объем вывоза товаров и услуг вырос только на 1/5 и в 2,5 раза уступал приросту мирового экспорта.

Произошло ослабление конкурентоспособности японских товаров на международных рынках. Важное значение в этом процессе сыграл ценовой фактор. Значительно повысилась стоимость единицы экспортируемой продукции — в 5,4 раза за 1970—1998 гг., а во всех промышленно развитых странах — в 4 раза.

По оценкам отдельных японских исследовательских организаций, Япония на 1/5 отстает от США по уровню производительности труда в обрабатывающей промышленности. Разрыв в этом показателе сократился (в 1975 г. он равнялся 50%), но остается значительным. Только в таких отраслях, как автомобилестроение и электротехника, основные металлы, уровень производительности труда превышает американский.

Япония долгое время занимала ведущее место по конкурентоспособности своих товаров на мировых рынках и хозяйства в целом. В конце 90-х годов она опустилась на 16-е место, что отражало слабости развития внутренней экономики.

 

 

 

 

6. ИНВЕСТИЦИИ

 

Факторы развития, обеспечение перестройки хозяйства и стабилизации экономического положения на новой воспроизводственной основе требуют высокого уровня капиталовложений. Как и в прежние десятилетия, норма сбережений и капиталовложений в стране значительно превосходит общемировой уровень и уровень развитых стран. Если в 70—80-е годы в составе капиталовложений был практически незаметен иностранный капитал, то в начале ХХI века приток ИПК составил 0,3% валовых капиталовложений в основной капитал, что произошло, как видно из табл. 1, при превышении уровня национальных сбережений над капиталовложениями.

Таблица 1 – Норма сбережений и капиталовложений в Японии (% ВВП по ППС)

1975 – 19901991 – 19961997 – 20032004 – 2008Япониясбережения31,233,130,830,5капиталовложения30,130,429,931Развитые странысбережения22,021,021,022,0капиталовложения22,821,820,721,0
Феномен последних лет — превращение Японии в крупнейшего нетто — кредитора в мире: превышение ее зарубежных активов над обязательствами достигло 240 млрд. долл., и ожидается, что к концу ХХ века возрастет до 500 — 1000 млрд. долл. Растут объему зарубежного производства японских корпораций — с 3% от общего выпуска продукции в начале 70-х гг. они увеличились до 5-10% в 80-х, и достигли 10-15% в 1992 г.
Японские банки занимают ведущие места в первом десятке банков мира по объему депозитов, на них приходится около 25% мировых заграничных банковских авуаров, 10 – 15% задолженности. Япония превзошла другие страны и по уровню накопления капитала. Доля инвестиций в основной капитал по отношению к ВНП в 1969 г. составляла в Японии 35,2% ( во Франции — 25,4%, в ФРГ — 24,3%, в Италии — 20,5, в Англии — 17,4, в США — 14,1%).
7. НАЛИЧИЕ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ

Развивая международную деятельность, японские корпорации направляют значительную долю прямых капиталовложений за рубежом прежде всего на подготовку системы сбыта и товародвижения экспортируемой продукции, в последующем вкладывая средства в сооружение или приобретение предприятий-продуцентов.
Японские компании стремятся осуществлять полный контроль над дочерними предприятиями за рубежом через систему владения и управления, так как его утрата вызывает опасения снижения эффективности производства и качества продукции, потери конкурентных преимуществ, связанных с управленческими и технологическими достижениями.
В японскую систему управления заложены механизмы самосовершенствования гибкости и адаптивности к меняющимся внутренним и внешним условиям, при этом стратегии совершенствования распространяются не только внутрь компании, но и вовне ее, вовлекая партнеров по бизнесу: поставщиков, дилерскую и розничную сеть.
В общем мировом объеме накопленных заграничных прямых инвестиций доля японских компаний в начале ХХI века снизились до 6 – 7% против 12% в 1990 г. Япония отошла со второго на четвертое место среди стран – ведущих экспортеров предпринимательского капитала.
Зарубежные мощности японских компаний достигли 12% внутреннего производства Японии (3% в 2004 г.), что более в два раза ниже соответствующих показателей США и Германии.
Вывоз капитала в форме прямых инвестиций в 60—70-е годы в значительной мере был нацелен на обслуживание сбыта товаров и создание сети добывающих предприятий за рубежом. Однако до сих пор примерно 15% производства автомобилей в США осуществляют компании с японским капиталом, но до сих пор основные капиталовложения сосредоточены в кредитной сфере (42,4%), в торговле (11,3%), недвижимости (11,1%).
8. ВАЛЮТА. КУРС ВАЛЮТЫ

Денежной единицей в стране служит иена, эмиссию которой осуществляет Банк Японии. Центральный банк стремится держать под контролем курс иены путем покупки и продажи валюты на финансовых рынках. Им регулируются также процентные ставки и объемы кредитов. В Японии существует высокоразвитая система частного финансирования, имеющая в своей основе 13 банков (5 из которых относятся к числу 10 крупнейших в мире) и множество специализированных кредитных учреждений.
На 2005 г. финансовый год расходы центрального правительства планировались в размере 7,7 трлн. иен (640 млрд. долл.), из которых 22% составляли заемные средства. В бюджете выделены общий и специальные счета. Первый счет определяет размеры как доходов, так и регулярных расходов. Специальные счета используются для оплаты общественных работ, выдачи пенсий, погашения государственной задолженности. В распоряжение правительства направляется примерно 75% доходов государства.
Слабость Токио как международного финансового центра сдерживает процесс укрепления позиций йены в качестве международного платежного средства. Она занимает невысокие позиции в валютных резервах мира.
Необходимость укрепления международных позиций йены для японской экономики возрастает. Под сильным давлением доллара и других валют курс йены рос, сдерживая экспортную экспансию японских компаний. По оценкам, повышение соотношения йена — доллар на одну единицу приводит к сдерживанию ВВП Японии на 0,06%. За 1985—1995 гг. курс йены повысился на 170 единиц, что равносильно снижению ВВП Японии на 10,2% в результате сдерживания экспорта товаров и усиления импорта. Повышение курса вызывает импортный бум. Иностранные товары сейчас занимают значительно большую долю национального рынка, чем раньше.
В 2003 государственный долг, достигший 326 трлн. иен (2,7 трлн. долл.), составлял 86% национального дохода.
9. ТОРГОВЛЯ. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ

В настоящее время существенные изменения претерпела структура экспорта. До 60-х годов преобладающее место в ней занимали потребительские товары: радиоприемники, телевизоры, текстильные изделия. Затем ведущие позиции заняла продукция черной металлургии, суда, автомобили — свыше 60% экспорта. В 80-е годы произошел новый сдвиг в структуре японского экспорта: при увеличении доли автомобилей и бытовой электротехники на первые позиции стал выходить экспорт капитального оборудования1.
Значительно возросла доля: продукции общего машиностроения, электромашиностроения, научного оборудования, оптики, Доля наукоемкой продукции достигла 38% экспорта обрабатывающей промышленности. Среди ведущих стран по этому показателю Япония уступает только США и Британии. По отдельным видам продукции на долю японских компаний приходится весомая часть экспортных поставок в мире: суда — 25,6%, легковые автомобили — 18,3%, электромашиностроение -17,5%, сталь -17,4%, полупроводники — 16,3%, конторское оборудование — 14,2%, телекоммуникационное оборудование — 10%.
Структура экспорта обрабатывающей промышленности имеет свои особенности в сравнении с другими ведущими странами. В нем большую долю занимают суда, черные металлы, продукция общего машиностроения, пластмассы и низка доля продукции тонкого химического синтеза.
Структура импорта отражает процессы международной специализации промышленности, интернационализации хозяйства и бедность минеральной отечественной базы. Японию отличает самая низкая среди промышленно развитых стран степень самообеспеченности сырьем и топливом, страна почти полностью зависит от ввоза многих видов минерального и сельскохозяйственного сырья. Она выступает крупным покупателем минерального сырья на мировых рынках. На Японию приходится свыше 30% мирового импорта железной руды, свыше 19% руд цветных металлов, каменного угля, хлопка и шерсти, крупные позиции занимает рыба. В структуре импорта, как и в других ведущих развитых странах, основное место (но более низкое) занимают продукция машиностроения и химические товары — 35%.

Таблица 1 – Структура японского импорта, %1
Товарные группы
1965
1985
2005
2008 Продовольствие
12,2
12,1
13,8
15,9Текстиль
17,6
3,3
0,5
0,7Руда металлов
15,0
5,0
2,5
2,1Другие материалы
16,5
9,9
5,7
4,9Минеральное топливо
16,5
41,3
18,4
19,0Химические товары
5.9
6,5
7,0
9,0Машины и оборудование
9,0
7,2
28,0
27,0Другие товары
7,3
7,2
24,3
21,4
Важной особенностью географической структуры внешнеторговых связей является их направленность на США. До настоящего времени на американском рынке реализуется 28—30% японского экспорта и обеспечивается 22—24% импорта. В свою очередь на Японию приходится порядка 11% американского экспорта, в том числе почти 20% сбыта сельскохозяйственной продукции, и 14% импорта.
Экономическое развитие, структура производства предопределили большую зависимость Японии от развивающихся стран — около половины ее экспорта и свыше 40% импорта. Юго-Восточная Азия и страны Персидского залива до сих пор являются главным рынком сбыта и поставок энергетического сырья.
Япония выступает основным торговым партнером ряда стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Она обеспечивает Индонезии 37% ее экспорта и 24% импорта, Малайзии — 26% ее импорта и 16% экспорта, Сингапуру — 21% его импорта и 17% экспорта, Южной Корее — 26% ее импорта. Япония является также основным экспортным и импортным рынком КНР (15—16%).
10. РЫНОК ТЕХНОЛОГИЙ

Переход к новой структуре производства опирается на широкомасштабные НИОКР. Расходы на научные исследования устойчиво держались на уровне 2,5—2,95 ВВП против 2,5% в США. Общий объем расходов составляет 2/3 американского уровня, но в 2,9 раза превосходит германский. В результате происшедших сдвигов Япония выделяется размерами высокотехнологичных отраслей среди ведущих стран. На высокотехнологичные отрасли приходится 3,7% производства предпринимательского сектора в стране против 3,3% в Британии и 3% в США.
Многосторонние научно-технические связи Японии базируются на осуществлении международных исследовательских проектов. Реализуется крупномасштабная национальная программа под названием «Человеческие границы», рассчитанная до 2010 г. Цель ее — — поднять авторитет страны, ликвидировать отставание от стран Запада в области фундаментальных исследований, а также обеспечить себе лидирующие позиции на наиболее перспективных направлениях НТП.
В мировом движении технологии Япония занимает своеобразное место. Она импортирует всю технологию из индустриальных стран, а экспортирует почти поровну в промышленно развитые и развивающиеся страны. 40% общего объема экспорта технологии вывозится в страны Азии. Японские компании расширяют научно-техническое сотрудничество и промышленную кооперацию с Восточной и Юго-Восточной Азией, стремясь перевести производство продукции средней сложности в соседние страны, а самим сосредоточиться на разработке и освоении технологически сложной продукции. В результате в азиатской части мира просматриваются черты японоцентристской модели научно-технического и промышленного взаимодействия. Остается высокой зависимость Японии от импорта технологии из США (69% ее импорта). В начале 90-х годов соотношение между экспортом и импортом было примерно 2:1 в пользу США, но в области электроники оно составляет 5:1, в станкостроении — 7:1.
11. ОТНОШЕНИЯ С РОССИЕЙ

Новой формой сотрудничества в последние годы стали внешнеэкономические отношения с Россией, где безотлагательно действуют совместные предприятия с участием японского капитала. Размещение российско-японских СП в основном ограничивается Дальневосточным регионом. Япония стала основным торговым партнером Приморского края, Сахалинской области, Хабаровского края. Россия экспортирует нефть, уголь, цветные металлы, лесоматериалы, целлюлозу, рыбу.
После распада СССР Российская Федерация унаследовала советско-японские отношения. Как и раньше, главной проблемой, стоящей на пути полноценного развития отношений между обеими сторонами, остался спор о принадлежности Курильских островов, мешающий подписанию мирного договора.
Появление в 1991 году на международной арене новой России как суверенного государства, провозгласившего путь демократических и рыночных преобразований, обусловило становление принципиально иного по сравнению с предшествующим периодом характера отношений нашей страны с ее дальневосточным соседом– Японией. С распадом СССР и началом реформ в России исчезла причина военно-политической и идеологической конфронтации с Японией как неизбежного следствия прежнего советско-американского соперничества. Наряду с этим с учетом тенденции к формированию многополярного мира Россия стала подходить к Японии как к крупной самостоятельной экономической державе с растущим потенциалом политического влияния в международных делах.
Стало очевидным, что подъем российско-японских отношений на более высокий уровень будет способствовать решению важной для национальных интересов России задачи вхождения в качестве полноправного партнера в мировое сообщество, его глобальные («восьмерка», МВФ, ВТО) и региональные, азиатско-тихоокеанские (АТЭС и др.) институты взаимодействия и сотрудничества. Кроме того, улучшение отношений с Японией было необходимым для решения более конкретных, но не менее значимых задач: эффективное задействование потенциала российско-японского экономического для социально-экономического подъема районов Дальнего Востока России; подключение дальневосточных субъектов Федерации к взаимовыгодному сотрудничеству в субрегионе Северо-Восточной Азии; использование опыта Японии для продвижения экономических реформ России; укрепление безопасности России на дальневосточном направлении.
Японское правительство в декабре 1991 года одним из первых признало Российскую Федерацию в качестве государства – продолжателя СССР и заявило о своей поддержке российских реформ в качестве долгосрочного стратегического курса, поскольку, как подчеркивали в Токио, успех преобразований в России отвечает интересам всего международного сообщества, включая Японию.
Однако процесс налаживания отношений между странами шел достаточно вяло, несмотря на то, что японское руководство отошло от прежней жесткой увязки всего и вся в российско-японских отношениях с прогрессом в решении территориальной проблемы и стало придерживаться более гибкой, реалистичной линии, предполагающей активное развитие отношений с Россией параллельно с продолжением переговоров по мирному договору.
Крупным событием на пути налаживания взаимоотношений России и Японии стал официальный визит Б. Н. Ельцина в Токио в октябре 1993 года. В результате была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях – первый комплексный документ, определивший принципиальные основы отношений между новой Россией и Японией, а также пакет из более полутора десятков соглашений и документов по развитию двустороннего сотрудничества в различных областях.
В Токийской декларации было зафиксировано намерение сторон взаимодействовать в делах строительства нового международного порядка и полной нормализации российско-японских отношений, а также углублять сотрудничество в области разоружения, развивать диалог и взаимодействие в других сферах.
Токийские договоренности на высшем уровне открыли путь для дальнейшей активизации российско-японских отношений по многим направлениям. В частности были сделаны важные шаги в развитии экономического сотрудничества.
3 – 5 сентября 2000 года состоялся официальный визит Президента России В. В. Путина в Японию. Переговоры В. Путина с И. Мори были сфокусированы на таких ключевых аспектах, как стратегическое сотрудничество в мировых делах, развитие двусторонних торгово-экономических связей и проблема мирного договора, причем по каждому из этих аспектов был достигнут определенный прогресс. Впервые в истории двусторонних отношений Президент России и премьер-министр Японии подписали Совместное заявление о взаимодействии России и Японии в международных делах. Здесь стороны не просто суммируют совпадающие или близкие подходы, но идут дальше, к реальной взаимной поддержке.
Подводя итог, можно сказать, что визит В. Путина стал важным шагом в процессе строительства партнерства между двумя странами. Это позволяет высказать предположение о сохранении и развитии позитивных тенденции в отношениях России и Японии. Экономическое сотрудничество России и Японии является одним из наиболее важных аспектов выгодных взаимоотношений двух стран. История развития экономических отношений стран развивалась параллельно подъему российско-японских отношений на более высокий уровень.
Проблема Южных Курил или так называемых «северных территорий» неразрывно связана с проблемой заключения мирного договора между Россией и Японией. Хотелось бы надеяться, что в ближайшем будущем проблема мирного договора будет благополучно разрешена с учетом того, что: «При всей заинтересованности России в окончательном урегулировании взаимоотношений с Японией и подписании мирного договора недопустимо, чтобы страна, являющаяся продолжателем государства победителя в мировой войне при заключении мирного договора с побежденной понесла территориальные потери».
12 ЯПОНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА

В конце 2008 года японские официальные власти признали, что экономика страны находится в состоянии рецессии., которая фактическис октября 2007 года, когда закончился самый длительный в послевоенной истории Японии экономический бум. Этот бум стартовал в феврале 2002 года и продолжался на 12 месяцев дольше, чем бывший до этого рекордным так называемый бум Изанаги. Последний просуществовал в течение 57 месяцев, с ноября 1965 года до июля 1970 года.
Бум 2000-х годов основывался на стабильном экспорте и массированных инвестициях в оборудование. Но вот произошел сбой. Японская экономика, являясь второй после США экономикой мира, испытала в четвертом квартале 2008 года самое сильное с 1974 года падение. Реальный ВВП страны сократился в октябре-декабре 2008 года на 3,2%. Главным фактором, определившим нынешнее столь резкое падение ВВП, является снижение спроса на японские товары на зарубежных рынках, прежде всего на рынке США. В четвертом квартале 2008 года японский экспорт сократился на 13,9% по сравнению с предшествующим кварталом. Впервые в истории страны зарубежный спрос оказал такое негативное воздействие на ее реальный ВВП.
Частные инвестиции в заводы и оборудование сокращались весь минувший год, стремительно снижалось промышленное производство, которое только за январь 2009 года упало на 10%.
В итоге годовой ВВП показал отрицательные темпы роста впервые за последние 9 лет. Как заявил министр Каору Ёсано, отвечающий за экономическую и фискальную политику, Япония находится в середине «самого серьезного экономического кризиса с момента окончания Второй мировой войны».
По прогнозу Банка Японии, в 2009 финансовом году ВВП сократится на 2,0%. Вместе с тем средневзвешенная оценка ряда частных исследовательских организаций равна минус 4%.
По прогнозу Всемирного банка, ВВП Японии в 2009 году сократится на 5,3%, а в 2010-м возрастет на 1,5%. Международный валютный фонд понизил свой прогноз на 2009 год с минус 2,6% до 5,8%.
Некоторые аналитики считают, что японская экономика начнет восстанавливаться лишь с 2010 года, и темпы ее прироста составят: в 2010 году – 0,2%, в 2011 году – 1,0%, в 2012 году – 1,3%, в 2013 году – 1,4%.
Разброс в прогнозах и оценках говорит о том, что будущее японской экономики является трудно предсказуемым. Данные за первый квартал 2009 года подтверждают это.
В январе 2009 года сальдо счета текущих операций страны впервые за последние 13 лет оказалось отрицательным. Дефицит составил рекордную сумму в 172,8 млрд иен. При этом дефицит внешней торговли равнялся 844 млрд иен – самый высокий показатель с 1985 года. Объем розничных продаж в феврале сократился на 5,8% по сравнению с февралем 2008 года – крупнейшее падение с 2002 года.
В связи с сокращением внешнего спроса в Японии падает промышленное производство уже на протяжении пяти месяцев подряд. В феврале 2009 года о своем банкротстве заявили 1318 компаний со стоимостью активов более 10 млн иен каждая. Число компаний-банкротов оказалось на 10,4% больше, чем в феврале 2008 года. Сумма долгов разорившихся компаний, по данным на февраль, составила 1, 229 трлн иен – третий показатель для этого месяца за все послевоенное время.
Ежеквартально рассчитываемый Банком Японии «индекс деловых настроений» (танкан) оказался в первом квартале 2009 года рекордно низким. Он превзошел по уровню пессимизма аналогичные показатели «потерянного десятилетия» 90-х годов, когда экономика долго стагнировала после краха «мыльного пузыря», в основе которого лежали непомерно раздутые активы и заоблачные цены на недвижимость и, прежде всего, землю.
«Индекс деловых настроений» за первый квартал 2009 года для крупных компаний упал на 34 пункта – до минус 58 и стал наихудшим за всю историю своего существования.
Критически важное различие между текущей рецессией и спадом в 90-е годы заключается в том, что тогда Япония смогла выбраться из «экономической трясины» за счет устойчивого спроса на ее товары на внешних рынках и, прежде всего, в США и Европе. Сейчас именно падение внешнего спроса на тех же рынках в первую очередь спровоцировало текущую рецессию в Японии.
В марте 2009 года Банк Японии прогнозировал, что экономика начнет восстанавливаться со второй половины 2009 финансового года. Однако официальные представители Японии признают, что остается еще немало факторов с высокой степенью неопределенности.
Одним из таких факторов является поведение потребителей и их настроение тратить (или не тратить) деньги. В настоящее время личные финансовые активы населения в Японии составляют трудно вообразимую сумму в 1,5 квадриллиона иен. Примерно в этом объеме потенциальный внутренний спрос сохраняется со времен «потерянного десятилетия», а точнее, в значительной мере является его наследием.
Однако правительству, несмотря на все его старания, никак не удается «распечатать» эти личные сбережения и задействовать их в деле так нужного сейчас расширения внутреннего спроса. Судя по замерам общественных настроений, не удастся этого сделать и в обозримом будущем.
Так, по данным правительственного опроса, проведенного в марте 2009 года, около 70% населения испытывают пессимистические настроения в отношении экономики страны, а 58% – такие же чувства по поводу ситуации в сфере занятости. Эти показатели выросли соответственно на 25,2 и 26,4 процентных пункта по сравнению с аналогичными показателями годичной давности и оказались самыми высокими с 1998 года.
Глубина нынешней рецессии в Японии, как уже отмечалось, во многом обусловлена обвальным падением спроса на зарубежных рынках, прежде всего в США и Европе, на продукцию двух отраслей, являющихся движущими силами ее экономики – автомобильную и электронную промышленность, – а также резким снижением внутреннего спроса на эту продукцию.
Так, в феврале 2009 года общее производство автомобилей на 12 заводах в стране сократилось на 12% по сравнению с февралем 2008 года, а экспорт упал на 64%, в том числе в США – на 66%. Ведущий японский и мировой производитель автомобилей – компания «Тойота мотор» в 2008 финансовом году понесла самые крупные убытки за последние 60 лет.
Объем продаж новых автомобилей в Японии в 2008 финансовом году снизился на 15,6%, до 2 891 901 единицы – самого низкого уровня за последние 38 лет. Снижение объема производства автомобилей, включая зарубежное производство, составило 4,14 млн единиц, что равно годовому объему производства такой крупной корпорации, как «Хонда мотор».
Однако крупные производители автомобилей в Японии являются лишь «вершиной айсберга» – огромного числа субподрядчиков в виде малых и средних предприятий, поставляющих им детали и компоненты. Как указывают эксперты, для производства одного автомобиля требуется от 10 до 30 тыс. компонентов. Около 5 млн человек или 8% всего занятого населения в стране связано с производством автомобилей. Снижение производства автомобилей оказывает негативное влияние на другие отрасли и «тянет» вниз реальную экономику в целом.
Три мегабанка Японии («Мидзухо Файненшнл груп», «Сумитомо Мицуи Файненшнл груп» и «Мицубиси Ю-Эф-Джи Файненшл групп»), имеют по отчетности чистые убытки. Общая сумма «плохих долгов» японских частных банков, по данным на сентябрь 2008 года, уже была весьма внушительной – 12,294 трлн иен, хотя в 1997 году объем «плохих долгов» превосходил эту сумму почти в три раза и составлял 34 трлн иен. Доля «плохих долгов» в общей сумме выданных банками займов составила 2,5%. До отметки в 10%, которая считается критической, еще далеко, однако обращает на себя внимание тенденция нарастания этих долгов.
С целью укрепления капитализации банков в условиях падения фондовых рынков Центральный банк Японии за первые 10 дней марта 2009 года приобрел у частных банков акций на сумму 112,05 млн иен. Всего он намерен купить таких акций на сумму 1 трлн иен к концу 2010 года. Тем самым Центробанк надеется побудить коммерческие банки более охотно выдавать кредиты компаниям, особенно малым и средним предприятиям.
Текущий кризис высветил ряд слабых мест в социально-экономической системе Японии, и прежде всего всю серьезность ситуации в сфере занятости. Важным показателем состояния этой сферы является отношение числа предложений рабочих мест к числу людей, ищущих работу. Этот показатель в феврале 2009 года снизился по сравнению с предшествующим месяцем и составил 0,59. Он означает, что на каждые 100 человек, ищущих работу, предоставлялось лишь 59 вакантных рабочих мест.
Снижение указанного индикатора происходило в течение 9 месяцев подряд и оказалось самым значительным с января 1992 года, когда начал сдуваться «мыльной пузырь» экономики. Причем этот показатель для постоянных мест работы составил 0,26, то есть был самым низким за всю историю своего существования.
Уровень безработицы в феврале 2009 года составил 4,4%, повысившись на 0,3 процентных пункта по сравнению с предшествующим месяцем. Общее число безработных выросло по сравнению с февралем 2008 года на 330 тыс. и достигло 2,99 млн человек.
Ситуацию значительно усугубляют резко сократившиеся возможности устроиться на работу для выпускников школ и вузов. По данным опроса газеты «Ёмиури симбун», 41 компания из каждых 100 сократит набор таких выпускников весной 2010 года по сравнению с весной 2009 года.
По прогнозам частных исследовательских организаций, к 2010 году еще 1,5 млн человек потеряют работу, повысив уровень безработицы до 6%. По международным стандартам, это не такой высокий показатель, однако для Японии он является весьма тревожным. В значительной степени это связано с тем, что в стране недостаточно развита система социальных гарантий, так как традиционно о человеке принято заботиться в семье и компании. В свете этого можно прогнозировать, что в ближайшей перспективе в Японии будет нарастать социальная напряженность.
С целью ослабления сильнейшего кредитного сжатия, произошедшего в результате наступившей рецессии, Банк Японии понизил учетную ставку до 0,1%, однако этот шаг не принес должного эффекта. В условиях фактической исчерпанности мер монетарной политики руководство Японии, исходя из того, что рецессия лишь продолжает углубляться, совершило резкий поворот в сторону кейнсианских методов регулирования экономики, предполагающих максимальное задействование бюджетных и других государственных средств.
Государственный бюджет на 2009 финансовый год имеет беспрецедентный размер в 88,5 трлн иен. По выражению премьер-министра Таро Асо, правительство стремится ускорить экономику с помощью «трехступенчатой ракеты», имея в виду, что этот бюджет является составной частью пакета стимулов, содержащихся в двух дополнительных бюджетах, принятых в 2008 финансовом году.
Общая стоимость пакета стимулов, запускаемых с помощью указанной «ракеты», составляет 12 трлн иен. Пакет включает, в том числе, 2 трлн иен, которые правительство в целях стимулирования внутреннего спроса уже начало бесплатно раздавать населению в виде потребительских ваучеров. Каждый японец получит 12 000 иен (около 120 долл.), а несовершеннолетние дети и пожилые люди в возрасте старше 75 лет – по 20 000 иен. Однако эксперты и оппозиция резко критикуют эти меры, утверждая, что это будет пустая трата денег, так как жители страны в нынешних сложных условиях своего бытия используют лишь незначительную часть этих денег, а остальное – сберегут.
Указанный пакет стимулов включает также снижение налога на ипотечные кредиты, субсидии региональным властям на создание новых рабочих мест и другие меры.
Со своей стороны, Центральный банк, понизив учетную ставку практически до нуля и предоставив внушительные субординированные кредиты коммерческим банкам, принял решение о скупке государственных долгосрочных облигаций на сумму от 1,4 трлн иен до 1,8 трлн иен ежемесячно.
Одним из фундаментальных структурных перекосов японской экономики является большой разрыв между предложением и внутренним спросом. Значительное превышение первого над вторым в течение многих десятилетий покрывалось за счет зарубежного спроса. Обвальное падение последнего вследствие мирового финансового кризиса, как уже говорилось выше, явилось одной из главных причин нынешней глубокой рецессии в экономике Японии. По оценкам, в настоящее время в стране превышение предложения над спросом составляет приблизительно 20 трлн иен.
В этой ситуации правительство продолжает изыскивать новые способы расширения внутреннего спроса и соответственно стимулирования экономики в целом. Одновременно оно решает неотложные социальные проблемы. В качестве экстренной меры правительство планирует выделять жилищные субсидии тем людям, которые с потерей работы лишились также и жилья. Кроме того, без всяких гарантий будут предоставляться займы безработным.
Общий объем стимулов для японской экономики составил по состоянию на апрель 2009 года 56,8 трлн иен, включая гарантии по кредитам для малого и среднего бизнеса.
Очередной пакет будет финансироваться за счет дополнительного бюджета на 2009 финансовый год и предусматривает реализацию целого ряда проектов и мероприятий, направленных на расширение внутреннего спроса.
Серьезным препятствием для выработки эффективной стратегии по выходу Японии из усиливающегося финансово-экономического кризиса является фактор внутриполитической нестабильности. В настоящее время в стране сложилась уникальная для ее политической системы ситуация, когда нижняя палата (представителей) контролируется правящей Либерально-демократической партией в коалиции с младшим партнером – Партией Комэйто, а в верхней (советников) доминирует оппозиционная Демократическая партия во главе с политическим «тяжеловесом» Итиро Одзавой.
Оппозиция не только резко критикует правительство по основным вопросам внутренней и внешней политики, но, пользуясь своим превосходством в верхней палате, «проваливает» в ней многие законодательные инициативы правящей коалиции. И
В целях борьбы с текущим финансовым кризисом и вывода экономики на орбиту устойчивого развития правительство Японии разработало весной 2009 года стратегию роста, рассчитанную на три года. Стратегия предусматривает три направления деятельности: создание так называемого низкоуглеродного общества, обеспечение высокой продолжительности жизни и здоровья населения, а также использование потенциала нации.
В условиях глобального финансово-экономического кризиса в качестве одной из мер по выводу своей экономики из рецессии Япония пытается масштабно стимулировать экономики развивающихся стран, являющихся важными рынками сбыта ее промышленных товаров. Еще в конце 2008 года Токио объявил о предоставлении на эти цели 100 млрд долл. Международному валютному фонду и призвал другие развитые страны, а также Китай и Индию, имеющие крупные золотовалютные резервы, последовать своему примеру.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Адлер Ю., Моховикова Л. Должна ли страна быть бедной? — Тольятти : Современник, 1998.
 

  1. Алиев Р. Ш.-А. Внешняя политика Японии в 70-х — начале 80-х гг.: (Теория и практика). — М.: Наука, 1976.
  2. Вербицкий С.И. Япония на пороге ХХI века. — М.: Знание, 2002.
  3. Каткова И. Российско-японские отношения // Русская цивилизация. 2002. № 1.
  4. Кистанов В. Страна восходящего кризиса // Россия в АТР. апрель 2009. №1(10).
  5. Ломакин В.К. Мировая экономика. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  6. По Норбури. Япония. –М.: АСТ, 2007.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 21.85MB | MySQL:119 | 1,600sec