ЗНАЧЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

<

081414 1334 1 ЗНАЧЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСАМашиностроительный комплекс — сложное межотраслевое образование, охватывающее машиностроение и металлообработку. В свою очередь, машиностроение включает много специализированных отраслей, сходных по технологии и используемому сырью. К металлообработке относятся промышленность металлических конструкций и изделий, а также ремонт машин и оборудования. Кроме того, в состав комплекса входит «малая металлургия» — производство стали и проката на машиностроительных предприятиях.

Машиностроительный комплекс отличается широким развитием межотраслевых и внутриотраслевых связей, основанных в значительной мере на производственном кооперировании. Его связи с другими межотраслевыми комплексами служат одним из важнейших условий функционирования хозяйства страны в целом. Выпуская орудия труда, он реализует достижения научно-технического прогресса, обеспечивает комплексную механизацию и автоматизацию производства. На него приходится более 1/4 стоимости промышленно-производственных основных фондов и около 1/5 объема выпускаемой промышленностью продукции.

Структура отечественного машиностроения — так, как она сложилась к настоящему времени, — характеризуется «утяжеленностью» (явным преобладанием производства средств производства для тяжелой индустрии) и высокой степенью милитаризации. Доля военной техники весьма значительна при заметном отставании выпуска потребительских товаров и оборудования для непроизводственной сферы.

Спад производства в машиностроительном комплексе, происшедший при переходе к рыночной экономике, охватил прежде всего те отрасли, которые дают преимущественно технологическое оборудование для хозяйства. В то же время машиностроительный комплекс обладает необходимым производственным потенциалом для выпуска автомобилей, строительно-дорожных и подъемно-транспортных машин, горнорудного и металлургического оборудования. Несмотря на кризисную ситуацию, относительную стабильность развития показывает, например, автомобильная промышленность.

Машиностроение представляет собой самую сложную и дифференцированную отрасль промышленности. В зависимости от целевого назначения выпускаемой продукции оно делится на энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное, строительно-дорожное, производство технологического оборудования для промышленности и другие группы. Каждая из них, в свою очередь, состоит из нескольких отраслей. Особое место принадлежит станкостроению, а также производству кузнечно-прессовых машин, литейного оборудования и инструментов, обеспечивающих развитие самого машиностроения.

Машиностроительный комплекс может быть расчленен по стадиям технологического процесса на заготовку, механическую обработку и сборку. Заготовка во многом предопределяет металлоемкость выпускаемых изделий и одновременно — степень автоматизации механической обработки и сборки. Сейчас она представлена отчасти специализированными предприятиями типа «Центролит», в большинстве же своем — раздробленными цехами и участками при машиностроительных заводах самого разного профиля.

К числу особенностей машиностроительного комплекса в целом надо отнести широкое распространение интеграционных структур. Среди них выделяются производственные и научно-производственные объединения, межотраслевые научно-технические комплексы (МНТК), акционерные общества.

Особую значимость в настоящее время приобрели новые формы сотрудничества зарубежными странами; организация прямых производственных связей, в том числе по кооперированию, образование совместных предприятий, международных объединений. Создано несколько совместных с фирмами промышленно развитых стран предприятий в станкостроении, автомобильной промышленности, химическом и строительно-дорожном машиностроении. Для решения крупных народнохозяйственных задач привлекаются консорциумы западных фирм.

 

 

2. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

 

В России машиностроение принадлежит к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей промышленности. Но в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других его функции ограничены главным образом удовлетворением внутренних потребностей.

Вместе с тем практика показывает, что почти во всех экономических районах на месте используется меньшая часть производимых машин и оборудования. Это можно объяснить сравнительно высоким уровнем специализации производства и тем, что машиностроительные предприятия обладают, как правило, очень широкими связями по сбыту готовой продукции.

Машиностроение — необходимое звено любого промышленного комплекса. В районах раннего индустриального освоения оно играет большую формирующую роль и в свое время послужило базой для возникновения многих промышленных комплексов, определив их структуру и направление специализации. В восточных районах машиностроение в основном лишь дополняет профиль тех промышленных комплексов, создание которых связано с использованием эффективных природных ресурсов.

Размещение предприятий машиностроения находится в прямой зависимости от технико-экономической специфики производства, прежде всего от таких его особенностей, как конструкционная сложность выпускаемых изделий и широкое развитие специализации и кооперирования. По характеру технологического процесса многие отрасли машиностроения тяготеют к районам высокой технической культуры, обладающим квалифицированными кадрами рабочих, В то же время эти районы обычно являются довольно емкими потребителями готовой продукции.

Следует подчеркнуть, что в машиностроении потребительский фактор оказывает на размещение производства большее влияние, чем сырьевой. Совпадение источников сырья с местами потребления готовой продукции представляет собой оптимальный вариант размещения машиностроительных предприятий. В данном случае значительно сокращаются транспортные затраты по перевозке металла, машин и оборудования, возникают условия для установления производственных связей между машиностроением и черной металлургией. Машиностроительные заводы освобождаются от некоторых операций (например, литейное производство), в большей мере свойственных металлургии, а металлургические заводы получают возможность использовать отходы машиностроения и специализироваться соответственно с его потребностями.

Среди факторов, влияющих на размещение машиностроения, видная роль принадлежит специализации и кооперированию. Развитие специализации выражается здесь не только в обособлении отдельных отраслей, но и в четком разделении труда между предприятиями внутри отдельно взятой отрасли. Так, вагоностроение представлено заводами, которые выпускают тяжелые грузовые вагоны (Нижний Тагил), саморазгружающиеся вагоны (Калининград), мягкие пассажирские вагоны (Санкт-Петербург), пассажирские вагоны для местных сообщений (Тверь), вагоны для метрополитена (Мытищи, Санкт-Петербург) и т. д. Станкостроительные заводы специализируются по типам станков (токарные, фрезерные, револьверные, расточные, станки-автоматы и др.). В автостроении одни предприятия дают грузовые машины, другие — легковые; одни заводы ориентированы на производство большегрузных автомобилей, другие — машин средней грузоподъемности. Подобную картину можно наблюдать и в других отраслях машиностроения.

Каждая стадия технологического процесса — заготовка, механическая обработка и сборка — определенным образом локализуется в пространстве. Заготовительные производства тяготеют к сырьевым базам, сборочные связаны с районами потребления, а по механической обработке размещаются под влиянием разных факторов с ориентацией или на сырье, или на потребителя, или на пункты, занимающие выгодное транспортно-географическое положение.

Разделение труда в условиях современного научно-технического прогресса приводит к выделению новых производств и все более глубокой их специализации. Вследствие этого внутри машиностроения можно различать:

  1. отрасли предметной специализации — например, энергетическое,
    транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, производство
    технологического оборудования для разных отраслей промышленности,
    строительства и т. п.;
  2. отрасли подетальной специализации — производство запасных частей, подшипников, металлических конструкций и др.;
  3. отрасли технологической специализации — производство литья,
    кузнечно-прессовых изделий и т. д.;
  4. производство ремонтных работ.

    В территориальном отношении эти группы отраслей машиностроения имеют разные сферы влияния. Отрасли предметной специализации отличаются наиболее широкими связями по сбыту продукции. Для отраслей технологической и подетальной специализации характерно обслуживание потребностей одного или нескольких экономических районов. Производство ремонтных работ имеет, как правило, региональное значение.

    В противоположность специализации кооперирование интегрирует размещение взаимодействующих между собой предприятий. На этой основе возникают локальные машиностроительные комплексы, где различные заводы взаимосвязаны в производственном отношении, совместно участвуя в выпуске определенной готовой продукции. К таким комплексам относится, например, комплекс автостроения, сложившийся в игральных районах европейской части страны. В его составе вокруг мобильных (Нижний Новгород, Москва) и автобусных (Павлове, Ликино-Дулево) заводов группируются многочисленные предприятия, которые дают в порядке кооперирования моторы (Ярославль, Заволжье), электрооборудование (Киржач), приборы (Владимир), пластические массы (Орехово-Зуево, Владимир), технические ткани, шины (Ярославль, Москва), агрегаты, детали, запасные части.

    В настоящее время приоритетное развитие должны получить отрасли машиностроительного комплекса, являющиеся «катализаторами» научно-технического прогресса: станкостроение, приборостроение, электротехника, особенно электроника, производство вычислительной техники, робототехника, индустрия информатики. Среди ключевых направлений развития машиностроения находятся гибкие автоматизированные производства (ГАП), роторные и роторно-конвейерные линии, разработка, выпуск и применение вычислительной техники в народном хозяйстве, систем автоматизированного проектирования. Эти направления обеспечивают создание новых технологических процессов, в том числе заводов-автоматов, работающих по так называемой безлюдной технологии.

    С точки зрения особенностей размещения производства и степени расчленения технологического процесса отрасли машиностроения классифицируются следующим образом: тяжелое машиностроение; общее машиностроение; среднее машиностроение; производство точных машин, механизмов, приборов и инструмента; производство металлических изделий и заготовок; ремонт машин и оборудования.

    Тяжелое машиностроение включает производство металлургического, горного и подъемно-транспортного оборудования, энергетических блоков (паровых котлов, атомных реакторов, турбин и генераторов), а также других металлоемких и крупногабаритных изделий.

    Для тяжелого машиностроения характерны предприятия полного производственного цикла (заготовка — механическая обработка — сборка) с выпуском продукции небольшими сериями и даже индивидуального назначения. В зависимости от тех или иных причин они ориентированы не только на металлургические базы, но и на районы потребления.

    Классическим примером служит Урал, где сложились крупнейшие «гнезда» тяжелого машиностроения (Екатеринбург, Орск и др.) во главе с таким гигантом, как «Уралмаш». В этом районе производятся также энергетические машины и оборудование, например паровые турбины и гидрогенераторы (Екатеринбург).

    Тяжелое машиностроение возникло на основе новых металлургических центров в Сибири, Здесь действуют предприятия по производству металлургического и горного оборудования (например, в Иркутске, Красноярске) и турбин (Новосибирск).

    В стороне от источников сырья находится исторически сложившийся и значительный по масштабам сгусток тяжелого машиностроения, представленный заводами Санкт-Петербурга, где особенно велика роль турбостроения: производство паровых и гидравлических турбин (Металлический завод) и турбогенераторов («Электросила»).

    Новый центр тяжелого машиностроения, связанный с производством атомных реакторов, возник на Северном Кавказе — в Волгодонске («Атоммаш»). Реакторы выпускаются также в Колпине (Ижорский завод).

    <

    Введена в действие первая очередь Красноярского завода тяжелых экскаваторов. Это предприятие можно считать аналогом «Уралмаша». Оно выпускает технику для освоения Канско-Ачинского бассейна.

    На производстве паровых котлов специализируются Центральный (Подольск) и Центрально-Черноземный (Белгород) районы, Северный Кавказ (Таганрог) и Западная Сибирь (Барнаул).

    Металлоемкие предприятия по производству тяжелых станков и куз-нечно-прессового оборудования тяготеют к сырьевым базам или находятся в стороне от них. Они размещены в Центральном (Коломна) и Центрально-Черноземном (Воронеж) районах, а также в Поволжье (Ульяновск) и Западной Сибири (Новосибирск).

    Общее машиностроение характеризуется преобладанием сборки металлических конструкций, а также изготовлением относительно простых, но довольно крупных по размерам заготовок. Типичные представители этой группы отраслей — транспортное машиностроение (без автостроения), производство технологического оборудования для промышленности (кроме легкой и пищевой) и строительства, сельскохозяйственное машиностроение (без тракторостроения),

    Локомотивостроение исторически возникло там, где начала складываться железнодорожная сеть страны (Центральный район, Санкт-Петербург). Впоследствии оно продвинулось к источникам сырья. В настоящее время производство локомотивов имеется в следующих районах: тепловозов — в Центральном районе, в том числе магистральных (Коломна) и маневрово-промышленных (Брянск, Калуга, Людиново, Муром), электровозов — на Северном Кавказе (Новочеркасск). В 2003 г. произведено 13 магистральных тепловозов и 30 магистральных электровозов.

    В тех же районах и по аналогичным причинам было создано вагоностроение, но современное размещение его предприятий отличается более широкими территориальными границами по сравнению с локомотиво-строением. Близость к металлургическим базам для производства вагонов хотя и желательна, но не играет такой роли, как при размещении предприятий локомотивостроения. Однако появляется дополнительный фактор: несмотря на увеличение выпуска цельнометаллических вагонов, до сих пор в вагоностроении широко используются пиломатериалы. Поэтому условия для его развития благоприятны в тех районах, которые располагают необходимыми источниками древесного сырья или ориентируются на привозную древесину. Производство вагонов получило развитие в Центральном районе (Брянск, Тверь), на Северо-Западе (Санкт-Петербург, Калининград), на Урале (Нижний Тагил) и в Западной Сибири (Новоалтайск).

    Новый центр по производству грузовых вагонов (в том числе контейнеровозов) возник в Восточной Сибири (Абакан). В Центральном районе созданы заводы по производству пригородных электропоездов (Демихово) и пассажирских вагонов (Торжок). В 1998 г. произведено 3,9 тыс. грузовых и 503 пассажирских вагонов.

    Отдельные предприятия специализируются на производстве вагонов для метрополитена (Мытищи, Санкт-Петербург), трамвайных вагонов (Усть-Катав) и троллейбусов (Энгельс).

    Судостроение охватывает строительство и ремонт судов, а также судовое машиностроение. Оно делится на морское и речное. Судостроение «привязано» к морским побережьям (часто находясь в устьях рек) и внутренним водным путям сообщения. Среди отраслей машиностроительного комплекса выделяется наиболее продолжительным циклом производства. Другие особенности отрасли: строительно-монтажный характер технологических операций, разнообразие типов судов и наличие многочисленных смежников по их производству.

    По назначению суда делятся на транспортные, промысловые (для добычи и обработки рыбы, крабов, морского зверя), промышленно-добывающие (драги, нефтебуровые установки, лесосплавные суда и др.), спортивно-туристские. Самая широкая по составу — группа транспортных судов, включающая грузовые и пассажирские, а также суда смешанного типа. Грузовые суда, в свою очередь, представлены сухогрузными, наливными и сухогрузно-наливными. Наконец, для сухогрузных судов характерна специализация по роду перевозимого груза и грузообработке: лихтеровозы, контейнеровозы, рефрижераторы.

    Важнейшие центры морского судостроения расположены на побережьях Балтийского (Санкт-Петербург, Выборг), Баренцева (Мурманск), Каспийского (Астрахань) и Японского (Владивосток) морей. Они имеют определенную специализацию. Так, предприятия Санкт-Петербурга производят главным образом транспортные суда, в том числе ледоколы-атомоходы.

    Центры речного судостроения находятся в Волго-Вятском районе (Нижний Новгород), Поволжье (Волгоград), Западной Сибири (Тюмень, Тобольск), Восточной Сибири (Качуг) и на Дальнем Востоке (Благовещенск).

    Авиационная промышленность ориентируется, как правило, на районы высокой технической культуры, располагающие необходимым научно-производственным потенциалом и квалифицированными кадрами. Ее предприятия размещены преимущественно в центральных районах европейской части, в Поволжье, на Северном Кавказе и в Западной Сибири. Они специализируются на производстве определенных типов самолетов: Москва (Ил-96-300, Ил-114, Ту-204, Ту-334, Як-42М), Смоленск (Як-42), Воронеж (Ил-86, Ил-96-300),’Таганрог (Ту-334), Казань (Ил-62), Ульяновск (Ту-204, Ан-124), Самара (Ту-154, Ан-70), Саратов (Як-42), Омск (Ан-74), Новосибирск (Ан-38).

    Ракетно-космическая промышленность представлена в основном предприятиями Москвы, Омска и Красноярска, специализирующимися на производстве орбитальных космических кораблей, в том числе многоразового использования (типа «Буран»), а также ракет для запуска спутников и обитаемых кораблей (среди них самых мощных в мире ракет типа «Энергия»). Особенно выделяются своими масштабами и научно-техническим потенциалом российская холдинговая компания НПО «Энергия» с головным КБ и заводом в Королеве (Московская обл.) и филиалами в Самаре и Приморске (Ленинградская обл.) и Государственный космический научно-производственный центр в Москве.

    Сельскохозяйственное машиностроение явно тяготеет к местам потребления готовой продукции, причем специализация предприятий находится в строгом соответствии с профилем сельского хозяйства разных районов страны. Так, производство зерновых комбайнов сосредоточено на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог) и в Сибири (Красноярск). Центральный район специализируется на выпуске льноуборочных (Бежецк), картофелеуборочных (Рязань, Тула) и силосоуборочных (Люберцы) машин. В 1998г. производство зерноуборочных комбайнов в стране составило 1 тыс. шт.

    Ориентация на потребителей готовой продукции характерна и для отраслей, обеспечивающих промышленность технологическим оборудованием. Например, производство машин и оборудования для легкой и полиграфической промышленности находится главным образом в Центральном районе и на Северо-Западе.

    Среднее машиностроение охватывает отрасли, производящие автомобили, тракторы, станки, машины и оборудование средних габаритов для промышленности, сельского хозяйства, транспорта и строительства. В эту группу входят многочисленные предприятия, специализированные по стадиям технологического процесса, с широким развитием кооперирования и разнообразными вариантами размещения производства.

    Особенно показательна в этом отношении автомобильная промышленность. Первые автомобильные заводы появились в центральных районах европейской части страны (Москва, Нижний Новгород).

    За обозримый период времени резко изменилась структура отечественного автостроения. Если, например, в 1950 г. свыше 4/5 общего выпуска автомобилей составляли грузовые машины, то в начале 90-х годов на их долю приходилось менее 1/5. Примерно такая же пропорция между грузовыми и легковыми автомобилями сохранится в перспективе.

    В 2003 г. выпуск грузовых автомобилей составил 141 тыс. шт., а легковых — 840 тыс. шт. По производству грузовых автомобилей на первом месте Волго-Вятский район (43% общего количества), за ним идут Центральный район (28%), Поволжье (25%) и Урал (3%). По выпуску легковых автомобилей безраздельно господствует Поволжье (82%), далее с большим отрывом следуют Центральный (11%) и Волго-Вятский (7%) районы.

    Производство грузовых автомобилей сосредоточено в основном на пяти предприятиях. Среди них — ЗИЛ (Москва), ГАЗ (Нижний Новгород), КамАЗ (Набережные Челны), УАЗ (Ульяновск) и УралАЗ (Миасс). Помимо этого имеются предприятия, выпускающие специализированные грузовики, но почти все они зависят по поставкам шасси от «большой пятерки».

    В перспективе структура производства грузовых автомобилей изменится за счет опережающего роста выпуска малотоннажных машин — грузовых, грузопассажирских и микроавтобусов — с такими сферами их применения, как торговля, бытовое обслуживание населения, фермерские хозяйства, здравоохранение. Особенно эффективными считаются автомобили грузоподъемностью 1,5 т для промышленности, строительства и торговли.

    Производство легковых машин отличается большей региональной локализацией, хотя кроме специализированных заводов функционируют предприятия, одновременно выпускающие легковые и грузовые машины (ГАЗ, ЗИЛ, УАЗ).

    Самый крупный поставщик легковых автомобилей (почти 70% общего количества) — Волжский автомобильный завод (ВАЗ) (Тольятти). Его производственная мощность — 740 тыс. машин малого класса («Жигули», «Лада») в год. Машины аналогичного класса выпускают также АЗЛК («Москвич») и «Ижмаш» («Иж»).

    На производстве машин среднего класса специализируются ГАЗ («Волга») и УАЗ, высокого класса — ГАЗ («Чайка») и ЗИЛ. Причем на ЗИЛе их выпуск носит фактически штучный характер.

    В перспективе приоритетное развитие получит производство легковых автомобилей особо малого класса («Ока» и др.). Сейчас на долю машин этого класса, которые дают КамАЗ и СеАЗ (Серпухов), приходится только 1% общего выпуска.

    Производство автобусов в 2003 г. составило 45,7 тыс. шт. Первоначально оно появилось в Москве, на ЗИЛе, но затем (с 60-х годов) было прекращено. Роль основного поставщика городских автобусов перешла к специализированному предприятию — ЛиАЗу (г. Ликино-Дулево Московской обл.). Теперь автобусы выпускают также КамАЗ и УАЗ (наряду с грузовыми и легковыми автомобилями). Малогабаритные автобусы производятся в Волго-Вятском районе (Павлово), на Урале (Курган) и Северном Кавказе (Краснодар). Микроавтобусы в настоящее время выпускает только УАЗ. Почти э/10 суммарного производства всех марок автобусов приходится на Поволжье и Урал,

    В ближайшей перспективе намечается расширить производство городских автобусов путем организации их сборки из комплектующих изделий КамАЗа на ряде предприятий Санкт-Петербурга, Омска, Белгорода.

    По лицензии фирмы «Мерседес-Бенц» начата сборка городских, туристских и междугородных автобусов на ГолАЗе (Голицыне Московской обл.). Проектная мощность этого предприятия— 2,5 тыс. автобусов в год.

    В отечественном автостроении уже накоплен положительный опыт международного партнерства. Работа с зарубежными фирмами и создание совместных предприятий усиливают позиции завершающей стадии технологического процесса. При этом сборка определенным образом эволюционирует. Сначала она носит «отверточный» характер, т. е. сводится к простому монтажу комплектующих изделий, а впоследствии пополняется разного рода дополнительными и вспомогательными производствами.

    Сейчас в России сборка автомобилей заметно прогрессирует. Например, завод культиваторов «Красный Аксай» в Ростове-на-Дону с 1995 г. собирает южнокорейские легковые машины «Дэу». Такого класса автомобили намерен выпускать Таганрогский комбайновый завод. Сборка южно-корейских автомобилей «Киа» развернута на судостроительных предприятиях «Балтика» и «Янтарь» в Калининграде.

    ЕлАЗ образовал совместное предприятие с американской корпорацией «Дженерал моторе» по производству джипов «Шевроле-Блейзер». На базе производственных площадей АЗЛК создано АО «Автофрамос» — совместное предприятие фирмы «Рено» и московского правительства — по выпуску легковых автомобилей среднего класса «Рено-Меган». На уровне 2000 г. намечено производить 120 тыс. таких автомашин в год.

    Имеются проекты по организации сборки чешских автомобилей «Шкода» (Смоленск), немецких машин «Опель» (Выборг), японских микроавтобусов «Тоёта» и венгерских городских автобусов «Икарус» (Москва).

    Для станкостроения (включая производство инструментов) характерно размещение предприятий в районах с развитым машиностроением. Большое значение в организации производства станков имеют научно-исследовательские и опытно-конструкторские центры.

    Исторически станкостроение сложилось в Центральном районе (Москва) и на Северо-Западе (Санкт-Петербург). В настоящее время оно представлено практически во всех экономических районах. В 2003 г. было произведено около 7,6 тыс. шт. металлорежущих станков.

    В перспективе будет обеспечен опережающий выпуск металлорежущих станков с числовым программным управлением, станков типа «Обрабатывающий центр», тяжелых и уникальных станков и прессов, оборудования для автоматизации сборки массовых изделий в машиностроении, роторных, роторно-конвейерных и других автоматических линий для машиностроения и металлообработки. Увеличится производство автоматизированных и роботизированных комплексов и линий, гибких производственных систем металлообработки.

    Тракторостроение ориентируется на районы потребления и отчасти на сырьевые базы (в зависимости от металлоемкости производства). Первые тракторные заводы (Волгоград, Челябинск) возникли в пределах крупных Зерновых районов, одновременно оказавшись у источников металла. Эта особенность размещения типична, хотя и в меньшей степени, для других предприятий, которые появились после войны в Центральном (Владимир) и Центрально-Черноземном (Липецк) районах, в Западной Сибири (Рубцовск). В настоящее время производство тракторов размещено также на Северо-Западе (Санкт-Петербург) и в Северном районе (Петрозаводск).

    Новый центр тракторостроения возник в Волго-Вятском районе (Чебоксары). В 2003 г. в стране произведено 8,3 тыс. тракторов.

    Группа отраслей по производству точных машин, механизмов, приборов и инструмента, где технологический процесс сводится в основном к точной механической обработке и сборке, которые требуют квалифицированного труда, приурочена к районам, где есть технически образованные специалисты.

    Особенно велико значение центров, где ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В целом эта группа отраслей машиностроительного комплекса выделяется наименьшей металлоемкостью и наибольшей трудоемкостью.

    Предприятия электротехнической промышленности, в том числе по выпуску радиоприемников и телевизоров, возникли в Центральном районе (Москва, Александров), на Северо-Западе (Санкт-Петербург), в Центрально-Черноземном (Воронеж) и в других районах. Производство вычислительной техники сосредоточено также в центрах высокой технической культуры (Москва, Санкт-Петербург и др.).

    Приборостроение в настоящее время ориентировано на ускоренное изготовление систем промышленной автоматики на базе электроники, прежде всего для управления технологическими процессами.

    Производство металлических изделий и заготовок при довольно узкой специализации и массово-поточном методе работы территориально расчленяется таким образом, что производство металлических изделий связано обычно с местами потребления, а производство заготовок — с источниками сырья.

    Индекс производства по виду деятельности «обрабатывающие производства» составил за 2005 год по сравнению с 2004 годом 106,1%, в том числе:

    — металлургическое производство и производство готовых металлических изделий – 102,5%;

    —   производство машин и оборудования – 106,6%;

    —   производство транспортных средств и оборудования – 104,3%;

    —   производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 119,0%.

    В 2005 г. увеличилось производство:

    — турбин паровых на 37,1%;

    — турбин гидравлических в 2,2 раза;

    —  компрессоров воздушных и газовых приводных на 3,6%;

    —  арматуры промышленной трубопроводной на 12,8%;

    — кранов: на автомобильном ходу на 12,2%; мостовых электрических на 24,6%; башенных на 7,1%;

    — погрузчиков строительных на 2,1%;

    — ленточных конвейеров на 6%;

    — холодильного оборудования на 20,4%;

    — тракторных: плугов на 50,7%; сеялок на 16,4%;

    — комбайнов кормоуборочных на 1,4%;

    — пресс-подборщиков на 47,4%;

    —  металлорежущих станков с ЧПУ на 10,5%;

    —  машин непрерывного литья на 78,2%;

    — станков для бурения скважин в горнодобывающей промышленности в 2 раза;

    —  бетоносмесителей на 50,2%;

    —  счетчиков электрических трехфазных на 18%;

    —   водосчетчиков для холодной воды на 37,3%;

    —  микропроцессорных средств регулирования для систем управления технологическими процессами на 14,7%;

    —  троллейбусов в 3,9 раза;

    —  автобусов с дизельными двигателями на 8,5%;

    —  тракторных прицепов и полуприцепов на 23,9%;

    —  тепловозов: магистральных на 57,1%; маневренных на 97,8%;

    —     путевых машин в 2,2 раза;

    — строительно-монтажный механизированный инструмент на 10,6%.

    В то же время, в 2005 г. снизилось производство паровых котлов 0,4-10 т/час, алмазного инструмента, дизелей и дизельгенераторов, газовых турбин, насосов глубинных скважинных штанговых, подшипников качения, полимерного оборудования, холодильных установок, специальной нефтеаппаратуры, зерноуборочных комбайнов, металлорежущих и деревообрабатывающих станков, лесопильных рам, кузнечно-прессовых машин, доменного, сталеплавильного и прокатного оборудования, экскаваторов, автогрейдеров, дробилок, теплового оборудования, контрольно-кассовых машин, оптики очковой, легковых и грузовых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов к грузовым автомобилям, машин для городского коммунального хозяйства, вагонам: грузовым, пассажирским, в т.ч. электропоездов и др.

    Цены на машины и оборудование с начала 2005 года выросли на 8,8%, на транспортные средства и оборудование на 7,3%, в то время как, цены на производство нефтепродуктов выросли на 34,2%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды — на 12,6%.

     

     

     

     

     

     

    3. ИНТЕНСИФИКАЦИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

     

    Что же означает интенсивный путь развития в машиностроении и металлообработке? Прежде всего он подразумевает качественно новое натурально-вещественное наполнение стоимостных показателей. Ведь рост выпуска машиностроительной продукции может быть обеспечен как за счет изменения стоимости техники и «вымывания» из номенклатуры выпускаемого оборудования дешевых его видов, так и за счет расширения производства, увеличения массы выпускаемой техники, улучшения ее потребительских свойств. Последний вариант развития и представляется единственно верным в условиях интенсификации экономики. Кроме того, само машиностроительное производство должно быть переоринтировано на использование материало-, трудо- и фондосберегающих технологий производства машин и оборудования.

    Интенсификация машиностроительного комплекса должна рассматриваться в двух аспектах. Во-первых, интенсификация машиностроительного производства внутри комплекса, то есть выпуск передовой техники с минимальными затратами живого труда, и, во-вторых, интенсификация в отраслях народного хозяйства, происходящая на базе внедрения новейших машин, оборудования, приборов и устройств, выпускаемых машиностроителями. Эти направления интенсификации тесно взаимосвязаны и не могут осуществляться в отрыве один от другого. Первичным, естественно, является производство машин и оборудования в машиностроительном комплексе, и от того, как машиностроение справляется с поставленными задачами, зависит эффективность работы других отраслей народнохозяйственного комплекса в целом.

    Темпы внедрения достижений научно-технического прогресса в значительной мере зависят от положения дел внутри машиностроительного комплекса, от того, сколь быстро машиностроители смогут перейти на выпуск техники новых поколений и оснастить ими различные отрасли народного хозяйства.

    Каковы же главные направления интенсификации внутри машиностроительного комплекса? Это прежде всего обновление производственного аппарата машиностроительных предприятий. В процессах его обновления чрезвычайно важно определить задачи текущего дня и перспективы, привести в действие все рычаги и стимулы и заставить их работать на конечный результат. Задачей текущего дня является активизация человеческого фактора и на этой основе максимально возможное использование созданного потенциала. Действительно, используемые в машиностроительном комплексе людские и основные промышленно-производственные ресурсы при их рациональном использовании по нашим оценкам, позволяют получать в 1,5-1,7 раза больше продукции. Другими словами, наведя порядок в собственном доме, называемом машиностроительным комплексом, уже сейчас практически без дополнительных затрат, за счет организационных факторов можно получить значительные объемы дополнительной продукции, необходимой народному хозяйству.

    Не менее важным является перевод машиностроения на следующую, более высокую ступень автоматизации производства на базе использования роботизированных производств. Расширение потребностей различных отраслей народного хозяйства и комплексов взаимосвязанных производств по номенклатуре, качеству, производительности и надежности техники и постоянная замена существующих технологических процессов более совершенными заставляют машиностроителей отказываться от радиационных методов конструирования и организации производства машин и оборудования. Мировая практика показывает, что наиболее эффективными здесь являются переход к автоматизированному проектированию и изготовлению машин и устройств с применением современных средств вычислительной техники и сращивание процессов проектирования и изготовления современных машин в единую цепочку. Такой подход в несколько раз ускоряет проектирование и производство машин и делает достижения научной и конструкторской мысли реальными уже сегодня, а не в отдаленном будущем.

    Приоритетными на первом этапе реконструкции машиностроительного комплекса будут отрасли: станкостроения, приборостроения, электроники и электротехники, в которых чрезвычайно важно добиться изменения положения дел. В первую очередь именно потому, что они служат базой для создания реальных предпосылок перевооружения производственного аппарата самого машиностроения новыми техникой и технологиями.

    Очень важно перераспределить силы и ресурсы второго эшелона машиностроителей, который занят поддержанием техники в рабочем состояния. Здесь также скрыты огромные материальные и трудовые резервы.

    Ускоренное обновление производственного аппарата в машиностроении, а затем и омоложение парка оборудования в других отраслях народного хозяйства позволят сократить численность ремонтников и оборудования, на котором производятся запасные части и восстанавливаются детали, в 2-3 раза по сравнению с ныне имеющейся, а это также сулит многомиллиардную экономию.

    Естественно, эти проблемы не могут быть решены при нынешнем уровне технической оснащенности машиностроения. Поэтому ключевой проблемой переориентации последнего на интенсивный путь развития является ускорение научно-технического прогресса в машиностроительном комплексе, подразумевающего широкомасштабное внедрение новых машин и оборудования, эффективных технологических процессов, использование прогрессивных конструкционных материалов. Важный резерв ускоренного внедрения достижений научно-технического прогресса в машиностроительный комплекс — совершенствование организационной структуры последнего, которое должно осуществляться одновременно с дальнейшим углублением специализации и развитием кооперации в производстве машин и оборудования.

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  5. Алексеев А.И., Бабурин В.Л. и др. Экономическая и социальная география России. – М.: ИНФРА-М, 2006.
  6. Борисов В.Н.
    Машиностроение: реструктуризация и конкурентоспособность // Экономист, 2006. №7. С. 37-46.
  7. Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика.– М.: Гардарики, 2006.
  8. Желтиков В.П. Экономическая география. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
  9. Кубанцева В.В. К анализу современного состояния машиностроительного комплекса // Тяжелое машиностроение. 2004. №2. С.39 – 40.
  10. Курицын И.И., Волгин А.В. и др. Экономическая география. –М.: Школьная пресса, 2008.
  11. Скопин А.Ю. Экономическая география России. – СПб.: Велби, 2007.
  12. Родионова И.А. Экономическая география. –М.: Экзамен, 2008.
  13. Экономическая и социальная география России / Под ред. А.Т. Хрущева. –М.: Дрофа, 2008.

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.97MB/0.00051 sec

WordPress: 21.68MB | MySQL:121 | 1,903sec