Научный подход к пониманию фундаментальных законов природы

<

112214 1934 1 Научный подход к пониманию фундаментальных законов природыВ основе научно-фундаментальных знаний лежит, как известно, та научная картина мира, которая формируется в процессе изучения принятой базовой концепции естествознания. Существовавшая до настоящего времени научная картина мира опиралась в основном на классический редукционистский подход, согласно которому окружающие нас природные явления состоят из мира вещей и мира законов. Такое представление означает, что свойства целого объясняются свойствами частного, то есть характеристики целого полностью определяются некоторой суммой характеристик его элементарных составляющих. Редукционистская парадигма естествознания, берущая начало еще от Платона, нашла яркое и успешное воплощение в научном методе Галилея, который затем был обоснован и принципиально развит Ньютоном. Современное общество обязано этой парадигме крупными успехами в области науки, технологии и промышленности. Основополагающими понятиями редукционистской картины мира считаются материя и движение; согласно им природа — это машина, состоящая, как и любой механизм, из отдельных частей со своими индивидуальными свойствами и описываемая раз и навсегда установленными законами математического естествознания.

Однако до Галилея и Ньютона доминировала, в основном, аристотелева система мира, согласно которой в природных процессах целое важнее его составляющих. Это так называемый холистический, то есть целостный, глобальный подход к пониманию окружающего. По Аристотелю, наш мир представляет собой иерархическую систему, в которой одни формы подчинены другим, находятся в динамической взаимосвязи. Холистический подход ориентирован на системный характер того или иного явления, для него целое — нечто большее, чем простая сумма составляющих, здесь важны связи и взаимодействия между частями целого как некоторой общей системы.

Фундаментальные физические законы — это наиболее полное на сегодняшний день, но приближенное отражение объективных процессов в природе. Различные формы движения материи описываются различными фундаментальными теориями. Каждая из этих теорий описывает вполне определенные явления: механическое или тепловое движение, электромагнитные явления.

Существуют более общие законы в структуре фундаментальных физических теорий, охватывающие все формы движения материи и все процессы. Это законы симметрии, или инвариантности, и связанные с ними законы сохранения физических величин.

Законы сохранения физических величин

Законы сохранения физических величин — это утверждения, согласно которым численные значения этих величин не меняются со временем в любых процессах или классах процессов. Фактически во многих случаях законы сохранения просто вытекают из принципов симметрии.

Законы сохранения тесно связаны со свойствами симметрии физических систем. При этом симметрия понимается как инвариантность физических законов относительно некоторой группы преобразований входящих в них величин. Наличие симметрии приводит к тому, что для данной системы существует сохраняющаяся физическая величина. Если известны свойства симметрии системы, как правило, можно найти для нее закон сохранения и наоборот.

Таким образом, законы сохранения: 1) Представляют наиболее общую форму детерминизма. 2) Подтверждают структурное единство материального мира. 3) . Позволяют сделать заключение о характере поведения системы. 4) Обнаруживают существование глубокой связи между разнообразными формами движения материи.

Важнейшими законами сохранения, справедливыми для любых изолированных систем, являются: закон сохранения и превращения энергии; закон сохранения импульса; закон сохранения электрического заряда; закон сохранения массы.

Кроме всеобщих существуют законы сохранения, справедливые лишь для ограниченного класса систем и явлений. Так, например, существуют законы сохранения, действующие только в микромире. Это: закон сохранения барионного или ядерного заряда; закон сохранения лептонного заряда; закон сохранения изотопического спина; закон сохранения странности.

В современной физике обнаружена определенная иерархия законов сохранения и принципов симметрии. Одни из этих принципов выполняются при любых взаимодействиях, другие же — только при сильных. Эта иерархия отчетливо проявляется во внутренних принципах симметрии, которые действуют в микромире.

Рассмотрим важнейшие законы сохранения.

Закон сохранения массы. М.В. Ломоносов открыл закон сохранения вещества, или, как его называют, закон сохранения массы. Через 17 лет после Ломоносова этот закон подтвердил многочисленными опытами французский химик А. Лавуазье. В дальнейшем закон сохранения массы неоднократно подтверждался многочисленными и разнообразными опытами. В настоящее время он является одним из основных законов, лежащих в основе наук о природе.

Закон сохранения импульса. Имеется физическая величина, одинаково изменяющаяся у всех тел под действием одинаковых сил, если время действия силы одинаково, равная произведению массы тела на его скорость и называемая импульсом тела.

Изменение импульса равно импульсу приложенной силы. Импульс тела является количественной характеристикой поступательного движения тел.

Система тел, не взаимодействующих с другими телами, не входящими в эту систему, называется замкнутой. Таким образом, в замкнутой системе геометрическая сумма импульсов тел остается постоянной при любых взаимодействиях тел этой системы между собой. Этот фундаментальный закон природы называется законом сохранения импульса.

Необходимым условием применимости закона сохранения импульса к системе взаимодействующих тел является использование инерциальной системы отсчета.

Закон сохранения заряда. Самое простое и повседневное явление, в котором обнаруживается факт существования в природе электрических зарядов, — это электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие тел, обнаруживаемое при электризации, называется электромагнитным взаимодействием, а физическая величина, определяющая электромагнитное взаимодействие, — электрическим зарядом. Способность электрических зарядов притягиваться и отталкиваться говорит о наличии двух различных видов зарядов: положительных и отрицательных.

Электрические заряды могут появляться не только в результате электризации при соприкосновении тел, но и при других взаимодействиях, например, под воздействием силы (пьезоэффект). Но всегда в замкнутой системе, в которую не входят заряды, при любых взаимодействиях тел алгебраическая (т.е. с учетом знака) сумма электрических зарядов всех тел остается постоянной. Этот экспериментально установленный факт называется законом сохранения электрического заряда.

Закон сохранения энергии в механических процессах. Механическая энергия подразделяется на два вида: потенциальную и кинетическую. Потенциальная энергия характеризует взаимодействующие тела, а кинетическая — движущиеся. И потенциальная и кинетическая энергии изменяются только в результате такого взаимодействия тел, при котором действующие на тела силы совершают работу, отличную от нуля.

Рассмотрим теперь вопрос об изменении энергии при взаимодействии тел, образующих замкнутую систему. Если несколько тел взаимодействуют между собой только силами тяготения и силами упругости и никакие внешние силы не действуют, то при любых взаимодействиях тел сумма кинетической и потенциальной энергий тел остается постоянной. Это утверждение называется законом сохранения энергии в механических процессах.

Сумма кинетической и потенциальной энергий тел называется полной механической энергией. Поэтому закон сохранения энергии можно сформулировать так: полная механическая энергия замкнутой системы тел, взаимодействующих силами тяготения и упругости, остается постоянной.

Основное содержание закона сохранения энергии заключается не только в установлении факта сохранения полной механической энергии, но и в установлении возможности взаимных превращений кинетической и потенциальной энергий в равной количественной мере при взаимодействии тел.

При любых физических взаимодействиях энергия не возникает, а только превращается из одной формы в другую. Этот экспериментально установленный факт называется законом сохранения и превращения энергии.

Любые формы энергии, превращаясь друг в друга посредством механического движения, химических реакций и электромагнитных излучений, в конце концов переходят в тепло и рассеиваются в окружающее пространство.

Законы сохранения, будучи почерпнутыми из опыта, нуждаются время от времени в экспериментальной проверке и уточнении. Нельзя быть уверенным, что с расширением пределов человеческого познания данный закон или его конкретная формулировка останутся справедливыми. Закон сохранения энергии, все более уточняясь, постепенно превращается из неопределенного и абстрактного высказывания в точную количественную форму.

<

Законы сохранения в микромире. Большую роль законы сохранения играют в квантовой теории, в частности, в физике элементарных частиц. Законы сохранения определяют правила отбора, нарушение которых привело бы к нарушению законов сохранения. В дополнение к перечисленным законам сохранения, имеющим место в физике макроскопических тел, в теории элементарных частиц возникло много специфических законов сохранения, позволяющих интерпретировать наблюдающиеся на опыте правила отбора. Таков, например, закон сохранения барионного или ядерного заряда, выполняющегося при всех видах взаимодействий. Согласно ему, ядерное вещество сохраняется: разность между числом тяжелых частиц (барионов) и числом их античастиц не изменяется при любых процессах. Легкие элементарные частицы — лептоны (электроны, нейтрино и т.д.) также сохраняются.

Существуют и приближенные законы сохранения, выполняющиеся в одних процессах и нарушающиеся в других. Такие законы сохранения имеют смысл, если можно указать класс процессов, в которых они выполняются.

 

 

 

 

 

2. Экспериментальный анализ – основа современной науки

 

Метод — это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата. Первым на значение метода в Новое время указал французский математик и философ Р. Декарт в работе «Рассуждения о методе». Но еще ранее один из основателей эмпирической науки Ф. Бэкон сравнил метод познания с циркулем. Способности людей различны, и для того, чтобы всегда Добиваться успеха, требуется инструмент, который уравнивал бы шансы и давал возможность каждому получить нужный результат. Таким инструментом и является научный метод.

Под научным методом познания обычно понимают общие методы познания (главные из которых — анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, классификация и систематизация и др.), эмпирические (наблюдение и описание, эксперимент и измерение, сравнение) и теоретические (формализация, аксиоматизация, гипотетико-дедуктивный метод).

А. Пуанкаре справедливо подчеркивал, что ученый должен уметь делать выбор фактов. «…Метод — это, собственно, и есть выбор фактов; и прежде всего, следовательно, нужно озаботиться изобретением метода…» Метод не только уравнивает способности людей, но также делает их деятельность единообразной, что является предпосылкой для получения единообразных результатов всеми исследователями.

Современная наука держится на определенной методологии — совокупности используемых методов и учении о методе — и обязана ей очень многим. В то же время каждая наука имеет не только свой особый предмет исследования, но и специфический метод, имманентный предмету. Единство предмета и метода познания обосновал немецкий философ Гегель.

Следует четко представлять различия между методологиями естественнонаучного и гуманитарного познания, вытекающими из различия их предметов. В методологии естественных наук обычно не учитывается индивидуальность предмета, поскольку его становление произошло давно и находится вне внимания исследователя. Замечают только вечное круговращение. В истории же наблюдают самое становление предмета в его индивидуальной полноте. Отсюда специфичность методологии исторического познания.

Вообще, различие методологии социального познания и методологии естественнонаучного познания обусловлено различием в самом предмете: во-первых, социальное познание дает саморазрушающийся результат («знание законов биржи разрушает эти законы»,— говорил основатель кибернетики Н.Винер); во-вторых, если в естественнонаучном познании все единичные факторы равнозначны, то в социальном познании это не так. Поэтому методология социального познания должна не только обобщать факты, но и принимать во внимание индивидуальные факты большого значения. Именно из них проистекает и ими объясняется объективный процесс.

«В гуманитарно-научном методе заключается постоянное взаимодействие переживания и понятия,— утверждал В. Дильтей в статье «Сущность философии».

Научный метод как таковой подразделяется на методы, используемые на каждом уровне исследований. Выделяются, таким образом, эмпирические и теоретические методы.

К эмпирическим методам относятся:

наблюдение — целенаправленное восприятие явлений объективной действительности;

описание — фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах; измерение— сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам; эксперимент-наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий.

К теоретическим методам относятся:

формализация — построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности;

аксиоматизация— построение теорий на основе аксиом (утверждений, доказательства истинности которых не требуется);

гипотетико-дедуктивный метод— создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

Наблюдение — целенаправленное наблюдение за природным процессом или экспериментом. Наблюдая, исследователь накапливает информацию о природе. Описание — этап, завершающий наблюдение. Без описания нет и наблюдения. Фиксация наблюдений необходима для дальнейшей обработки результатов.

Наблюдение и описание получили широкое развитие в трудах Аристотеля и других философов, но в древнегреческий период развития науки к экспериментальному методу познания перейти не удалось. Причины принципиального отказа от эксперимента скрываются в особенностях мировоззрения и культуры древних греков. Мир, согласно их представлениям, — красота, порядок и гармония, эксперимент разрушает гармонию и согласование частей, следовательно, при эксперименте утрачиваются свойства изучаемого объекта. Другой : чертой, определяющей пренебрежение к опытному знанию, было негативное отношение греков к ремесленному труду. Свободный человек не должен был трудиться, труд — удел рабов. Подобное воззрение . просуществовало до XVII в., когда ему на смену пришло восприятие труда как богоугодного дела. Так социально-культурная обстановка наложила отпечаток и на общество, и на науку.

В современности наблюдение продолжает использоваться. Уче-Ыый наблюдает с помощью приборов и наблюдает показания самих приборов. Редкостью стало непосредственное наблюдение природных процессов. Это наносит огромный вред современной культуре, так как отрывает человека от созерцания красоты природы, делает его потребителем окружающего мира.

Эксперимент и измерение (лат. ехрептепшт — проба, опыт). В современном научном познании в лабораторных (контролируемых) условиях повторяются природные процессы. Измерение — это установление количественных значений всех изучаемых свойств объекта. Количественные значения пришли на смену качественным характеристикам благодаря деятельности Галилео Галилея в XVII в. Великая заслуга Галилея заключается в применении методологии воспроизводимого эксперимента, т.е. такого опыта, который мог повторить любой желающий. Для этого итальянский ученый очень подробно описывал свою экспериментальную установку, способ проведения эксперимента и методику расчета.

В наши дни в исследованиях применяют многократные проведения однотипных экспериментов, для устранения случайных погрешностей и получения более точного усредненного значения тех величин, которые подлежат измерению. Методы статистики, широко применяемые в естествознании, позволяют оценивать величину вероятности событий в квантовой механике и других разделах естествознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Корни происхождения религии, философии, науки

 

Логический анализ природы философии и обращение к ее истории показывают, что собственно философский подход к явлениям природы, общества и человеческого сознания начинается с рассмотрения каждого из них с точки зрения их всеобщей взаимосвязи. С этого же начинается и научно-теоретическое знание в целом. Любая наука стремится обнаружить общее в отдельном, необходимое в случайном, существенное в являющемся, установить единство во всем многообразии изучаемых ею объектов, объяснить сходство и различие их исходя из их сущности. Философия решает те же вопросы, но по отношению не к ограниченному кругу явлений, а ко всему сущему вообще.

Начинается она с выдвижения идеи единства мира, осуществляя это с помощью понятия всеобщего. Философское, научно-теоретическое объяснение мира из него самого в принципе полностью исключает вмешательство сверхъестественных сил в процессы природы и общества. В центре внимания первых философов была проблема первоначала всего сущего. Первоначало это понималось не только как источник, из которого естественным путем возникает все многообразие вещей, но и (в учении Анаксимандра) как субстанция, лежащая в основе всех вещей и сохраняющаяся во всех их превращениях.

При этом «милетские натурфилософы мыслили первоначало всех вещей по аналогии с представлениями о богах, а мир в целом (космос) по аналогии с полисом, в котором господствуют право и справедливость (dike), а нередко и с произведением искусства, неотъемлемым свойством которого греки считали гармонию и согласованность частей »1. Но в отличие от религиозно-мифологических представлений в античной натурфилософии боги уже не порождают мир, а сами возникают из космического первоначала. «Милетские мыслители, усмотрев за многообразием вещей их единую природную сущность, поднялись выше обыденной видимости и мифологических фантазий. Анаксимандр, говоря о господствующей в мире необходимости, подготовил понятие закона.»2.

Обоснованной и достаточно устойчивой традицией историко-философской мысли является признание того, что переход от мифологии к философии связан с выдвижением идеи субстанции, выражающей единство и самообусловленность мира. Идее единства мира большое значение придавал и Г. Гегель, который писал в частности, следующее: «Все, заслуживающее названия философии, всегда клало в основание своих учений познание абсолютного единства того, что рассудком признается лишь в его раздельности»1; «Философское понимание состоит в том, что все, что взято отдельно, кажется ограниченным, получает свою ценность в силу того, что оно входит в состав целого и составляет моменты идеи (в смысле всеобщей субстанции, материалист заменил бы здесь идею на материю)»2; «история философии есть история открытия мыслей об абсолютном, составляющей ее предмет»3.

С аналогичными суждениями выступали представители разных философских течений и более позднего времени.

Яркое описание первого философского учения дал Г. Гегель: «Филосово положение, что вода есть абсолют, или, как говорили древние, первоначало, представляет собою начало философии, так как в нем достигается сознание, что единое есть сущность, истинное, что лишь оно есть само по себе сущее». «В положении, гласящем, что этой сущностью является вода, успокоена дикая, бесконечно пестрая гомеровская фантазия, положен конец взаимной несвязанности бесчисленного множества первоначал»4.

Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится мы назовем такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, либо на художественно – эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет «все», так как для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной, формой мировоззрения.

Миф — это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания (так мы употребляем этот термин в высказываниях «сердце дает о себе знать», «познать женщину» и т. д.).

Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не дифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила – Бог – стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение, человеку дано знать, что душа его бессмертна, за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.

Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не оставались жизненными. На протяжении истории человечества они, как и другие образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносится в трансцендентную, потустороннюю область, не в земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному критерию.

Мифология существует отдельно от религии как самостоятельная, относительно независимая форма общественного сознания. Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны.

Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И это придает мировоззрению особый духовно-практический характер.

Религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.

При всей связи первых философских учений с мифологией для них характерно скептическое и критическое отношение к ней, особенно к религиозному ее варианту. Выдающийся русский философ XX в. А.Ф. Лосев пишет об этом так: «Вместо богов у философов появляются обобщенные стихии (вода, воздух, земля и т. д.) или отвлеченные понятия (число, логос, любовь и вражда и т. д.). Платон и Аристотель углубили критику антропоморфизма. Платон пользовался мифом скорее ради художественных целей, причем многие мифы сочинял сам … Атомисты вообще, и в частности, эпикурейцы учили о богах, но эти боги у них тоже состоят из особого рода атомов, находятся в межзвездных пространствах, предаются блаженной жизни и никак не вмешиваются в ход мировой и человеческой истории. Здесь мифология перерождается в своеобразную натурфилософскую концепцию, исключающую характерное для мифологии чудесное вмешательство слепых сил, магию и волшебство»1.

Первая выдвинутая человечеством теоретическая идея была вместе с тем и первой философской идеей – идеей единства и самообусловленности мира, что позволяет говорить о происхождении и других теоретических наук из философии. Фактически же вначале был лишь общий зародыш теоретической науки, а точнее, натурфилософии, которая лишь впоследствии дифференцировалась на относительно обособленные отрасли знаний, в системе которых и философия постепенно все обоснованнее определяла свое место. Поэтому правильнее говорить не о том, что все науки родились в лоне матери-философии, а о том, что все теоретические науки (эмпирические существовали и раньше) имеют общее с философией (и друг с другом) начало, от которого в свое время отпочковались не только другие науки, но и философия в собственном смысле слова.

В лоне философии зародились этика (учение о нравственности, морали), логика (учение о мышлении), эстетика (учение о прекрасном, изобразительных формах отражения действительности), позднее выделившиеся в самостоятельные науки, но традиционно сохраняющие тесные связи с философией.

Существуют области знания на стыке философии с естественными, социальными, гуманитарными и техническими науками, искусством, религией, другими формами общественного сознания.

В соответствии с различным, а зачастую и прямо противоположным пониманием важнейших философских проблем (соотношения материи и сознания, чувств и мышления, движения и покоя, взаимосвязи и обособленности явлений и т. д.) зародились и постепенно все более четко оформлялись противоборствующие направления философской мысли: материализм и идеализм, рационализм и эмпиризм (сенсуализм), диалектика и метафизика (антидиалектика) и т. д.

Значение философии проистекает из ее сущности. Она и выражает мировоззрение, и помогает его формированию. Она и отражает жизнь людей, и способствует ее преобразованию или сохранению ее в существующем виде. Изучение философии, истории зарождения и эволюции различных философских учений — эффективное средство развития теоретического мышления, которое дано человеку лишь в возможности, но не действительности. Только самостоятельное знакомство с обобщенной картиной исторического развития человеческой мысли позволяет ему подняться до уровня теоретического понимания явлений. Еще большее значение в этом отношении имеет усвоение философии как целостной системы знания, в обобщенном виде представляющего научное понимание Вселенной и места человека в ней.

Как нельзя кстати привести здесь изречения древнего диалектика Гераклита: «Многознание уму не научает»; «выслушав не меня, но Логос, мудро согласиться, что все едино»1. Диалектика единого и многого, общего и отдельного пронизывает все наше познание.

Признавая многообразие и противоречивость человеческого мира, наука и философия в настоящее время все больше подчеркивают его целостность, ограниченность, возможность самоуничтожения и обусловленную этим необходимость подчинения многообразных, более или менее частных интересов и целей самому главному, коренному интересу выживания человечества и сохранения природы как первого условия жизни. Идея политического, художественного и т. п. плюрализма объективно направлена не против идеи единства мира, не против монистической философии и научно-теоретического знания, а против монополии отдельного лица или группы на право познавать и оценивать явления природы и общества в соответствии с их объективной сущностью и практической значимостью людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Акимов О. С. Естествознание. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  2. Античная философия (Фрагменты и свидетельства). М., 1940
  3. Вопросы социоэкологии. -Львов, 1987.
  4. Гегель Г.В. Сочинения. М. Л., 19454. Т. 1.
  5. Горелов А. А. Концепции современного естествознания. — М.: Центр, 2002.
  6. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания. — М. : ИНФРА-М, 2004.
  7. Дубнищева Т.Я. и др. Современное естествознание. — М.: Маркетинг, 2000.
  8. Кесссиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972.
  9. Лаптин А.И. Основания современного естествознания: Модельный взгляд на физику, синергетику, химию. — М.: Вузовская книга, 2001
  10. Лосев А. Мифология / Философская энциклопедия. М., 1964. Т. 3.
  11. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.25MB | MySQL:120 | 1,503sec