ПРАВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПОТРЕБЛЕНИЕ БЕЗОПАСНЫХ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ТОВАРОВ

<

111714 0035 1 ПРАВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПОТРЕБЛЕНИЕ БЕЗОПАСНЫХ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ТОВАРОВДля России в условиях рыночной экономики и нового политического строя обеспечение прав потребителей на приобретение и использование товаров, не представляющих опасности для их здоровья и имущества и обладающих надлежащим качеством, — это сложная проблема как в профессиональном плане, например, для законодательной, исполнительной и судебной власти, так и в социальном, учитывая менталитет и информированность российского потребителя или правосознание отечественных товаропроизводителей, поставщиков, импортеров.

В европейских странах проблема защиты прав потребителей решается на протяжении столетий, накоплен огромный правовой и управленческий опыт, развито потребительское движение, которое наряду с профсоюзами стало одним из факторов, определяющих не только экономическую, но и политическую жизнь этих стран.

Конечно, первая задача, которую необходимо решить по защите прав потребителя, заключается в предотвращении попадания к нему товара, качество которого его не устраивает, или который может причинить ему вред.

Вторая задача — гарантировать потребителю право на
возмещение причиненного вреда здоровью или даже жизни, а также ущерба имуществу, если опасный товар все же к нему попал или потребитель с ним случайно столкнулся (например, его сбила на тротуаре автомашина другого потребителя, у которой отказала система управления).

Наконец, третья задача — обеспечить право потребителя на возмещение материальных потерь, обусловленных приобретением товара безопасного, но ненадлежащего качества.

Предотвращение попадания к потребителю или его взаимодействия с опасным товаром зависит от состояния национальной экономики и просвещенности (опытности) потребителей, а также обеспечивается комплексом технических, правовых и административных мер.

В странах с развитой рыночной экономикой, например, европейских, высокая покупательная способность населения, жесточайшая конкуренция товаропроизводителей и торговых организаций, а также просвещенность и искушенность потребителей позволяют им выбирать товары безопасные и нужного качества.

В нашей стране пока приходится делать упор на технические, административные и правовые средства защиты потребителей от попадания к ним опасных и некачественных товаров. Такими мерами, как и в других странах, являются:

· установление требований к безопасности товаров;

· соблюдение требований безопасности при создании, производстве и сбыте товаров;

· установление ответственности за производство и сбыт опасных товаров;

· контроль соблюдения требований к безопасности товаров;

· предотвращение ввоза потенциально опасной продукции;

· информирование потребителей об опасных товарах;

· изъятие опасных товаров с рынка и из сферы потребления.

Требования к безопасности отдельных видов товаров устанавливают, в первую очередь, их разработчики и изготовители в технической документации
(проектно-конструкторская документация, технические условия, спецификация, рецептура, технический паспорт, регламент, программа и методика испытаний и т.п.), ориентируясь на нормы и рекомендации, устанавливаемые государством.

Более передовые товаропроизводители зорко следят за уровнем безопасности аналогичного товара, изготовляемого конкурентом, стремясь либо превзойти его, либо, по крайней мере, не опуститься ниже. При этом они могут устанавливать более жесткие, чем государственные требования, ориентируясь, в том числе, на нормы, предлагаемые негосударственными организациями
(национальными и международными ассоциациями товаропроизводителей данной продукции, организациями по стандартизации, потребительскими обществами и др.). Нередко нормы и рекомендации авторитетных международных и национальных негосударственных организаций, например МЭК или Американского института нефти (API), становятся обязательными через национальные законы, стандарты или контракты.

До 1979 г. Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) разрабатывало единые для всех стран-членов директивы
с детальными техническими требованиями к безопасности отдельных видов потребительских товаров (например, к добавкам в продовольственные товары, транспортным средствам (нормы безопасности, шумности и выбросов), фармацевтической продукции, косметике и др.) так называемые отраслевые директивы или вертикальное законодательство.

настоящее время отраслевые директивы вертикального законодательства распространяются на многие виды потребительских товаров, например, на гидравлические резервуары бытового назначения, косметику, электроприборы, электробатареи и аккумуляторы, удобрения, пищевые товары и добавки к ним, транспортные средства с двигателями, фармацевтические товары, строительные изделия и оборудование (директива основных требований) и др.

Реальная практика защиты прав потребителей на безопасные товары развертывается все же в национальных рамках, на национальном рынке, с учетом национального законодательства и национальной нормативной базы.

В Российской Федерации практически все обязательные детальные характеристики, направленные на обеспечение безопасности продукции, устанавливаются в общефедеральных нормативных документах — ГОСТ Р (или ГОСТ), СНиП, СанПиН и др. Соблюдение изготовителями и продавцами продукции стандартных норм безопасности гарантирует им беспрепятственный выход на рынок, а их нарушение строго наказывается.

Относительно недавно, сначала в ряде европейских странах, а затем и в рамках ЕС, были приняты документы, устанавливающие общие требования безопасности ко всем или основным видам потребительских товаров. Этот принципиальный шаг был сделан потому, что невозможно охватить вертикальным законодательством все потенциально опасные товары, присутствующие на рынке.

Основное требование таких документов заключается в том, чтобы все потребительские товары были безопасными. Кроме того, в них устанавливается общий критерий безопасности потребительских товаров и предусматриваются меры, препятствующие попаданию или присутствию на потребительском рынке опасных товаров.

Эти требования четко сформулированы в Директиве 92/59/ЕЭС1 о безопасности продукции, которая в числе других общих норм, установила главную: любой потребительский товар, присутствующий на национальных рынках стран-членов ЕС, должен быть безопасным. Это означает, что
товар при нормальных или обоснованно ожидаемых условиях использования с учетом срока службы не должен создавать риска или минимального риска для жизни и здоровья потребителя. Величина такого риска и является общим критерием безопасности любого потребительского товара.

При оценке риска учитываются:

· характеристики товара, в частности, его состав, упаковка, условия хранения;

· влияние товара на другие в случаях их разумно предвидимого совместного использования;

· оформление товара, маркировка, инструкция по использованию, информация о товаре, даваемая изготовителем;

· категория потребителей, для которых предназначен товар.

Директива 92/59/ЕЭС распространяется на все товары, на которые отсутствуют отраслевые директивы и дополняет национальное законодательство, в той части где оно охватывает лишь отдельные аспекты безопасности.

Эта директива распространяется как на новые, так и подержанные или восстановленные товары, поставляемые в рамках коммерческой деятельности за деньги или бесплатно и предназначенные для потребителей или могущие быть использованными потребителями. О

В российском законодательстве общая норма безопасности потребительских товаров, аналогичная норме, заложенной в Директиве 92/59/ЕЭС и использующей понятие о риске для потребителя, отсутствует.

Поставщики обязаны принимать все надлежащие меры по обеспечению безопасности товара, в том числе предоставлять потребителю информацию о нем и о мерах предосторожности при обращении с ним, маркировать товар для его идентификации, проводить, при необходимости, контрольные испытания, изучать жалобы по поводу безопасности товара. Дистрибьюторы должны распространять только безопасные товары.

В Законе РФ «О защите прав потребителей» (ст. 5) установлено, что изготовитель обязан обеспечивать безопасность товара в течение установленного срока службы или срока годности. Но в отличие от Директивы 92/59/ЕЭС в нем понятие «безопасность» не увязано с понятием «риск потребителя».

Там же, в законе, указано, что требования, направленные на обеспечение безопасности товара для жизни и здоровья потребителя, а также предотвращение причинения вреда его имуществу, являются обязательными и устанавливаются в порядке, определяемом законом.

Согласно ГК РФ, продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий обязательным требованиям к его качеству
(ст. 469), что, очевидно, предполагает и к его безопасности.

В российском законодательстве, в отличие от Директивой 92/59/ЕЭС, отсутствует понятие «поставщик» и недостаточно полно определено понятие «изготовитель». В частности, к ним не отнесены импортеры, что вызывает на практике непреодолимые сложности в установлении ответственности за обнаруженную опасность товаров.

Страны-члены ЕС в лице своих уполномоченных компетентных органов имеют возможность принять предупредительные меры, обеспечивающие безопасность товаров, в том числе:

· проверить их безопасность, вплоть до последней стадии использования или потребления;

· получить информацию у сторон, вовлеченных в проблему обеспечения безопасности данного товара;

· изъять образцы товаров для проверки их безопасности;

· сформулировать предварительные условия выпуска товара на рынок и собственные требования, чтобы товар сопровождался информацией, содержащей предупреждения о возможной опасности для потребителей.

В случае неприемлемо высокого уровня риска, который представляет товар для потребителей, страны-члены ЕС обязаны через свои уполномоченные органы:

· предупредить потребителей заранее и в подходящей форме, включая публикацию специальных уведомлений, о возможном риске;

· временно, на период необходимых проверок, приостанавливать поставки или предложения о поставках товаров;

· предупреждать появление на рынке опасных товаров и принимать меры по снижению риска их появления там;

· организовать срочный и эффективный отзыв опасного товара с рынка и, при необходимости, его уничтожение.

Законом РФ «О защите прав потребителей» (ст. 5, п. 6) установлено, что изготовитель (продавец) обязан незамедлительно приостановить производство (реализацию) товара, если обнаружится, что он причиняет вред жизни, здоровью или имуществу потребителя при соблюдении им предписанных правил использования, хранения или транспортировки этого товара. Производство приостанавливается до устранения причин вреда. В необходимых случаях изготовитель (продавец) должен принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителей. При невозможности устранить причины вреда, изготовитель обязан снять товар с производства. Если он этого не сделает, то снятие товара с производства, изъятие его из оборота и отзыв от потребителей производится по предписанию федерального органа, осуществляющего контроль за качеством и безопасностью товаров.

В России, как и в европейских странах, давно действуют государственные органы, наделенные полномочиями для принятия указанных выше предупредительных мер против появления на рынке опасных товаров (торговые инспекции, санитарный надзор, госнадзор). Законодательно такие полномочия определены ст. 42 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Полнота соблюдения требований безопасности изготовителями и продавцами определяется многими факторами, например, жесткостью контроля со стороны государства и потребителей, уровнем ответственности за несоблюдение требований, платежеспособностью населения, жесткостью рыночной конкуренции. Но все-таки важнейшими из них являются факторы морально-этические — добросовестность, честность, законопослушание, уважение интересов потребителей, которые воспитываются столетиями.

В России соблюдение требований безопасности в настоящее время обеспечивается, главным образом, надзором и карательными мерами. Несмотря на предельно жесткий, многократный контроль, имеет место фальсификация товаров, плохое хранение, приводящее к порче и повреждениям, продажа товаров с просроченными сроками годности и заведомо опасных. Поэтому особое значение приобретает установление ответственности за производство и сбыт опасных товаров.

Существует два вида ответственности товаропроизводителя и продавца за безопасность товаров: одна — перед конкретным потребителем, другая — перед государством.

Ответственность предусматривает наказание за несоблюдение установленных требований к безопасности и возмещение вреда, нанесенного потребителю опасным товаром.

Во всех случаях основополагающим принципом является то, что ответственность всегда несет изготовитель товара или его продавец, или они оба, т.е. те конкретные лица, которые передали или продали товар потребителю.

В Гражданском кодексе РФ (ст. 1064, 1065, 1095—1098) и Законе РФ «О защите прав потребителей» (ст. 14) ответственность изготовителя или продавца за причинение вреда личности или имуществу потребителя вследствие недостатков товара (другими словами, из-за его опасности) устанавливается не прямо, а косвенно через их обязанность возместить такой вред.

Общая норма ответственности за производство или реализацию опасного товара отсутствует.

<

В России в явной и неявной форме подразумевается, что для обеспечения безопасности товара достаточно установить требования к ней через стандарты и заставить изготовителя эти требования неукоснительно выполнять. В Законе РФ «О защите прав потребителей» (ст.7, п.1) записано: «Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются в порядке, определенном законом». Пока в нашей стране никакого иного, реально действующего порядка, кроме введения этих требований в государственные стандарты, не существует. Поскольку за разработку стандартов несут ответственность государственные органы, оказывается, что государство несет основную ответственность
за полноту и достаточность требований
к безопасности товаров и, тем самым, определенную долю ответственности за безопасность товаров вообще. Конкретный изготовитель конкретной продукции резонно полагает, что он не несет ответственность, если товар оказался опасным при полном соблюдении обязательных требований стандартов.

Достаточно очевидно, что просто соответствие стандартам не делает продукцию всегда безопасной, хотя бы потому, что появляются новые опасности, а стандарты консервативны, тем более, если не учитывать обстоятельства риска. Стандарты используются только как инструмент для оценки безопасности и возможны ситуации, когда товар, соответствующий стандарту, оказывается опасным и отзывается с рынка. Поэтому именно изготовитель должен принять все от него зависящие меры для обеспечения безопасности товара, а не только обеспечить соответствие стандарту.

Кроме ответственности перед конкретным потребителем, изготовитель и продавец несут ответственность перед обезличенным потребителем в целом, интересы которого защищает государство. Для этого оно располагает системой штрафов и санкций по результатам различных инспекций и проверок, а также может возбуждать судебные иски. В каждой из европейских стран эти системы складывались столетиями и, несмотря на общее сходство в принципах, значительно разнятся в деталях организации и правового обеспечения.

Наличие этих систем предусматривает и Директива 92/59/ЕЭС. Органы власти в стране, ответственные за контроль безопасности товаров, имеющихся на потребительском рынке, правомочны налагать санкции в случае обнаружения несоблюдения соответствующих требований.

В России давно существует аналогичная система различных штрафов и санкций, накладываемых на товаропроизводителей, торговые организации и отдельных продавцов за производство и сбыт опасных товаров. Закон РФ «О защите прав потребителей» (ст. 43) определяет санкции, налагаемые федеральными органами исполнительной власти за различные нарушения, которые могут привести к появлению на рынке потенциально опасных товаров. Кроме того, нормативные акты в этой области принимают и субъекты федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АВАРИИ НА ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ. ВЫЯВЛЕНИЯ И ОЦЕНКЕ ХИМИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ

 

Химически опасный объект — это объект, при аварии на котором или при его разрушении могут произойти массовые поражения людей, животных и растений опасными химическими веществами.

К химически опасным объектам производства относятся предприятия черной и цветной металлургии, целлюлозно-бумажной, строительной, оборонной и медицинской промышленности, коммунального и сельского хозяйства. На этих предприятиях широко применяется хлор, аммиак, соляная кислота, сернистый ангидрид, фтористый водород и другие опасные химические вещества.

Большинство применяемых на химически опасных объектах веществ способны вызвать поражение как при ингаляционном воздействии, так и при попадании на кожу. Поэтому аварии на таких объектах способны привести к массовым поражениям людей, а также животных и растений и заражению окружающей среды ядовитыми веществами.

Авария химическая – авария на химически опасном объекте, сопровождающаяся проливом или выбросом опасных химических веществ; способна привести к гибели или химическому заражению людей, продовольствия, пищевого сырья и кормов, сельскохозяйственных животных и растений, к химическому заражению окружающей природной среды.

Химические аварии классифицируются следующим образом:

— аварии с выбросом или угрозой выброса аварийно химически опасных веществ (АХОВ) при их производстве, переработке и хранении;

— аварии на транспорте выбросом или угрозой выброса АХОВ;

— образование и распространение АХОВ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии;

— аварии с химическими боеприпасами.

В зависимости от вида выброшенных (вылившихся) ОХВ (скорости их испарения) могут возникнуть четыре типа ЧС, отличающихся характером поражающих факторов.

Первый тип ЧС (при выбросе легко испаряющихся ОХВ) – практически мгновенно возникает первичное облако ОХВ, распространяющееся на большое расстояние.

Второй тип ЧС (при выбросе ЧС средней летучести) – практически мгновенно возникает первичное облако ОХВ, а также пролив ОХВ и вторичное облако по мере испарения пролива.

Третий тип ЧС (при выбросе мало летучих ОХВ) – возникает пролив ОХВ и вторичное облако по мере его испарения.

Четвертый тип ЧС (при выбросе стойких ОХВ) – образуется пролив ОХВ.

В результате аварии на химически опасном объекте может образоваться очаг химического поражения, который включает в себя участок местности, на котором разлился токсичный продукт, и зону химического заражения с подветренной стороны от этого участка.

Угроза поражения людей СДЯВ требует быстрого и точного выявления и оценки химической обстановки. Под химической обстановкой понимают масштабы и степень химического заражения местности, оказывающие влияние на действия формирований гражданской обороны (ГО), работу объекта экономики и жизнедеятельность населения.

Под оценкой химической обстановки понимается определение масштаба и характера заражения СДЯВ, анализ их влияния на деятельность объекта экономики, сил ГО и населения.

Исходными данными для оценки химической обстановки являются: тип СДЯВ, район, время и количество СДЯВ, разлившееся в результате аварии (при заблаговременном прогнозировании для сейсмических районов за величину выброса принимают общее количество СДЯВ). Кроме того, на химическую обстановку влияют метеорологические условия: температура воздуха и почвы, направление и скорость приземного ветра, состояние вертикальной устойчивости приземного слоя атмосферы.

В основу метода заблаговременной оценки химической обстановки положено численное решение уравнения турбулентной диффузии. Для упрощения расчетов ряд условий оценивается с помощью коэффициентов.

Глубина зоны химического поражения рассчитывается следующим образом:

111714 0035 2 ПРАВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПОТРЕБЛЕНИЕ БЕЗОПАСНЫХ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ТОВАРОВ, м.

где G – количество СДЯВ, кг;

D – токсодоза, мг . мин/л (D = C . T, здесь С – поражающая концентрация, мг/л, а Т – время экспозиции, мин);

V – скорость ветра в приземном слое воздуха, м/с.

Ширина зоны поражения:

111714 0035 3 ПРАВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПОТРЕБЛЕНИЕ БЕЗОПАСНЫХ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ТОВАРОВ, м.

Площадь зоны поражения:

111714 0035 4 ПРАВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПОТРЕБЛЕНИЕ БЕЗОПАСНЫХ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ТОВАРОВ, м2,

Время подхода зараженного воздуха к объекту рассчитывается из следующего соотношения:

111714 0035 5 ПРАВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПОТРЕБЛЕНИЕ БЕЗОПАСНЫХ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ТОВАРОВ, мин.

где L – расстояние от места аварии до объекта экономики, м;

111714 0035 6 ПРАВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПОТРЕБЛЕНИЕ БЕЗОПАСНЫХ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ТОВАРОВ– скорость переноса облака, зараженного СДЯВ.

Время действия поражающих концентраций считается следующим образом:

111714 0035 7 ПРАВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПОТРЕБЛЕНИЕ БЕЗОПАСНЫХ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ТОВАРОВ

где 111714 0035 8 ПРАВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПОТРЕБЛЕНИЕ БЕЗОПАСНЫХ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ТОВАРОВ– время испарения СДЯВ в зависимости от оборудования хранилища, час.

В приведенных уравнениях:

K1, K2, K6, – коэффициенты, учитывающие состояние атмосферы.

K3, K4 – учитывают условия хранения и топографические условия местности.

K5 – учитывает влияние скорости ветра на продолжительность поражающего действия СДЯВ.

Значения коэффициентов, времени испарения СДЯВ при скорости ветра 1 м/с и токсических свойств СДЯВ определяются из следующих таблиц:

Вертикальная устойчивость атмосферы

  

Инверсия

Изотермия

Конвекция

K1

0,03

0,15

0,8

K2

1

1/3

1/9

K6

2

1,5

1,5

 

V, м/с

1

2

3

4

5

6

K5

1

0,7

0,55

0,43

0,37

0,32

 

  

Тип хранилища СДЯВ

открытое

обвалованное

K3

1

2/3

 

  

Тип местности

открытая

закрытая

K4

1

1/3

 

Наименование СДЯВ

Тип хранилища

открытое

обвалованное

Аммиак

1,3

22

Хлор

1,2

20

Сернистый ангидрид

1,3

20

Фосген

1,4

23

 

Наименование СДЯВ

Токсические свойства

Поражающая концентрация, мг/л

Экспозиция, мин

Аммиак

0,2

360

Хлор

0,01

60

Сернистый ангидрид

0,05

10

Фосген

0,4

50

 

Безопасность населения обеспечивается своевременным оповещением, использованием средств индивидуальной и коллективной защиты, временным укрытием людей в жилых и производственных зданиях, эвакуацией населения из зон возможного заражения.

В случае аварии на химически опасном объекте люди, находящиеся вблизи него, должны:

— надеть средства защиты органов дыхания и кожи;

— закрыть окна и форточки;

— отключить источники электроэнергии, водоснабжение и газ;

— взять документы, необходимые вещи и, предупредив соседей, покинуть район аварии.

При отсутствии средств индивидуальной защиты следует включить радио (телевизор) для получения распоряжения о дальнейших действиях и провести герметизацию помещения.

Иногда возникает необходимость передвигаться по зараженной местности. При этом надо выполнять следующие правила:

— не прикасаться к местным предметам, не поднимать пыли и не наступать на разливы жидкости и россыпи порошков;

— не снимать средства индивидуальной защиты, при обнаружении ядовитых веществ на коже, одежде и средствах защиты удалить их тампоном из бумаги или ветоши;

— при движении не пить и не принимать пищу. Выйдя из зоны заражения, следует провести санитарную обработку.

Один из наиболее надежных способов защиты населения от воздействия АХОВ при авариях на химически опасных объектах и от радиоактивных веществ при неполадках на АЭС, во время стихийных бедствий: бурь, ураганов, смерчей, и, конечно, в случае применения оружия обычных видов и современных средств массового поражения — это укрытие в защитных сооружениях. К таким сооружениям относят убежища и противорадиационные укрытия (ПРУ). Кроме того, для защиты людей могут применяться и простейшие укрытия. Защитные сооружения по месту расположения могут быть встроенными, расположенными в подвалах и цокольных этажах зданий и сооружений, и отдельно стоящими, сооружаемыми вне зданий и сооружений. Размещают их возможно ближе к местам работы или проживания людей.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская Газета. – 25 декабря 1993г.
  2. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г.// СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  4. ФЗ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 в ред. ФЗ от 12.12. 2004 №171-ФЗ // СЗ РФ. 1996. №3. Ст. 410.
  5. ГОСТ Р 22.0.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий
  6. ГОСТ Р 22.0.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
  7. ГОСТ Р 22.3.01-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Общие требования
  8. ГОСТ Р 22.3.03-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения
  9. ГОСТ Р 22.8.01-96 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования
  10. Безопасность жизнедеятельности /Под ред. Белова С.В.–М.: Высшая школа, 2002.
  11. Безопасность жизнедеятельности/Под ред. Русака О.Н.–СПб.: ЛТА, 2003.
  12. Кукин П.П., Лапин В.Л. и др. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда.–М.: Высшая школа, 2001.
  13. Охрана окружающей среды/ Под ред. Белова С.В. –М.: Высшая школа, 1991.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.38MB | MySQL:120 | 1,670sec