ТЕЛЕСНЫЙ ФАКТОР В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

<

112314 2115 1 ТЕЛЕСНЫЙ ФАКТОР В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКААктуальность темы исследования определяется следующим. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Быть здоровым — естественное желание каждого человека. Здоровье — понятие не только биологическое, но и социальное. Хорошее здоровье — это радостное восприятие жизни, высокая трудоспособность. В нашей стране здоровье каждого человека.

Для сохранения и поддержания здоровья людей важное значение имеют условия труда, прожиточный минимум, образ жизни, состояние здравоохранения. Все эти условия жизни людей определяются социальным строем общества. В конечном итоге социальный строй определяет уровень рождаемости, заболеваемости, смертности, продолжительности жизни населения. Эти факторы в свою очередь оказывают положительное или отрицательное влияние на социально-экономический прогресс общества.

Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых – сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, или что еще хуже – употребляют наркотики, активно укорачивают свою жизнь.

Кто из молодых людей не желал бы иметь стройную фигуру, быть сильным, выносливым, ловким, не уступать друзьям и подругам и в спортивных упражнениях, и в танцевальных движениях. Ведь всё это играет не последнюю роль в самоутверждении молодого человека в кругу своих сверстников, в учебном и трудовом коллективе.

Известный учёный-морфолог М.Иваницкий писал, что человек рождается лишь с задатками тех природных дарований, которые определяют красоту тела и соразмерность всех его частей, стройность сложения, лёгкость и согласованность движений, физическую силу, гармоническое развитие. А вот для полного расцвета и созревания все эти природные дарования нуждаются в активном развитии и совершенствовании1.

Современный труд специалиста, студента, требующий в основном интеллектуальных усилий, длительных нервных напряжений, связанных с переработкой большого потока разнообразной информации, существенно отличается от труда чисто физического.

Эволюция пока не выработала реакций, надёжно предохраняющих центральную нервную систему от перенапряжений. Поэтому наступление нервного (умственного) утомления в отличии от физического (мышечного) не приводит к автоматическому прекращению работы, а лишь вызывает перевозбуждение, невротические сдвиги, которые, накапливаясь приводят к заболеванию человека.

Конечно, научно-технический прогресс сделал много для здоровья и блага человека: увеличилась средняя продолжительность жизни, практически ликвидированы многие инфекционные заболевания (оспа, тиф и др.). В то же время научно-технический прогресс принёс с собой и целый ряд негативных явлений, в частности пребывание человека в современном «русле» сопряжено с очень быстрыми ритмами, высоким эмоциональном напряжении, внезапными переключениями на другие виды деятельности и, главное — естественная потребность человека в движении сейчас в должной степени не удовлетворяется.

Гипокинезия и гиподинамика, то есть снижение двигательной активности, и как следствие, ослабление организма стали сугубо нежелательным фоном жизни современного человека. Не случайно гипокинезию и гиподинамию называют издержками научно-технического прогресса и рассматривают как своего рода конфликт между Биологической сущностью человека и условиями жизни, которые он создал1.

Таким образом современные люди вынуждены обращаться к одной из важнейших экзистенциональных ценностей ценности здоровья, которая в значительной степени носит опосредованный силовыми нагрузками характер и лишь на первый взгляд имеет, соотносимое с реальным состоянием тела, содержание.

К экзистенциональным ценностям относятся виды деятельности, которые связаны с обеспечением необходимых условий для человеческого существования (физическое здоровье, работоспособность).

Безусловно, природа тела не может быть полностью редуцирована к социокультурной практике, однако, в большей степени «здоровое» (или «нездоровое») тело — это не сама по себе характеристика физиологической нормы или нарушения, а своего рода социальная конструкция, которая может быть связана как с реальными, так и со мнимыми нарушениями в режиме работы биологического тела человека, с его восприятием и пониманием тех модальностей, которые приняты в конкретном социокультурном пространстве.

Исследователи в области социальной медицины обращают внимание на то, что в цивилизованно продвинутых странах больной теперь далеко не всегда рассматривается как жертва болезни. Более общая ценностная ориентация на то, что каждый должен быть ответственен сам за себя, в том числе, за своё здоровье, определяет и подход к ценности здорового тела, его восприятия как необходимого атрибута и свидетельства социальной адаптированности индивида, его в данном пространстве; напротив отсутствие такого тела весьма часто рассматривается как собственная вина субъекта, но не основание для сострадания со стороны общества. «Быть больным» всё чаще означает «больше, чем просто экзистенциональное состояние; эта позиция воспринимается как определённый образ жизни и особое место в обществе»1.

Неоднозначность понятия «здоровое тело» имеет иной аспект, связанный уже не столько с характером социальной оценки и социального признания, сколько с личностными смыслами его понимания и трактовки. Большинство людей, как свидетельствуют многочисленные исследования, не видят в самом понятии здорового тела какой либо сложности; они полагают, что это есть само собой разумеющееся — просто не страдающее тело». Однако, если рассматривать ценность здорового тела не в биологическом контексте, а в собственно человеческом, социально-культурном, то её смысл будет существенно иным — и в модальности «социального тела», и «тела культурного». В первом случае необходимо говорить не просто об отсутствии сострадания, но о готовности, пригодности «человека телесного» к выполнению тех или иных функций, социальных предписаний и т.п., во втором же, связанным со сверх утилитарным, не определяемым собственно практикой подходом — о способности и внутренней мотивированности, ориентированности субъекта, обладателя этой личностной ценности, к самосовершенствованию, самореализации, к репрезентированности своего»Я» посредством своего тела.

Встроенность «человека телесного» в социальное пространство не означает лишь одностороннее влияние общественных факторов на развитие, трансформацию телесно-дыхательных характеристик человека: в свою очередь они выступают как материальный субстрой его интеллектуальной и духовной деятельности.

На формирование телесно-двигательных характеристик человека может происходить под воздействием совершенно различных факторов и обстоятельств:

1. Быть продуктом спонтанных влияний среды.

2. Результатом целенаправленных усилий.

К спонтанным влияниям среды — можно отнести представление об идеале телосложения, (хотя как известно, идеал в реальности недосягаем), проходящие модные «течения» на одежду, причёски и т.д. Мода и вкусы менялись в разные исторические эпохи, по-разному трактовались в разных странах, сравнительно часто меняются и сейчас.

Так, эталоном женской фигуры в 2980 г. до н.э. была Венера Виллендорская (археологический фонд), символ плодородия. Её размеры: обхват груди — 244 см, талии — 226 см, бёдер — 244 см.

<

1880 г. — идеальная женщина XIX столетия – «корсанная модель» (97-46-97 см). Выражение женственности в выступающих формах.

Правда в это время идеалы женщины подразделялись по сословному признаку. Чернышевский в своей диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» писал, что у крестьянок и аристократок разное отношение к эталонам женской фигуры. Так светская красавица должна быть «полувоздушной», хрупкой, нежной. У сельской девушки должны быть другие характеристики: свежий цвет лица, румянец во всю щеку, крепкое, плотное телосложение.

Но Чернышевский делает акцент на общечеловеческие, «общесословные» ценности — ценности здоровья. «Здоровье, правда, никогда не может потерять своей цены в глазах человека; потому что и в довольстве и в роскоши плохо жить безздоровья — вследствии того румянец на щеках, и цветущая здоровьем и свежестью кожа, продолжают быть привлекательными и в дни светских людей»1.

1920 г. — символ мира Дориан Джозефин Бейкер: 81-65-81 см.

1950 г. — богиня своего времени, идеал экономического чуда — Софи Лорен: 95-58-95 см.

1968 г. — маникенщица и киноактриса – Твигги – костлявая стройная фигура, абсолютно плоская грудь, идеальная женщина эры хиппи: 72-56-78 см (при весе всего 46 кг).

1990 г. — атлетическая женственность — Синди Кроуфорд: 86-60-86 см, спортивная, уверенная в себе.

1993 г. — эталоном назвали первую красавицу мира Клаудию Шиффер: 92-62-91 см1.

За основу их разработок пропорций тела брались единицы меры, равные той или иной части тела человека. Такой единицей меры, называемой модулем, считается высота головы, длина позвоночного столба и пр.

Чаще всего эти измерения отображают усреднённые данные «идеальной» фигуры. Но всё это важно для художников, рисующих человеческие фигуры и для воятелей.

Хотя истинная не антропологическая соразмерность тела человека, признанная и анатомами, и специалистами биодинамики, в своей основе всё же имеет взгляды древних эллинов, у которых культ человеческого тела был достаточно высок. Это особенно чётко отразилось в классических пропорциях работ древнегреческих скульпторов.

Но современный человек понимает, что веяния моды, различные идеалы быстро проходят, а следовательно формирование телесно двигательных характеристик человека должны стать результатом целенаправленных усилий. Тем более, что научно-технический прогресс «приносит» каждый день новые панацеи здоровья: пищевые добавки, поливитамины, гормональные препараты, новые системы физических упражнений и т.д.

Индивидуум живущий на пороге XIX века, опираясь на свои знания, умения и навыки в состоянии позаботиться о своём биологическом теле, путём адекватных мер, которые выбираются в зависимости от профессиональной деятельности, физического развития, и только в этом случае превращение биологического тела в «социальное» или «культурное» тело опосредованно рефлексивным отношением человека к своей телесности, к её оформлению в социокультурном пространстве.

Группа социальных ценностей имеет отношение к функционированию телесности, формированию и использованию физического имиджа в пространстве социального взаимодействия индивидов (использование физических, двигательных характеристик в структуре социальных ролей личности, в её коммуникативном пространстве; значение «телесного потенциала» для достижения социального престижа, роль телесного фактора в процессе социализации и т.п.).

Из далёкой древности дошёл до нас призыв древнегреческого мыслителя Сократа, идеи которого оказали большое влияние на развитие философии, да и не только философии: «Познай самого себя». Вот именно – «познание себя», объективная самооценка своего физического развития, психофизического состояния необходима для осознанного и оправданного выбора средств и методов для своего духовного и физического совершенствования.

Но мы часто забываем содействовать гармоническому воссоединению: духовного, психического и физического развития (рис.1). Но в классическую эпоху (480-300 гг. до н.э.) древние греки никогда об этом не забывали. Представление о красоте человека прежде всего ассоциировалось с его положительными нравственными качествами. Прекрасный мужчина был олицетворением мужества, разумной силы и сосредоточенности. Внешний облик человека как бы символизировал определённый уровень его внутреннего мира. В мире, где гармоничность тела понималась как выражение гармонии духа, безобразие же означало недостаток разума, благородства, силы характера и выступало как отрицание позитивных ценностей1.

112314 2115 2 ТЕЛЕСНЫЙ ФАКТОР В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Рис. 1 Единство 3 начал в человеке: духовного, психического и физического

1. – Духовное 2; – Психическое; 3. — Физическое.

Пифагор на первой ступени посвящения своих учеников учил: «очищению души соответствовало очищение тела, которое достигалось правильной гигиеной и строгой дисциплиной нравов» (8 с.188). Побеждать свои страсти было первым долгом посвящённого. Кто не привёл свою собственную природу в гармонию, тот не может отражать и божественную природу.

Однако отношение к телу как к ценности самой по себе в то же время может также иметь различную смысловую нагрузку, обладать различной модальностью: от абсолютизации этой ценности, превращения её в самоцель ( я — это прежде всего моё тело, и на него должна быть сориентирована моя личностно-значимая деятельность) и до признания невторостепенности, ценностной значимости тела в общей системе социально-коммукативных, личностно-экспрессивных, нравственных, эстетических ценностей1.

Особое место в контексте обсуждения социокультурных смыслов ценности здоровья, здорового тела в его оппозиции антиценности нездоровья, занимает проблема инвалидности, телесного увечья, на протяжении длительного времени практически не обсуждавшаяся, как и проблема телесности в целом, в социокультурном контексте.

В современном мире наука приобретает большое значение и развивается всё более быстрыми темпами. Особенно усиливается роль фундаментальной, теоретической науки, для решения социально-практических проблем. Она обогащает человека, его духовный мир и тем самым способствует развитию1. Так научно-технические достижения активно внедряются в область фундаментальной и практической медицины. Учёные научились пересаживать все внутренние органы человека, делать сложные пластические операции, тем самым помогая человеку избавиться от телесного увечья, физических недостатков, успешно решать проблему инвалидности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

 

Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией. перееданием уже к 20 –30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, — словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Здоровый образ жизни — это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

По определению Всемирной организации здравоохранения «здоровье — это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»1.

В медико-биологической литературе даются различные определения здоровья, каждое из которых подчеркивает важность того или иного аспекта комплексной характеристики этого состояния организма. Наиболее полно характеристика понятия  здоровья дана в определении одного из основоположников валеологии В.П.Петленко: «Здоровье представляет собой нормальное психосоматическое состояние человека, способное реализовать свой потенциал телесных и духовных сил и оптимально удовлетворить  систему материальных, духовных и социальных потребностей»1.

 Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь — это важное слагаемое человеческого фактора.

Вообще, можно говорить о трех видах здоровья; о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном):

Физическое здоровье — это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств,

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив — он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты;

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия дня творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться».

Систему функциональных резервов организма можно разбить на
подсистемы1:

  1. Биохимические резервы (реакции обмена).
  2. Физиологические резервы (на уровне клеток, органов, систем органов).

    3. Психические резервы.

    Возьмем, к примеру, физиологические резервы на клеточном уровне бегуна-спринтера. Прекрасный результат в беге на 100 м – 10 секунд. Его могут показать лишь единицы. А можно ли этот результат существенно улучшить? Расчеты показывают, что можно, но не более чем на несколько десятых секунды. Предел возможностей здесь упирается в определенную скорость распространения возбуждения по нервам и в минимальное время, необходимое для сокращения и расслабления мышц.

    Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

    Плодотворный труд — важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд.

    Рациональный режим труда и отдыха — необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

    Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    Образ жизни характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающие его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения.

    Образ жизни – один из критериев общественного прогресса, это «лицо» человека.

    Будучи обусловленным в значительной степени социально-экономическими условиями, образ жизни находится в зависимости от мотивов деятельности конкретного человека, особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим и объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей.

     На сегодняшний день практически каждый человек, живущий в странах хоть какого — либо технического прогресса, имеет массу дел и обязанностей. Порою ему не хватает времени даже на свои дела. В результате, с горою мелочных технических проблем человек просто забывает главные истины и цели, запутывается. Забывает о своем здоровье. Он не спит по ночам, не ходит в походы, не бегает по утрам, ездит на машине (по улицам с опасным составом воздуха а не ходитпешком, кушает с книгой и … А спроси у него: «Что же такое здоровье?2 …Да ничего он вам на это не ответит. Забудет он про этот вопрос. А вспомнит вас (задавшего этот вопрос) только где-нибудь в кардио- или онкодиспансере. Но, скорее всего, будет поздно, начнет он рассказывать вам то же самое, что было изложено выше. Но вот вопрос: нужны ли ему теперь все его материальные ценности ? Наверное нет…

    Так вот, давайте еще раз продумаем свои жизненные задачи и цели, выделив тем самым время для укрепления своего здоровья.

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

     

  3. Акимов О. С. Естествознание. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  4. Александрова Е.Я., Быховская И.М. Культурологические опыты. М., 1996.
  5. Васильева З. А., Любинская С. М. Резервы здоровья, М., 1984.
  6. Горелов А. А. Концепции современного естествознания. — М.: Центр, 2002.
  7. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания. — М. : ИНФРА-М, 2000.
  8. Дубнищева Т.Я. и др. Современное естествознание. — М.: Маркетинг, 2000.
  9. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь. –М.: АО «Аспект пресс», 1995.
  10. Ильинский И.Н. Молодёжь России: тенденции, перспективы. — М.: Молодая гвардия, 1993.
  11. Комаров Ю. М. Концепция дальнейшего развития здравоохранения и прикладной медицинской науки в Российской Федерации. М., 1994.
  12. Куценко Г. И., Новиков Ю. В. Книга о здоровом образе жизни. М.: ПРОФИЗДАТ, 1987.
  13. Орешкин Ю. А.. К здоровью через физкультуру. М., 1990.
  14. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. — М.: Гордарика, 1997.
  15. Социальная гигиена и организация здравоохранения / Под ред. А. Ф. Серенко и В. В. Ермакова. М.: Медицина, 1984.
  16. Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности. — М.: ОГИЗ, 1948.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.94MB/0.00189 sec

WordPress: 22.82MB | MySQL:117 | 1,646sec