ВЫЯВИТЕ СПЕЦИФИКУ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ЕСТЕСТВЕННО- НАУЧНОГО И ГУМАНИТАРНОГО ТИПОВ КУЛЬТУР

<

111714 0133 1 ВЫЯВИТЕ СПЕЦИФИКУ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ЕСТЕСТВЕННО    НАУЧНОГО И ГУМАНИТАРНОГО ТИПОВ КУЛЬТУРСовременная наука охватывает огромную область знаний — около 15 тысяч дисциплин, которые в различной степени отдалены друг от друга. В ХХ веке научная информация за каждые 10 – 15 лет удваивалась. Если в 1900 году существовало около 10 тысяч научных журналов, то в настоящее время — несколько сотен тысяч. Более 90 % ученых, когда-либо живших на Земле, – наши современники, их число в мире к концу ХХ века составило свыше пяти миллионов человек.

Научные знания многообразны в своих проявлениях, но едины в контексте человеческой культуры. В настоящее время насчитывается до 500 определений термина «культура». Латинское слово cultura первоначально означало обработку земли, возделывание почвы. Цицерон в 45 году до н. э. применил его в переносном смысле как cultura animi, что переводится как «возделывание, взращивание души, духа». Культуру стали понимать как нечто противостоящее природе, созданное самим человеком. В ХХ веке крупнейший российский социолог П.А. Сорокин характеризовал культуру как систему ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов1.

Культура — это система средств человеческой деятельности, благодаря которой программируется, реализуется, стимулируется активность индивида, групп, человечества в их взаимодействии с природой и между собой. Эти средства создаются людьми, постоянно совершенствуются и состоят из трех содержательных типов культур — материальной, социальной и духовной.

Материальная культура – совокупность вещественно-энергетических средств бытия человека и общества. Она включает орудия труда, активную и пассивную технику, физическую («телесную») культуру индивида и населения, благосостояние человека и общества и т.д.

Социальная культура – система правил поведения людей в различных видах общения и специализированных сферах общественной деятельности. Она включает этикет, профессиональную, правовую, религиозную, нравственную, экономическую и другие разновидности нормативной деятельности.

Духовная культура – система знаний, состояний, эмоционально-волевой сферы психики и мышления индивидов, а также непосредственных форм их выражений — знаков. Универсальный знак — язык — естественный и искусственный, звуковой (речь) и письменный. Основные виды духовной культуры — мораль, право, мировоззрение, идеология, искусство, наука и т. д.

Предметная область науки включает: систему знаний о природе — естествознание (естественные науки); систему знаний о позитивно значимых ценностях бытия человека, социальных слоев, государства, человечества (гуманитарные науки).

Естественные науки являются составной частью естественнонаучной культуры, а гуманитарные соответственно гуманитарной культуры.

Естественнонаучная культура — это: совокупный исторический объем знания о природе и обществе; объем знания о конкретных видах и сферах бытия, который в сокращенно-концентрированной форме актуализирован и доступен изложению; усвоенное человеком содержание накопленного и актуализированного знания о природе и обществе.

Гуманитарная культура — это совокупный исторический объем знания философии, религиоведения, юриспруденции, этики, искусствознания, педагогики, литературоведения и других наук; системообразующие ценности гуманитарного знания (гуманизм, идеалы красоты, совершенства, свободы, добра и т. п.).

Специфика естественнонаучной культуры: знания о природе отличаются высокой степенью объективности и достоверности (истинности). Кроме того, это глубоко специализированное знание.

Специфика гуманитарной культуры состоит в том, что системообразующие ценности гуманитарного знания определяются и активизируются исходя из принадлежности индивида к определенной социальной группе. Проблема истинности решается с учетом знания об объекте и оценки полезности этого знания познающим или потребляющим субъектом. При этом не исключается возможность толкований, противоречащих реальным свойствам объектов, насыщенность теми или иными идеалами и проектами будущего.

Почти на всем протяжении ХХ века наблюдалось противостояние двух сфер познания — естественнонаучной и гуманитарной. Английский ученый Ч. Сноу (1905 – 1980) сформулировал в середине ХХ века тезис об опасности этого противостояния, поскольку развитие естественных и гуманитарных наук не выходит на желаемый уровень интегративности. Ученый показал, что между традиционной гуманитарной культурой европейского Запада и «научной культурой», выросшей на основе развития естествознания и техники, возникает и углубляется существенный разрыв, если не сказать, пропасть.1

Ч. Сноу размышлял о двух полюсах культуры. На одном из них — культура, созданная наукой, естествознанием. Прежде всего — это современная научная модель физического мира, которая по сложности, емкости, интеллектуальной глубине является удивительным творением коллективных усилий человеческого разума. Но представители другого полюса — гуманитарной культуры — не имеют, как правило, ни малейшего представления об этом творении. В гуманитарном сообществе не приемлют упрощений, идеализаций, забывая, что построение идеальных моделей — одно из условий плодотворного теоретического мышления. В свою очередь, многие гуманитарные ценности остаются неизвестными для большинства естествоиспытателей2.

Однако к концу ХХ столетия появились серьезные предпосылки для преодоления подобного противостояния. Само по себе сопоставление различных научных дисциплин — это всегда обмен опытом и перенос его из одной области познания в другую. Это одна из возможных точек роста научного знания. Именно поэтому методологическое сопоставление гуманитарных и естественных наук часто приносит новое, дает замечательные научные результаты.

Междисциплинарный подход становится все более значимым для нынешнего развития науки. Идет процесс формирования единой науки о человеке, обществе, государстве, природе и жизни. При этом и социальное, и естественнонаучное понимание имеет единые исходные цели (достичь истинного знания)1.

<

Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур заключается в следующем: имеют общую культурную основу; являются основополагающими элементами единой системы знаний; представляют собой высшую форму человеческих знаний; взаимно координируют в историко-культурном процессе; стимулируют появление новых междисциплинарных отраслей знания на стыках естественных и гуманитарных наук.

Человек является основным звеном связи всех наук. Это обосновано тем, что человек: непосредственно осуществляет процесс познания, задает его цели, определяет программу, контролирует протекание собственной познавательной активности; использует результаты наук для удовлетворения своих общественных и личных потребностей; постоянно совершенствует научную деятельность; определяет смысл науки, идеалы, прогнозирует их развитие.2

Среди выделяющихся в последние десятилетия новых отраслей знания значительное число уже по своей природе носит синтетический, интегративный характер (астрофизика, математическая лингвистика, инженерная психология, космическая медицина, техническая эстетика и др.). Интереснейшим примером такого синтеза становится в последние годы синергетика. Возникнув как физическая теория (в термодинамике), она может успешно служить для моделирования многих процессов социальной жизни — демографических, геополитических, социально-экономических и др.

 

 

 

 

2 дайте анализ роли «наук о природе» и «наук о духе» в развитии культуры

 

Постановка проблемы соотношения «наук о природе» и «наук о духе» принадлежит неокантианцам Вильгельму Виндельбанду, Генриху Риккерту и представителю «философии жизни» Вильгельму Дильтею.

Природа для нас есть нечто внешнее, материальное, чуждое. Её явления безгласны, немы и холодно равнодушны по отношению к нам. Их исследование поэтому сводится к столь же бесстрастному расчленению на причины и следствия, общее и особенное, необходимое и случайное и пр. Главная и определяющая познавательная процедура в науках о природе – есть объяснение, сведение явлений природы к их причинам и законам существования. Науки о духе, напротив, имеют дело с предметом не внешним, а внутренним для нас. Поэтому дела человеческие подлежат не столько объяснению, сколько пониманию. Именно поэтому истины в науках о природе доказываются. Истины же в науках о духе лишь истолковываются, интерпертируются1.

Для наук о природе характерен «генерализующий» (выделяющий общее в вещах) метод исследования, для наук о духе – «индивидуализирующий» (подчеркивающий неповторимость, уникальность явления).

Цель наук о природе – отыскать общее в разнообразных явлениях, подвести их под единое правило. Гуманитарная наука также обязана искать общее в объектах своего исследования и устанавливать общие правила, законы. Но так как сферой ее компетентности является человек, нельзя пренебрегать его индивидуальностью, отличиями от других людей даже при установлении общего правила или закона.

«Индивидуализирующий» метод наук гуманитарных противопоставляется «генерализирующему» методу наук естественных.

Следующим параметром, разводящим гуманитарные и естественные науки по разные стороны баррикад, является их отношение к ценностям. Ценностная составляющая знания оказывается существенной в основном для гуманитаристики. Из естествознания ценности упорно изгонялись, хотя естественные науки не вправе считать себя полностью свободными от ценностей.

Естествознание потратило немало усилий, чтобы избавиться от присущего ему на первых порах антропоцентризма – т.е. представления о центральном месте человека в мироздании в целом. В гуманитарных науках же человек по-прежнему находится в центре внимания, представляет собой главную ценность и важнейший объект интереса. Гуманитарное знание антропоцентрично по определению.

Гуманитарные науки являются идеологически нагруженными. Естественные же науки идеологически нейтральны.

Взаимоотношения субъекта и объекта познания в естественных науках строго разделены, в гуманитарных – частично совпадают.

Упор на строго объективную количественную оценку изучаемых объектов принес естествознанию славу «точных наук», основу их методологии составляет применение экспериментальных методов; в гуманитарных науках заметно преобладание качественных оценок, так как изучаемые ими явления плохо поддаются математической (количественной) обработке и экспериментальные исследования весьма затруднены из-за моральных запретов.

Характер объекта исследования в естественных науках – материальный, относительно устойчивый, в гуманитарных – больше идеальный, чем материальный, относительно изменчивый.

Объяснение — понимание. Природа для нас есть нечто внешнее, материальное, чуждое. Ее явления безгласны, немы и холодно равнодушны по отношению к нам. А сведение явлений природы к их причинам и законам существования есть объяснение — главная и определяющая познавательная процедура в науках о природе.

Науки о духе, напротив, имеют дело с предметом не внешним, а внутренним для нас. Явления духа даны нам непосредственно, мы их переживаем как свои собственные, глубоко личные. Поэтому дела человеческие подлежат не столько объяснению, сколько пониманию.

Именно поэтому истины в науках о природе доказываются: объяснение одинаково для всех и общезначимо. Истины же в науках о духе лишь истолковываются, интерпретируются: мера понимания, чувствования, сопереживания не может быть одинаковой.

Генерализация — индивидуализация. Другим существенным основанием выделения специфики наук о природе и наук о духе являются особенности метода исследования. Для первых характерен метод «генерализазующий» (выделяющий общее в вещах), для вторых — «индивидуализирующий» (подчеркивающий неповторимость, уникальность явления).

Отношение к ценностям также различно у двух групп обозначенных наук. Ценность — общественная или личная значимость для человека тех или иных явлений природной и социальной реальности. Естественные науки добровольно принимают «диктатуру фактов», которые должны найти свое объяснение совершенно независимо от каких бы то ни было предпочтений и приоритетов познающего субъекта. Умение анализировать мир в его собственной логике и законосообразности, видеть мир таким, «каков он есть сам по себе» — важнейшее достоинство естествознания. Гуманитарные же науки раскрывают не только то, что в социальном мире реально есть, но и то, что в нем должно быть. Поэтому ценностная составляющая знания оказывается существенной в основном для гуманитаристики 1.

Антропоцентризм есть представление о центральном месте человека в мироздании в целом. Естествознание потратило немало усилий, чтобы избавиться от него на своем первом этапе. Для гуманитариев же человек по-прежнему находится в центре внимания, представляет собой главную ценность и важнейший объект интереса. Гуманитарное знание антропоцентрично по определению.

Идеологическая нейтральность — загруженность. Идеология представляет собой теоретическое знание, в котором представлен тот или иной социально-групповой интерес. Гуманитарные науки, в силу специфики своего предмета, невольно оказываются идеологически нагруженными. Мир природы же в естествознании не является полем столкновения противоречивых общественных интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ОБЪЯСНИТЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ЕДИНСТВА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ И ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

 

В предметной области науки относительно четко выделяются системы знаний о природе — естествознание (естественные науки) и системы знаний о позитивно значимых ценностях бытия индивида, групп, государства, человечества — гуманитарные науки. До последовательного оформления науки как самостоятельной части культуры человечества знания о природе и ценностях общественной жизни входили в иные состояния духовной культуры: практический опыт, мудрость, народная медицина, моральные системы этносов, натурфилософия и др. Данное обстоятельство дает право трактовать понятия «естествознание» и «гуманитарное знание» не в качестве естественных и гуманитарных наук, а в значении более широкого комплекса научных и ненаучных видов знаний. Однако в условиях культуры XX в. такая трактовка непродуктивна. Поэтому чаще всего исходят из того, что современная естественнонаучная и гуманитарная разновидности культуры основаны на научном знании. С учетом того обстоятельства, что отдельный человек не в состоянии усвоить весь объем информации, накопленный науками, понятие «естественно-научная культура» указывает на три слоя реальности:

– совокупный исторический объем информации, полученный в процессе изучения природы и общества;

– объем информации о данных сферах бытия, который в сокращенно-концентрированной форме актуализирован и доступен усвоению;

– фактически усвоенное индивидом, специалистом содержание накопленного и актуализированного знания о природе и общественных ценностях 1.

 Сфера исследования природы естественными науками, по сути, неисчерпаема. Она включает объекты микро-, макро- и мегамиров. В более популярном изложении это означает, что естествознание исследует неорганическую и органическую природу Земли и Вселенной. Основные науки о неорганической природе — физика, химия, физическая химия и многочисленные подразделения. Комплекс биологических наук исследует живую природу начиная от доклеточного уровня и кончая биосферой. Специфику планетного вещества Земли изучает геология и другие науки. Вселенная является объектом познания астрономии, астрофизики, астрохимии. Математика исследует все сферы бытия природы, где выявлены количественные закономерности. Методы математики проникают и в науки об обществе. Гуманитарная культура основывается на знаниях этики, религиоведения, юриспруденции, искусствознания, философии, литературоведения, педагогики и других наук. Системообразующие ценности гуманитарных наук — гуманизм, идеалы добра, истины, красоты, совершенства, свободы и т. д. Эти ценности имеют решающее значение в целеполагающей деятельности людей, так как поднимают человека от состояния животного эгоизма к всесторонней общественной жизни. Те или иные группы ценностей и соответственно виды гуманитарной культуры могут наполняться специфическим социальным содержанием. Их общественная значимость относительна и утверждается в соответствии с той или иной ролью, которую они играют в определенную историческую эпоху.

Существенную роль в современной индустриальной цивилизации играют экономические и утилитарно-практические ценности, в которых осмысливаются явления материальной культуры. Важно подчеркнуть, что и в гуманитарном знании, и в целом в гуманитарной культуре существенным образом представлены интересы субъекта.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Горелов А. А. Концепции современного естествознания. М., 2008.
  2. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания. М., 2009.
  3. Кендрью Дж. Нить жизни. М., 1968.
  4. Миронов А.В. Концепции современного естествознания. М., 2007.
  5. Наука и ее место в культуре. Новосибирск, 1990.
  6. Пуанкаре А. О науке. М.: ИНФРА-М, 2007.
  7. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2005.
  8. Степин В.С. и др. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.
  9. Селье Г. От мечты к открытию. М., 2005.
  10. Соломатин В.А. История и концепции современного естествознания. -Яросл., 2006.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 21.95MB | MySQL:119 | 1,299sec