Центральные банки и их операции » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Центральные банки и их операции

<

091313 2215 1 Центральные банки и их операции1.Центральные банки, их сущность и функции.

2. Центральный банк Российской Федерации, цель и основные направления его деятельности.

3.Денежно-кредитная политика центральных банков, ее цели, методы и роль в регулировании экономики.

4. Система инструментов и методов денежно-кредитной политики Банка России.

1.Центральные банки, их сущность и функции

Ключевым элементом банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные, Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии и др.

Исторически Центральные банки возникли двумя путями: как результат эволюции эмиссионных банков и вследствие административного учреждения. Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и централизации капитала, перехода к единым национальным денежным системам.

При эволюционном типе развития банкнотная эмиссия сосредоточивалась сначала в немногих крупных банках, пользующихся доверием, а затем в одном банке, за которым закрепилось эмиссионное право. Эмиссионные банки сокращали масштабы операций с обычной клиентурой, превращаясь в ЦБ.

Первым банком, осуществившим эмиссию, был Банк Стокгольма, который в 1650 г. выпустил депозитные сертификаты на золотые монеты, которые выписывались на предъявителя и обращались наравне с другими видами денег на всей территории королевства Швеции. Однако первым эмиссионным банком считается Банк Англии, созданный в 1694 г., поскольку он начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя. Впоследствии, кроме эмиссии банкнот, за центральными банками закрепилась роль казначея государства, посредника между государством и коммерческими банками, проводника денежно-кредитной политики государства.

Центральные банки были национализированы, и в настоящее время их капитал, как правило, полностью или частично принадлежит государству.

Так, капитал ЦБ находится в полной собственности государства в России, Германии, Франции, Великобритании, Бельгии. Доля государства в капитале центрального банка Японии составляет 50 %, остальная часть принадлежит банкам, в Швейцарии государству принадлежит 47 % капитала центрального банка (оставшиеся 53% принадлежат кантонам): в Австрии — 50 % капитала Австрийского национального банка владеет государство, другой половиной — частные лица.

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, их деятельность связана с укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам; развитием и укреплением банковской системы страны; обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

Основные задачи ЦБ состоят в том, что он должен быть:

• эмиссионным центром страны, т. е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;

• банком банков, т. е. совершать операции не с обычной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;

• банкиром правительства, для этого он должен поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золото-валютные резервы. В качестве банка банков центральный банк предоставляет кредитным институтам возможность рефинансирования. Наиболее распространены два вида операций центрального банка с кредитными институтами: покупка и продажа чеков и векселей (в том числе казначейских); залоговые операции с ценными бумагами, векселями и платежными требованиями;

• главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требований и обязательств (клирингов):

• органом денежно-кредитного регулирования экономики.

При решении данных задач центральный банк выполняет следующие основные функции: регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую.

Регулирующая функция выражается в регулировании денежной массы в обращении путем сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии, проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики.

Контролирующая функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т. е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Кроме того, сюда относятся разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм и контроль за ними.

Информационно-исследовательская функция, т. е. функция научно-исследовательского, информационно-статистического центра выражается в том, что ЦБ анализирует и публикует объективную информацию о ситуации в денежно-кредитной сфере, дает при необходимости рекомендации правительству, представляет информацию в высшие инстанции государственной власти. От верности оценки информации зависит выбор направлений денежно-кредитной политики в целом. Информационно-исследовательская функция центрального банка предполагает также консультационную деятельность. В порядке информационного обмена, а также с целью консультаций центральными банками проводятся встречи, конференции, в том числе и на международном уровне.

Задачи и функции центрального банка, а также инструменты и методы их осуществления, как правило, закрепляются в национальном банковском законодательстве. В некоторых государствах главная задача центрального банка излагается в конституции. Основным правовым актом, регулирующим деятельность ЦБ, служит закон о центральном банке страны; он устанавливает организационно-правовой статус последнего, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, статус во взаимоотношениях с государством и национальной банковской системой, полномочия центрального банка как эмиссионного центра страны. Наряду с законом о центральном банке взаимодействие между центральным банком и банковской системой регулируются законом о банковской деятельности. Такой закон определяет основные права и обязанности кредитных институтов по отношению к центральному банку.

Важную роль в функционировании банковской системы страны играет степень независимости ЦБ. Под экономической независимостью понимается возможность ЦБ использовать имеющиеся в его распоряжении инструменты без существенных ограничений, под политической – уровень самостоятельности в его отношениях с органами государственного управления при проведении денежно кредитной политики.

Выделяют объективные и субъективные факторы, определяющие независимость ЦБ.

К числу объективных факторов оценки независимости центральных банков относят:

• участие государства в капитале центрального банка и в распределении прибыли. При это считается, что состав собственников капитала центрального банка при проведении денежно-кредитной политики существенно не влияет на его независимость;

• процедура назначения (выбора) руководства банка. Этот фактор влияет на степень политической независимости ЦБ от органов государственного управления;

• степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка. Этот фактор определяет, с одной стороны, рамки свободы деятельности центрального банка; с другой, — его законодательно установленные полномочия. В большинстве развитых стран (Австрии, Германии, Дании, Нидерландах, России, Франции, Швейцарии, Японии) основные цели и сфера деятельности центрального банка отражены в конституции или подробно изложены в законах о центральном банке и банковской деятельности. Однако в ряде стран (США, Швеции и Италии) формулировка задач центрального банка в законодательстве дана только в общих чертах. Фактор подробности определения законодательством целей и задач центрального банка играет второстепенную роль и его влияние необходимо рассматривать только в совокупности с анализом традиций и условии функционирования центрального банка;

• права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику; От этого фактора, прежде всего, зависит политическая независимость центрального банка;

• правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны.

К субъективным факторам относят сложившиеся взаимоотношения между центральным банком страны и правительством с учетом неформальных контактов руководителей.

Наиболее низкой степенью независимости от вмешательства государственных органов в денежно-кредитную политику обладают центральные банки Франции и Италии. В этих странах право определения направлении вмешательства законодательным путем передано правительству. Центральный банк выступает в роли консультанта и призван руководствоваться решениями правительства. Со времен второй мировой войны руководство Банком Франции находится под влиянием министерства финансов. В законодательстве Великобритании, Нидерландов, Швеции и Японии четко установлена возможность государственных органов вмешиваться в политику центрального банка, инструктировать его, отменять его решения. На более высокой ступени независимости находятся центральные банки Австрии и Дании. Законодательство этих стран не содержит формального права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику центрального банка, однако обязывает его координировать свою стратегию с политикой правительства. Наиболее независимыми являются Центральные банки ФРГ и Швейцарии, в законодательстве этих стран отсутствует право государства на вмешательство в денежную политику центрального банка.

 

2. Центральный банк Российской Федерации, цель и основные направления его деятельности

 

В России ЦБ возник не на эволюционной, а на административной основе. В 1860 году по указу императора Александра II был учрежден Государственный банк, он был подчинен министерству финансов. Государственный банк действовал на основании устава, согласно которому являлся банком краткосрочного коммерческого кредита, призванным содействовать «упрочению денежной кредитной системы» и «оживлению торговых оборотов» в стране. Вначале он не имел эмиссионного права, обладая лишь разрешением о «временных выпусках» в небольших объемах кредитных билетов, учитывал векселя и срочные обязательства, выдавал ссуды и открывал кредиты, покупал и продавал ценные бумаги, драгоценные металлы и иностранную валюту. Он также переводил суммы, принимал вклады и открывал текущие счета и до конца ХIХ в. оставался банком, кредитовавшим в основном крупную промышленность и торговлю. При этом кредитование земледельцев, ремесленников, мелкой промышленности не получило большого развития.

Поворот в деятельности Государственного банка был связан с министром финансов С.Ю. Витте, сторонником идеи «национальной экономики», предусматривавшей широкое кредитование отечественных производителей. В 1984 г. был принят новый устав, закрепивший право выдавать «промышленные» ссуды, значительную часть которых представляли кредиты промышленности и торговле, крестьянам и ремесленникам. Возросли объемы кредитования отдельных предприятий, преимущественно тяжелой промышленности. А в результате денежной реформы 1895-1897 гг. банк получил эмиссионное право.

В начале ХХ в. в Российской империи окончательно сложилась двухуровневая банковская система. После событий 1917 г., согласно декрету «О национализации банков», Государственный банк был преобразован в кредитное учреждение новой власти. В стране была введена государственная монополия на банковское дело. Все банки были слиты с Государственным банком, который стал называться Народным банком. В условиях новой экономической политики в 1921 г. был учрежден Государственный банк РСФСР, в дальнейшем преобразованный в Государственный банк СССР. Он принял активное участие в возрождении финансовой системы страны и был проводником денежной реформы 1922-1924 гг.

В начале 30-х годов при переходе к принципам централизованного планирования в экономике была проведена реформа кредитной системы, в результате которой деятельность Государственного банка утратила рыночный характер. Госбанк стал выполнять функции единого расчетного и кассового центра государства, являлся органом планового кредитования экономики и был полностью зависим от государственных органов управления, подчинялся правительству.

20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднён и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).

В настоящее время статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией РФ, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ от 27.07.2002 г. с дополнениями и изменениями.

Центральный Банк России — экономически самостоятельное учреждение, осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России является юридическим лицом, уставной капитал и имущество которого являются федеральной собственностью.

ЦБ РФ не ставит целью своей деятельности получение прибыли.

Целями его деятельности являются:

• защита и обеспечение устойчивости рубля;

• развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

• обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Банк России выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение; утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

5) устанавливает правила проведения банковских операций;

6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

18.1) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Подотчетность Банка России Государственной Думе означает:

• назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации Председателя Банка России;

• назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой членов Совета директоров Банка России;

• представление Банком России на рассмотрение Государственной Думе годового отчета, а также аудиторского заключения;

• определение Государственной Думой аудиторской фирмы для проведения аудиторской проверки Банка России;

• проведение парламентских слушаний о деятельности Банка России с участием его представителей;

• доклады Председателя Банка России Государственной Думе о деятельности Банка России (два раза в год – при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

Банк России в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, независим в своей деятельности. Для регулирования денежно-кредитной сферы по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, ЦБ РФ издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам и вступают в силу со дня их официального опубликования в официальном издании Банка России («Вестнике Банка России»).

<

Банк России не может участвовать в капиталах кредитных организаций, Однако согласно закону, это положение не распространяется на участие Банка России в капиталах Сберегательного банка Российской Федерации (Сбербанка России).

Банк России может участвовать в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах.

Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей.

Коллегиальным органом Банка России является Национальный банковский совет. Численность Национального банковского совета составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа членов Совета Федерации, трое — Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое — Президентом Российской Федерации, трое — Правительством Российской Федерации. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России. Отзыв членов Национального банковского совета осуществляется органом государственной власти, направившим их в состав Национального банковского совета.

В компетенцию Национального банковского совета входит:

1) рассмотрение годового отчета Банка России;

2) утверждение на основе предложений Совета директоров на очередной год не позднее 15 декабря предшествующего года:

общего объема расходов на содержание служащих Банка России;

общего объема расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России;

общего объема капитальных вложений;

общего объема прочих административно-хозяйственных расходов;

3) утверждение при необходимости на основе предложений Совета директоров дополнительных расходов на содержание служащих Банка России, дополнительных расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, дополнительных капитальных вложений, а также утверждение прочих дополнительных административно-хозяйственных расходов;

4) рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы Российской Федерации;

5) рассмотрение проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

6) решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций;

7) назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов;

8) ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России:

реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

банковского регулирования и банковского надзора;

реализации политики валютного регулирования и валютного контроля;

организации системы расчетов в Российской Федерации;

исполнения сметы расходов Банка России;

подготовки проектов законодательных актов и иных нормативных актов в области банковского дела;

9) определение аудиторской организации — аудитора годовой финансовой отчетности Банка России;

10) утверждение по предложению Совета директоров правил бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;

11) внесение в Государственную Думу предложений о проведении проверки Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений;

12) утверждение по предложению Совета директоров порядка формирования провизий Банка России и порядка распределения прибыли Банка России, остающейся в распоряжении Банка России;

13) утверждение по предложению Совета директоров отчета о расходах Банка России на содержание служащих Банка России, пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные нужды.

В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров. Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России. Они назначаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.

Совет директоров выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и представляет эти документы для рассмотрения в Национальный банковский совет, а также Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу в соответствии со статьей 45 настоящего Федерального закона, обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

2) утверждает годовую финансовую отчетность Банка России, рассматривает аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности Банка России и заключение Счетной палаты Российской Федерации по результатам проверки счетов и операций Банка России, на которые распространяется действие Закона Российской Федерации «О государственной тайне», и представляет указанные материалы в составе годового отчета Банка России в Национальный банковский совет и Государственную Думу;

3) утверждает отчет о деятельности Банка России, готовит анализ состояния экономики Российской Федерации в соответствии со статьей 25 настоящего Федерального закона и представляет указанные материалы в составе годового отчета Банка России в Национальный банковский совет и Государственную Думу;

4) рассматривает и представляет в Национальный банковский совет на утверждение на очередной год с расчетами и обоснованиями не позднее 1 декабря предшествующего года:

общий объем расходов на содержание служащих Банка России;

общий объем расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России;

общий объем капитальных вложений Банка России;

общий объем прочих административно-хозяйственных расходов Банка России;

5) рассматривает и представляет в Национальный банковский совет при необходимости на утверждение на очередной год с расчетами и обоснованиями предложения по дополнительным расходам по указанным в пункте 4 настоящей части направлениям;

6) утверждает смету расходов Банка России, исходя из утвержденных Национальным банковским советом общих объемов расходов Банка России, перечисленных в пункте 4 настоящей части, не позднее 31 декабря предшествующего года;

7) при необходимости утверждает смету дополнительных расходов Банка России после утверждения Национальным банковским советом дополнительных объемов расходов Банка России, перечисленных в пункте 3 статьи 13 настоящего Федерального закона;

8) устанавливает формы и размеры оплаты труда Председателя Банка России, членов Совета директоров, заместителей Председателя Банка России и других служащих Банка России;

9) принимает решения:

о создании, реорганизации и ликвидации организаций Банка России;

об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;

о величине резервных требований;

об изменении процентных ставок Банка России;

об определении лимитов операций на открытом рынке;

об участии в международных организациях;

об участии (о членстве) Банка России в капиталах организаций (организациях), обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России и его организаций (дает разрешения на цену и иные условия заключения сделки);

о применении прямых количественных ограничений;

о выпуске банкнот и монеты Банка России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца;

о порядке формирования резервов кредитными организациями;

об осуществлении выплат Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

о размещении облигаций Банка России;

10) вносит в Государственную Думу предложения об изменении величины уставного капитала Банка России;

11) утверждает порядок работы Совета директоров;

12) представляет в Национальный банковский совет для назначения кандидатуру главного аудитора Банка России;

13) утверждает структуру Банка России, положения о структурных подразделениях и учреждениях Банка России, уставы организаций Банка России, порядок назначения руководителей структурных подразделений и организаций Банка России;

14) определяет в соответствии с федеральными законами условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации;

15) утверждает перечень должностей служащих Банка России;

16) устанавливает правила проведения банковских операций для банковской системы Российской Федерации, правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации, за исключением Банка России;

17) готовит и представляет в Национальный банковский совет на утверждение:

предложения по правилам бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;

предложения по порядку формирования провизий Банка России и порядку распределения прибыли Банка России, остающейся в распоряжении Банка России;

отчет о расходах Банка России на содержание служащих Банка России, пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные нужды;

17.1) утверждает решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России.

Отчетность ЦБ включает:

отчет о деятельности Банка России, в том числе перечень мероприятий по реализации единой государственной денежно-кредитной политики, проведенных Банком России, и анализ выполнения основных параметров единой государственной денежно-кредитной политики;

анализ состояния экономики Российской Федерации, в том числе анализ денежного обращения и кредита, банковской системы Российской Федерации, валютного положения и платежного баланса Российской Федерации;

годовую финансовую отчетность Банка России;

аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности Банка России;

заключение Счетной палаты Российской Федерации по результатам проверки счетов и операций Банка России, на которые распространяется действие Закона Российской Федерации «О государственной тайне».

Годовая финансовая отчетность Банка России включает:

— годовой баланс, счет прибылей и убытков, в том числе отчет о полученной прибыли и ее распределении;

— отчет о формировании и об использовании резервов и фондов Банка России;

— отчет об управлении Банком России ценными бумагами и долями участия в капиталах организаций, входящими в состав имущества Банка России;

— отчет о расходах на содержание служащих Банка России;

— отчет об исполнении сметы капитальных вложений.

Структура баланса Банка России устанавливается Советом директоров. Баланс отражает состояние собственных и привлеченных средств банка, их источники и другие операции Он состоит из пассивов – обязательств банка, т.е. источников формирования его капитала и активов – его требований, характеризующих состав, размещение и использование находящихся в распоряжении банка ресурсов. Операции ЦБ отличаются от аналогичных операций коммерческих банков, что отражает их специфику (особые задачи и функции центральных банков) и отражаются в его балансе.

Так же как и центральные банки других стран, Центральный банк Российской Федерации выполняет регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую функции.

 

3.Денежно-кредитная политика центральных банков, ее цели, методы и роль в регулировании экономики

 

Денежно-кредитная политика ЦБ – это комплекс проводимых им мероприятий, воздействующих на хозяйственную конъюнктуру путем изменения денежной массы, объема кредитов, уровня процентных ставок и иных параметров денежного обращения и рынка кредитных ресурсов.

Денежно-кредитная политика может быть направлена на стимулирование денежной и кредитной эмиссии (кредитная экспансия) или на их сдерживание (кредитная рестрикция). Кредитная экспансия применяется в условиях спада делового цикла с целью оживления конъюнктуры посредством уменьшения процентных ставок и расширения кредита. Кредитная рестрикция, связанная с повышением процентной ставки и ограничением кредита используется при экономическом подъеме с целью предотвращения перегрева конъюнктуры.

Согласно кейнсианской экономической теории, подчеркивающей ключевую роль ссудного процента для инвестирования капитала, схема денежно-кредитного регулирования выглядит так:

М – ставка % — И – НД

Воздействуя на объем денежной массы и кредитных ресурсов, ЦБ тем самым изменяет процентную ставку и, следовательно, регулирует условия инвестирования, что в конечном счете оказывает влияние на производство и занятость.

В соответствии с монетаристской теорией главной причиной циклических колебаний хозяйственной конъюнктуры являются хаотические изменения денежной массы в результате государственного вмешательства в экономику «саморегулирующегося» рынка. С целью регулирования величины и темпов роста денежной массы, как достаточного, по мнению монетаристов, способа преодоления хронической инфляции, стал использоваться метод таргетирования, заключающийся в установлении целевых ориентиров (низшего и высшего пределов) роста различных денежных агрегатов на предстоящий период. Идея таргетирования предполагает не только определение количественных параметров денежной массы, но и учет их в действиях всех участников рынка. Если ЦБ будет способствовать достижению запланированных темпов роста денежной массы, то участники рынка в своих ожиданиях также будут приспосабливаться к этим целям, тем самым, способствуя их достижению. Ответственность ЦБ при проведении монетарной политики состоит в правильном определении денежных целей. Самый распространенный метод их расчета состоит в следующем. Поскольку рост денежной массы связан с изменением ВВП, целевой ориентир определяется исходя из повышения производительного потенциала с учетом неизбежного роста цен в течение таргетируемого периода.

Современные стратегии центральных банков разных стран не сводятся к традиционным концепциям монетаризма или кейнсианства в чистом виде.

Стратегия центрального банка отражает долгосрочные цели денежно-кредитной политики, она рассчитана на период от одного года до нескольких десятилетий.

В настоящее время все больше приоритет отдается рыночным механизмам по сравнению с административными методами регулирования. Одним из основных принципов определения стратегии центральных банков служит ориентация на регулирование темпа роста денежной массы в национальной экономике или регулирование валютного курса национальной денежной единицы по отношению к какой-либо стабильной иностранной валюте, т. е. на внутренние или внешние показатели. При этом ориентируются на внутреннюю или внешнюю стабильность национальной денежной единицы (под внутренней понимается безынфляционное развитие, под внешней — стабильность валютного курса национальной денежной единицы по отношению к другим валютам). В соответствии с выбранной стратегией центральные банки осуществляют в качестве приоритетной либо денежную, либо валютную политику и используют соответствующие инструменты.

Центральные банки развитых стран располагают определенными методами воздействия на экономику. Традиционно к ним относятся: дисконтная (учетная) и залоговая политика; политика минимальных резервов; операции на открытом рынке; депозитная политика; валютная политика. Однако содержание стандартного набора методов и сочетание инструментов, применяемых в определенной экономической ситуации, зависит от стратегии центрального банка.

Тем не менее, выделяют требования, предъявляемые к инструментарию центрального банка любой развитой страны. Это действенность, а также равномерность воздействия на конкурентоспособность отдельных групп или всех кредитных институтов. В связи с этим мероприятия центрального банка подразделяются на две группы:

— меры воздействия на часть коммерческих банков;

— мероприятия, касающиеся всех кредитных институтов.

В качестве примера можно привести проведение центральным банком рестрикционной учетной политики. Инструменты, относящиеся к обеим группам, соответствуют требованию нейтральности центрального банка, поскольку они одинаково влияют на конкурентоспособность кредитных институтов по отношению друг к другу внутри различных групп или всех банков в целом. Это не исключает различных последствий таких мер для различных банков (например, крупных и мелких).

Все инструменты могут быть классифицированы на:

• традиционные или нетрадиционные;

• административные или рыночные;

• общего действия или селективной направленности;

• прямого или косвенного воздействии;

• краткосрочные, среднесрочные или долгосрочные.

Так, к методам прямого, административного регулирования относят приказы, директивы и распоряжения Центрального Банка, касающиеся депозитных и кредитных операций, осуществление контроля федеральными органами за крупными кредитами, проверка условий их выдачи и погашения, лимитирование переучёта векселей, применение санкций в отношении кредитных учреждений (вплоть до отзыва лицензии) за нарушения правил работы. Административные инструменты не могут рассматриваться как основные, их функции весьма ограничены.

Методы косвенного влияния связаны с действием рыночных механизмов. Это процентные ставки по операциям ЦБ, нормативы обязательных резервов операции на открытом рынке и проч. Они должны быть доминирующими в системе кредитных отношений.

Дисконтная (учетная) и залоговая политика центрального банка. Кредитные институты имеют возможность получать при необходимости кредиты центрального банка путем переучета векселей или под залог ценных бумаг. Смысл дисконтной и залоговой политики заключается в том, чтобы методом изменения условий рефинансирования коммерческих банков влиять на ситуацию на денежном рынке и рынке капиталов.

Рефинансирование в рамках дисконтной политики определяется требованиями к качеству принимаемых к переучету векселей, контингентом переучета, т.е. максимально возможным объемом переучета векселей для одного кредитного института, учетной ставкой центрального банка. В рамках залоговой политики — это требования к качеству принимаемых в залог ценных бумаг, ставка по залоговым кредитам, при необходимости количественное ограничение или временное приостановление выдачи залоговых кредитов

При осуществлении дисконтной и залоговой политики центральный банк может селективно воздействовать на определенные отрасли экономики путем поощрения или ограничения приема к переучету или в залог векселей определенного рода путем изменения требований к качеству принимаемых в залог и к переучету векселей. Селективное воздействие нередко сопровождается общеэкономическими последствиями. Так, при ограничении объема определенных ценных бумаг, принимаемых в залог или к переучету, центральный банк снижает в целом кредитный потенциал коммерческих банков.

Рассмотрим действие данного инструмента на примере изменения величины учетной ставки. Если цель центрального банка — удорожание рефинансирования кредитных институтов для уменьшения их кредитного потенциала, он должен поднять учетную ставку. Однако данное мероприятие не принесет желаемого эффекта, если на денежном рынке наблюдается понижательная тенденция, так как в этом случае кредитные институты предпочтут межбанковские кредиты. Центральному банку для достижения поставленной цели необходимо воздействовать на денежный рынок другими методами (путем повышения ставок по минимальным резервам и т.д.) При прочих равных условиях, в случае действенного повышения учетной ставки, рефинансирование для коммерческих банков удорожается, что ведет в итоге к росту стоимости кредитов в стране. Тем не менее, крупные банки зачастую позволяют себе снижать маржу и не изменять вслед за центральным банком процентные ставки, чтобы привлечь более широкую клиентуру.

Если целью центрального банка является облегчение доступа коммерческих банков к рефинансированию путем переучета векселей, он снижает учетную ставку. В этом случае кредитный потенциал коммерческих банков увеличится, а проценты по предоставляемым ими кредитам получат импульс к снижению.

Изменение учетной ставки центрального банка влечет за собой изменения условий и на рынке ценных бумаг, в чем проявляется косвенное воздействие данного механизма регулирования. Повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, обусловленное ростом учетной ставки центрального банка, вызывает уменьшение спроса и рост предложения ценных бумаг. Спрос на ценные бумаги уменьшается как со стороны небанков, потому что более привлекательными для них становятся депозиты, так и со стороны кредитных институтов, вследствие того, что при дорогих кредитах выгоднее прямое финансирование

Таким образом, рост учетной ставки центрального банка относительно уменьшает рыночную стоимость ценных бумаг. Снижение — напротив, удешевляет кредиты и депозиты, что ведет к процессам, обратным рассмотренным ранее. Растет спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается их рыночная стоимость. Осуществляя дисконтную и ломбардную политику, центральный банк выполняет «сигнальную миссию». Снижение учетной ставки центрального банка кредитные институты и небанковские учреждения расценивают как сигнал к ориентации на экспансивную политику центрального банка, и наоборот. Такие сигналы позволяют кредитным институтам «подготовиться» к новым мерам центрального банка, ориентир на содержание которых они получили благодаря его «сигнальной миссии» при проведении дисконтной и залоговой политики. В результате учетная и залоговая политика центрального банка является способом его непосредственного воздействия на ликвидность кредитных институтов путем изменения условий переучета и залога ценных бумаг, что влечет за собой косвенное воздействие на экономику страны.

Политика обязательных резервов. В большинстве развитых странах к коммерческим банкам предъявляется требование размещения ими в центральном банке минимальных резервов. Однако конкретные формы данного инструмента имеют существенные различия в зависимости от национальных особенностей развития финансового рынка. Центральными банками используется различная структура минимальных резервов, амплитуда и частота колебаний их величины, специфика начисления процентов, условия, предоставляемые кредитным институтам при их рефинансировании.

Требования минимальных резервов появились с целью страхования ликвидности кредитных институтов, как гарантия по вкладам клиентов. Поддерживая ликвидность банков, центральный банк выполняет свою задачу «кредитора последней инстанции».

Сегодня минимальные резервы выполняют двоякую роль:

— служат текущему регулированию ликвидности на денежном рынке;

-ограничивают эмиссию кредитных денег коммерческими банками.

В ряде стран в качестве компенсации за необходимость держать в центральном банке беспроцентные резервы для коммерческих банков существует ряд льгот: бесплатное совершение безналичного платежного оборота через ЦБ, причисление наличных средств коммерческих банков, находящихся у них в избытке, к выполнению обязательств по минимальным резервам, субвенционное рефинансирование путем переучета векселей, выполнение резервных обязательств путем приобретения государственных ценных бумаг.

Основной статьей при расчете минимальных резервов, как правило, служит величина вкладов небанковских учреждений по пассивной стороне баланса. В некоторых случаях учету при определении величины минимальных резервов подлежат и межбанковские обязательства.

Эффективность инструмента обязательных резервов зависит от широты охвата ими различных категорий обязательств. Увеличивая спектр таких обязательств, центральный банк уменьшает возможность обхода своих требований со стороны кредитных институтов.

Например, в обязательства, облагаемые минимальными резервами в Германии, включаются вклады до востребования, срочные и сберегательные вклады сроком до четырех лет, а также привлеченные средства па межбанковском денежном рынке и долговые обязательства — именные и на предъявителя — сроком до двух лет. По закону о банковской деятельности, ставки по минимальным резервам имеют верхнюю границу, при этом для разных видов вкладов границы неодинаковы. Ставки по обязательным резервам классифицируются не только по видам обязательств, но и по величине, срокам и происхождению (относительно резидентов и нерезидентов).

Размеры ставок по минимальным резервам существенно колеблются по странам. Наивысшие ставки установлены в Италии и Испании. На противоположном полюсе находится Япония, где ставка по минимальным резервам обычно не превышает 2,5 %. Банк Англии, который практически не использует минимальные резервы как инструмент денежной политики, требует от кредитных институтов лишь 0,45 % обязательств, подлежащих учету в минимальных резервах. Такую существенную разницу между ставками по минимальным резервам можно объяснить тем, что в странах, где установлена высокая резервная ставка, обязательства по минимальным резервам обычно не являются беспроцентными.

Механизм обязательных резервов применяется практически во всех развитых странах. Однако во многих странах он практически не используется как инструмент жесткого регулирования, так как центральные банки предпочитают ему более гибкую политику открытого рынка.

Депозитная политика направлена на регулирование движения потоков денежных средств между КБ и ЦБ и тем самым на состояние ресурсов КБ.

При проведении экспансивной депозитной политики денежные средства КБ, размещенные в ЦБ, уменьшаются, соответственно, на эту величину увеличиваются и их ресурсы. При проведении контрактивной депозитной политики происходит отток депозитных средств, при этом наблюдается обратный эффект — ресурсы кредитных организаций уменьшаются.

Операции на открытом рынке являются главным инструментом денежно-кредитного регулирования в развитых странах. На открытом рынке ЦБ осуществляет операции по купле – продаже ценных бумаг. Такими ценными бумагами могут быть казначейские векселя, казначейские обязательства, облигации государственного займа, корпоративные облигации, первоклассные краткосрочные бумаги. Чаще используются, как правило, государственные ценные бумаги.

Механизм проведений операций на открытом рынке состоит в следующем. Для оживления экономики ЦБ проводит экспансионистскую политику, увеличивая спрос на ценные бумаги. При этом он или фиксирует курс, при достижении которого скупает любой предлагаемый объем ценных бумаг, или покупает определенное количество ценных бумаг независимо от курса предложения. Коммерческие банки получают дополнительные средства, что ведет к росту их кредитных ресурсов и денежной массы.

Проводя рестриктивную политику открытого рынка, ЦБ продает кредитно-финансовым институтам ценные бумаги (иногда с этой целью снижая на них цену), из денежного оборота изымаются соответствующие ресурсы, тем самым уменьшаются кредитные возможности участников финансового рынка. Сокращение объёма банковских резервов в свою очередь приводит к уменьшению предложения денег.

Валютная политика ЦБ определяется внутриэкономическим положением страны и ее местом в мировом хозяйстве. В рамках валютной политики ЦБ часто используют регулирование валютного курса и управление официальными валютными резервами.

При регулировании валютного курса используется дисконтная и девизная политики.

Дисконтная (учетная) политика проводится не только с целью изменения условий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но иногда направлена на регулирование валютного курса и платежного баланса. Изменение процентных ставок в стране влияет на привлекательность размещения средств в банках данной страны для иностранцев. При этом возникает приток или отток капиталов, что влияет на состояние платежного баланса и курс национальной валюты. Довольно часто внутренние и внешние цели не совпадают, однако в современных условиях в странах с развитой и устойчивой экономикой, как правило, превалируют внутренние интересы.

Девизная политика проводится ЦБ путем покупки-продажи иностранных валют (девизы), что воздействует на изменение курса национальной денежной единицы. Подобные операции получили название «валютных интервенций». Приобретая за счет официальных золото-валютных резервов (или путем соглашений «своп») национальную валюту, ЦБ увеличивает спрос, а, следовательно, и ее курс. Напротив, продажа центральным банком крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса, так как увеличивается предложение. Влияние валютной политики центрального банка в форме проведения операций на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании экспорта или импорта капитала. Направление желаемого движения капиталов зависит от приоритета политики центрального банка в данной экономической ситуации, что может выражаться либо в стимулировании товарного экспорта (демпинговая политика), либо в поддержании курса национальной валюты по отношению к иностранной.

Рассмотренные инструменты денежно-кредитной политики используются обычно в комплексе с учётом состояния финансового рынка и общей экономической ситуации.

 

4. Система инструментов и методов денежно-кредитной политики Банка России

 

Денежно-кредитная политика Банка России базируется на сохранении и укреплении рыночного начала в деятельности кредитных организаций и на использовании преимущественно косвенных (экономических) методов влияния на процессы, происходящие в этой сфере.

Стратегическими целями денежно-кредитной политики являются:

— стимулирование роста ВВП;

— обеспечение стабильности цен и сдерживание инфляции;

— поддержка инновационных процессов в экономике;

— обеспечение успешной реализации государственных программ в социально-экономической сфере;

— повышение конкурентоспособности отечественной продукции и т.д.

Эти цели рассчитаны на относительно длительную перспективу. Для их достижения необходимы комплексные, скоординированные действия всех субъектов кредитной системы.

Текущие цели денежно-кредитной политики изменчивы, вариативны, во многом продиктованы конкретной экономической ситуацией. В частности, ближайшей целью может быть увеличение общей массы денег в обороте с помощью кредитной экспансии или ограничение денежной массы с помощью кредитной рестрикции. В качестве текущей цели может рассматриваться увеличение масштабов потребительского, ипотечного кредитования, расширение источников кредитных ресурсов, внедрение в практику новых кредитных продуктов и т.д.

Процесс разработки денежно-кредитной политики регламентируется Законом о ЦБ РФ. Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации. Проект утверждается Государственной Думой. Ежегодно не позднее 26 августа Банк России представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря — основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения:

  • концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком России;
  • краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации;
  • прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;
  • количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;
  • сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;
  • прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год;
  • целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;
  • основные показатели денежной программы на предстоящий год;
  • варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры;
  • план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

    Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.

    В соответствии с законом о ЦБ РФ основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

    1) процентные ставки по операциям Банка России;

    2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

    3) операции на открытом рынке;

    4) рефинансирование кредитных организаций;

    5) валютные интервенции;

    6) установление ориентиров роста денежной массы;

    7) прямые количественные ограничения;

    8) эмиссия облигаций от своего имени.

    Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики. Он может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

    Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки.

    Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров.

    Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. При этом они не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов. При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения. На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются.

    После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

    При реорганизации кредитной организации порядок переоформления ее обязательных резервов, ранее депонированных в Банке России, устанавливается в соответствии с нормативными актами Банка России.

    Операции Банка России на открытом рынке включают:

    1) куплю-продажу казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России;

    2) куплю-продажу иных ценных бумаг, определенных решением Совета директоров, при условии их допуска к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

    При осуществлении Банком России операций на открытом рынке допускается купля-продажа акций только при условии совершения позднее обратной сделки, а также их реализация при отказе контрагента от исполнения обязательств по такой обратной сделке.

    Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России.

    Банк России может проводить валютные интервенции – операции купли-продажи иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

    Банк России устанавливает ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. Так, в 2009 году Банк России предполагает в зависимости от вариантов прогноза увеличение денежного агрегата М2 на 19 — 28%.

    Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации. Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

    Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

    Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.4MB | MySQL:121 | 1,639sec