Депозитарная деятельность

<

120213 1708 1 Депозитарная деятельность Российский фондовый рынок в момент своего возникновения в начале 90-х гг. сразу воспринял наиболее современные веяния из-за рубежа. В США и Западной Европе акции и облигации традиционно выпускались в бумажной форме, поэтому торговля ими требовала физической передачи ценных бумаг от владельца к владельцу. Впоследствии при увеличении объема торгов физическая передача ценных бумаг была заменена хранением этих бумаг в специализированных депозитариях, а передача прав собственности на ценные бумага стала осуществляться в форме регистрации сделки в депозитарии, в котором ценные бумаги переводились со счета одного владельца на счет другого владельца. Постепенно стало возможно сразу выпускать бумаги в бездокументарной форме, эти бумаги существуют только в форме записи на счетах в депозитарии или регистраторе.

Банковские депозитарии в России не являются крупнейшими, большая часть ценных бумаг учитывается в специализированных депозитариях.

Российские банки-депозитарии сдают ЦБ отчетность, в которой сообщают о числе учитываемых в депозитарии банка ценных бумаг. Однако число единиц хранения оказывается часто не самым оптимальным критерием оценки масштаба деятельности депозитария. Стоимость активов, хранимых в депозитарии, никак не связана с числом ценных бумаг. Номинальная (не говоря о рыночной) стоимость различных ценных бумаг может отличаться на несколько порядков.

Ценные бумаги владельцев в среднем превышают половину учитываемых ценных бумаг1. В активах депозитариев изменения были минимальными. Это число включает как документарные ценные бумаги, хранящиеся в депозитариях, так и бездокументарные ценные бумаги, по которым депозитарий банка является головным.

Эти данные подтверждают особенности роли российских банков на рынке депозитарных услуг. Российские банки практически не выступают регистраторами и реестродержателями по акциям и облигациям. Значительная часть ценных бумаг, хранимых в депозитариях, как раз представлена неэмиссионными ценными бумагами, При незначительной доле по единицам хранения неэмиссионные ценные бумаги, ввиду типично большей стоимости, могут занимать непропорционально большую долю по рыночной стоимости хранимых активов.

Депозитарная деятельность представляет собой комплекс мер по оказанию услуг, связанных с хранением сертификатов ценных бумаг, и/или учету и переходу прав на ценные бумаги. Депозитарной деятельностью могут заниматься только юридические лица. Для того чтобы правомерно осуществлять депозитарную деятельность, необходимо получить лицензию (далее — депозитарная лицензия). Федеральная служба по финансовым рынкам выдает лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности без ограничения срока действия. Депозитарий выполняет достаточно много операций, но среди них можно выделить две основные.

Во-первых, депозитарий оказывает участникам рынка услуги по хранению сертификатов ценных бумаг. Во-вторых, депозитарий предлагает услуги по учету прав на ценные бумаги. Передача ценных бумаг на хранение депозитарию не означает переход к депозитарию прав собственности на данные ценные бумаги.

Главная задача депозитария — обеспечить сохранность ценных бумаг или прав на ценные бумаги и действовать исключительно в интересах депонента. Депозитарий не имеет права распоряжаться ценными бумагами, управлять ими или совершать с ними какие-либо операции. В связи с тем, что находящиеся на хранении у депозитария ценные бумаги не являются его собственностью, на них не может быть обращено взыскание по его обязательствам. Депозитарную деятельность, возможно совмещать со следующими видами деятельности:

  • брокерская деятельность, дилерская деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами;
  • клиринговая деятельность.

Одной из основных условий выдачи депозитарной лицензии является достаточная величина собственных средств — не менее 40 000 000 (Сорока миллионов) рублей. (C 1 июля 2010 года размер собственных средств для компании с лицензией на осуществление депозитарной деятельности должен быть не менее 60 000 000 (шестьдесят миллионов)рублей, а с 1 июля 2011 года — 80 000 000 (восемьдесят миллионов) рублей).

Орган, выдающий лицензию: Федеральная служба по финансовому рынку

Срок получения депозитарной лицензии: 30 рабочих дней.

Лицензионный сбор за лицензию на осуществление депозитарной деятельности: лицензиат оплачивает государственные пошлины.

  • за выдачу бланка лицензии на осуществление депозитарной деятельности уплачивается государственная пошлина — 20 000 рублей.

Срок лицензии: лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности выдается ФСФР без ограничения срока действия.

Пакет документов на получение депозитарной лицензии для получения:

1.1 заявление на выдачу лицензии;

1.2 анкета;

1.3. копии учредительных документов соискателя лицензии со всеми зарегистрированными изменениями и дополнениями к ним, заверенные в установленном порядке;

1.4. копия свидетельства о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц о соискателе лицензии, заверенная в установленном порядке;

1.5. копия документа, подтверждающего постановку соискателя лицензии на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации, заверенная в установленном порядке;

1.6. платежное поручение (квитанция установленной формы в случае наличной формы уплаты), которым подтверждается факт уплаты соискателем лицензии государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии. Указанный документ должен содержать отметку банка об исполнении соискателем лицензии обязанности по уплате указанной государственной пошлины;

1.7. копия бухгалтерского баланса на последнюю отчетную дату с отметкой налогового органа (в случае, если соискатель лицензии был создан после последней отчетной даты, представляется только бухгалтерский баланс, составленный на промежуточную дату, при этом отметка налогового органа не требуется);

1.8. расшифровка информации о заемных средствах и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату (в случае, если соискатель лицензии был создан после последней отчетной даты, документ представляется на дату составления бухгалтерского баланса);

1.9. копия отчета о прибылях и убытках на последнюю отчетную дату (не требуется для соискателей лицензии, созданных после последней отчетной даты);

1.10. копия аудиторского заключения по проверке годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности, заверенная руководителем организации (индивидуальным аудитором), проводившей(им) аудиторскую проверку, либо засвидетельствованная нотариально (в случаях, когда проведение аудиторской проверки предусмотрено законодательством Российской Федерации);

1.11. копия документа, подтверждающего наличие у организации (индивидуального аудитора), проводившей(его) аудиторскую проверку, лицензии на осуществление аудиторской деятельности, заверенная в установленном порядке;

1.12. расчет размера собственных средств на последнюю отчетную дату, составленный в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в том числе нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (если соискатель лицензии был создан после последней отчетной даты, то представляется расчет размера собственных средств на дату составления бухгалтерского баланса);

1.13. справка о структуре финансовых вложений соискателя, составленная на дату расчета собственных средств и содержащая полное наименование финансового вложения, наименование эмитента (для ценных бумаг), количество, балансовую и рыночную стоимость финансового вложения;

1.14. копии документов, подтверждающих соответствие работников соискателя лицензии квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в том числе нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

1.15. документы о наличии у единоличного исполнительного органа соискателя лицензии опыта руководства отделом или иным подразделением профессионального участника рынка ценных бумаг, саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг или федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг не менее 2 года;

1.16. справка об отсутствии судимости за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти у лиц, входящих в состав совета директоров (наблюдательного совета), коллегиального исполнительного органа, руководителя и контролера соискателя лицензии по форме, установленной законодательством Российской Федерации;

<

1.17. справка о лицах, входящих в состав совета директоров (наблюдательного совета), коллегиального исполнительного органа, руководителя и контролера соискателя лицензии с указанием мест работы за последние 3 года, при этом по каждому месту работы должно быть указано наличие/отсутствие факта аннулирования (отзыва) лицензии или решения о применении процедур банкротства;

1.18. копия Инструкции о внутреннем контроле, утвержденной в порядке, установленном соискателем лицензии;

1.19. копия Перечня мер, направленных на предотвращение конфликта интересов при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденного в порядке, установленном соискателем лицензии (за исключением соискателя лицензии на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг);

1.20. копия Перечня мер, направленных на предотвращение неправомерного использования служебной информации при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденного в порядке, установленном соискателем лицензии;

1.21. копия Перечня мер по предупреждению манипулирования ценами на рынке ценных бумаг профессиональным участником и его клиентами, утвержденного в порядке, установленном соискателем лицензии (за исключением соискателя лицензии на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг, депозитарной деятельности, клиринговой деятельности, деятельности по организации торговли и/или фондовой биржи при условии отсутствия совмещения видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

1.22. копия Перечня мер по снижению рисков, связанных с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, утвержденного в порядке, установленном соискателем лицензии.

В случае совмещения различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган копию Перечня мер по снижению рисков, связанных с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, включающего меры при совмещении различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, разработанного с учетом требований законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и утвержденного в установленном соискателем лицензии порядке;

1.23. копии документов, подтверждающих государственную регистрацию всех выпусков акций общества, и последнего отчета об итогах выпуска акций (для соискателя лицензии, являющегося акционерным обществом);

1.24. копии документов, подтверждающих государственную регистрацию учредителей (акционеров/участников, владеющих 10 процентами и более уставного (складочного) капитала соискателя лицензии) соискателя лицензии, являющихся юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо содержащие указанные сведения выписки из единого государственного реестра юридических лиц, заверенные в установленном порядке;

1.25. копии учредительных документов со всеми зарегистрированными изменениями и дополнениями к ним учредителей (акционеров/участников, владеющих 10 процентами и более уставного (складочного) капитала соискателя лицензии) соискателя лицензии, являющихся юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, выданные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, заверенные в установленном порядке;

1.26. копии балансов и отчетов о прибылях и убытках за последний год деятельности с приложением копий аудиторских заключений о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности учредителей (акционеров/участников, владеющих 10 процентами и более уставного (складочного) капитала соискателя лицензии) соискателя лицензии — юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, заверенных руководителями организаций (индивидуальными аудиторами), проводившими аудиторскую проверку, либо засвидетельствованные нотариально (в случаях, когда проведение аудиторской проверки предусмотрено законодательством Российской Федерации);

1.27. копии документов, удостоверяющих личность физических лиц — учредителей (акционеров/участников, владеющих 10 процентами и более уставного (складочного) капитала соискателя лицензии) соискателя лицензии, заверенные в установленном порядке;

1.28. документ, подтверждающий налоговыми органами выполнение учредителями (акционерами/участниками, владеющими 10 процентами и более уставного (складочного) капитала соискателя лицензии) соискателя лицензии — юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами соответствующих субъектов Российской Федерации и соответствующими местными бюджетами на последнюю отчетную дату;

1.29. документ, содержащий наименования учредителей (участников) соискателя лицензии — юридических лиц, созданных в соответствии с иностранным законодательством, их место нахождения, место нахождения их исполнительных органов и почтовый адрес, сведения об органе, осуществившем регистрацию, и регистрационный номер, а также данные о структуре и составе органов управления этих юридических лиц; документ, содержащий фамилию, имя, отчество учредителя (участника) соискателя лицензии — физического лица, являющегося иностранным гражданином, его место жительства и почтовый адрес;

1.30. бизнес-план профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденный в порядке, установленном соискателем лицензии;

1.31. выписка из штатного расписания, содержащая данные о внутренней структуре подразделений соискателя лицензии, с указанием информации о фамилии, имени, отчестве работников, связанных с осуществлением видов профессиональной деятельности организации, подразделений, занимаемых ими должностях и информации о работе по совместительству, подписанная должностным лицом и заверенная оттиском печати соискателя лицензии.

Для получения лицензии на осуществление депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг соискатель лицензии, помимо данных документов представляет в лицензирующий орган следующие документы, утвержденные в установленном соискателем лицензии порядке:

1.копия положения о самостоятельном структурном подразделении соискателя лицензии, в исключительные функции которого входит осуществление депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг;

2.условия осуществления депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг, соответствующие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в том числе нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (Клиентский регламент);

3.копия (копии) внутреннего (внутренних) документа (документов), регулирующего (регулирующих) осуществление депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг, соответствующего (соответствующих) требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в том числе нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (Внутренний регламент);

4.копия (копии) договора (договоров) страхования ответственности по возмещению имущественного вреда третьим лицам (при наличии такого договора (договоров));

5.проекты депозитарного и междепозитарного договоров, которые будут предлагаться клиентам (депонентам).

 

 

2. Внебиржевая торговля ценными бумагами

 

Бумаги, приобретенные инвесторами при их эмиссии, могут быть перепроданы. Такие сделки купли-продажи осуществляются на вторичных рынках. Сам факт возможности купить или продать акции на вторичном рынке делают их более привлекательными и способствует росту реальных инвестиций. До недавнего времени считалось, что вторичный рынок состоит из фондовых бирж и внебиржевого рынка. Однако в последнее время получила признание концепция четырех рынков.

В качестве первого рынка выступает фондовая биржа, на которой осуществляются сделки с зарегистрированными (котируемыми) на ней фондовыми ценностями.

Вторым рынком называют внебиржевой рынок, на котором осуществляются операции с незарегистрированными на бирже ценными бумагами.

В настоящее время нет единых мнений относительно преимуществ и недостатков внебиржевых рынков, на которых осуществляется торговля большинством облигаций и акций в основном небольших компаний. В одних государствах торговля вне бирж не играет существенной роли, а в других даже запрещена.

Внебиржевой рынок ценных бумаг автоматизирован, что позволяет его пользователям-покупателям и продавцам в условиях конкуренции следить за объявленными текущими ценами. На экране дисплея отражаются все цены покупки и продажи с именами участников торговли. Заявки выполняются по мере получения информации. При этом на внебиржевом рынке большинство фирм действует одновременно в качестве брокеров и дилеров. Совмещение функций брокера и дилера в одной сделке не допускается.

В 1971 году в США была организована автоматизированная система котировок национальной ассоциации дилеров по ценным бумагам, созданная национальной ассоциацией дилеров по ценным бумагам (НАСДАК), представляющая собой автоматическую коммуникационную сеть, целью которой является обеспечение дилеров и брокеров внебиржевого рынка информацией о продаваемых через эту систему ценных бумаг. НАСДАК является прежде всего системой котировки цен. Фактическое совершение сделок происходит непосредственно в процессе переговоров по телефону между продавцами и покупателями.

Для того чтобы акции могли продаваться и покупаться через систему НАСДАК компании — эмитенты акций должны иметь установленное минимальное количество акций в обороте, а ее активы соответствовать определенным стандартам. Кроме того, пройти процедуру листинга в НИСЕ.

Если фирма, осуществляющая торговлю через систему НАСДАК, имеет в своем штате «специалиста», выполняющего сделки по какой-либо ценной бумаге, то она может выступать в качестве дилера, продавая клиенту свои ценные бумаги или покупая у него за свой собственный счет. При этом он должен ознакомиться с ценами, назначаемыми другими специалистами, торгующими конкретной бумагой в системе НАСДАК, и заключить сделку по наилучшей из них, с точки зрения клиента. Если фирма не имеет специалиста, осуществляющего сделку по конкретной бумаге, через систему НАСДАК, она может выступать только в качестве брокера.

Брокеры, занимающиеся покупкой или продажей акций, продаваемых через НАСДАК, просматривают котировки, публикуемые еженедельно в бюллетенях НАСДАК, или на так называемых «розовых листах», в поисках наилучших цен для исполнения.

В настоящее время «третий рынок» расширяется благодаря тому, что время проведения торгов не фиксировано, как на бирже, и сделки по акциям продолжают заключаться вне зависимости от работы биржи. Торговый оборот США на этом рынке достиг в 1992 году в среднем 18 млн. акций.

 

Ценные бумаги США, представленные на внебиржевом обороте, неоднородны. Их можно разделить на несколько групп:

акции небольших фирм, функционирующих в традиционных отраслях экономики и не имеющих перспектив роста;

ценные бумаги крупных кредитно-финансовых учреждений, которые ограничивают сферу хождения своих акций внебиржевым рынком;

акции компаний, учреждаемых в перспективных отраслях экономики и способных превратиться в крупные корпорации;

акций небольших компаний, занимающихся разведочным бурением на нефть и газ;

государственные ценные бумаги и муниципалитетов;

американские депозитарные свидетельства и иностранные ценные бумаги;

новые выпуски акций.

Необходимо также отметить, что наряду с Нью-Йоркской фондовой биржей, где в обход ее возник «третий рынок», немалой известностью на мировом рынке пользуются Торонтская, Токийская, Лондонская биржи, с успехом торгующие акциями отечественных и иностранных компаний, используя при этом электронные системы.

За годы развития этого рынка он превратился в высокоорганизованный, оперативный механизм торговли с ежедневным оборотом в миллионы акций. Понятно, что в силу его огромных возможностей он уже представляет собой угрозу фондовым биржам, являясь одновременно конкурентом и ее органическим дополнением.

«Четвертый рынок», в основе которого находится система nstinet (электронная система торговли акциями), позволяет в основном институциональным инвесторам заключать сделки друг с другом с помощью мощной компьютерной системы, минуя биржи, уплачивая при этом по сравнению с брокерскими фирмами небольшие комиссионные.

Инвесторы в удобные им моменты времени направляют по сети свои заявки с ограничением цены в файл. Если потенциальный участник торгов вовремя обнаружит встречное поручение, то сделка состоится.

Несколько электронных систем управляют потоками покупки и продажи крупных партий ценных бумаг, выставляемых инвесторами. Система успешно функционирует в соответствии со следующими условиями:

Результаты периодически проводимых торговых сессий доступны любому пользователю системы — покупателю или продавцу ценных бумаг;

Для участия в торговой сессии инвесторы анонимно подают списки акций с указанием того количества, которое они намерены купить или продать;

Один или два раза в день списки акций с помощью компьютера обрабатываются;

На основе текущих рыночных цен на ценные бумаги (на бирже или вне ее) устанавливаются цены сделок;

Система сопоставляет встречные заявки и возможности их исполнения. Если заявки на покупку и продажу совпадают, то анализируются денежные ограничения на сделки каждого инвестора;

В случае совпадения интересов инвесторов при различных сделках, перемещение акций происходит автоматически;

О невыполненных поручениях извещаются инвесторы, которые могут подать снова заявку или попытаться совершить сделку где-либо еще.

По мнению американских специалистов, система одновременной продажи и покупки обладает рядом преимуществ, к которым следует отнести:

анонимность инвесторов и их намерения;

возможность выставлять на торги целые портфели ценных бумаг;

дешевизну торговли портфелями ценных бумаг.

Вместе с тем указанные системы имеют также недостатки, которые сдерживают их более интенсивное распространение. Так, они не обеспечивают ликвидность многих акций, даже спустя несколько дней после выдачи поручения.

Системы требуют от пользователей определенного опыта и навыков работы с подобными системами.

В настоящее время наиболее крупными системами одновременной продажи и покупки ценных бумаг являются системы POST и Crossing Network. В основу функционирования этих систем положены алгоритмы, аналогичные описанной выше с учетом определенных специфических особенностей. Так, POST проводит четыре сессии в день. Цены устанавливаются на основе превалирующих курсов на момент проведения сессии. В то время как Crossing Network проводит только одну сессию, перед окончанием которой определяется рыночная цена на следующий операционный день.

Анализируя возможности реализации ценовых бумаг на «четвертом рынке», необходимо отметить, что одна из крупнейших фондовых бирж мира — Нью-Йоркская еще в 1976 году установила электронную систему (Супер ДОТ), известную под названием «Система определения порядка оборота ценных бумаг». Однако в процессе ее функционирования она перетерпела серьезные изменения, что позволило существенно увеличить объем заявок на покупку или продажу по рыночному курсу не более 30999 акций и заявок с ограничением цены на более чем 99999 акций. Для того чтобы иметь возможность пользоваться «Суперсистемой определения порядка оборота ценных бумаг» (СуперДОТ), фирма с местом на бирже должна стать ее подписчиком. По системе СуперДОТ заявка клиента из нью-йоркского офиса брокерской фирмы попадает прямо «специалисту» для немедленного исполнения (если оно возможно), а затем по системе передается брокерской фирме подтверждение о выполнении.

Система SuperDOT может выполнять практически любые поручения на покупку и продажу ценных бумаг. Проанализировав размер поступившего поручения и его тип, система сама решает, куда его направить исходя из ограничений брокерской фирмы. Неисполненные заявки инвестор может направить по системе POST для участия в утренней или дневной сессии. Неудовлетворенные заявки могут быть посланы по системе Crossing Network для участия в вечерней сессии. Если же к концу дня у инвестора все еще остались неисполненные заявки, то на следующий день он может воспользоваться услугами традиционной брокерской сети.

Таким образом, возможности торговли ценными бумагами за последние годы значительно расширились, что наряду со снижением операционных издержек дает основание говорить о перспективности развития «четвертого рынка».

Российский внебиржевой рынок ценных бумаг представлен в следующем виде:

система торговли государственными ценными бумагами;

торговая сеть сберегательного банка;

внебиржевой рынок ценных бумаг коммерческих банков;

электронные внебиржевые рынки;

российская торговая система (РТС «Портал»), организованная профессиональной ассоциацией участников фондового рынка (ПАУФОР).

Каждый из указанных видов внебиржевого рынка характеризуется определенными особенностями. Принятые за основу различные подсистемы американской системы НАСДАК не полностью выполняют присущие ей функции. Технические средства, отчасти усовершенствованные российскими специалистами, вполне могли бы широко использоваться во многих регионах страны. Однако до настоящего времени в России отсутствует концепция развития электронных систем одновременной продажи и покупки ценных бумаг. Видимо, этим можно объяснить тот факт, что практически каждый пользователь, выступающий в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг, пытается создать собственную систему. Естественно, с одной стороны, пользователи не покрывают расходов, вложенных в создание системы, а с другой — торговля с помощью компьютерной системы требует не только большой справочно-информационной базы данных, но и определенной подготовки заявок.

Создание «карманных» систем внебиржевой торговли, отличающихся закрытостью, большими эксплуатационными издержками, а также малой способностью выполнять в автоматическом или автоматизированном режимах присущие ей функции — это путь назад.

Эволюция «четвертого рынка» продолжается. Перспективы развития электронных систем одновременной продажи и покупки ценных бумаг огромны. Думается, что и России предстоит в ближайшие годы, используя богатый опыт ряда стран рыночной экономики, внедрить во внебиржевую торговлю новейшие достижения науки и практики.

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1.    Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 448 с.

2.    Ценные бумаги: Учебник / Под ред. В.И Колесникова, В.С. Торкановского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 448 с.

Дополнительная литература:

3.    Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 270 с.

4.    Дегтярева О.И. Биржевое дело: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 680 с.

5.    Практикум по курсу ценные бумаги: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Колесникова, В.С. Торкановского. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 304 с.

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.56MB | MySQL:123 | 1,350sec