Охарактеризуйте бесспорное списание денежных средств с банковских счетов, осуществляемые налоговыми органами

<

010114 2219 1 Охарактеризуйте бесспорное списание денежных средств с банковских счетов, осуществляемые налоговыми органами Своевременная уплата установленных законодательством налогов является основной обязанностью налогоплательщика, неисполнение которой влечет за собой определенные санкции со стороны налоговых органов. Налогоплательщику вначале направляется письменное извещение о неуплаченной сумме налога с требованием уплаты налога и пеней, а в случае невыполнения этого требования обязанность налогоплательщика по уплате налога исполняется принудительно путем списания требуемой суммы с его банковского счета.

Принудительное списание необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика производиться на основании вынесенного налоговой инспекцией решения. Данное решение должно приниматься уже после истечения срока, который был указан в извещении-требовании, направленном налогоплательщику. В противном случае налогоплательщик может оказаться лишенным права на добровольное исполнение требования.

Согласно статье 46 Налогового кодекса РФ решение о взыскании должно быть принято налоговой инспекцией в течение 60 дней после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога. Само же требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога (ст. 70 НК РФ).

Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ в течение 60 дней по истечении срока добровольного исполнения требования, налоговая инспекция должна принять решение о принудительном взыскании сумм налога и штрафа со счетов организации в банках. Решение принимается руководителем или заместителем руководителя налоговой инспекции и доводится до сведения налогоплательщика в течение 5 дней с момента принятия решения.

На основании принятого решения в банк налогоплательщика направляется инкассовое поручение на списание со счетов организации необходимых денежных сумм и их перечисление в соответствующие бюджеты. Списание может производиться как с рублевых, так и с валютных расчетных счетов, но не может производиться с бюджетных, ссудных, а также депозитных счетов, для которых не истек срок действия депозитного договора. С момента предъявления в банк инкассового поручения на уплату сумм налога и при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, его обязанность по уплате налога считается исполненной (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 марта 2003 г. N А56-29631/02).

Если же на расчетных счетах организации денежных средств недостаточно или они отсутствуют, или нет информации о счетах налогоплательщика, инспекция вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика. Однако, как отмечено в Постановлении Федерального Арбитражного Суда Центрального Округа от 30 апреля 2003 г. N А14-9642-02/246/3, налоговая инспекция не имеет права на взыскание необходимых сумм за счет имущества организации, если предъявленные в банк инкассовые поручения не отозваны и не возвращены с отметкой банка о невозможности их исполнения.

Инкассовое поручение является расчетным документом,  на    основании  которого  производится  списание  денежных  средств  со     счетов плательщиков в бесспорном порядке.

Инкассовые поручения применяются:

1)  в случаях,  когда  бесспорный  порядок  взыскания денежных       средств  установлен  законодательством,  в том числе для взыскания  денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

2) для взыскания по исполнительным документам;

3) в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору,      при  условии  предоставления  банку,  обслуживающему  плательщика,   права  на  списание  денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

При  взыскании  денежных средств со счетов в бесспорном   порядке в случаях, установленных законом, в инкассовом поручении в   поле  «Назначение  платежа» должна быть сделана ссылка на закон (с  указанием его номера, даты принятия и соответствующей статьи).

При   взыскании   денежных   средств   на   основании   исполнительных  документов  инкассовое  поручение должно содержать  ссылку на дату выдачи исполнительного документа,  его номер, номер  дела,  по  которому  принято  решение,  подлежащее принудительному   исполнению,  а также наименование органа, вынесшего такое решение.

В  случае  взыскания  исполнительского  сбора судебным приставом -      исполнителем   инкассовое  поручение  должно содержать указание на     взыскание  исполнительского сбора,  а также ссылку на дату и номер    исполнительного документа судебного пристава - исполнителя.

Инкассовые  поручения на взыскание денежных средств со счетов,       выставленные  на основании исполнительных документов,  принимаются       банком   взыскателя   с  приложением   подлинника  исполнительного    документа либо его дубликата.

Банки не принимают к исполнению инкассовые поручения на    списание денежных средств в бесспорном порядке, если прилагаемый к инкассовому   поручению   исполнительный  документ  предъявлен  по   истечении срока, установленного законодательством.

Банки,  обслуживающие  должников  (исполняющие  банки),    исполняют   поступившие   инкассовые   поручения   с  приложенными    исполнительными    документами    либо,    при    отсутствии   или    недостаточности   денежных   средств   на   счете   должника   для   удовлетворения  требований  взыскателя,  делают  на исполнительном   документе  отметку о полном или частичном неисполнении указанных в   нем  требований  в связи  с отсутствием на счете должника денежных   средств    и   помещают    инкассовое   поручение   с  приложенным    исполнительным   документом   в картотеку  по внебалансовому счету N  90902 «Расчетные документы,  не оплаченные в срок».  Инкассовые  поручения  исполняются  по  мере  поступления  денежных  средств в     очередности, установленной законодательством.

Бесспорный порядок списания денежных средств применяется  по  обязательствам  в соответствии с условиями основного договора,   за исключением случаев, установленных Банком России.

Списание  денежных  средств  в бесспорном  порядке  в случаях,  предусмотренных  основным  договором,  осуществляется  банком  при   наличии  в договоре  банковского счета условия о списании денежных  средств  в бесспорном  порядке  либо  на основании дополнительного   соглашения    к   договору    банковского    счета,    содержащего   соответствующее   условие.   Плательщик   обязан   предоставить  в    обслуживающий  банк  сведения  о кредиторе  (получателе  средств),   имеющем право выставлять инкассовые поручения на списание денежных   средств  в бесспорном  порядке,  обязательстве,  по которому будут   производиться платежи, а также об основном договоре (дата, номер и     соответствующий   пункт,   предусматривающий   право   бесспорного    списания).

Отсутствие  условия  о списании  денежных средств в бесспорном   порядке   в  договоре   банковского   счета  либо  дополнительного  соглашения  к договору  банковского  счета,   а  также  отсутствие  сведений  о кредиторе  (получателе  средств)  и иных вышеуказанных  сведений   является   основанием   для   отказа   банком  в оплате  инкассового поручения.

Инкассовое  поручение  должно содержать ссылку на дату,  номер   основного договора и соответствующий его пункт,  предусматривающий   право бесспорного списания.

Банки   не   рассматривают   по   существу  возражений   плательщиков  против  списания  денежных  средств  с их  счетов  в  бесспорном порядке.

Банки  приостанавливают  списание  денежных  средств в   бесспорном порядке в следующих случаях:

-  по  решению  органа,  осуществляющего контрольные функции в  соответствии с законодательством, о приостановлении взыскания;

- при наличии судебного акта о приостановлении взыскания;

- по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

В   документе,   представляемом  в банк,   указываются  данные   инкассового   поручения,   взыскание   по   которому  должно  быть    приостановлено.

<

При  возобновлении  списания  денежных  средств по инкассовому     поручению  его исполнение осуществляется с сохранением указанной в   нем   группы  очередности  и календарной  очередности  поступления  документа внутри группы.

Исполнительный документ, взыскание денежных средств по  которому  не  производилось  (за  исключением  случаев прекращения   исполнительного    производства)    или    произведено   частично,   возвращается  вместе  с инкассовым  поручением  исполняющим банком   банку  - эмитенту  для  передачи  взыскателю  лично под расписку в    получении или заказной почтой с уведомлением. При этом исполняющий   банк  делает  на  исполнительном документе отметку о дате возврата   исполнительного документа с указанием взысканной суммы, если имела    место частичная оплата документа.

Исполнительный документ,  взыскание денежных средств по   которому    произведено    или    прекращено   в  соответствии   с    законодательством, возвращается исполняющим банком заказной почтой  с  уведомлением  в суд  или другой орган,  выдавший исполнительный    документ.  При  этом  исполняющий  банк  делает  на исполнительном   документе  отметку  о дате  его  исполнения с указанием взысканной  суммы   или   дате   возврата  с указанием  основания  прекращения   взыскания  (номер  и дата  заявления взыскателя,  определения суда   (арбитражного суда) или иного документа) и взысканной суммы,  если    имела место частичная оплата документа.

О   возврате   исполнительного   документа  в журнале   регистрации  банка  делается  отметка  с указанием  даты возврата, суммы (или остатка суммы) и причины возврата.

 

 

 

2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ УПРАВЛЕНИЙ БАНКА РОССИИ

 

Территориальное учреждение Центрального банка Российской Федерации (Банка России) (в дальнейшем — территориальное учреждение) — обособленное подразделение Центрального банка Российской Федерации, осуществляющее на территории субъекта Российской Федерации часть его функций в соответствии с Положением
«О территориальных учреждениях банка россии» от 29 июля 1998 г. N 46-П, другими нормативными актами Банка России и входящее в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления.

Территориальные учреждения, как правило, создаются на территории субъектов Российской Федерации. По решению Совета директоров Банка России территориальные учреждения могут создаваться по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов Российской Федерации.

Территориальными учреждениями Банка России являются его Главные управления в краях, областях и автономных округах Российской Федерации, городах Москве и Санкт-Петербурге, Национальные банки республик в составе Российской Федерации.

Территориальное учреждение Банка России, созданное по экономическому району, объединяющему территории нескольких субъектов Российской Федерации является Главным управлением.

Образование территориального учреждения и его ликвидация производятся на основании решения Совета директоров Банка России.

В составе территориальных учреждений на правах структурных подразделений действуют Расчетно-кассовые центры (в дальнейшем — РКЦ), иные подразделения, в том числе, обеспечивающие деятельность территориального учреждения (столовые, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения, учебные заведения, и т.д.), создание и ликвидация которых утверждается Банком России.

Деятельность указанных структурных подразделений регулируется соответствующими положениями.

Территориальное учреждение на территории субъекта Российской Федерации или экономического района, объединяющего территории нескольких субъектов Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной денежно — кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля; обеспечивает развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; эффективное и бесперебойное функционирование системы расчетов; осуществление регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций; организацию и контроль за деятельностью кредитных организаций на рынке ценных бумаг; организацию валютного контроля; проведение анализа состояния и перспектив развития экономики и финансовых рынков региона.

Правовое положение территориального учреждения в качестве обособленного подразделения Банка России определяется законодательством Российской Федерации и Положением «О территориальных учреждениях банка России» от 29 июля 1998 г. N 46-П.

Территориальное учреждение не имеет статуса юридического лица и обладает полномочиями, предоставленными ему Положением и нормативными актами Банка России.

Территориальное учреждение в пределах предоставленных ему полномочий независимо в своей деятельности от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Территориальное учреждение не имеет права принимать нормативные акты, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства.

Территориальное учреждение не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Территориальные учреждения не вправе без разрешения Банка России осуществлять банковские операции в иностранной валюте с юридическими и физическими лицами.

Территориальное учреждение:

1) от имени Банка России заключает кредитные договоры (извещения) и, в случае закрепления за ним операций по выдаче кредита, осуществляет рефинансирование банков в соответствии с действующими нормативными актами Банка России в пределах лимитов кредитования. В этих целях:

а) рассматривает заявки (заявления) банков на получение кредитов Банка России (в случае предоставления ему этих полномочий) в соответствии с действующими нормативными актами Банка России и принимает решения о возможности предоставления кредитов;

б) осуществляет выдачу кредитов банкам в объемах, подтвержденных соответствующими лимитами кредитования, контролирует выполнение банками региона условий кредитных договоров и проводит работу по обеспечению возврата кредитов Банка России и процентов по ним;

в) осуществляет контроль за начислением и уплатой процентов за кредиты Банка России, за полнотой и своевременностью перечисления их в Банк России;

г) контролирует соответствие остатков задолженности по кредитам Банка России и начисленным по ним процентам, отраженных в балансах банков и территориального учреждения Банка России;

д) ведет ежедневный учет лимитов кредитования, доведенных Банком России, контролирует соблюдение установленных сроков их использования и обеспечивает своевременный возврат высвободившихся лимитов кредитования;

е) изучает эффективность применяемых методов рефинансирования банков, вносит на рассмотрение Банка России предложения по их совершенствованию;

2) осуществляет контроль за выполнением кредитными организациями обязательных резервных требований Банка России, производит регулирование обязательных резервов, осуществляет проверки правильности составления кредитными организациями Расчета размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России, достоверности указанных в нем сведений, применяет меры воздействия за нарушение установленного порядка депонирования обязательных резервов в Банке России;

3) контролирует соответствие остатков обязательных резервов в рублях и иностранной валюте, учитываемых на балансовых счетах, а также сумм недовзноса (перевзноса) обязательных резервов и штрафов, не уплаченных за недовзнос в обязательные резервы, учитываемых на внебалансовых счетах, в балансах территориального учреждения и кредитной организации;

4) в установленные сроки направляет в Банк России информацию о формировании кредитными организациями обязательных резервов, составляет и направляет Банку России отчет о работе по контролю за депонированием средств в обязательные резервы кредитными организациями;

5) по решению Кредитного комитета Банка России организует работу по приобретению государственных долговых обязательств и осуществляет контроль за своевременным их погашением;

6) осуществляет прием средств в депозит Банка России на условиях, определенных Кредитным комитетом Банка России, и в соответствии с нормативными актами Банка России;

7) взаимодействует с кредитными организациями региона, их ассоциациями и союзами, разъясняет им порядок применения нормативных актов Банка России, рассматривает предложения и запросы кредитных организаций по вопросам денежно — кредитного регулирования;

8) осуществляет иные полномочия в области денежно-кредитного регулирования в соответствии с нормативными актами Банка России.

 

3. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА США. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

В развитии банковской системы США в XX в, прослеживалась тенденция концентрации капитала, которая ведет к сокращению числа банков при одновременном росте численности филиалов и отделений, что обеспечивает охват их операциями практически всех слоев населения страны и всех отраслей ее экономики. В начале 1920-х гг. в США насчитывалось около 30 тыс, банков, Среди них были десятки крупных, но существовали и тысячи мелких местных банков, круг деятельности которых ограничивался небольшим городом и примыкающей сельской территорией. В ходе кризиса 1929-1933 гг, обанкротились около 9 тыс. банков. В 1940-х гг. их осталось уже около 13,4 тыс. После периода непродолжительного роста в 1970-х — начале 1980-х гг. количество банков стало вновь сокращаться. В конце 2000 г. в США действовал 8331 коммерческий банк, а их совокупные активы составляли около 6488 млрд долл.

Более двух третей пассивов банков образуется за счет депозитов, остальная часть — за счет привлечения денежных ресурсов иными способами. В активных операциях банков примерно одинаковую долю занимают вложения в ценные бумаги правительства и муниципалитетов, в корпоративные облигации, а также кредиты юридическим лицам и ипотечные кредиты — примерно по 20 % каждая категория.

Коммерческие банки в США могут быть зарегистрированы как юридические лица в органах федерального правительства либо в органах правительства штата. Банки, зарегистрированные в федеральном агентстве, включают в свое фирменное наименование слово «национальный» и должны быть членами ФРС и Федеральной корпорации страхования депозитов (далее — ФКСД), Важную роль в обеспечения устойчивости банковской системы США играет обязательное страхование всех видов депозитов путем отчисления банками двенадцатой доли процента от общей суммы на их счетах,

Коммерческие банки подвергаются в США жесткому регулированию государственных органов, главную роль среди которых выполняет центральный банк страны, организованный в виде ФРС. Во главе ФРС стоит совет управляющих из 7 членов, которые назначаются по представлению президента Конгрессом. Они выбирают из своей среды председателя совета управляющих сроком на 4 года. Подробнее механизм регулирования рассматривается в главе о денежно-кредитной политике.

Коммерческие банки сильно ограничены законами штатов в развитии своей филиальной сети, Правительство каждого штата вправе нормативными актами регулировать банковскую деятельность на своей территории. Именно это обстоятельство предопределило то, что большинство банков США по размерам меньше, чем банки других развитых стран. До последнего времени коммерческие банки США, за исключением некоторых «жизненно важных банков», не имели права открывать свои филиалы с предоставлением всех видов финансовых услуг, как и у головного банка, более чем в одном штате. В некоторых штатах банкам разрешено открывать свои филиалы лишь на определенном территориальном участке, на определенном удалении от своего головного банка. Только в 1994 г. был принят закон, разрешающий коммерческим банкам открывать свои «полносервисные» филиалы более чем в одном штате.

В последнее время число таких филиалов значительно увеличилось. Если в 1940 г. в США действовали 3489 филиалов коммерческих банков, то к концу 2000 г. насчитывалось 63316 филиалов. Этот рост связан со многими факторами — увеличением численности населения в стране; либерализацией законов в отношении коммерческих банков; более жесткими требованиями при создании нового коммерческого банка по сравнению с требованиями, предъявляемыми при открытии банковских филиалов; совершенствованием банковских технологий и систем коммуникации; усилением конкурентной борьбы за клиентов, в которой преимущество дает открытие отделений и филиалов в более доступных и удобных местах, поскольку по закону США банкам запрещено конкурировать, применяя процентные ставки ниже разрешенного законом минимально допустимого уровня.

Одна из особенностей банковской системы США состоит в так называемой локальной концентрации, т. е. сосредоточении основной массы банковских ресурсов в немногих пунктах. В распоряжении банков 5 штатов (Нью-Йорк, Калифорния, Иллинойс, Пенсильвания и Техас) находится около ‘/д ресурсов всех банков США. Только в одном штате Нью-Йорк сосредоточено около 18% всех ресурсов банков — членов ФРС. Локальная концентрация сочетается с концентрацией банковских ресурсов в немногих крупных банках. В настоящее время более половины от общей суммы депозитов находится в 25 крупнейших банках США.

После принятия в 1956 г. Закона о банковских холдинговых компаниях (с последующими поправками 1970 г.) в США происходил активный рост банковских холдингов. С 1980 г. по 2000 г. их активы увеличились в 8,4 раза — с 103 до 866 млрд долл.), в то время как активы самостоятельных банков лишь в 3,8 раза — с 1246 до 4773 млрд долл. Дальнейший рост влияния холдингов является важной тенденцией развития банковской системы США.

Зарубежная экспансия занимает значительное место в деятельности американских банков. Если в 1965 г. лишь 13 американских банков имели небольшое число представительств за рубежом с общим объемом активов менее 10 млрд долл, то в 1980 г. 159 американских банков обладали в общей сложности 787 филиалами за пределами США, а их активы превышали 340 млрд долл. К концу 1990-х гг. в результате концентрации капитала число банков США, имеющих заграничные филиалы, значительно сократилось. Но при этом увеличилось число филиалов и объем активов, которыми они управляют. В 1998 г. за пределами США действовали 82 банка с 935 филиалами и активами в размере 430 млрд долл.

Благоприятные экономические условия в США и мировая роль доллара сделали и сами Соединенные Штаты объектом экспансии со стороны иностранных кредитных институтов. Так, за последние тридцать лет активы действующих в США отделений иностранных банков заметно возросли — с 27 млрд долл. (3,6 % всех активов коммерческих банков в США в 1972 г.) до 1,3 трлн долл. (20 % в 2003 г.). До 1970 г. почти все представленные в США иностранные банки относились к числу наиболее крупных у себя на родине. В 1975 г. уже 20% этих банков не входили в число 500 крупнейших в мире. В 1985 г. доля банков второго эшелона возросла до 34 %, и эта тенденция продолжилась в 1990-е гг. Число иностранных банков, представленных в США, выросло со 153 в начале 1980-х гг. XX в. до 296 в 2003 г. Наиболее активно в банковскую сферу США внедряются японские, германские, французские и канадские банки. Нередко эти процессы идут путем слияний и поглощений. Экспансия американских банков, с одной стороны, и европейских и японских кредитных институтов — с другой, ведет к все большему переплетению финансовых институтов в мировых масштабах.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Аникин А. Экономика США на исходе века: Итоги проблемы //МЭМО – 2000.- № 11 — С. 27 – 46.
  2. Дынкин А.А. Американское государство накануне 21 века: Стратегия и тактика в экономике. – М.: Наука, 2000.
  3. Смирнова Е.В. Экономика США в 21 веке //БИКИ – 2002. — № 115 – С. 4 – 5.
  4. Тедеев А.А. Банковское право. М., 2005.
  5. Финансы / Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ, 2002.
  6. Финансы / Под ред. В.В. Ковалева. –М.: ТК Велби, 2003
  7. Экономика США / Под ред. В.Б. Супяна. – СПб.: Питер, 2003.
  8. Энг М., Лис. А., Мауэр Л. Мировые финансы. – М.: Дека, 1998.
  9. Эриашвили Н.Д. Банковское право. М., 2004.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.94MB/0.00032 sec

WordPress: 23.72MB | MySQL:120 | 1,324sec