ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА СТРАНЫ: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СФЕРЫ И ЗВЕНЬЯ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

<

071414 1640 1 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА СТРАНЫ: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СФЕРЫ И ЗВЕНЬЯ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКАФинансовая система страны – вся сфера экономических отношений всех субъектов хозяйствования и государственных органов, участвующих в хозяйственной жизни, а также регулирующих экономические отношения в национальных границах. Поскольку в рыночной экономике, как и в переходной, практически все экономические отношения существуют в товарно-денежной форме, постольку практически все они предстают, существуют в форме денежных потоков. Колоссальное многообразие видов этих потоков образуют финансовую систему страны. В финансовой системе выделяют государственные финансы, финансы предприятий и финансы населения.

Финансовую систему следует рассматривать как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений аккумулируются различные фонды денежных доходов и накоплений. Доходы субъектов экономических отношений подразделяются на первичные и конечные.

Источником первичных доходов и накоплений является валовой внутренний продукт, который выступает в форме:

а) заработной платы наемных работников;

б) прибыли и амортизационных отчислений у хозяйствующих субъектов;

в) налоговых и иных платежей, включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), у государства, органов местного самоуправления.

Первичные доходы служат источником для дальнейшего перераспределительного процесса через налоговый механизм, систему платежей, распределение прибыли и т. п. Результатом такого перераспределения являются конечные доходы, которые выступают в качестве собственных финансовых ресурсов экономических субъектов.

Конечные финансовые ресурсы также являются объектом последующего распределительного и перераспределительного процесса для использования по их целевому назначению.

Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя обособленные сферы финансовых отношений, позволяющие формировать собственные финансовые ресурсы у хозяйствующих субъектов, наемных работников, государства и органов местного самоуправления.

Финансовый механизм представляет собой систему организации, регулирования и планирования финансовых отношений, способов формирования и использования финансовых ресурсов.

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято подразделять на сферы централизованных финансов (публичные финансы) и децентрализованных финансов (финансы организаций и финансы домохозяйств).

Финансовая система как форма организации денежных отношений может быть подразделена на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов соответственно:

а) у хозяйствующих субъектов,

б) у населения,

в) у государства и органов местного самоуправления.

В каждой из выделенных подсистем используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов; каждая из них имеет собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений.

Существующие различия как в функциональном назначении указанных подсистем, так и в методах, способах формирования и использования финансовых ресурсов делают целесообразным выделение обособленных систем финансовых отношений:

1) финансы организаций (хозяйствующих субъектов);

2) публичные финансы (государственные и муниципальные финансы);

3) финансы домашних хозяйств (домохозяйств).

Эти подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов.

Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).

071414 1640 2 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА СТРАНЫ: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СФЕРЫ И ЗВЕНЬЯ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

Особое значение в системе децентрализованных финансов и во всей финансовой системе развитых стран мира имеют финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах. В этом звене финансовой системы в развитых странах мира сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые прежде всего на инвестиционные цели.

Несмотря на многообразие типов финансовых посредников, они выполняют общую функцию: приобретают и продают различные «финансовые продукты», обеспечивая эффективное перемещение финансовых ресурсов к их конечным потребителям.

Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные виды материальных и нематериальных благ и тем большие возможности для развития экономики, социальной сферы.

Финансы некоммерческих организаций имеют свою специфику, связанную с формированием доходов, порядком их использования, владением имуществом и т. п.

Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом. В Бюджетном кодексе РФ бюджетная система определена как совокупность, бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях. Финансовые ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или собственности органов местного самоуправления (муниципальной собственности). Функционирование бюджетной системы России регламентируется Бюджетным кодексом РФ.

Основой финансовой системы России являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды.

Значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).

<

071414 1640 3 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА СТРАНЫ: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СФЕРЫ И ЗВЕНЬЯ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

Особое значение в системе децентрализованных финансов и во всей финансовой системе развитых стран мира имеют финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах.

Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные виды материальных и нематериальных благ и тем большие возможности для развития экономики, социальной сферы.

Финансы некоммерческих организаций имеют свою специфику, связанную с формированием доходов, порядком их использования, владением имуществом и т. п.

Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом. В Бюджетном кодексе РФ бюджетная система определена как совокупность, бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях. Финансовые ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или собственности органов местного самоуправления (муниципальной собственности). Функционирование бюджетной системы России регламентируется Бюджетным кодексом РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

В качестве экономических источников финансирования социального обеспечения являются специальные фонды, образуемые государством. Финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных внебюджетных фондов: социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

Так, например, В. Ш. Шайхатдинов к принципам социального обеспечения относит:

  • связь обеспечения, как правило, с трудом;
  • обеспечение не только граждан, но и их семей;
  • свободу приобретения гражданами своих прав и распоряжения
    ими;
  • приоритет в обеспечении некоторых категорий граждан;
  • зависимость уровня обеспечения от прожиточного минимума1.

    Е. Е. Мачульская выделяет следующие принципы:

  • всеобщность;
  • финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;
  • дифференциация социального обеспечения в зависимости от
    условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;

    —универсальность и комплексность, т. е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом2.

    Г. Тучковой выделяет следующие принципы:

    —    осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;

  • дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;
  • обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;
  • гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;
  • многообразие видов социального обеспечения;

    – участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав1.

    Перечисленные выше принципы следует дополнить принципом всеобщности социального обеспечения.

     

     

     


    3. ЗАДАЧА

     

     

    Стоимость объекта страхования – 10 млн. руб., страховая сумма – 5 млн. руб., убыток страхования в результате повреждения объекта – 4 млн. руб. Определите величину страхового возмещения

     

    РЕШЕНИЕ

     

    Величина страхового возмещения определяется по формуле:

    Q = T*S/W = (4 * 5) /10 = 2 млн.руб.

    где Q – страховое возмещение;

    T – фактическая сумма ущерба;

    S – страховая сумма по договору;

    W – стоимостная оценка объекта страхования.

    Таким образом, величина страхового возмещения составляет 2 млн. руб.

     

     

     

     

     

     

    4. МИРОВАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И ЕЕ МОДИФИКАЦИЯ

     

    Мировая валютная система (МВС) является исторически сложившейся формой организации международных денежных отношений, закрепленной межгосударственными договоренностями. МВС представляет собой совокупность способов, инструментов и межгосударственных органов, с помощью которых осуществляется платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства. Совокупность форм организации валютных отношений, закрепленных межгосударственными соглашениями, и составляет международную валютную систему. Ее возникновение и последующая эволюция отражают объективное развитие процессов интернационализации капитала, требующих адекватных условий в международной денежной сфере.

    Различаются национальная, мировая, региональная валютные системы.

    Исторически вначале возникли национальные валютные системы, закрепленные национальным законодательством с учетом норм международного права. Национальная валютная система является составной частью денежной системы страны, хотя она относительно самостоятельна и выходит за национальные границы. Ее особенности определяются степенью развития и состоянием экономики и внешнеэкономических связей страны.

    Национальная валютная система неразрывно связана с мировой валютной системой. Мировая валютная система сложилась к середине XIX века. Характер функционирования и стабильность мировой валютной системы зависят от степени соответствия ее принципов структуре мирового хозяйства, расстановке сил и интересам ведущих стран. При изменении данных условий возникает периодический кризис мировой валютной системы, который завершается ее крушением и созданием новой валютной системы (это ясно видно на примере того, как система «золотого стандарта» сменялась Бреттон-Вудской валютной системой и т.д.).

    МВС включает в себя ряд конструктивных элементов, среди которых можно назвать следующие: мировой денежный товар и международная ликвидность; валютный курс; валютные рынки; международные валютно-финансовые организации; платежный баланс; межгосударственные договоренности.

     

    Мировой денежный товар принимается каждой страной в качестве эквивалента вывезенного из нее богатства и обслуживает международные отношения (экономические, политические, культурные).

    Первым международным денежным товаром выступало золото. Далее мировыми деньгами стали национальные валюты ведущих мировых держав (кредитные деньги). В настоящее время в этом качестве также распространены композиционные, или фидуциарные (основанные на доверии к эмитенту), деньги. К ним относятся международные и региональные платежные единицы (такие, как СДР и ЭКЮ, с недавнего времени замененная на евро).

    Характер функционирования и стабильность мировой валютной системы зависят от степени ее соответствия структуре мирового хозяйства. При изменении структуры мирового хозяйства и соотношения сил на мировой арене происходит замена существующей формы МВС на новую. Появившись в XIX веке, МВС прошла 5 этапов эволюции:

  1. «Золотой стандарт» или Парижская валютная система (с 1867 г. по 20-е годы ХХ века);
  2. Генуэзская мировая валютная система (с 1922 г. по 30-е годы);
  3. Бреттон-Вудская система фиксированных валютных курсов (с 1944 г по 1976 г.)
  4. Ямайская система плавающих валютных курсов (с 1976–78 г. по настоящее время.)
  5. Европейская валютная система (примерно с 1978 г. по настоящее время)

    Действующая система мировых валютных отношений была заложена в 1976 г. на совещании представителей стран МВФ в Кингстоне (Ямайка) и получила название Ямайского соглашения, которое вступило в силу в 1978 году. Новым в нем в сравнении с ранее действовавшей Бретгон-Вудской системой является следующее:

    1) отказ от функции золота в качестве меры стоимости валютных единиц и, следовательно, ликвидация твердой цены на золото. Эти решения означали завершение процесса демонетизации золота и утраты им роли мировых денег, монопольного всеобщего средства платежа. Золото превращается в обычный товар, рыночная цена которого определяется условиями производства, а также спросом и предложением на него;

    2) банкам была предоставлена возможность свободно покупать и продавать золото на частных рынках по складывающимся ценам. Однако и сегодня государства и международные валютно-финансовые организации сохраняют накопленные ими золотые запасы. Иначе говоря, утратив роль мировых денег, золото остается особым товарным ликвидным средством. В случае необходимости золото может быть продано за любую конвертируемую валюту и использовано как платежное средство;

    3) валютные отношения между странами стали основываться на плавающих курсах их денежных единиц. Колебания курсов определяются реальными стоимостными соотношениями покупательной способности валют на внутренних рынках и соотношением спроса и предложения национальных валют на международных рынках.

    В рамках мирового наднационального финансового порядка определяющее воздействие на формирование курса валюты стали составлять спрос и предложение на валюту со стороны международных инвесторов, а не участников международной торговли. В рамках глобального финансового рынка интенсивное развитие получил рынок деривативов, оказывающий обратное воздействие на функционирование рынка базисных финансовых инструментов и на международный валютный рынок.

    Основные причины реформирования мировой валютно-финансовой системы заключаются в следующем.

    1) Финансовая глобализация способствовала появлению международных инвесторов, которые одновременно действуют на нескольких формирующихся рынках и способны дестабилизировать финансовое положение стран – объектов инвестиций. В то же время при высоком уровне развития международного финансового рынка отсутствует надлежащая институциональная структура его регулирования.

    2) Усиление возможности негативного воздействия неадекватно регулируемой системы на мировое хозяйство.

    3) Устойчивая повторяемость финансовых и валютных кризисов, рост их глубины и интенсивности, негативных социальных последствий, проявляющихся в увеличении безработицы и уровня бедности.

    4) Снижение эффективности регулирования формирующихся финансовых рынков вследствие роста количества оффшорных финансовых центров.

    5) Резкий рост числа инвестиционных институтов, финансовых
    инструментов, объема финансовых операций, особенно на рынке долговых обязательств, интенсивное развитие рынка деривативов.

    6) Слабость финансового и банковского сектора в странах с формирующимися рынками и непропорциональное использование официальных ресурсов при урегулировании проблем в частной сфере.

    7) Несоответствие возможности оказания помощи развивающимся странам международными финансовыми организациями и размеров потоков частного капитала. Неспособность этих организаций противостоять кризисам и ограничивать их распространение, а также громоздкая и неэффективная структура вы дачи кредитов, которая не соответствует темпам развития кризисов.

    8) Углубление конфликтов интересов, возникающих при реализации пакетов помощи международных финансовых организаций, что негативно влияет на поведение частных инвесторов и заемщиков в период финансовых кризисов

    Таким образом, упрочение Ямайской системы превратилось в объект международной экономической политики причем в стройке системы и создании новой мировой «финансовой архитектуры»проявили заинтересованность все страны.

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  6. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России.–М.: ИНФРА-М, 2002.
  7. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России.–М.: Юристъ, 2003.
  8. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учеб. пособие. –М.: Книжный мир, 2003. С. 32; Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития. –М.: Городец, 2005.
  9. Право социального обеспечения: Практикум. Нормативные акты. Образцы документов / Под ред. Э. Г. Тучковой.–М.: Новый юрист. 2004.
  10. Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации. Учеб. Пособие. Вып. 1. Екатеринбург. 1996.
  11. Савин А.Ю. Финансовое право. М.: ИНФРА-М, 2000.
  12. Финансы / Под ред. В.В. Ковалева. –М.: ТК Велби, 2003
  13. Финансовое право/ Под ред. Н.И. Химичевой.–М.: БЕК, 2000.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.29MB | MySQL:121 | 1,366sec