ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

<

072314 1243 1 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1.

 

1.1. Сущность и функции финансов

 

По вопросу происхождения термина «финансы» существуют разные точки зрения. Одни авторы утверждают, что этот термин возник в XIII — XV вв. в торговых городах Италии, а в дальнейшем получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством1. Другие авторы утверждают, что это понятие было введено в обиход французским ученым Ж. Боденом, который в 1755 г. издал работу «Шесть книг о республике» [Финансы / Под ред. проф. М. В. Романовского, с. 44].

Возникновение государства предполагает, кроме всего прочего, установление определенных взаимоотношений по распределению и перераспределению создаваемых экономических благ между государством в лице верховной власти и остальными субъектами воспроизводственных отношений. Собственно, эти отношения и определялись понятием «финансы».

В обществах с преобладанием натуральных отношений перераспределительные процессы носили прежде всего характер натуральных налогов и различного рода личных повинностей. Развитие товарно-денежных отношений привело к изменению формы перераспределительных отношений,— они стали носить преимущественно денежный характер. Однако суть этих отношений принципиально не меняется.

 

В то же время любые перераспределительные процессы создаваемых экономических благ в обществе отождествлять с финансами вряд ли правомерно. Собственно понятие «финансы» в современном его представлении можно отнести к этапу обособления государственной казны, возникновению государственного бюджета.

Следует отметить, что представление о финансах, сущности финансовых отношений видоизменялось. Трансформация взглядов на экономическую категорию финансов с конца XVII до конца XX в. достаточно емко и компактно дана в работе С. Витте. Он пишет: «…с конца XVII века… под словом «финансы»… стали понимать всю совокупность государственного имущества и вообще состояние всего государственного хозяйства. В смысле всей совокупности материальных средств, имеющихся в распоряжении государства — его доходов, расходов и долгов, — понимается это слово и теперь. Таким образом, точнее науку о финансах можно определить как науку о способах наилучшего удовлетворения материальных потребностей государства»1.

Можно говорить о том, что изначально понятие «финансы» рассматривалось только в плоскости формирования, а в дальнейшем и использования денежных фондов для удовлетворения государственных нужд. Позднее эта экономическая категория получила название «публичные финансы», которые в настоящее время включают в себя государственные и местные финансы (финансы органов местного самоуправления).

Для публичных финансов характерными признаками являются:

денежный характер отношений;

безвозмездный и безвозвратный характер платежей хозяйствующими субъектами и населением в государственные и местные бюджеты, а также во внебюджетные фонды;

принудительная со стороны государственных органов и органов местного самоуправления форма денежных отношений с хозяйствующими субъектами и населением (государство и органы местного самоуправления в форме правовых актов устанавливают систему обязательных платежей и меры воздействия к указанным субъектам в случае нарушения последними установленного порядка);

отношения перераспределения уже распределенного совокупного общественного продукта в его денежной форме.

Развитие крупномасштабного товарного производства, связанное с возникновением национальных и транснациональных организаций корпоративного типа (с долевой акционерной формой уставного капитала), повлекло за собой совершенствование методов, способов мобилизации, использования, распределения денежных средств между различными участниками воспроизводственного процесса.

Особую значимость в этом распределительном процессе приобретают вопросы движения денежных средств, обособленные от движения товаров. Они сопряжены как с различными формами кредита, так и с распределением и перераспределением стоимости совокупного общественного продукта между различными субъектами, каждый из которых претендует на получение определенной доли в произведенном продукте в соответствии с действующими правовыми нормами или обычаями делового оборота, что и является собственно сферой финансовых отношений.

Отличительным признаком финансовых отношений является и то, что процесс перераспределения совокупного общественного продукта сопровождается созданием различных фондов денежных средств, имеющих целевое назначение. Фонды денежных средств, создаваемые на уровне государства, органов местного самоуправления, называются централизованными фондами, а денежные фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств,—децентрализованными.

Из доходов от различных видов деятельности хозяйствующих субъектов формируются специальные фонды денежных средств в виде накоплений амортизационных отчислений, задолженности по заработной плате, платежам в бюджет и внебюджетные фонды, а также прибыли, часть которой через налоговую систему поступает в распоряжение государственных органов и органов местного самоуправления, а оставшаяся часть идет на расширенное воспроизводство, накопление и распределяется в виде предпринимательского дохода, дивидендов и т. п. Необходимо отметить, что формирование указанных фондов носит строго регламентированный характер, и это является еще одним отличительным признаком финансовых отношений.

В распределении совокупного общественного продукта участвует и население, получая свою долю в форме заработной платы, предпринимательского дохода, дивидендов и других форм перераспределения. Кроме того, население участвует в формировании централизованных фондов денежных средств посредством уплаты налогов, других платежей, носящих обязательный характер. Эта система денежных отношений, связанных с формированием и использованием доходов и расходов населения, также является сферой финансовых отношений.

Таким образом, финансы как экономическая категория представляют собой систему распределительных денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта.

Характерными признаками финансов являются:

1) распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах или этике ведения бизнеса, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной форме»;

2) односторонний (однонаправленный), как правило, характер движения денежных средств;

3) создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

 

Основным материальный источником денежных доходов населения, хозяйствующих субъектов, государства и органов местного самоуправления является национальный доход. От его величины и характера распределения зависят возможности развития экономики, удовлетворения потребностей членов общества.

Финансовые отношения многообразны. Они связаны с денежными отношениями, которые возникают:

  • между хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей;
  • между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями при создании совместных фондов денежных средств и их использовании;
  • между хозяйствующими субъектами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов;
  • внутри хозяйствующих субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств;
  • между отдельными бюджетами, внебюджетными фондами;
  • между гражданами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов, и внебюджетных фондов.

Совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении населения, хозяйствующих субъектов, государства, органов местного самоуправления, представляют собой финансовые ресурсы. Источниками финансовых ресурсов выступают:

на уровне хозяйствующих субъектов: прибыль, амортизация, продажа ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами;

на уровне населения: заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем, командировочные расходы; доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, от кредитно-финансовых операций; социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии; потребительский кредит;

на уровне государства, органов местного самоуправления: доходы от государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.

Социально-экономическая сущность финансов заключается в исследовании и ответе на следующие вопросы: за счет кого или чего тот или иной хозяйствующий субъект, гражданин, государство, орган местного самоуправления формирует свои финансовые ресурсы и каким образом и в чьих интересах используются эти фонды денежных средств.

Главной характеристикой финансовых отношений является их распределительный характер и соответственно главной функцией финансов является распределительная функция. Распределительный процесс, осуществляемый с помощью финансов, сложен и многогранен. Финансы обслуживают разные этапы распределения совокупного общественного продукта, участвуя как в первичном его распределении, так и в перераспределении.

Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, региональный (на уровне субъектов Федерации), местный (на уровне органов местного самоуправления). Ему присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения — внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное.

Посредством финансов государство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на производство, накопление капитала, сферу потребления. Финансы играют решающую роль в развитии государственного и частного секторов экономики, производственной и социальной инфраструктуры, научно-технического прогресса и т. п.

Распределение национального дохода происходит как между производственной и непроизводственной сферами, так и внутри этих сфер. Государство с помощью финансового механизма изымает часть дохода, полученного в одних сферах экономики, и направляет в другие, в том числе в социальную сферу. Процесс перераспределения национального дохода предопределяется характером финансовой политики государства, раскладом политических сил в стране.

В целом распределительная функция финансов позволяет:

1) создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйствующие субъектов, населения, государства, органов местного самоуправления;

2) осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами;

3) создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, а также осуществлять накопления гражданами.

Наряду с распределительной к главным функциям финансов относят и контрольную функцию. Распределительная и контрольная функции представляют собой две стороны одного и того же экономического процесса. Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов. Исходя из характера движения общество имеет возможность знать о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств; как обеспечивается своевременность поступления финансовых ресурсов в распоряжение субъектов хозяйствования. Если контрольная функция финансов не осуществляется на практике, то невозможно оценить и эффективность распределительной функции, что позволяет говорить о необходимости координации в реализации указанных функций.

Распределительная функция финансов осуществляется не стихийно, а в соответствии с правовыми нормами. Совокупность норм, правил, положений, правовых актов призвана регулировать финансовую деятельность и тем самым регулировать воспроизводственный процесс. Таким образом, можно говорить и о третьей функции финансов — регулирующей.

Регулирующая функция финансов проявляется не только на уровне государства, хозяйствующих субъектов, но и в организации собственно финансовых отношений, в иерархии ее построения.

Изменение социального строя в России неизбежно повлекло за собой и переход к новой системе финансовых отношений, которая постоянно видоизменяется с учетом тех процессов, которые происходят в обществе.

 

1.2. Финансовая система: сущность, подсистемы, сферы, звенья

 

Существуют разные подходы к определению понятия «финансовая система». Вероятно, это связано и с тем, что исходное понятие «система» имеет множество значений, оттенков. В словаре русского языка Ожегова под системой понимается и «форма организации чего-нибудь», и «совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений, организационно объединенных в одно целое», и «форма общественного устройства» и т. д.1.

Собственно, и финансовая система преимущественно рассматривается либо как «форма организации…», либо как «совокупность организаций…». Так, например, известный американский специалист Дж. Ван Хорн определяет финансовую систему как совокупность ряда учреждений и рынков, предоставляющих свои услуги фирмам, гражданам, а также правительствам2. По мнению Л. А. Дробозиной, финансовая система — это «совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств»3. Коллектив авторов под руководством Г. Б. Поляка трактует финансовую систему как «…совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства»4.

Можно заметить, что приведенные выше определения финансовой системы как совокупности «сфер финансовых отношений», «финансовых отношений», «учреждений и рынков» не вполне корректны, так как заявленные совокупности не отвечают обязательному требованию, предъявляемому к системе, а именно — «однородности по своим задачам и организационно объединенных в одно целое».

С учетом изложенного финансовую систему будем рассматривать как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений аккумулируются различные фонды денежных доходов и накоплений. Доходы субъектов экономических отношений подразделяются на первичные и конечные.

Источником первичных доходов и накоплений является валовой внутренний продукт, который выступает в форме:

а) заработной платы наемных работников;

б) прибыли и амортизационных отчислений у хозяйствующих субъектов;

в) налоговых и иных платежей, включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), у государства, органов местного самоуправления.

Первичные доходы служат источником для дальнейшего перераспределительного процесса через налоговый механизм, систему платежей, распределение прибыли и т. п. Результатом такого перераспределения являются конечные доходы, которые выступают в качестве собственных финансовых ресурсов экономических субъектов.

Конечные финансовые ресурсы также являются объектом последующего распределительного и перераспределительного процесса для использования по их целевому назначению.

Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя обособленные сферы финансовых отношений, позволяющие формировать собственные финансовые ресурсы у хозяйствующих субъектов, наемных работников, государства и органов местного самоуправления.

Финансовый механизм представляет собой «систему организации, регулирования и планирования финансовых отношений, способов формирования и использования финансовых ресурсов»1 [Ковалев, 1999, с. 62].

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято подразделять на сферы централизованных финансов (публичные финансы) и децентрализованных финансов (финансы организаций и финансы домохозяйств).

Финансовая система как форма организации денежных отношений может быть подразделена на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов соответственно:

а) у хозяйствующих субъектов,

б) у населения,

в) у государства и органов местного самоуправления.

072314 1243 2 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Общая структура финансовой системы страны

 

В каждой из выделенных подсистем используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов; каждая из них имеет собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений.

Существующие различия как в функциональном назначении указанных подсистем, так и в методах, способах формирования и использования финансовых ресурсов делают целесообразным выделение обособленных систем финансовых отношений:

1) финансы организаций (хозяйствующих субъектов);

2) публичные финансы (государственные и муниципальные финансы);

3) финансы домашних хозяйств (домохозяйств).

Эти подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов.

Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

Особое значение в системе децентрализованных финансов и во всей финансовой системе развитых стран мира имеют финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах. В этом звене финансовой системы в развитых странах мира сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые прежде всего на инвестиционные цели.

 

Несмотря на многообразие типов финансовых посредников, они выполняют общую функцию: приобретают и продают различные «финансовые продукты», обеспечивая эффективное перемещение финансовых ресурсов к их конечным потребителям.

Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные виды материальных и нематериальных благ и тем большие возможности для развития экономики, социальной сферы.

Финансы некоммерческих организаций имеют свою специфику, связанную с формированием доходов, порядком их использования, владением имуществом и т. п.

Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом. В Бюджетном кодексе РФ бюджетная система определена как совокупность, бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях. Финансовые ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или собственности органов местного самоуправления (муниципальной собственности). Функционирование бюджетной системы России регламентируется Бюджетным кодексом РФ.

 

 

 

1.3 Институциональная структура финансовой системы страны

 

Рассмотрим как устроена институциональная структура страны, под которой понимается совокупность организаций, действующих в финансовом секторе экономики. На рис. 1 дано наиболее общее представление институциональной структуры, применимое практически к любой стране.

 

072314 1243 3 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

Финансовый сектор экономики можно рассматривать в широком и узком понимании. В первом случае к нему следует отнести как сами финансовые институты, так и контролирующие, наблюдательные органы, а также финансовые союзы.

Основные задачи контролирующих и наблюдательных органов в рамках финансовой системы заключаются в поддержании ее устойчивого функционирования, реализации государственных нормативных актов и непосредственном осуществлении контроля за деятельностью финансовых институтов.

Финансовые институты в рамках собственно финансового сектора включают организации, относящиеся к банковской системе, а также к небанковским финансовым посредникам. В свою очередь, в банковской системе особое место отводится центральным банкам. Различают центральный эмиссионный банк, ответственный за проведение кредитно-денежной политики в стране и эмиссию банкнот и других кредитных денег, а также центральные банки, которые выполняют регулирующие функции в рамках определенных банковских групп, например центральные банки кооперативного кредита. Наиболее крупную группу банков образуют коммерческие банки, которые можно рассматривать как сердцевину финансовой и банковской систем. Функции, принципы организации и полномочия банков обеих групп варьируют по отдельным странам в зависимости от различных факторов, которые будут рассмотрены ниже.

В качестве небанковских или прочих финансовых посредников выделяют большую группу институтов, которые осуществляют лишь отдельные банковские или «банкоподобные» функции. Многообразие институтов этой группы часто является одним из признаков развитости финансовой системы страны. Однако в группе небанковских финансовых посредников можно все же выделить две большие подгруппы:

  • институты, которые рассматриваются законодателями страны как кредитные (например, в Германии — строительно-сберегательные кассы, инвестиционные банки, депозитарные банки, осуществляющие хранение, регистрацию и перерегистрацию прав собственности на ценные бумаги, специализированные банки-гаранты);
  • институты, которые не считаются кредитными (страховые общества, пенсионные фонды, фонды недвижимости, лизинговые компании, дилерские компании и др.).

Кредитными организациями в большинстве национальных законодательств называются юридически лица, которые преследуют как основную цель извлечение прибыли, действуют на основании разрешения (лицензии) центрального банка страны и имеют право осуществлять отдельные или все банковские операции.

Таким образом, для определения типа национальных финансовых систем важно знать, какие операции относятся по закону к банковским и могут или нет банки выполнять и иные операции. Банковские операции определяются преимущественно установленным перечнем, причем их состав периодически пересматривается в соответствии с изменением законодательных актов. Так, в Германии в соответствии с Законом о кредитном деле в редакции 1961 г. к банковским операциям отнесены:

а) привлечение денежных средств сторонних лиц как с вознаграждением, так и без него;

б) предоставление денежных ссуд и акцептных кредитов;

в) покупка векселей и чеков;

г) приобретение и продажа ценных бумаг другим лицам;

д) хранение и управление ценными бумагами других лиц (депозитарные операции);

е) взятие обязательств по приобретению требований по ссудам до истечения их срока;

ж) выдача гарантий и поручительств;

з) осуществление безналичного денежного оборота и расчетов и некоторые другие. В то же время небанковским финансовым институтам запрещено принимать депозиты, проводить платежи и расчеты, выдавать гарантии.

В строго сегментированной финансовой системе банкам нельзя выполнять небанковские функции. Дополнительным признаком, хотя и не абсолютным, является более жесткое разграничение сфер деятельности и отдельных операций. Таким образом, при сегментированной системе банковские операции по приему депозитов и выдаче кредитов законодательно отделены от операций по выпуску и размещению ценных бумаг промышленных компаний и ряда других видов услуг (страхование, сделки с недвижимостью, трастовые операции).

 

Сегментированная система преобладала долгое время в США, Японии и Великобритании.

Приведенное деление на универсальные и сегментированные финансовые системы в современных условиях все же не носит абсолютного характера. Во-первых, каждая национальная финансовая система проходит несколько этапов в своем развитии, тяготея в той или иной мере к универсальному или сегментированному образцу. Это было характерно для финансовых систем Франции, Великобритании и других стран. Во-вторых, в последние десятилетия в большинстве развитых стран происходит процесс универсализации финансовых систем. Поэтому в современных условиях лучше говорить не о строго сегментированных, а либо о смешанных финансовых системах, либо о сегментированных системах с элементами универсализации. О проявлениях универсализации можно судить на примере финансовой системы всех трех отмеченных выше стран.

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ

 

2.1. Общая характеристика финансовой системы США

 

Характерная особенность финансовой системы США заключается в том, что она, как и вся экономика страны, с самого начала своей истории развивалась на основе рыночных принципов. Благодаря отсутствию пережитков феодализма американская система сложилась не столько за счет заимствования европейского опыта в области строительства рыночной экономики, сколько путем активного создания собственных институтов и методов их деятельности. Действуя в качестве главной движущей силы развития, рынок не может, однако, обеспечить устойчивость и надежность экономики и финансовой системы. Для этого требуется государственное регулирование, которое переводит рыночную стихию в организованное русло и в дальнейшем поддерживает организованный характер развития в интересах общества. В США системное государственное регулирование экономики стало развиваться с начала 30-х гг. XX в. под влиянием кризиса 1929–1933 гг. Одним из главных направлений стало регулирование финансовой сферы. Были приняты законы, на основе которых действует мощная система государственного надзора и регулирования. Вместе с тем характерной чертой финансовой системы США является тенденция к возрастанию уровня саморегулирования. Не только государство, но и практически все институты финансовой системы проявляют растущую заинтересованность в обеспечении ее устойчивости и надежности, создавая для этого соответствующие механизмы и правила, соблюдение которых становится обязательным условием. В ходе развития системы финансовых институтов в США было создано множество финансовых инструментов, которые делают финансовые расчеты надежными и дешевыми, предоставляют клиентам широкие возможности выбора времени и формы использования денежных средств.

К концу XX в., благодаря действию рыночных сил и механизмов регулирования, финансовая система США достигла высокой степени развития и стала одной из фундаментальных основ американской экономики, которая обеспечивает способность к динамичному развитию и преодолению кризисов. Современная финансовая система США состоит из трех основных компонентов: финансовых институтов, финансовых рынков и финансовых инструментов.

Современная система государственных финансов США состоит из:

–   финансовой системы федерации;

–    Финансовых систем 50 штатов;

–    финансовых систем 12,7 тыс. административных, хозяйственно — предпринимательских, культурно-просветительных и других местных подразделений (графств, муниципалитетов, таун-шипов, сельских, школьных, специальных округов и т.п.);

–        специальных фондов;

Такая система организации государственных финансов характеризуется отсутствием единства. Это означает, что каждое подразделение государственного управления (федерация, штаты, местные органы) самостоятельно составляет и утверждает свой бюджет, разрабатывает и осуществляет налоговую политику, управляет долгом. Бюджеты штатов не входят в федеральный бюджет, а местные бюджеты — в бюджет штатов.

Бюджетный год федерального правительства начинается с 1 октября и завершается 30 сентября следующего года, а большинства штатов — начинается 1 июля и заканчивается 30 июня следующего года. При этом свыше половины штатов практикуют составление бюджета на два года. В большей части местных административных единиц бюджетный год совпадает с календарным.

Центральное место в системе государственных финансов США занимает финансовая система федерации и федеральный бюджет. О чем свидетельствуют сложившиеся в последние три десятилетия параметры распределения и перераспределения средств между бюджетами трех уровней: около 65% совокупных расходов консолидированного бюджета прооходят через федеральный бюджет и 35% — доля остальных двух уровней, которая делится между штатами и местными органами власти в пропорции 2/1.

<

За федеральными органами закреплены расходы общенационального значения (на военные цели, международные дела; на финансовую поддержку каких-либо отраслей и секторов национального хозяйства; на содержание федерального государственного аппарата; на управление федеральным государственным долгом и т.п.). На долю властей штатов и местных органов приходится значительная часть государственных расходов, связанных с финансированием социальных нужд местного хозяйства, административного аппарата. Что касается доходов, то основным источником доходной части бюджета являются налоговые поступления. Причем, в доходах федерального бюджета преобладают прямые налоги, в доходах штатов – косвенные, а в доходах местных органов власти – поимущественные налоги (об их процентном соотношении см. далее).

В США бюджеты регулируются через систему дотаций и отчислений. Движение ресурсов происходит одновременно по четырем каналам: из федерального бюджета – в бюджеты штатов и местные бюджеты; из бюджетов штатов – в местные бюджеты; из местных бюджетов – в бюджеты штатов; между местными бюджетами.

В базе собственных доходов властей штатов и местных властей наблюдается неуклонно растущая зависимость от федеральных дотаций. Федеральная помощь штатам (»23%) и местным властям (»6%) носит ярко-выраженный программно-целевой характер. Дотации и субсидии в США распределяются неравномерно. С их помощью на уровне штатов реализуется более 500 целевых программ. Такая растущая зависимость от федеральных дотаций дает основание утверждать, что «федеральная помощь» (»29% общей суммы доходов штатов и местных органов) превратилось в средство прямого контроля федерации за финансовой политикой штатов и местных органов власти.

 
 

Финансовые институты в экономической жизни страны выступают в роли финансовых посредников. Они включают широкий круг банков, компаний, фирм и учреждений, деятельность которых состоит в организации движения денежных ресурсов. В финансовую систему входят коммерческие, сберегательные банки и другие кредитные учреждения; компании по страхованию и пенсионные фонды; инвестиционные компании и фонды; ипотечные и инвестиционные банки; товарные и фондовые биржи, а также структуры внебиржевого рынка, включая брокеров и дилеров по операциям с ценными бумагами.

Функции надзора за деятельностью финансовых институтов и рынков, содействия их надлежащему функционированию выполняют специальные государственные органы и учреждения. В число наиболее влиятельных правительственных органов входят Федеральная резервная система (далее — ФРС) и Комиссия по делам биржи и ценных бумаг.

Преобладание рыночных отношений в развитии финансовой системы США выражается в долговременной тенденции к снижению значимости банков и возрастанию роли небанковских институтов в ее деятельности. Если в 1860 г. через банки распределялось 71,4 % финансовых ресурсов, то в 1939 г. уже 51,2 %, а в 1970 г. — чуть более 31 %. В последние три десятилетия рост значения небанковских институтов происходил особенно динамично. Среди них основные задачи по аккумулированию денежных ресурсов и их трансформации в инвестиции приняли на себя так называемые институциональные инвесторы: пенсионные фонды, страховые компании и взаимные фонды.

Наиболее существенное влияние на экономику и финансовую систему США имело снижение в последние десятилетия роли коммерческих банков: доля их активов примерно с 31 % в 1970 – 1980-х годах к 2003 г. сократилась до 17,2%1. Возможности кредитования коммерческих банков также уменьшились почти в два раза. Еще более драматичным было падение роли сберегательных банков — институтов, традиционно работающих с вкладами частных лиц. Их активы сократились в процентном соотношении почти в 5 раз. Упрочили свои позиции только небанковские кредитные учреждения, созданные или гарантированные государством, занимающиеся в основном кредитованием фермеров, студентов, физических лиц для частного жилищного строительства и покупки недвижимости. Но и их активы на рубеже веков едва превышали 11 % от общего объема денег в финансовой системе США.

Таблица 1

Изменение активов основных держателей денежных средств финансовой системы США (в процентах от общего объема), %1

 

Наименование 

1970 г. 

1980 г. 

1990 г. 

2003 г. 

 

Кредитные организации

       

1

ФРС

5,20

3,60

2,40

1,69

2

Коммерческие банки

31,50

30,60

23,50

17,19

3

Сберегательные банки

15,40

16,40

9,30

3,25

4

Кредитные союзы

1,10

1,40

1,50

1,18

5

Трастовые отделы банков

8,10

5,10

3,70

2,69

6

Государственные финансовые компании

3,20

6,40

10,60

11,88

 

Всего банки

64,50

63,50

51,00

37,87

 

Инвестиционные институты

       

7

Страховые компании

15,40

13,30

13,30

10,66

8

Пенсионные фонды

11,30

14,50

17,60

20,43

9

Взаимные фонды денежного рынка

0,00

1,60

3,50

4,82

10

Взаимные фонды

3,30

1,50

4,70

12,25

11

Частные эмитенты ценных бумаг

0,00

0,00

2,00

4,89

12

Финансовые и ипотечные компании

4,50

4,50

4,30

3,28

13 

Брокеры и дилеры

1,00 

090 

1,80 

3,0314 

14 

Прочие

0,06 

0,30 

1,80 

2,77 

 

Всего финансовые институты

35,50 

36,50 

49,00 

2,13 

Соответственно, за три десятилетия значительно (почти в два раза) выросли активы небанковских институтов, среди которых лидирующее положение занимают пенсионные фонды (активы частных пенсионных фондов в 2000 г. были примерно в два раза выше активов государственных), которые опередили страховые компании. Однако наиболее заметную динамику прироста средств показывают взаимные фонды (mutual funds), рост которых — с учетом взаимных фондов денежного рынка — составляет ту же пятикратную величину, равную (и в процентной доле) величине потерь активов сберегательными банками.

В развитии банковской системы США в XX в, прослеживалась тенденция концентрации капитала, которая ведет к сокращению числа банков при одновременном росте численности филиалов и отделений, что обеспечивает охват их операциями практически всех слоев населения страны и всех отраслей ее экономики. В начале 1920-х гг. в США насчитывалось около 30 тыс, банков, Среди них были десятки крупных, но существовали и тысячи мелких местных банков, круг деятельности которых ограничивался небольшим городом и примыкающей сельской территорией. В ходе кризиса 1929-1933 гг, обанкротились около 9 тыс. банков. В 1940-х гг. их осталось уже около 13,4 тыс. После периода непродолжительного роста в 1970-х — начале 1980-х гг. количество банков стало вновь сокращаться. В конце 2000 г. в США действовал 8331 коммерческий банк, а их совокупные активы составляли около 6488 млрд долл.

Более двух третей пассивов банков образуется за счет депозитов, остальная часть — за счет привлечения денежных ресурсов иными способами. В активных операциях банков примерно одинаковую долю занимают вложения в ценные бумаги правительства и муниципалитетов, в корпоративные облигации, а также кредиты юридическим лицам и ипотечные кредиты — примерно по 20 % каждая категория.

Коммерческие банки в США могут быть зарегистрированы как юридические лица в органах федерального правительства либо в органах правительства штата. Банки, зарегистрированные в федеральном агентстве, включают в свое фирменное наименование слово «национальный» и должны быть членами ФРС и Федеральной корпорации страхования депозитов (далее — ФКСД), Важную роль в обеспечения устойчивости банковской системы США играет обязательное страхование всех видов депозитов путем отчисления банками двенадцатой доли процента от общей суммы на их счетах,

Коммерческие банки подвергаются в США жесткому регулированию государственных органов, главную роль среди которых выполняет центральный банк страны, организованный в виде ФРС. Во главе ФРС стоит совет управляющих из 7 членов, которые назначаются по представлению президента Конгрессом. Они выбирают из своей среды председателя совета управляющих сроком на 4 года. Подробнее механизм регулирования рассматривается в главе о денежно-кредитной политике.

Коммерческие банки сильно ограничены законами штатов в развитии своей филиальной сети, Правительство каждого штата вправе нормативными актами регулировать банковскую деятельность на своей территории. Именно это обстоятельство предопределило то, что большинство банков США по размерам меньше, чем банки других развитых стран. До последнего времени коммерческие банки США, за исключением некоторых «жизненно важных банков», не имели права открывать свои филиалы с предоставлением всех видов финансовых услуг, как и у головного банка, более чем в одном штате. В некоторых штатах банкам разрешено открывать свои филиалы лишь на определенном территориальном участке, на определенном удалении от своего головного банка. Только в 1994 г. был принят закон, разрешающий коммерческим банкам открывать свои «полносервисные» филиалы более чем в одном штате.

В последнее время число таких филиалов значительно увеличилось. Если в 1940 г. в США действовали 3489 филиалов коммерческих банков, то к концу 2000 г. насчитывалось 63316 филиалов. Этот рост связан со многими факторами — увеличением численности населения в стране; либерализацией законов в отношении коммерческих банков; более жесткими требованиями при создании нового коммерческого банка по сравнению с требованиями, предъявляемыми при открытии банковских филиалов; совершенствованием банковских технологий и систем коммуникации; усилением конкурентной борьбы за клиентов, в которой преимущество дает открытие отделений и филиалов в более доступных и удобных местах, поскольку по закону США банкам запрещено конкурировать, применяя процентные ставки ниже разрешенного законом минимально допустимого уровня.

Одна из особенностей банковской системы США состоит в так называемой локальной концентрации, т. е. сосредоточении основной массы банковских ресурсов в немногих пунктах. В распоряжении банков 5 штатов (Нью-Йорк, Калифорния, Иллинойс, Пенсильвания и Техас) находится около ‘/д ресурсов всех банков США. Только в одном штате Нью-Йорк сосредоточено около 18% всех ресурсов банков — членов ФРС. Локальная концентрация сочетается с концентрацией банковских ресурсов в немногих крупных банках. В настоящее время более половины от общей суммы депозитов находится в 25 крупнейших банках США.

После принятия в 1956 г. Закона о банковских холдинговых компаниях (с последующими поправками 1970 г.) в США происходил активный рост банковских холдингов. С 1980 г. по 2000 г. их активы увеличились в 8,4 раза — с 103 до 866 млрд долл.), в то время как активы самостоятельных банков лишь в 3,8 раза — с 1246 до 4773 млрд долл. Дальнейший рост влияния холдингов является важной тенденцией развития банковской системы США.

Зарубежная экспансия занимает значительное место в деятельности американских банков. Если в 1965 г. лишь 13 американских банков имели небольшое число представительств за рубежом с общим объемом активов менее 10 млрд долл, то в 1980 г. 159 американских банков обладали в общей сложности 787 филиалами за пределами США, а их активы превышали 340 млрд долл. К концу 1990-х гг. в результате концентрации капитала число банков США, имеющих заграничные филиалы, значительно сократилось. Но при этом увеличилось число филиалов и объем активов, которыми они управляют. В 1998 г. за пределами США действовали 82 банка с 935 филиалами и активами в размере 430 млрд долл.

Благоприятные экономические условия в США и мировая роль доллара сделали и сами Соединенные Штаты объектом экспансии со стороны иностранных кредитных институтов. Так, за последние тридцать лет активы действующих в США отделений иностранных банков заметно возросли — с 27 млрд долл. (3,6 % всех активов коммерческих банков в США в 1972 г.) до 1,3 трлн долл. (20 % в 2003 г.). До 1970 г. почти все представленные в США иностранные банки относились к числу наиболее крупных у себя на родине. В 1975 г. уже 20% этих банков не входили в число 500 крупнейших в мире. В 1985 г. доля банков второго эшелона возросла до 34 %, и эта тенденция продолжилась в 1990-е гг. Число иностранных банков, представленных в США, выросло со 153 в начале 1980-х гг. XX в. до 296 в 2003 г. Наиболее активно в банковскую сферу США внедряются японские, германские, французские и канадские банки. Нередко эти процессы идут путем слияний и поглощений. Экспансия американских банков, с одной стороны, и европейских и японских кредитных институтов — с другой, ведет к все большему переплетению финансовых институтов в мировых масштабах.

Влиятельной силой в финансовой системе США являются институты коллективного инвестирования, которые действуют в основном в форме взаимных фондов. За 1990 –2003 гг. их активы увеличились с 1065 млрд долл. до 6965 млрд долл. По размерам активов взаимные фонды сопоставимы с коммерческими банками. На середину 2003 г. совокупные активы взаимных фондов составили 6,3 трлн долл., а коммерческих банков — 6,6 трлн долл.

Показателен рост количества взаимных фондов в экономике США. Когда в 1940 г. был принят Закон об инвестиционных компаниях (Investment Company Act), который регулирует их деятельность, в США существовало 68 взаимных фондов. На конец 2003 г. в США насчитывался уже 8171 взаимный фонд. Эти институты обычно специализируются на инвестициях в определенный вид активов. На конец 2003 г. из 6,97 трлн долл., инвестированных в американские взаимные фонды, 57 % (3,96 трлн долл.) приходилось на фонды акций; 27 % (1,85 трлн долл.) — на фонды денежного рынка; 11 % (0,8 трлн долл.) — на фонды облигаций и 5% (0,4 трлн долл.) — на смешанные фонды.

Значение взаимных фондов состоит в том, что они предоставляют обширным слоям населения возможность инвестировать свои денежные средства в различные активы на рынке ценных бумаг более надежно и эффективно, чем каждый человек мог бы сделать самостоятельно. Услугами взаимных фондов, которые управляются профессиональными финансистами, широко пользуются также страховые компании, пенсионные фонды и другие финансовые организации в США. Покупая акции взаимного фонда, инвесторы тем самым получают источник дохода и перепоручают фонду вложить полученные средства по своему усмотрению. Это позволяет акционерам избавить себя от необходимости следить за изменчивой конъюнктурой рынка ценных бумаг и самостоятельно проводить эти финансовые операции.

В последнее время все больше американцев покупают акции взаимных фондов. Если в 1980 г. всего 6% американских семей имели такие вложения, то в 1990 г. уже 25 %, а в 2003 г. — 49 %. Иными словами, примерно 88 млн американцев размещают средства в инвестиционных фондах. Такое количество акционеров во многом объясняется доступностью вложений во взаимные фонды благодаря низкому первичному инвестиционному взносу. В некоторых фондах он не превышает 500 долл., в других составляет не менее 75 тыс. долл. Но преобладающую часть (около 60 % в общей сумме активов) составляют фонды, в которых первичный инвестиционный взнос находится в пределах от 500 до 5 тыс.долл.

 

Высокая популярность взаимных фондов среди инвесторов во многом объясняется наличием эффективной системы регулирования, которая не только обеспечивает соблюдение фондами федеральных законов и инструкций, но и следит за тем, чтобы инвестиционные компании осуществляли свою деятельность в интересах держателей акций. Согласно упомянутому выше закону по крайней мере 40 % членов совета директоров должны быть независимы от фонда и призваны защищать интересы держателей акций. На практике многие фонды включают в совет директоров большее число независимых членов. Подавляющая часть инвестиций взаимных фондов США приходится на корпоративные акции (72,8 % на конец 2000 г.).

Одной из характерных особенностей финансового рынка США является наличие тесной связи между взаимными фондами и различными пенсионными программами. В 2003 г. доля пенсионных средств в общих пассивах взаимных фондов США (в том числе и фондов денежного рынка) составила 2,5 трлн долл. (чуть более 35 %). Эта цифра практически не меняется на протяжении последних нескольких лет. Участие взаимных фондов во вложениях пенсионных структур носит менее заметный характер и находится на уровне 20 % от общего объема пенсионных активов. Остальные 80 % рынка пенсионных средств занимают пенсионные фонды, страховые компании, банки и брокерские фирмы.

Пенсионные активы поступают во взаимные фонды из двух источников — из пенсионных программ, спонсируемых работодателями, и с индивидуальных пенсионных счетов. Количественное соотношение между этими двумя источниками поступления средств примерно одинаково.

Этому виду финансовых институтов принадлежит особая роль в экономике и финансовой системе США. Их специфика состоит в том, что они сочетают принципы инвестиционной компании и банка. Одна акция фонда денежного рынка стоит 1 долл., а их приобретение происходит путем открытия инвестору счета, с которого в дальнейшем он может неограниченно вести операции. Это привлекает в фонды денежного рынка массу владельцев сравнительно мелких денежных ресурсов, которыми при необходимости они могут воспользоваться,

Фонды денежного рынка возникли в США в середине 70-х гг. XX в. Их активы только за 1990-е гг. выросли в 3,7 раза, составив в 2003 г. 1812,3 млрд долл. Свои денежные средства они вкладывают в краткосрочные бумаги: государственные казначейские векселя, муниципальные облигации, коммерческие бумаги частных корпораций, а также в такие финансовые инструменты, как акцептованные векселя, депозитные сертификаты банков и другие. Некоторые фонды такого типа специализируются на бумагах только федерального правительства. Фонды денежного рынка обладают рядом льгот по сравнению с другими инвестиционными фондами: они не должны хранить обязательные резервы в ФРС, не платят налогов по муниципальным облигациям, имеют и другие преимущества. Между банками и фондами постоянно идет конкуренция за привлечение денежных средств широких масс населения.

 

Страховые компании в США делятся на компании по страхованию жизни и компании по страхованию имущества и гражданской ответственности. Компании по страхованию жизни являются одними из самых старых финансовых посредников в США. Сейчас в стране насчитывается более 2 тыс. страховых компаний, организованных в форме закрытых акционерных обществ. Примерно 70% всего взрослого населения страны имеют страховые полисы от этих компаний. Очень часто страхователи приобретают страховые полисы, по которым страховые компании выплачивают, кроме страхового возмещения при наступлении страхового случая, еще и так называемый ежегодный доход, что более сближает страховой полис с обыкновенным банковским депозитом.

Совокупные активы компаний по страхованию жизни в конце 2003 г. составляли 3133 млрд долл. Основной объект вложений компаний по страхованию жизни — это долгосрочные ценные бумаги (корпоративные и иностранные облигации), которые составляли на конец 2000 г. 39 % совокупных активов страховых компаний. В последнее время возросла доля вложений в акции: в конце 2003 г. она составляла 30 % за счет снижения доли правительственных ценных бумаг, ипотечных ссуд и прочих активов. Компании по страхованию жизни также начали вкладывать средства в ликвидные ценные бумаги с целью удовлетворения потребностей тех страхователей, которые желают получать не фиксированный ежегодный доход, а доход с плавающей процентной ставкой в зависимости от рыночного курса инвестируемых ценных бумаг.

В отличие от вкладов в банки вклады (страховые полисы) страхователей не гарантируются федеральными страховыми фондами, хотя очень часто страховые фонды штатов оказывают финансовую поддержку местным страховым компаниям в периоды их финансовой нестабильности с целью защиты интересов вкладчиков (страхователей).

Главные отличия компаний по страхованию имущества и гражданской ответственности от компаний по страхованию жизни состоят в следующем.

1. Полисы по страхованию жизни имеют долгосрочный характер, в то время как страховые полисы общего страхования выдаются на короткий срок, который может достигать одного дня при страховании перевозок грузов или одного и более года при страховании недвижимости от пожаров и т. д.

2. Вероятность наступления страхового случая при страховании имущества и гражданской ответственности значительно труднее рассчитать, чем его вероятность при страховании жизни.

3. Весь доход компаний по страхованию от несчастных случаев подлежит налогообложению.

Компании по страхованию имущества и гражданской ответственности значительную часть своих ресурсов вкладывают в высоколиквидные ценные бумаги, которые можно обратить в денежную наличность в короткие сроки. Большую долю активов этих компаний составляют казначейские и муниципальные ценные бумаги, корпоративные акции и облигации.

К концу 2003 г. в США действовало около 4 тыс. компаний по страхованию имущества и гражданской ответственности. Многие из них специализировались по отдельным видам деятельности: по страхованию поставок грузов, бизнеса, личного имущества от пожаров и т.д. Организационной формой таких компаний часто является акционерное общество закрытого тина. Вид деятельности страховой компании не зависит от ее организационной формы.

Совокупные активы компаний по страхованию имущества и гражданской ответственности в начале XXI в. оценивались в 870 млрд долл., что составляет меньше трети от совокупных активов компаний по страхованию жизни. В составе этих активов 16,0 % приходилось на правительственные ценные бумаги, на муниципальные облигации — 22,9 %, на корпоративные и иностранные облигации — 21,4%, на корпоративные акции — 20,6%, прочие активы — 19,0%.

В последние годы пенсионные фонды стали динамично растущими институциональными инвесторами в финансовой системе США. Частные пенсионные фонды возникли еще в конце XIX в., а государственное пенсионное страхование было основано в 1935 г. Но первый современный частный пенсионный фонд в США создала в 1950 г. компания «Дженерал Моторз». Благодаря активному росту в 2003 г. суммарные активы государственных и частных пенсионных фондов составили 6,9 трлн долл.

Структура обеспечения пенсионных сбережений в США устроена достаточно сложным образом. Кроме обычных пенсионных сбережений, существуют индивидуальные пенсионные счета, средства которых инвестируются в доходные активы через другие финансовые институты. Общий объем пенсионных сбережений на конец 2000 г. оценивался в 11,5 трлн долл.

Рынок пенсионных сбережений США состоит из трех основных частей. К первой относятся индивидуальные пенсионные счета (individual retirement accounts, ISA), которые учреждаются и финансируются инвестором самостоятельно до момента выхода на пенсию. В 2003 г. на этих счетах находилось 2650 млрд долл.

Второй крупный сектор рынка пенсионных сбережений США представляет система индивидуальных пенсионных счетов работников различных компаний и учреждений. Они пополняются работодателем путем перечисления регулярных взносов установленного размера и называются счетами с установленными взносами. Размер взносов зависит от размера заработной платы служащего и его стажа работы. При этом работодатель не несет ответственности за размер будущей пенсии служащего.

Третью часть американского рынка пенсионных сбережений образуют счета, предусматривающие регулярные выплаты фиксированной суммы служащему после его выхода на пенсию. Они называются счетами с установленными выплатами. По этой системе работодатель берет на себя обязательство выплачивать бессрочный аннуитет в будущем, а текущие взносы на счет не предусматриваются. Фактически весь риск того, что к началу выплат сумма на счете окажется недостаточной, берет на себя работодатель. Пенсионные счета второй и третьей групп образуют рынок счетов, учрежденных и финансируемых работодателем. Объем средств на этих счетах в 2003 г. превышал 2300 млрд долл.

Отмеченные пенсионные счета могут быть открыты в любом кредитно-финансовом институте по выбору владельца счета — механизм их формирования и пополнения одинаков. Различия состоят лишь в порядке инвестирования и использования средств, внесенных на пенсионные счета. Однако именно эти различия и обусловливают постоянную конкурентную борьбу, которая ведется всеми кредитно-финансовыми институтами за пенсионные сбережения населения.

Пенсионные фонды вкладывают свои основные ресурсы в различные виды ценных бумаг самостоятельно или через покупку акций взаимных фондов. При этом растет доля вложений в акции корпораций. В совокупных активах пенсионных фондов США она составила в 2003 г. 43,6%, а доля правительственных ценных бумаг — около 10%, что свидетельствует о переходе пенсионных фондов к более рисковой стратегии инвестирования средств.

В последнее время пенсионные фонды США внедрили много новшеств в свою инвестиционную политику, вкладывая средства в акции и облигации международных корпораций, в производные ценные бумаги и осуществляя различные альтернативные вложения — в нефтегазовые компании, в приобретение лесных участков и в предоставление кредитов венчурному бизнесу. Кроме того, они выработали новые технологии управления инвестициями, такие как стратегии пассивного управления и стратегии выбора времени операций на рынке.

 

2.2. Основные черты финансового рынка США

 

Денежным называют рынок, на котором банки, компании и другие структуры продают и покупают ликвидные денежные ресурсы. Компании, учреждения, банки и другие организации постоянно сталкиваются в своей деятельности с временной нехваткой денежных ресурсов из-за разрывов во времени между сроками поступлений и платежей, а также по другим причинам. Денежный рынок позволяет эффективно решать эту проблему, предоставляя денежные средства на короткие сроки. Движение финансовых средств на данном рынке происходит в виде займов, кредитов, краткосрочных государственных облигаций (казначейских векселей), коммерческих векселей, депозитных сертификатов и других ликвидных инструментов. Операции на денежном рынке совершаются обычно в оптовом режиме. Размеры контрактов на этом рынке составляют, как правило, не менее 1 млн долл. Сроки ссуд колеблются от 1 до 120 дней.

Главными участниками денежного рынка выступают коммерческие и инвестиционные банки, промышленные и торговые компании, дилерские и брокерские фирмы, ФРС, Государственное казначейство.

Наиболее активно используемыми инструментами денежного рынка являются банковские кредиты, казначейские векселя и коммерческие бумаги. Расчеты по многим операциям совершаются через ФРС. Главным инструментом денежного рынка являются государственные облигации. Выпуская их в обращение и активно торгуя ими, государственные органы не только мобилизуют необходимые на короткий срок денежные ресурсы, но и эффективно регулируют состояние рынка и уровень ставок процента по краткосрочным денежным операциям.

В отличие от денежного рынка рынок ценных бумаг принято называть рынком капитала, или фондовым рынком. Рынок ценных бумаг характеризуется по различным критериям. Первичный рынок — это рынок, на котором происходит размещение только что выпущенных облигаций и акций; вторичным называют рынок, на котором происходит обращение ранее выпущенных ценных бумаг. В свою очередь вторичный рынок делится по способу организации на биржевой и внебиржевой, а по срокам совершения сделок — на рынок спот, где проводится немедленная оплата, и срочный рынок, где сделки совершаются на определенный срок с помощью специальных финансовых инструментов, называемых деривативами, или производными финансовыми инструментами. Описание принципов деятельности и анализ операций, совершаемых на вторичных рынках, являются предметом специальных финансовых дисциплин. В финансовой системе США очень большая роль принадлежит вторичному рынку и его главным институтам: биржам и внебиржевому рынку.

Центральным учреждением фондового рынка США является Нью-Йоркская фондовая биржа. Стоимость всех продаж акций на этой бирже в 2000 г. составила 11 205 млрд долл, а облигаций — 2328 млрд долл. Для сравнения необходимо отметить, что стоимость продаж акций на всех шести биржах США в 2000 г. составила 14545 млрд долл. На Нью-Йоркской бирже котируются акции наиболее солидных компаний, поскольку попасть на эту торговую площадку довольно сложно: требуется, чтобы компания соответствовала весьма высоким критериям. В 2003 г. здесь котировались акции 2862 компаний.

На внебиржевом рынке главная роль принадлежит торговой системе, которую еще в 1970-е годы создала Национальная ассоциация дилеров по ценным бумагам. Она объединила на единой торговой площадке большую массу брокеров и дилеров, разбросанных по всей стране. По первым буквам сокращения она получила название НАСДАК. В системе НАСДАК торговля ценными бумагами происходит в электронном режиме. В настоящее время система НАСДАК стала очень влиятельной в финансовой сфере США. В этой системе оборот торговли растет очень быстро. За 2003 г. он составил 20 395 млрд долл. В 2003 г. в системе НАСДАК котировались акции 4734 компаний. Такой объем объясняется более мягкими условиями вступления в нее, чем входа на Нью-Йоркскую и другие биржи. По этим причинам в 1990-е гг. в систему НАСДАК активно вступали компании высоких технологий, в особенности из отраслей электропики, информатики и программного обеспечения. В последние годы НАСДАК предприняла ряд шагов по укреплению своего статуса и расширению географии сделок. В 2001 г. НАСДАК обратилась с заявкой на регистрацию в статусе биржи. Кроме того, НАСДАК предприняла активные действия по выходу на европейский фондовый рынок в качестве международной торговой площадки.

 

Отмеченная выше особенность финансовой системы США, состоящая в акценте на приоритет рыночных сил, нашла свое отражение в преобладающей роли фондового рынка как источника финансирования хозяйственной деятельности по сравнению с банками. Эта тенденция наиболее сильно проявляется в последнее время. Так, если в 1970-1980 гг. в составе привлеченных корпорациями финансовых ресурсов 62 % приходилось на банковские кредиты, 30 % — на облигации и 8 % на акции и прочие инструменты, то в 2003 г. на банковские кредиты приходилось уже только 22 %, на облигации — 68 %, и 10 % — на акции и другие источники.

Финансовая система выполняет не только задачи мобилизации денежных ресурсов и их распределения в соответствии с потребностями участников хозяйственной жизни, но и через свои показатели предоставляет обществу возможность судить о состоянии экономики и принимать решения на основе их анализа. Ставки процента, коэффициенты доходности, биржевые индексы и другие индикаторы представляют собой систему параметров, отражающих картину хозяйственной жизни и показывающую направления происходящих изменений.

Весьма убедительными индикаторами положения дел в финансовой сфере являются биржевые индексы, динамика которых отражает реакцию фондового рынка на события, происходящие не только в экономике, но и в политической жизни и на международной арене. Среди множества индексов, которые рассчитываются и публикуются в настоящее время, наиболее известными являются индекс Доу-Джонса, а также индекс НАСДАК. Индекс Доу-Джонса рассчитывается по стоимости акций четырех видов: по акциям 30 крупнейших промышленных компаний, по акциям 20 крупнейших транспортных компаний, по акциям 15 крупнейших компаний коммунальных услуг и, наконец, составной индекс по всем 65 акциям. Обычно приводится индустриальный индекс Доу-Джонса как наиболее известный. Индекс НАСДАК рассчитывается по акциям всех компаний, участвующих в этой системе, и по этой причине он отражает более полную картину положения дел в экономике, хотя с некоторым перекосом в сторону отраслей высокой технологии. Для получения наиболее объективной картины профессиональные участники фондового рынка используют все доступные индексы, которые публикуют биржи, рейтинговые агентства и другие источники.

На протяжении 1990-х гг., и особенно в конце этого периода, в финансовой системе США происходили важные процессы, которые имеют далеко идущие последствия. Среди них следует отметить в первую очередь устранение дефицита федерального бюджета, появление и рост его профицита, результатом чего стало высвобождение значительных денежных ресурсов, которые раньше государство изымало с рынка путем выпуска облигаций. Вместе с резким сокращением государственных заимствований существенно возросли масштабы привлечения финансовых средств корпорациями, что послужило одной из главных предпосылок динамичного роста экономики США в 1990-х гг.

Высокие темпы роста экономики послужили основой повышения доходности инвестиций в США, что привлекло большие массы иностранного капитала, устремившегося не только в производственные инвестиции, но и на различные сегменты финансового рынка. Крупные иностранные вложения подталкивали спрос на доходные акции. Они в немалой степени способствовали быстрому росту курсовой стоимости акций и образованию «финансовых пузырей». Резкие падения курсов акций и последующие всплески их обратного повышения стали характерным проявлением нестабильности фондового рынка во время спада в 2001 г. и в последующий период. Сильную реакцию фондового рынка вызвали теракты 11 сентября 2001 г., вынудив власти закрыть торговлю на рынках ценных бумаг на несколько дней для предотвращения паники.

В первые годы XXI в. изменения на фондовом рынке и действия главных инвесторов стали фактически одним из основных параметров, характеризующих состояние экономики США. Примечательно, что высокие темпы роста экономики страны в 2000 г. (4,9 %) сопровождались гораздо более высоким динамизмом в поведении основных биржевых индексов, а падение темпов в 2001 г. и сокращение ВВП в 2001 г. сопровождались гораздо более резким падением индексов. Если в начале 2000 г. значение индекса Доу-Джонса достигло порядка 11 700, а индекса НАСДАК — более 5000, то к концу 2001 г., в ходе сокращения ВВП, индекс Доу-Джонса упал ниже 9000, а индекс НАСДАК — ниже значения 1800. Ни один показатель экономики США не претерпел столь резких изменений.

Огромное негативное влияние на фондовый рынок США оказала цепь банкротств ряда крупных компаний в конце 2001 г. и первой половине 2002 г. — «Енрон», «Ворлдком» и других. Причиной банкротств стали злоупотребления высших управляющих этих компаний, которые в союзе с крупными финансовыми холдингами и аудиторскими компаниями вводили в заблуждение акционеров и надзорные государственные органы, предоставляя им сознательно искаженные показатели о величине прибыли и состоянии финансов компании.

Крушение вместе с компаниями-банкротами одной из крупнейших аудиторских фирм «Артур Андерсен», утратившей доверие общества и прекратившей свое существование, стало признаком серьезного неблагополучия в области соблюдения принципов честности и прозрачности компаний в деловой жизни США. Эти события показали, что мощная и разветвленная система государственного регулирования финансовой сферы США нуждается в дальнейшем укреплении и совершенствовании.

В условиях глобализации резко усилилось влияние изменений, происходящих на финансовых рынках США, на положение дел на других финансовых рынках мира. Этому способствовал прогресс компьютерной техники, средств связи, который обусловил тесные взаимные связи мировых финансовых рынков. Взлеты или падения биржевых индексов на фондовом рынке США вызывают немедленную реакцию фондовых рынков в других регионах мира, а всплески нестабильности на этих рынках столь же немедленно находят свое отражение на фондовом рынке США. Все это означает превращение мирового финансового рынка в общую торговую систему, где национальные рынки выступают в роли составных частей, перегородки между которыми становятся все более проницаемыми.

 

2.3. Сравнение финансовой системы США и России

 

Основой финансовой системы России являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды.

Значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

 

072314 1243 4 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

Особое значение в системе децентрализованных финансов и во всей финансовой системе развитых стран мира имеют финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах. В этом звене финансовой системы в развитых странах мира, в том числе и в США, сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые прежде всего на инвестиционные цели.

 

Несмотря на многообразие типов финансовых посредников, они выполняют общую функцию: приобретают и продают различные «финансовые продукты», обеспечивая эффективное перемещение финансовых ресурсов к их конечным потребителям. Основные виды «финансовых продуктов» финансовых посредников в США приведены в табл. 1.

Таблица 1

Основные виды «финансовых продуктов» (активов и обязательств)

финансовых учреждений (посредников) США

Финансовые посредники 

Активы (приобретаемые продукты)

Обязательства (продаваемые финансовые продукты)

Коммерческие банки 

Ссуды фирмам

Потребительские ссуды Закладные

Чековый депозит

Сберегательные депозиты

Срочные депозиты 

Сберегательные институты

Закладные 

Сберегательные депозиты

Срочные депозиты 

Кредитные союзы 

Потребительские ссуды 

Сберегательные депозиты

Компании, занимающиеся страхованием жизни

Облигации компаний

Закладные 

Полисы страхования жизни

Частные пенсионные фонды 

Акции компаний

Облигации компаний 

Накопления в пенсионном фонде 

Компании, занимающиеся страхованием от несчастных случаев

Муниципальные облигации

Акции компаний

Государственные ценные бумаги

Полисы страхования от несчастных случаев

Накопления в пенсионном фонде

Государственные пенсионные фонды

Акции компаний

Облигации компаний

Государственные ценные бумаги

Накопления в пенсионном фонде 

Паевые фонды 

Акции компаний

Облигации компаний

Государственные ценные бумаги

Муниципальные облигации

Паи 

Паевые фонды денежного рынка

Ценные бумаги денежного рынка

Паи 

Финансовые компании 

Потребительские ссуды

Ссуды фирмам  

Коммерческие бумаги

Облигации 

Федеральные агентства 

правительственные ссуды

Ценные бумаги федеральных агентств

 

Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные виды материальных и нематериальных благ и тем большие возможности для развития экономики, социальной сферы.

Финансы некоммерческих организаций имеют свою специфику, связанную с формированием доходов, порядком их использования, владением имуществом и т. п.

Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом. В Бюджетном кодексе РФ бюджетная система определена как совокупность, бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях. Финансовые ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или собственности органов местного самоуправления (муниципальной собственности). Функционирование бюджетной системы России регламентируется Бюджетным кодексом РФ.

Финансовый сектор экономики можно рассматривать в широком и узком понимании. В первом случае к нему следует отнести как сами финансовые институты, так и контролирующие, наблюдательные органы, а также финансовые союзы.

Основные задачи контролирующих и наблюдательных органов в рамках финансовой системы заключаются в поддержании ее устойчивого функционирования, реализации государственных нормативных актов и непосредственном осуществлении контроля за деятельностью финансовых институтов.

  • Основное назначение финансовых союзов состоит в представлении и защите интересов групп финансовых институтов перед государством и общественностью.

Финансовые институты в рамках собственно финансового сектора включают организации, относящиеся к банковской системе, а также к небанковским финансовым посредникам. В свою очередь, в банковской системе и России, и США, и большинства стран мира особое место отводится центральным банкам.

В качестве небанковских или прочих финансовых посредников выделяют большую группу институтов, которые осуществляют лишь отдельные банковские или «банкоподобные» функции. Многообразие институтов этой группы часто является одним из признаков развитости финансовой системы страны. Однако в группе небанковских финансовых посредников можно все же выделить две большие подгруппы:

  • институты, которые рассматриваются законодателями страны как кредитные (например, в США —инвестиционные банки, депозитарные банки, осуществляющие хранение, регистрацию и перерегистрацию прав собственности на ценные бумаги, специализированные банки-гаранты);
  • институты, которые не считаются кредитными (страховые общества, пенсионные фонды, фонды недвижимости, лизинговые компании, дилерские компании и др.).

Необходимо также отметить, что иногда различают систему кредитных и фондовых институтов; первые действуют на рынке ссудного капитала, вторые — на рынке ценных бумаг. Однако такое деление не является однозначным, ибо один и тот же институт может выполнять часть функций как кредитного, так и фондового институтов

Из развитых стран наиболее типичными представителями сегментированных систем, как отмечалось, являются США, Великобритания и Япония.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Аникин А. Экономика США на исходе века: Итоги проблемы //МЭМО – 2000.- № 11 — С. 27 – 46.
  2. Дынкин А.А. Американское государство накануне 21 века: Стратегия и тактика в экономике. – М.: Наука, 2000.
  3. Жук И.Н., Киреева Е.Ф., Кравченко В.В. Международные финансы. –М.: БГЭУ, 2001.
  4. Клинов В.Г. Экономический рост США: ретроспектива и перспектива //США: экономика, политика, идеология. 2000 — № 7 – С. 3 – 18.
  5. Ломакин В.Н. США в мировой экономике // Мировая экономика. 2002. – №7. – С. 42– 47.
  6. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Под ред. Красавиной Л.Н. -М.: Финансы и статистика, 2003.
  7. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений / Под ред. Круглова В.В. — М: Инфра-М, 1999.
  8. Погорлецкий А.И. Экономика зарубежных стран. – СПб.: Питер, 2003.
  9. Парканский А.Б. США в мировых интеграционных процессах – М.: Наука 2001.
  10. Парканский А.Б. Экономические позиции США в многополярном мире. //США экономика, политика, идеология — 2002. — № 9 – С. 3 – 13.
  11. Пороховский А. Американское лидерство на рубеже третьего тысячелетия: рыночный аспект //Вестник МГУ сер. Экономика – 2000. — № 5 – С. 3 – 18.
  12. Рубцов Б.Б. Мировые фондовые рынки: современное состояние и закономерности развития. М., 2004.
    1. Смирнова Е.В. Экономика США в 21 веке //БИКИ – 2002. — № 115 – С. 4 – 5.
    2. Финансы / Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ, 2002.
    3. Финансы / Под ред. В.В. Ковалева. –М.: ТК Велби, 2003
    4. Экономика США / Под ред. В.Б. Супяна. – СПб.: Питер, 2003.
    5. Энг М., Лис. А., Мауэр Л. Мировые финансы. – М.: Дека, 1998.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.08MB/0.00044 sec

WordPress: 23.69MB | MySQL:119 | 2,032sec