ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ И ФИНАНСОВАЯ ТАКТИКА

<

072314 1151 1 ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ И ФИНАНСОВАЯ ТАКТИКАГосударство призвано использовать финансы для выполнения своих функций и достижения целей, соответствующих общественным потребностям и интересам. И в реализации этих функций и достижении целей значительная роль принадлежит финансовой политике. Финансовая политика — это политика использования финансов в системе стоимостной денежной формы реализации экономических законов товарного производства, иначе говоря, финансовая политика — это искусство перераспределять финансовые ресурсы в интересах создания условий для увеличения базы распределения, общего объема располагаемых ресурсов, то есть искусство управления финансами. При осуществлении такой политики определяются основные направления использования финансов и осуществления практических действий, которые могут способствовать выполнению финансами их роли и в обществе. Такими направлениями выступают, во-первых, выработка научно-обоснованных концепций развития финансов, которые формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития кредитной системы, потребностей населения, и, во-вторых, определение основных направлений использования финансов на перспективный и текущий период, исходя из путей достижения поставленной цели, учитывая международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов, а также осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика проявляется в финансовой стратегии и финансовой тактике. Финансовая стратегия — это долговременная политика, рассчитанная на длительный период и осуществление крупномасштабных задач. Финансовая тактика направлена на использование финансов для достижения краткосрочных, текущих целей. Она обычно реализуется путем изменения организации финансовых связей, перемещения финансовых ресурсов, гибкого использования финансов как инструмента, содействующего выполнению задач ближайшего периода.

Финансовая политика — совокупность мероприятий государства в области финансов. Политика предполагает соответствующее правовое обеспечение тех решений, которые принимаются. Законодательными правами наделено только государство. Финансовое право является обязательным элементом проведения финансовой политики. Можно говорить о финансовой политике региона, определенной местности (местные органы власти), т.к. они обладают определенными законодательными правами.

В условиях перехода к рыночной экономике место финансовой политики в общей политике государства повышается. Однако, возможности государства по регулированию финансовых отношений в условиях рыночной экономики сокращаются (плановая экономика: устанавливались цены, зарплата и т.д.. Финансовая политика была одним из важных секторов в общей политике государства). В настоящее время государство может диктовать цены только на естественные монополии, драгоценные металлы и оружие. Регулирование кредитной сферы — только на уровне ЦБ (раньше вся кредитная сфера контролировалась государством).

Для осуществления финансовой политики используется финансовый механизм, под которым подразумевают формы, способы организации финансовых ресурсов, финансовых отношений, которые применяются с целью создания условий, благоприятствующих экономическому развитию. Финансовый механизм представляет неотъемлемую составную часть более общего экономического механизма, системы управления экономикой. В иерархической структуре финансового механизма выделяются два уровня, образующие механизм финансов предприятий и организаций и механизм функционирования государственных финансов. Самостоятельную часть представляет страховой финансовый механизм. Для осуществления финансовой политики необходимы разработка и использование юридических норм, законов, постановлений и других соответствующих актов, которые устанавливают правила организации финансовых связей, защищают экономические интересы общества, коллективов и отдельных граждан.

Финансовая политика в зависимости от длительности периода и характера решаемых задач подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Стратегия — долговременный план. Примеры финансовой стратегии — программные документы, антиинфляционная финансовая политика, политика по приватизации госсектора.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества, отличается гибкостью, подвижностью и обычно задачи финансовой тактики ограничены годом или несколько большим промежутком времени. Примеры : новые задачи, которые ставятся в Федеральном бюджете.

Финансовые стратегия и тактика должны быть взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии. Если государство не добивается результатов с помощью тактики, приходится вносить коррективы и стратегический курс ( например, политика Гайдара была нацелена на очень скорый результат, но стратегию пришлось корректировать).

Финансовая политика — элемент надстройки, а финансы — элемент базиса, значит нельзя проводить финансовую политику игнорируя основные особенности финансовой категорию, историческое развитие финансов.

Большое влияние на финансовую политику оказывает финансовое право. Успешная реализация мероприятий, предусматриваемая государством в области финансов, успешна лишь при принятии соответствующих нормативных документов. Финансовое право может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на финансовую политику. Финансовое право регулирует финансовые отношения между государством с одной стороны, субъектами хозяйствования и населением с другой стороны. Другие финансовые отношения, в частности, взаимоотношения между предприятиями, внутри предприятий, регулируются административным и гражданским правом. Для эффективного проведения финансовой политики важное значение имеет механизм ее финансового регулирования. Это регулирование осуществляет исполнительная власть, т.к. она имеет развернутый аппарат для проведения этой политики. Однако, основная часть нормативных документов в демократическом обществе принимается Парламентом, значит финансовая политика исполнительной власти корректируется законодательной посредством нормативных актов.

В демократическом обществе исполнительная власть может делать только то, что написано в законе, поэтому в западной практике Парламент опутывает исполнительную власть сетью законов (США — 7000 законов, Бельгия — 3000). До начала реформ Горбачева в России было принято около 100 законов за год, во время его правления — 200, сейчас, около 100 за год. То, что не охвачено законом, регулируется документами, принятыми исполнительной властью( Указы Президента, Постановления Правительства, ведомственные инструкции). Мировая практика показывает, что эффективный парламентский контроль предупреждает неправильные решения. принимаемые исполнительной властью, т.к. на нее сильнее воздействуют различные лоббистские группировки.

Современная финансовая политика российского государства охватывает очень большой круг мероприятий, т.к. с 1991 года проводится коренная экономическая реформа. 3 основных направлений финансовой политики государства:

1) Комплекс мероприятий. обеспечивающих переход к рыночной экономике.

2) Комплекс мероприятий, связанных с экономической стабилизацией.

3) Социальная поддержка населения.

Соотношение между этими направлениями финансовой политики не исчерпывают всех задач (существуют задачи совершенствования бюджетной системы и т.д.). В 1991 году на 1 месте стояли задачи перехода к рынку, в 1992 — кризис экономики, резкое повышение цен, встал вопрос уже не о рыночных преобразованиях, о снижении спада производства и инфляции, т.е. номер два. Накануне выборов и референдумов на первом месте стоят социальные вопросы.

Финансовая политика направленная на создание рыночной экономики.

 

 

 

 

 

 

25 управление государственным кредитом

 

Управление государственным кредитом — одно из направлений финансовой политики государства, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Это совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, поддержанием вторичного рынка долговых обязательств, регулированием рынка государственного кредита. Регулируют и осуществляют эту деятельность Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита, объем и характер займов, необходимых для его финансирования, разрабатывают кредитную политику и ее институциональное обеспечение.

Управление государственным кредитом направлено на достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются тенденциями общественного прогресса и современным состоянием экономики страны. В числе основных экономических целей — обеспечение экономической стабилизации и роста производства, поддержание его конкурентоспособности на мировом рынке; социальные цели подразумевают обеспечение социальной стабильности и социального прогресса; политические цели формулируются исходя из идеи поддержания стабильности функционирования политической системы и обеспечения национальной безопасности. Достижение этих целей в немалой степени связано с управлением государственным долгом, в особенности внешним, состояние которого, как показывает мировая практика, во многом определяет не только экономическую независимость страны, но и сохранение ее национального суверенитета, что особенно актуально и для современной России.

Соответственно определяются и ранжируются задачи, которые предназначена решить система управления государственным кредитом в России переходного периода:

а) минимизация стоимости долга для заемщика;

б) эффективное использование привлеченных средств, создание соответствующей системы учета и контроля;

в) усиление инвестиционного характера займов;

г) регулирование объемов заемных обязательств государства и поддержание их курса;

д) привлечение средств на самых выгодных для эмитента условиях;

е) определение приоритетов кредитной политики государства, обеспечение своевременного возврата предоставленных кредитов.

В системе действий по управлению государственным кредитом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для него дополнительную нагрузку, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций. Лишь в случае инвестиционных займов обслуживание и погашение обязательств осуществляются за счет доходов от проекта.

Обслуживание государственного долга предполагает, во-первых, осуществление операций по размещению долговых обязательств, во-вторых, выплату доходов по ним и, в-третьих, погашение долга полностью или частично согласно плану или осуществление взносов в фонд погашения. Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.

Обслуживание государственного долга производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством РФ. Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного долга безвозмездно. Оплата услуг агентов по размещению и обслуживанию государственного долга осуществляется за счет средств федерального бюджета.

С точки зрения инвестора, наиболее приемлемым является своевременное получение доходов и погашение займа, расчет по основной сумме долга и процентов по нему. Однако в условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга. К таким способам традиционно относят рефинансирование, консолидацию, конверсию, унификацию займа, обмен облигаций по регрессивному соотношению и т. п.

Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Отсрочка погашения внешнего займа, как правило, проводится по согласованию с кредиторами, причем эта операция не обязательно предусматривает приостановку выплаты процентов по займу.

<

Основная задача управления государственным долгом России — изменение долговой стратегии и переход от курса на отсрочку платежей к курсу на сокращение долга. В силу сложившихся обстоятельств в наибольшей степени это относится к внешнему долгу. И здесь целесообразно обратиться к современному мировому опыту конверсионных финансовых методов урегулирования внешней задолженности, как наиболее гибких и адекватных современному состоянию и кредитным возможностям России.

Жизнь страны, обремененная внешним и внутренним долгами, будет требует грамотной стратегии и умелого использования кредитных среде выборе наилучшего варианта экономического развития.

Управление государственным долгом включает следующие меры: эффективное использование средств заимствования; поиск средств для выплаты долга; нейтрализация негативных последствий государственного долга.

Во многих странах существуют специальные службы по управлению государственным долгом. Их задача — не допустить превышения над ВВП более чем в 2,5 раза. Считается, что большая величина не позволит стране решать свои проблемы, и все усилия ее будут направлены лишь на погашение долга.

 

 

61. РЫНОК ССУДНЫХ КАПИТАЛОВ

 

Для определения современного рынка капиталов необходимо обратиться к понятию ссудного капитала как экономической категории.

Ссудный капитал — это денежные средства, отданные в ссуду за определенный процент при условии возвратности.

Формой движения ссудного капитала является кредит.

Ссудный капитал представляет собой особую историческую категорию капитала, которая возникает и развивается в условиях капиталистического способа производства.

Основными источниками ссудного капитала служат денежные капиталы (денежные средства), высвобождаемые в процессе воспроизводства. К ним относятся:

– амортизационный фонд предприятий, предназначенный для обновления, расширения и восстановления производственных фондов;

– часть оборотного капитала в денежной форме, высвобождаемая в процессе реализации продукции и осуществления материальных затрат;

– денежные средства, образующиеся в результате разрыва между получением денег от реализации товаров и выплатой заработной платы;

– прибыль, идущая на обновление и расширение производства;

– денежные доходы и сбережения всех слоев населения;

– денежные накопления государства в виде средств от владения государственной собственностью, доходы от производственной, коммерческой и финансовой деятельности правительства, а также положительные сальдо центрального и местных бюджетов.

За последние 20—30 лет в качестве источника ссудного капитала все активнее используются сбережения населения, особенно трудящихся слоев. Эта тенденция характерна для США, Англии, Канады, Германии, Франции, Италии, Японии и других стран. Как правило, сбережения населения воплощаются:

– в банковских вкладах,

– в резервах пенсионных фондов, страховых компаний,

–  в покупке различных ценных бумаг.

Современная структура рынка ссудных капиталов характеризуется двумя основными признаками: временным;  институциональным.

По временному признаку различают:

– денежный рынок, на котором предоставляются кредиты на период от нескольких недель до одного года,

– непосредственно рынок капиталов, где денежные средства выдаются на более длительные сроки; от года до пяти лет (рынок среднесрочных кредитов) и от пяти и более лет (рынок долгосрочных кредитов).

По функционально-институциональному признаку современный рынок ссудных капиталов подразумевает наличие двух основных звеньев:

– кредитной системы (совокупности различных кредитно-финансовых институтов);

– рынка ценных бумаг.

Последний в свою очередь разделяется на:

– первичный рынок, где продаются и покупаются новые эмиссии ценных бумаг,

– биржевой (вторичный), где покупаются и продаются ранее выпущенные ценные бумаги,

– внебиржевой рынок, где совершается реализация ценных бумаг, которые не могут быть проданы на бирже. Внебиржевой рынок еще называется уличным.

Временной и функционально-институциональный признаки рынка ссудных капиталов характерны для всех стран. Вместе с тем о состоянии национального рынка судят по институциональному признаку, т.е. по наличию двух основных ярусов: кредитной системы и рынка ценных бумаг.

Наиболее развитыми являются рынки капиталов США, стран Западной Европы и Японии. В этих странах существуют разветвленные, гибкие рынки капиталов с хорошо развитыми двумя основными ярусами и разветвленной сетью различных кредитно-финансовых институтов. В то же время рынок капитала в США находится в привилегированном положении, поскольку указанные характеристики в нем представлены значительно ярче и глубже.

Увеличение масштабов накопления денежного капитала в условиях капитализма обусловило развитие рынка ссудных капиталов. Под влиянием спроса и предложения происходит движение ссудного капитала: капитал, накапливаемый в виде денежных средств, превращается непосредственно в ссудный капитал.

Рынок ссудных капиталов как экономическая категория выражает социально-экономические отношения, которые определяются законами капиталистического хозяйствования, формирующими в итоге его сущность, т.е. связи и отношения как внутри самого рынка, так и во взаимодействии с другими экономическими категориями.

Денежный капитал высвобождается в процессе воспроизводства. Он направляется туда в виде ссудного капитала через рынок, а затем вновь возвращается к кредитору (банкам и другим кредитно-финансовым институтам).

Сущность рынка ссудных капиталов не зависит от того, какой денежный капитал используется на нем: собственный или чужой, аккумулированный, т.е. не имеет значения, ведет ли банкир свое дело лишь при помощи собственного капитала или только капитала, депонированного у него.

Содержание, характер использования, закономерности развития рынка ссудных капиталов определяются социально-экономическими отношениями капиталистического способа производства.

В свою очередь сущность этого рынка предопределяет конкретную роль, которую он выполняет в современном механизме государственно-монополистического капитализма.

Рынок ссудных капиталов способствует:

–  росту производства и товарооборота,

– движению капиталов внутри страны,

– трансформации денежных сбережений в капиталовложения,

– реализации научно-технической революции,

– обновлению основного капитала.

В этом смысле рынок опосредствует различные фазы воспроизводства, является своеобразной опорой материальной сферы производства, откуда она черпает дополнительные денежные ресурсы.

Экономическая роль рынка ссудных капиталов заключается в его способности объединить мелкие, разрозненные денежные средства в интересах всего капиталистического накопления.

Это позволяет рынку активно воздействовать на концентрацию и централизацию производства и капитала.

Объединению мелких капиталистов и наращиванию концентрации на самом рынке первоначально способствовали банки, которые были «кассирами промышленных капиталов», а в последующем — все другие виды кредитно-финансовых учреждений и биржи.

Характеризуя роль кредита в капиталистическом хозяйстве, обычно выделяют следующие основные положения:

– объединение разбросанных индивидуальных денежных капиталов и сбережений всех классов общества в руках ссудных капиталистов;

– экономия общественных издержек обращения;

– уравнивание нормы прибыли;

– создание акционерных обществ.

Возросшая роль рынка ссудных капиталов в экономике проявляется в трех основных направлениях:

– предоставление ссудного капитала частному сектору, государству и населению, а также иностранным заемщикам;

– аккумуляция свободного денежного капитала и денежных сбережений населения;

– сосредоточение фиктивного капитала.

Аккумуляция и объединение индивидуальных денежных капиталов осуществляются не только частными кредитно-финансовыми институтами, но и рынком ценных бумаг.

Важной особенностью рынка ссудных капиталов являются усиление влияния на процесс интернационализации мирового хозяйства посредством обеспечения миграции капиталов.

Кроме того, рынок ссудных капиталов играет большую роль в структурной перестройке капиталистической экономики, особенно таких промышленно развитых стран, как США, государства Западной Европы и Япония.

В послевоенные годы кредитно-финансовые институты содействовали созданию мощных военных концернов (типа «Макдонелл — Дуглас») и конгломератов в США. Банкирский дом Ротшильда способствовал централизации капитала в горнодобывающей промышленности Франции. Три ведущих коммерческих банка участвовали в реорганизации концерна Круппа в ФРГ.

За счет ресурсов рынка происходит финансирование отраслей — двигателей научно-технического прогресса. При этом следует отметить, что даже военные концерны, стабильно финансируемые государством, в ряде случаев вынуждены прибегать к услугам рынка ссудных капиталов (в США им неоднократно пользовались такие известные гиганты военного производства, как «Локхид», «Дженерал Дайнэмикс», «Крайслер» и др.).

Важно выяснить, в какой степени рост экономики позволяет увеличивать денежные накопления на рынке ссудных капиталов и в какой мере рынок обеспечивает экономику капиталами, т.е. высока ли ее зависимость от кредитов и займов, поступающих с рынка. В большинстве промышленно развитых стран относительно высокие темпы экономического роста в послевоенные годы (до середины 70-х гг.) способствовали высокой норме накопления и степени аккумуляции денежных сбережений рынком ссудных капиталов.

Промышленность и другие сферы хозяйства развивались в основном за счет самофинансирования (внутренних источников: прибыли и амортизации), но с привлечением заемных средств, особенно в период циклического подъема. Сложился определенный баланс между внутренними и заемными источниками финансирования (соответственно 70 и 30%). Исключением явилась лишь Япония, где доля заемных средств на протяжении почти всех послевоенных лет составляла свыше 60%. Тем самым здесь определялась большая зависимость экономики от рынка ссудных капиталов, чем в других странах. Примерно с середины 60-х гг. в США также постепенно начала обнаруживаться аналогичная тенденция, и в 70-х гг. она резко усилилась. Однако причины этого процесса для США и Японии кардинально отличаются.

Рынок ссудных капиталов выполняет макроэкономическую функцию. В современной капиталистической экономике денежный капитал накапливается в основном в виде денежного ссудного капитала (хотя частная тезаврация золота означает всего лишь аккумуляцию денежного капитала как анахронизм в форме металлических денег). Поэтому накопление денежного капитала важно не само по себе как обособленный процесс, а прежде всего с точки зрения его воздействия на весь ход капиталистического воспроизводства, т.е. в макроэкономическом аспекте.

В этом отношении накопление денежного капитала тесно взаимодействует с реальным накоплением, представляющим в целом иной процесс. Большая часть денежного капитала формируется за счет сбережений населения, а их размеры играют значительную роль в образовании общенациональной нормы реального накопления, доли капиталовложений в валовом национальном продукте и национальном доходе.

Огромные массы денежного капитала, аккумулируемые и мобилизуемые через рынки ссудных капиталов, создают определенную иллюзию того, что объем денежного капитала потенциально равен объему ссудного капитала. Эта видимость возникает прежде всего в тех странах, где существует разветвленная кредитная система.

Именно хранение денежных средств на счетах различных кредитно-финансовых учреждений, в ценных бумагах, а также выражение их в денежной форме способны создавать видимость стирания границ между денежным и ссудным капиталами, особенно в условиях государственно-монополистического капитализма, когда такие границы все более размываются с развитием кредитной системы.

При развитой кредитной системе практически весь денежный капитал, в каком бы смысле мы ни употребляли этот термин, отдается в ссуду, присоединяет к качеству денежной формы качество отчуждения посредством ссуды, становится ссудным денежным капиталом.

Однако ни государственно-монополистический капитализм, ни разветвленная кредитная система не могут отождествлять сущность денежного и ссудного капиталов. Последний является лишь производным от денежного капитала, его частью, хотя и значительной. Ссудный денежный капитал следует рассматривать с точки зрения накопления на рынке ссудных капиталов, тогда как денежный капитал возникает в процессе кругооборота капитала и служит основой появления ссудного капитала. Поэтому денежный капитал — более широкое понятие в качественном и количественном отношениях.

Денежный капитал не всегда может помещаться для депонирования на рынке ссудных капиталов — многие фирмы держат в наличности большие средства для различных специальных целей (поглощения конкурентов, подкупов, избирательных кампаний), не отражая их на своих вкладах. Кроме того, в условиях перманентных валютно-финансовых потрясений в мире усилилась тезаврация золота и серебра частными лицами.

Это также показывает определенные различия между денежным и ссудным капиталами, хотя в современных условиях масштабы рынка ссудных капиталов не всегда позволяют четко определять границы между указанными понятиями.

Функции рынка ссудных капиталов

Функции рынка ссудных капиталов определяются его сущностью и ролью, которую он выполняет в системе капиталистического хозяйства, а также задачами по воспроизводству капиталистических производственных отношений.

Следует выделить пять основных функций рынка ссудных капиталов.

Первая — обслуживание товарного обращения через кредит.

Вторая — аккумуляция, или собирание, денежных сбережений (накоплений):   предприятий, населения, государства,   иностранных клиентов.

Третья — трансформация денежных фондов непосредственно в ссудный капитал и использование его в виде капиталовложений для обслуживания процесса производства.

Эти три функции стали активно использоваться в промышленно развитых странах в послевоенный период.

К четвертой функции следует отнести обслуживание государства и населения как источников капитала для покрытия государственных и потребительских расходов (учитывая огромную роль рынка ссудных капиталов в покрытии бюджетных дефицитов и финансировании жилищного строительства через ипотечное кредитование в рамках государственно-монополистического капитализма).

Во всех четырех случаях рынок выступает как своеобразный посредник в движении капитала.

Пятая функция — ускорение концентрации и централизации капитала для образования мощных финансово-промышленных групп.

Указанные функции рынка ссудных капиталов направлены на:

–  поддержание капиталистического способа производства,

– обеспечение функционирования экономической системы государственно-монополистического капитализма.

Отражая накопление и движение денежного капитала, рынок ссудных капиталов органически связан:

–  с движением стоимости в ее денежной форме,

–   с образованием и использованием различных денежных фондов в виде кредитных ресурсов и ценных бумаг.

Посредством рынка ссудных капиталов как экономической категории можно:

– измерить и определить движение, объем, направление денежных фондов, идущих на развитие капиталистического общественного воспроизводства,

– установить классовый спектр использования денежного капитала, воздействие его на социально-экономические (отношения.

Развитие национальных рынков ссудных капиталов определяется рядом факторов:

–   экономическим развитием,

–    традициями функционирования кредитной системы и рынка ценных бумаг,

–  уровнем производственного накопления и личных сбережений.

Однако доминирующим фактором остается экономическое развитие страны (в это понятие входит не только потенциал промышленности и других отраслей экономики, но и объем накопления денежного капитала в рамках всей экономики и ее подразделений). Такому критерию больше всего соответствуют США, страны Западной Европы и Япония, где существуют развитые, гибкие и мощные рынки ссудных капиталов.

В то же время между рынками ссудных капиталов указанных стран имеются определенные различия. Так, в США этот рынок является наиболее мощным, он отличается:  разветвленностью, наличием двух мощных звеньев — кредитной системы и рынка ценных бумаг,  высоким уровнем накопления денежного капитала, широкой интернационализацией.

В настоящее время рынок ссудных капиталов в США в значительной степени определяет конъюнктурные ситуации как на рынках капиталов названных стран (через, процентные ставки, миграцию денежных потоков, колебания курсов ценных бумаг), так и на мировом рынке капиталов.

Рынки капиталов стран Западной Европы отличаются от американского рынка, прежде всего:  меньшим объемом операций, недостаточной развитостью отдельных кредитно-финансовых институтов, относительной ограниченностью рынка ценных бумаг.

 

 

 

 

 

 

89. ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ ВНЕШНИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

 

В сложившихся условиях хозяйствования важная роль принадлежит валютно-финансовому механизму внешнеэкономических связей и форме организации международных валютных отношений, закрепленной межгосударственными соглашениями.

В условиях интернационализации хозяйственной жизни, резкого расширения внешнеторговых, научно-технических и других межстрановых связей во второй половине 20 в. мировая валютная система претерпела существенные изменения.

Мировая валютная система базируется на функции мировых денег. Они служат мировым платежным средством, мировым покупательным средством и материальным воплощением общественного богатства. В течение длительного исторического периода в роли мировых денег выступало золото. Однако на практике международные расчеты всегда осуществлялись в наиболее сильных и устойчивых валютах мира. Это объяснялось не только тем, что рассчитываться золотом неудобно (поскольку каждый раз приходилось отливать кусок золота соответствующего веса и нести расходы по его пересылке из одной страны в другую и страхованию), но и тем, что развитие внешнеторгового оборота значительно обгоняло добычу благородных металлов. В 19 в. и до первой мировой войны международные расчеты осуществлялись в основном в английских фунтах стерлингов. После второй мировой войны главной валютой западного мира стал доллар США. Произошла демонетизация золота, т.е. процесс постеленной утраты им денежных функций. С развитием кредитных отношений кредитные деньги — векселя, банкноты, чеки — постепенно вытеснили золото сначала из внутреннего денежного обращения, а затем и из международных валютных отношений.

В современных условиях золото выполняет функцию мировых денег опосредованно через операции на рынках золота, где на золото можно приобрести необходимые валюты и соответственно товары. Золото выступает как необходимый страховой фонд государства и частных лиц.

Помимо доллара США и других свободно конвертируемых валют в качестве мировых денег используются ЕВРО — денежная единица, применяемая странами Европейского Союза.

Важным элементом валютной системы выступает валютный курс. Валютный курс — это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран или в международных валютных единицах. В основе формирования курсов валют находятся стоимостные пропорции обмена — интернациональные стоимости определенного количества товаров и услуг, представляемых той или иной денежной единицей. На практике стоимостные пропорции обмена валют получают отражение в виде соотношения покупательной способности валют. Это в полной мере относится и к условиям действия золотого стандарта при котором банкноты Национального банка обменивались на золото. После полной демонетизации золота, внедрения в национальный и международный платежный обороты неразменных кредитных денег механизм, обусловливающий соответствие курсов валют соотношениям их покупательной силы, претерпел существенные изменения. Однако сущность этой закономерности осталась неизменной.

Отмена золотого содержания валют и переход к так называемым плавающим курсам не изменили ни саму сущность валютного курса как экономической категории, ни его функции в процессе воспроизводства. Валютный курс сохраняет объективную стоимостную основу, которая выступает в виде покупательной силы сравниваемых валют на мировом рынке. Валюты сопоставляются по интернациональным стоимостям определенного количества товаров и услуг, представляемых той или иной денежной единицей.

Валютные курсы формируются на мировом валютном рынке в зависимости от спроса и предложения, которые зависят от многих факторов. Прежде всего положение валюты любой страны определяется состоянием ее экономики.

Курс валюты зависит также от соотносительных темпов инфляции в различных странах, от темпов роста производительности труда и ее соотношении между странами, от темпов роста ВНП (основы товарного наполнения денег), места и роли страны в мировой торговле, вывозе капитала. Чем выше темпы инфляции в стране, тем ниже курс ее валюты. Именно эти фундаментальные факторы прежде всего определяют курс валюты той или иной страны. Долгосрочные тенденции развития валютного курса являются отражением хода воспроизводственного процесса в национальной экономике и роли страны в мировом хозяйстве.

Непосредственно на курс валюты влияют состояние ее платежного баланса, межстрановые разницы процентных ставок на денежных рынках различных стран, степень использования валюты данной страны на еврорынке и в международных расчетах, доверие к валюте страны и другие факторы. Наибольшее значение среди последних факторов имеет состояние платежного баланса. При улучшении платежного баланса курс валюты повышается, поскольку возрастает спрос на эту валюту. При ухудшении платежного баланса, то есть при его дефицитности, курс валюты падает, поскольку на такую валюту спроса нет. Однако в условиях золотых валют и валют с зафиксированным золотым содержанием отклонения валютного курса от паритета были незначительны.

Они происходили в пределах так называемых золотых точек (под золотыми точками понимаются пределы отклонений валютного курса от паритета. Такие отклонения в условиях действия золотого стандарта и Бреттонвудских соглашений составляли ±1%.).

Предприниматели не покупали валюту по курсу, значительно превышавшему паритет, а предпочитали рассчитаться путем пересылки золота. Поэтому отклонения курса от паритета могли быть в пределах стоимости пересылки золота из одной страны в другую и его страхования.

Таким образом, формирование валютного курса и его динамика представляют собой многофакторный процесс.

Уровень валютных курсов и их колебания оказывают значительное воздействие на все сферы мирохозяйственных связей — внешнюю торговлю, движение долгосрочных и краткосрочных капиталов, внешнюю задолженность — и в целом на внешние платежные позиции страны.

Список использованных источников

 

  1. О банках и банковской деятельности: ФЗ от 2 декабря 1990 года № 395-1 в ред. ФЗ от от 27.12.2009 № 352-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492.
  2. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): ФЗ от 10 июля 2002 г. (в ред. от 29 июля 2004 г.) // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790; 2004. № 31. Ст. 3233.
  3. О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации: ФЗ от 6 июля 1996 г. № 87-ФЗ // Российская газета. 12 июля 1996 г.
  4. О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификате и Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации: ФЗ от 12 июля 1999 г. № 162-ФЗ // Российская газета. 18 июля 1999 г.
  5. Деньги, кредит, банки / Под ред. О.И. Лаврушина. М., 2010.
  6. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. Л.А. Дробозиной. М., 8
  7. Финансы и кредит: Учеб. пособие/ Под ред. А.М. Королевой.- М., Финансы и статистика, 2009.
  8. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.Г. Грязновой. М., 2009.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 21.92MB | MySQL:119 | 1,370sec