ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

<

071014 1854 1 ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫСуществуют различные подходы к трактовке понятия «финансовый инструмент». В наиболее общем виде под финансовым инструментом понимается любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другого предприятия.
Финансовые активы включают:
денежные средства;
контрактное право получить от другого предприятия денежные средства или любой другой вид финансовых активов;
контрактное право обмена финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально выгодных условиях;
акции другого предприятия.
К финансовым обязательствам относятся контрактные обязательства:
выплатить денежные средства или предоставить какой-то иной вид финансовых активов другому предприятию;
обменяться финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально невыгодных условиях (в частности, такая ситуация может возникнуть при вынужденной продаже дебиторской задолженности).
Финансовые инструменты подразделяются на первичные (денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям) и вторичные, или производные (финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы).
Существует и более упрощенное понимание сущности понятия «финансовый инструмент». В соответствии с ним выделяют три основные категории финансовых инструментов: денежные средства (средства в кассе и на расчетном счете, валюта), кредитные инструменты (облигации, форвардные контракты, фьючерсы, опционы, свопы и др.) и способы участия в уставном капитале (акции и паи).
Методы финансового управления многообразны. Основными из них являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, страхование, самофинансирование, кредитование, система расчетов, система финансовой помощи, система финансовых санкций, система амортизационных отчислений, система стимулирования, принципы ценообразования, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции, факторинг, аренда, лизинг. Составным элементом приведенных методов являются специальные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт и др. основу информационного обеспечения системы финансового управления составляет любая информация финансового характера:
бухгалтерская отчетность;
сообщения финансовых органов;
информация учреждений банковской системы;
информация товарных, фондовых, валютных бирж;
прочая информация.
Техническое обеспечение системы финансового управления является самостоятельным и весьма важным ее элементом. Многие современные системы, основанные на безбумажной технологии (межбанковские расчеты, взаимозачеты, расчеты с помощью кредитных карточек и др.), невозможны без применения компьютерных сетей, прикладных программ.

Функционирование любой системы финансового управления осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. Сюда относятся: законы, указы Президента, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др.

 

 

 

14. ЗНАЧЕНИЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ЦЕЛЬ АНАЛИЗА ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ

 

Полная оценка финансового состояния предприятия невозможна без анализа потоков денежных средств.

Основная цель анализа денежных потоков заключается в выявлении причин дефицита (избытка) денежных средств и определении источников поступления и направлений расходования при контроле текущей ликвидности и платежеспособности предприятия. Платежеспособность и ликвидность предприятия очень часто находятся в зависимости от реального денежного оборота в виде потока денежных платежей, отражаемых в счетах бухгалтерского учета.

Денежный поток в отличие от прибыли не зависит от учетной политики и объективно отражает приращение денежных средств, которые могут быть использованы для рефинансирования или потребления.

Чтобы эффективно управлять денежными потоками, необходимо знать: какова их величина за определенное время (месяц, квартал); каковы их основные элементы; какие виды деятельности генерируют основной поток денежных средств.

В соответствии с международными стандартами учета и сложившейся практикой для подготовки отчетности о движении денежных средств используют прямой или косвенный методы расчета объема денежных потоков.

Прямой метод основан на движении денежных средств по счетам предприятия. Исходный элемент — выручка от реализации товаров (продукции, работ и услуг).

Расчет денежных потоков косвенным методом ведется от показателя чистой прибыли.

В долгосрочной перспективе прямой метод расчета величины денежного потока дает возможность оценить ликвидность предприятия, поскольку показывает степень покрытия инвестиционных и финансовых потребностей предприятия имеющимися у него денежными ресурсами.

 Используемая в системе методика анализа движения денежных средств дополняет оценки платежеспособности и ликвидности и дает возможность реально оценить финансово-экономическое состояние хозяйствующего субъекта.

В процессе анализа денежного потока методика позволяет оценить:

  • уровень финансирования текущей и инвестиционной деятельности за счет собственных источников;
  • зависимость предприятия от внешних заимствований;
  • дивидендную политику в отчетном периоде;
  • финансовую эластичность предприятия, т.е. его способность создавать денежные резервы (чистый приток денежных средств);
  • уровень платежеспособности предприятия в истекший период.

    Процедура анализа движения денежных потоков начинается с анализа движения денежных средств за отчетный период.

    Под движением денежных средств понимаются все валовые денежные поступления и платежи предприятия. Денежный поток есть оборот денег, протекающий во времени непрерывно. Оборот денег включает в себя поступления денег (приток) и их расходование (отток). Процесс формирования денежного потока в результате осуществления хозяйственной деятельности предприятия отражает непрерывный процесс движения денежных средств фирмы.

    Разделение всей сферы хозяйственной деятельности предприятия на три самостоятельные части (текущую, инвестиционную и финансовую) очень важно в российской практике. Если основная (текущая) деятельность призвана обеспечивать необходимыми денежными средствами все три составляющие сферы ее хозяйственной деятельности и является основным источником прибыли, то инвестиционная и финансовая — должны способствовать развитию основной деятельности и обеспечивать ее дополнительными денежными средствами.

     Денежные потоки тесно связывают все три части хозяйственной деятельности предприятия. Основу оптимизации денежных потоков составляет обеспечение сбалансированности объемов положительного и отрицательного их видов. На результаты хозяйственной деятельности предприятия отрицательное воздействие оказывают как избыточный, так и дефицитный денежные потоки.

     Процесс изучения денежного потока прямым методом начинается с анализа движения денежных средств за отчетный период по видам деятельности (текущей, инвестиционной, финансовой). Исследуются структуры притока и оттока денежных средств по предприятию в целом. Далее изучается динамика формирования отрицательного и положительного денежных потоков предприятия. Результаты проведенного исследования представлены в виде таблиц и рекомендаций.

     Кроме прямого определения величины денежных средств, программа оперативно рассчитывает денежный поток на предприятии по методу ликвидного денежного потока.

    Ликвидный денежный поток (или изменение в чистой кредитной позиции) является показателем дефицитного или избыточного сальдо денежных средств, возникающего в случае полного покрытия всех долговых обязательств по заемным средствам. Чистая кредитная позиция — это разность между суммой кредитов, полученных предприятием, и величиной денежных средств. Ликвидный денежный поток тесно связан с показателем финансового рычага, характеризующего предел, до которого деятельность предприятия может быть улучшена за счет кредитов банка. Финансовый рычаг возникает с появлением заемных средств в пассиве баланса; он позволяет получить дополнительную прибыль на собственный капитал.

    Ликвидный денежный поток характеризует абсолютную величину денежных средств, получаемых от обычных видов деятельности предприятия (текущей и инвестиционной), поэтому он выражает эффективность работы фирмы. Он важен также для потенциальных инвесторов.

    Ликвидный денежный поток (ЛДП) рассчитывается по формуле:

    ЛДП = (ДК + КК — ДС) — (ДК + КК — ДС), где

     

    ДК и ДК — долгосрочные кредиты и займы в конце и начале отчетного периода;

    КК и КК — краткосрочные кредиты и займы в конце и начале отчетного периода;

    ДС И ДС — денежные средства в конце и начале отчетного периода.

    Рассчитывая показатели ликвидного денежного потока в конце каждого месяца, можно составить из них динамические ряды и сделать выводы об уровне платежеспособности фирмы.

    Указанные расчеты можно произвести и по общей массе кредитов, займов и денежных средств, которые поступили в течение отчетного периода. Ликвидный денежный поток включает в себя весь объем заемных средств и поэтому показывает влияние кредитов и займов на эффективность деятельности предприятия с точки зрения генерирования денежного потока.

     Систематический учет и контроль движения денежных средств помогает обеспечить устойчивость и платежеспособность предприятий в текущем и будущем периодах.

    Следует  отметить,  что  прямой  метод   не   раскрывает   взаимосвязи полученного финансового результата и изменение величин денежных  средств  на счётах предприятия. Для определения этой взаимосвязи используется  косвенный метод, который основывается на идентификации и учете операций,  связанных  с движением денежных средств и последовательной корректировке чистой  прибыли, т.е. исходным элементом является прибыль.
    

    В  ходе  производственной   деятельности   могут   быть   значительные доходы/расходы, влияющие на прибыль, но не затрагивающие  величину  денежных средств предприятия.  В  процессе  анализа  на  эту  величину  и  производят корректировку чистой пробыли. Например выбытие основных  средств  связано  с получением убытка в  размере  их  остаточной  стоимости.  Величина  денежных средств в данном случае не меняется, поэтому недоамортизированная  стоимость должна  быть  добавлена  к  величине  чистой  прибыли.  Не  вызывает  оттока денежных средств начисление  амортизации.  Что  же  повлияло  на  сокращение денежных средств к концу года? Ответить на этот вопрос  помогает   косвенный метод.
    

    Основным  источником  информации  для  проведения   анализа   движения денежных потоков является баланс (ф.№ 1),  приложение  к  балансу  (ф.№  5), отчет о финансовых результатах и  их  использовании  (ф.№  2).  Особенностью формирования информации в этих  отчетах  является  метод  начислений,  а  не кассовый метод. Это означает, что полученные доходы, или понесенные  затраты могут не соответствовать реальному «притоку» или «оттоку»  денежных  средств  на предприятии.
    

    В отчете может быть показана  достаточная  величина  прибыли  и  тогда оценка рентабельности будет высокой, хотя в то же  время  предприятие  может испытывать острый недостаток денежных средств для своего функционирования. И наоборот,  прибыль  может  быть  незначительной,  а  финансовое состояние предприятия - вполне удовлетворительным.   Показанные  в отчетности предприятия данные о формировании и использовании прибыли  не  дают  полного представления о реальном процессе движения денежных средств.
    

    Поэтому в некоторых странах в настоящее  время  отдается  предпочтение отчету о движении  денежных  средств  как  инструменту  анализа  финансового состояния фирмы.
    

    Отчет  о  движении  денежных  средств  -   это   документ   финансовой отчетности,  в  котором  отражаются  поступление,  расходование   и   нетто-изменения денежных средств в  ходе  текущей  хозяйственной  деятельности,  а также инвестиционной и финансовой деятельности за определенный период.
    

    Отчет  о  движении  денежных  средств  -  это  отчет   об   изменениях финансового  состояния,  составленный  на  основе  метода  потока   денежных средств.
    

    Для расчета прироста или  уменьшения  денежных  средств  в  результате производственно-хозяйственной деятельности необходимо осуществить  следующие операции:
    

    1) Рассчитать оборотные активы и краткосрочные обязательства,  исходя из метода денежных потоков.
    

     2) Корректировка чистой прибыли  на  расходы,  не  требующие  выплаты денежных средств.
    

    3) Исключить влияние прибылей и убытков, полученных  от  неординарной деятельности.
    

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    14. ПУТИ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     

    Для того чтобы предприятие могло успешно функционировать и развиваться в рыночной экономике, в него необходимо постоянно вкладывать различные средства (финансовые, материальные, интеллектуальные ресурсы и т.п.). Они направляются на замену выбывающих в связи с износом основных фондов; модернизацию и капитальный ремонт основных фондов; техническое перевооружение, реконструкцию и новое строительство в связи в расширением масштабов или освоением новых видов хозяйственной деятельности; пополнение оборотных средств, вызванное увеличением объемов производства; подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров; проведение научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ; проведение природоохранных мероприятий и т.п. Средства, направляемые на указанные цели, принято называть инвестициями.

    Инвестициями являются все виды финансовых и материальных ресурсов, а также имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты предпринимательских и других видов деятельности с целью получения прибыли или социального эффекта.

    Инвестиции, осуществляемые в воспроизводство основных фондов, называются капитальными вложениями (капиталообразующими инвестициями).

    Воспроизводство основного капитала на предприятиях может осуществляться следующими путями либо за счет прямых инвестиций, либо путем передачи объектов основного капитала учредителями в счет взносов в уставный капитал, либо при безвозмездной передаче юридическими и физическими лицами. Основным методом расширенного воспроизводства основного капитала являются прямые инвестиции (капитальные вложения). В состав капиталовложений (прямых инвестиций) включаются затраты на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, инструмента, инвентаря, прочие капитальные работы и затраты (проектно-изыскательские, геологоразведочные и буровые работы, затраты по отводу земельных участков и переселению в связи со строительством, на подготовку кадров для вновь строящихся предприятий и др.).

    Прямые (стратегические) инвестиции — те, которые вкладывают непосредственно в производство и сбыт (в реальные активы), или те, которые обеспечивают обладание контрольным пакетом акций, а значит — контроль над предприятием. Прямые инвестиции осуществляются без посредников между инвестором и их получателем. Они могут быть только средне- или долгосрочными (получение прибыли следует ожидать не раньше чем через 5-7 лет). 
    Портфельные (спекулятивные) инвестиции – это покупка ценных бумаг на рынке с целью их дальнейшей продажи и получения прибыли.

    Прямые инвестиции
    — капитальные вложения непосредственно в производство какой-либо продукции, включающие покупку, создание или расширение фондов предприятия (филиала), а также все другие операции, связанные либо с установлением (усилением) контроля над компанией, независимо от ее юридической формы, либо с расширением деятельности компании. Прямые инвестиции  необходимы для создания новых объектов основного капитала, реконструкцию и техническое перевооружение действующих объектов основного капитала. Соотношение затрат по этим направлениям называют производственной структурой прямых  инвестиций.

    Процесс формирования и реализации инвестиционных ресурсов называется инвестиционной деятельностью. Она представляет собой совокупность практических действий граждан, юридических лиц и государства, направленных на расширение капитала, получение прибыли и удовлетворение потребностей. Инвестиционная деятельность может осуществляться на основе частной и государственной собственности.

    Субъектами инвестиционной деятельности могут выступать государство, отечественные и иностранные физические и юридические лица. Они сами принимают решения о выборе объектов инвестиций.

    Объектами инвестирования могут быть основные и оборотные фонды, ценные бумаги, интеллектуальные ценности, научно-техническая продукция, земля и природные ресурсы. Запрещается инвестирование объектов, которые не соответствуют требованиям норм безопасности, санитарно-гигиеническим и экологическим нормам.

    Собственник инвестиционных ресурсов называется инвестором. Наряду с инвесторами в инвестиционной деятельности выступают субинвесторы и участники.

    Субинвесторы — юридические и физические лица, которые осуществляют организацию и управление инвестиционной деятельностью на всех этапах ее реализации по договору с инвестором и действуют от его имени. Участники инвестиционной деятельности – исполнители заказов или поручений инвесторов и субинвесторов.

    Успех инвестиционной деятельности зависит от политики предприятия в этой области. Здесь важно все: выбор направлений инвестиционной деятельности; инновационная стратегия; рациональное использование инвестиционных ресурсов; организация инвестиционной деятельности; инвестиционный климат и т.д. Особое значение имеет гарантия прав инвестора.

    В соответствии с действующим законодательством все инвесторы, независимо от форм собственности и направлений инвестиционной деятельности, имеют равные права. Инвестор самостоятельно определяет объемы, направления и эффективность осуществляемых вложений, по своему усмотрению привлекает на договорной основе всех участников инвестиционного проекта. Инвестору гарантируется право владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестирования. Свои права инвестор может передать по договору другим лицам. Он может также использовать имущество, принадлежащее ему на праве собственности, в качестве гарантии по всем видам обязательств. Исключительной компетенцией субъектов инвестиционной деятельности является заключение договоров (контрактов), выбор партнеров, определение обязательств, определение других условий инвестиционного проекта.

    Имея широкие полномочия, инвестор в то же время наделяется соответствующими обязанностями. В частности, он обязан соблюдать нормы и стандарты, действующие в стране осуществления инвестиций, выполнять требования государственных органов и должностных лиц, представлять в установленном порядке информацию и т. д.

    Прекращение или приостановление инвестиционной деятельности осуществляется по решению инвесторов. При этом они должны возмещать убытки всем участникам инвестиционной деятельности.

    Под инновацией понимается нововведение (объект, процесс, метод и т. п.), внедренное в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличающееся от предшествующего аналога.

    Инвестиционный цикл включает время с момента вложения инвестиционных ресурсов до их возврата инвестору. За этот период инвестиции совершают свой кругооборот.

    В процессе кругооборота инвестиции могут принимать различную форму. Это обусловлено: разными объектами инвестирования; наличием дифференцированных источников формирования инвестиционных ресурсов; уровнем риска их осуществления; особенностями организации процесса инвестирования; различием субъектов инвестиционной деятельности и прочими факторами. Выделяют следующие классы инвестиций.

    1. В соответствии с объектом инвестиций выделяют реальные (капиталообразующие), портфельные (номинальные), интеллектуальные инвестиции.

    2. По связи с процессом воспроизводства инвестиции подразделяются на нетто-инвестиции; реинвестиции; брутто-инвестиции.

    Под нетто-инвестициями понимаются начальные (стартовые) инвестиции, осуществляемые при создании или покупке предприятия, а также вкладываемые в расширение производственной мощности. Сюда можно отнести инвестиции, направляемые на расширение действующих и строительство новых производственных мощностей, технологическое перевооружение и реконструкцию предприятия, модернизацию оборудования.

    Средства, направляемые на восстановление изношенных основных фондов, называются реинвестициями. К ним можно отнести: инвестиции на замену объектов; инвестиции на рационализацию и капитальный ремонт. При этом имеется в виду, что производственная мощность не изменяется, а инвестиции в основном направлены на снижение издержек производства; инвестиции на диверсификацию, связанные с изменением номенклатуры и ассортимента продукции, созданием новых видов продукции и освоением новых рынков, изменением структуры субъекта хозяйствования; инвестиции на обеспечение выживания предприятия в перспективе, направляемые на НИОКР, подготовку кадров, рекламу, охрану окружающей среды и т.д.

    Брутто-инвестиции состоят из нетто-инвестиций и реинвестиций.

    3. По источникам финансирования инвестиции могут быть: собственные, заемные, лизинговые, бюджетные, зарубежные, международные.

    4. В зависимости от уровня риска инвестиции делятся на инвестиции, по которым уровень риска не определяется (безрисковые); инвестиции с уровнем риска ниже среднего; инвестиции со средним уровнем риска; инвестиции с уровнем риска выше среднего; инвестиции с наивысшим уровнем риска.

    5. В зависимости от вида (предмета) инвестиции делятся на материальные, финансовые, нематериальные.

    6. С точки зрения организации и управления инвестиционным процессом инвестиции могут быть локальные, глобальные.

    7. По связи с инвестиционным циклом инвестиции делятся на производственные и капитальные вложения.

    Предпроизводственные инвестиции предназначены для осуществления научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ. Они материализуются в различных видах документации (проектах, чертежах, инструкциях, технических условиях и т. п.).

    Капитальные вложения предназначены для создания производственных фондов (основных, оборотных, фондов обращения). Капитальные вложения осуществляются в форме строительства, расширения, технического перевооружения и реконструкции действующих предприятий.

    Новое строительство — это возведение объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения вновь возводимых предприятий и отдельных производств с целью создания новых производственных мощностей.

    Расширение действующих предприятий — это создание дополнительных производств на действующем предприятии, а также сооружение новых и расширение существующих отдельных цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения на территории предприятий или примыкающих к ним площадках в целях создания дополнительных или новых производственных мощностей.

    К реконструкции действующих предприятий относится переустройство цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения (без увеличения площадей, зданий и сооружений основного назначения), связанное с совершенствованием производства и повышением его технического и экономического уровней для увеличения производственной мощности и повышения качества продукции.

    Техническое перевооружение предприятий — это повышение технико-экономического уровня отдельных производств, цехов и участков на основе внедрения новой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.

    Каждая из рассмотренных форм расширенного воспроизводства основных фондов имеет свои преимущества и недостатки.

    Различают также видовую структуру капитальных вложений, которая характеризует их распределение по видам продукции. Прогрессивным изменением видовой структуры является увеличение затрат в производство наиболее рентабельных видов продукции.

    Инвестиции могут иметь различные источники финансирования, которые делятся на внешние и внутренние.

    Внешнее собственное финансирование предполагает поступление средств как от собственников предприятия, так и от новых акционеров (пайщиков). При этом поступление инвестиционных ресурсов может осуществляться посредством эмиссии, а также неэмиссионным путем (увеличением собственниками своих долей (паев) и расширение круга собственников).

    Внешнее заемное финансирование предполагает использование средств внешних инвесторов (банков, инвестиционных фондов, других предприятий и т.п.).

    Каждое предприятие имеет свою систему критериев и предпочтений, которая определяется условиями деятельности и стратегией развития предприятия. Совокупность таких предпочтений и критериев представляет собой инвестиционную политику предприятия. Таким образом, инвестиционная политика представляет собой систему принятия решений о получении доходов от инвестиционной деятельности.

    Различают три направления формирования инвестиционной политики: инвестирование с целью получения доходов в виде процентов, дивидендов – политика доходов; инвестирование с целью получения доходов за счет разницы между ценой приобретения ресурсов (активов) и более высокой ценой реализации – политика роста; инвестирование с целью роста и получения доходов одновременно – политика доходов и роста.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

     

    На основании финансово-экономических данных организации, по которой осуществляется курсовое и дипломное проектирование, необходимо составить проект финансовой политики организации по следующим направлениям:

    – учетная политика;

    – управление издержками и амортизационная политика;

    – налоговая политика;

    – управление оборотными средствами;

    –кредитная политика;

    – инвестиционная политика;

    – дивидендная политика.

    Составить плановый баланс и плановый отчет финансовых результатах на основе данных прогноза финансовой политики.

     

    Решение

     

    Общество с ограниченной ответственностью «Кирпичный завод» создано на основании решения №1 от 02.04.2003 г. участника ООО Савичевой Ольги Викторовне в соответствии с Гражданским кодексом РФ и действующим Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», другими нормами действующего законодательства.

    Организационно-правовая форма – ООО (общество с ограниченной ответственностью).

    Полное фирменное наименование общества – Общество с ограниченной ответственностью «Кирпичный завод».

    Сокращенное фирменное наименование общества – ООО «Кирпичный завод».

    Местонахождение и почтовый адрес ООО: станица Выселки Краснодарского края, ул. Совхозная, 25.

    Целями деятельности Общества являются извлечение прибыли и расширение рынка товаров и услуг.

    Основным видом деятельности ООО является – производство кирпича.

    Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Предметом деятельности Общества являются:

    — производство товаров народного потребления (изделия из кожи, меха, пластмассы, дерева, резины и других материалов, в т.ч. швейное производство); производство и переработка продукции сельского хозяйства, животноводства, звероводства, садоводства, рыбного хозяйства.; информационно-рекламная деятельность;

  • деятельность по содержанию станций технического обслуживания автомобилей;
  • оптовая и розничная купля и продажа новых автомототранспортных средств;
  • оказание услуг по хранению автотранспортных средств, запанных частей и автоаксессуаров;
  • комиссионная торговля автомототранспортными средствами;
  • оптовая и розничная торговля грузовыми автомобилями, автобусами и специальными транспортными средствами;
  • производство автофургонов;

    — установка автофургонов на автомобили, монтаж, монтаж, демонтаж и крепежные работы, связанные с заменой узлов и агрегатов, установка дополнительного оборудования на автомобили;

    — проведение предпродажной подготовки и технического обслуживания автомобилей отечественного и зарубежного производства;

    — оптовая и розничная реализация запасных частей для автомототранспортных средств;

    — оказание транспортно — экспедиционных услуг; организация платных стоянок, гаражно — строительных кооперативов; оказание услуг таможенного брокера;

    — деятельность, связанная с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств;

    — организация автозаправочных станций;

    — экспортно — импортные операции и иная внешнеэкономическая деятельность не противоречащая действующему законодательству;

    — оптовая и розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами;

    — посредническая деятельность по купле — продаже товаров народного потребления и металлопродукции;

    — прокат предметов культурно — бытового и хозяйственного назначения;
    реализация, установка, обслуживание и ремонт всех видов бытовой техники;
    организация ресторанов, кафе и других пунктов общественного питания;
    строительство, ремонт гражданских и промышленных объектов;    

    — производство и реализация стройматериалов;

    — организация и проведение выставок, выставок — продаж, ярмарок, аукционов, торгов как в России, так и за рубежом;

    — оказание бытовых услуг (изготовление и ремонт приборов бытовой техники и радиоэлектроники, ремонт и обслуживание автотранспортных средств, разработка электронных систем, программного обеспечения);

    — организация, проведение исследовательских, опытных, инженерных и технических работ;

    — разработка и внедрение, а также эксплуатация средств связи;

    — электрогазосварочные работы;

    — видео съемка и прокат, аудиозапись и прокат, фотографирование; организация публичных библиотек, читальных залов, кинотеатров, видео салонов; заготовка и реализация лекарственных растений; оказание платных медицинских услуг; производство медицинского оборудования;

    — производство и реализация медицинских препаратов, за исключением наркотических и сильнодействующих веществ;

    монтаж и наладка систем вентиляции и кондиционирования воздуха; электромонтажные услуги; производство пищевых продуктов;

    — оказание транспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров, в том числе за пределы СНГ, в соответствии с Автомобильным кодексом РФ;

    — организация ритуальных услуг;

    — закупка и реализация лекарственных препаратов, в том числе зооветеринарных препаратов и витаминов для животноводства;

    — строительство, ремонт, отделка и оформление жилых и производственных помещений, разработка интерьеров;

    — оказание информационных, рекламных услуг, создание компьютерных сетей и информационных баз данных;

    — организация и обслуживание туризма, концертов и шоу-представлений; закупка и реализация оборудования и средств связи и радиосвязи; предоставление телекоммуникационных и информационных услуг населению;

  • проведение изыскательских работ;
  • снабженческо-сбытовая деятельность;

    — разведение и реализация прудовой рыбы;

  • перевозка грузов на морском и речном транспорте;
  • подготовка квалифицированных кадров для работы в различных отраслях народного хозяйства;
  • маркетинговая деятельность;
  • осуществление других работ и оказание других услуг, не запрещенных и не противоречащих действующему законодательству РФ.

    ООО вправе осуществлять любые другие виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством РФ.

    Предприятие имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных действующим законодательством и его Уставом.

    ООО является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать со своим фирменным наименованием, выступает от своего имени истцом или ответчиком в судах, приобретает имущественные и личные неимущественные нрава. Оно самостоятельно отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

    Уставный капитал ООО сформировало в размере 9000 (девять тысяч) рублей. Уставный капитал должен быть сформирован Участником в полном объеме до государственной регистрации ООО. Размер доли Участника в уставном капитале составляет 100%.

    Информацию об особенностях структуры органов управления ООО «Кирпичный завод» можно почерпнуть из Устава Общества, должностных инструкций, штатного расписания и других документов.

    Высшим органом управления ООО является Общее собрание участников, которое наделено компетенцией и полномочиями и выполняет функции общего собрания участников, определенного в п. 1 ст. 32 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Общее собрание участников вправе рассмотреть любой вопрос деятельности ООО, его решения обязательны для исполнения всеми органами предприятия.

    На рисунке 1 изображена организационная структура исследуемого предприятия.

    Как видим организационно-управленческая структура ООО «Кирпичный завод» относится к линейно-функциональной структуре управления.

    Линейно-функциональные структуры – это наиболее широко распространенные структуры для компаний среднего размера. Линейно-функциональная департаментализация – это процесс деления организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную задачу и конкретные обязанности. В принципе, создание линейно-функциональной структуры сводится к группировке персонала по тем широким задачам, которые они выполняют. Конкретные характеристики и черты деятельности того или иного подразделения соответствуют наиболее важным направлениям деятельности всей организации. При этой департаментализации организация поделена на блоки, имеющие четкое очертание задач.

     

    071014 1854 2 ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ071014 1854 3 ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

    071014 1854 4 ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

    071014 1854 5 ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

     

     

    071014 1854 6 ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ071014 1854 7 ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ071014 1854 8 ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ071014 1854 9 ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ071014 1854 10 ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

    071014 1854 11 ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ071014 1854 12 ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ071014 1854 13 ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ071014 1854 14 ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ071014 1854 15 ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ071014 1854 16 ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

    071014 1854 17 ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ071014 1854 18 ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

    071014 1854 19 ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

    071014 1854 20 ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ071014 1854 21 ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ071014 1854 22 ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ071014 1854 23 ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ071014 1854 24 ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ071014 1854 25 ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ071014 1854 26 ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ071014 1854 27 ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ071014 1854 28 ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ071014 1854 29 ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ071014 1854 30 ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ071014 1854 31 ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ071014 1854 32 ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ071014 1854 33 ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

    071014 1854 34 ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

     

    071014 1854 35 ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ071014 1854 36 ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ071014 1854 37 ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ071014 1854 38 ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ071014 1854 39 ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ071014 1854 40 ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

    071014 1854 41 ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

     

     

    Рисунок 1 – Организационно-управленческая структура ООО «Кирпичный завод»

     

    Преимущества такой структуры: освобождает линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов; создает основу для использования в работе консультаций опытных специалистов; уменьшает потребность в специалистах широкого профиля; эффективность достигается за счет специализации деятельности менеджеров; централизованный контроль за стратегическим решениями; дифференциация и делегирования полномочий; стимулирует деловую и профессиональную специализацию; уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях; улучшает координацию в функциональных областях.

    Недостатки приведенной структуры: усложняются взаимосвязи; затрудняется координация; проявляется тенденция к чрезмерной централизации; содействие узкой специализации подразделений; трудности координации; ограниченная возможность для развития менеджеров; отделы могут быть более заинтересованы в реализации целей и задач своих подразделений, чем общих целей всей организации. Это увеличивает возможность конфликтов между функциональными областями; в большой организации цепь команд от руководителя до непосредственного исполнителя становится слишком длинной.

    Текущей деятельностью ООО руководит директор, который решает все вопросы деятельности ООО, кроме тех, которые входят в исключительную компетенцию Участника. Он формирует штаты, назначает и освобождает от должности руководителей структурных подразделений ООО, филиалов и представительств.

    Директор координирует работу фирмы, принимает управленческие решения, делегирует полномочия. Совместно с советом учредителей в функции директора входит: определять цели; формирует организационную структуру; распределяет стратегические ресурсы; управляет прибылью.

    Главный бухгалтер подчиняется непосредственно директору предприятия. Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и (финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия, организует учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций.

    Кассир осуществляет операции по отражению на контрольно-кассовом аппарате всех полученных от покупателей денежных сумм в соответствии с руководством но эксплуатации для соответствующего типа контрольно-кассовых машин; определяет для каждого покупателя общую сумму покупки по показанию индикатора контрольно-кассовой машины или с помощью счетного устройства и сообщает ее покупателю; получает от покупателя денежные средства за приобретаемые товары согласно сумме, называемой покупателем или указанной в ценниках; обеспечивает бесперебойную работу кассы, находится в рабочее время на своем рабочем месте; обеспечивает сохранность денег, находящихся в кассе, контрольно-кассовой машины и прочих материальных ценностей.

    Бухгалтер выполняет работу по ведению бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций (учет основных средств, товарно -материальных ценностей, затрат на производство, реализации продукции, результатов хозяйственно — финансовой деятельности, расчеты с поставщиками и заказчиками, а также за предоставленные услуги и т.п.).

    Осуществляет прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета и подготавливает их к счетной обработке. Отражает на счетах бухгалтерского учета операции, связанные с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств.

    Составляет отчетные калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг), выявляет источники образования потерь и непроизводительных затрат, подготавливает предложения по их предупреждению. Производит начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений, заработной платы рабочих и служащих, других выплат и платежей, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников предприятия.

    Подготавливает данные по соответствующим участкам бухгалтерского учета для составления отчетности, следит за сохранностью бухгалтерских документов, оформляет их в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами.

    Основные экономические показателей деятельности исследуемого предприятия ООО «Кирпичный завод» за период с 2005 года по 2007 год приведены таблице 1.

     

    Таблица 1 – Анализ основных технико-экономических показателей предприятия ООО «Кирпичный завод»

     

    Показатели

    Года

    Отклонение ± 

    Темпы рост, % 

    2005

    2006

    2007

    2006 г к 2005 г.

    2007 г к 2006 г.

    2006 г к 2005 г.

    2007 г к 2006 г.

    1. Производственная мощность общая, шт.

     

    748320

     

    753120 

     

    750560 

     

    +4800

     

    -2560

     

    100,6

     

    99,7

    2. Натуральные показатели, шт.

    объем производства

    кирпич М-21

    кирпич белый

    кирпич белый М-2

    прочая продукция

     

     

    648960

    418579

    85662

    24660

     

     

    703080127257

    38036682260

    113195 

     

     

    728872164724

    47449656852

    32799 

     

     

    +54120

    +7200

    -38212

    -1398

    +88534

     

     

    <

    +25792

    +37467

    +94129

    -25408

    -8039

     

     

    108,3

    106,0

    90,9

    96,0

    459,0

     

     

    103,7

    129,4

    124,8

    69,1

    29,0

    3. Выручка от реализации, тыс. руб.

    62916 

    110411 

    192513

    +47495

    +82102

    175,5

    174,4

    4. Стоимость основных фондов, тыс. руб.

    43232 

    43274 

    43555 

    +42

    +281

    100,1

    100,6

    5. Стоимость оборотных средств, тыс. руб.

    27335 

    29644 

    50717 

    +2308,8

    +21073

    108,5

    171,1

    6. Численность промышленно-производственного персонала, чел.

    884 

    909

    796 

    +50

    -112

    102,8

    87,6

    7. Себестоимость продукции, тыс. руб.

    53368 

    99217 

    175817 

    +45849

    +76600

    185,9

    177,2

    8. Прибыль от продаж предприятия, тыс. руб.

    8330 

    9041 

    13085 

    +711

    +4044

    108,5

    144,7

    9. Фондоотдача, руб.

    1,16 

    2,04 

    3,54

    +0,88

    +1,5

    10. Коэффициент оборачиваемости, раз

    2 

    3

    3 

    +0,88

    +0,08

    11. Производи-тельность труда, тыс. руб./чел

    56,94

    97,19 

    193,48 

    +40,26

    96,29

    170,7

    199,1

    12. Затраты на 1 руб. готовой продукции, руб

    0,68 

    0,72 

    0,73

    +0,04

    0,008 

    105,9

    101,1

    14. Рентабельность продаж, %

    10,56 

    6,56 

    5,36 

    -4

    -1,2

    Проанализировав таблицу 1 можно сделать следующие выводы. Общая производительность установленного и используемого оборудования за исследуемый период несколько выросла. На ООО «Кирпичный завод» объем производства выпускаемой продукции имеет тенденцию к росту – с 648960 м2 в 2005 г. до 728872 м2 в 2007 г. Наибольший рост объема производства наблюдался в 2006 г – прирост составил в абсолютном выражении 54120 м2 по сравнению с 2005 г., а прирост в 2007 г. по сравнению с предыдущим годом составил 25792 м2 или 103,7%. Следует отметить, что объем производства мягкой кровли в 2006 г. снизился по сравнению с 2005 годом на 38212,8 м2, то в уже в 2007 г. – прирост составил 30570 м2. Выручка от реализации произведенной продукции на ООО «Кирпичный завод» выросла за исследуемый период с 62916 тыс. руб. в 2005 г и достигла в 2007 г. – 192513,6 тыс. руб. Если выручка от реализации в 2006 г. выросла на 47495,2 тыс. руб., то в 2007 г. прирост составил 82102,4 тыс. руб. Стоимость основных фондов за исследуемый период выросла незначительно. Прирост в 2006 г. составил 52 тыс. руб. по сравнению с соответствующим показателем 2005 года. В 2007 г. прирост составил 280,8 тыс. руб. по сравнению 2006 г.

    Стоимость оборотных средств увеличилась с 27335 тыс. руб. до 50717 тыс. руб. В 2006 г. прирост оборотных средств был незначителен – всего 2309 тыс. руб. В 2007 г. был более значителен – 21074 тыс. руб. Следует отметить отрицательную динамику численности персонала предприятия, которая увеличилась в 2006 г на 31 человек, а в 2007 г. снизилась на 113 тыс. человек. Таким образом, можно отметить довольно значительное уменьшения численности работников.

    Следствием снижения численности и роста выручка явился значительный рост производительности труда работников, который вырос с 56,9 тыс. руб. в 2005 г. до 193,48 тыс. руб. в 2007 г. Несомненно, положительным фактом является наблюдаемый в течение всего исследуемого периода рост прибыли от продаж исследуемого предприятия с 8330 тыс. руб. в 2005 г. до 13085,6 тыс. руб. в 2007 г.

    Так как предприятие ООО «Кирпичный завод» имеет производственную направленность, то целесообразно проследить динамику товарной продукции с 2005 года по 2007 год (таблица 2).

     

    Таблица 2 – Динамика товарной продукции, тыс. руб.

    Реализовано продукции предприятием

    2005 г. 

    2006 г. 

    2007 г. 

    2007 г. в % (раз) к

    2005г.

    2006г.

    Кирпич М-21

    11621,3

    19954,9

    43424,6

    в 3,74 раза 

    в 2,18 раза 

    Кирпич белый

    40832,4 

    59741,5 

    125354,6 

    в 3,07 раза 

    в 2,10 раза 

    Кирпич белый М-2

    8274,88

    12858 

    14925,8 

    180,38 

    116,08 

    Прочая продукция 

    684,8 

    881,84 

    1493,5 

    в 2,18 раза 

    169,36 

    Итого продукции 

    61413,28 

    93436,2 

    185198,6 

    в 3,02 раза 

    198,21 

     

    Как видим наибольшую абсолютную величину составляет производство кирпича белого – 125354,6 тыс.руб. в 2007 году. Следует отметить, что наибольшая динамика отмечается кирпичу М-21. Прирост данного вида продукции составил 3,74 раза в 2006 году и 2,18 раза в 2007 году по отношению предыдущего года.

    В следующей таблице 3 приведем основные показатели, характеризующие размеры организации.

    Таблица 3 – Размеры ООО «Кирпичный завод»

    Показатели 

    2006 г. 

    2007 г. 

    Отклоне-ние, %

    1. Стоимость валовой продукции, тыс. руб. 

    110411

    192513

    174,4

    2. Стоимость товарной продукции, тыс. руб. 

    99217

    175817

    177,2

    3. Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

    7112

    10594

    149,0

    4. Занимаемая площадь, кв.м. 

    2700

    2805

    103,9

    5. Среднегодовая численность работников, чел.

    909

    796 

    87,6

    6. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. 

    43274 

    43555 

    100,6

    Отсюда можно сделать вывод, что стоимость валовой продукции за исследуемый период увеличилась на 174,4% и составила 192513 тыс. руб. Занимаемая площадь предприятия увеличилась на 149%. Одновременно, стоимость товарной продукции выросла на 177,2%, составив 175817 тыс. руб. в 2007 году. Прибыль до налогообложения выросла на 149,0%, составив 10594 тыс. руб. на конец исследуемого периода. Среднегодовая численность персонала снизилась на 87,9%. Отмечается положительная динамика среднегодовой стоимости основных средств, равна 100,6%.

    Проанализируем динамику уровня интенсивности и экономической эффективности производства за последний период (таблица 4).

     

    Таблица 4 – Динамика показателей уровня интенсивности и экономической эффективности деятельности ООО «Кирпичный завод»

    Показатели 

    2006 г. 

    2007 г.

    Отклоне-ние, %

    1. Стоимость валовой продукции в расчете на:

    110411

    192513

    174,4

    — 100 руб. основных средств, руб. 

    255,4

    442,0

    173,1

    -1 работника, тыс. руб. 

    121,5

    241,9

    199,1

    — на 100 руб. производственных затрат, руб. 

    111,3

    109,5

    98,4

    2. Оплата 1 чел.*часа, руб.

    36,5

    41,1

    112,6

    3. Прибыль от продажи продукции, тыс. руб. 

    9041

    13085

    124,5

    4. Уровень рентабельности производства, %

    9,1

    7,4

    -1,7

    5. Рентабельность продаж, % 

    8,2

    6,8

    -1,4

     

    На основании таблицы 4, необходимо сделать вывод о том, что стоимость валовой продукции в расчете на 100 руб. основных средств составила 255,4 тыс. руб. в 2006 г., 442,0 тыс. руб. в 2007 году. Рост эффективности использования основных средств на 173,1%. В то же время, сумма валовой продукции на 1 работника в 2006 году составила 121,5 тыс. руб./чел., 241,9 тыс. руб./чел. в 2007 г. В то же время оплата труда 1 часа снизилась на 98,7%. Отрицательным является снижение стоимости валовой продукции, приходящейся на 100 рублей производственных затрат на 98,4%. Прибыль от продаж увеличилась довольно значительно – на 124,5%. Уровень рентабельности производства снизился на 1,7%, рентабельности продаж на 1,4%. что привело к росту рентабельности производства на 3,2% в абсолютном выражении, росту рентабельности продаж на 3,3%.

    В целях более точной оценки рыночной устойчивости ООО «Кирпичный завод», в краткосрочной перспективе, воспользуемся традиционными, общепринятыми показателями ликвидности и платежеспособности, используя следующие коэффициенты: финансовой независимости, соотношения собственных и заемных средств, маневренности, обеспеченности собственными средствами, общий показатель ликвидности для каждого рассматриваемого периода. Расчеты ведем в таблице 5.

     

    Таблица 5 – Показатели диагностики финансового состояния ООО «Кирпичный завод»

    Показатели 

    Норматив-ное значение

     

    2005г 

     

    2007г 

    Прирост(+), уменьшение (-)

    Коэффициенты финансовой устойчивости 

    Коэффициент финансовой независимости

    более 0,5 

    0,55 

    0,31 

    -0,24 

    Коэффициент маневренности собственных средств

    более 0,1 

    0,06 

    0,05 

    -0,1

    Коэффициент обеспечения собственными средствами

    0,5 и более 

    0,306 

    0,424 

    +0,118 

    Коэффициенты платежеспособности 

    Общий показатель ликвидности 

    2,0– 2,5 

    0,27 

    0,297 

    +0,027 

    Коэффициент абсолютной ликвидности 

    0,2–0,7 

    0,0014 

    0,009 

    +0,0076 

    Коэффициент текущей ликвидности

    2,0 и более 

    0,799 

    0,737 

    -0,062 

    Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

    0,5 и более 

    0,306 

    0,424 

    +0,118 

     

    Проанализировав данную таблицу можно сделать следующий вывод. Общая платежеспособность предприятия падает и предприятие становится ненадежным партнером, об этом свидетельствует общий коэффициент ликвидности (показывает отношение сумм всех ликвидных средств предприятия к сумме всех платежных обязательств, как краткосрочных так и долгосрочных), который и в 2006 году далёк от норматива. Одновременно абсолютная ликвидность предприятия повышается, вероятность оплаты счетов поставок и возврата кредитных ресурсов повышается, снижается риск кредитования, что подтверждает рассчитанный коэффициент абсолютной ликвидности (срочности). В 2007 году этот показатель не достиг норматива, но в течение всего анализируемого периода просматривалась тенденция его увеличения. Повышается вероятность погашения краткосрочных обязательств, о чем говорит коэффициент (критической оценки), который показывает какая часть краткосрочных обязательств предприятия может быть немедленно погашена за счет средств на различных счетах, в краткосрочных ценных бумагах, а также поступлений по расчетам. В 2005 и 2007 годах данный коэффициент также был ниже норматива.

    На основе рассчитанных показателей сделаем вывод о том, что финансовая устойчивость предприятия повышается. Это подтверждает расчитанный коэффициент текущей ликвидности. На протяжении всего анализируемого периода данный показатель был ниже норматива. Увеличивается оборачиваемость капитала и деловая активность коллектива предприятия. Данный вывод позволяет сделать рассчитанный коэффициент отвлеченности функционирующего капитала. В анализируемом периоде просматривается положительная тенденция данного показателя.

    Необходимо сделать вывод об увеличении доли оборотных средств в активах. Отмечается рост деловой активности, так как происходит рост выпуска продукции. Ухудшилась обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами. В течение анализируемого периода просматривается отрицательная тенденция, то есть рост коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами (в 2005, 2006 годах был ниже оптимального значения).

    Таким образом, в соответствии с законодательством РФ, структура баланса ООО «Кирпичный завод» г. Краснодара, в 2005 – 2007 годах признана неудовлетворительной, предприятие – неплатежеспособным. Соответственно, предприятие имеет крайне низкие показатели рыночной устойчивости.

    Основная роль в системе антикризисного управления предприятием отводится широкому использованию внутренних механизмов финансовой стабилизации. Это связано с тем, что успешное применение этих механизмов позволяет не только снять финансовый стресс угрозы банкротства, но и в значительной мере избавить предприятие от зависимости использования заемного капитала, ускорить темпы его экономического развития.

    Финансовая стабилизация предприятия в условиях кризисной ситуации последовательно осуществляется по таким основным этапам:

    1. Устранение неплатежеспособности. В какой бы степени не оценивался по результатам диагностики банкротства масштаб кризисного состояния предприятия, наиболее неотложной задачей в системе мер финансовой его стабилизации является восстановление способности к осуществлению платежей по своим неотложным финансовым обязательствам с тем, чтобы предупредить возникновение процедуры банкротства.

    2. Восстановление финансовой устойчивости (финансового равновесия). Хотя неплатежеспособность предприятия может быть устранена в течение короткого периода времени за счет осуществления ряда аварийных финансовых операций, причины, генерирующие неплатежеспособность, могут оставаться неизменными, если не будет восстановлена до безопасного уровня финансовая устойчивость предприятия. Это позволит устранить угрозу банкротства не только в коротком, но и в относительно более продолжительном промежутке времени.

    3. Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде. Полная финансовая стабилизация достигается только тогда, когда предприятие обеспечило длительное финансовое равновесие в процессе своего предстоящего экономического развития, т.е. создало предпосылки стабильного снижения средневзвешенной стоимости используемого капитала и постоянного роста своей рыночной стоимости. Эта задача требует ускорения темпов экономического развития на основе внесения определенных корректив в отдельные параметры финансовой стратегии предприятия. Скорректированная с учетом неблагоприятных факторов финансовая стратегия предприятия должна обеспечивать высокие темпы устойчивого роста его операционной деятельности при одновременной нейтрализации угрозы его банкротства в предстоящем периоде.

    Каждому этапу финансовой стабилизации предприятия соответствуют ее внутренние механизмы, которые в практике финансового менеджмента принято подразделять на оперативный, тактический и стратегический (табл. 6).

     

    Таблица 6 – Внутренние механизмы финансовой стабилизации предприятия, соответствующие основным этапам ее осуществления

    Этапы финансовой стабилизации 

    Внутренние механизмы финансовой стабилизации

    Оперативный 

    Тактический 

    Стратегический

     

    1.Устранение неплатежеспособности

    Система мер, основанная на использовании принципа «отсечения лишнего»

     

     

    2.Восстановление финансовой устойчивости

     

    Система мер, основанная на использовании принципа «сжатия предприятия»

     

    3. Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде

     

     

    Система мер, основанная на использовании «модели устойчивого экономического роста»

     

    Используемые вышеперечисленные механизмы финансовой стабилизации носят «защитный» или «наступательный» характер.

    Оперативный механизм финансовой стабилизации, основанный на принципе «отсечения лишнего», представляет собой защитную реакцию предприятия на неблагоприятное финансовое развитие и лишен каких-либо наступательных управленческих решений.

    Тактический механизм финансовой стабилизации, используя отдельные защитные мероприятия, в преимущественном виде представляет собой наступательную тактику, направленную на перелом неблагоприятных тенденций финансового развития и выход на рубеж финансового равновесия предприятия.

    Стратегический механизм финансовой стабилизации представляет собой исключительно наступательную стратегию финансового развития, обеспечивающую оптимизацию необходимых финансовых параметров, подчиненную целям ускорения всего экономического роста предприятия.

    Составим проект финансовой политики.

    Учетная политика

    К основным средствам (ОС) относить имущество со сроком полезного использования, превышающим 12 месяцев. Бухгалтерский учет ОС осуществлять согласно ПБУ 6/01, утвержденному приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н.

    В соответствии с пунктом 18 ПБУ 6/01 приобретенные книги, брошюры и подобные издания списывать на затраты на производство по мере их отпуска в производство или эксплуатацию.

    Стоимость ОС до 20000 рублей за единицу списывать на затраты в момент принятия к учету.

    Оценку ОС, их восстановление и выбытие производить согласно ПБУ 6/01.

    Стоимость выбывшего объекта ОС списывать по кредиту счета 01 – на сумму первоначальной стоимости, с дебета счета 02 – на сумму первоначальной стоимости и счета 91 – на остаточную стоимость. Остальные доходы и расходы, связанные с выбытием ОС, списывать на дебет и кредит счета 91 в корреспонденции с соответствующими счетами.

    К нематериальным активам (НМА) относить имущество, которое отвечает условиям пунктов 3, 4 ПБУ 14/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 91н.

    В соответствии с пунктом 6 ПБУ 14/2000 НМА принимать к учету по первоначальной стоимости (сумма всех фактических расходов, связанных с приобретением НМА, кроме НДС и возмещаемых налогов).

    Амортизационная политика

    Первоначальную стоимость амортизируемого ОС определять как сумму расходов на его приобретение, сооружение, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм НДС и иных налогов. В целях бухгалтерского учета амортизацию по объектам ОС, приобретенным до 1 января 2002 года, начислять в соответствии с нормами, установленными на дату ввода в эксплуатацию объекта ОС.

    Износ по основным средствам начислять линейным способом.

    Амортизацию НМА начислять линейным способом в течение всего срока полезного использования.

    4. Срок полезного использования НМА определять при принятии объекта к бухгалтерскому учету согласно пункту 17 ПБУ 14/2000.

    По тем НМА, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизации установить – 20 лет согласно пункту 17 ПБУ 14/2000 (но не более срока деятельности организации).

    В качестве оценки МПЗ, по которой они принимаются к учету, принять фактическую себестоимость (сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и возмещаемых налогов).

    К фактическим затратам на приобретение МПЗ, согласно пункту 6 ПБУ 5/01, относить:

    суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику;

  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением МПЗ;
  • таможенные пошлины;
  • вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, через которые приобретены МПЗ;
  • затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования.

    Учет МПЗ вести на основании первичных документов.

    Учет материально-производственных запасов вести на счетах 10 и 41. Товары учитывать по покупной стоимости. Расходы по заготовке и доставке товаров учитывать в составе покупной стоимости товаров.

    Списание материально-производственных запасов в производство производить по средней себестоимости каждой единицы.

    Управление издержками

    Расходы организации подразделять согласно ПБУ 10/99, утвержденному приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н:

  • на расходы по обычным видам деятельности;
  • на операционные расходы;
  • на внереализационные расходы.

    Затраты отчетного периода подразделять на прямые и косвенные с включением последних после распределения в фактическую себестоимость продукции.

    Коммерческие и управленческие расходы включать в себестоимость полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности согласно пункту 9 ПБУ 10/99.

    Расходы, связанные с приобретением лицензий для осуществления определенных видов деятельности, отражать в бухгалтерском учете в качестве расходов будущих периодов на счете 97 с последующим списанием в течение срока действия лицензии.

    Сроки и направление списания расходов будущих периодов определять условиями, в соответствии с которыми произведены данные расходы, и действующим законодательством, а при необходимости – приказом руководителя.

    Фактические затраты по ремонту ОС включать в себестоимость по мере производства ремонта.

    Способ отнесения на финансовые результаты причитающихся к уплате процентов (дисконта) по векселю (облигациям) – в момент возникновения (п. 18 ПБУ 15/01).

    Учет разницы между суммой фактических затрат на приобретение долговых ценных бумаг и их номинальной стоимостью вести на счете 91 в момент погашения (или реализации).

    Затраты отчетного периода подразделять на прямые и косвенные с включением последних после распределения в фактическую себестоимость продукции.

     

    Управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженности

    В современной хозяйственной практике дебиторская задолженность классифицируется по следующим видам:

  1. Дебиторская задолженность за товары, работы, услуги, срок оплаты которых не наступил;
  2. Дебиторская задолженность за товары, работы, услуги, неоплаченные в срок;
  3. Дебиторская задолженность по векселям полученным;
  4. Дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом;
  5. Дебиторская задолженность по расчетам с персоналом;
  6. Прочие виды дебиторской задолженности.

    Среди перечисленных видов наибольший объем дебиторской задолженности предприятий приходится на задолженность покупателей за отгруженную продукцию (первые три вида дебиторской задолженности). В общей сумме дебиторской задолженности на расчете с покупателями приходится 80 – 90%. Поэтому управление дебиторской задолженностью на предприятии связанно в первую очередь с оптимизацией размера и обеспечения инкассации задолженности покупателей по расчетам за реализованную продукцию.

    Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

    Формирование политики управления дебиторской задолженностью предприятия (или его кредитной политики по отношению к покупателям продукции) осуществляется по следующим основным этапам.

    Управление дебиторской задолженности предполагает контроль и анализ уровня дебиторской задолженности. Контроль включает в себя такие процедуры как ранжирование дебиторской задолженности по срокам, контроль за безнадежными долгами (для создания резервов) и т.п.

    Этапы формирования политики управления дебиторской задолженностью:

    1. Анализ дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде

    2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции

    3. Определение возможности суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту

    4. Формирование системы кредитных условий

    5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условия предоставления кредита

    6. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности

    7. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности

    8. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности.

    Качество дебиторской задолженности определяется тем, насколько быстро она обращается в деньги. При оценки качества дебиторской задолженности разумно считать показатели риска (надежности), к которым можно отнести:

  7. Оборачиваемость дебиторской задолженности (отношение доходов к средней дебиторской задолженности по счетам);
  8. Период погашения дебиторской задолженности (360 делится на оборачиваемость);
  9. Омертвление текущих активов в дебиторской задолженности (отношение дебиторской задолженности к сумме текущих активов);
  10. Доля авансированного капитала (отношение дебиторской задолженности к валюте баланса);
  11. Доля сомнительной задолженности (отношение сомнительной задолженности к дебиторской задолженности). К сомнительной дебиторской задолженности относят безнадежные долги и потери от хищений и порчи товарно-материальных ценностей.

    Для уменьшения риска дебиторской задолженности необходимо обратить внимание на управление счетами дебиторов. Управлять счетами дебиторов нужно для того, чтобы увеличить размер прибыли и уменьшить риск. В связи с этим управляющие предприятием должны принимать конкретные меры:

  12. Определить срок просроченных остатков на счетах дебиторов, сравнивания их с нормами в отрасли и с прошлым;
  13. Пересматривать сумму кредита, исходя из оценки финансового положения клиентов;
  14. Когда возникают проблемы с получением денег, получать залог на сумму, не меньшую, чем сумма на счете дебитора;
  15. Продавать счета дебиторов, если при этом получается экономия;
  16. Избегать дебиторов с высоким риском.

    Управление запасами представляет сложный комплекс мероприятий, в котором задачи финансового менеджмента тесным образом переплетаются с задачами производственного менеджмента и маркетинга. Все эти задачи подчинены единой цели – обеспечению бесперебойного процесса производства и реализации продукции при минимизации текущих затрат по обслуживанию запасов.

    Эффективное управление запасами позволяет снизить продолжительность производственного и всего операционного цикла, уменьшить текущие затраты на их хранение, высвободить из текущего хозяйственного оборота часть финансовых средств, реинвестируя их в другие активы. Обеспечение этой эффективности достигается за счет разработки и реализации специальной финансовой политики управления запасами.

    При управлении запасами основным индикатором эффективности управления является соотношение темпов изменения запасов и затрат и реализации продукции.

    Сравнивают следующим образом: если темп по выручки от реализации больше темпа по запасам и затратам, то управление эффективное. Иначе, качество управления запасами низкое и необходим поиск резервов.

     

    Налоговая политика

    Датой реализации для исчисления НДС является дата поступления денежных средств за отгруженную продукцию (товары, работы, услуги) согласно пункту 1 статьи 167 Налогового кодекса.

    Дата получения дохода в целях начисления налога на прибыль определяется по методу начисления согласно пункту 1 статьи 271 Налогового кодекса.

    Метод списания на расходы выбывших ценных бумаг производить по стоимости единицы (п. 9 ст. 280 НК РФ).

    Размер материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), производить методом оценки по средней себестоимости запасов.

    Метод оценки покупных товаров при их реализации производить по средней стоимости единицы товара (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

    Стоимость НМА погашать линейным способом (п. 1 ст. 259 НК РФ) исходя из норм, определяемых с учетом срока полезного использования. Если срок полезного использования НМА документацией не определен, то он устанавливается в расчете на 10 лет (но не более срока деятельности организации) согласно пункту 2 статьи 258 Налогового кодекса.

    С 1 января 2005 года в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 259 Налогового кодекса для целей налогообложения использовать линейный метод начисления амортизации основных средств.

    Согласно статье 258 Налогового кодекса, амортизацию по объектам ОС начислять исходя из срока полезного использования, установленного организацией самостоятельно на основании классификации ОС, утвержденной Правительством РФ. На те ОС, которых нет в классификаторе, начислять амортизацию исходя из срока, установленного приказом руководителя предприятия (п. 5 ст. 258 НК РФ).

    В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса в состав амортизируемого не включать имущество, первоначальная стоимость которого составляет до 10 000 (десяти тысяч) рублей включительно. Стоимость такого имущества в целях налогообложения включать в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

    Если ОС будет использоваться в агрессивной среде, то, согласно пункту 7 статьи 259 Налогового кодекса, к основной норме амортизации применять коэффициент 2.

    Согласно пункту 12 статьи 259 Налогового кодекса, при приобретении ОС, бывших в употреблении, применять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.

    Фактические расходы на ремонт ОС включать в себестоимость продукции по мере производства ремонта (п.1 ст. 260 НК РФ).

    При осуществлении плана увеличении прибыли и сокращения затрат, исследуемое предприятие будет иметь свободные денежные средства, и вкладывать их в ликвидные запасы. Прогноз финансовых результатов предприятия приведен в таблице 7.

     

     

     

     

    Таблица 7 – Анализ планового отчета о прибылях и убытках

     

     

    Показатель

     

    2007 г

    доля в выручке,%

     

    План на 2008 г

    доля в выручке,%

    отклонение плана от 2007 г.

    абс. 

    % 

    1 

    Выручка от реализации товаров 

    192513

    100,00 

    192800

    100,0

    286

    0,15

    2 

    Себестоимость реализации товаров

    175817

    91,3

    176000

    91,3

    1824

    0,1

    3 

    Коммерческие расходы 

    3610

    1,9

    3200

    1,7

    410

    -11,4

    4

    Прочие расходы

    2491

    1,3

    2400

    1,3

    -91

    -4,6

    5

    Налог на прибыль 

    7319

    3,8

    7330

    3,8

    11

    0,15

    6

    Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного года

    3275

    1,7

    3869

    1,9

    594

    18,2

     

    Анализ данной таблиц позволяет сделать вывод, что при плановой выручке в 2008 году практически равной фактической выручке 2007 году и при сокращении коммерческих и внереализационных расходов соответственно на -11,4% и -4,6% при сохранении уровня уплачиваемых налогов приведет к росту прибыли на +18,6%, что является благоприятным фактом

    Необходимо оптимизировать и снизить труднореализуемый активы предприятия. Так снижение доли труднореализуемых активов на 50 % путем перевода их в быстрореализуемые активы и наиболее ликвидные активы в равной степени даст рост общего показателя платежеспособности.

     

    Таблица 8 – Анализ прогнозного баланса

    Активы 

    2007 г

    Услов. 

    Пассив 

    2007 г

    Наиболее ликвидные активы

    619

    25184

    Наиболее срочные обязательства

    66230

    Быстрореализуемые активы

    21867

    21867

    Краткосрочные пассивы 

    0 

    Медленнореализуемые активы

    28231

    28231

    Долгосрочные пассивы

    2573

    Труднореализуемые активы 

    49130

    24565

    Постоянные пассивы  

    31044

    БАЛАНС 

    99847

    99847

    БАЛАНС 

    99847

     

    Проведем анализ ликвидности данного прогнозного баланса на 2008 год.

    А1 < П1

    А2 > П2

    А3 > П3

    А4 < П4

    Как видим ликвидность баланса предприятия значительно возросла, что подтверждает необходимость проведения реструктуризация и оптимизации активов предприятия. Выполнение четвертого неравенства свидетельствует о соблюдении одного из условий финансовой устойчивости – наличия у предприятия оборотных средств.

    Рассчитаем текущую ликвидность предприятия:

    ТЛ = (А1+ А2) – (П1 – П2) = (25184 + 21867) – 65430 = — 18379 тыс. руб.

    Данный показатель имеющий отрицательное значение показывает что планируемое мероприятие не приведет к улучшению платежеспособности предприятия.

    Рассчитаем перспективную ликвидность:

    ПЛ = А3 – П3 = 28231 – 2572 = 25659 тыс. руб.

    Рассчитанный показатель перспективной ликвидности имеет положительное значение, что говорит о том, что предлагаемое мероприятие позволит в перспективе улучшить платежеспособность предприятия.

    Рассчитаем насколько изменить при этом коэффициент общей платежеспособности

    071014 1854 42 ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

    Сравним его с рассчитанным фактическим показателем 071014 1854 43 ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

    Как видим, полученный условный коэффициент общей платежеспособности вырос практически в два раза (на +0,371), что говорит об успешности нашего мероприятия.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  17. Бабич Э.П. , Павлова Л.Н. Финансы.–М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008.
  18. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. –М.: Финансы и статистика ,2006.
  19. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент.–М.: Финансы и статистика, 2005.
  20. Ковалева А.М. Финансы. – М.: Финансы и статистика. 2007.
  21. Поляк Г.Б. и др. Финансовый менеджмент / Под ред. Г.Б. Поляка.–М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006.
  22. Финансовый мнеджмент : Теория и практика / Под ред. Е.С. Стояновой.–М.: Перспектива, 2005.
  23. Финансы: Учебное пособие. А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева и др.; Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2007.
  24. Финансы / Под ред. Л.А. Дробозиной.–М,: ЮНИТИ, 2006.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.15MB/0.00162 sec

WordPress: 23.69MB | MySQL:122 | 3,117sec