Досудебная санация, ее роль и порядок проведение в финансовом оздоровлении

<

111013 1712 1 Досудебная санация, ее роль и порядок проведение в финансовом оздоровленииВ условиях перехода к рыночной модели хозяйствования одной из основных экономических проблем является проблема определения наиболее эффективных путей преодоления кризисного состояния, в котором оказались большинство предприятий и отраслей реального сектора экономики России.

В условиях современной российской действительности традиционные методы менеджмента, как оказалось, не дают реального эффекта, поскольку ориентированы на нормально функционирующие на рынке предприятия. В обстановке, когда преобладающее большинство малых, средних и даже крупных компаний не просто испытывают временные затруднения, а достаточно длительное время находятся на самом краю пропасти, обычные, стандартные инструменты менеджмента уже не помогают. Поэтому столь актуально стала проблема поиска и внедрения в широкую практику таких форм и методов управления, использование которых позволяло бы не доводить дело до кризисного состояния предприятия, несмотря на общую неблагоприятную рыночную обстановку в нашей стране, а в случае, когда результаты оказались плачевны и речь уже идет о банкротстве, позволили бы подготовить и реализовывать программу оздоровления предприятия.

Главной задачей антикризисного управления является обеспечение такого положения предприятия на рынке, когда о банкротстве речи идти не должно, а упор делается на преодоление временных трудностей, в том числе и финансовых, посредством использования всех возможностей современного менеджмента, разработки и практической реализации на каждом предприятии социальной программы, имеющей стратегический характер, которая позволила бы остаться на плаву при любых рыночных коллизиях.

Процедуры финансового оздоровления и банкротства предприятий, будучи экономическими по своей сути, всегда должны быть облечены в правовую форму. Правовой основой для их применения является Конституция РФ, все российское законодательство. Основная часть применяемых законодательных норм относится к гражданскому праву, однако часто необходимо знание и других отраслей права, прежде всего административного и налогового.

В ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» дано определение понятия финансового оздоровления. Под финансовым оздоровлением понимается процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Нормы, применяемые при осуществлении процедур финансового оздоровления, прописаны в различных нормативных актах, но его основой являются статья 65 ГК РФ И ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127 от 26.10.2002 года. Законодательство о несостоятельности включает разные правовые институты – как институт банкротства (регулирующий банкротство в последующей ликвидацией должника), так и институты реабилитации должника: досудебной санации, внешнего управления, мирового соглашения.

Действующее законодательство лишь в общих чертах определяет меры по предотвращению банкротства, выходу предприятия из кризисных ситуаций без применения специфических процедур банкротства. Когда же предприятие не в состоянии преодолеть кризис самостоятельно, помощь ему может прийти в форме досудебной санации. Досудебная санация – это меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства.

Досудебная санация включает следующие элементы1:

  1. участие в процедуре внешних по отношению к предприятию лиц, круг которых не ограничен.
  2. предоставление финансовой помощи в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности предприятия-должника. Это означает, что помощь при досудебной санации должна носить исключительно финансовый характер (предоставление товарного кредита и другого имущества не может рассматриваться в качестве санации). А также объем помощи должен быть достаточен для погашения всех обязательств предприятия и восстановления его платежеспособности, то есть способности в срок погашать все принимаемые на себя обязательства.
  3. предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

    Таким образом, норма о досудебной санации носит достаточно общий характер. С одной стороны, в правовой институт судебной санации укладываются отношения, давно урегулированные другими институтами, с другой стороны – досудебная санация не влечет никаких правовых последствий ни для должника, ни для кредиторов, проведение санации не препятствует возбуждению судебного дела о несостоятельности, не приостанавливает принудительного исполнения должником своих обязательств. Следовательно, у потенциальных участников такой санации, не желающих допущения банкротства должника, нет оснований облекать свою помощь в форму досудебной санации, кроме случаев, когда санатором выступает государство. Такая санация могла бы стать эффективным инструментом экономической политики государства.

    Термин «санация» происходит от латинского «sanare» – оздоровление, выздоровление. Экономический словарь толкует это понятие как систему мероприятий, осуществляемых для предотвращения банкротства промышленных, торговых, банковских монополий, определяя, что санация может производиться
    

    путем слияния предприятия, которое переживает кризис, с более мощной компанией; путем выпуска новых акций или облигаций для мобилизации денежного капитала; 
    

    путем увеличения банковских кредитов и предоставлением субсидий;
    

    превращением краткосрочной задолженности в долгосрочную; полной или частичной покупкой государством акций предприятия, которое находится в кризисном положении.
    

    Приведенное в словаре толкование целей санации и механизма ее проведения, список санационных методов не являются достаточно четкими.
    

    Ведь предупреждение банкротства еще не означает оздоровления и полного выхода предприятия из финансового кризиса. Приведенный список мероприятий не полный и не раскрывает полных методологических подходов тех или иных форм санации.
    

    Некоторые из авторов (например, И.А. Бланк) с санацией отождествляют только мероприятия по финансовому оздоровлению предприятия, которые реализуются с помощью посторонних юридических и физических лиц и направлены на предупреждение признания предприятия-должника банкротом и его ликвидации. С этим нельзя согласиться, поскольку мобилизация внутренних финансовых резервов является неотъемлемой составляющей процесса оздоровления любого предприятия. 
    

    В монографии, посвященной материально-правовым и процессуальным аспектам банкротства, Титов М.И. предлагает дать такое законодательное определение санации: санация – оздоровление неспособного должника, предоставление ему финансовой помощи от владельца имущества, кредиторов и других физических и юридических лиц (в том числе иностранных), направленной на поддержку деятельности должника и предотвращение его банкротства. Это определение также предполагает понятие санации как института внешней финансовой поддержки должника.
    

    Санация – реорганизационная процедура. Она заключается в том, что предприятию-должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника.

    Санация предприятия проводится в трех основных случаях1:

    1) до возбуждения кредиторами дела о банкротстве, если предприятие в попытке выхода из кризисного состояния прибегает к внешней помощи по своей инициативе;

    2) если само предприятие, обратившееся в арбитражный суд с заявлением о своем банкротстве одновременно предлагает условия своей санации;
             3) если решение о проведении санации выносит арбитражный суд по поступившим предложениям от желающих удовлетворить требования кредиторов и предприятия должника и выполнить его обязательства перед бюджетом.

    Из приведенного широкого спектра мнений о сущности понятия санации можно синтезировать единственное определение. Таким можно считать определение, данное известными зарубежными экономистами (Н. Здравомыслов, Б. Бекенферде, М. Гелинг), передовыми специалистами по вопросам вывода предприятий из финансового кризиса: санация –это система финансово-экономических, производственно-технических, организационно-правовых мероприятий, направленных на достижение или восстановление платежеспособности, прибыльности и конкурентоспособности предприятия-должника в долгосрочном периоде. То есть, санация – это совокупность всех возможных мероприятий, которые способны привести предприятие к финансовому оздоровлению. Приведенное определение воплощает комплексный подход к рассмотренному понятию, является универсальным и всесторонне освещает экономическую сущность санации предприятий.

    В зависимости от глубины кризиса предприятия и условий предоставления ему внешней помощи, различают два вида санации, каждая из которых имеет ряд форм.      
    

    1. Санация предприятия, направленная на реорганизацию долга (без изменения статуса юридического лица санируемого предприятия). Такая санация обычно осуществляется для помощи предприятию в устранении его неплатежеспособности, если его кризисное состояние рассматривается как временное явление1: 
    

    – погашение долга предприятия за счет средств бюджета. В такой форме санируются только государственные предприятия; 
    

    – погашение долга предприятия за счет целевого банковского кредита. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие, после тщательного аудита деятельности последнего; 
    

    – перевод долга на другое юридическое лицо. Таким юридическим лицом может быть любое предприятие, осуществляющее предпринимательскую деятельность, которое пожелало принять участие в санации предприятия-должника; 
             – выпуск облигаций (и других ценных бумаг) под гарантию санатора. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие.

    2. Санация предприятия с изменением, как правило, статуса юридического лица санируемого предприятия. Эта форма санации носит название реорганизации предприятия и требует осуществления ряда реорганизационных процедур, связанных со сменой его формы  собственности, организационно-правовой формы деятельности и т. п. (слияние, поглощение, разделение, преобразование в открытое акционерное общество, передача в аренду, приватизация). Она осуществляется при более глубоком кризисном состоянии предприятия. 
    

    Санация осуществляется в порядке и на условиях, определенных в соглашении и под контролем арбитражного суда. 
    

    Продолжительность санации не должна превышать 18 месяцев. Арбитражным судом ее срок может быть продлен, но не более чем на 6 месяцев. Санация завершается по достижении ее цели прекращением производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия либо в случае ее неэффективности решением арбитражного суда о признании предприятия несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства. На практике достаточно часто с санацией идентифицируется понятие «реструктуризации». Реструктуризация субъекта хозяйствования – это проведение организационно-экономических мероприятий, направленных на  изменение его структуры, системы управления, форм собственности, организационно-правовых форм, которые способны восстановить прибыльность, конкурентоспособность и эффективность производства.
    

    Можно утверждать, что «санация» является более широким понятием, чем «реструктуризация». Реструктуризацию целесообразно начинать на ранних стадиях кризиса. Она направлена преимущественно на преодоление причин стратегического кризиса и кризиса прибыльности.
    

    А санация включает в себя как реструктуризацию (мероприятия по восстановлению прибыльности и конкурентоспособности), так и мероприятия финансового характера (направленные на восстановление ликвидности и платежеспособности).
    

    В экономической литературе часто упоминается концепция быстрого выявления финансового кризиса и радикальных санационных действий («Primat des Handelns»). Приверженцы этого направления (в основном экономисты-практики) не учитывают, что в случае его выбора не остается времени для тщательного исследования причин кризиса и разработки оптимальной санационной стратегии. В противоречие этим взглядам теоретики придерживаются того, что цейтнот в подготовке санационных мероприятий – основной фактор будущих неудач, поскольку нет шанса для разработки импровизированных и гибких действий.
    

    На методы и формы проведения санации повлияли развитие экономической теории; эволюция роли государства как регулятора рыночной экономики; макроэкономические изменения в странах бывшего социалистического блока; новые подходы к приватизации (реприватизации) предприятий.
    

    Предметом дискуссий ведущих ученых Германии, США, Великобритании являются вопросы, связанные с методами прогнозирования банкротства предприятий, классификацией финансовых источников санации и последовательностью их мобилизации; содержанием контролинга санации, порядком проведения санационного аудита; формами и размерами государственной финансовой поддержки предприятий; санационными приоритетами; скоростью финансового оздоровления; приватизационными аспектами санации предприятий.
    

     
     

    111013 1712 2 Досудебная санация, ее роль и порядок проведение в финансовом оздоровлении

    Рис. – Экономическое содержание понятия «санация»

     

    Для полного раскрытия содержания санации следует конкретизировать виды мероприятий, которые проводятся в рамках финансового оздоровления субъектов хозяйствования.

    Особое место в процессе санации занимают мероприятия финансово-экономического характера, которые отражают финансовые отношения, возникающие в процессе мобилизации и использования внутренних и внешних финансовых источников оздоровления предприятий. Источниками финансирования санации могут быть средства, полученные на условиях займа или собственности; на возвратной или безвозвратной основе.

    Целью финансовой санации является покрытие текущих убытков и устранение причин их возникновения, восстановление или сбережение ликвидности и платежеспособности предприятий, сокращение всех видов задолженности, улучшение структуры оборотного капитала и формирование фондов финансовых ресурсов, необходимых для проведения санационных мероприятий производственного характера. 1

    Санационные мероприятия организационно-правового характера направлены на усовершенствование организационной структуры предприятия, организационно- правовых форм бизнеса, повышение качества менеджмента, освобождение предприятия от непродуктивных производственных структур, улучшение производственных отношений между членами трудового коллектива.

    Таким образом, санация является одной из предусмотренных законодательством процедур финансового, экономического оздоровления предприятий, предотвращения банкротства.

    Особое место в процессе санации занимают мероприятия финансово-экономического характера. Целью финансовой санации является оптимизация финансовых потоков предприятия: покрытие текущих убытков и ликвидация причин их возникновения, возобновление или сохранение ликвидности и платежеспособности предприятий, сокращение всех видов задолженности, улучшение структуры оборотного капитала и формирование фондов финансовых ресурсов для проведения мероприятий производственно-технического и организационного характера.

    Финансовая санация осуществляется в несколько этапов и имеет определенный порядок проведения. Целостный взгляд на этапы разработки санационной концепции отдельного предприятия представляет собой так называемая «классическая модель санации», которая широко используется в качестве основы для разработки механизма финансового оздоровления субъектов хозяйствования в странах с развитой рыночной экономикой.

    В основе процесса санации лежит законодательство о банкротстве и финансовом оздоровлении предприятия, которое должно:

     

  4. предотвращать непродуктивное использование активов предприятий.
  5. являться механизмом санации (финансовой реорганизации) предприятий, которые имеют реальный потенциал для успешной финансово-хозяйственной деятельности в будущем.
  6. способствовать полному удовлетворению требований кредиторов.

    В соответствии с российским законодательством санация предприятия-должника осуществляется в форме досудебной санации. Досудебная санация — одно из мероприятий по восстановлению платежеспособности должника и урегулирования взаимоотношений с кредиторами до возбуждения дела в арбитражном суде, наряду с мерами периода наблюдения и внешнего управления, хотя ходатайство о проведении санации должно быть подано в арбитражный суд. Оно, как правило, удовлетворяется, если есть реальная возможность восстановить платежеспособность предприятия.

     

    2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

     

    Акционерное общество «КРАЙТЕХСНАБ», зарегистрированное Регистрационной палатой мэрии г. Краснодара № 10952 от 14 мая 1999 г., ОГРН 1022301987278, в дальнейшем именуемое «Общество», является закрытым акционерным обществом.

    Общество является юридическим лицом и действует на основании Устава и законодательства РФ. Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации.

    Полное фирменное наименование Общества на русском языке:
    Закрытое акционерное общество «КРАЙТЕХСНАБ». Сокращенное фирменное наименование Общества на русском языке: ЗАО «КРАЙТЕХСНАБ».

    Местонахождение (почтовый адрес) Общества: 350021, РФ, Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунскнй административный округ, ул. Трамвайная, 25.

    Закрытое акционерное общество «КРАЙТЕХСНАБ» создано без ограничения срока деятельности.

    Основной целью деятельности Общества является извлечение прибыли в интересах Акционеров.

    Предметом деятельности Общества является:

  • торгово-закупочная деятельность, посредническая, брокерская деятельность;
  • производство, закупка, хранение, переработка и реализация продуктов;
  • производство и реализация продукции и товаров народного потребления, услуг, как собственных, так и третьих лиц;
  • производство всех видов строительно-монтажных работ, пуско-наладочных, сварочных, ремонтных, проектно -сметных, конструкторских работ;
  • маркетинг;    
  • создание миницехов по переработке сельхозпродукции, сырья, пушнины, кожи, меха, отходов производства;
  • оказание транспортно-экспедиционных услуг широкого профиля, включая организацию грузопассажирских перевозок различными видами средств доставки в установленном законом порядке;
  • выполнение услуг хозяйственного, бытового, производственно-технического характера широкого профиля, включая ремонт бытовой техники, проведение хозяйственно-бытовых мероприятий;
  • информационно-рекламная, издательская деятельность;
  • организация и проведение исследовательских, опытных инженерно-технических работ, информационно-консультативная деятельность;
  • внешнеэкономическая деятельность;
  • осуществление иной деятельности, которая не противоречит закону.

    Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законами, Общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

    Проведем анализ показателей финансовой устойчивости исследуемой организации (таблица 1).

     

    Таблица 1 – Анализ показателей финансовой устойчивости ЗАО «Крайтехснаб» в абсолютном выражении

     

    Показатели 

     

    2004 г. 

     
     

    2005 г

    2005 г. к 2003 г. 

    (+,-)

    Темп роста, %

    1. Источники собственных средств

    6508475,4 

    7713483,3 

    342 270,9 

    4,6 

    2. Внеоборотные активы 

    1320240,0 

    1301215,0 

    -38 050,0 

    -2,8 

    3. Наличие собственных оборотных средств для формирования запасов и затрат

     

     

    5188235,4 

     

     

    6412268,4 

     

     

    380 321,0 

     

     

    6,3 

    4. Долгосрочные кредиты и займы

    0,0 

    0,0 

    0,0 

    0,0 

    <

    5. Наличие собственных средств и долгосрочных заемных источников средств для формирования запасов и затрат

     

     

    5188235,4 

     

     

    6412268,4 

     

     

    380 321 

     

     

    6,3 

    Окончание таблицы 1

     

    Показатели 

     

    2004 г. 

     
     

    2005 г

    2005 г. к 2003 г. 

    (+,-)

    Темп роста, %

    6. Краткосрочные кредитные и заемные средства

     

     

    2000000,0 

     

     

    1500000,0 

     

     

    0,0 

     

     

    0,0 

    7. Общая величина основных источников для формирования запасов и затрат

     

     

     

    7188235,4 

     

     

     

    7912268,4 

     

     

     

    380 321,0 

     

     

     

    5,0 

    8. Общая величина запасов и затрат

     

    10289636,4 

     

    11152558,8

     

    1367753,1 

     

    14,0 

    9. Излишек собственных оборотных средств

     

     

    -5101401,1 

     

     

    -4740290,4 

     

     

    -987432,2 

     

     

    26,3 

    10. Изменение собственных оборотных средств и долгосрочных средств для формирования запасов и затрат

     

     

     

     

     

    -5101401,1 

     

     

     

     

     

    -4740290,4 

     

     

     

     

     

    -987432,2 

     

     

     

     

     

    26,3 

    11. Изменение общей величины источников формирования запасов и затрат

     

     

     

    -3101401,1 

     

     

     

    -3240290,4 

     

     

     

    -987 432,2 

     

     

     

    43,8 

    12. Трех комплексный показатель (S) финансовой ситуации

     

     

    (0,0,0) 

     

     

    (0,0,0) 

     

     

     

     

     

     

     

    Проводя анализ типа финансовой устойчивости предприятия в динамике, заметно снижение финансовой устойчивости предприятия.

    Как видно из таблицы 1, и в 2004 г., и в 2005 г. финансовую устойчивость ЗАО «Крайтехснаб» по 3-х комплексному показателю финансовой устойчивости, можно охарактеризовать как «Кризисно неустойчивое состояние предприятия», так как у предприятия не хватает средств для формирования запасов и затрат для осуществления текущей деятельности.

     

     

     

     

    Таблица 2 – Коэффициенты ликвидности и платежеспособности ЗАО «Крайтехснаб»

    Показатели 

    2004 г.

    2005 г. 

    (+,-) 

    Коэффициент абсолютной ликвидности  

    0,04 

    0,05 

    0,01

    Коэффициент текущей ликвидности 

    1,62 

    1,36 

    -0,26

    Коэффициент промежуточной (быстрой) ликвидности

    0,54 

    0,65 

     

    0,12

    Коэффициент обеспеченности собственными средствами

    0,30 

    0,26 

    -0,04

    Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности

    0,61

     

     

    Коэффициент абсолютной ликвидности и на начало и на конец анализируемого периода (2004 – 2005 г.г.) находится ниже нормативного значения, что говорит о том, что значение коэффициента слишком низко и предприятие не в полной мере обеспечено средствами для своевременного погашения наиболее срочных обязательств за счет наиболее ликвидных активов. На начало анализируемого периода — на в 2004 г. значение показателя абсолютной ликвидности составило 0,04. На конец анализируемого периода значение показателя возросло, и составило 0,05.

    Коэффициент промежуточной (быстрой) ликвидности показывает, какая часть краткосрочной задолженности может быть погашена за счет наиболее ликвидных и быстро реализуемых активов. Нормативное значение показателя — 0,6 – 0,8, означающее, что текущие обязательства должны покрываться на 60-80% за счет быстрореализуемых активов. На начало анализируемого периода — в 2004 г. значение показателя быстрой (промежуточной) ликвидности составило 0,54. В 2005 г. значение показателя возросло, что можно рассматривать как положительную тенденцию и составило 0,65.

    Коэффициент текущей ликвидности и на начало и на конец анализируемого периода (2004 – 2005 г.г.) находится ниже нормативного значения (2), что говорит о том, что предприятие не в полной мере обеспечено собственными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств. На начало анализируемого периода — в 2004 г. значение показателя текущей ликвидности составило 1,62. На конец анализируемого периода значение показателя снизилось, и составило 1,36.

    Так как на конец анализируемого периода Коэффициент текущей ликвидности находится ниже своего нормативного значения (2), рассчитывается показатель восстановления платежеспособности предприятия. Показатель восстановления платежеспособности говорит о том, сможет ли предприятие, в случае потери платежеспособности в ближайшие шесть месяцев ее восстановить при существующей динамике изменения показателя текущей ликвидности. На конец периода значение показателя установилось на уровне 0,61, что говорит о том, что предприятие не сможет восстановить свою платежеспособность, так как показатель меньше единицы.

    Для оценки вероятности банкротства используем модель Э. Альтмана, которая имеет вид:

    111013 1712 3 Досудебная санация, ее роль и порядок проведение в финансовом оздоровлении

    где Х1 – соотношение между оборотным капиталом и совокупными активами;

    Х2 – соотношение между чистой прибылью и совокупными активами;

    Х3 – соотношение между прибылью до налогообложению и совокупными активами;

    Х4 – соотношение между собственным капиталом и суммарной задолженностью;

    Х 5 – соотношение между выручкой от продаж и совокупными активами.

    Для определения значения Z составляет таблицу 3.

     

     

     

    Таблица 3 – Показатели для анализа возможности вероятности банкротства ЗАО «Крайтехснаб» по модели Ж. Альтмана

    Показатели 

    2004 г. 

    2005 г. 

    Оборотный капитал, руб. 

    10034494,4

    10993860

    Совокупные активы, руб 

    18899476,4

    25748120

    Чистая прибыль, руб

    350104,8

    143814,9

    Прибыль до налогообложения, руб 

    312511,9

    385178,8

    Собственный капитал, руб

    6508475,4

    6858577,9

    Выручка от продаж, руб 

    11985497,9

    19876053,33

    Суммарная задолженность, руб

    10850187,4

    18889542,1

    Показатель Х1

    0,531

    0,430

    Показатель Х2

    0,019

    0,006

    Показатель Х3

    0,017

    0,015

    Показатель Х4

    0,60

    0,363

    Показатель Х5

    0,634

    0,734

    Показатель Э. Альтмана 

    1,714

    1,526

     

     

    Таким образом, в соответствии с моделью Э. Альтмана вероятность банкротства в 2004 и 2005 годах была очень высокой, в то же время следует отметить некоторое увеличение вероятности банкротства предприятия в 2005 году.

    Используем модель Лиса в целях прогнозирования возможного банкротства предприятия

     

    111013 1712 4 Досудебная санация, ее роль и порядок проведение в финансовом оздоровлении

     

    где L1– соотношение между оборотным капиталом и суммой активов;

    L2– соотношение между прибылью от продаж и суммой активов;

    L3– соотношение между нераспределенной прибылью и суммой активов;

    L4– соотношение между собственным капиталом и суммой активов.

    Для определения значения Z составляет таблицу 4.

     

     

     

    Таблица 4 – Показатели для анализа возможности вероятности банкротства ЗАО «Крайтехснаб» по модели Лиса

    Показатели 

    2004 г. 

    2005 г. 

    Оборотный капитал, руб 

    10034494,4 

    10993860 

    Совокупные активы, руб 

    18899476,4 

    25748120 

    Собственный капитал, руб 

    6508475,4 

    6858577,9 

    Прибыль от продаж, руб 

    411448,8

    366063,5

    Нераспределенная прибыль, руб

    6483475,4

    6833577,9

    Показатель L1

    0,531

    0,427

    Показатель L2

    0,217

    0,014

    Показатель L3

    0,343

    0,265

    Показатель L4

    0,344

    0,266

    Показатель Лиса 

    0,073

    0,044

     

     

    Показатели Лиса превышают предельное значение, равное 0,037 как в 2004 году, так и в 2005 году. Следовательно, банкротство предприятия маловероятно.

     

    Модель прогнозирования банкротства иркутских ученых имеет вид:

     

    111013 1712 5 Досудебная санация, ее роль и порядок проведение в финансовом оздоровлении

     

    где К 1– отношение оборотного капитала к активам;

    К2 – отношение чистой прибыли к собственному капитала;

    К3 – отношение выручки от реализации к активам;

    К4 – отношение чистой прибыли (непокрытого убытка, взятого с отрицательным знаком) к затратам.

    При расчете коэффициентов К2 и К 4 – чистую прибыль из требования осмотрительности следует уменьшить на сумму непокрытого убытка прошлых лет.

     

     

    Таблица 5 – Показатели для анализа возможности вероятности банкротства ЗАО «Крайтехснаб» по модели иркутских ученых

    Показатели 

    2004 г. 

    2005 г. 

    Оборотный капитал, руб 

    10034494,4 

    10993860 

    Чистая прибыль, руб    

    350104,8 

    143814,9 

    Совокупные активы, руб 

    18899476,4 

    25748120 

    Собственный капитал, руб 

    6508475,4 

    6858577,9 

    Выручка от продаж, руб 

    11985497,9 

    19876053,3

    Общая величина затрат, руб 

    19509990

    2065049,1

    Показатель К1

    0,531

    0,427

    Показатель К2

    0,054

    0,021

    Показатель К3

    0,634

    0,772

    Показатель К4

    0,018

    0,07

    Показатель иркутских ученых 

    4,54

    3,7

     

    Для оценки значений модели R используется шкала из пяти интервалов (таблица 6).

     

    Таблица 6 – Вероятность банкротства организации в зависимости от значений R

    Значения R

    Вероятность банкротства, % 

    Меньше 0 

    Максимальная ( 90 – 100) 

    От 0 до 0,18 

    Высокая (60 – 80) 

    От 0,18 до 0,32 

    Средняя (35 – 50) 

    От 0,32 до 0,42 

    Низкая (15 – 20) 

    Больше 0,42 

    Минимальная (до 10) 

     

    Таким образом, по модели иркутских ученых вероятность банкротства ЗАО «Крайтехснаб» высокая.

    Нами предлагаются следующие пути улучшения платежеспособности: – увеличение собственного капитала; снижение внеоборотных активов (за счет продажи или сдачи в аренду неиспользуемых основных средств); сокращение величины материально-производственных запасов до оптимального уровня (до размера текущего и страхового запасов); провести мониторинг дебиторской и кредиторской задолженности и принять меры по ее снижению.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

     

  1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2003 № 127-ФЗ.
  2. Антикризисное управление: Учебник./Под ред. Короткова Э.М. – М.: ИНФРА — М, 2002.
  3. Донцова Л. В., Никифорова НА. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. — 6-е изд., перераб, и доп. — М.: Дело и сервис, 2006.
  4. Ефимова О.В. Финансовый анализ. –М.: Бухгалтерский учета, 2004.
  5. Карлин Т.Р. Анализ финансовых отчетов (на основе GAAP).– М.: ИНФРА-М, 2000.
  6. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Методы и процедуры.–М.: Финансы и статистика, 2005.
  7. Крыжановский В.Г., Лапенков В.И. Антикризисное управление. – М.: ИИЦ «Рассиана», 2007.
  8. Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  9. Шермет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа.–М.: ИНФРА-М, 2006.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.02MB/0.00152 sec

WordPress: 24.3MB | MySQL:115 | 1,815sec