Государственный кредит

<

070515 1711 1 Государственный кредит Сущность и функции государственного кредита.

  1. Формы государственного кредита.
  2. Классификация государственных займов.
  3. Единая система управления государственным долгом.

  1. Сущность и функции государственного кредита.

Государственный кредит выступает как двойственная категория и рассматривается в системе государственных финансов как категория финансовая и как категория кредитная.

Как кредитная категория
государственный кредит – это система денежно-экономических отношений, связанных с движением ссуженной стоимости от кредитора заемщику на условиях срочности, платности и возвратности. Особенность этих отношений представляет сам объект, то есть ссуженная стоимость, принимающая форму ссудного капитала. В этих отношениях этот объект остается собственностью кредитора, и он продает только право на временное использование данного объекта. За это заемщик платит определенную цену, которая выражается в виде процентов.

Такой характер движения ссудного капитала приводит к необходимости его эффективного использования заемщиком, так как он должен вернуть кредитору не только основную сумму долга, но и заплатить проценты за право временного использования, то есть прибыль, извлекаемая от использования ссудного капитала должна обязательно включать сумму процентов.

Государственный кредит как кредитная категория будет выполнять функции кредита:

  1. Аккумуляция временно свободных денежных средств
  2. Перераспределение ссудного капитала
  3. Концентрация ссудного капитала
  4. Централизация ссудного капитала
  5. Стимулирование экономии затрат
  6. Экономия издержек обращения
  7. Регулирование издержек обращения

Как финансовая категория
государственный кредит представляет собой систему денежно-экономических отношений, связанных с перераспределением ВВП и доходов отдельных групп населения и юридических лиц.

Государственный кредит как финансовая категория представляет собой систему отношений между государством, юридическими и физическими лицами, в которой государство выступает заемщиком, кредитором и гарантом.

Основной целью государственного кредита в финансовой системе является привлечение свободных денежных ресурсов для покрытия дефицита бюджета и перераспределения части средств бюджетного фонда по уровням бюджетной системы, включая субъектов бюджетных отношений (юридических и физических лиц) на возвратной, срочной, возмездной или безвозмездной основе.

Государственный кредит как финансовая категория выполняет 2 функции:

  1. Распределительную
  2. Контрольную.

Особенность государственного кредита как звена финансовой системы является как принудительный, так и добровольный характер.

  1. Формы государственного кредита.

Формы государственного кредита выделяются в зависимости от того, кем выступает государство в этих отношениях, и от того, каков объект этих отношений:

  • Государственные заимствования.

    В этой форме государство является заемщиком, кредиторами являются юридические и физические лица как резиденты такт и нерезиденты данной страны. В результате эта форма может иметь две разновидности:

  • внутренние заимствования;
  • внешние заимствования.

    Эта форма государственного кредита реализуется путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг. Государственные займы очень многообразны и принимают разные формы.

    2. Обращение части вкладов населения в государственный заем.

    Эта форма государственного кредита реализуется путем заимствования вкладов населения в сберегательных и коммерческих банках на определенный срок и оформления на замороженную часть сбережений государственной ценной бумаги – казначейского сертификата, который на рынке не обращается, но может передаваться по наследству.

    Данная форма может быть реализована без оповещения населения и с оповещением населения.

    3. Использование общегосударственного ссудного фонда для государственных заимствований.

    Ссудный фонд – это средства ЦБ и тех коммерческих банков, в которых принимает участие государство.

    4. Казначейские ссуды.

    В этой форме государство занимается активными операциями кредитования и выступает кредитором других государств, а также юридических и физических лиц резидентов. Источником этого кредитования является бюджетный фонд или внебюджетные фонды.

    Казначейские ссуды могут быть возмездными и безвозмездными. В законодательстве обычно ограничивается период использования казначейских ссуд.

  1. Гарантированные займы.

    Государство выступает в качестве гаранта или поручителя и в отличие от четырех предыдущих форм является третьим лицом, материальная ответственность которого наступает в форс-мажорных обстоятельствах. Обычно федеральное правительство выступает гарантом для правительств субъектов федерации или для местных органов власти. Также правительство субъекта федерации может быть гарантом для местного органа власти.

    <

    1. Классификация государственных займов.

Государственный заем может быть осуществлен различными способами и методами, с охватом различных сфер, времени, с учетом различного характера обращения, методов предоставления и погашения и т.д. В связи с этим для разработки программы заимствований важнейшее значение имеет классификация государственных займов по различным признакам и выделение видов государственных заимствований.

  1. По субъектам (эмитентам) государственных ценных бумаг:
  • заимствования федерального правительства
  • заимствования регионального правительства
  • заимствования муниципального органа
  • По держателям ценных бумаг:
  • займы, выпускаемые для юридических лиц
  • займы, выпускаемые для физических лиц
  • займы универсальные
  • По характеру обращения на рынке:
    • не рыночные государственные займы, то есть выпуск государственных ценных бумаг, предназначенных для конкретных кредиторов или инвесторов, которые приобретая эти ценные бумаги не могут их перепродавать другим лицам;
    • рыночные государственные займы, то есть свободный характер размещения и обращения на рынке государственных ценных бумаг.
  • По методу размещения на рынке:
    • свободно размещаемые государственные займы;
    • принудительно размещаемые государственные займы.
  • По методу осуществления заимствований:
  • краткосрочные государственные займы;
  • среднесрочные государственные займы;
  • долгосрочные государственные займы.

    Специфика заключается в том, что все они обслуживают разные ценные бумаги.

    Краткосрочные государственные займы в основном применяются для покрытия кассовых резервов в бюджете и в основном обслуживаются государственными казначейскими обязательствами, выпускаемыми в безналичной или безбумажной форме. Краткосрочные ценные бумаги являются беспроцентными, продаются обычно с дисконтом (т.е. по цене ниже номинала) и могут реализовываться по курсовой цене. Срок действия краткосрочных ценных бумаг равен от 1 месяца до 1 года. Наиболее распространенными являются трех и шести месячные.

    Среднесрочные государственные займы и ценные бумаги обслуживают покрытие дефицита бюджета и выступают определенным видом страхования краткосрочных заимствований. Срок действия 1-5 лет.

    Долгосрочные займы обслуживаются облигациями, выпущенными на бумажной основе сроком от 3-х и выше лет. Эти обязательства обслуживают финансирование дефицита бюджета, и в тоже время страхуют краткосрочные и среднесрочные ценные бумаги, так как привлечение средств на долгосрочной основе позволяет не рефинансировать краткосрочные долги государства.

    Временная градация ценных бумаг имеет важное значение для управления государственным долгом и любое государство должно формировать рациональную структуру по срокам привлечения и размещения ценных бумаг. Причем доля краткосрочных ценных бумаг не должна превышать 25%. Долгосрочные ценные бумаги выпускаются обычно с процентными доходами, реализуются по номиналу, курсу или с дисконтом.

  • По характеру выплачиваемого дохода:
    • Беспроцентные займы (с нулевым купоном). Это в основном краткосрочные ценные бумаги, которые продаются со скидкой от номинала, а выкупаются (погашаются) по номиналу или по курсовой стоимости.
    • Процентные займы (купонные и бескупонные). Это классические ценные бумаги с выплатой процентов.
    • Целевые займы (беспроцентные). Это среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги, которые покупаются физическими лицами для получения взамен уплаченной денежной суммы какого-либо вида имущества.
    • Выигрышные займы. Т.е. выплата дохода осуществляется по выигрышам.
    • Процентно-выигрышные займы. Т.е. часть выплачивается в виде процентов, а другая часть направляется на розыгрыши.
  • В зависимости от метода определения дохода:
    • займы и долговые обязательства с твердым доходом;
    • займы и долговые обязательства с плавающим доходом;
  • В зависимости от обязанностей заемщика соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске:
    • займы с долгосрочным погашением;
    • займы без права долгосрочного погашения.
  • В соответствии с характером погашения:
    • единовременные погашения;
    • погашения частями (равными, увеличивающимися или уменьшающимися долями).
  • В зависимости от обеспеченности долговых обязательств:
    • закладные долговые обязательства государства (обеспечиваются имуществом и выплачиваются обычно местными органами власти);
    • беззакладные долговые обязательства государства (выпускаются центральным федеральным правительством, их обеспечением служат все активы государства).

  1. Единая система управления государственным долгом.

Государственный долг образуется в результате действий государства как защитника и гаранта. Управление государственным долгом рассматривают обычно с двух позиций.

В широком смысле слова под управлением государственным долгом понимается одно из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельность в качестве защитника, кредитора и гаранта. Управление государственным долгом как направление финансовой политики находится в руках органов как законодательной, так и исполнительной власти. Органы законодательной власти окончательно определяют общий объем заимствований необходимый для финансирования дефицита бюджета и государственных национальных программ, определяют основные методы и цели воздействия на денежное обращение, на объем кредитных ресурсов на рынке, уровень занятости, безработицы и территориальное перераспределение финансовых ресурсов.

В узком смысле слова под управлением государственным долгом понимают совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государств, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственных долговых обязательств. В систему этих мероприятий также входят действия государства по предоставлению ссуд и гарантий.

В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи:

  1. Минимизация государственного долга для заемщика.
  2. Недопущение переполнения рынка ценных бумаг государственными долговыми обязательствами.
  3. Недопущение резкого колебания курсов государственных ценных бумаг.
  4. Эффективное использование привлеченных в процессе заимствования средств и контроль за целевым выделением и использованием бюджетных ссуд.
  5. Обеспечение своевременности возврата кредита.
  6. Недопущение снижения доверия правительству в процессе исполнения государственного долга.
  7. Максимально возможное решение задач, определенное финансовой политикой.

В процессе управления государственным долгом долговые обязательства могут быть сформированы как внутри страны, так и на внешнем уровне. Для тог, чтобы ограничить действия правительства по увеличению заимствований и наращению государственного долга вводится целый ряд ограничений, которые законодательно закрепляются в бюджетном кодексе. Эти ограничения касаются предельных объемов государственных заимствований на уровне Федерации, субъектов федерации и муниципалитета.

Высшим органом управления государственным долгом является Федеральное Собрание, которое устанавливает максимальные размеры привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита и максимального объема средств, предназначенных для кредитования из бюджета.

От лица Федерации единственным эмитентом государственных ценных бумаг является Министерство Финансов РФ, которое устанавливает сроки и объемы выпусков в пределах, определенных Правительством РФ. В соответствии с законом «О Правительстве», предельный объем выпуска ценных бумаг устанавливается правительством, которое в целях оптимизации управления внешними и внутренним долгом разрабатывает две программы: внешних и внутренних заимствований. Эти программы включают перечень заимствований на очередной финансовый год с указанием целей, источников и сроков возврата. Программы предоставляются Федеральному Собранию вместе с проектом бюджета на очередной финансовый год и подлежат утверждению вместе с бюджетом на очередной финансовый год.

Показатели, утверждаемые Федеральным законом «О Федеральном бюджете»:

  1. Сумма погашения и выплаты процентов по долгам иностранных государств.
  2. Размер долга иностранных государств на конец финансового года.
  3. Предельный объем государственных кредитов, предоставляемым иностранным государствам.
  4. Программа предоставления государственных кредитов иностранным государствам с указанием целей, размеров кредитования и получателей.
  5. Предельный размер заимствований у иностранных государств в данном финансовом году.

Контролирующий орган Федерального Собрания – это Счетная Палата, которая имеет право проверять достоверность и полноту учета государственных внешних и внутренних заимствований. Также проверяется эффективность и целевое использование полученных заимствований и предоставляемых кредитов. Такие жесткие меры связаны со значительным наращением государственного долга РФ за последние 10 лет.

Основным генеральным агентом в соответствии с БК РФ по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно выступает ЦБ РФ. При эмиссии каждого выпуска государственных цененных бумаг все суммарные и единичные сертификаты подлежат передаче из Минфина в ЦБ РФ на хранение и учет в депозитарии, т.е. функции депозитария выполняет ЦБ РФ.

Распоряжением Правительства от 24.06.98г. №857-Р Внешэкономбанку переданы права ведения учета операций по обслуживанию и погашению государственных кредитов, предоставленных Правительством РФ правительствам государств участникам СНГ.

В соответствии с Бюджетным кодексом ЦБ РФ выполняет также функции генерального агента по кассовому обслуживанию внешнего долга.


<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.92MB/0.00106 sec

WordPress: 22.46MB | MySQL:120 | 1,540sec