Инвентаризация имущества и реструктуризация имущественного комплекса

<

111413 0219 1 Инвентаризация имущества и реструктуризация  имущественного комплексаОсобую актуальность на фоне этого приобретают вопросы реструктуризации имущественного комплекса промышленных предприятий в рамках процедур банкротства.

В случае если предприятие в процедуре банкротства способно обеспечить текущую безубыточную деятельность, но не в состоянии восстановить свою платежеспособность, целесообразнее с экономической точки зрения провести реструктуризацию имущественного комплекса действующего предприятия, чем осуществить его продажу по частям. Стоимость работоспособного технологического комплекса несоизмеримо выше стоимости разукомплектованного оборудования.

Для оптимального использования имущества предприятия и снижения непроизводительных затрат, связанных с избыточными фондами, рекомендуется провести инвентаризацию имущества и осуществить реструктуризацию имущественного комплекса, которая предполагает реализацию следующих мероприятий: выделение вспомогательных и иных производств в самостоятельные структурные подразделения (малые предприятия), сдача в аренду и вывод неиспользуемых основных фондов, в том числе земель (вывод неиспользуемых основных фондов, предназначенных для оборонной и экономической безопасности страны, а также потенциально опасных производств и объектов производится по согласованию с уполномоченными органами исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством); снижение накладных расходов на содержание избыточных производственных мощностей, консервация неиспользуемого имущества; передача объектов социально-бытового и культурного назначения в ведение органов местного самоуправления.

Основанная проблема реструктуризации имущественного комплекса предприятия заключается в передаче имущества эффективным собственникам, заинтересованных в долгосрочном развитии производства, и способных, благодаря собственному опыту и наличию команды, обеспечить рентабельную работу фирмы на основе обновления производства.

В настоящее время одной из приоритетных задач реформирования предприятий, в целях создания благоприятных условий для их функционирования в условиях рыночной экономики, является реструктуризация имущественного комплекса. Основной задачей структурной перестройки предприятий должно стать повышение самостоятельности структурных подразделений и формирование их рыночно-ориентированных производств.

В соответствии с методикой, разработанной Министерством экономики Российской Федерации, для оптимального использования, имущества предприятия и снижения непроизводительных затрат, связанных с избыточными фондами, рекомендуется провести инвентаризацию имущества, и осуществить реструктуризацию имущественного комплекса, которая предполагает реализацию следующих мероприятии:

1. Сдача в аренду и вывод неиспользуемых основных фондов, в том числе земель (вывод неиспользуемых основных фондов, предназначенных для оборонной и экономической безопасности страны, а также потенциально опасных производств и объектов, производится по согласованию с уполномоченными органами исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством).

2. Выделение вспомогательных и иных производств в самостоятельные структурные подразделения (малые предприятия).

3. Консервация неиспользуемого имущества.

4. Выделение имущественных комплексов с целью продажи части имущества.

5. Передача объектов социально-бытового и культурного назначения в ведение органов местного самоуправлении.

Экономический эффект от реализации представленных мероприятий заключается:

— в снижении накладных расходов на содержание избыточных производственных мощностей;

— в повышении инвестиционной привлекательности предприятия.

— Безусловно, что реструктуризация должна проводиться с учетом отраслевых и производственно-технологических особенностей предприятия, характера взаимосвязей между подразделениями, учета сложившейся структуры собственности и часто даже учета взаимоотношений между руководителями предприятия и руководителями структурных подразделений. Поэтому в связи с индивидуальными особенностями каждого предприятия не представляется возможным разработать одну типовую схему реструктуризации, приемлемую для всех без исключения организаций. Тем не менее можно выделить несколько общих схем, описывающих большую часть проведенных реорганизаций

Неэффективное проведение конкурсного производства может привести к ликвидации потенциально рентабельных предприятий, столкновению интересов должников и кредиторов, а также росту социальной напряженности в обществе.

Эффективное управления имущественным комплексом промышленного предприятия в рамках конкурсного производства является одним из факторов, способных оказать существенное влияние на дальнейшее повышение экономической эффективности реструктуризационных преобразований.

Осуществление реструктуризации несостоятельного предприятия ограничено жесткими временными и финансовыми рамками законодательства о несостоятельности, однако существующие на сегодняшний день подходы не учитывают специфику экономическо-правовых отношений в процедурах банкротства, поэтому не дают должного эффекта.

Для проведения реструктуризации несостоятельного промышленного предприятия предлагается комплексная технология которая затрагивает все главные элементы структурных преобразований.

Начальным этапом предлагаемой технологии является всесторонняя диагностика состояния предприятия. Применение традиционных методов анализа финансово-экономического состояния для неплатежеспособных предприятий зачастую дает искаженные результаты. Поэтому необходимо говорить о специальном подходе, в рамках которого должна учитываться специфика экономико-правовых отношений предприятия, находящегося в процедуре банкротства.

Результатом проводимого анализа является аналитическое заключение, состоящее из следующих разделов:

  1. Выявление признаков кризисной ситуации.
  2. Оценка глубины кризиса.
  3. Выявление причин (факторов) кризиса.
  4. Прогнозирование состояния предприятия.
  5. Принятие решения на собрании кредиторов о целесообразности проведения реструктуризации методом замещения активов.

    На втором этапе в случае возможности восстановления в кратчайшие сроки текущей безубыточной производственно-хозяйственной деятельности, на основе проведенного анализа, оценки внешних и внутренних факторов осуществляется планирование мероприятий по финансовому оздоровлению, постановка целей и концепции преобразований. На третьем этапе в зависимости от специфики предприятия и условий преобразования осуществляется выбор стратегии и управленческих решений. В отличие от многих разработок в области преобразований в предлагаемой технологии особое внимание уделяется вопросу формирования новой структуры, поэтому следующим этапом технологии после выбора стратегии является ее увязка с организационно-правовой формой и структурой управления (четвертый этап). Учет выполнения всех планов, программ, заданий осуществляется на пятом этапе (учет и контроль результатов реструктуризации). В целях формирования системного представления об основных этапах реструктуризации несостоятельного предприятия методом замещения активов, их содержании, последовательности и основных мероприятиях используется системный комплекс средств и методов реструктуризации. В системном комплексе средств реструктуризации несостоятельного предприятия методом замещения активов целесообразно выделить два блока: оперативных и стратегических мероприятий. Это обусловлено тем, что для обеспечения комплексности реструктуризации несостоятельного предприятия необходимо сформировать двуединую концепцию преобразований, исходящую из следующих целей:

  • обеспечение безубыточной текущей производственно-хозяйственной деятельности предприятия-должника;
  • обеспечение конкурентоспособности создаваемого акционерного общества (обществ); максимальное удовлетворение требований кредиторов предприятия-должника.
    <

    В рамках этой концепции путем реализации мероприятий оперативной реструктуризации должны быть улучшены показатели ликвидности (за счет сокращения дебиторской задолженности, уменьшения запасов, продажи излишнего имущества), а также результаты производственной деятельности, обеспечена рентабельная работа предприятия – должника в текущем режиме за счет сокращения затрат (на персонал, материальных затрат, снижения потерь от брака), стимулирования продаж, повышения оборачиваемости оборотных средств. В рамках стратегической реструктуризации мы выделяем два направления мероприятий:

  1. Мероприятия по созданию одного или нескольких открытых акционерных обществ на базе имущества предприятия – должника, предназначенного для осуществления определенного вида деятельности.
  2. Мероприятия по оптимизации производственных процессов предприятия – должника, в случае сохранения за должником части имущества, предназначенного для осуществления других видов деятельности.

    Порядок принятия решения о замещении активов (1 группа мероприятий) зависит от процедуры банкротства, в рамках которой применяется данный метод реструктуризации. В соответствии с п. 2 статьи 94 Закона о банкротстве принятие решения о замещении активов должника во внешнем управлении относится к компетенции органа управления предприятия, должно предусматривать количество открытых акционерных обществ и предложения о величине их уставных капиталов. Отсутствие данного решения препятствует включению данной меры в план внешнего управления, утверждаемого собранием кредиторов.

    Основанием проведения замещения активов должника в ходе конкурсного производства является решение собрания кредиторов.

    Имущество должника, вносимое в уставной капитал общества (обществ), подлежит обязательной оценке, которая производится независимым оценщиком на договорной основе с оплатой его услуг за счет имущества должника.

    Размер уставных капиталов создаваемых обществ должен соответствовать рыночной стоимости имущества должника, определенной в отчете независимого оценщика.

    В результате процедуры замещения активов должника право собственности на имущество, вносимое в уставной капитал, переходит к созданному открытому акционерному обществу (открытым акционерным обществам). Вместо переданного имущества должник становится владельцем акций этого общества (обществ), которые включаются в состав имущества должника.

    Мероприятия по оптимизации производственных процессов предприятия – должника (2 группа мероприятий) осуществляются в случае сохранения за должником части имущества. Арбитражный управляющий в соответствии с изменениями внешней среды, прогнозом их развития осуществляет преобразование и оптимизацию бизнес-процессов предприятия–должника, направленные на улучшение его положения на рынке, усиление положения в отрасли. Законом о банкротстве предусмотрены такие меры, как перепрофилирование производств, закрытие нерентабельных производств, продажа части имущества должника.

    2. Организация взаимоотношений должника с кредиторами по денежным обязательствам. Собрание кредиторов. Ответственность арбитражного управляющего

     

    В ходе процедуры наблюдения должник, учредителя (участники) должника, собственник имущества должника — унитарного предприятия, а также иное третье лицо (лица), по согласованию с должником, вправе обратиться к собранию кредиторов и (или) к арбитражному суду с ходатайством о введении финансового оздоровления. Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд назначает административного управляющего.

    Должник не вправе без согласия собрания (комитета) кредиторов совершать сделки:

    связанные с передачей недвижимого имущества в аренду, залог, с внесением указанного имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или с распоряжением таким имуществом иным образом;

    связанные с распоряжением иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 10 процентов балансовой стоимости активов должника;

    связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника. Должник не вправе без согласия собрания (комитета) кредиторов и лица, предоставившего обеспечение, принимать решения о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника.

    К ходатайству должника о введении процедуры финансового оздоровления должника должны быть приложены:

    1) план финансового оздоровления должника с указанием предлагаемого срока (сроков) финансового оздоровления;

    2) график погашения задолженности;

    3) доказательства обеспечения третьими лицами исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности.

    План финансового оздоровления, должен предусматривать способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности, в ходе финансового оздоровления.

    План финансового оздоровления, при его наличии, подлежит одобрению Собранием кредиторов. Он может предусматривать продажу бизнеса должника или части имущества должника. График погашения задолженности, утверждаемый арбитражным судом, является односторонним обязательством должника погасить задолженность перед кредиторами.

    Не позднее чем за пятнадцать дней до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения финансового оздоровления. К отчету должника прилагаются: баланс должника на последнюю отчетную дату; отчет о прибылях и убытках должника; реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований; документы, подтверждающие погашение требований кредиторов; заключение временного управляющего по отчету руководителя должника; жалобы кредиторов, чьи требования не были погашены.

    Собрание кредиторов
    должника, созываемое временным управляющим не позднее чем за десять дней до даты окончания наблюдения (ст. 72 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ -d ред. от 18.07.2006.

    Дату проведения первого собрания кредиторов определяет временный управляющий и уведомляет об этом всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов.

    Участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых были предъявлены в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения и внесены в реестр требований кредиторов.

    В первом собрании кредиторов принимают участие без права голоса руководитель должника, представитель учредителей (участников) должника или представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия и представитель работников должника. Отсутствие указанных лиц не является основанием для признания первого собрания кредиторов недействительным.

    К компетенции первого собрания кредиторов относятся:

  • принятие решения о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;
  • принятие решения о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;
  • принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • образование комитета кредиторов, определение количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрание членов комитета кредиторов;
  • определение саморегулируемой организации, которая должна представить в арбитражный суд кандидатуры арбитражных управляющих;
  • выбор реестродержателя из числа реестродержателей, аккредитованных саморегулируемой организацией;
  • решение иных предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» вопросов.

    Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» можно оценить как важную ступень в реализации конституционного принципа экономических отношений, заключающегося в равной защите всех форм собственности.

    Особенно наглядно это проявилось в положениях названного Закона, которыми регулируется очередность удовлетворения требований кредиторов. Как известно, ранее действовавший ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривал пять очередей требований кредиторов. Требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды, относившиеся к четвертой очереди, удовлетворялись преимущественно перед требованиями конкурсных кредиторов пятой очереди.

    В состав имущества, из которого будут удовлетворяться требования кредиторов, не включается имущество гражданина, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ не может быть наложено взыскание. Перечень такого имущества определен в приложении 1 к Гражданско-процессуальному кодексу РФ.

    Новый Закон предусматривает три очереди требований кредиторов, в том числе:

  • первая очередь — требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также компенсация морального вреда;
  • вторая очередь — выходные пособия и оплата труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, вознаграждения по авторским договорам;
  • третья очередь — требования других кредиторов.

    Тем самым, обеспечена равная защита требований по обязательным платежам, иными словами, требований государства, и требований конкурсных кредиторов.

    Впервые в Законе «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г. предусмотрено, что очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим денежным обязательствам должника определяется в соответствии со ст. 855 ГК РФ, т. е. в календарной очередности. При недостаточности денежных средств на расчетном счете должника списание денежных средств осуществляется в следующей очередности1:

  • в первую очередь для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
  • во вторую очередь для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторским договорам;
  • в третью очередь для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям во внебюджетные фонды;
  • в четвертую очередь платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;
  • в пятую очередь удовлетворение других денежных требований.

    Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

    Как указано в ст. 134, 138 Закона, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами после продажи предмета залога, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

    В этой связи арбитражным управляющим необходимо будет вести раздельный учет обязательств перед кредиторами первой и второй очереди в период до и после заключения каждого договора залога.

    Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются в составе требований кредиторов третьей очереди.

    Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением случаев, предусмотренных для удовлетворения обеспеченных залогом имущества должника требований кредиторов.

    Статьей 142 Закона подробно урегулирован порядок удовлетворения требований кредиторов каждой очереди, заявленных после закрытия реестра или возникших в период конкурсного производства. Требования кредиторов первой очереди, заявленные до окончания расчетов со всеми кредиторами (в том числе после закрытия реестра), но после завершения расчетов с кредиторами первой очереди, заявившими свои требования в установленный срок, подлежат удовлетворению до удовлетворения требований кредиторов последующих очередей. До полного удовлетворения указанных требований кредиторов первой очереди погашение требований кредиторов последующих очередей приостанавливается.

    В случае, если такие требования были заявлены до завершения расчетов с кредиторами первой очереди, они подлежат удовлетворению после завершения расчетов с кредиторами первой очереди, заявившими свои требования в установленный срок, при наличии денежных средств на их погашение.

    Требования кредиторов второй очереди, заявленные до окончания расчетов со всеми кредиторами (в том числе после закрытия реестра), подлежат удовлетворению в аналогичном порядке.

    Дополнительной гарантией реализации прав кредиторов, чьи требования не были признаны конкурсным управляющим и рассматриваются в арбитражном суде на момент начала расчетов с кредиторами соответствующей очереди, является положение Закона, в соответствии с которым конкурсный управляющий обязан зарезервировать денежные средства в размере, достаточном для пропорционального удовлетворения требований таких кредиторов.

    Требования кредиторов третьей очереди, заявленные в надлежащий срок, но установленные арбитражным судом после начала погашения требований кредиторов третьей очереди, подлежат удовлетворению в размере, предусмотренном для погашения требований кредиторов третьей очереди.

    В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный управляющий несет ответственность перед должником и его кредиторами за убытки, причиненные действиями (бездействием), нарушающими законодательство РФ.

    Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего, правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего служит основанием для отстранения арбитражного управляющего арбитражным судом по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве.

    В случае отмены определения арбитражного суда об отстранении утвержденного арбитражного управляющего за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего арбитражный управляющий подлежит восстановлению арбитражным судом в рамках той процедуры банкротства, в которой он был отстранен от профессиональной деятельности.

    Арбитражный управляющий, который причинил в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения требований закона убытки должнику, кредиторам, иным лицам, не может быть утвержден арбитражным управляющим до полного возмещения таких убытков. Арбитражный управляющий в указанном случае также несет ответственность, предусмотренную Законом о банкротстве.

     

    Список литературы

     

     

  1. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г. М., 1993.
  2. Европейская конвенция 1990 г. «О некоторых международных аспектах банкротства» // Российская газета, № 5.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации: Ч. 1 от 30 ноября 1994 г. // Сборник федеральных и конституционных законов, 1995 г. Выпуск № 2.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации, Ч. 2 от 26 янв. 1996 г. // СЗ РФ, 1996 г. № 5, Ст. 410.
  5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 95-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 30 Ст. 3012
  6. О несостоятельности (банкротстве): ФЗ РФ от 26 окт. 2002 г. // Российская газета.. 2002. 30 окт.
  7. Антикризисный менеджмент. Учебник/Под ред. А.Г. Грязновой – М.:Тандем, ЭКМОС, 2004.
  8. Антикризисное управление: Учебник./Под ред. Короткова Э.М. – М.: ИНФРА — М, 2002.
  9. Коммерческое право / Под ред. Попондопуло В., Яковлевой В.Ф. СПб., 2002.
  10. Крыжановский В.Г., Лапенков В.И. Антикризисное управление. – М.: ИИЦ «Рассиана», 2005.
  11. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ 2002, № 9.


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.35MB | MySQL:124 | 1,270sec