Оценка экономической эффективности предприятия » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Оценка экономической эффективности предприятия

<

102513 1233 1 Оценка экономической эффективности предприятия

1 Теоретические аспекты экономической эффективности предприятия

 

1.1 Сущность экономической эффективности производства

Экономическая эффективность – важнейшая социально-экономическая категория, для которой характерны свойства динамичности и историчности. Эффективность производственной деятельности присуща различному уровню развития производительных сил каждой общественной формации. На всех этапах исторического развития общество всегда интересовал вопрос: ценой каких затрат и ресурсов достигается конечный производственный результат. Следовательно, исходная модель количественной оценки эффективности представляет собой соотношение между экономическими результатами и затратами, ресурсами. Максимизация конечных результатов с единицы затрат и ресурсов или минимизация затрат и ресурсов на единицу конечного результата – такова первичная цель общества, трудового коллектива, отдельной личности (работника). Эта цель, метод ее достижения, пути и резервы повышения экономической эффективности (их классификация и количественная оценка) являются содержанием экономической науки и экономических дисциплин (отраслевых и функциональных).

Исходные принципы измерения эффективности производства для всех общественных формаций аналогичны. Безусловно, имеются и различия, обусловленные местом, временем и практическим назначением конкретного метода измерения, в конечном итоге – характером экономических отношений. Чем эффективнее производственная деятельность первичных звеньев, тем выше и эффективность общенациональной экономики в целом, тем больше у общества, государства ресурсов для решения социальных и экономических задач.

Различают общую (абсолютную) и сравнительную (относительную) эффективность. Общая эффективность необходима для оценки и анализа общеэкономических результатов и эффективности на различных уровнях экономики (макро- и микроуровнях) за определенный период времени и в динамике для сопоставления уровня эффективности по предприятиям и регионам.

Сущность экономической эффективности наряду с ее критериями конкретизируется на основе классификации экономического эффекта (результата), а также затрат и ресурсов. Реальность информации об уровне эффективности всего связана с классификацией и формами выражения экономического эффекта. Оценка экономического эффекта, как правило, включает три группы показателей: объемные, конечные и социальные результаты. Объемные показатели экономического эффекта являются исходными и включают в себя натуральные и стоимостные показатели объема произведенной продукции и услуг: объем производства продукции в натуральных измерителях, валовую, товарную продукцию, объем строительно-монтажных работ, нормативную стоимость обработки и др.

Следующая группа показателей эффекта отражает конечные результаты производственно-хозяйственной деятельности на различных уровнях управления, удовлетворение потребностей рынка, качественную структуру производства. К ним относятся: национальный доход, чистая продукция, валовой национальный продукт, прибыль, экономия от снижения себестоимости, объем продаж в соответствующих ценах, ввод в действие производственных мощностей и фондов, качество продукции и услуг.

Объемные результаты учитываются при расчете дифференцированных показателей эффективности, а конечные экономические результаты- при расчете обобщающих (комплексных) показателей эффективности.

Важное место в оценке эффективности производства принадлежит социальным результатам, выражающим соответствие результата производственно-хозяйственной деятельности социальным целям общества, коллектива, приоритетность человеческого (личностного) фактора в развитии экономики. Социальные результаты выражают все, что связано с жизнедеятельностью людей, как в сфере производства, так и вне ее. Социальные результаты отражаются в таких показателях, как повышение уровня жизни (рост оплаты труда, реальных доходов, прожиточный минимум, обеспеченность жильем, уровень медицинского обслуживания, общеобразовательный и профессиональный уровень работников), свободное время и эффективность его использования, условия труда (сокращение травматизма, текучесть кадров, занятость населения), состояние экологии и влияние производства на экологическую обстановку в стране и регионе.

Классификация затрат и ресурсов в мировой практике универсальная, в ней выделяются следующие основные виды затрат и ресурсов: затраты живого труда (отработанное время, фонд заработной платы), материальные затраты (затраты сырья, материалов, топлива, энергии), производственные фонды (основные производственные фонды, оборотные фонды, фонды обращения), капитальные вложения, инвестиции (затраты на расширенное воспроизводство основных фондов и прирост оборотных фондов), природные ресурсы (земля, запасы полезных ископаемых, леса, воды), информационные ресурсы (знания, результаты научных исследований, изобретения и рационализаторские предложения), время, как экономическая категория (рабочий период, время производства, сроки реализации инвестиций, инноваций, внедрения новой техники). Все затраты и ресурсы подразделяются на текущие (издержки производства и обращения) и единовременные (капитальные вложения) затраты, потребленные и применяемые ресурсы, единичные и совокупные.

Затраты — это потребленные в течение года производственны ресурсы в виде трудовых и материальных затрат. Производственные ресурсы — это накопленные за ряд лет материальные и финансовые средства, фонды (основные фонды и оборотные средства), а также потенциальные людские ресурсы (трудовые ресурсы) с количественной и качественной характеристиками.

Текущие затраты представляют собой постоянные материальные расходы и трудовые затраты, необходимые для производства продукции и услуг в течение года, единовременные затраты — это авансируемые на ряд лет финансовые и материально-технические средства (инвестиции), необходимые для расширенного воспроизводства производственных фондов, технического совершенствования производства. В отличие от текущих затрат, которые приносят эффект, как правило в течение года, единовременные затраты дают эффект через определенный период времени, как правило, больше года, после ввода в действие производственных мощностей.

 

1.2 Система показателей экономической эффективности

 

Для оценки и анализа экономической эффективности производства применяются дифференцированные и обобщающие показатели эффективности. Эффективность использования какого-либо одного вида затрат и ресурсов выражается в системе дифференцированных показателей эффективности. К ним относятся: производительность труда или трудоёмкость, материалоотдача или материалоёмкость продукции, фондоотдача или фондоёмкость, капиталоотдача или капиталоёмкость. Дифференцированные показатели эффективности рассчитываются как отношение выпуска продукции к отдельным видам затрат или ресурсов или наоборот — затрат или ресурсов к выпуску продукции.

Для оценки экономической эффективности в целом по стране, региону, предприятию применяются обобщающие (комплексные, интегральные) показатели эффективности. Эти показатели позволяют более полно и во взаимосвязи учесть многие факторы и составляющие, которые оказывают влияние на уровень и динамику эффективности. В основе формирования обобщающих показателей находятся два условия: учёт конечного, качественного результата и отражения совокупной величины затрат и ресурсов (например, издержки производства и обращения, суммарная величина производственных фондов). К основным обобщающим показателям экономической эффективности относятся следующие: национальный доход (НД), валовый национальный продукт (ВНП) на душу населения; производительность общественного труда, коэффициент общей эффективности, затраты на рубль товарной продукции, прибыль, рентабельность производства и рентабельность продукции.

Главным обобщающим критерием экономической эффективности общественного производства служит уровень производительности общественного труда.

Производительность общественного труда измеряется отношением произведенного национального дохода к средней численности (НД) работников, занятых в отраслях материального производства (ЧМ):

Побщ = НД/Чм. (1)

Важнейшими показателями экономической эффективности общественного производства служат трудоемкость, материалоемкость, капиталоемкость и фондоемкость.

Одним из показателей экономической эффективности производства является трудоемкость продукции — величина, обратная показателю производительности живого труда, определяется как отношение количества труда, затраченного в сфере материального производства, к общему объему произведенной продукции:

t = T/Q . (2)

T – количество труда, затраченного в сфере материального производства;

Q – общий объем произведенной продукции (как правило валовой продукции).

Материалоемкость общественного продукта исчисляется как отношение затрат сырья, материалов, топлива, энергии и других предметов труда к валовому общественному продукту. Материалоемкость продукции отрасли (объединения, предприятия) определяется как отношение материальных затрат к общему объему произведенной продукции:

m = M/Q. (3)

где m — уровень материалоемкости продукции;

M — общий объем материальных затрат на производство продукции в стоимостном выражении;

Q — общий объем произведенной продукции (как правило валовой).

Снижение материалоемкости продукции эффективно для народного хозяйства страны.

В известной степени близки между собой показатели капиталоемкости и фондоемкости продукции. Показатель капиталоемкости продукции показывает отношение величины капитальных вложений к определяемому ими приросту объема выпускаемой продукции:

KQ = K / Q , (4)

где KQ — капиталоемкость продукции;

K — общий объем капитальных вложений;

Q — прирост объема выпускаемой продукции.

Фондоемкость продукции исчисляется как отношение средней стоимости основных производственных фондов предприятия к общему объему произведенной продукции:

f = F/Q, (8)

где f — фондоемкость продукции;

F — средняя стоимость основных производственных фондов предприятия;

Q — общий объем произведенной продукции (как правило, валовой продукции).

В народном хозяйстве, в ее отдельных отраслях, например, в промышленности, широко применяется показатель фондоотдачи, обратный показателю фондоемкости:

Fотд=Q/F. (8)

К дифференцированным показателям эффективности относятся также показатели, характеризующие относительную экономию отдельного вида затрат и ресурсов. Так, относительная экономия живого труда (относительное высвобождение численности работников (Эт)) определяется по формуле:

Эт = Чб Кп — Чо, (9)

где Чб— численность работников предприятия в базисном периоде;

Кп — индекс роста производства продукции, работ или услуг;

Чо — численность работников в плановом или отчётном периоде.

По такой же методике определяется и относительная экономия материальных затрат, производственных фондов.

Важнейшими показателями конечных результатов и совокупной эффективности производства в условиях рыночной экономики являются прибыль и рентабельность (прибыльность). Управление рентабельностью (планирование, обоснование и анализ-контроль) находятся в центре экономической деятельности предприятий, работающих на рынок. Уровень рентабельности зависит прежде всего от величины прибыли и размера затрат и применяемых ресурсов. Прибыль в условиях рынка – это конечная цель и движущий мотив производства на предприятии.

При оценке величины прибыли различают валовую (балансовую) прибыль, прибыль от реализации продукции, чистую (расчетную) прибыль. Комплексным, интегральным показателем экономической эффективности производственно- хозяйственной деятельности предприятия выступает рентабельность.

Рентабельность выражает абсолютный или относительный (в процентах) размер полученной прибыли на 1 рубль текущих затрат или на 1 рубль используемых ресурсов (основных производственных фондов, оборотных средств, собственного и заемного капитала). Расчет выполняется по формуле:

Р= П/З100. (10)

где П – прибыль,

З – размер текущих затрат или используемых ресурсов.

Различают прежде всего общую (совокупную) и расчетную рентабельность. Общая рентабельность определяется как отношение балансовой (валовой) прибыли к стоимости производственных ресурсов (основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств), расчетная рентабельность — как отношение чистой (расчетной) прибыли к сумме основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Кроме того, при планировании, оценке и анализе эффективности производства рассчитывается рентабельность текущих затрат, рентабельность используемых (накопленных) производственных ресурсов, рентабельность капитальных вложений (инвестиций).

Рентабельность текущих затрат (Рз) включает такие показатели рентабельности, как: рентабельность реализованной продукции (оборота):

Рп= 100П/Ор; (11)

рентабельность отдельного вида продукции:

Рв= 100П/С; (12)

где П — прибыль от реализации, руб;

Ор – объем реализованной продукции, руб;

С – себестоимость отдельного вида продукции, руб.

Рентабельность производственных ресурсов (Рр) отражает эффективность использования имеющихся в распоряжении предприятия производственных фондов, имущества, собственного и заемного капитала. Этот показатель определяется:

Рр = (П100)/(ОПФ+НОС), (13)

где ОПФ — среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

НОС — среднегодовые остатки нормируемых оборотных средств.

Для оценки эффективности капитальных вложений (инвестиций) в расширенное воспроизводство производственных фондов и новую технику рассчитываются показатели рентабельности инвестиций (капитальных вложений)- (Ри) и срока их окупаемости (Т):

Ри = П/Кв; Т = Кв/П, (14)

где П — годовой прирост чистой прибыли в результате реализации капитальных вложений,

Кв — капитальные вложения в соответствующие технические и организационные мероприятия.

Рентабельность капитальных вложений характеризует размер прироста чистой прибыли на 1 рубль капитальных вложений в мероприятие, срок окупаемости — период времени, в течение которого капитальные вложения компенсируются, перекроются годовым приростом чистой прибыли. Коэффициент рентабельности капитальных вложений в целях обоснования их экономической целесообразности сопоставляется с банковским процентом по долгосрочным депозитам.

Приведенные выше показатели имеют ограниченный характер использования, все они, кроме показателя производительности общественного труда и рентабельности, не дают полного, всестороннего представления об экономической эффективности производства и затрат, а характеризуют лишь использование определенного вида ресурсов.

Для полного представления об общей эффективности затрат нужна обобщенная характеристика стоимостных и натуральных показателей. Этой цели служат общая и сравнительная экономическая эффективность затрат.

В планировании и проектировании общая экономическая эффективность определяется как отношение эффекта к капитальным вложениям, а сравнительная — как отношение разности текущих затрат к разности капитальных вложений по вариантам. При этом общая и сравнительная экономическая эффективность дополняют друг друга.

По народнохозяйственным комплексам, отдельным отраслям, а также формам воспроизводства основных фондов общая экономическая эффективность затрат рассчитывается как отношение прироста прибыли или хозрасчетного дохода (П) к капитальным вложениям К:

Э = П/К, (15)

По вновь строящимся цехам, предприятиям и отдельным мероприятиям показатель эффективности Эп определяется как отношение планируемой прибыли к кап. вложениям (сметной стоимости):

Эп = (Ц — С) / К, (16)

где К — полная стоимость строящегося объекта

Ц — годовой выпуск продукции в оптовых ценах предприятия

С — издержки производства годового выпуска продукции после полного осуществления строительства и освоения введенных мощностей .

При сопоставлении вариантов хозяйственных и технических решений, размещения предприятий и их комплексов, строительства новых или реконструкция старых предприятий и т.п. рассчитывается сравнительная экономическая эффективность затрат.

Если один из сравниваемых вариантов для своей реализации требует меньше капитальных вложений и одновременно обеспечивает более низкую себестоимость, то при прочих равных условиях он признается экономически более выгодным. В этом случае достигается двойной эффект: экономия от снижения себестоимости (текущих затрат) и экономия на капитальных вложениях. Однако нередко повышение производительности труда, снижение себестоимости, эксплуатационных затрат достигается ценой дополнительных капитальных вложений. В этих случаях оптимальный вариант выбирается на основе расчетов срока окупаемости (Т) или коэффициента сравнительной эффективности дополнительных капитальных вложений (Е) и их сопоставления с нормативными значениями:

Т = (К2-К1)/(С1-С2) Тн или Е = (С1-С2)/(К2-К1)Ен, (17)

при К2К1 и С1С2,

где К1, К2 — капитальные вложения по вариантам;

С1, С2 — себестоимость продукции или работ по вариантам;

Тн, Ен — нормативный срок окупаемости и нормативный коэффициент сравнительной эффективности капитальных вложений.

При ТТн или ЕЕн оптимальным признается вариант, требующий дополнительных капитальных вложений (более капиталоемкий), и, наоборот, при ТТн или ЕЕн — менее капиталоемкий.

На практике для отбора оптимального варианта (особенно, когда сопоставляется более двух вариантов) применяется формула приведенных затрат — преобразованное выражение формулы отбора оптимального варианта по сроку окупаемости или коэффициенту сравнительной эффективности дополнительных капиталовложений. Критерием оптимального варианта в этом случае служит минимум приведенных затрат, которые представляют собой совокупную величину текущих и единовременных затрат, приведенных к одинаковой размерности, и определяются по формуле:

Зпi = Сi + ЕнКi  min , (18)

где Зпi — приведенные затраты по данному варианту

Ci — текущие затраты по тому же варианту

Кi — кап. вложения по каждому варианту

Ен- нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности капитальных вложений.

1.3 Факторы и резервы повышения экономической эффективности

 

Рассмотрим классификация факторов и резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия

Факторы — это причины, воздействующие на результативные показатели. В таком понимании экономические факторы, как и экономические категории, отражаемые показателями, носят объективный характер.

Факторы в экономическом анализе могут классифицироваться по различным признакам. Так, факторы могут быть общими, т. е. влияющими на ряд показателей, или частными, специфическими для данного показателя. Обобщающий характер многих факторов объясняется связью и взаимной обусловленностью, которые существуют между отдельными показателями.

Факторы делятся на внутренние и внешние. Внутренние факторы определяются внутренними условиями функционирования организации. Внутренние факторы подразделяются на основные и неосновные, первые из которых определяют результаты работы организации. Внутренние неосновные факторы не связаны непосредственно с сущностью рассматриваемого показателя: это структурные сдвиги в составе продукции, нарушения хозяйственной и технологической дисциплины. Внешние факторы — это те, которые не зависят от деятельности производственного коллектива, но количественно определяют уровень использования производственных и финансовых ресурсов данной организации.

Классификация факторов позволяет решить важную проблему -очистить основные показатели от влияния внешних и побочных факторов с тем, чтобы показатели, принятые для оценки эффективности деятельности организации, лучше отражали достижения его коллектива.

Следует дифференцировать факторы экстенсивного и интенсивного развития финансово-хозяйственной деятельности. К экстенсивным факторам относятся факторы, определяющие увеличение количества используемых ресурсов, увеличение времени использования ресурсов, устранение непроизводительного использования ресурсов (средств и предметов труда, трудовых ресурсов). К интенсивным факторам относятся те, которые определяют совершенствование качественных характеристик ресурсов и процессов их использования. К последним факторам относятся факторы технологии и организации производства, труда, управления.

Классификация факторов, определяющих экономические категории и показатели, является основой классификации резервов. В экономике различают два понятия резервов: резервные запасы (например, сырья, материалов), наличие которых необходимо для непрерывного развития хозяйства; резервы как еще неиспользованные возможности роста производства, улучшения его количественных показателей.

Под резервами следует понимать неиспользованные возможности снижения текущих и авансируемых затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов при данном уровне развития производительных сил и производственных отношений. Устранение всякого рода потерь и нерациональных затрат — это один путь использования резервов. Другой путь связан с возможностями ускорения научно-технического прогресса как главного рычага повышения интенсификации и эффективности производства.

Классификация резервов возможна по разным признакам, но любая классификация должна облегчать поиск резервов. Для практики поиска резервов важное значение имеет классификация их по факторам и условиям интенсификации и повышения эффективности хозяйственной деятельности. При этом можно выделить резервы повышения научно-технического уровня производства и продукции; совершенствования структуры и организации производства и труда; повышения уровня управления и развития методов хозяйствования.

Значительные резервы таятся в улучшении социальных условий работы и жизни трудового коллектива, состояния промышленной эстетики и культуры производства, бережном отношении к природе и рациональном использовании природных ресурсов, в совершенствовании внешнеэкономических связей организации.

В соответствии с классификацией резервов по важнейшим факторам повышения интенсификации и эффективности производства организации могут планироваться пути поиска и мобилизации резервов.

Резервы классифицируются по тем конечным результатам, на которые они воздействуют. Различают резервы: повышения объема продукции, совершенствования структуры и ассортимента изделий, улучшения качества, снижения себестоимости продукции по элементам или по статьям затрат, по центрам ответственности; резервы повышения прибыльности продукции, укрепления финансового положения и повышения уровня рентабельности.

Для рациональной организации поиска резервов важное значение имеет их группировка по стадиям процесса воспроизводства (снабжение, производство и сбыт продукции), а также по стадиям создания и эксплуатации изделий (предпроизводственная стадия — конструкторская и технологическая подготовка производства; производственная стадия — освоение новых изделий и новых технологий в производстве; эксплуатационная стадия — потребление изделия).

По признаку срока использования резервы подразделяются на текущие (реализуемые на протяжении данного года) и перспективные (которые можно реализовать в более далекой перспективе). По способам выявления резервы классифицируются на явные (ликвидация очевидных потерь и перерасходов) и скрытые, которые могут быть выявлены путем глубокого экономического анализа, его особых методов, например сравнительного межхозяйственного анализа, функционально-стоимостного анализа и др.

Известны определенные условия рационализации выявления и мобилизации резервов. К таким условиям можно отнести:

выявление ведущего звена в повышении эффективности производства, т. е. выявление тех затрат, которые составляют основную часть себестоимости продукции и которые могут дать большую экономию при минимальных условиях;

выделение «узких мест» в производстве, которые лимитируют темпы роста производства и снижение себестоимости продукции;

учет типа производства; например, в массовом производстве анализ резервов рекомендуется вести в последовательности — изделие, узел, деталь, операция; в единичном производстве — по отдельным операциям производственного цикла;

одновременный поиск резервов по всем стадиям жизненного цикла объекта или изделия;

определение комплектности резервов с тем, чтобы экономия материалов, например, сопровождалась экономией труда и времени использования оборудования.

2 Организиционно-экономическая характеристика предприятия

 

Общество с ограниченной ответственностью «Краснодар Ойл» создано на основании решения №1 от 02.04.2006 г. участника ООО Герасименко Владимира Георгиевича в соответствии с Гражданским кодексом РФ и действующим Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», другими нормами действующего законодательства.

Организационно-правовая форма – ООО (общество с ограниченной ответственностью). Полное фирменное наименование общества – Общество с ограниченной ответственностью «Краснодар Ойл». Сокращенное фирменное наименование общества – ООО «Краснодар Ойл».

Местонахождение и почтовый адрес ООО: 350058, Россия, гор. Краснодар, Карасунский округ, ул. Селезнева, д. 242.

Целями деятельности Общества являются извлечение прибыли и расширение рынка товаров и услуг.

Основными видами деятельности ООО являются:

а) торгово-закупочная деятельность;

б) автосервис;

в) закупка, производство, переработка и реализация продукции сельского хозяйства;

г)строительные, монтажные, отделочные и иные подрядные работы, в том числе строительство и ремонт объектов социально-культурного и промышленно-гражданского назначения;

д) производство строительных материалов,

ж) посредническая деятельность,

з) дилерские, брокерские, дистрибъютерские услуги на товарно-сырьевом рынке;

и) маркетинговые, информационные услуги;

е) автотранспортные услуги;

к) бытовые услуги;

л) организация точек общепита;

м) производство товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения.

ООО вправе осуществлять любые другие виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством РФ.

Предприятие имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных действующим законодательством и его Уставом.

ООО является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать со своим фирменным наименованием, выступает от своего имени истцом или ответчиком в судах, приобретает имущественные и личные неимущественные нрава. Оно самостоятельно отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Уставный капитал ООО составляет в размере ООО (десять тысяч) рублей. Уставный капитал должен быть сформирован Участником в полном объеме до государственной регистрации ООО. Размер доли Участника в уставном капитале составляет 100%.

Информацию об особенностях структуры органов управления ООО «Краснодар Ойл» можно почерпнуть из Устава Общества, должностных инструкций, штатного расписания и других документов.

Высшим органом управления ООО является Общее собрание участников, которое наделено компетенцией и полномочиями и выполняет функции общего собрания участников, определенного в п. 1 ст. 32 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Общее собрание участников вправе рассмотреть любой вопрос деятельности ООО, его решения обязательны для исполнения всеми органами предприятия.

Основные показатели деятельности ООО «Краснодар-Ойл» приведены таблице 1.

 

 

Таблица 1 – Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности

 

Показатели 

Годы 

Абсолютные изменения

Темп роста, %

2006

2007

2008

1. Объём товарной продукции в стоимостном выражении, тыс. р. 

7033 

8030 

16056 

9023 

228,3 

2. Объём реализованной продукции в стоимостном выражении, тыс. р.

6698 

7347 

15261 

8563 

227,8 

3. Выручка от продажи продукции (товаров, услуг), тыс. р.

6379 

7283 

14563 

8184 

228,3 

4. Прибыль от продаж, тыс. р.

79 

11 

552 

473 

698,7 

5. Прибыль до налогообложения, тыс. р.

48 

21 

531,5 

483,5 

3519,9

6.Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. р.

238,3 

213,7 

192,9 

-45,4 

80,9 

7. Амортизация, тыс. р.

15,1 

13,1 

23,4 

8,3

155,0 

8.Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. р.

2032,6 

2047,1 

3315 

1282,4 

163,1 

9. Материальные ресурсы, тыс. р. 

95,1 

86,5 

3 

-92,1 

3,2 

10. Среднесписочная численность, чел.

5 

7 

6 

+1 

120,0 

11. Оплата труда, тыс. р. 

2059 

2178 

4020 

1961 

195,2

12.Полная себестоимость, тыс. р. 

6300 

7207 

14011 

7711 

222,4 

13. Фондоотдача, р. 

26,8 

34,08 

75,5 

48,7 

281,7 

14. Фондоёмкость, р.

0,037 

0,029 

0,013 

-0,024 

35,1 

15.Материалоотдача, р. 

67,1 

92,8 

4854,3 

4787,2 

723,0

16. Материалоёмкость, р. 

0,015 

0,011 

0,0002

-0,0148 

1,3 

17. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

3,14 

3,56 

4,39 

1,25 

139,8 

18.Продолжительность одного оборота, дни 

116,2 

101,1 

82,0 

-34,2 

70,6 

19.Производительность труда, тыс. р./чел.

1275,8 

1041,4 

2471,2 

1195,4 

193,7 

20. Трудоёмкость труда, р.

0,0008 

0,001 

0,0004 

-0,0004 

50,0 

21. Затраты на 1 руб. товарной продукции, р. 

 

0,99 

 

0,99 

 

0,96 

 

-0,03 

 

97,0 

22.Рентабельность производства, %

0,8 

0,09 

0,74 

-0,06 

92,5 

23. Рентабельность продукции, %

0,8 

0,09 

0,7 

-0,1 

87,5 

24. Рентабельность продаж, %

1,2 

0,15 

3,8 

2,6 

317,0 

 

Как видно из таблицы 1, объем товарной продукции в стоимостном выражении вырос на 9023 тыс. р. (темп роста составил 228,3%) и равен 16056 тыс. р. Объем реализованной продукции вырос на 8563 тыс.р. или 227,8% в относительном выражении, составив на конец исследуемого периода 15216 тыс.р. Выручка от продажи продукции составила 6379 тыс.р. в 2006 г., 7283 тыс.р. в 2007 году и 14563 тыс.р. в 2008 году, что на 8184 тыс.р. превышает уровень базового года. Темп роста составил 228,3%.

Полная себестоимость составила 6300 тыс.р. в 2006 году, 7207 тыс.р. в 2007 году, 14011 тыс.р. в отчетном году. Затрат на рубль товарной продукции снизились на 3 копейки, что следует отнести к положительным фактам деятельности предприятия. Прибыль от продаж составила 79 тыс. р. в 2006 году, 11 тыс.р. в 2007 году, 552 тыс.р. в 2008 году. Наименьшая величина прибыли была получена в 2007 году, а наибольшая –в отчетном 2008 году. Прибыль до налогообложения увеличилась с 48 тыс.р. в 2006 году до 531,5 тыс.р. в 2008 году. Темп роста составил 3519,9%.

Рентабельность производства снизилась и равна 0,74%. Также отмечается снижение рентабельности продукции на 0,1%. Рентабельность продаж составила 3,8% в 2008 году.

Среднегодовая стоимость основных средств за исследуемый период снизилась на 45,4 тыс.р. и в 2008 году составила 192,9 тыс.р. Сумма начисленной амортизации увеличилась с 15,1 тыс.р. в 2006 году до 23,4 тыс.р. в 2008 году.

Среднегодовая величина оборотных средств имеет тенденцию к росту и равна 2032,6 тыс.р. в 2006 году, 2047,1 тыс.р. в 2007 году и 3315 тыс.р. в 2008 году, что свидетельствует о росте хозяйственной деятельности исследуемого предприятия. Абсолютный рост данного показателя составил 1282,4 тыс.р. при темпе роста 163,1%. Фондоотдача за исследуемый период выросла почти в три раза, составив 75,5 р. в 2008 году, что на 48,7 р. выше, чем в 2007 году. Темп роста составил 281,7%. Соответственно, наблюдается снижение фондоемкости на -0,024 р. Коэффициент оборачиваемости увеличился на 1,25 раза и составил 4,39 раз в 2008 году, что говорит о повышении эффективности использования оборотных средств предприятия. Продолжительность одного оборота снизилась на 34,2 дня и равна 82 дня на конец периода

Величина материальных ресурсов за исследуемый период значительно снизилась (на -92,1 тыс.р.) и составила всего 3 тыс.р. на конец периода. Материалоотдача выросла довольно значительно – на 4787,2 тыс.р. или в 72,3 раза.

Среднесписочная численность персонала была равна 5 человек в 2006 году, 7 человек в 2007 году и 6 человек в 2008 году, что на 1 человека большем, чем в базисном году. Фонд оплаты труда на исследуемом предприятии врос почти в 2 раза за исследуемый период, увеличившись на 1961 тыс.р., что говорит о росте заработной плате работников предприятия. Одновременно наблюдается значительный рост производительности труда, которая равна 1275,8 тыс.р./чел. в 2006 году, 1041,4 тыс.р. в 2007 году и 2471,2 тыс.р. в 2008 году. Отметим что темп рост фонда оплаты труда (195,2%) сопоставим с темпом роста производительности труда (193,7%).

Таким образом, следует отметить колебания в экономико-хозяйственной деятельности исследуемого предприятия, что говорит о нестабильности его работы. В то же время отмечается незначительное улучшение показателей отчетного 2008 года по сравнению с 2007 годом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Оценка экономической эффективности функционирования предприятия

 

3.1 Оценка обобщающих показателей эффективности деятельности предприятия

Используя данные «Отчета о прибылях и убытках» (ф. № 2), проведем факторный анализ прибыли от продаж. Для проведения данного исследования используем информацию о среднем росте цен на продукцию, товары, работы, услуги в анализируемом периоде по сравнению с предыдущим (или индекс инфляции). Результаты выполненных расчетов отразим в сводной таблице влияния факторов на прибыль от продаж отчетного периода. Укажем резервы роста прибыли.

Используя данные «Отчета о прибылях и убытках» (ф. № 2) и данные табл. 25, рассчитаем «критический» объем продаж, запас финансовой прочности и операционный рычаг. Расчеты выполним в табл. 2.

 

Таблица 2 – Расчёт «критического» объема продаж, запаса финансовой прочности и операционного рычага (по данным ф. № 2)

Показатель 

Условное обозначение

Предыдущий год

Отчетный год

Изменение

(+,–) 

1. Выручка от продаж, тыс. р.

N 

7283 

14563 

7280 

2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. р.

Sпер 

 

7207 

 

14011 

 

6804 

3. Маржинальный доход, тыс. р.

(п.1 – п.2) 

МД 

 

79

 

554

 

475 

4. Коммерческие расходы, тыс. р.

КР 

65 

 

-65 

5. Управленческие расходы, тыс. р.

УР 

 

 

 

6. Итого условно-постоянных затрат, тыс. р. (п.4 + п.5)

Sпост 

 

65 

 

 

 

 

7. Доля маржинального дохода в выручке от продаж, %

d 

 

1,1 

 

3,8 

 

2,7 

8. «Критическая точка» объема продаж (точка безубыточности) (п.6 : п. 7)

КТ 

 

59,1 

 

 

 

-59,1 

9. Запас финансовой прочности (п. 1 – п. 8)

ЗФП 

 

7223,9 

 

14563 

 

7339,1 

 

Продолжение таблицы 2

Показатель 

Условное обозначение

Предыдущий год

Отчетный год

Изменение

(+,–) 

10. % запаса финансовой прочности к объему продаж, (п. 9 : п. 1) (норматив: 60–70 %)

 


 

 

99,2 

 

100 

 

0,8 

11. Прибыль от продаж, тыс. р.

P 

11 

552 

541 

12. Сила воздействия операционного рычага (п. 3, гр. 3 : п. 11, гр.3)

 

 

7,18 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, рассчитан маржинальный доход, который составил 554 тыс. р. в отчетном году и 79 тыс.р. в базовом году. Прирост маржинального дохода составил 475 тыс.р. Доля маржинального дохода в выручке от продаж также увеличилась на 2,7%, составив 3,8% в отчетном году. Запас финансовой прочности за исследуемый период увеличился на 7339,1 тыс.р. Сила воздействия операционного рычага составила в отчетном году 7,18.

 

3.2. Оценка показателей использования материальных ресурсов

 

Используя данные ф. № 5 «Приложение к балансу», проведем анализ затрат предприятия по экономическим элементам. Расчеты выполните в табл. 3.

 

Таблица 3 – Анализ затрат ООО «Краснодар Ойл» по элементам

Элементы затрат

Абсолютные значения,

тыс. р. 

Удельный вес в общей сумме затрат, %

Изменения 

За предыдущий год

За отчетный год

За предыдущий год

За отчетный год

Абсолютные, тыс. р.

Структурные, %

Материальные затраты 

5255 

10389 

69,9 

71,3 

5134 

1,4 

Затраты на оплату труда

1653 

3012 

22,0 

20,7 

1359 

-1,3 

Отчисления на социальные нужды

525 

1008 

7,0 

6,9 

483 

-0,1 

Амортизация 

13,1 

23,4 

0,2 

0,2 

10,3 

 

Прочие затраты

68,3 

130,6 

0,9 

0,9 

62,3 

 

 

 

Продолжение таблицы 3

Элементы затрат

Абсолютные значения,

тыс. р. 

Удельный вес в общей сумме затрат, %

Изменения 

За предыдущий год

За отчетный год

За предыдущий год

За отчетный год

Абсолютные, тыс. р.

Структурные, %

Итого по элементам затрат на производство

 

7514,4

14563

100 

00 

7048,6 

 

 

На основе анализа затрат предприятия следует отметить следующее. Величина материальных затрат увеличились на 5134 тыс.р., затраты на оплату труда выросли на 1359 тыс.р., отчисления на социальные нужды увеличилась на 483 тыс.р., сумма амортизации выросла на 10,3 тыс.р. Величина прочих затрат выросла на 62,3 тыс.р. В удельной весе в общей сумме затрат наиболее значительный удельный вес занимают материальные затраты. Доля материальных затрат составила в базовом году 69,9%, за исследуемый период их удельный вес увеличился на 1,4%, составив 71,3% в отчетном году. Удельный вес затрат на оплату труда снизился на 1,3% с 22% в базовом году до 20,7% в отчетном году. Удельный вес отчисления на социальные нужды снизились на 0,1%, составив в отчетном году 6,9%. Удельный вес амортизации не изменился (0,2%) . Удельный вес прочих затрат не изменился и равен в отчетном году 0,9%.

Проведем анализ показателей эффективности использования материальных ресурсов предприятия (табл. 4).

 

Таблица 4 – Анализ показателей эффективности

 

Показатели 

Годы 

Абсолютные изменения

Темп роста, %

2006

2007

2008

1 Выручка от продажи продукции (товаров, услуг), тыс. р.

6379 

7283 

14563 

8184 

228,3 

2 Прибыль от продаж, тыс. р.

79 

11 

552 

473 

698,7 

3 Прибыль до налогообложения, тыс. р.

48 

21 

531,5 

483,5 

3519,9

4 Материальные ресурсы, тыс. р.

95,1 

86,5 

3 

-92,1 

3,2 

5 Среднесписочная численность, чел.

5 

7 

6 

+1 

120,0 

6. Материалоотдача, р.

67,1 

92,8 

4854,3 

4787,2 

723,0

7. Материалоёмкость, р.

0,015 

0,011 

0,0002 

-0,0148 

1,3 

 

Продолжение таблицы 4

 

Показатели 

Годы 

Абсолютные изменения

Темп роста, %

2006

2007

2008

8. Затраты на 1 руб. товарной продукции, р.

<

 

0,99 

 

0,99 

 

0,96 

 

-0,03 

 

97,0 

 

Затраты на рубль товарной продукции снизились на 3 копейки, что следует отнести к положительным фактам деятельности предприятия. Величина материальных ресурсов за исследуемый период значительно снизилась (на -92,1 тыс.р.) и составила всего 3 тыс.р. на конец периода. Материалоотдача выросла довольно значительно – на 4787,2 тыс.р. или в 72,3 раза.

 

3.3. Оценка показателей использования основных и оборотных средств

 

Проанализируем динамику, состав и структуру имущественного положения предприятия. Данные об имущественном положении отразим в табл. 5.

 

Таблица 5 – Изменения в составе и структуре активов ООО «Краснодар Ойл»

Показатель

2007 г

2008 г.

Изменения

Абсолютная величина, тыс. р.

Удельный вес во всех активах, %

Абсолютная величина, тыс. р.

Удельный вес во всех активах, %

Абсолютное,

тыс. р. 

Относительное, %

Структурное, %

Внеоборотные активы, всего

из них:

212 

10,4 

223 

4,4 

60,2 

137,0 

-3,6 

Нематериальные активы

             

Основные средства 

162,8 

8,0 

223 

4,4 

     

Незавершенное строительство

49,2 

2,4 

 

 

49,2 

0 

-2,4 

Оборотные активы, всего

в том числе:

 

1835,8 

 

89,6 

 

4794,2 

 

95,6 

 

2958,3 

 

261,2 

 

3,6 

Запасы 

1505,8 

73,5 

3676,7 

73,2 

2170,9 

244,2 

-0,3 

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

10,8 

0,5 

1,9 

0 

-8,9 

17,6 

-0,5 

 

 

Приложение таблицы 5

 

Показатель

2007 г

2008 г.

Изменения

Абсолютная величина,

тыс. р. 

Удельный вес во всех активах, %

Абсолютная величина, тыс. р.

Удельный вес во всех активах, %

Абсолютное,

тыс. р. 

Относительное, %

Структурное, %

Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты

57,2 

2,8 

738,3 

14,7 

681,1 

1290,7 

11,9 

Краткосрочные финансовые вложения

140,3 

6,9 

34 

0,7 

-106,3 

24,2 

-6,2 

Денежные средства 

119,7 

5,9 

51,2 

1,0 

-68,5 

42,8 

-4,9 

Прочие оборотные активы

2 

0 

291,1 

5,8 

289,1 

1455,5 

5,8 

Всего величина активов

(имущества)

2047,8 

100 

5017,2

100 

2969,4 

245,0 

 

 

Как видно из данных табл. 5, за отчетный период активы организации увеличились на 2969,4 тыс. р., или на 245,0 %, в том числе за счет роста объема внеоборотных активов — на 60,2 тыс. р., увеличения оборотных активов — на 2958,3 тыс. р. При этом материальные оборотные средства выросли на 2170,9 тыс. р., а денежные средства и краткосрочные финансовые вложения, наоборот, снизились на 174,8 тыс. р. Данные таблицы 1 показывают, за счет каких средств и в какой мере изменилась стоимость имущества организации.

В целом следует отметить, что структура совокупных активов характеризуется значительным превышением в их составе доли оборотных средств, которые составили почти 92%, их доля незначительно (на 3,6%) увеличилась в течение года.

Рассчитаем систему показателей характеризующих эффективность использования капитала предприятия и рыночной устойчивости организации, проанализируем их динамику и воздействие на финансовое состояние предприятия (табл. 6).

 

 

Таблица 6 – Динамика показателей характеризующие эффективность использования капитала и рыночную устойчивость ООО «Краснодар-Ойл»

Показатель 

2007 г.

2008 г.

Нормативное значение

Абсолютное изменение

Коэффициент автономии (финансовой независимости)

0,91 

0,9 

>= 0,5

-0,01

Коэффициент финансовой устойчивости

0,91 

0,392 

>= 0,7

0,518

Коэффициент финансовой зависимости

0,51 

0,52 

< 0,5

0,02 

Коэффициент маневренности собственного капитала

0,89 

0,95 

» 0,5

0,06

Коэффициент финансовой активности (плечо финансового рычага)

0,1 

0,11 

<= 1,0

0,01

Коэффициент финансовой независимости в части формирования запасов

1,23 

0,54 

>= 0,6-0,8

-0,69 

Коэффициент инвестирования основного капитала (за счет собственных средств)

0,7 

0,71 

0,5-0,7 

0,01 

Коэффициент реальной стоимости имущества производственного назначения в составе всего имущества

0,080 

0,044 

Для произв.пред-приятия

>= 0,5

0,036 

Коэффициент долгосрочного привлечения заёмных средств

 

 

>= 0,7

-0,004 

Коэффициент постоянного актива

0,31 

0,141 

Не

имеет

-0,169 

Коэффициент соотношения активов с собственным капиталом

1,1 

2,55 

Не

имеет

1,44 

 

Таким образом, коэффициент автономии соответствует нормативу как на начало исследуемого периода, так и на конец года. Коэффициент финансовой устойчивости немного достигает норматива на начало периода (0,91) и не достигает норматива на конец периода (0,392). Коэффициент финансовой зависимости соответствует нормативу. Коэффициент маневренности собственного капитала имеет тенденцию к росту (+0,06). Плечо финансового рычага не лежит в нормативных пределах (на конец периода 0,11) и имеет тенденцию к росту (на 0,01). Коэффициент финансовой независимости в части формирования запасов соответствует нормативу и несколько снизился (на 0,69). Коэффициент инвестированного основного капитала за счет собственных средств увеличился незначительно на 0,01. Коэффициент реальной стоимости имущества производственного назначения в составе всего имущества снизился на 0,036, и соответствует и говорит о непроизводственном характере деятельности предприятия. Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств далек от норматива не рассчитает, так предприятие не привлекает долгосрочных заемных средств. Коэффициент постоянного актива снизился на -0,169. Коэффициент соотношения активов с собственным капиталом увеличился на 1,44 и на конец года равен 2,55.

Охарактеризуем состав, структуру, состояние, движение и эффективность использования основных средств. Расчеты представим в табл. 7.

 

Таблица 7 – Характеристика состава, структуры, состояния, движения и эффективности использования основных средств (ОС) ООО «Краснодар Ойл»

Показатель 

1.01.08 г.

1.01.09 г.

(+,-) 

Доля производственных ОС в составе всех ОС, %

70 

68,9 

-1,1 

Доля непроизводственных ОС в составе всех ОС, %

30 

31,1 

1,1 

Доля активной части ОС в составе всех ОС, % 

70 

68,9 

-1,1 

Доля активной части ОС в составе производственных ОС, %

70 

68,9 

-1,1 

Доля пассивной части ОС в составе всех ОС, % 

30 

31,1 

1,1 

Коэффициент износа ОС 

0,134 

0,180 

0,046 

Коэффициент износа активной части ОС

0,191 

0,260 

0,069 

Коэффициент годности ОС

0,866 

0,82 

-0,046

Коэффициент годности активной части ОС

0,809 

0,74 

-0,069 

Коэффициент ввода ОС за соответствующий год

0,159 

0,213 

0,054 

Коэффициент выбытия ОС за соответствующий год

0,151 

0,168 

0,017 

Коэффициент реальной стоимости ОС в имуществе предприятия за соответствующий год

0,080 

0,044 

0,036 

Фондорентабельность за соответствующий год, р.

0,052 

2,862 

2,81 

Фондоотдача ОС за соответствующий год, р.

34,08 

75,5 

41,42 

Фондоотдача активной части ОС за соответствующий год, р.

42,49 

77,71 

35,22 

 

Таким образом, по таблице 7 можно сделать вывод, что эффективность использования основных средств у ООО «Краснодар Ойл» в отчетном году увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 281,0%. Доля производственных ОС в составе всех основных средств снизилась на 1,1% и в на конец отчетного года составила 68,9%. Это произошло за счет роста доли непроизводственных ОС в составе всех ОС на 1,1%. Доля активной части ОС в составе всех ОС снизилась за исследуемый период на 1,1% и составила 68,9%. Удельный вес активной части ОС в составе производственных ОС снизилась на 1,1%. Коэффициент износа ОС увеличился на 0,046 и в 2008 года он составил 0,180. Коэффициент износа активной части ОС увечился на 0,069 и равен 0,260. Коэффициент ввода ОС за отчетный год увеличился на -0,054. Реальная стоимость ОС в имуществе предприятия за соответствующий год снизилась на 0,036.

Повышение эффективности использования ОС за исследуемый период подтверждает рост фондорентабельности на 2,81 р., значительный рост фондоотдачи на 41,42 р., рост фондоотдачи активной части ОС за соответствующий год на 35,22 р.

Проведем анализ динамики оборотных активов с разделением на трудно- и легкореализуемые. Результаты расчетов занесем в табл. 8.

 

Таблица 8 – Динамика оборотных активов предприятия

 

№ п/п

Группа оборотных активов

На начало года

На конец года

Изменения

Абсолютная величина, тыс.р.

В % к оборотным активам

Абсолютная величина, тыс.р.

В % к оборотным активам

Абсолютное, тыс. р.

Структурное, %

1 

Запасы, всего

Из них: 

1505,8

82,8

3676,7

76,7

244,2

-6,1

1.1 

Сырье, материалы и иные аналогичные ценности

В том числе

2,2

0,1

3,8

0

1,6

-0,1

1.1.

Залежалые 

1.2 

Затраты в незавершенном производстве

12,1

0,7

10,4

0,2

-2,3

-0,5

1.3 

Готовая продукция и товары для перепродажи

1490,6

81,1

3661,8

76,8

2171,2

-4,3

1.3.1 

В том числе не пользующиеся спросом

223,6

12,2

549,3

11,5

325,7

-0,7

1.4 

Расходы будущих периодов

0,9

0

0,7

0

-0,2

2 

Дебиторская задолженность долгосрочная

 

 

Продолжение таблицы 8

 

№ п/п 

Группа оборотных активов

На начало года

На конец года

Изменения

Абсолютная величина, тыс.р.

В % к оборотным активам

Абсолютная величина, тыс.р.

В % к оборотным активам

Абсолютное, тыс. р.

Структурное, %

3 

Дебиторская задолженность краткосрочная

57,2

3,1

738,3

15,4

681,1

12,3

3.1 

В том числе сомнительная

4 

Краткосрочные финансовые вложения

140,3

7,6

34

0,7

-106,3

-6,9

5 

Денежные средства

119,7

6,5

51,7

1,1

-68,0

-5,4

6 

Прочие оборотные активы

2

0,0

292,1

6,1

290,1

6,1

7 

Всего оборотных активов

Из них:  

1835,8

100,0

4794,2

100,0

2958,4

7.1 

труднореализуемые (п.1.1.1. + п.1.2. + п.1.3.1. + п.1.4. + п.3.1.)

236,6 

 

560,4 

 

323,8 

 

8 

Отношение труднореализуемых оборотных активов к легкореализуемым, р.

14,8 

 

13,2 

 

-1,6 

 

9 

Доля труднореализуемых оборотных активов в общей величине оборотных активов, %

12,9 

 

11,7 

 

-1,2 

 

               

 

В результате анализа динамики оборотных активов по таблице 8 следует сделать следующие выводы. Материалы и сырье на предприятии увеличились на 1,6 тыс. р., а их удельный вес всего 0,1% в общей структуре оборотных активов на начало года. Доля залежалых товаров у предприятия не имеется. Затраты в незавершенном производстве снизились на 2,3 тыс. р. со снижением их удельного веса на 0,5%. Готовая продукция и товары для перепродажи увеличились на 2171,2 тыс. р. со снижением их удельного веса (на 4,3 %). Рост остатков готовой продукции на складах отчасти произошел за счет роста готовой продукции, не пользующейся спросом (на 325,7 тыс. р.). Расходы будущих периодов снизились на 0,2 тыс. руб. Долгосрочная дебиторская задолженность на предприятии не имеется. Следует отметить довольно незначительную величину дебиторской краткосрочной задолженности – 57,2 тыс. р. на начало 2008 г. и 738,3 тыс. р. на конец 2008 г. Абсолютный прирост составил 681,1 тыс. р. Удельный вес данного показателя увеличился на 12,3%, составив на конец отчетного периода 15,4 % в структуре оборотных активов предприятия. Сомнительная краткосрочная дебиторская задолженность отсутствует. Краткосрочные финансовые вложения снизились на 106,3 тыс. руб. Прочие оборотные активы, относимые к наиболее ликвидным оборотным средствам, увеличились на 290,1 тыс. руб. с ростом их удельного веса на 6,1%. Денежные средства снизились с 119,7 тыс. руб. на начало года до 51,2 тыс. руб. на конец года. Общая величина оборотных активов увеличилась на 2958,4 тыс. руб. Труднореализуемые активы увеличились довольно незначительно (на 323,8 тыс. руб.). Их удельный вес снизился на 1,6%. Удельный вес труднореализуемых оборотных активов в общей величине оборотных активов выросла на 14,8% и составила 13,2% на конец 2008 г.

Дадим оценку динамике оборотных активов, сгруппированных по степени риска. Укажем влияние изменений в динамике каждой группы на ликвидность предприятия. Расчеты отразим в табл. 9.

 

Таблица 9 – Характеристика состояния оборотных активов ООО «Краснодар Ойл» по категориям риска

 

Степень риска

Группа оборотных (текущих активов)

Абсолютное значение, тыс.р.

Доля группы в общем объеме оборотных активов, %

Изменения

 

на начало года

на конец года

на начало года

на конец года

абсолютных значений, тыс.р.

в структуре оборотных средств, %

 

Минимальная

Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения

260,0 

85,2 

14,2 

1,8 

-174,8 

-12,4 

Продолжение таблицы 9

 

Степень риска

Группа оборотных (текущих активов)

Абсолютное значение, тыс.р.

Доля группы в общем объеме оборотных активов, %

Изменения

 

на начало года

на конец года

на начало года

на конец года

абсолютных значений, тыс.р.

в структуре оборотных средств, %

 

Малая

Дебиторская задолженность краткосрочная предприятий с нормальным финансовым положением + Производственные запасы (исключая залежалые) + Готовая продукция и товары, пользующиеся спросом+НДС

1560,8 

4405,8 

85,0 

91,9 

2845 

6,9 

 

Средняя

Затраты в незавершенном производстве + Расходы будущих периодов + Дебиторская задолженность долгосрочная + Прочие оборотные активы

15 

303,2 

0,8 

6,3 

288,2 

5,5 


 

Высокая

Дебиторская задолженность краткосрочная предприятий, находящихся в тяжелом финансовом положении + Готовая продукция и товары, не пользующиеся спросом + Залежалые, неликвидные запасы сырья и материалов

0 

0 

 

 

 

 

 

Всего оборотных активов

Х 

 

 

1835,8

4794,2

100 

100 

2958,4 

261,2 

 

Проанализировав состояние оборотных активов предприятия по категориям риска можно сказать следующее. Величина активов с минимальной степень риска (денежные средства плюс краткосрочные финансовые вложения) снизилась на 174,8 тыс. руб., со снижением их доли в общем объеме оборотных активов на 12,4%. Доля оборотных активов с малой степенью риска (дебиторская задолженность краткосрочная предприятий с нормальным финансовым положением + производственные запасы (исключая залежалые) + готовая продукция и товары, пользующиеся спросом) составила на начало периода 85%, а на конец – 81,9%. Причем их величина в общей структуре оборотных активов предприятия самая значительная. Величина оборотных активов со средней степень риска (затраты в незавершенном производстве + расходы будущих периодов + Дебиторская задолженность долгосрочная + прочие оборотные активы) увеличилась на 288,2 тыс. руб., а их удельный вес вырос на 5,5%. Отметим, незначительный удельный вес оборотных активов со средней степенью риска – всего 0,8% на начало периода и 6,3% на конец. Оборотные активы с высокой степенью на предприятии отсутствуют.

 

3.4. Оценка рентабельности предприятия

 

Проанализируем динамику показателей, характеризующих доходы, расходы, доходность и рентабельность предприятия. Расчеты отразим в табл. 10.

 

Таблица 10 – Динамика показателей, характеризующих доходы, расходы, доходность и рентабельность предприятия

Показатель 

Предыдущий год

Отчетный год

Изменение (+,-)

Суммарные доходы предприятия, тыс. р.

14563,4 

7457 

7106,4 

Суммарные расходы предприятия, тыс. р.

14031,6 

7436 

6595,6 

Прибыль до налогообложения, тыс. р.

531,5 

21 

520,5 

Выручка (нетто) от продаж, тыс. р.

14563 

7283 

7280 

Чистая прибыль, тыс. р. 

104 

6,6 

97,4 

Рентабельность активов, % 

2,07 

0,33 

1,74 

Доля выручки от продаж в составе суммарных доходов, %

100,0 

97,7 

2,3 

Доходы на 1 р. расходов, р.

1,04 

1,0 

0,04 

Рентабельность оборотных активов, %

0,36 

2,17 

1,81 

Рентабельность инвестиций, %

0,0 

0,0 

 

Рентабельность производственных фондов, %

13,63 

1,21 

12,42 

Рентабельность продаж (по прибыли от продаж), %

3,8 

0,15 

3,65 

Рентабельность продаж (по чистой прибыли), %

0,7 

0,09 

0,61 

Рентабельность основного вида деятельности (затратоотдача, прибыльность реализованной продукции), %

0,74 

0,09 

0,65 

Рентабельность собственного капитала, %

3,26 

0,34 

2,92 

 

На основе оценки динамики показателей, характеризующих доходы, расходы, доходность и рентабельности предприятия, проведенной в таблице 10, следует сделать следующие выводы. Рентабельность активов увеличилась на 1,74% и равна 2,07% в 2008 г. Доля выручки от продаж в составе суммарных доходов увеличилась на 2,3% и равна 100% в 2008 г. Рентабельность производственных фондов увеличилась на 12,42% и в отчетном году составила 13,63%. Рентабельность продаж по прибыли от продаж увеличилась с 0,15% в базовом году до 3,8% в отчетном году (на 3,65%), рентабельность продаж по чистой прибыли увеличилась на 0,61% и составила в отчетном году 0,7%. Рентабельность основного вида деятельности увеличилась на 0,65% и равна 0,74 % в 2008 г. рентабельность собственного капитала увеличилась на 2,92% до 3,26% в отчетном году.

Проведем факторный анализ изменения рентабельности активов, оборотных активов и собственного капитала. Расчеты выполним в табл. 11. Определим резервы увеличения рентабельности имущества, мобильных средств и собственного капитала.

 

Таблица 11 – Изменения рентабельности активов, оборотных активов и собственного капитала за счёт отдельных факторов

Показатель 

Предыдущий период

Отчётный период

Изменения (+,–)

Рентабельность продаж, % (по чистой прибыли)

0,15 

3,8 

3,65 

Оборачиваемость активов, кол-во оборотов

3,19 

4,12 

0,93 

Рентабельность активов, %

0,33 

2,77 

1,74 

Изменение рентабельности активов за счет:

Х 

Х 

Х 

рентабельности продаж, %

Х 

Х 

3,65

оборачиваемости активов, %

Х 

Х 

-1,91

Оборачиваемость оборотных активов, кол-во оборотов

3,56

4,39 

0,83 

Рентабельность оборотных активов, %

0,36 

2,17 

1,81 

Изменение рентабельности оборотных активов за счет:

Х 

Х 

Х 

рентабельности продаж, %

Х 

Х 

-2,82 

оборачиваемости активов, %

Х 

Х 

1,31 

коэффициента автономии

Х 

Х 

0,46 

 

Таким образом, проведен факторный анализ изменения рентабельности активов, оборотных активов и собственного капитала и определено влияние изменения рентабельности, оборотных активов и собственного капитал за счет отдельных факторов. В целом деятельность предприятия следует охарактеризовать в целом как положительную и достаточно эффективную, рентабельную. В то же время снижение показателей говорит о снижении экономической эффективности работы организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Пути повышения эффективности функционирования предприятия ООО «Краснодар-Ойл»

 

4.1 Повышение технического функционирования ООО «Краснодар-Ойл»

Как было отмечено в первой главе курсовой работы, факторами повышения экономической эффективности финансовой хозяйственной деятельности исследуемого предприятия ООО «Краснодар-Ойл» являются техническое и организационное развитие, внешнеэкономические, социальные и природные условия хозяйственной деятельности. Совершенствование технико-организационного уровня хозяйственной деятельности ООО «Краснодар-Ойл» представляет собой комплексный непрерывный процесс ее рационализации, охватывающий научно-технический прогресс и научно-технический уровень производства и производимой продукции, структуру хозяйственной системы и уровень организации производства и труда, хозяйственный механизм и уровень организации управления и использования методов хозяйствования. В сферу управленческой деятельности входят управление внешнеэкономическими связями, социальным развитием трудового коллектива ООО «Краснодар-Ойл» и использованием человеческого фактора в хозяйственной деятельности предприятия ООО «Краснодар-Ойл». Методологически такие факторы повышения экономической эффективности хозяйственной деятельности ООО «Краснодар-Ойл», как внешнеэкономические, социальные и природные условия, следует рассматривать как самостоятельные темы экономического анализа или как составные части темы анализа технико-организационного уровня деятельности предприятия.

Повышение технико-организационного уровня и других условий (внешнеэкономических, социальных и природных) в любой отрасли материального производства в конечном счете проявляется в уровне использования всех трех элементов производственного процесса: труда, средств труда и предметов труда. Качественные показатели использования производственных ресурсов — производительность труда, фондоотдача, материалоемкость и оборачиваемость оборотных средств, отражающие интенсивность использования ресурсов, — являются одновременно и показателями экономической эффективности повышения технико-организационного уровня и других условий хозяйственной деятельности .

К научно-техническим мероприятиям по повышению экономической эффективности хозяйственной деятельности предприятия ООО «Краснодар-Ойл» относятся прежде всего:

  • мероприятия по внедрению прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов;
  • расширению масштабов и совершенствованию применяемой новой техники и прогрессивной технологии производства;
  • применению новых видов сырья и материалов и улучшению их использования;
  • изменению конструкции и технических характеристик изделий;

  • внедрению вычислительной техники; освоению производства новых видов продукции.

Экономическая эффективность мероприятий по техническому и организационному развитию ООО «Краснодар-Ойл» отражается по следующей системе показателей:

  • приращение производительности труда, относительное отклонение численности работающих и фонда оплаты труда;
  • приращение материалоотдачи (материалоемкости), относительное отклонение в затратах (экономия или перерасход) материальных ресурсов;
  • приращение фондоотдачи (фондоемкости) основных производственных фондов, относительное отклонение (экономия или перерасход) основных производственных фондов;
  • приращение скорости оборота оборотных средств, относительное отклонение (высвобождение или дополнительное связывание в обороте) оборотных средств;
  • приращение объема продукции за счет интенсификации использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
  • приращение прибыли или себестоимости продукции;
  • приращение показателей финансового состояния и платежеспособности предприятия.

    – стоимости производственного оборудования к среднесписочному числу рабочих в наибольшую смену. Темпы его роста сопоставляются с темпами роста производительности труда. Желательно, чтобы темпы роста производительности труда опережали темпы роста технической вооруженности труда.

     

    4.2 Совершенствование организации производства, труда и управления на ООО «Краснодар-Ойл»

     

    Прежде всего, следует отметить что совершенствование методов управления производством продукции в условиях рынка на предприятиях в целом, и на ООО «Краснодар-Ойл» в частности, базируется на повышении эффективности функционирования и организации системы управления, широком использовании современных средств вычислительной техники и автоматизированных информационных систем для анализа принимаемых решений и прогнозирования развития производства, использовании научного подхода и мирового опыта к решению проблем управления.

    Из наиболее важных функций управления выпуском продукции и хозяйственной деятельности ООО «Краснодар-Ойл» можно выделить следующие: формирование портфеля заказов; планирование производства продукции в групповой и специфицированной номенклатуре на различные временные периоды; планирование и регулирование себестоимости продукции; анализ расхода сырья и материалов; определение потребности и обеспеченности сырьем и материалами; корректировка объёмов и ассортимента продукции; комплектование партий отгрузки продукции с учётом маршрута; контроль за выполнением производственной программы предприятия и реализацией продукции.

    Одной из важнейших и наиболее сложных частей общей системы управления предприятием является система оперативного управления производством.

    Управление хозяйственной деятельности ООО «Краснодар-Ойл» представляет собой совокупность двух процессов: информационного и материально-технического. Информационный процесс является основным и включает в себя техническую подготовку производства, оперативный учет и контроль за ходом производства и анализ выполнения плановых заданий. Материально-технический процесс на входе имеет трудовые и производственные ресурсы, которые в процессе производства преобразуются в готовую продукцию или услуги на выходе.

    В свою очередь, резервы объема хозяйственной деятельности ООО «Краснодар-Ойл» представляет собой количественно измеримые возможности его увеличения за счет улучшения использования ресурсов предприятия. Поиск резервов облегчается при наличии их классификации, один из вариантов которой приведен на рисунке 2.

    Полнота подсчетов зависит от определения решающей группы ресурсов. Решающая группа определяется по структуре затрат на хозяйственную деятельность ООО «Краснодар-Ойл», по которой можно установить, является ли производство материалоемким, энергоемким, фондоемким или трудоемким.

    Следует перечислить основные факторы, позволяющие увеличить объемы хозяйственной деятельности ООО «Краснодар-Ойл»:

    – приращение объемов хозяйственной деятельности в результате создания дополнительных мест;

    – приращение объемов хозяйственной деятельности от ввода нового оборудования;

    – приращение объемов хозяйственной деятельности от ликвидации потерь рабочего времени;

     

     

    102513 1233 2 Оценка экономической эффективности предприятия

    –приращение объемов хозяйственной деятельности от ликвидации потери времени работы оборудования;

    –приращение объемов хозяйственной деятельности от внедрения мероприятий по совершенствованию технологии и организации производства и труда;

    – приращение выпуска объемов хозяйственной деятельности в результате улучшения организации производства и труда (по трудовым ресурсам);

    – приращение выпуска объемов хозяйственной деятельности от снижения норм расхода сырья и материалов в результате внедрения новых технологий.

     

     

    4.3 Повышение качества продукции и выполняемых работ ООО «Краснодар-Ойл»

     

    Рост технического уровня и качества выпускаемой продукции является в настоящее время наиболее характерной чертой работы предприятий в промышленно-развитых странах. В условиях насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции именно высокое качество продукции служит главным фактором успеха.

    Качество выпускаемой продукции, предоставляемых услуг и выполняемых работ относится к важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение качества продукции, предоставляемых услуг и выполняемых работ определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

    Понятие качества продукции регламентировано ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». Согласно этому документу под качеством понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

    Международная организация по стандартизации (ИСО) трактует качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности (стандарт ИСО 8402-94).

    Технический уровень продукции может определяется как относительная характеристика качества продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции, со значениями соответствующих базовых показателей. Технический уровень продукции является составной частью ее качества, отражается в различных показателях (производительности, безопасности, экономических параметрах и др.) и повышается в результате применения оригинальных конструктивных решений, использования новых материалов, внедрения прогрессивных технологических процессов производства, контроля и испытаний продукции.

    Конкурентоспособность товара означает его способность быть более привлекательным для потребления по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря тому, что его качественные и стоимостные характеристики в большей степени соответствуют требованиям данного рынка и потребительским оценкам.

    Под петлей качества понимают жизненный цикл продукции, включающий следующие этапы:

  • маркетинг, поиск и изучение рынка;
  • проектирование и разработка технических требований;
  • разработка продукции;
  • материально-техническое снабжение;
  • подготовка и разработка производственных процессов;
  • производство;
  • контроль, испытания и обследования;
  • упаковка и хранение;
  • реализация и распределение продукции;
  • монтаж и эксплуатация;
  • техническая помощь и обслуживания;
  • утилизация.

    Непосредственно объектами управления
    являются в данном случае показатели и характеристики качества продукции, факторы и условия, влияющие на их уровень, а также процессы формирования качества продукции на разных стадиях ее жизненного цикла.

    Субъектами управления являются различные органы управления и отдельные лица, функционирующие на различных иерархических уровнях и реализующие функции управления качеством в соответствии с общепринятыми принципами и методами управления.

    Механизм управления качеством продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, используемых принципов, методов и функций управления на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством.

    Механизм управления качеством продукции должен обеспечивать эффективную реализацию основных функций управления качеством, в число которых входят прежде всего такие функции, как: прогнозирование потребностей рынка, технического уровня и качества продукции; планирование повышения качества продукции; нормирование требований к качеству продукции и стандартизация; разработка и постановка продукции на производство; технологическая подготовка производства; организация взаимоотношений по качеству продукции между поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, предприятиями-изготовителями и потребителями продукции; обеспечение стабильности запланированного уровня качества продукции на всех стадиях ее жизненного цикла; контроль качества и испытания продукции; профилактика брака в производстве; внутрипроизводственная аттестация продукции, технологических процессов, рабочих мест, исполнителей и др.; сертификация продукции, работ, услуг, систем качества и производств; стимулирование и ответственность за достигнутый уровень качества; внутрипроизводственный учет и отчетность по качеству продукции; технико-экономический анализ изменения качества продукции; обеспечение управления качеством продукции (правовое, информационное, материально-техническое, метрологическое, организационное, технологическое, финансовое); специальная подготовка и повышение квалификации кадров.

    Для характеристики механизма управления качеством продукции целесообразно использовать распространенный методологический подход к структуризации сложных хозяйственных систем, предполагающий выделение в составе данного механизма ряда общих, специальных и обеспечивающих подсистем.

    К числу общих подсистем механизма управления качеством продукции необходимо отнести подсистемы прогнозирования и планирования технического уровня и качества продукции, регулирования качества продукции непосредственно в производстве, контроля качества продукции, учета и анализа изменения уровня качества, стимулирования и ответственности за качество.

    В состав специальных подсистем механизма управления качеством продукции входят подсистемы стандартизации, испытаний продукции, профилактики брака в производстве, аттестации и сертификации.

    Обеспечивающие подсистемы механизма управления качеством продукции включают в свой состав подсистемы правового, информационного, материально-технического, метрологического, кадрового, организационного, технологического и финансового обеспечения управления качеством продукции.

    В процессе эволюции качества объективно сложились два принципиально альтернативных подхода – две идеологии раскрытия понятия «качество».

     

    4.4 Совершенствование системы маркетинга на предприятии ООО «Краснодар-Ойл»

     

    Как показывает практика функционирования малых предприятий в России, в небольшом магазине, парикмахерской или автомастерской нет необходимости иметь специалиста-менеджера. Обычно функции управления в маленьких фирмах берет на себя ее владелец, т.е. происходит совмещение должностей. Однако это не всегда оправдано, поскольку отказ от делегирования полномочий влечет за собой дефицит времени на управленческую деятельность и в конечном итоге отрицательно сказывается на результатах работы. Руководитель фирмы должен не только заниматься текущими делами, но и смотреть вперед, видеть перспективы развития своего предприятия. Следовательно, главная задача менеджера (руководителя фирмы) заключается в том, чтобы с учетом всех факторов конкретного предприятия определить оптимальную систему управления в целях достижения успеха.

    Главным критерием современной системы управления является обеспечение эффективности и конкурентоспособности работы предприятия. Это особенно важно для предприятий малого бизнеса, к которому относится исследуемое предприятия, и именно здесь без соблюдения этих условий трудно рассчитывать на успех. Организация управления предполагает решение следующих вопросов:

    —    создание структуры предприятия;

    —    распределение полномочий.

    Для малого бизнеса наиболее простой является структура фирмы, находящейся в единоличном владении. Именно такой структурой управления обладает ООО «Краснодар-Ойл», которая управляется собственником, на котором лежит весь риск предпринимательства. Глава ООО «Краснодар-Ойл» сам занимается финансами, снабжением, сбытом, ценами, рекламой.

    В то же время, по мере роста предприятия и объема продаж создается управленческая группа. Она может включать управляющего (собственника фирмы), агента по снабжению, агента по сбыту, бухгалтера. Но даже при такой простой организационной структуре многие малые фирмы сталкиваются со сложными проблемами. Как показывает опыт, один из основных факторов, способствующих разорению малых фирм – нехватка управленческих знаний у владельцев и управляющих этих предприятий. Поэтому они для выживания и эффективного функционирования в условиях жесткой конкуренции рано или поздно вынуждены прибегать к услугам консультационных фирм или привлекать на работу профессиональных менеджеров.

    Главным требованием к управлению малым предприятием в условиях рынка является обеспечение его приспособляемости к меняющимся условиям хозяйствования.

    В современных условиях становления и углубления рыночных механизмов регулирования экономики страны, малые предприятия вынуждены конкурировать не только друг с другом, но и с крупным бизнесом. ООО «Краснодар-Ойл», как посредник на рынке нефтепродуктов, Конкурентоспособность же любому предприятию, в том числе и малому, может обеспечить только рациональное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящегося в его распоряжении. В связи с этим с каждым годом повышается значение финансового менеджмента, целью которого является выработка и применение методов, средств и инструментов для достижения стратегических и тактических целей деятельности фирмы.

    Маркетинговое управление в малом бизнесе в силу специфических особенностей становления и развития малых предприятий несколько отличается от практики управления финансами крупных предприятий.

    В исследуемом предприятии ООО «Краснодар-Ойл» все функции маркетолога лежат на одном сотруднике, который является руководителем и хозяином данного предприятия. Именно он принимает решения по привлечению и использованию ресурсов предприятия, по установлению цены на производимую/продаваемую продукцию, предоставляемые услуги и выполняемые работы, использованию полученной прибыли, проведения рекламных компаний. Данный сотрудник не имеет специального образования в области маркетинга и вырабатывает политику поведения на рынке исходя из приобретенного опыта работы в данной сфере, собственного предпринимательского чутья и факта наличия денежных средств на счете.

    В ООО «Краснодар-Ойл» отсутствуют документы, фиксирующие стратегические цели и тактические задачи развития данного предприятия. Малая фирма ООО «Краснодар» создана по частной инициативе ее собственника для реализации его внутренних возможностей и вся деятельность компании подчинена его личным интересам.

    На данном малом предприятии ООО «Краснодар-Ойл» не уделяется должного внимания маркетингу в силу отсутствия: 1) понимания важности разработки маркетинговой политики и 2) «лишних» денежных средств, необходимых для изучения рынка, покупателей, конкурентов или оплаты соответствующих специалистов. Маркетинговая политика на ООО «Краснодар-Ойл» сводена к следующему: продавать тот товар (услугу), который пользуется спросом и до тех пор, пока он приносит прибыль. Другими словами, предприниматель при принятии маркетинговых решений основывается не на данных опросов и точных расчетах эффективности продажи того или иного продукта, а на собственном видении фактической ситуации на рынке, опыте и интуитивном восприятии событий. В то же время следует отметить, что малые предприятия в этом смысле находятся в гораздо более выигрышном положении, нежели крупные: работают с узким кругом потребителей, лучше знают своих клиентов, имеют больше возможностей личного общения персонала с клиентами, быстрее реагируют на изменение потребностей и конъюнктуры рынка.

    В современных условиях хозяйствования малые предприятия в основном вынуждены ориентироваться на собственные средства, поскольку часто не могут получить доступ к кредитам без соответствующего залога, гарантий др. юридических лиц или иного обеспечения. В свете этого разработка грамотного инвестиционного плана может оказаться едва ли не единственной возможностью привлечения инвестиций со стороны, способных дать толчок для финансово-хозяйственного развития предприятия.

    Таким образом, правильный выбор стиля и методов управления и грамотное применение механизмов маркетинга позволит малому предприятию добиться долговременных положительных результатов и занять устойчивое положение на рынке конкурентов.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.28MB/0.00187 sec

WordPress: 23.9MB | MySQL:121 | 5,250sec