Организация бухгальтерского учета производственных запасов предприятия и его совершенствование

<

111613 0243 1 Организация бухгальтерского учета производственных запасов предприятия и его совершенствование. Бухгалтерский учет производственных запасов

1. 1 Производственные запасы и задачи их учета.

    

Материалы, используемые предприятием, являются носителями прошлого труда, вложенного на предыдущих стадиях добычи и обработки. Одной из отличительных особенностей промышленного потребления предметов труда является то, что они сразу в одном производственном цикле входят в состав продукции и стоимость их целиком включается в затраты на производство. При этом предметы труда меняют свою натурально-вещественную форму. Предметы труда приобретаются у поставщиков и оплачиваются из оборотных средств.

    Таким образом, ежедневная потребность в предметах труда на функционирующем предприятии позволяет зачислить их в состав материальных оборотных средств предприятия и рассматривать как текущие активы.

    В состав предметов труда входят:

топливо;

полуфабрикаты;

сырье;

материалы;

энергия.

        Перед бухгалтерским учетом производственных запасов стоят следующие задачи:

— контроль за сохранностью запасов на складах;

— контроль за состоянием складских запасов;

— документальное оформление всех операций по поступлению и расходу производственных запасов;

— выбор обоснованной учетной политики в отношении метода оценки материалов;

— определение всех затрат, связанных с приобретением запасов;

— списание стоимости израсходованных материалов на затраты предприятия и в себестоимость продукции.

    Для обеспечения учета материалов на должном уровне должны соблюдаться определенные условия:

— хранение материалов должно осуществляться в складских помещениях, приспособленных к определенным их видам;

— прием и отпуск ценностей должны измеряться, для чего склады должны обеспечиваться весоизмерительными приборами;

— с работниками складов необходимо заключать договоры о материальной ответственности.

 

1.2 Классификация производственных запасов.

 

Все запасы предприятия можно разделить на три группы :

1. производственные запасы

2. запасы НЗП

3. готовая продукция

 

    В зависимости от роли, которую играют производственные запасы, они могут подразделяться на группы:

— сырье и материалы;

— покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия;

— топливо;

— тара и тарные материалы;

— строительные материалы;

— материалы, переданные в переработку;

— запасные части;

— отходы.

    

    Сырье составляет основу продукта и является основой сельского хозяйства (хлопок, шерсть, зерно и др.) и продукцией добывающих отраслей.

    Материалы — это продукция перерабатывающих отраслей. Они делятся на основные и вспомогательные.

    

    Полуфабрикаты — материалы, прошедшие часть обработки или даже сборки, они целиком входят в изготавливаемую продукцию, могут быть собственного производства и покупными (чугун, шины).

    Топливо — это своеобразный вид вспомогательных материалов, но выполняющий специфическую функцию. То есть оно может быть:

технологическим (участвующим в технологическом процессе);

двигательным;

хозяйственным.

    Виды топлива: твердое, жидкое, газообразное.

    Тара и тарные материалы предназначаются для упаковки готовой продукции (мешки, ящики). Тара, используемая для измерения и хранения ценностей в цехах, к этой группе не относятся и являются инвентарем.

    Запасные части имеют особое назначение и используются для замены отдельных частей оборудования в процессе ремонта.

    Отходы своего производства — это остатки материалов, которые могут быть использованы в производстве, в подсобных хозяйствах или реализованы на сторону (обрезки, стружка, лоскут). Отходы учитываются по пониженным ценам в том случае, если имеют потребительскую стоимость. Отходы, не имеющие потребительской стоимости или не поддающиеся оценке, не являются объектом бухгалтерского учета.

    Классификация по функциональному признаку лежит в основе учетных группировок.

    В плане счетов на основании этой группировки построены субсчета по счету 20 «Производственные запасы».

    Осуществляющаяся таким образом классификация по субсчетам, укрупненным группам, складам производится на предприятии в виде определенной номенклатуры.

 

1.3 Оценка и принципы учета запасов.

    

Основы оценки производственных запасов определены в П(С)БУ 9 «Запасы». Запасы признаются активами, то есть отражаются в балансе если:

1. стоимость их может быть достоверно определена;

2. если существует вероятность того, что предприятие в будущем получит экономические выгоды от их использования.

    Согласно П(С)БУ 9 выделяются два момента в оценке производственных запасов:

1. на дату составления баланса;

2. оценка при выбытии запасов.

    На дату составления баланса производственные запасы должны отражаться по наименьшей из двух оценок:

первоначальная стоимость (себестоимость заготовления);

чистая стоимость реализации.

    Отражение в балансе запасов по чистой стоимости реализации используется в торговле, а на промышленных предприятиях запасы отражаются по первоначальной стоимости.

    Текущая оценка или оценка по учетным ценам используется для ежедневного отражения движения материалов. Она используется при таксировке количественных данных в первичных документах по движению материалов.

    Таким образом, текущая оценка необходима для денежного выражения движения материалов в течение месяца. Согласно П(С)БУ 9 оценка материалов при их выбытии (отпуск в производство, продажа, бесплатная передача) может осуществляться по одному из следующих методов:

— метод идентифицированной себестоимости соответствующей единицы запасов;

— метод средневзвешенной себестоимости;

— метод FIFO;

— метод LIFO;

— метод нормативных расходов.

    Первый метод применяется при отпуске запасов, предназначенных для выполнения специальных заказов и проектов. Он используется в отношении тех материалов, которые могут быть заменены другими. Этот метод применяется в отношении запасных частей и комплектующих изделий.

    Метод средневзвешенной себестоимости. При этом методе оценка производится по каждой единице запасов путем деления себестоимости полного объема запасов в суммарном выражении с учетом сальдо начального на общее количество запасов и поступивших за месяц.

    Метод FIFO базируется на предположении, что запасы используются в той последовательности, в которой они поступают на предприятие, это значит, что запасы, которые отпускаются в производство, оцениваются по себестоимости первых по времени поступления запасов. То есть по принципу «первым пришел, первым ушел».

    Метод LIFO является противоположным методу FIFO. Он базируется в последовательности обратной их поступлению на предприятие. Это значит, что запасы, которые отпускаются в производство, оцениваются по себестоимости последних по времени поступления запасов, т.е. действует принцип «последним пришел, первым ушел».

    Метод нормативных расходов базируется на применении норм расходов материалов на единицу продукции. Он удобен в машиностроении, мебельной, швейной, кожевенной, пищевой промышленности при массовом и серийном производстве разнообразной и сложной продукции, с большим количеством деталей и узлов. Условием применения этого метода является постоянно пересматриваемые технологическим и плановым отделом нормы расхода и разработка нормативных калькуляций.

    В отношении первого и последнего метода оценки существуют строгие ограничения. Выбор удобного метода оценки, который будет записан в учетную политику предприятий, может быть сделан из 2, 3, 4 метода.

    Оценка материалов по средневзвешенной себестоимости является традиционной для отечественной учетной практики, т.е. он удобен и привычен.

    Метод FIFO отличается простотой, однако может привести к неоправданному завышению прибыли, если это повлияет на величину налогооблагаемой прибыли, то данный фактор, многими предприятиями рассматривается как препятствие в применении метода FIFO.

    На тех предприятиях, где используется скоропортящееся сыре и материалы, применение данного метода оправдано. Многие предприятия в условиях инфляции этот метод не используют.

    Метод LIFO позволяет наиболее достоверно определять прибыль, исходя из реальных экономических условий функционирования предприятия. То есть этот метод удобен в условиях инфляции.

    Использование методов FIFO и LIFO требует организации партийного учета производственных запасов. Для большинства предприятий это сложно.

    Все предложенные П(С)БУ методики оценки исходят из того, что оценка базируется на всех издержках, понесенных в тот или иной период времени, т.е. на прошлых издержках.

    Оценка по фактическим издержкам, определяемым по прошлым затратам в условиях рынка может не соответствовать реальной сегодняшней стоимости не только остатков, но и израсходованных материалов. Особенно это может проявляться в условиях инфляции, но не менее важно, когда происходит снижение стоимости запасов из-за их старения.

    МСБУ предусматривают оценку по ценам, которые были бы не ниже рыночной стоимости. Для установления таких цен нужны специальные расчеты. Эти расчеты помогают закрепить стандартную учетную цену, для текущего отражения движения материальных ценностей не должна быть выше их рыночной стоимости. В этом проявляется действие принципа осторожности.

 

 

1.4 Документирование и оперативный учет движения производственных запасов.

    

Материалы хранятся на складе под ответственностью кладовщика, с которым заключен договор о полной материальной ответственности.

    Приобретение материалов у поставщиков осуществляется на основе заключенных договоров.

    Выполнение договоров поставки по срокам, количеству, ассортименту учитывается службой МТС (материально-технического снабжения). Поставщик отпуск или отгрузку сопровождает выпиской счетов фактур и транспортных документов (товаротранспортные накладные).

    На складе покупателя кладовщик проверяет, взвешивает и пересчитывает принимаемые ценности. На фактическое количество поступивших материалов кладовщик составляет приходный ордер (однострочный, многострочный).

    При недостаче материала составляется приемный акт. Для составления акта создается комиссия. В ее состав должен входить представитель поставщика, транспортные организации или третьей незаинтересованной стороны (исполкома).

    В том случае, если обнаружена недостача по вине поставщика или транспортной организации, этот акт является основанием для предъявления претензии.

    Прием ценностей кладовщиком может осуществляться у экспедитора (работника данного предприятия) или у представителя поставщика. Предварительно экспедитору выписывается доверенность, по которой он получает грузы на складе поставщика или от транспортной организации.

    Принятые по приходным ордерам или актам материалы, кладовщик отражает в карточке складского учета. Карточка складского учета является регистром аналитического учета производственных запасов. Для каждого отдельного вида, марки, типоразмера материала заводится отдельная карточка.

    Карточка выписывается бухгалтером материального отдела и передается на склад кладовщиком. Записи в карточку делаются на основании первичных документов. По поступившим ценностям, их количество отражается в графе приход и тут же по этой строке выводится сальдо.

    Материалы, хранящиеся на складе, постоянно отпускается на производственные и прочие нужды предприятия. Каждая операция отпуска обязательно фиксируется в первичном документе.

    Существует два основных вида расходных документов: требование, лимитно-заборная карта.

    Требование используется для оформления разового отпуска материалов, чаще всего — вспомогательных материалов, а также запасных частей. Требования могут быть однострочными и многострочными.

    Требования выписываются цехом в двух экземплярах. Затем они проверяются в отделе снабжения, с целью уточнения номенклатурного номера.

    При отпуске кладовщик в двух экземплярах требования отражает фактически отпущенное количество товара. Один экземпляр требования остается у кладовщика, а другой — у представителя цеха.

    Лимитно-заборную карту используют для многократного отпуска одного и того же материала в течение месяца. Она выписывается плановым отделом до начала месяца в двух экземплярах для цеха и склада. Исходя из производственной программы, в ней определен месячный лимит отпуска или забора материалов. Каждая операция отпуска фиксируется в двух экземплярах карты и тут же отмечается остаток лимита. Удобство лимитно-заборных карт в том, что сокращается количество выписываемых расходных документов и контролируется фактический отпуск материалов.

    Если при отпуске материалов возникают разного рода отклонения (замена одного материала другим, сверхлимитный отпуск для ликвидации аварий), то выписывается «сигнальное» требование с визой главного инженера.

    Отпуск материалов на сторону в порядке реализации отражается в накладных, которые выписываются отделом сбыта. Накладная выписывается в трех, четырех или пяти экземплярах, два из которых остаются на данном предприятии: один у кладовщика, а второй на проходной.

    Карточка складского учета является регистром аналитического учета материалов, она может вестись кладовщиком только в количественном или количественно-суммовом выражении.

    Из карточек составляется картотека, которая находится на складе у кладовщика.

    Ежедневно или раз в пять дней кладовщик сдает в бухгалтерию для проверки все первичные документы, которые оправдывают его действия с материалами.

    Документы передаются в бухгалтерию при реестре.

    В конце месяца кладовщик заполняет сальдовую ведомость, в нее заносятся по каждому виду, типоразмеру материалов (то есть по каждому номенклатурному номеру) количественные остатки из карточек складского учета.

    Сальдовая ведомость заводится на год и заполняется один раз в месяц. Если на складе ведется учет в количественно-стоимостном выражении, то вместо сальдовой ведомости кладовщик заполняет оборотную ведомость.

    Сальдовая ведомость передается бухгалтеру материального отдела для контроля.

 

1.5 Бухгалтерский учет поступления производственных запасов и расчетов с поставщиками

    

Потребность в материальных ресурсах определяется плановым отделом предприятия, исходя из производственной программы.

    Их приобретают:

А)непосредственно у поставщика;

Б)в порядке биржевой очереди;

В)за счет централизованных поставок (госзаказ).

    Отношения с поставщиками регулируются договорами. При исполнении договорных условий поставщик выписывает на отгруженные ценности товарные и платежные документы (счета-фактуры, платежные требования).

    Эти документы поступают в отдел снабжения покупателя, где они проверяются, регистрируются и акцептуются.

    После регистрации им присваивается внутренний номер, и они передаются в бухгалтерию для оплаты.

    Квитанции и товарно-транспортные накладные, поступившие от поставщика, передаются в экспедиционный отдел для получения грузов.

    После оприходования груза на склад в бухгалтерию для оплаты.

    Квитанции и товаротранспортные накладные, поступившие от поставщика, передаются в экспедиционный отдел для получения грузов.

    После оприходования груза на склад в бухгалтерию поступает приходный ордер или акт.

    В бухгалтерии учет расчетов с поставщиками ведется на пассивном счете 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». По кредиту этого счета отражается долг поставщикам, а по дебету — его уменьшение в связи с оплатой.

    Кредитовое сальдо по сч. 63 означает задолженность поставщику по неоплаченным счетам.

    Если материальные ценности были оприходованы под ответственность кладовщика до того, как поступили сопроводительные документы, то такие материальные ценности называются неотфактурированными поставками.

    Для учета расчетов с поставщиками по сч. 63 предназначен регистр, в котором совмещен аналитический и синтетический учет — это журнал-ордер № 3 (раньше — № 6).

    По каждой аналитической позиции приводятся данные по каждому счету поставщика и документу, подтверждающему оприходование ценностей, поступивших от него.

    Открывается журнал-ордер суммами незаконченных расчетов с поставщиками с прошлого месяца. Это незавершенные расчеты по акцептованным счетам и неотфактурированные поставки.

    Во втором разделе журнала-ордера отражаются данные по счетам-фактурам по ценностям, поступившим в отчетном месяце.

    По каждому счету поставщика отражается его номер, название поставщика, учетная стоимость поступивших ценностей, сумма к оплате, расписанная по позициям:

— за товар;

— НДС;

— за тару;

— ТЗР;

— и т. д.

    В конце строки отражаются отметки об оплате (№ корсчета, дата выписки банка, перечисленная сумма).

    При расчетах с поставщиками могут быть выявлены недостачи или излишки фактически поступившего количества по сравнению с данными поставщика. Излишки расцениваются по договорным или учетным ценам, приходуются и отражаются как неотфактурированная поставка. Отдел снабжения извещает поставщика.

    Если при приемке обнаружена недостача по вине поставщика, то на основании акта поставщику предъявляется претензия.

    Претензионное письмо составляет юрист, и он рассчитывает сумму претензии. Суммы претензий и неотфактурированных поставок отражаются в обособленных графах журнала-ордера.

    Таким образом, для учета расчетов с поставщиками предназначен комбинированный реестр, в котором синтетический учет совмещен с аналитическим. Поступившие ценности показываются в разрезе синтетических счетов и субсчетов, при этом используются два вида оценки:

1. Цены поставщика.

2. Учетная (текущая) цена.

    Все корректировочные записи в журнале-ордере делаются в конце месяца. Итоговые показатели журнала-ордера являются показателями синтетического учета по расчетам с поставщиками за поступившие от них ценности.

    Согласно Закону «О налоге на добавленную стоимость» действует порядок, при котором бюджет обязан возместить покупателю часть дополнительно уплаченной суммы за приобретенные материалы. НДС уплачивается по ставке 18 %.

    Поставщик в счете-фактуре указывает сумму к оплате с учетом НДС, и при этом выписывает налоговую накладную, где эта сумма еще раз дублируется.

    Расчеты с бюджетом по НДС ведутся на пассивном счете 64. Суммы, подлежащие возмещению предприятиям из бюджета, отражаются по дебету сч. 64.

    Итоговые суммы журнала-ордера № 6 отражаются в учете следующими проводками.

Оприходованы на склад поступившие от поставщиков:

топливо: 

Дт 203 Кт 63 å счета без НДС

Дт 64 Кт 63 НДС

запчасти: 

Дт 207 Кт 63å счета без НДС

Дт 64 Кт 63 НДС

тара: 

Дт 204 Кт 63 (НДС не накручивается)

    

Если поставщик в счет-фактуру включил согласно договору ТЗР, то они учитываются на сч. 20, но либо на отдельном аналитическом счете, либо на том же, где учтены ценности, поступившие от него.

Отражена сумма ТЗР, включенная в счет-фактуру поставщика:

Дт 20/ТЗР Кт 63

Дт 64 Кт 63

    При приобретении электроэнергии, магистрального газа, воды, не подлежащих хранению, в учете их оприходование по инвентарным счетам не отражается.

    По этим ценностям их приобретение и расходование отражается одновременно.

Акцептован счет энергосбыта за энергию потребленную:

на технологические цели:

Дт 23 Кт 63 å счета без НДС

Дт 64 Кт 63 НДС

на освещение цехов:

Дт 91 Кт 63 å счета без НДС

Дт 64 Кт 63 НДС

для нужд общезаводских служб:

Дт 92 Кт 63å счета без НДС

Дт 64 Кт 63 НДС

    

При заготовлении производственных запасов у предприятия возникают расходы по оплате услуг транспортных организаций, кроме тех, которые включены в счет поставщика.

    Расчеты с такими организациями ведутся на счете 685.

Акцептован счет автобазы за оказанные транспортные услуги по перевозке сырья, материалов, топлива, запчастей и т. д.:

Дт 20 Кт 372 å счета без НДС

Дт 64 Кт 372 НДС

    Обнаруженные при приемке излишки отражаются проводкой:

Дт 20 Кт 63

    Суммы недостач по вине поставщика, в том случае, если ему выставлена претензия, отражаются проводкой:

Дт 374 Кт 63

6. Бухгалтерский учет движения производственных запасов

    Первичные документы по движению материалов поступают в бухгалтерию со склада и из цехов. Здесь они группируются по складам, по синтетическим счетам, субсчетам и шифрам затрат.

    Итоги группировки первичных документов по приходу отражаются в ведомости прихода материалов. Аналогично, по расходным документам составляется ведомость расхода.

    Итоги этих ведомостей являются основанием для обобщения данных о движении материалов в сводной оборотной ведомости № 10 «Движение материальных ценностей в денежном выражении».

    Ведомость состоит из трех разделов. В ней формируются показатели о движении материалов в стоимостном выражении в разрезе отдельных групп, субсчетов и счетов.

    В разделе 1 приводятся данные о движении материалов по складам без разбивки по счетам и группам.

    В разделе 2 приводятся показатели по поступившим материальным ценностям в разрезе групп, счетов и субсчетов. Показатели этого раздела приводятся в учетных ценах и по фактической себестоимости заготовления (т. е. по первоначальной стоимости), т. е. здесь показываются суммы ТЗР.

    В разделе 3 показывается расход материалов, их остатки на складах в разрезе групп, счетов субсчетов в 2-х оценках:

По учетным ценам (FIFO, LIFO, средневзвешенной и т. д.).

По фактической себестоимости, т. е. с учетом доли ТЗР.

    Показатели ведомости № 10 в отношении учетной стоимости оставшихся на конец месяца материальных ценностей по складам сверяются с протаксированными остатками сальдовой ведомости. Так контролируется соответствие данных складского и бухгалтерского учета.

    Параллельно бухгалтер осуществляет группировку расходных документов по направлениям затрат (производство изделий «А», «Б», «В»; административные нужды; сбытовые нужды; исправление брака; социальные нужды; ликвидация последствий чрезвычайных событий и т. д.).

    Распределение стоимости израсходованных материалов по учетным ценам по синтетическим счетам и субсчетам производится в разработочной таблице № 1. Здесь же показывается распределение суммы ТЗР.

    Показатели разработочной таблицы № 1 являются основанием для составления проводок по списанию материалов и ТЗР.

    Эти проводки при журнально-ордерной форме учета отражаются в журналах-ордерах 5 и 5а (ранее — 10 и 10/1).

    Все операции по расходования производственных запасов и их списанию в связи с реализацией, безвозмездной передачей и утерей отражаются на крупных предприятиях на счетах класса 9. Исключением является расход материалов на технологические цели основного и вспомогательного производства; в этом случае используются счета 23, 24.

Отпущены материалы (сырье, топливо) на технологические цели основного и вспомогательного производства (Дт. 23 Кт 20).

Отпущены материалы на исправление забракованной продукции (Дт 24 Кт 20).

Отпущены вспомогательные материалы (топливо, запчасти, тара) на общецеховые нужды (Дт 91 Кт 20).

Отпущены материальные ценности для нужд общезаводских подразделений (Дт 92 Кт 20).

Отпущены тара и тарные материалы для затаривания готовой продукции на складе (Дт. 93 Кт 20).

Отпущены материалы на социальные нужды предприятия (Дт 94 Кт 20).

По накладным списаны отпущенные материалы в связи с их реализацией на сторону (Дт 90 Кт 20).

Отпущены материалы для работ по ликвидации последствий стихийных бедствий (Дт 99, Кт 20).

Отпущены материалы на работы по освоению новых видов продукции (Дт 39 Кт 20).

    ТЗР, учтенные на обособленном аналитическом счете по счету 20 списываются пропорционально стоимости отпущенных материалов по учетным ценам. Для обеспечения пропорциональности рассчитывается процент ТЗР:

111613 0243 2 Организация бухгальтерского учета производственных запасов предприятия и его совершенствование

    При помощи найденного процента определяется сумма ТЗР:

111613 0243 3 Организация бухгальтерского учета производственных запасов предприятия и его совершенствование

    Найденные таким образом суммы ТЗР списываются проводками, исходя из проводок, составленных по израсходованным материалам:

Дт 23, 24, 39, 90, 91, 92, 93, 94, 99 Кт 20/ТЗР

    Таким образом, в результате по дебету счетов затрат в два этапа отражается учетная стоимость израсходованных материалов и соответствующая доля ТЗР, т. е. израсходованные материалы показываются по фактической себестоимости.

    Эти расчеты производятся в ведомости № 10.

    Движение МБП отражается точно так же, как и материалов, но по счету 22.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

111613 0243 4 Организация бухгальтерского учета производственных запасов предприятия и его совершенствование

 

 

 

 

 

1.6 Отражение в учете инвентаризации производственных запасов

 

Уточнение фактического наличия материалов и других видов производится методом сплошной или выборочной инвентаризации.

    Инвентаризацию проводит инвентаризационная комиссия, создаваемая по приказу руководителя или контролирующих организаций, имеющих на это право.

    Инвентаризация проводится по следующим причинам:

-При смене материально-ответственных лиц.

-При передаче имущества в аренду или при приватизации предприятия.

-В случае пожара или стихийных бедствий.

-По требованиям контролирующих организаций.

-При установлении фактов хищений и злоупотреблений.

-Плановая ежегодная инвентаризация.

    До начала инвентаризации в карточках складского учета должны быть выведены количественные остатки. Все первичные документы должны быть переданы в бухгалтерию и обработаны. Факт сдачи всех документов подтверждается распиской.

    Инвентаризационные описи составляются по результатам фактического пересчета. Их данные сверяются с учетными данными, подготовленными бухгалтером. По тем позициям, по которым обнаружены расхождения, составляется сличительная ведомость. В ней отражается по каждой позиции недостача или излишек.

    По результатам сличительной ведомости проводится взаимный зачет излишков и недостач, являющихся результатом пересортицы.

    После отражения пересортицы подсчитывается недостача или излишек. Излишки должны быть оприходованы как доход предприятия, а недостачи рассматриваются комиссией с целью определения их причин:

— Естественная убыль при хранении на складе.

— Порча при хранении сверх норм естественной убыли.

Недостача.

    

Решение комиссии по поводу излишков и недостач, а также их причин фиксируется в протоколе заседания инвентаризационной комиссии и в акте по результатам инвентаризации. К акту прикладывается объяснительная записка материально-ответственного лица.

<

    Правила проведения инвентаризации регламентированы Основными положениями по инвентаризации. Порядок отражения в учете результатов инвентаризации регламентирован Стандартом 9, 15, 16 и Инструкцией по применению Плана счетов.

    Порядок расчета величины ущерба от порчи и хищений регламентирован Постановлением КМУ о 22.01.96 № 116 «Порядок определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей».

    Выявленные излишки приходуются; недостачи в пределах норм естественной убыли списываются на расходы предприятия, а похищенные ценности должны быть возмещены по сумме ущерба.

    Согласно Порядку № 116 размер убытков от хищения, недостачи, порчи материальных ценностей определяется по балансовой стоимости, но не ниже 50 % их балансовой стоимости.

    Размер ущерба определяется по формуле:

111613 0243 5 Организация бухгальтерского учета производственных запасов предприятия и его совершенствование, где

Бст

балансовая стоимость похищенного или уничтоженного объекта на момент установления факта недостачи;

А — 

сумма амортизационных отчислений, начисленных по объекту до момента обнаружения недостачи;

Iинф

общий индекс инфляции, рассчитанный Министерством статистики;

НДС — 

сумма НДС, рассчитанного в размере 20 % от всего предыдущего выражения;

АС — 

акцизный сбор исходя из установленных ставок на подакцизные материальные ценности;

К — 

коэффициент увеличения. Условия его применения определены спецпунктами порядка 116.

    

Размер ущерба отражается в БУ в том случае, если недостача превышает норму естественной убыли.

    Если недостача сверх норм естественной убыли произошла по вине неустановленных лиц или суд отказал во взыскании с материально-ответственных лиц, то такая недостача по истечению установленного срока списывается по решению судебных органов на финансовые результаты деятельности предприятия.

    В том случае, если установлено виновное лицо, то сумма недостачи в размере ущерба отражается как дебиторская задолженность виновного лица. Оно обязано погасить недостачу одноразово или путем регулярных возмещений в кассу предприятия или путем удержания из зарплаты виновника. Если виновное лицо не дает письменного согласия на удержание, то администрация должна обратиться в судебные органы.

    Для обращения администрации в суд по вопросам возмещения ущерба установлены следующие сроки:

За ущерб, причиненный при выполнении служебных обязанностей — 1 месяц со дня выявления ущерба.

Во всех других случаях — 1 год.

    Днем выявления ущерба является дата акта инвентаризационной комиссии.

    В бухгалтерском учете для отражения результатов инвентаризации, в том случае, если ими являются недостачи, предусмотрены специальные счета: 375 «Расчеты по возмещению материального ущерба» и 947 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

    В забалансовом учете в течение законодательно определенного срока отражаются суммы невозмещенных недостач и потерь от порчи ценностей. Для этой цели служит забалансовый счет 072.

    Сумма ущерба, по которому определено виновное лицо, и вина им признана, рассматривается как доход предприятия и отражается на счетах класса 7.

    Однако не вся сумма ущерба будет реальным доходом предприятия. Согласно методу начисления, доход и обязательства признаются не в момент движения денежных средств, а в момент определения суммы. По этому рассчитанный размер ущерба сразу будет расписан проводками в зависимости от того, чьим доходом является каждая составляющая его суммы.

Система бухгалтерских записей по учету результатов инвентаризации

Оприходованы материалы, топливо, обнаруженные в ходе инвентаризации (Дт 20 Кт 719).

В результате инвентаризации обнаружена недостача материалов по учетным ценам (Дт 947 Кт 20) — 100, в т. ч. 20 — в пределах норм, и 80 — сверх норм.

Учтена на забалансовом счете сумма недостачи по учетным ценам, подлежащая возмещению (Дт 072) — 80.

Отражена сумма, подлежащая возмещению виновным лицом, в том случае, если оно установлено (Дт 375 Кт 746) å = (80 ´ 1,15 + 18,4 + 0) ´ 2 = 220,8.

Уменьшается сумма начисленного дохода на величину налогового обязательства по НДС (Дт 746 Кт 641) — 36,8.

Подлежит перечислению в бюджет сумма разницы между суммой возмещения, проиндексированной учетной стоимостью недостачи и уже отраженной суммы НДС (Дт 746 Кт 642) – 92,0.

Оприходованы в кассу суммы, поступившие от виновника (Дт 301 Кт 375) — 220,8

Перечислены суммы в бюджет (Дт 641 Кт 311 36,8; Дт 642 Кт 311 92,0).

Списана с забалансового счета сумма недостачи (Кт 072) — 80.

Списаны расходы, возникшие в результате инвентаризации на финансовые результаты (Дт 793 Кт 947) — 100,0

Списаны доходы, возникшие в результате возмещения недостач (Дт 746 Кт 793) — 92,0.

Определен финансовый результат от отражения в учете недостачи по результатам инвентаризации (Дт 442 Кт 793) — 8,0.

Списаны доходы в сумме оприходованных излишков (Дт 719 Кт 793) — 20,0.

Списан на прибыль финансовый результат от оприходования излишков (Дт 793 Кт 441) — 20,0.

    В том случае, если виновное лицо не обнаружено или судебными органами отказано в возмещении, 375 счет не открывается, т. к. он может вестись только в разрезе фамилий конкретных виновников. В этом случае сумма недостачи по учетным ценам, учтенная на счете 947, будет списана на счет 79.

 

Учет переоценки производственных запасов

    

Переоценка производственных запасов производится по решению руководства предприятия с целью приведения оценки к реальной стоимости в сегодняшних рыночных условиях, т. е. к справедливой стоимости.

    Переоценка в сторону увеличения производится в основном в результате действия инфляционных процессов в экономике.

    Уценка производится в связи с потерей части стоимости из-за старения запасов, изменения конъюнктуры рынка, в связи с потерей потребительских свойств из-за чрезвычайных обстоятельств и производственных аварий.

    Переоценка проводится по приказу руководителя предприятия, и для выполнения этого процесса создается комиссия.

    Обязательным этапом является инвентаризация. Проводится она по стандартным правилам, но пересчету подвергаются лишь ценности, отраженные в приказе директора. Заканчивается инвентаризация составлением акта.

    После того, как учетные данные приведены в соответствие с фактическим наличием ценностей, в акте переоценки производится расчет новой стоимости и суммы уценки или дооценки.

    К акту переоценки прилагается ведомость переоценки, куда заносят все позиции, в разрезе номенклатурных номеров переоцениваемых запасов.

    В приказе директора должен быть указан источник финансирования переоценки.

    Если переоценка производится по решению правительства, то в Указе Президента или других нормативных актах источником финансирования определяются: средства бюджета, уставный капитал предприятия, собственные средства предприятия.

    Переоценка, проводимая по решению руководства предприятия, финансируется за счет собственных средств предприятия:

финансовые результаты текущего периода;

финансовые результаты предыдущих периодов;

средства целевого финансирования;

остатки фондов экономического стимулирования.

    Уценка на тех предприятиях, где переоценка проведена по решению администрации, признается расходами предприятия, а дооценка признается доходом предприятия.

    Доходы и расходы, возникающие в результате переоценки, признаются в том периоде, который соответствует дате акта.

    В учете отражается не стоимость по новым ценам, а лишь разницы между новой и старой стоимостью, т. е. суммы уценки или дооценки.

    Если дооцениваются производственные запасы, появившиеся в результате взноса в уставный капитал, то увеличивается дополнительный капитал, что отражается на счете 42.

Система бухгалтерских записей по учету переоценки

Отражена дооценка производственных запасов:

относимая на увеличение дополнительного капитала (Дт 20 (22) Кт 423);

относимая на финансовые результаты (Дт 20, 22 Кт 745).

Уценка отражена в составе расходов предприятия (Дт 946 Кт 20, 22).

 

 

2.Экономическая характеристика ИП Рокотянский А. М.

 

ИП Рокотянский А. М.учреждено в 2002 году , самостоятельно организует и осуществляет свою хозяйственную деятельность.

Предприятие является юридическим лицом, имеет права и несет обязанности, связанные с его деятельностью. Оно имеет: печать и штамп со своим наименованием, самостоятельный баланс, расчетный счет. Местонахождение предприятия: г. Краснодар, ул. Ростовское шоссе, 12

ИП Рокотянский А. М.– магазин, имеющий универсальный ассортимент продовольственных товаров. По товарному составу товары делятся на группы: молочные и жировые товары (масло сливочное, маргарин, сметана, сыры, творожная масса), хлебобулочные товары (хлеб печеный, бараночные изделия, сухари), кондитерские товары (карамель, ирис или драже, конфеты глазированные, неглазированные, мармелад, пастила и зефир, печенье и вафли, пряники и коврижки), бакалейные товары (крупа, макаронные изделия, мука и крахмал, сахар песок, кофе в зернах, поваренная соль), алкогольные напитки, соки и другие безалкогольные напитки, мясные товары (колбасы варено-копченые, колбасы вареные, сосиски, сардельки, колбасы полукопченые, колбасы сырокопченые), рыбные и мясные консервы. Магазин работает ежедневно с 900 до 1800, обед с 1300 до 1400.

Предприятие самостоятельно устанавливает цены на товары, организует обеспечение магазина необходимыми товарами и реализует их, согласно заключенным договорам с предприятиями, торгующими и другими организациями, а также с гражданами.

 

ИП Рокотянский А. М.осуществляет учет результатов работ, ведет оперативный, бухгалтерский и статистический учет по нормам, действующим в Российской Федерации.

Ответственность за деятельность общества, организацию бухгалтерского учета на предприятии, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет директор предприятия.

Штатное расписание предприятия: директор, гл.бухгалтер, бухгалтер, 2 продавца-кассира, грузчик.

Главная цель предприятия заключается в получении доходов от торгово-закупочной деятельности, не противоречащей действующему законодательству, направленной на решение социально-экономических интересов трудового коллектива.

 

Источником формирования финансовых ресурсов предприятия являются:

— прибыль, полученная от реализации продукции, работ, услуг, а также других видов хозяйственной и внешнеэкономической деятельности;

— амортизационные отчисления;

— средства от продажи ценных бумаг;

— кредиты и другие поступления, не противоречащие закону.

Предприятие реализует продукцию по ценам и тарифам, устанавливаемым Предприятием в соответствии с действующим законодательством.

Бухгалтерский учет на предприятии ведется согласно положению о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, Законами и Положениями о туристической деятельности в РФ и другим нормативно-инструктивным документам с учетом последующих дополнений и изменений в них.

Бухгалтерский учет ведется с применением журнально-ордерной формы учета.

Главный бухгалтер обеспечивает контроль и отражение на счетах всех хозяйственных операций, предоставление оперативной и результативной информации в установленные сроки по схеме документооборота.

Предприятием, в соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального Закона от 21. 11.96 № 129-ФЗ о бухучете, п. 5 Положения по бухгалтерскому учету разработана учетная политика. На 2002 год учетная политика принята Приказом по предприятию №1 от 4.01.2002 г. (ПБУ 1/98, утвержденного приказом Минфина России от 09.12.98 № 60 и частью II Налогового Кодекса РФ) с учетом изменений, вводимых с января 2002 года.

На предприятии есть четкое распределение служебных обязанностей между работниками бухгалтерии, утвержденное руководителем, необходимое для правильной организации бухгалтерского учета и повышения ответственности работников за выполнением своих обязанностей.

На предприятии некоторые области бухгалтерского учета автоматизированы. На компьютерах ведется учет заработной платы, основных средств, материалов, учет кассовых и банковских операций, что позволяет говорить о повышенном контроле и достоверности результатов в этих областях учета.

Вся поступающая готовая продукция от поставщиков, как правило, сдается на склад в подотчет материально-ответственному лицу.

Отгрузка (отпуск) готовой продукции производится в порядке продажи в соответствии с заключенными договорами или путем свободной продажи через розничную торговлю.

В бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), то есть конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.

 

Для учета проданной продукции (работ, услуг) используется активно-пассивный счет 90 «Продажи», субсчет «Выручка». При помощи этого счета предприятие выявляет результат своей хозяйственной деятельности в части произведенной и реализованной продукции (работ, услуг).

В течение месяца на счете 90 «Продажи» стоимость отгруженной (отпущенной) продукции (включая НДС, налог с продаж и другие платежи) отражается записью:

 

Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Кт 90 «Продажи», субсчет «Выручка».

 

Одновременно себестоимость отгруженной или предъявленной покупателю продукции списывается:

Дт 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»

Кт 43 «Готовая продукция».

 

При методе продажи «по отгрузке», делается запись:

Дт 90 «Продажи», субсчет «Налог на добавленную стоимость».

Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам».

 

Поступившие платежи за проданную продукцию учитывают по:

Дт 51 «Расчетные счета»

Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

 

По окончании каждого месяца бухгалтерия предприятия сопоставляет сумму итогов дебетовых оборотов по субсчетам 90-2, 90-3, 90-4 и т.д. с итогом кредитовых оборотов по субсчету 90-1. Полученный результат представляет собой прибыль или убыток от продаж за месяц. Эту сумму заключительным оборотом отчетного месяца списывают проводкой:

а) Если получена прибыль –

Дт 90 «Продажи», субсчет 9 «Прибыль/ убыток от продаж»

Кт 99 «Прибыли и убытки»;

 

б) Если получен убыток –

Дт 99 «Прибыли и убытки»

Кт 90 «Продажи», субсчет 9 «Прибыль/ убыток от продаж».

 

Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» по окончании каждого месяца сальдо не имеет.

 

В условиях рыночных отношений повышается ответственность и самостоятельность предприятия в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективности его деятельности. Эффективность производственной и финансовой деятельности предприятия выражается в достигнутых финансовых результатах.

Таблица 1.

Структура финансовых результатов в тыс. руб.

Показатели 

2003 

2004  

Изменение

1.Выручка от реализации продукции

59,5 

85,5 

26,0 

2.Себестоимость реализации услуг 

7,5 

11,6 

4,1

3.Прибыль (убыток) от реализации продукции

19,9 

32,1 

12,2 

4.Прочие внереализационные расходы

15,6 

20,3 

4,7 

5.Прибыь (убыток) отчетного периода

22,5 

34,4 

11,9 

 

Структурный анализ финансовых результатов показал, что основным источником его формирования является прибыль от реализации продукции.

В отчетном году прибыль составила 34, 4 тыс. рублей, а в 2003году – 22,5 тыс. руб. Следовательно, прибыль возросла на 11,9 тыс. руб.

 

 

2.1. Документальное оформление поступления товаров.

 

 

На предприятии порядок и сроки приема товаров по количеству, качеству и комплексности и его документальное оформление регулируются условиями поставки, договорами купли-продажи и инструкциями о порядке приемки товаров по количеству, качеству и комплексности.

Приемку товара осуществляет продавец-кассир; сверяет количество, указанное в накладной с фактическим количеством, наличие сертификата соответствия на данный товар.

Накладная является приходным товарным документом при поступлении товаров.

В накладной указываются номер и дата выписки; наименование поставщика и покупателя; наименование и краткое описание товара, его количество (в единицах), цена и общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимость) отпуска товара. Накладная подписывается материально-ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар, и заверяются круглыми печатями организаций поставщика и получателя.

Накладная оформляется в двух экземплярах, первый остается у поставщика, другой – у получателя.

Параллельно с накладной выписывается счет-фактура (в двух экземплярах).

В счет-фактуре указаны: порядковый номер счет-фактуры; наименование и регистрационный номер поставщика товара, наименование товара, стоимость товара, сумма налога на добавленную стоимость, дата представления счет-фактуры.

Первый экземпляр представляется поставщиком покупателю и дает право на зачет сумм налога на добавленную стоимость в порядке, установленном Федеральным законом.

Счет-фактуры и накладные, предъявляемые поставщиками, регистрируются в книге покупок в хронологическом порядке по мере оприходования приобретаемых товаров.

Книга покупок прошнурована, а ее страницы пронумерованы и скреплены печатью. Контроль за правильностью ведения книги осуществляет гл. бухгалтер. Срок хранения книги покупок полных 5 лет с даты последней записи.

Возврат товара поставщику при обнаружении брака в процессе реализации товара стандарту или согласованному образцу по качеству осуществляется путем оформления расходной накладной. Условия возврата товара поставщику могут быть различны и оговариваются в договоре поставки. При нарушении правил приема и сроков получатель лишается возможности предъявления претензий поставщикам.

Оформленные документы на приемку товаров являются основанием для расчетов с поставщиками и их данные не могут быть пересмотрены после приемки товаров.

Поступающие товары приходуются в день окончания их приемки по фактическому количеству и сумме. Главный бухгалтер устанавливает цены на поступившие товары, продавец оформляет ценник.

Содержание ценника: наименование товара, цена за единицу, производитель; на обратной стороне ценника обязательно проставляется дата поступления, номер накладной.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденное приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 г. № 44н

  2. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552, и изменениями и дополнениями к указанному Положению, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 661.
  3. Астафурова Л. А. «Учет и отчетность в магазине». – М.: Экономика, 1990. – 174с.
  4. Беллявский И. К. «Статистика торговли». – М.: Финансы и статистика, 1983. – 351 с.
  5. Бизюк В. И. . «Торгово-техническое оборудование». – М.: Экономика, 1990. – 190с.
  6. Байков В. П. «Решения экономии в торговли». – М.: Экономика, 1986. – 94с.
  7. Бразовский Д. И. «Основы товароведения». – М.: Экономика, 1983. – 352с.
  8. Глазунова В. В. «Торговая реклама». – М.: Экономика, 1982. – 176с.
  9. Голубов В. И. «Основы организации бухгалтерского учета и АСУ в торговле». – М.: Экономика, 1981. – 88с.
  10. Данько Т. П., Окрут З. М., Скомарцев Н. З. «Управление торговлей». – М.: Экономика, 1985. – 248с.
  11. Зернов Л. С., Зуев М. П., Смирнов В. И. «Основы бухгалтерского учета в торговле». – М.: Экономика, 1987. – 263с.

 

  1. Кожинов В.Я. «Бухгалтерский учет, прогнозирование финансового результата», изд. Экзамен, Москва 1999.
  2. Кондраков Н.П. «Бухгалтерский учет», изд. Инфра – М, Москва 1999.
  3. Макальская М.Л., Денисов
    А.Ю. Самоучитель по бухгалтерскому учету: Учеб. пособие. – 13-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2002
  4. Наговицина Л. П. «Как управлять товарными запасами». – М.: Экономика, 1989. – 111с.
  5. Саянко О.П., Щевяков Ю.Е. «Культура потребления». – М.: Московский рабочий, 1986. – 142 с.
  6. Самсин А.И., Плотов М.Б., Кашелева И.И. «Эстетика в торговле». — М.: Экономика, — 1984. – 168 с.
  7. Гончаров И.А., Горин М.А., Лабезник Е.Д. «Сборник задач по организации и технике торговли». — М: Экономика, — 1983. – 160 с.
  8. Сребнник Б.Б. «Экономика торговли». — М.: Экономика, — 1983. – 256 с.
  9. Столмов Л.Ф. «Рынковедение». — М.: Экономика, — 1983. – 232 с.
  10. Тихоновский В.Г. «Гастрономические товары (товароведение) ». — М.: Высшая школа, — 1984. – 192 с.
  11. Тихоновский В.Г. «торговая реклама и основы декорирования». — М.: Высшая школа, — 1987. – 159 с.
  12. Харламов А.И, Ионсен И.А., Сщинцев И.А «Бухгалтерский учет в торговле». — М.: Экономика, — 1987. – 223 с.
  13. Рынок. Бизнес. Коммерция. Экономика. Толковый терминологический словарь / сост. В.А. Калашников., под.общ.ред. Л.П. Дашкова. – М.: Иформационновнедренческий центр «Маркетинг», 1994. – 219 с.
  14. Основы экономической теории. Учебное пособие /под ред. Комаева В.Д. – М.: изд-во МГТУ им. Баумана, 1996. – 284 с.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Таблица 1

Товарооборачиваемость за 2003 год

Товарные группы 

Товарооборот за 2003 г., тыс.руб. 

Товарные запасы 

Средние товарные запасы, тыс.руб.

Скорость товарного обращения, раз 

Время товарного обращения, дни

На 1.1.

На 1.4. 

На 1.7. 

На 1.10. 

На 1.1.2004 

Хлебобулочные  

244,5 

0,3 

1,1 

0,6 

0,8 

0,3 

0,7 

349,3 

1,0 

Кондитерские 

24,3 

0,6 

0,7 

1,2 

1,5 

0,6 

1,0 

24,3 

14,8 

Бакалейные 

53,1 

1,4 

0,8 

1,8 

4,0 

1,4 

2,0 

26,1 

13,6 

Молочные и жировые

24,1 

0,4 

0,7 

0,6 

0,9 

0,8 

0,7 

34,4

10,5 

Мясные 

8,3 

0,2 

0,4 

0,3 

0,3 

0,2 

0,3 

27,7 

13,0 

Безалкогольные 

17,3 

0,2 

0,7 

0,2 

0,5 

0,2 

0,4 

43,3 

8,3 

Консервы 

12,3 

0,6 

1,0 

0,8 

0,4 

0,6 

0,7 

17,6 

20,5 

Итого 

383,9 

3,7 

5,4 

5,5 

8,4 

4,1 

5,8 

66,2 

5,4 

 

 

Приложение 2

Таблица 2

Товарооборачиваемость за 2004 год

Товарные группы 

Товарооборот за 2004 г., тыс.руб. 

Товарные запасы 

Средние товарные запасы, тыс.руб.

Скорость товарного обращения, раз 

Время товарного обращения, дни

На 1.1. 

На 1.4. 

На 1.7. 

На 1.10. 

На 1.1.05 

Хлебобулочные  

215,9 

0,1 

0,9 

0,5 

0,8

0,3 

0,6 

359,8 

1,0 

Кондитерские 

21,6 

0,4 

0,9 

0,8 

1,1 

0,6 

0,9 

24,0 

15,0 

Бакалейные 

46,8 

1,0 

2,1 

0,8 

3,5 

1,4 

1,9 

24,6 

14,6 

Молочные и жировые

21,6 

0,4 

0,7 

0,5 

0,8 

0,4 

0,6 

36,0 

10,0 

Мясные 

7,2 

0,4 

0,3 

0,2 

0,4 

0,2 

0,3 

24,0 

15,0 

Безалкогольные 

15,7 

0,2 

0,5

0,4 

0,1 

0,2 

0,3 

47,6 

7,5 

Алкогольные  

11,0 

0,2 

1,4 

2,1 

0,0 

0,0 

0,9 

12,2 

30,0 

Консервы 

10,8 

0,8 

0,6 

0,7 

0,4 

0,6 

0,6 

18,0 

20,0 

 

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.95MB | MySQL:116 | 2,488sec