Понятие несостоятельности (банкротства) организации

<

111013 1716 1 Понятие несостоятельности (банкротства) организации26 октября 2002 г. в России вступил в действие Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В Законе дано определение понятия несостоятельности (банкротства): «Несостоятельность (банкротство)
признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».

В статье 3 Закона оговариваются признаки банкротства и юридического, и физического лица:

  1. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.
  2. Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

    3. Положения, предусмотренные пунктами 1 и 2, применяются, если иное не установлено законом.

    Это основные признаки банкротства. Кроме того, если иное не предусмотрено настоящим законом, дело о банкротстве может быть возбуждено, если требования к должнику—юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 000 рублей, а к должнику—гражданину — не менее 10 000 рублей, а также имеются признаки банкротства, установленные статьей 3 Федерального закона.

    Обобщая сказанное, можно сделать вывод: несостоятельным должен быть признан должник, имущества, и в том числе денежных средств, которого не хватает для погашения требований всех кредиторов в полном объеме и в нужные сроки.

    Банкротству предприятия предшествует финансовый кризис. Финансовый кризис предприятия представляет собой одну из наиболее серьезных форм нарушения его финансового равновесия, отражающую циклически возникающие на протяжении его жизненного цикла под воздействием разнообразных факторов противоречия между фактическим состоянием его финансового потенциала и необходимым объемом финансовых потребностей, несущую наиболее опасные потенциальные угрозы его функционированию.

    2. Региональные программы реформирования, реструктуризации и финансового оздоровления

     

    С введением в действие закона РФ №127-ФЗ от 26.10.02 г. «О несостоятельности (банкротстве)», на фоне совершенствования судебных процедур банкротства, законодателями оказались упразднены внесудебные механизмы государственного регулирования процессов финансового оздоровления и профилактики банкротств. В рамках работы Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО РФ) комплекс превентивных мер объединял в себе практически все проблемные блоки предприятий, независимо от их формы собственности, отраслевой принадлежности, уровня финансовой устойчивости и иных характеристик.

    При этом проводимая в настоящее время реформа Правительства РФ, с комплексной перестройкой системы всех министерств и ведомств на федеральном уровне, предусматривает упразднение в числе иных и ФСФО РФ. Спектр функций ФСФО, передаваемых вновь создаваемым ведомствам, до конца не урегулирован.

    В результате сегодня на законодательном уровне полностью утрачен комплекс превентивных мер при работе с кризисными предприятиями, наработанный за период с 1994 по 2002 г. ФСФО РФ и включавший в себя:

  • систему межведомственных балансовых комиссий по работе с предприятиями-недоимщиками в фискальную систему;
  • систему финансового мониторинга крупных, экономически и социально значимых предприятий;
  • систему мониторинга платежеспособности государственных предприятий и акционерных обществ с долей государства более 25 %;
  • систему оказания государственной финансовой поддержки неплатежеспособным государственным предприятиям и акционерным обществам с долей государства более 25 % на возвратной и безвозвратной основе;
  • систему управления неплатежеспособными государственными предприятиями по договору подряда с антикризисными управляющими;
  • механизмы смены собственности через обязательную приватизацию и внесение изменений в планы приватизации предприятий-должников, продажу нереализованных пакетов акций и предприятий на торгах с обязательными условиями погашения фискальной задолженности и инвестирования в кризисный бизнес для его реабилитации и др.

    Благодаря функционированию указанного выше спектра внесудебных процедур, в специальном ежеквартальном мониторинге находились также предприятия ВПК, спиртовой и ликероводочной промышленности, гостиничного бизнеса, иные.

    Внесудебные механизмы работы с кризисными предприятиями, охватывая подавляющую их часть, позволяли своевременно выявлять кризисные объекты и применять к ним более щадящие механизмы, давали реально ощутимый фискальный эффект, усиливая платежно-расчетную дисциплину предприятий-должников и пополняя бюджеты всех уровней, способствовали реструктуризации бизнеса предприятий (избавлению от излишних и непрофильных активов, частичному перепрофилированию) и поиску эффективных собственников, сохранению производств и, как следствие, обеспечению занятости населения и сохранению налогоплательщиков.

     

    3. Процедура внешнего управления. Внешний управляющий, его права и функции. Методы по восстановлению платежеспособности

     

    По своему экономическому содержанию внешнее управление представляет собой осуществляемый в целях восстановления платежеспособности должника комплекс мер по его финансовому оздоровлению за счет выявления и использования внутренних резервов должника, а также привлечения внешних финансовых ресурсов.

    По своей правовой природе внешнее управление (судебная санация) — это процедура банкротства, которая применяется к должнику при наличии реальной возможности восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.

    Внешний управляющий имеет право:

    распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом;

    заключать от имени должника мировое соглашение;

    заявлять отказ от исполнения договоров должника в соответствии со статьей 102 настоящего Федерального закона;

    предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований настоящего Федерального закона;

    осуществлять иные предусмотренные настоящим Федеральным законом действия.

    Внешний управляющий обязан:

    принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию;

    разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов;

    вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;

    заявлять в установленном порядке возражения относительно предъявленных к должнику требований кредиторов;

    <

    принимать меры по взысканию задолженности перед должником;
    вести реестр требований кредиторов;

    реализовывать мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом;
    информировать комитет кредиторов о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;

    представить собранию кредиторов отчет об итогах реализации плана внешнего управления;

    осуществлять иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.

    Мероприятия по оздоровлению разделяются на две группы: финансовые по восстановлению платежеспособности организации-должника; организационные в целях восстановления прибыльности организации.

    Финансовое оздоровление, в свою очередь, может быть подразделено на оздоровление: без привлечения дополнительных средств; с привлечением дополнительных средств.

    Одним из направлений финансовой санации предприятия, осуществляемой им совместно с партнерами по хозяйственной деятельности (кредиторами и инвесторами), является реструктуризация его задолженности.

    Под реструктуризацией задолженности предприятия понимается комплекс мероприятий по преобразованию его долговых обязательств, направленных на погашение текущих требований.

    Мерами по восстановлению платежеспособности должника могут быть: перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных производств; взыскание дебиторской задолженности; продажа части имущества должника; уступка прав требования должника; исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника — юридического лица или третьим лицом (третьими лицами); размещение дополнительных акций должника; продажа предприятия (бизнеса) должника; замещение активов организации; иные способы восстановления платежеспособности должника.

     

     

     

     

    4. Учет краткосрочной и долгосрочной кредиторской задолженности

     

    Банкротство предприятий является следствием неэффективной ценовой, инвестиционной и финансовой политики, но массовое банкротство предприятий может вызвать серьезные негативные социальные последствия.

    Правовое регулирование функционирования несостоятельных организаций предопределяет значительные отличия в построении бухгалтерского учета, формировании отчетности и проведению аудиторской проверки на предприятии-банкроте от его ведения на действующих хозяйственных субъектах.

    Результатом банкротства предприятия может стать, как внешнее управление, направленное на восстановление платежеспособности предприятия-банкрота, так и принудительное прекращение хозяйственной деятельности неплатежеспособной организации по решению арбитражного суда с открытием конкурсного производства, по завершении которого, юридическое лицо как субъект права ликвидируется. При этом, на каждой стадии банкротства предприятия назначается арбитражный управляющий, основной целью работы которого является обеспечение имущественных интересов кредиторов должника на основе сохранности оставшегося имущества, либо последующего справедливого распределения этого имущества между кредиторами в соответствии с положениями действующего законодательства.

    Отчетность несостоятельного предприятия, сформированная в соответствии с требованиями существующего законодательства, не отражает реального положения дел данного экономического субъекта.

     При составлении годовой бухгалтерской отчетности в Приложении к бухгалтерскому балансу (форма N 5) организация обязана выделить в составе кредиторской задолженности следующие ее виды:

    — по расчетам с поставщиками и подрядчиками (кредит счетов 60 и 76);

    — по авансам полученным (кредит счета 62);

    — по расчетам по налогам и сборам (кредит счета 68);

    по предоставленным кредитам и займам (кредит счетов 66 и 67);

     — прочую задолженность (кредит счетов 69, 71, 73, 75).

    Кредиторская задолженность должна числиться в учете либо до даты ее погашения организацией (взыскания контрагентом), либо до даты ее списания с учета.

    По истечении срока исковой давности кредиторская задолженность списывается по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации (п. 78 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.98 N 34н).

    Поскольку информация о состоянии расчетов с кредиторами раскрывается в бухгалтерской отчетности организации, то несписание задолженности в срок приведет к недостоверности отчетности. Кроме того, данная операция влияет на финансовые результаты организации (увеличивает бухгалтерскую прибыль). Поэтому нарушать сроки списания задолженности нельзя.

    По результатам проведенной инвентаризации задолженности выявляются обязательства с истекшим сроком исковой давности. Письменным обоснованием списания конкретного обязательства служит бухгалтерская справка. На ее основании руководителем организации издается приказ (распоряжение) о списании кредиторской задолженности.

    Списанная кредиторская задолженность учитывается организацией на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в составе внереализационных доходов (п. 8 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 N 32н).

    Задолженность признается доходом в сумме, в которой она была отражена в бухгалтерском учете (с учетом НДС) в том отчетном периоде, в котором срок исковой давности истек (п. 10.4, 16 ПБУ 9/99).

    Эта операция отражается в учете следующей проводкой.

     Д-т сч. 60 (62, 76, 66, 67, 73) К-т сч. 91/1 — отражена в доходах сумма списанной кредиторской задолженности (включая НДС).

    Если списывается задолженность за полученные товары (работы, услуги), то возникает вопрос: как поступить с суммой НДС, предъявленной поставщиком и числящейся по дебету счета 19 при списании задолженности? Нормативные документы по бухгалтерскому учету не содержат ответа. По нашему мнению, сумму «входящего» НДС при списании задолженности следует включить в состав прочих внереализационных расходов (п. 12 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н), отразив проводкой по кредиту счета 19 в корреспонденции с дебетом счета 91 «Прочие доходы и расходы».

     

    5. Практическое задание

     

    ООО «Зебра» находится под процедурой банкротства – «конкурсное производство».

    Во время проведения процедуры банкротства были следующие хозяйственной операции:

    1. При проведении инвентаризации выявлено:

    А) недостача основных средств на сумму 60000 руб. с амортизацией 3700 руб.

    Б) излишки товаров на сумму 16200 руб.

    В) недостача новых основных средств, которая была удержана из зарплаты работников ан сумму 11600 руб.

    2. Произведен взаимозачет дебиторской задолженности (18200 руб.) и кредиторской задолженности с ООО «Финист» (78000 руб.).

    3. При выверке расчетов с ИМНС и внебюджетные фондами начислено дополнительно:

    в бюджет – 230000, 12000 – штрафные санкции;

    в пенсионный фонд – 120000, 12300 – штрафные санкции.

    Заполните нижеуказанную таблицу.

     

    Содержание хозяйственной операции

    Документ 

    Дебет 

    Кредит 

    Примечание 

           

     

    Составьте реестр требований кредиторов.

    Составьте ликвидационный баланс по всем стадиям ликвидации ООО «Зебра»

     

     

    6. Анализ стабильности доходов и оценки результатов финансово-хозяйственной деятельности

     

     

    Финансовая деятельность хозяйствующего субъекта отражает организацию денежных (финансовых) отношений, связанных с формированием и использованием его капитала, доходов и денежных фондов.

    Одна из задач управления финансовой деятельности организации — выявить взаимосвязи между денежными потоками и прибылью, т. е. установить, получена ли прибыль в результате эффективного использования денежных средств или за счет иных факторов.

    Основная цель финансовой деятельности — авансирование капитала в производственно-торговый процесс для последующего его увеличения за счет полученной прибыли.

    Прибыль выражает форму дохода предприятия, образованного за счет всех видов деятельности. Как стоимостная категория она представляет собой конечный финансовый результат деятельности предприятия. При прочих равных условиях прибыль является показателем, который наиболее полно характеризует результативность производства, объем и качество произведенной продукции (работ, услуг), состояние производительности труда и уровень себестоимости. Прибыль — один из основных финансовых показателей бизнес-плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляют финансирование мероприятий по производственному, научно-техническому и социальному развитию хозяйствующих субъектов любой формы собственности.

    Необходимым условием нормальной финансовой деятельности служит сохранение достаточной платежеспособности, ликвидности и деловой активности в течение отчетного и прогнозного периодов. Составным элементом финансовой деятельности служит экономическое воздействие на контрагентов, которое гарантирует выполнение ими договорных обязательств перед предприятием.

    У любого хозяйствующего субъекта возникают разнообразные денежные отношения между:

    – предприятием и занятыми на нем работниками; эти отношения выражаются в выплате персоналу доходов по ценным бумагам (процентов и дивидендов), в оказании работникам материальной помощи и платных услуг социального характера из фонда потребления, образуемого из чистой прибыли;

    – предприятием и поставщиками по поводу оплаты материальных ценностей, оборудования и услуг;

    – предприятием и потребителями его продукции по поводу образования выручки от реализации товаров, работ и услуг;

    – предприятием и негосударственными финансовыми институтами (коммерческими банками, фондовыми биржами, инвестиционными фондами, страховыми компаниями и др.);

    – предприятием и правообладателями в связи с выплатой вознаграждения по договору коммерческой концессии;

    – предприятием и учредителями доверительного управления имуществом, а также выгодоприобретателями по поводу имущества, полученного в доверительное управление, и передачи прибыли от такого управления;

    – предприятием-лизингополучателем и лизингодателем по договору финансовой аренды (лизинга) в связи с выплатой обязательных лизинговых платежей;

    – предприятием и налоговыми органами, пенсионными, страховыми и иными государственными внебюджетными фондами по поводу уплаты в бюджет налогов, сборов и страховых взносов (в форме единого социального налога);

    – предприятием и финансовыми органами при получении ассигнований из бюджета на определенные цели (например, на финансирование капиталовложений, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и пр.);

    – предприятием и центральной компанией финансово-промышленной группы в связи с перераспределением доходов внутри группы — между участниками, а также:

    – отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) хозяйствующего субъекта в связи с приостановлением его текущих платежей;

    – отношения, возникающие при слиянии, поглощении и разделении предприятий;

    – отношения между предприятием и другими товарищами по поводу вкладов в соответствии с договором простого товарищества и распределения прибыли, полученной в результате их совместной деятельности, и др.

     

    Список литературы

     

  1. О несостоятельности (банкротстве): ФЗ РФ от 26 окт. 2002 г. // Российская газета.. 2002. 30 окт.
  2. Информационное письмо ВАС РФ «Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве)» от 7 августа 1997 г. № 20 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации . №. 10, 1997 г
  3. Балдин К.В., Белугина В.В., Галдицкая С.Н., Передярев И.И. Банкротство предприятия. Аннализ, учет, прогнозирование. М., 2007.
  4. Кукина И.Г. Учет и анализ банкротств. М., 2007.
  5. Федорова Г.В. Учет и анализ банкротств. М. , 2006.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.13MB | MySQL:125 | 1,407sec