Реальные бизнес-инвестиции в деятельность коммерческого предприятия

<

091313 1254 1 Реальные бизнес инвестиции в деятельность коммерческого предприятия

2 Виды и типы инвестиций

Одной из важнейших сфер деятельности любого предприятия является инвестиционная, то есть операции, связанные с вложением денежных средств в реализацию проектов, которые будут обеспечивать получение предприятием выгод в течение определенного периода времени.

В коммерческой практике принято различать следующие типы таких инвестиций:

— инвестиции в основные средства;

— инвестиции в нематериальные активы;

— инвестиции в денежные активы.

Под денежными активами понимаются право на получение денежных сумм от других физических и юридических лиц, например депозиты в банке, облигации, акции и т.д.

Инвестиции в основные средства и нематериальные активы принято называть инвестициями в реальные активы. Оба типа инвестиций имеют большое значение для сохранения жизнеспособности предприятия и его развития.

Подготовка и анализ инвестиций в реальные активы существенно зависят от того, какого рода эти инвестиции, т.е. какую из стоящих перед предприятием задач необходимо решить с их помощью. С этих позиций все возможные разновидности инвестиций можно свести в следующие основные группы:

1. «Вынужденные инвестиции», необходимые для соблюдения законодательных норм по охране окружающей среды, охраны труда, безопасности товаров, либо иных условий деятельности, которые не могут быть обеспечены только за счет совершенствования управления;

2. Инвестиции для повышения эффективности. Их целью является прежде всего создание условий для снижения затрат фирмы за счет замены оборудования, обучения персонала или перемещения производственных мощностей в регионы с более выгодными условиями производства;

3. Инвестиции в расширение производства. Задачей такого инвестирования является расширение возможностей выпуска товаров для ранее сформировавшихся рынков в рамках уже существующих производств;

4. Инвестиции в создание новых производств. Такие инвестиции обеспечивают создание новых предприятий, которые будут выпускать ранее не изготавливавшиеся предприятием товары (или оказывать новый тип услуг) либо позволяет предприятию предпринять попытку выхода с ранее уже выпускавшимися товарами на новые для него рынки;

5. Инвестиции в исследования и инновации.

Причиной, заставляющий вводить такого рода классификацию инвестиций, является различный уровень риска, с которым они сопряжены.

Логика такой зависимости между типом инвестиций и уровнем их риска очевидна: она определяется степенью опасности не угадать возможную реакцию рынка на изменение результатов работы предприятия после завершения инвестиций. Ясно, что с этих позиций исследования и инновации, сопряжены с очень высокой степенью неопределенности, тогда как повышение эффективности (снижение затрат) в производстве уже принятого рынком товара несет минимальную опасность негативных последствий инвестирования.

Реальные (прямые) инвестиции — любое вложение денежных средств в реальные активы, связанное с производством товаров и услуг для извлечения прибыли. Это вложения, направленные на увеличение основных фондов предприятия как производственного, так и непроизводственного назначения.

Реальные инвестиции реализуются путем нового строительства основных фондов, расширения, технического перевооружения или реконструкции действующих предприятий.

Основу инвестиционной деятельности предпринимательской фирмы составляет прямое инвестирование. В современных условиях хозяйствования данная форма инвестирования для многих фирм является единственным направлением инвестиционной деятельности. Реальные инвестиции позволяют фирмам осваивать новые товарные рынки и обеспечивать постоянное увеличение своей рыночной стоимости.

В зависимости от задач, которые ставит перед собой фирма в процессе инвестирования, все возможные прямые инвестиции сводятся в следующие основные группы:

– обязательные инвестиции (или инвестиции ради удовлетворения требований государственных органов управления) — это инвестиции, которые необходимы для того, чтобы предпринимательская фирма могла и далее продолжать свою деятельность. В эту группу включаются инвестиции, цель которых — организация экологической безопасности деятельности фирмы или улучшение условий труда работников фирмы до уровня, отвечающего нормативным требованиям, и т.п.;

– инвестиции в повышение эффективности деятельности фирмы. Их цель — прежде всего создание условий для снижения затрат фирмы за счет обновления оборудования, совершенствования применяемых технологий, улучшения организации труда и управления. Осуществление данных инвестиций необходимо предпринимательской фирме для того, чтобы выстоять в конкурентной борьбе;

– инвестиции в расширение производства. Их цель — увеличение объема выпуска товаров для ранее сформировавшихся рынков в рамках уже существующих производств;

– инвестиции в создание новых производств. В результате осуществления таких инвестиций создаются совершенно новые предприятия, которые будут выпускать ранее не изготавливавшиеся фирмой товары или оказывать новый тип услуг.

В целом же реальные инвестиции осуществляются предпринимательскими фирмами в конкретных формах: новое строительство, реконструкция, приобретение предприятий, приобретение нематериальных активов, расширение фирмы, техническое перевооружение.

На практике существуют два подхода к определению реальных инвестиций — затратный и ресурсный. Если исходить из количественных оценок, то до недавнего времени в народном хозяйстве преобладал затратный подход. Поэтому нарастала критика такого подхода, вызванного несбалансированностью между движением материальных и денежных ресурсов.

С точки зрения ресурсного подхода под капитальными вложениями понимаются финансовые ресурсы, предназначенные для расширенного воспроизводства основных фондов. Реальные инвестиции целесообразно рассматривать не в статике, а в динамике, т.е. в процессе смен форм стоимости и превращения их в конечный продукт инвестиционной деятельности данного периода, т.е. это часть дохода предприятия за данный период, которая не может быть использована на потребление.

Реальные инвестиции проходят ряд превращений:

1) ресурсы (ценности) — вложения (затраты);

2) получение эффекта (дохода или прибыли) в результате инвестирования.

Без получения дохода (прибыли) отсутствуют и стимулы к инвестированию.

Главными этапами инвестирования являются:

1) преобразование ресурсов в капитальные вложения (затраты), т.е. процесс трансформации инвестиций в конкретные объекты инвестиционной деятельности (собственно инвестирование);

2) превращение вложенных средств в прирост капитальной стоимости, что характеризует конечное потребление инвестиций и получение новой потребительной стоимости (в форме сданных в эксплуатацию объектов и производственных мощностей);

3) прирост капитальной стоимости в форме дохода (прибыли), т.е. реализуется конечная цель инвестирования.

Таким образом, начальная и конечная цепочки замыкаются, образуя новую взаимосвязь: доход — ресурсы — конечный результат, т.е. процесс накопления повторяется.

Основное направление прямых инвестиций — это капитальные вложения. В соответствии с Федеральным законом РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ от 25 февраля 1999 г. под капитальными вложениями понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты. Поэтому к капитальным вложениям относятся инвестиции, которые осуществляются в форме: нового строительства, расширения фирмы, реконструкции, технического перевооружения и приобретения действующих предприятий.

Под новым строительством принято понимать возведение нового объекта с законченным технологическим циклом по типовому или индивидуально разработанному проекту, который после ввода в эксплуатацию будет иметь статус юридического лица. Как правило, к новому строительству предпринимательская фирма прибегает в случае необходимости увеличения объемов производственно-хозяйственной деятельности или в целях осуществления, диверсификации основной деятельности фирмы.

В результате расширения фирмы осуществляется возведение новых объектов производственного назначения на новых площадях в дополнение к действующим или расширение отдельных производственных зданий и помещений. Расширение осуществляется в том случае, если для размещения дополнительного или нового оборудования не хватает имеющихся производственных мощностей.

Реконструкция — это проведение строительно-монтажных работ на действующих площадях без остановки основного производства с частичной заменой оборудования — морально устаревшего и физически изношенного. Реконструкция осуществляется обычно в целях увеличения производственного потенциала предпринимательской фирмы, значительного повышения качества выпускаемой продукции, внедрения ресурсосберегающих технологий и т.п. Реконструкция может осуществляться также и в целях изменения профиля предпринимательской фирмы и организации выпуска новой продукции на уже существующих производственных площадях.

Техническое перевооружение — это мероприятия, направленные на замену и модернизацию оборудования, при этом расширение производственных площадей не осуществляется.

Чаще всего техническое перевооружение осуществляется путем внедрения новой техники и технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, модернизации и замены устаревшего и физически изношенного оборудования новым. Техническое перевооружение осуществляется с целью обеспечения роста производительности труда и объема выпускаемой продукции, улучшения качества производимой продукции, а также совершенствования условий и организации труда.

Такая форма инвестирования, как приобретение предприятий, осуществляется только крупными предпринимательскими фирмами, так как требует большого объема инвестируемых средств. Данная форма инвестиций приводит к возрастанию совокупной стоимости активов обоих предприятий и дает им определенные преимущества перед конкурентами, за счет взаимодополнения технологий и номенклатуры выпускаемой продукции, за счет появления возможностей снижения уровня затрат путем экономии на крупнооптовых закупках сырья и материалов, за счет совместного использования сбытовой сети и т.п.

Приобретение нематериальных активов представляет собой долгосрочные вложения фирмы путем приобретения патентов, лицензий, торговых марок, товарных знаков, других прав по использованию производственной информации, прав на пользование землей и природными ресурсами, программных продуктов для ЭВМ, прав на интеллектуальную собственность и т.п.

В процессе функционирования предпринимательской фирмы выбор конкретной формы реального инвестирования определяется многими факторами:

во-первых, задачами отраслевой, товарной и региональной диверсификации деятельности фирмы;

во-вторых, возможностями внедрения новых технологий;

091313 1254 2 Реальные бизнес инвестиции в деятельность коммерческого предприятия

Рисунок 1 – Классификация инвестиций. Степень риска инвестиций

в-третьих, наличием собственных инвестиционных ресурсов и (или) возможностью использования заемных или привлеченных ресурсов.

Инвестиции в реальные активы можно также представить следующим образом.

Независимые инвестиции, когда инвестиции осуществляются независимо друг от друга, т.е. выбор одного инвестиционного проекта не исключает также выбора какого-либо другого.

Альтернативные инвестиции. Инвестиции связаны таким образом, что выбор одной из них будет исключать другую. Обычно это возникает тогда, когда имеются два альтернативных способа решения одной и той же проблемы. Такие инвестиционные проекты являются взаимоисключаемыми. Это обстоятельство имеет важное значение в условиях ограниченности источников финансирования капиталовложений.

Последовательные инвестиции. Крупные инвестиции в завод или в оборудование обычно порождают последующие капиталовложения в течение нескольких лет, что должно быть учтено при принятии инвестиционного решения.

Осуществление инвестиций порой рассматривается как «произвольная» форма деятельности фирмы в том смысле, что последняя может осуществлять или не осуществлять подобного рода операций. На самом деле такой взгляд на проблему далек от истины, поскольку жизнь любого предприятия — плавание против потока времени и конкуренции. И в этом смысле неосуществление инвестиций приводит к результату, сходному с тем, который обнаруживает пловец, гребущий недостаточно сильно, чтобы хотя бы удержаться на одном месте, — его снесет назад.

Поэтому все возможные инвестиционные стратегии предприятия можно разбить на две группы:

пассивные инвестиции, т.е. такие, которые обеспечивают в лучшем случае неухудшение показателей прибыльности  вложений в операции данного предприятия за счет замены устаревшего оборудования, подготовки нового персонала взамен уволившегося и т.д.;

активные инвестиции, т.е. такие, которые обеспечивают повышение конкурентоспособности предприятия и его прибыльности по сравнению с ранее достигнутыми уровнями за счет внедрения новой технологии, организации выпуска пользующихся спросом товаров, завоевания новых рынков или поглощения конкурирующих фирм.

11 Региональная инвестиционная политика

В наиболее общем виде инвестиционная политика регионов включает следующие основные элементы:

  1. разработка и принятие пакета законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционный процесс;
  2. предоставление гарантий сохранности частного капитала;
  3. предоставление налоговых и иных льгот, отсрочек по налоговым и арендным платежам, нефинансовых стимулов;
  4. создание организационных структур по поддержке инвестиционной деятельности;
  5. содействие в разработке, проведении экспертизы и сопровождении инвестиционных проектов;
  6. выдача гарантий и поручительств коммерческим банкам, финансирующим инвестиционные проекты;
  7. мобилизация средств населения посредством выпуска муниципальных ценных бумаг;
  8. содействие становлению институтов региональной инвестиционной инфраструктуры.

    Важным направлением региональной инвестиционной политики является определение стратегии и приоритетов развития промышленности конкретного региона на базе наиболее полного использования её конкурентных возможностей и преимуществ. При этом в рамках инвестиционной политики в соответствии с конкретными стратегическими интересами региона в сфере экономического развития производится выбор отдельных отраслей и предприятий, которым будет оказана государственная поддержка. С этой целью могут быть организованы конкурсы бизнес-планов инвестиционных проектов и отобраны наиболее перспективные из них.

    Критериями выбора предприятий, представляющих собой так называемые «точки роста», вложение средств в которые позволит распространить импульс роста на смежные отрасли, могут быть следующие:

  • влияние отрасли на совокупный спрос (с учётом отраслей-поставщиков, смежных отраслей),
  • влияние отрасли на совокупное предложение (с учётом отраслей-потребителей),
  • влияние отрасли на совокупное увеличение экспорта,
  • влияние отрасли на формирование доходной части регионального бюджета.

    Следующее направление региональной инвестиционной политики – поддержка предприятий, потенциально способных наладить выпуск продукции, конкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Поддержка инвестиционной деятельности таких предприятий очень важна для развития региона, поскольку реализация долгосрочных инвестиционных проектов формирует экономический потенциал для дальнейшего роста производства.

    Для реализации долгосрочных инвестиционных программ, направленных на развитие региона, необходимо прежде всего решить вопросы мобилизации финансовых ресурсов, которые ограниченны, как и любые ресурсы в экономической системе.

    Инвестиционный поток в рамках региона определяется совокупностью инвестиций, направляемых на развитие экономики данного региона из различных источников. Величину инвестиционного потока в момент времени t можно определить следующей формулой:

    It=Iсобств.+Iсбер.+Iгос.+Iиностр.+Iвторич., (1)

    где It – это совокупный инвестиционный поток в момент времени t;

    Iсобств – инвестиции, осуществляемые за счёт собственных средств предприятий;

    Iсбер. – приток инвестиций за счёт перелива сбережений в сферу реального производства (через финансовые рынки);

    Iгос. – приток государственных инвестиций, в том числе за счёт средств бюджета развития региона;

    Iиностр. – приток инвестиций за счёт иностранного капитала;

    Iвторич. – так называемый вторичный инвестиционный поток, обеспечивающийся за счёт мультипликативного эффекта инвестиций.

    Инвестиционный поток в масштабах региона объединяет как внешние, так и внутренние инвестиции. И внутренние, и зарубежные источники инвестиционных ресурсов, дополняя друг друга, создают все условия для развития экономики. Задействовать для подъёма производства нужно все источники, однако в современных условиях многие из них ограниченны. Иностранные инвестиции доступны России в ограниченных размерах, поскольку условия для их масштабного привлечения возникнут лишь на фазе подъёма, а в настоящее время инвестиционная привлекательность отечественных предприятий довольно низкая. Для достижения экономического роста на региональном уровне необходимо сместить акценты в пользу внутренних источников финансирования инвестиций.

    Основным внутренним источником инвестиций являются валовые сбережения населения, представляющие собой часть дохода, которая не была израсходована на конечное потребление товаров и услуг. Коммерческие банки и прочие финансовые посредники способствуют перераспределению денежных потоков в экономике, превращая сбережения населения в инвестиционный капитал. Однако долгосрочное банковское кредитование в настоящее время недоступно для большинства украинских предприятий. Цена кредита слишком высока, и многие предприятия по этой причине не могут использовать кредитные ресурсы для финансирования долгосрочных инвестиционных проектов. Незначительное участие банковского сектора в инвестировании реального производства связано также с высоким риском долгосрочного финансирования реального сектора экономики.

    Региональная инвестиционная политика призвана разрешить существующие противоречия между реальным и финансовым секторами и создать все условия для использования капитала на производственные цели. Для этого необходимо создать благоприятный инвестиционный климат. Региональные органы власти должны способствовать развитию и функционированию предпринимательской, рыночной, конкурентной среды, принятию протекционистских мер в отношении отечественных производителей. Важную роль в этом процессе может сыграть продуманная налоговая политика. Оптимальные налоговые ставки и система налоговых льгот в период окупаемости инвестиционных проектов позволили бы заинтересовать предпринимателей в развитии собственного производства. Создание подобных условий послужит стимулом для притока капиталов в реальный сектор экономики региона, что непосредственно отразится на динамике его развития.

    21 Технико-экономическое обоснование проекта

    Технико-экономическое обоснование или ТЭО проекта составляется в случае развития предприятия, когда требуется обосновать внедрение инновации (новое оборудование, технология, маркетинговый канала и т. д.).

    Учитывая, что технико-экономическое обоснование содержит не полное обоснование бизнеса, а только его часть соотвественно в нем не будет некоторых разделов, которые есть в бизнес плане.

    Так например маркетинговая часть будет содержать в технико-экономическом обосновании только в случае, если внедрение инновации может существенно повлиять на маркетинговую стратегию предприятия.

    При составлении ТЭО допускается следящая последовательность тематических частей:

    — исходные данные, информация о секторе рынка,

    — существующие возможности действующего бизнеса предприятия,

    — источники сырья, материальные факторы для развития бизнеса,

    — капитальные затраты предполагаемые для достижения поставленной цели,

    — эксплуатационные затраты при реализации проекта,

    — производственный план,

    — финансовая политика и финансовая составляющая проекта,

    — общая информация о будущем проекте.

      В общем, в ТЭО приводится описание отрасли, в которой работает предприятие, и дается обоснование выбора территориального и географического положения действующего и предполагаемого бизнеса, а так же описывается вид выпускаемой продукции. Здесь необходимым является описание и обоснование цен на выпускаемую продукцию. При этом финансовая часть ТЭО содержит информацию об источниках финансирования и сроки погашения задолженности, условия использования заемных средств.

    Расчеты в ТЭО состоят из таблиц, в которых представлено движение денежных средств и баланс.

    Такая структура ТЭО может и не являться единственно правильной и может изменяться в зависимости от конкретного проекта. Так же, она может быть расширена для больших и сложных бизнес проектов.

    В современном бизнесе и делопроизводстве термины бизнес-план и технико-экономическое обоснование прочно вошли в лексикон терминов предпринимателей и экономистов, но четкого разделения таких понятий до сих пор нет. В материале делается попытка осветить вопросы схожести и различия бизнес-плана и технико-экономического обоснования бизнеса.

    Теоретики предлагают представления, что технико-экономическое обоснование — результат разнообразных исследований, как экономической направленности, так и маркетинговых исследований. Но при этом делается вывод о реалистичности проекта, и определяется круг экономических, организационных и других предполагаемых решений для оптимизации производственного процесса. При этом часто технико-экономическое обоснование является составной частью бизнес-плана.

    При этом существует мнение, что технико-экономическое обоснование, в какой-то мере, представляет собой либо сокращенный вариант бизнес-плана, либо, напротив, это обычный бизнес-план, который назвали технико-экономическим обоснованием.

    Необходимо отметить, что если порядок составления и структуры бизнес-плана четко прописаны, то при составлении ТЭО можно найти несколько различных вариантов написания, которые различаются в зависимости от рассматриваемых проблем.

    Методика составления  технико-экономического обоснования (ТЭО):

    1. Оглавление или структура. Краткое описание глав документа.

    2 Общее описание проекта, вводные данные о проекте. Информация об исследованиях, которые были проведены предварительно, оценка необходимых инвестиций.

    3. Описание рынка и производства. Оценка спроса и прогноз будущих продаж, описание мощностей предприятия.

    4. Сырье и ресурсы. Расчет необходимых объемов материальных ресурсов, прогноз и описание поставок ресурсов на предприятие, анализ цен на них.

    5. Выбор месторасположения предприятия (объектов предприятия). Обоснование выбора места и оценка стоимости аренды помещения или участка.

    6. Проектная документация. Описание технологии производства будущих изделий, характеристики необходимого оборудования, дополнительные строения.

    7. Организационная структура предприятия. Описание организации предприятия и накладные расходы.

    8. Трудовые ресурсы. Оценка потребности в трудовых ресурсах с делением на категории (рабочие, служащие, топ-менеджеры, руководители и т.д.). Оценка расходов на заработную плату.

    9. Сроки осуществления проекта. План-график проекта, смета расходов, размеры траншей и пр.

    10. Экономические расчеты. Оценка инвестиционных издержек, производственные издержки, финансовая оценка проекта.

    2 Разработка бизнес-плана создания ООО «М-Сфера»

    2.1 Резюме

    Нами предлагается разработка нового направления деятельности для действующей фирмы «М-Сфера»– разработка автобусного тура «Краснодар-Сочи».

    Доля туризма в ВВП страны составляет около 2%, что значительно ниже показателей других стран.

    2.2 Предприятие

    Общество с ограниченной ответственностью «М-Сфера» является юридическим лицом, действует на основании устава и законодательства Российской Федерации. Общество создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью» на основании действующего законодательства. Общество зарегистрировано Регистрационной палатой г. Краснодара.

    Местонахождение общества: Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Шоссе Нефтяников, 9.

    Целью деятельности Общества является извлечение прибыли. Общество имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.

    Основной вид деятельности – предоставление услуг в области туризма. Помимо указанной деятельности ООО «М-Сфера» осуществляет следующие виды деятельности: создание подсобных отраслей; внешнеэкономическая деятельность; услуги по аренде складских помещений; рекламная деятельность; оказание различных видов бытовых услуг; организация грузовых перевозок и оказание транспортных услуг населению; общество может осуществлять и другие виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ.

    ООО «М-Сфера» является юридическим лицом. Права и обязанности юридического лица Общество приобретает с момента его государственной регистрации. Правовое положение Общества определяется действующим законодательством и настоящим Уставом. Общество имеет в собственности имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

    Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Государство и его органы не несут ответственность по обязательствам Общества, равно как и Общество не отвечает по обязательствам государства и его органов.

    Общество может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации и за ее пределами. Филиалы и представительства осуществляют деятельность от имени Общества, которое несет ответственность за их деятельностью.

    Организационная схема предприятия ООО «М-Сфера» показана на рисунке 2.

    091313 1254 3 Реальные бизнес инвестиции в деятельность коммерческого предприятия

    Перейдем к рассмотрению динамики основных технико-экономических показателей деятельности предприятия.

    Высшим органом управления ООО является Общее собрание участников, которое наделено компетенцией и полномочиями и выполняет функции общего собрания участников, определенного в п. 1 ст. 32 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Общее собрание участников вправе рассмотреть любой вопрос деятельности предприятия, его решения обязательны для исполнения всеми органами предприятия.

    Текущей деятельностью руководит Директор, который решает все хозяйственные вопросы, кроме тех, которые входят в исключительную компетенцию Участника. Он формирует штаты, назначает и освобождает от должности руководителей структурных подразделений, филиалов и представительств. Директор координирует работу фирмы, принимает управленческие решения, делегирует полномочия. Совместно с советом учредителей в функции директора входит: определять цели; формирует организационную структуру; распределяет стратегические ресурсы; управляет прибылью.

    Основные экономические показатели предприятия ООО «М-Сфера» и их анализ представлен в табл. 1.

    Таблица 1 – Анализ основных экономические показателей предприятия ООО «М-Сфера» за 2007/09 гг.

     

    Наименование показателя

    2007г

    2008г

    2009 г

    Абсолютное отклонение, (+,–)

    Темп

    роста,

    %

    Выручка (нетто), тыс. руб

    14935

    23602

    20999

    6064

    140,6

    Себестоимость, тыс. руб

    11505

    17592

    16223

    4718

    141,0

    Валовая прибыль, тыс. руб

    3430

    6010

    4776

    1346

    139,2

    Коммерческие расходы, тыс. руб

    2438

    5523

    4196

    1758

    172,1

    Управленческие расходы, тыс. руб

    0

    67

    0

    Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб

    992

    419

    580

    -412

    58,5

    Прибыль (убыток), тыс. руб

    797

    101

    299

    -498

    37,5

    Среднесписочная численность, чел

    4

    5

    5

    1

    125

    Затраты на 1 рубль товарной продукции, коп

    93,4

    98,2

    97,2

    3,8

    104,1

    Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб

    205

    178,5

    54

    -151

    26,3

    Продолжение таблицы 1

     

    Наименование показателя

    2007г

    2008г

    2009 г

    Абсолютное отклонение, (+,–)

    Темп

    роста,

    %

    Оборотные фонды, тыс. руб

    3747

    8833

    3468

    -279

    92,6

    Фондоотдача, руб./ руб

    72,9

    132,2

    388,9

    316

    533,5

    Фондоемкость, руб/руб

    0,014

    0,008

    0,003

    -0,014

    21,4

    Производительность труда, тыс.руб /чел

    3733,75

    4720,4

    4199,8

    466,05

    112,5

    Рентабельность продаж, %

    6,6

    1,8

    2,8

    -3,8

    Фонд оплаты труда, тыс. руб

    288

    420

    480

    192

    166,7

    Среднесписочная зарплата, тыс. руб

    6

    7

    8

    2

    133,3

    Как видим, выручка на предприятии выросла за исследуемый период на 6064 тыс. руб или 140,6%. Себестоимость реализованной продукции увеличилась на 4718 тыс. руб или 141%. Валовая прибыль увеличилась на 1346 тыс. руб или 139,2%. Коммерческие расходы выросла на 1758 тыс. руб (172,1%). Управленческие расходы присутствовали только в 2008 г в размере 67 тыс. руб. Прибыль от продаж снизилась на 412 тыс. руб (58,5%). Среднесписочная численность выросла в 2008 г на 1 ч и составило 5 человек в 2009 г. Затраты на рубль товарной продукции составили 93,4 коп в 2007 г. и увеличилось на 3,8 коп в 2009 г (104,1%). Оборотные фонды снизились на 279 тыс. руб. (92,6%). Среднегодовая стоимость основных производственных фондов снизилась на 151 тыс. руб. (26,3%). Фондоотдача выросла довольно значительно на 316 руб/руб (533,5%). Фондоемкость наоборот снизилась на -0,014 руб/руб. Производительность труда работников довольно высока. За исследуемый период наблюдается рост производительности труда на 446,05 тыс. руб/чел. (112,5%). Отрицательным фактором является снижение рентабельности продаж на 3,8% за исследуемый период. Фонд оплаты увеличилась на 192 тыс. руб (166,7%). Среднесписочная численность увеличилась на 2 тыс. руб (133,3%).

    В таблице 2 проведем анализ имущества предприятия.

    Таблица 2 – Сравнительный аналитический баланс ООО «М-Сфера» за 2007 – 2009 г.г., тыс. руб.

     

    Наименование статей

    2007 г.

    2008 г.

    2009 г.

    Изменение

    Изм-ние структуры, %

    сумма, тыс. руб.

    уд.вес, %

    сумма, тыс. руб.

    уд.вес, %

    сумма, тыс. р.

    уд.вес, %

    абс +;-, тыс. руб.

    отн. %

    I. Внеоборотные активы
    1.1. Нематериальные активы

    3

    0,1

    -3

    -100

    -0,1

    1.2. Основные средства

    255

    6,4

    104

    1,2

    4

    0,1

    -251

    -98,4

    -6,3

    ИТОГО по разделу I

    258

    6,5

    104

    1,2

    4

    0,1

    -254

    -98,5

    -6,4

    II. Оборотные активы
    2.1. Запасы

    2404

    60,0

    4396

    49,2

    2713

    78,1

    +309

    -12,9

    +18,1

    2.2. Дебиторская задолженность (платежи в течение 12мес.)

    916

    22,9

    2835

    31,7

    578

    16,7

    -338

    -36,9

    -6,2

    2.3. Денежные средства

    225

    5,6

    581

    6,5

    14

    0,4

    -211

    -93,8

    -5,2

    2.4. НДС

    201

    5,0

    236

    2,6

    164

    4,7

    -37

    -18,4

    -0,3

    2.5. Прочие оборотные активы

    0

    0

    785

    8,8

    0

    0

    0

    0

    0

    ИТОГО по разделу II

    3747

    93,4

    8833

    98,8

    3468

    99,9

    -279

    -7,5

    +6,5

    Медленно реализуемые активы с. 210+220+230+270

    2605

    65,0

    5417

    60,6

    2877

    82,9

    +272

    +10,4

    +17,9

    Наиболее ликвидные активы с. 250+260

    225

    5,6

    581

    6,5

    14

    0,4

    -211

    -93,8

    -5,2

    Величина финансово-эксплуатационных потребностей

    с. 210+230+240-620

    -742

    18,7

    -146

    1,6

    1836

    52,9

    +2578

    +347,4

    -17,1

    Стоимость имущества с. 190 +с. 290

    4005

    100

    8937

    100

    3472

    100

    -533

    <

    -13,3

    III. Капитал и резервы
    3.1. Уставной капитал

    10

    0,25

    10

    0,13

    10

    0,5

    0

    0

    0

    3.2. Добавочный капитал

    3

    0,07

    3

    0,03

    3

    0,1

    0

    0

    +0,02

    3.3. Нераспределенная прибыль

    1074

    26,78

    1149

    12,87

    1414

    40,2

    +330

    +30,4

    +13,67

    ИТОГО по разделу III

    1087

    27,1

    1162

    13,3

    1417

    40,8

    +327

    +30,1

    +13,7

    V. Краткосрочные обязательства
    5.1. Заемные средства

    340

    8,5

    398

    4,5

    600

    17,3

    +260

    +76,5

    +8,8

    5.2. Кредиторская задолженность

    2578

    64,4

    7378

    82,2

    1455

    41,9

    -1123

    -43,6

    -22,5

    ИТОГО по разделу V

    2918

    72,9

    7775

    86,7

    2055

    59,2

    -863

    -29,6

    -13,7

    Всего заемных средств с. 590 + 690

    2918

    72,9

    7775

    87,0

    2055

    59,2

    -863

    -29,6

    -13,7

    Итог баланса с. 700

    4005

    100

    8937

    100

    3472

    100

    -533

    -13,3

    0

    Рабочий капитал с. 290 – 690

    829

    20,7

    1058

    11,8

    1413

    40,7

    -584

    -70,4

    +20

    Величина собственных средств в обороте с. 490 – 190

    829

    20,7

    1058

    11,8

    1413

    40,7

    -584

    -70,4

    +20

    Проанализировав сравнительный аналитический баланс предприятия за отчетный период с 2007 по 2009 г.г. (таблица 2) можно сказать следующее. В структуре имущества предприятия основные средства занимают незначительную долю – в 2007 г они составляли 6,5% от итога баланса и 0,1% в 2009 г. За анализируемый период их величина уменьшилась на 254 тыс. руб. Нематериальные активы в размере 3 тыс. руб. присутствуют только на начало 2007 г. В структуре имущества предприятия значительную долю занимают товарные запасы – их величина составляет 60% в базовом году и 78,1% в отчетном году от суммы баланса. Следовательно, уменьшилась их оборачиваемость.

    За анализируемый период увеличилась доля медленно реализуемых активов с 65% до 82,9%, и значительно уменьшилась величина наиболее ликвидных активов с 225 тыс. руб. до 14 тыс. руб., их удельный вес составил всего 0,4% в 2008 году, что говорит о том, что уменьшилась ликвидность предприятия. Заемные средства увеличились с 340 тыс. руб. до 600 тыс. руб., и снизилась кредиторская задолженность с 2578 тыс. руб. до 1455 тыс. руб.

    Для более точной оценки рыночной устойчивости ООО «М-Сфера», в краткосрочной перспективе, воспользуемся традиционными, общепринятыми показателями ликвидности. Для этого используем следующие коэффициенты: финансовой независимости, соотношения собственных и заемных средств, маневренности, обеспеченности собственными средствами, общий показатель ликвидности для каждого рассматриваемого периода (таблица 3).

    Таблица 3 – Значения коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость ООО «М-Сфера»

    Показатель

    2007 г

    2008 г

    2009 г

    Отклонение


    2008 г

    к 2007 г.

    2009 г

    к 2008 г.

    Коэффициент капитализации (U1)

    2,68

    6,69

    2,22

    4,01

    -4,47

    Коэффициент обеспечения собственными источниками финансирования (U2)

    0,221

    0,120

    0,407

    -0,101

    0,287

    Продолжение таблицы 3

    Показатель

    2007 г

    2008 г

    2009 г

    Отклонение


    2008 г

    к 2007 г.

    2009 г

    к 2008 г.

    Коэффициент финансовой независимости (автономности)(U3)

    0,271

    0,130

    0,408

    -0,141

    0,278

    Коэффициент финансирования (U4)

    0,373

    0,150

    0,690

    -0,223

    0,54

    Коэффициент финансовой устойчивости (U5)

    0,271

    0,130

    0,408

    -0,141

    0,278

    У исследуемого предприятия коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость в основном имеют тенденцию к снижению. Коэффициент капитализации в 2007 и 2009 годах превышает нормативное значение равного 1,5, а в 2008 году вырос по сравнению с базовым на 4,01, но к концу 2009 году также превысил норматив и составил 2,22. Это говорит о том, что организация привлекла в 2009 году на 1 руб. вложенных в активы собственных средств 2,22 рубля чужих средств. Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования лежит в нормативным предела от 0,1 до 0,5 и в 2009 году близко к достижению оптимального значения, равного 0,5. За исследуемый период он повысился на 0,136. Коэффициент финансовой независимости также имеет тенденцию к увеличению. Если он в 2007 году был меньше нормативного значения 0,4, то уже с 2008 года он еще понизился до 0,13. В отчетном 2009 году коэффициент финансовой независимости возрос до 0,408, т.е. достиг нижнего предела нормативного ограничения. Коэффициент финансирования не достигает нормативного показателя 0,7 ни в базовом 2007 году, ни в 2008 году, ни в 2009 году. При этом коэффициент финансирования снизился до значения 0,15 в 2008 г. А уже к концу 2009 года он приблизился к нормативному значению 0,7. Коэффициент финансовой устойчивости не достигает нормативное значение в 2007, ни в 2008, ни в 2009 годах, хотя и вырос за анализируемый период с 0,271 до 0,408.

    Следовательно, исследуемое предприятие ООО «М-Сфера» финансово зависимо, финансово неустойчиво. В организации наблюдается неустойчивое финансовое состояние.

    Более детальным является анализ платежеспособности при помощи финансовых коэффициентов. Для анализа платежеспособности организации рассчитываются финансовые коэффициенты платежеспособности (таблица 4).

    Таблица 4 – Показатели платежеспособность предприятия ООО «М-Сфера»

    Показатель

    2007 г

    2008 г

    2009 г

    Отклонение

    2008 г

    к 2007 г.

    2009 г к 2008 г.

    1. Общий показатель ликвидности (L1)

    0,533

    0,478

    0,664

    -0,055

    0,186

    2. Коэффициент абсолютной ликвидности (L2)

    0,077

    0,075

    0,007

    -0,002

    -0,068

    3. Коэффициент «критической оценки» (L3)

    0,391

    0,439

    0,288

    0,048

    -0,151

    4. Коэффициент текущей ликвидности (L4)

    1,284

    1,136

    1,713

    -0,148

    -0,577

    5. Коэффициент маневренности функционирующего капитала (L5)

    1,01

    4,378

    2,036

    3,368

    -2,342

    6. Доля оборотных средств в активах (L6)

    0,936

    0,988

    0,999

    0,052

    0,011

    7. Коэффициент обеспеченности собственными средствами (L7)

    0,221

    0,120

    0,407

    -0,101

    0,287

    Различные показатели платежеспособности не только дают характеристику устойчивости финансового состояния организации при разных методах учета ликвидности средств, но и отвечают интересам различных внешних пользователей аналитической информации. Например, для поставщиков сырья и материалов наиболее интересен коэффициент абсолютной ликвидности. Банк, дающий кредит данной организации, больше внимания уделяет коэффициенту «критической» оценки. Покупатели и держатели акций предприятия в большей мере оценивают финансовую устойчивость организации по коэффициенту текущей ликвидности. Динамика коэффициентов L1, L2, анализируемой организации отрицательная. При этом общий показатель платежеспособности не достигает нормативного показателя, равного единице. Коэффициент абсолютной ликвидности за анализируемый период также не достиг нижнего нормативного предела. Коэффициент критической оценки показывает, какая часть текущих обязательств может быть погашена не только за счет ожидаемых поступлений от разных дебиторов. Нормальным считается значение 0,7 ÷ 0,8, однако следует иметь в виду, что достоверность выводов по результатам расчетов этого коэффициента и его динамики в значительной степени зависит от качества дебиторской задолженности (сроков образования, финансового положения должника и др.), что можно выявить только по данным внутреннего учета. Оптимально, если L3 приблизительно равен 1. У ООО «М-Сфера» он на начало периода исследования, т.е. 2007 г., минимален равен 0,391, а на конец периода, т.е. в 2009 году он наоборот снизился до 0,288. Это говорит о том, что лишь малая часть краткосрочных обязательства организации может быть погашена за счет денежных средств. Коэффициент текущей ликвидности (L4) позволяет установить, в какой кратности текущие активы покрывают краткосрочные обязательства. Это главный показатель платежеспособности. Нормальным значением для данного показателя считаются соотношения от 1,5 до 3,5. Коэффициент текущей ликвидности (L4) обобщает предыдущие показатели и является одним из показателей, характеризующих удовлетворительность (неудовлетворительность) бухгалтерского баланса. Данные коэффициенты у исследуемого предприятия за анализируемый период имеют отрицательную тенденцию к снижению. Если в 2007 году он не достигал нормативного значения 1,5, то уже в 2008 году он еще уменьшился до 1,136, а в 2009 году превысил нормативное значение и стал приближаться к оптимальному, лежащему в пределах от 2,0 до 3,5. Коэффициент маневренности функционирующего капитала имеет тенденцию к росту, что является отрицательным фактом и говорит о том, что снижается движение капитала предприятия. Доля оборотных активов превышает нормативное значение. Коэффициент обеспеченности собственными средствами говорит о том, что предприятие в достаточной степени обладает оборотными средствами для обеспечения своей текущей деятельности.

    Рассчитаем порог рентабельности для исследуемого предприятия ООО «М-Сфера» (или «мертвой точки»). Для этого исчисляется результат от продажи сверх переменных расходов в рублях и в процентах к обороту.

    Таблица 5 – Расчет порога рентабельности на 2007 г.

    Показатель

    Значение показателя в

    тыс. руб.

    в % и в коэффициентах

    Выручка от продажи продукции

    14935

    100

    1

    Переменные расходы (-)

    7250

    48,5

    0,485

    Результат от продажи сверх переменных расходов

    7685

    51,5

    0,515

    Постоянные расходы (-)

    6693

    Результат от продажи сверх расходов (прибыль)

    992

    При достижении порога рентабельности прибыль равна 0 (прибыль равна разности результата от продажи сверх перемеренных расходов вычесть постоянные расходы нулю).

    Порог рентабельности (Рпор) определяется отношением постоянных расходов к результату от продажи сверх переменных расходов:

    Рпор = 6693/7685*100 = 87,1%

    Это подтверждается и тем, что если выручка от продажи 14935 тыс. руб. в 2007 г. составляет единицу, результат от продажи сверх переменных расходов составляет 0,515 – и будет равным 7685 тыс. руб., то порог рентабельности – 6693/0,515 тыс. руб. (12996 тыс. руб.). Эта сумма (12996 тыс. руб.) показывает ту предельную сумму реализации продукции, ниже которой производственная деятельность ООО «М-Сфера» будет убыточной, так как расходы будут выше выручки от реализации.

    Разность между достигнутой выручкой от продаж и порогом рентабельности составляет запас «финансовой прочности» (ЗФП):

    ЗФП = Np – Рпор. = 14935 – 12996 = 1939 тыс. руб.

    В 2007 г. на ООО «М-Сфера» запас «финансовой прочности» составила 1939 тыс. руб.

    Если выручка от реализации продукции опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние ООО «М-Сфера» ухудшается. Запас «финансовой прочности» ООО «М-Сфера» на 2007 можно рассчитать в относительном выражении:

    ЗФП = (Np – Р пор.)/Np*100%. = (14935 – 12996)/14935*100% = 13,0 %

    В 2007 г. на ООО «М-Сфера» запас «финансовой прочности» он составляет 13 % от выручки. Это означает, что исследуемая организация может выдержать снижение реализации продукции без серьезной угрозы для финансового положения на 13 % .

    Рассчитаем порог безубыточности на 2008 г.

    Таблица 6 – Расчет порога рентабельности на 2008 г.

    Показатель

    Значение показателя в

    тыс. руб.

    в % и в коэффициентах

    Выручка от продажи продукции

    23602

    100

    1

    Переменные расходы (-)

    12704

    53,8

    0,538

    Результат от продажи сверх переменных расходов

    10895

    46,2

    0,462

    Постоянные расходы (-)

    10476

    Результат от продажи сверх расходов (прибыль)

    419

    Порог рентабельности (Рпор ) на 2008 г. составляет:

    Рпор = 10476 / 12704 *100 = 82,3%

    Если выручка от продажи 23602 тыс. руб. в 2008 г. составляет единицу, а результат от продажи сверх переменных расходов составляет 0,462 – и будет равным 10476 тыс. руб., то порог рентабельности – 10476/0,462 тыс. руб. (22675 тыс. руб.). Эта сумма (22675 тыс. руб.) показывает ту предельную сумму реализации продукции, ниже которой производственная деятельность ООО «М-Сфера» в 2008 г. будет убыточной, так как расходы будут выше выручки от реализации.

    Разность между достигнутой выручкой от продаж и порогом рентабельности составляет запас «финансовой прочности» (ЗФП):

    ЗФП = Np – Рпор. = 23602 – 22675 = 927 тыс. руб.

    На ООО «М-Сфера» запас «финансовой прочности» составляет 927 тыс. руб.

    Если выручка от реализации продукции опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние ООО «М-Сфера» ухудшается. Запас «финансовой прочности» ООО «М-Сфера» можно рассчитать в относительном выражении:

    ЗФП = (Np – Р пор.)/Np*100%. = (23602 – 22675)/23602*100% = 3,9%

    В 2008 г. на ООО «М-Сфера» он составляет 3,9 % от выручки. Это означает, что исследуемая организация может выдержать снижение реализации продукции без серьезной угрозы для финансового положения на 3,9% .

    Рассчитаем порог безубыточности на 2009 г.

    Таблица 7 – Расчет порога рентабельности на 2009 г.

    Показатель

    Значение показателя в

    тыс. руб.

    в % и в коэффициентах

    Выручка от продажи продукции

    20999

    100

    1

    Переменные расходы (-)

    10588

    50,4

    0,55

    Результат от продажи сверх переменных расходов

    10411

    49,6

    0,496

    Постоянные расходы (-)

    9831

    Результат от продажи сверх расходов (прибыль)

    580

    Порог рентабельности деятельности ООО «М-Сфера» на 2009 г. равен:

    Рпор = 580/10411 *100 = 49,6%

    Ввыручка от продажи 20999 тыс. руб. в 2009 г. составляет единицу, результат от продажи сверх переменных расходов составляет 0,496 – и равен 10411 тыс. руб., то порог рентабельности – 9831/0,496 тыс. руб. (19821 тыс. руб.). Эта сумма (9821 тыс. руб.) показывает ту предельную сумму реализации продукции, ниже которой производственная деятельность ООО «М-Сфера» будет убыточной, так как расходы будут выше выручки от реализации.

    Запас «финансовой прочности» (ЗФП) ООО «М-Сфера» в 2009 г. составляет:

    ЗФП = 20999 – 19821 = 1178 тыс. руб.

    На ООО «М-Сфера» в 2009 г. запас «финансовой прочности» составляет 1178 тыс. руб.

    Если выручка от реализации продукции опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние ООО «М-Сфера» ухудшается. Запас «финансовой прочности» ООО «М-Сфера» на 2009 г. в относительном выражении:

    ЗФП = (20999 – 19821)/20999*100% =5,6%

    На ООО «М-Сфера» он в 2009 г. составляет 5,6 % от выручки. Это означает, что исследуемая организация может выдержать снижение реализации продукции без серьезной угрозы для финансового положения на 5,6% .

    2.3 Услуга

    Ассортиментный перечень компании ООО «М-СФЕРА» включает: организация и проведение бизнес — семинаров, выездных конференций, собраний и поощрительных поездок (insentive trips); организация деловых поездок за рубеж, по России и СНГ; бронирование отелей, вилл по всему миру; бронирование и продажу авиа- и ж/д билетов за рубеж; визовая поддержка; медицинское страхование клиента на время путешествия; VIP-обслуживание; организация трансферов; аренда автомобилей; чартерные и специальные рейсы по России, СНГ и за рубеж; сезонные скидки на регулярные рейсы; подтверждение бронирования на загруженные рейсы; оптимизация сложных маршрутов; организация удобных стыковок; соблюдение всех бонусных программ авиакомпаний; оплата билетов по факту их получения; бронирование номеров в лучших отелях мира; подтверждение номера в течение рабочего дня; предоставление выставочных тарифов на размещение в гостиницах; групповые и сезонные скидки; аренда конференц-залов и организация кофе — брейка во время переговоров, семинаров и конференций.

    Визовый департамент занимается консультационной поддержкой по вопросам оформления загранпаспортов, приглашений для иностранных граждан, выезда российских граждан за рубеж, в том числе, в самых сложных ситуациях и оказываются услуги по: оформлению загранпаспортов мидовского образца; курьерскому обслуживанию в посольствах всех стран;

    Основной целью компании, как и любой коммерческой организации, является получение прибыли. Для достижения своей цели Общество осуществляет следующие виды деятельности: международный туризм; организация семейного и специального оздоровительного отдыха, спортивных мероприятий; организация санаторно – курортных, лечебно – оздоровительных услуг; представление интересов зарубежных туристских и иного рода компаний в качестве их агента или эксклюзивного агента;

    С самого начала становления фирмы структурный приоритет всегда уделялся выездному сектору туристского рынка. Основная цель работы «М-СФЕРА» — гарантировать клиентам высокий уровень обслуживания по всем элементам, входящим в турпродукт, начиная с посадки в самолет в любом из городов Российской Федерации или в Краснодаре и до выхода из аэропорта по возвращении.

    География предлагаемых туроператором «М-СФЕРА» туров достаточно широка.

    Компания развивает следующие направления: Малайзия, Индонезия, Сингапур, Мальдивы, ОАЭ, Оман, Италия, Португалия, Детский отдых (Россия, Италия, Турция); Египет, Кипр, Тайланд, Чехия, Испания, Франция; Турция (Анталийское побережье, Фетхие, Саригерме, Мармарис, Кушадасы, Чешме, Бодрум, Сиде);

    Отдых на море в отелях категории от 2* до 5*; клубные отели; детские лагеря с изучением английского языка методом погружения («Hilton») и оздоровительные летние детские лагеря; Италия (зкскурсионные программы от экономичных вариантов до VIP); отдых на побережьях: Адриатики, Тирренского моря, Неаполитанской ривьеры; отдых на островах: Сардиния, Сицилия, Искья, Эльба; индивидуальные бронирования по городам: Рим, Венеция, Флоренция; поездки на международные выставки в Милан; Горнолыжные курорты: Кортина д’ Ампеццио, Мадонна ди Кампильо, Валь Гардена, Валь ди фасса, Валь ди Фьемме, Бормио, Валь д’ Аоста, Червиния, Курмайор, Сестриер; Отдых в лучших береговых отелях, бизнес и шоп поездки в Абу-Даби, Дубаи, Шарджу, Корфаккан, Аджман, Фуджейру, Умм Аль Кувен, РасАль Хайм. Комбинированные туры: ОАЭ + Оман, ОАЭ +Катар; Экзотический отдых.

    Таблица 8 – Преимущества и недостатки предлагаемых услуг

    Вид отдыха и услуг

    Преимущества

    Недостатки

    Меры по преодолению недостатков

    1. Отдых на:

    а) море

    Практически всем нравится летний отдых у моря

    2-3 дня уходит на акклиматизацию

    Организовать в первые дни экскурсии, шоппинг, спортивные мероприятия, ограничив время пребывания под солнцем

    б) горах

    Высокая эффективность оздоровления

    Более высокая по сравнению с морем стоимость, уже круг

    потенциальных

    клиентов

    Целенаправленная реклама отдыха в горах, организация отдыха по

    схеме «горы — море»

    Экскурсионные туры в Москву и в Санкт-Петербург

    Многих привлекает возможность познакомиться с достопримечательностями двух столиц

    Высока затрат клиентов на транспорт , сравнимая с ценой тура

    Заключить контракт с РЖД на приобретение билетов со скидкой

    Фирма организует для своих клиентов туристические поездки по следующим странам:

    Объединенные Арабские Эмираты, Италия, Кипр, любая страна Европы

    Компания рассчитывает на успех благодаря заключению контрактов с мелкими организациями и крупными туроператорами (предварительная договоренность с некоторыми организациями уже имеется)

    Специфический характер туризма определяется особенностями и отличительными характеристиками туристского продукта (в сравнении с другими потребительскими товарами и услугами), а также особенностью потребителей и производителей туристских товаров и услуг.

    2.5 Рынок

    Российская индустрия отдыха пока еще не приносит большой прибыли и ощутимых поступлений в бюджет, тем не менее, за последние годы она значительно окрепла и стала привлекать внимание девелоперов, инвесторов, бизнесменов. Вкладывать деньги в развитие предприятий отдыха и туризма в стране становится все более выгодно. В России найдется отдых на любой вкус и достаток, регионы пытаются повышать свою туристическую привлекательность, обостряется конкуренция на туристическом рынке, причем не только на внутреннем, но и мировом.

    Государство разрабатывает программу поддержки и развития отрасли. Участники же рынка уже осознают свои потребности, одна из которых – объединение с целью создания профессиональных союзов и выработки общих правил работы, что позволяет его участникам грамотно и быстро решать проблемы, вести диалог с органами власти.

    Прошлой осенью в Москве была зарегистрирована Ассоциация развития внутреннего и въездного туризма, которая ставит перед собой несколько основополагающих задач: создание в стране цивилизованного рынка туристических услуг; разработка и реализация государственной программы развития внутреннего туризма; создание и развитие единого информационного пространства российского рынка внутреннего туризма; обмен оперативной информацией, опытом, знаниями между участниками ассоциации; создание механизмов юридической поддержки, защищающих интересы компаний участников рынка; объединение российских компаний, оказывающих услуги на рынке внутреннего туризма, для представления  их интересов на государственном уровне, для участия и проведения совместных проектов, для разработки единых профессиональных стандартов по оказанию услуг на туристическом рынке страны; развитие заинтересованности членов ассоциации в работе комитетов, активности и компетентности представителей членов ассоциации; взаимодействие с органами власти и представлению интересов членов ассоциации во властных структурах; рост влияния ассоциации за счёт развития связей с представителями смежных рынков и государственных учреждений; оказание рекламно-информационной поддержки членам ассоциации

    2.6 Конкуренция

    Российская туристическая отрасль в последние годы оказалась в центре всеобщего внимания. Если еще пару лет назад наши потребители продвигались на ощупь в потемках российских туристических джунглей, то сегодня наметился просвет, сигнализирующий, судя по всему, о движении в сторону цивилизованного рынка туристических услуг в России. Последнее время на российском рынке появляется все больше компаний, работающих в области туризма: на данный момент их количество достигает 9000, хотя фирм, в действительности работающих в этом сегменте российской экономики, намного меньше — около 6000. Из них чуть больше 30 компаний реально контролируют рынок: каждая из них обслуживает более 5000 туристов в год. По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), ранее известного как Российская ассоциация туристических агентств (РАТА), это одна из наиболее прибыльных отраслей российской экономики: по результатам деятельности за 11 месяцев 2008 года, прибыль предприятий туризма увеличилась в 2,2 раза.

    Однако ситуация в отрасли по-прежнему является критической. Во-первых, на российском туристическом рынке работает слишком много мелких фирм, предоставляющих услуги низкого качества и не имеющих представления о стандартах сервисной индустрии, принятых во всем мире. Это является следствием общего состояния индустрии гостеприимства в нашей стране: например, на рынке отмечается переизбыток топ-менеджеров, в то время как горничных со знанием иностранного языка катастрофически не хватает. Во-вторых, до последнего времени не все компании, формально зарегистрированные как турфирмы, реально занимались этим бизнесом, что часто приводит потребителя в растерянность. И, наконец, рынок туризма как таковой не подлежит на данный момент четкой регуляции со стороны органов власти, что приводит к ощущению общей нецивилизованности, царящей в туристической сфере России. Последнее, впрочем, не является исключением из общих правил, управляющих и другими секторами российской экономики.

    Основными сегментами рынка туристических услуг традиционно являлись корпоративный туризм, индивидуальный туризм и массовый туризм. Сейчас все более популярны такие новые категории, как экологический и экстремальный туризм, а также уверенно развивается сектор молодежного и студенческого туризма. В сфере экстремального туризма особенно зарекомендовали себя московские компании «Ультра-трэвел» и «Астравел». Компания «Ультра-трэвел» разработала программы путешествий на Северный полюс и дважды с неизменным успехом презентовала эти туры в Москве — в сентябре и октябре 2006 года, а в ноябре 2006 года компания представила свои полярные программы на выставке World Travel Market в Лондоне. Компания «Астравел», или «Ассоциация путешественников», замечательна опытом проведения таких акций, как европейский этап Кругосветного марафона на инвалидных колясках, международный велопробег Пекин — Москва — Париж, мотопробег Ижевск — Москва — Кейптаун, международные парашютные экспедиции на Северный полюс, а также спелеоэкспедиции в Италию и Англию.

    Безусловным лидером в сфере молодежного и студенческого туризма является компания STAR Travel — российское подразделение крупнейшей международной компании STA Travel, работающей в 40 странах мира. Агентство представляет авиабилеты, хостелы, гостиницы, страховки, а также рабочие программы и стажировки за границей.

    Лидеры массового въездного туризма: «Академсервис ДМС», ВАО «Интурист», KMP-Group, «Тари Тур».

    ВАО «Интурист» — крупнейшая туристическая компания в России, отметившая в 2009 году свой 80-летний юбилей. Внешнеэкономическое акционерное общество по туризму и инвестициям «Интурист» — своего рода «флагман» российского турбизнеса, объединяющий 56 дочерних компаний. Основной клиент компании — это формирующийся «средний класс», но в компании также работает и специальный VIP-центр. Своим постоянным клиентам ВАО «Интурист» предлагает «клубные карточки», предоставляющие очень существенные скидки. В дополнение к ним, в конце минувшего года «Интурист» и Diners Club International объявили о новой совместной программе «Весь мир в одной карте», которая предусматривает выпуск совместной кобрэндовой пластиковой карты.

    Компания «Тари Тур» работает на туристическом рынке с 1989 года и по праву может считаться одной из крупнейших компаний в своем секторе. Помимо нескольких офисов в регионах России, компания представлена в США, в штате Флорида.

    Основанная в 1989 году, компания KMP-Group является одной из лидирующих турфирм Москвы, специализирующихся на массовом туризме. Компания входит в Лигу защиты прав путешествующих, аккредитована IATA и имеет свой филиал в Санкт-Петербурге, а также представительства во Франции, США и Канаде.

    Сейчас можно четко выделить две основные тенденции в сфере туризма.

    Во-первых, в 2009 году наметилась тенденция к консолидации туристического рынка. Во-вторых, стали развиваться турагентские сети.

    В целом можно говорить о том, что российский турбизнес встал на путь консолидации и готов к переходу на новые, более цивилизованные, условия работы. Однако один аспект по-прежнему не внушает удовлетворения: у нас нет и не предвидится в ближайшее время возможности приобретать туристические предложения в режиме online, не отходя от компьютера, как это делают туристы во многих западных странах. И это ограничение никак не связано с уровнем сервиса, который готовы предоставлять российские туристические компании: все упирается в отсутствие системы безопасности информации в целом, а также в экономические факторы, ограничивающие возможности среднего потребителя.

    Миссия ООО «М-Сфера» – завоевание большей доли рынка туристических услуг Краснодарского края.

    С учетом сформулированной миссии ООО «М-Сфера» можно выделить следующие проблемы, стоящие перед организацией: 1) завоевание рынка сбыта и овладение как можно большей долей рынка; 2)постоянное обновление ассортимента предлагаемых услуг и направлений; 3) установление приемлемых цен на все виды услуг; 3) поиск и внедрение новейших технологий и услуг; 4) повышение квалификации сотрудников; 5) изучение потребностей клиентов.

    091313 1254 4 Реальные бизнес инвестиции в деятельность коммерческого предприятия091313 1254 5 Реальные бизнес инвестиции в деятельность коммерческого предприятия

    Рисунок 2 – Основные конкуренты фирмы ООО «М-Сфера» на рынке туристических услуг г. Краснодара

    Перейдем к характеристика плана маркетинга.

    2.7 План маркетинга

    Развитие туризма предполагает наличие современного рынка услуг, средств их осуществления и клиентов.

    В последние годы, в связи с изменившейся рыночной ситуацией в нашей стране, у многих российских граждан появилась возможность выезжать за рубеж. Следовательно появилось большое количество туристических фирм, предлагающих гражданам свои услуги по организации туризма и отдыха на различных курортах мира.

    Анализ потребности в услугах туристических фирм показывает значительный неудовлетворенный спрос со стороны государственного хозяйственного сектора, коммерческих структур, а также со стороны населения, особенно в области внутреннего туризма.

    Своеобразие услуг. Удобное местоположение компании на пересечении двух крупных улиц города легкодоступно для клиентов – Красной и Горького. В непосредственной близости от офиса имеется охраняемая стоянка, которой могут воспользоваться клиенты, приезжающие на своих автомобилях.

    Высокий уровень обслуживания, подбор квалифицированного персонала, наличие провожающих в аэропорту в день вылета выгодно отличают фирму от конкурентов.

    Проводится широкая реклама в публикуемых периодически изданиях, на уличных щитах и других средствах массовой информации.

    Имеется гибкий уровень цен, система скидок для постоянных клиентов.

    Предоставляются дополнительные скидки для семей, отдыхающих с детьми. Дети в возрасте от 2 до 12 лет проживают бесплатно при условии размещения в одном номере с двумя родителями. На каждое бронирование действительна только одна скидка.

    В зависимости от количества человек в группе, предоставляются дополнительные скидки.

    Клиенты

    Интенсивная конкуренция в сфере организации путешествий стимулировала более эффективное изучение различных групп клиентов.

    Благодаря тщательному анализу потребителей в процессе маркетинговых исследований компания разработала профиль потребителя, наиболее полно удовлетворяющий потребности и соответствующий целям туристического агентства. Основными клиентами нашей компании могут являются граждане, проживающие в Краснодаре, а также за пределами Краснодара и Краснодарского края, так как именно в этой группе потребителей уделяется меньше всего внимания со стороны конкурирующих туристических агентств. По подсчетам наших экспертов эта группа составляет около 32%, т.е. одну треть всех потенциальных клиентов.

    Фирма ООО «М-Сфера» проводит следующие сегментацию своих потребителей (таблица 9).

    Таблица 9 – Сегментация потребителей туристических услуг ООО «М-Сфера»

    Критерий

    Сегменты спроса туристического продукта

    Социально-демографические
    Возраст

    Молодежный туризм

    Туризм пожилых

    Детский туризм

    Туризм по возрастным группам

    Пол

    Женский туризм

    Смешанный туризм

    Профессия туриста

    Множество сегментов по профессиональному признаку: специальные туры для сотрудников различных отраслей экономики, политики, общественной жизни

    Профессия главы семьи

    Сегменты по принадлежности к различным слоям общества: высший менеджмент, служащие среднего уровня, рабочие и т.д.

    Величина пункта постоянного проживания

    Большой город; малый город; средний город; сельская местность

    Тип семьи

    Туризм одиночек, семьи без детей, семьи с детьми, многосемейный туризм

    Национальность

    Этнический туризм

    Религиозные убеждения

    Религиозный туризм

    Доход семьи

    Социальный туризм, люкс-туризм, дешевые туры, эксклюзивные туры

    Психолого-поведенческие
    Мотив поездки

    Рекреационный; деловой; спортивный; познавательный; коммуникативный

    Тип туриста

    (психологический портрет)

    Различные классификации

    Сезонность

    Сезон, не сезон, месяц года

    Организация поездки

    Самостоятельная организация; через туристскую фирмы, через посредника

    Форма поездки

    Групповая, индивидуальная

    Продолжение таблицы 9

    Критерий

    Сегменты спроса туристического продукта

    Используемые средства размещения

    Гостиницы, мотели, кемпинги, частные дома и квартиры, другие виды размещения

    Длительность поездки

    Длительные (более 21 дня), краткосрочные (2 –4 дня)

    Удаленность турцели

    Различные критерии сегментирования

    Источники

    Социальный туризм (отдых, поездки малообеспеченных слоев населения субсидируются системой социального страхования); интентив-тур (поощрительные поездки для сотрудников фирмы; их семей; финансируемые фирмой); семейный бюджет

    Консультанты и посредники в принятии решения о совершения поездки

    Туристские бюро, туроператоры, знакомые, средства массовой информации и т.д.

    Таким образом, следует отметить, что фирма ООО «М-Сфера» пытается охватить все сегменты потребительского рынка. Это и семьи с детьми – детские туры в Европейский Диснейленд, это среднеобеспеченные семьи – автобусные туры и туры с железнодорожным переездом. Среди клиентов и более обеспеченные граждане – это индивидуальные авиатуры, VIP-туры и экзотические туры. В основном это молодые люди в возрасте от 22 до 47 лет. К сожалению, в России мало развиты туры «пожилых».

    На основе проведенных исследований можно утверждать, что спрос на услуги нашей туристической фирмы достаточно стабилен и будет возрастать

    2.8 План производства

    В течение летних продаж 2010 года был отмечен следующий факт: летом было зафиксировано 87 телефонных звонков в турфирму от клиентов со следующим вопросом: «Организует ли турфирма групповые автобусные туры в Сочи»? Поскольку такая услуга турфирмой не предоставлялась, ответ был отрицательным.

    Поэтому в 2011 году предполагается ввести новую услугу групповые автобусные туры в Сочи на выходные. В течение месяца планировать отправку группы туристов 4 раза. Выезд в пятницу вечером, прибытие в Сочи в понедельник утром. За год примерно 48 туров, за исключением времени низкого сезона

    Расчёт ёмкости предоставляемых туруслуг в Сочи на зимний период:

    1 группа (один полный автобус) по 44 человека, соответственно 44 путёвки.

    Себестоимость тура складывается из:

    – аренды автобуса – 1 рейс –22 000 руб;

    – размещение в пансионате (проживание + завтрак) – 2500 руб с 1 человека, соответственно общая сумма – 2500 *44 путевки = 110000 руб.

    Итого общая сумма расходов на 1 рейс– 132000 (22000 + 110000) руб.

    Себестоимость одной путевки 4000 руб (132000/44). Рентабельность принимаем равной 25%, то есть сумма полученной прибыли составит с одной путевки 750 руб.

    Формирование цены 1 путевки представлено в таблице 11.

    Таблица 11 – Формирование цены на путевку в Сочи, руб

    Услуг

    Себестоимость

    Прибыль

    Цена

    Цена конкурентов

    Окончательная цена

    Единицы услуги

    Всей поездки

    Тур в Сочи

    3000

    750

    33000

    3750

    5000

    4500

    2.9 Оценка риска

    В ходе реализации указанного проекта могут возникнуть ситуации, приходящие к изменениям в хозяйственно-финансовой деятельности компании. Среди возможных рисков наиболее существенное влияние могут оказать:

    – непредвиденное резкое ужесточение системы налогообложения,
    которое повлечет сильное снижение чистой прибыли компании;

    – непредвиденное резкое снижение спроса, которое также повлечет снижение прибыли.

    На основе SWOT-анализа можно проанализировать возможности и угрозы для ООО «М-Сфера»: 1) Выход на рынок с новой конкурентоспособной, услугой; 2) Разработка и увеличение возможностей коммерческой деятельности; 3) Оптимальное соотношение цена-качество услуг; 4) Услуги постоянного спрос, конечно, при изучении спроса и следуя за модой; 5) Желание работать и добиться лучшего; 6) Квалификация, переквалификация и обучение персонала; 7) Заключение контракта с выгодным для фирмы партнером; 8) Большой ассортимент предлагаемых, рассчитанный в основном на клиента; 9) Перестановки, изменения структуры предприятия

    Угрозы для ООО «М-Сфера»: 1) Перебои и проблемы с предоставлением услуг; 2) Потеря клиентов; 3) Неподготовленность к работе в новых условиях; 4) Тянет вниз наше сознание, которое трудно втянуть в новое русло; 5) Уход с рынка туристических услуг; 6) Потеря партнеров; 7) Рост конкуренции на рынке туристических услуг; 8) Старые знания, неумение перестроиться; 9) Потеря хороших кадров; 11) Угроза банкротства; 12) Обнищание работников, угроза остаться без работы.

    Сильные стороны ООО «М-Сфера»: 1) Достаточно прочная позиция на рынке туристических услуг); 2) Хорошие взаимоотношения с фирмами-партнерами, включая помощь в их обеспечении важнейшими материалами; 3) Сплоченный коллектив единомышленников; 4) Хорошо развитая информационная база; 5) Активное, целеустремленное руководство, понимающее необходимость изменений в системе управления; 6) Большой потенциал возможностей увеличения масштабов и расширения видов деятельности; 7) Предоставление услуг нужных для населения; 8) Наличие мощного информационно-технологического и трудового потенциала; 9) Желание руководства изменить все к лучшему.

    Слабые стороны для ООО «М-Сфера»: 1) Отсутствует система планирования и управления; 2) Отсутствие жизненно важных для фирмы специализированных служб маркетинга и финансового планирования; 3) Не выполняются функции финансового менеджера (анализ финансового состояния, финансовой эффективности, дополнительных финансовых ресурсов и тому подобное); 4) Недостаточное обоснование проектов развития; 5) Высокая концентрация функций и ответственности у руководства фирмы, что вызывает их стрессовые перегрузки и ухудшает своевременность и качество решений; 6) Отсутствует программа развития персонала, что грозит относительным снижением профессионального уровня, необходимого для конкурентного развития фирмы; 7) Отсутствие четкой организационной структуры и распределения функций.

    2.10 Финансовый план

    Расчет нулевой рентабельности на уровне группового тура

    Расчеты нулевой рентабельности основываются на равенстве суммы постоянных издержек оператора и переменных издержек, умноженных на искомое количество отправлений, с одной стороны, и размер прибыли с каждой проданной путевки, умноженный на искомое количество отправлений, — с другой (то есть размер прибыли за отчетный период должен быть равен сумме постоянных и переменных издержек по обслуживанию определенного количества туристов). Если ввести условные обозначения величин:

    Р — отпускная цена путевки,

    А — размер постоянных издержек,

    В — размер переменных издержек по туру, К -искомое количество отправлений, можно вывести формулу:

    ВхК + А = РхК,

    откуда К = А / (Р — В)

    Фирма планирует тур в Сочи на три дня. При этом, планируемая отпускная цена тура (Р) — 4500 руб., переменные издержки по туру, в данном случае — проживание и питание в гостинице (В) — 2500 руб., стоимость аренды автобуса — постоянные издержки, не меняющиеся при изменении количества туристов (А) — 22000 руб. Для того чтобы тур состоялся без убытков для туристического оператора, ему необходимо набрать

    Nбез. = 22000/ (4500 — 2500) = 11 человек.

    Любое превышение реального количества туристов над запланированным (например, если оператор наберет 15, 20 человек) приведет к формированию его прибыли.

    Расчет нулевой рентабельности на уровне фирмы.

    По своему содержанию и процедуре является более сложным и многофакторным, нежели в отношении просто одного группового тура. Смысл расчета нулевой рентабельности на уровне фирмы состоит в определении количества человек, которых необходимо отправить, для того, чтобы обеспечить безубыточное существование туроператора. В этом варианте расчетов в качестве постоянных издержек выступают постоянные издержки туроператора, приведенные выше (аренда офиса, оклады работников, коммунальные платежи), а в качестве переменных — себестоимости продаваемых туров и расходы по обслуживанию туриста в офисе. В виду того, что современный туроператор может быть многопрофильным предприятием, продающим несколько видов туров в нескольких направлениях, имеющих абсолютно разные отпускные цены и себестоимости, расчет нулевой рентабельности монопрофильного и многопрофильного туроператоров будут отличаться.

    В течение зимнего сезона ООО «М-Сфера» будет заниматься организацией туров выходного дня в Сочи. При этом постоянные издержки туроператора зимой составят – 100 000 рублей в месяц (20000 рублей — аренда офиса, 40000 рублей — оклад менеджеров и бухгалтера, 30000 рублей — бюджет рекламной кампании, 10000 рублей- услуги связи, Интернета, коммунальные платежи). Типовой тур выходного дня в Сочи будет стоить 4500 рублей, из которых себестоимость тура составляла – 3000 рублей. Из приведенных выше формул можно рассчитать минимальное количество туристов, которых необходимо отправить для достижения оператором нулевой рентабельности (безубыточности) в текущем месяце:

    К = А / (Р — В)

    К = 100000 / (4500 — 3000) ≈ 67 чел.

    Следовательно, если туроператор отправит за месяц 67 человек на тур выходного дня в Сочи, он окупит все свои издержки и достигнет нулевой рентабельности в оплате за свои услуги. Если оператор не имеет рыночных возможностей для обеспечения такого объема работы, ему необходимо либо сократить постоянные издержки, либо увеличить норму прибыли.

    Расчет точку безубыточности для исследуемого тура. Планируется отправить полный автобус с 44 пассажирами. В год планируется отправить 12 полных автобусов.

    Расчет ведем в таблице 12.

    Таблица 12 – Расчет точки безубыточности и маржи доходности

     

    Показатель

    Сумма на тур,

    руб.

    Сумма на год (12 туров), руб.

    Постоянные расходы

    22000

    264000

    Переменные расходы

    110000 (2500*44)

    1132000

    Общая величина расходов

    132000

    1584000

    Планируемая рентабельность

    25%

    25%

    Планируемая прибыль

    33000

    396000

    Выручка от реализации данной услуги

    165000

    (132000 + 33000)

    1980000

    Маржинальный доход

    55000

    660000

    Доля маржинального дохода

    0,333

    0,333

    Точка безубыточности

    66000

    792000

    Количество проданных путевок в точке безубыточности

    ≈15

    ≈176

    2.11 Стратегия финансирования

    Для внедрения новой услуги на базе действующего предприятия будут использованы финансовые, организационные и административные ресурсы, которые имеются в данным момент у организации ООО «М-Сфера», что позволит избежать дополнительного привлечения финансовых и иных ресурсов от внешних источников финансирования.

    Список использованных источников

  1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. Учебно-методическое пособие.–М.: Финансы и статистика, 2006.
  2. Балдин А.Б., Грибов В.Д., Крутиков В.Л. Организационно-экономические основы бизнеса.–М.: МЭГУ, 2007.
  3. Липсиц И. В., Коссов В. В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа. — М.: Издательство БЕК, 2007.
  4. Микков У Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. Москва, Финансы и статистика, 2009.
  5. Чернов В.П., Эйснер Ю.Н. Бизнес-план: рабочая книга. –СПб: ЭНС, 2009. – 247 с.
  6. Шарп У., Александер Г., Бейли Дж. Инвестиции / пер. с англ. – М.:ИНФРА-М, 2008.

    4. Экономика предприятия. Учебник / Под ред. Волкова О.Н. –М.: ИНФРА-М, 20010.

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 24.87MB | MySQL:119 | 4,290sec