Риски в антикризисном управлении

<

101913 0125 1 Риски в антикризисном управлении Любая управленческая деятельность имеет рисковый характер, что обусловлено как многофакторной динамикой объекта управления и его внешнего окружения, так и человеческим фактором. В условиях кризиса планирование и управление по некоторым образом обработанным (например, усредненным) характеристикам не дают должного эффекта, так как пока они осуществляются, изменяются и сама система, и окружающая ее среда. При этом возникают проблемы размерности системы, недостатка априорной информации, наличия плохо формализуемых факторов, нечеткости и множественности критериев оценки принимаемых решений и т.д. Другими словами, кризисное предприятие действует в условиях неопределенности, и управление им имеет повышенную степень риска. Это выводит на первое место проблематику антикризисного управления рисками.

Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации о предпосылках, условиях или последствиях принятия антикризисного решения, в том числе о связанных с ним затратах и результатах. Ее причинами являются три основные группы факторов:

– незнание;

– случайность;

– противодействие.

В частности, неопределенность объясняется тем, что экономические проблемы сводятся в своей сущности к задачам выбора из некоторого числа альтернатив. При этом экономические агенты (организации и индивиды) не располагают полным знанием ситуации для выработки оптимального решения, а также не имеют вычислительных средств достаточной мощности для адекватного учета всей доступной им информации. Неопределенность условий не является заданной

По мере реализации антикризисного решения участникам поступает дополнительная информация об условиях реализации, и ранее существующая неопределенность снижается.

Неопределенность в связи с возможностью возникновения в ходе реализации решения неблагоприятных ситуаций и последствий характеризуется понятием риска. Основное различие между риском и неопределенностью заключается в том, известны ли принимающему решения субъекту количественные вероятности наступления определенных событий. Как правило, термин «риск» используется для характеристики экономической ситуации, при которой известны все варианты развития событий. В случае же когда не имеется возможности оценить на субъективной или объективной основе вероятности получения тех или иных результатов (возникновения событий), используется термин «неопределенность».

В количественном отношении неопределенность подразумевает возможность отклонения результата от ожидаемого (или среднего) значения как в меньшую, так и в большую сторону. Такая неопределенность носит название «спекулятивной» в отличие от «чистой» неопределенности, предполагающей только возможность негативных отклонений конечного результата деятельности. Взаимосвязь основных категорий представлена на рис. 1.

Под факторами (причинами) рисков понимают такие незапланированные события, которые могут потенциально осуществиться и оказать отклоняющее воздействие на намеченный ход антикризисного управления, или условия, вызывающие неопределенность исхода ситуации. При этом некоторые из указанных событий можно предвидеть, а предугадать другие не представляется возможным.

101913 0125 2 Риски в антикризисном управлении

В теории рисков различают понятия «фактор» (причина», «вид рисков» и «вид потерь (ущерб)» от наступления рисковых событий (рисунок 2).

101913 0125 3 Риски в антикризисном управлении

Понятие «риск» предполагает потери, ущерб, вероятность которых связана с наличием неопределенности (недостаточности информации, недостоверности), а также выгоду и прибыль, получить которые возможно лишь при действиях, обремененных риском. Размер потерь организации в условиях неопределенности — цена риска, а величина успеха (дополнительная прибыль) — плата за риск. Классификация основных рисков и возможных потерь приведена в табл. 1.

Выделяют два типа риска: статический (катастрофический) и динамический. Статический риск соответствует «чистой» неопределенности, а динамический риск — «спекулятивной» неопределенности, Статический (катастрофический) риск — это вероятность необратимых потерь активов вследствие нанесения непоправимого ущерба субъекту экономики, вызванного непредвиденными изменениями многочисленных факторов внешней и внутренней среды. Динамический риск связан с возникновением непредвиденных изменении стоимости рассматриваемого объекта под действием факторов внешней среды (например, колебаний экономической конъюнктуры), а также неадекватных управленческих решений (фактической реализации стратегии, отличающейся от той, которая соответствует заранее оцененному максимальному значению критерия эффективности). Отличие динамических рисков от статических заключается в том, что последние могут проявиться, как правило, на протяжении вывода предприятия из кризиса только однократно, и их появление означает банкротство, тогда как динамические риски могут реализовываться за время антикризисного управления несколько раз, не приводя при этом к банкротству.

 

Таблица 1 – Классификация основных рисков и потерь1

Трудовые потери

Потери фондов времени, в том числе и рабочих, вызванные случайными, неопределенными обстоятельствами

Финансовые потери

Прямой денежный ущерб с непредусмотренными платежами: выплатой штрафов, уплатой дополнительных налогов, потерей денежных средств и ценных бумаг и неполучением денег из предусмотренных

Особые виды потерь

Связанные с инфляцией, изменением валютного курса, изъятием средств (дополнительных средств в республиканский, местный бюджеты)

Потери времени

Замедление процесса предпринимательства по сравнению с плановым

Сигнальные потери

Ущерб здоровью и жизни людей, окружающей среде, престижу организации, имиджу участников

Нежизнеспособность проекта

Уверенность в том, что предполагаемые доходы от проекта будут достаточными для покрытия всех видов затрат

Налоговый риск

Отсутствие полной гарантии на налоговую скидку из-за увеличения срока исполнения проекта

Риск недоплаты задолженностей

Временное снижение доходов из-за краткосрочного падения спроса на производимый продукт либо снижения цены

Определяющие потери и риски

Если в числе рассматриваемых потерь выделяется один вид, который либо по величине, либо по вероятности возникновения заведомо подавляет остальные, то при количественной оценке уровня рисков в расчет можно принимать только вид потерь

Случайные и систематические виды потерь

Систематические виды потерь включаются и учитываются во всех видах расчетов проекта. Как неизбежные расходы и при определении рисков прогнозируются потери только от случайных событий. Случайное развитие событий может привести к повышению или снижению затрат. При анализе рисков следует учитывать только ту часть случайных факторов, которые вызывают потери

 

В отличие от неопределенности вообще риск является измеримой величиной, его количественной мерой служит вероятность неблагоприятного исхода. Степень риска зависит от политической, социальной, экономической, экологической, криминальной ситуаций. Определенному виду деятельности, как правило, соответствует некоторый набор рисков, который можно назвать комплексом. Сложность антикризисного управления рисками проявляется в том, что в присутствуют риски всех видов деятельности.

Классификация рисков может быть основана на различных характеристиках.

1.    Классификация по роду опасности выделяет техногенные (или
антропогенные), природные и смешанные риски.

Техногенные риски порождены хозяйственной деятельностью человека: аварийными ситуациями, загрязнением окружающей среды и т.д. Примером техногенных рисков могут служить огневые риски, связанные с воздействием огня на различные объекты.

Природные риски не зависят от деятельности человека. К ним относятся в основном риски стихийных бедствий; землетрясения, наводнения, урагана, тайфуна, удара молнии, извержения вулкана и т.д.

Смешанные риски — события природного характера, инициированные хозяйственной деятельностью человека. Примером может служить оползень, вызванный проведением строительных работ.

Из этой классификации несколько выпадают риски, связанные с финансовой деятельностью. Условно их также можно причислить к антропогенным.

2.    Другая классификация основана на выделении рисков по характеру деятельности, с которой они связаны.

Предпринимательские риски связаны с развертыванием производства и прибылью, а именно: недополучением прибыли в результате простоя производства, банкротством, упущенной выгодой, непредвиденными расходами и др.

К финансовым и коммерческим можно отнести риски из области управления финансами и взаимоотношений торговых партнеров в процессе сделки; неисполнение договорных обязательств контрагентом по сделке, невозврат кредита, непредвиденные судебные расходы.

Профессиональные риски связаны с исполнением лицами своих профессиональных обязанностей.

К инвестиционным относятся риски, которые возникают при вложении инвесторами средств с целью получения прибыли, например риски изменения доходности ценных бумаг, процентные, валютные, страновые.

Одни и те же по характеру риски могут проявиться в различных областях хозяйственной деятельности.

Среди транспортных рисков, возникающих при транспортировке грузов, различают морские, воздушные и наземные.

Промышленные риски характерны для производственной деятельности предприятий: выход из строя оборудования, станков, приборов, сложных технических комплексов, а также повреждения промышленных зданий и сооружений.

3. Еще одна классификация рисков основана на природе объектов, которые подвержены риску. В соответствии с такой классификацией можно выделить риски нанесения ущерба жизни и здоровью граждан и имущественные риски, среди которых особо выделяются риски наступления гражданской ответственности. Такая классификация принята в страховом деле. Среди имущественных рисков следует назвать риски нанесения ущерба имуществу как физическим объектам и риски нанесения ущерба существенному интересу, например прибыли.1

Таким образом, антикризисное управление подразумевает не только констатацию факта наличия неопределенности и риска и их анализ, но и управление рисками. Антикризисное управление рисками — совокупность методов анализа и нейтрализации факторов риска, объединенных в систему планирования, мониторинга и корректирующих воздействий. Основные этапы процесса управления риском представлены на рис. 2.

Необходимо также тщательное изучение возможных последствий принимаемых антикризисных решений и той среды, в которой они совершаются. Ключом к управлению рисками является контролирование вероятности их появления, которая уменьшается с прогрессом разработки. Риск остается, но, управляя им, мы снижаем шансы катастрофы. Эффективно управляемый риск менее разрушителен, чем работа в режиме реакции на его проявление.

В ситуации, когда универсальным законом экономики является неопределенность конечного результата управления, субъект экономики, избегающий риска, вынужден искать способы, позволяющие ему не потерять свои вложения. В этих условиях приходится действовать исходя из некоторых предположений о возможностях развития ситуации в будущем, основываясь на прошлом опыте.

101913 0125 4 Риски в антикризисном управлении

Анализ и учет неопределенности и рисков при проектировании предполагает углубленное изучение как можно большего числа неконтролируемых факторов, способных углубить кризис и выбор наиболее действенных и оптимальных по затратам методов и технологии оценки, анализа, учета, управления, снижения и оптимизации рисков, а также соответствующего аппаратного и программного обеспечения.

На рисунке 3 приведена матрица эффективности управленческих решений в условиях стабильности и в условиях кризиса в виде взаимодействия уровней неопределенности и характера управленческой деятельности.

101913 0125 5 Риски в антикризисном управлении

<

Стабильная управленческая деятельность характеризуется выполнением типовых процедур при слабых возмущающих воздействиях внешней и внутренней среды. Корректирующий характер управленческой деятельности используется при средних возмущающих воздействиях внешней и внутренней среды, когда руководителю приходится изменять (корректировать) ключевые процессы в компании. Инновационная управленческая деятельность характеризуется постоянным поиском и реализацией новых процессов и технологий в компании для достижения высокой конкурентоспособности.

На низком уровне неопределенности большее место занимают эффективные решения, так как при стабильном и корректирующем характере деятельности (области А1 и Б1 руководитель будет принимать обоснованные решения с минимальным отрицательным риском реализации. И лишь при инновационном характере деятельности (область В1) детерминированная (старая, всем известная) информация будет тормозить процесс принятия эффективных решений.

На среднем уровне неопределенности имеются две области эффективных решений (Б2 и В2). Этот уровень хорошо сочетается с корректирующим и инновационным характером управленческой деятельности.

Высокий уровень неопределенности не сочетается со стабильным характером управленческой деятельности, поэтому в области А3 преобладают неэффективные решения. Данный уровень хорошо подходит к инновационному характеру управленческой деятельности (область В3).

Сверхвысокий уровень неопределенности формирует неэффективные решения, так как трудно воспринимаемая, ненадежная информация существенно затрудняет принятие правильных решений. Некоторые специалисты полагают, что в области В4 могут формироваться сверхэффективные решения, поскольку обилие путаницы может привести к новым идеям по их обработке.

Таким образом, приведенная матрица определяет условия получения эффективных решений, комфортности и уверенности в правильности разработки и реализации антикризисных программ.

Существует несколько общих критериев рационального выбора из множества возможных вариантов решений в условиях кризиса. Критерии основаны на анализе матрицы возможных состояний окружающей среды и альтернатив решений.

Антикризисное управление риском включает шесть стратегий:

  1. уклонение от деятельности, содержащей определенный риск;
  2. принятие ответственности за риск с гарантией полной компенсации за счет собственных средств организации (создание страхового фонда);
  3. распределение риска среди непосредственных участников бизнеса;
  4. создание в качестве подразделений основной организации сети
    самостоятельных венчурных фирм с ограниченной ответственностью;
  5. продажа и передача ответственности за риск другому лицу, на
    пример страховщику;
  6. сокращение возможных отрицательных последствий риска с помощью предупредительных мер, например создание системы пожаротушения, неприкосновенного запаса сырья, формирования портфеля разнотипных акций и т.д.

    Одним из самых сложных этапов управления рисками является анализ рисков. При его проведении, прежде всего, надо определить, каковы источники и причины рисков и какие из них являются основными, преобладающими. Источниками рисков могут быть хозяйственная деятельность, личность человека, природные факторы. Причины рисков кроются в недостатке информации, неопределенности будущего, непредсказуемости поведения делового партнера.

    Анализ рисков подразделяют на два взаимно дополняющих друг друга вида: качественный и количественный.

     

     

     

    36.Зарубежный опыт антикризисного управления. Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда (Германия)

     

    На микроэкономическом уровне опыт антикризисного управления был рассмотрен мною на примере 3 стран Европы: Германии, Чехии и Италии.

    Немецкий опыт антикризисного управления весьма ярок и интересен, но вместе с тем и специфичен, применим только для больших корпораций.

    В ФРГ банкротство понимается как конкурсное производство (удовлетворение требований кредиторов). При этом очень четко разделены все кредиторы по уровням в порядке распределения конкурсной массы (сотрудники, государство и прочие кредиторы). Санация предприятия-банкрота происходит лишь в том случае, если кредиторы видят в этом перспективу спасения своих капиталов. В такой ситуации акции предприятия понижаются в цене, и под новые капиталы выпускаются новые акции. Правовая предпосылка проведения санации предприятия — удовлетворение требований кредиторов хотя бы на 35% и предоставление предприятием реального плана дальнейшего его развития. Законодательство предоставляет предприятию возможность отсрочить выплаты по задолженности до тех пор, пока оно не начнет получать прибыль. Для удовлетворения минимальных требований кредиторов предприятие может перераспределить свои активы, переводя часть активов, не задействованных в производственном процессе (например, здания, земельные участки) в ликвидные активы (деньги). Необходимое оборудование также может быть продано, а затем арендовано.

    Надо также отметить, что для ФРГ наиболее характерна оборонительная стратегия санации. Кроме того, важная особенность проведения санации в ФРГ – смена менеджеров. В Германии для финансового оздоровления предприятия проводится тщательный анализ всех причин (как внешних, так и внутренних), породивших кризис. Кроме того, особенности проведения санации и банкротства в ФРГ объясняются неконкурентоспособностью предприятий бывшей Восточной Германии.

    Особенности антикризисного управления в Чехии во многом определяются условиями проведения приватизации и процессом приватизации в 1989-1993 г. В Чехии сразу же сложилось понимание того, что банкротство – элемент конкуренции, процесс, создающий условия для дальнейшего эффективного функционирования экономики. В ЧР если предприятие не в состоянии выполнять свои платежные обязательства (банкрот), то конкурсный суд начинает конкурсное производство или производство о погашении долговых обязательств. Цель конкурсного производства — удовлетворение требований кредиторов на имущество должника. В производстве принимает участие и решает все вопросы один судья. Судья предоставляет защитный срок (обычно 3 месяца), в течение которого кредиторы не имеют права требовать от должника удовлетворения своих претензий; суд может принять решение, чтобы некоторые правовые действия должник не совершал вообще или совершал только с предварительного согласия Комитета кредиторов или попечителя.

    Итальянский опыт антикризисного управления также интересен и богат, но крайне противоречив. Дело в том, что законодательство о банкротстве в Италии было принято в 1942 г. и уже устарело. Оно выделяет целых четыре правовых нормы: действительное банкротство, соглашение с кредиторами (ввиду угрозы банкротства), контролируемое управление (в случае угрозы банкротства) и принудительная ликвидация органов управления. Однако этот закон никак не рассматривает социальные последствия в случае кризиса крупных предприятий. Современное же государство должно учитывать этот аспект. Поэтому в Италии создавались различные институты антикризисного управления в рамках страны – ИРИ (Институт промышленной реконструкции), а затем и ДжЕПИ, роль которых в предупреждении кризисов была просто замечательной. Цель создания этих институтов – защита занятости и преодоление старой схемы банкротства посредством вмешательства государства с целью реконструкции промышленных предприятий, находящихся в условиях временных затруднений (а не в условиях действительной неплатежеспособности).

    Рассмотрим опыт антикризисного управления в Германии. Особенности антикризисного управления в ФРГ обусловлены спецификой ее развития в предшествующие годы и в период создания единого государства. Общая экономическая и финансовая ситуация в стране определяется следующими моментами.

    1. Высокая степень концентрации капитала и производства, усиление влияния крупного бизнеса, рост его политической мощи. Процесс концентрации и централизации в ФРГ прошел две фазы: первая (период образования ФРГ и до середины 60-х гг.) характеризовалась реставрацией и укреплением капиталистических структур в двух главных формах — восстановление крупных банков и сталелитейных концернов; вторая (начавшаяся с кризиса 1966-1967 гг. и продолжающаяся до сих пор) характеризуется концентрацией в форме слияний фирм и поглощений. В целом уровень концентрации немецкой промышленности довольно высок и имеет тенденцию к росту. Наблюдается усиление воздействия крупного капитала на государственную политику по двум направлениям: масштабы концернов и их народнохозяйственное значение вынуждают государство действовать в интересах этих гигантов; концерны осуществляют определенную целенаправленную стратегию воздействия на государство путем использования лоббистов, союза предпринимателей, прессы и др.

    2. Волна слияний и поглощений в промышленности отразилась на банковской сфере и способствовала дальнейшей монополизации в банковском деле. Число отделений «гроссбанков», например «Дойче банка», стремительно увеличивается. Среди банковских гигантов непрерывно меняется соотношение сил. Создаются банковские консорциумы по предоставлению особо крупных кредитов. Альтернативным методом предоставления особо крупных кредитов является так называемый параллельный кредит, при котором несколько банков, предварительно согласовав между собой условия и общие размеры предстоящей сделки, по отдельности заключают соглашение с заемщиком и предоставляют ему кредиты. Значительное развитие получили операции по лизингу.

    3. Резко возрастает роль государственно-монополистического регулирования в связи с переходом к новой модели экономического роста, для которой характерно ускоренное развитие новых технологий (высокая степень использования научно-технических знаний; высокий уровень расходов на НИОКР; широкий спектр применения новых технологий в различных отраслях экономики; взаимное переплетение этих технологий; сильное воздействие на темпы экономического роста и структуру народного хозяйства на макро- и микроэкономическом уровне, а также на социальную сферу, международные экономические отношения и окружающую среду). Высокие темпы развития подотраслей — носителей новых технологий определяют рост общих темпов экономического развития в стране, рост занятости и доходов способствуют укреплению позиций на мировых рынках.

    Другая особенность проведения санации в ФРГ заключается в том, что финансово-экономические мероприятия государства по санации предприятия не предусмотрены. Исключением может быть только очень крупный завод, имеющий важное значение для всего региона, руководство которого будет изыскивать средства для того, чтобы сохранить предприятие и рабочие места. Как правило, в качестве инструмента своей экономической политики государство использует предоставление коммерческим банкам гарантий по кредитам, без которых банки не предоставляли бы дальнейшие кредиты предприятиям. В редких случаях государство на короткий период может взять на себя участие в делах предприятия, с последующей перепродажей.

    Людвига Эрхарда (1897—1977), ученого и политика, второго канцлера ФРГ, заслуженно называют «архитектором германского чуда».Послевоенное состояние экономики Западной Германии было плачевным. Большая часть промышленности разрушена, сохранившиеся предприятия влачили жалкое существование. В 1946 г. промышленное производство составляло около одной трети от довоенного 1939 г., лет на 30 назад было отброшено сельское хозяйство.

    Финансовое состояние страны характеризовалось полнейшим развалом. В результате огромного разрушения городского хозяйства и миграции немцев из восточных областей Германии обострился жилищный кризис. В этих условиях Л.Эрхардом были разработаны и проведены реформы, направленные на выведение страны из глубочайшего экономического и социального кризиса, благодаря им за короткое время (около 10 лет) произошло «немецкое чудо», превратившее Германию в процветающее государство, в ведущую экономическую страну мира.

    Теоретическим фундаментом антикризисных реформ явилась разработанная Л. Эрхардом концепция «социального рыночного хозяйства». Это была не только теория, но и государственная политика, позволившая радикально изменить облик страны. По своим теоретическим установкам концепция «социального рыночного хозяйства» была по существу творческим применением, с учетом конкретных германских национальных и исторических условий, кейнсианской теории косвенного регулирования.

    Эрхард исходил из идеи сильного государства как «конституирующей», «управляющей» и «регулирующей» силы, способной формировать общество. Государство активно вмешивалось в экономические процессы, но направление, характер, способы вмешательства были четко ориентированы на формирование рыночной экономики, основанной на частной собственности на средства производства и защищенной законодательной системой власти.

    Государство поддерживало отрасли, испытывавшие трудности, особенно угольную и электротехническую промышленность, металлургию. Инвесторам и предпринимателям предоставлялись налоговые льготы.

    Эрхард широко использовал государственные рычаги, для того чтобы преодолевать неполадки, не отклоняться от избранного курса. «По моему твердому убеждению, — говорил Эрхард в речи перед членами Федерального объединения германской промышленности, — в XX веке, в сегодняшних социальных условиях ответственность за экономику… несет одно лишь государство». Определение рамок экономического порядка «опять-таки может быть задачей только государства».

    Существенную роль в успехе проводимых преобразований и выхода ФРГ из кризиса сыграла внешняя поддержка (экономическая помощь по плану Маршалла, а также поставки топлива, продовольствия, семян, удобрений по другим каналам). В германскую экономику передавались американский транспорт и другое имущество армии США. Из средств Фонда европейской программы восстановления предоставлялись на льготных условиях кредиты.
    Первым мероприятием, проведенным в июле 1948 г., была денежная реформа. Ее цель — избавление от обесцененных денег и создание твердой валюты. Денежная реформа явилась важной предпосылкой модернизации всего экономического механизма германской экономики. Вслед за денежной реформой последовала реформа цен. Законом о принципах хозяйственной структуры и политике цен отпускались на свободу цены, отменялись административное распределение ресурсов и многочисленные нормативные документы, регулировавшие до этого экономические отношения.

    Несколько позже были приняты законодательные акты о кредитной и налоговой политике, о мерах против произвольного завышения цен, антимонопольные и антикартельные указы и др. Периодически публиковались каталоги так называемых уместных цен, т. е. учитывающих состояние покупательной способности большинства жителей ФРГ.

    Важнейшим элементом экономической политики Эрхарда было укрепление ФРГ на мировом рынке — удалось втрое увеличить экспорт. Были приняты решительные меры по защите внутреннего рынка от внешних конкурентов, смягчено налоговое бремя, запрещались набор новых служащих и повышение им окладов, проводился курс на жесткую экономию государственных расходов. Большое внимание уделялось развитию малого и среднего бизнеса.

    Государственные органы проявляли заботу о создании системы эффективной занятости, включающей в себя переподготовку кадров, развитие общественных работ, увеличение числа рабочих мест и сокращение безработицы. По мнению Эрхарда, социальная политика государства должна быть политикой для миллионов. Она призвана обеспечить, с одной стороны, защиту и поддержку слабых, а с другой, — создание благоприятных условий для активного развития сильным, т. е. лицам, которые в силу своих способностей и квалификации могут самостоятельно добиться успехов в жизни. При этом важна солидарность «сильных» и «слабых», забота всего общества о потерпевших неудачу в жизни.

    Положительную роль в преодолении кризиса в ФРГ сыграло индикативное планирование. Это не «планы-прогнозы», «планы-догадки», а очень эффективный в условиях ФРГ экономический, правовой и административный механизм воздействия на все сферы жизнедеятельности страны. Основу этого успеха, по мнению профессора Д. Валового, обеспечивали следующие факторы: высокая квалификация разработчиков планов, использовавших весь арсенал экономической науки; разнообразие методов и инструментария при реализации этих планов, отсутствие какого-либо догматизма и узости подходов; твердость и последовательность профессионального государственного аппарата, который, нередко действуя в условиях крайней политической нестабильности, целеустремленно реализовывал принятые программы; выработка широкого национального согласия в отношении главных целей социально-экономического развития на ближайшую и отдаленную перспективы.

    Выходу из кризисного положения в ФРГ сопутствовало и положительное решение ряда духовно-культурных проблем, таких, как состояние массового сознания, особенностей мышления, изменение образа жизни, мышления и поведения миллионов немецких граждан.

    Антикризисные реформы, разработанные и умело проведенные Л. Эрхардом, не имели бы успеха без активной поддержки общественности, без участия граждан в процессе принятия и реализации решений по социально-экономическим вопросам, без широкой опоры на разработки и рекомендации ученых своей страны. В соответствии с законом в ФРГ был образован экспертный совет по перспективам общего экономического развития ФРГ, который разрабатывал необходимые исходные предложения для принятия правительством хозяйственно-политических решений.

    Подытоживая и оценивая антикризисную реформаторскую деятельность Л. Эрхарда, следует особенно подчеркнуть правильный выбор социально ориентированной модели развития.

     

    3. Практическое задание

     

    Рассчитать показатели платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия на основе данных приложения 1. Показатели представить в табл. 1. Сделать вывод.

    Таблица 1 — Показатели платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия

    Показатель

    Назначение

    Норматив

    На начало года

    На конец года

    Показатели платежеспособности предприятия

    Коэффициент абсолютной ликвидности

    Показывает, какую часть текущей краткосрочной задолженности организация сможет погасить в ближайшее время за счет денежных средств и приравненных к ним финансовых вложений

    0,2 ÷0,5 (зависит от отраслевой принадлежности)

    0,238

    0,101

    Уточненный коэффициент ликвидности

    Показывает, какая часть краткосрочных обязательств организации может быть немедленно быть погашена за счет денежных средств в краткосрочных ценных бумагах, а также поступлений по расчетам

    Допустимое значение 0,7 ÷ 0,8, желательно 1

    0,727

    0,654

    Общий коэффициент ликвидности

    Показывает, какую часть текущих обязательств по кредитам и расчетам можно погасить, мобилизовав все оборотные средства

    Необходимое значение 1,5, оптимальное 2,0 ÷ 3,5,

    1,597

    1,358

    Оборотный капитал

    Средства, которые компания использует для осуществления своей повседневной деятельности, целиком потребляемые в течение производственного цикла. Их обычно делят на товарно-материальные и денежные, финансовые ресурсы

    Не имеет

    24048

    25932

    Показатели финансовой устойчивости предприятия

    Коэффициент независимости

    Показывает удельный вес собственных средств в общей сумме источников финансирования

    Больше или равно 0,4 ÷ 0,6

    0,606

    0,581

    Коэффициент финансирования

    Показывает, какая часть деятельности финансируется за счет собственных средств, а какая – за счет заемных

    Больше или равно 0,7, оптимально 1,5

    1,539

    1,386

    Коэффициент маневренности

    Показывает, какая часть функционирующего капитала обездвижена в производственных запасах и долгосрочной дебиторской задолженности

    Уменьшение показателя в динамике – положительный факт

    0,779

    0,881

    Коэффициент финансовой устойчивости

    Показывает, какая часть актива финансируется за счет устойчивых источников финансирования

    Больше или равно 0,6

    0,606

    0,581

     

    Анализируя показатели платежеспособности, необходимо отметить, что большинство из них соответствовало нормативным значениям на начало года и значительно снизились на конец года, при этом на конец исследуемого периода они не соответствуют нормативным значениям. Данная динамика говорит об ухудшении ликвидности и платежеспособности исследуемого предприятия.

    Коэффициент абсолютной ликвидности свидетельствует о том, что начало года 23,8% текущей краткосрочной задолженности исследуемая организация могла погасить в ближайшее время за счет денежных средств и приравненных к ним финансовых вложений, на конец года данный показатель был равен 10,1%.

    Уточненный коэффициент ликвидности имеет также тенденцию к снижению, говорит, что на начало года 72,7% краткосрочных обязательств, на конец года 65,4% готовых обязательств, предприятие сможет немедленно погасить за счет денежных средств в краткосрочных ценных бумагах, а также поступлений по расчетным счетам.

    Общий коэффициент ликвидности не достигает оптимального значения ни на начало года, ни на конец года. На начало 159,7% текущих обязательств по кредитам и расчетам организация могло бы погасить, мобилизовав все оборотные средства, на конец периода данная величина снизилась и составила 135,8%.

    Оборотный капитал предприятия вырос. В большей степени рост оборотного капитала обусловлен ростом затрат в незавершенном производстве, расходов будущих периодов, ростом краткосрочной дебиторской задолженности. Рост краткосрочной дебиторской задолженности является крайней негативным фактом, так как существует риск перерастания данного вида задолженности в долгосрочную, сомнительную и даже не возврата . В условиях инфляции рост и наличие значительной величины дебиторской задолженности является негативным фактом, так как фактически предприятие беспроцентно кредитует своих покупателей, заказчиков и прочих дебиторов.

    Коэффициенты финансовой устойчивости, хотя и имеют тенденцию к снижению, свидетельствуя о некотором ухудшении финансовой устойчивости предприятия, все же они, в целом, соответствуют установленным нормативам.

    Коэффициент независимости говорит о том, что доля собственных средств составляла 60,6% на начало года и 58,1% на конец года. Снижение доли собственных средств в общей величине источников финансирования обусловлено более значительным ростом краткосрочных источников финансирования, что негативно сказывается на финансовом состоянии исследуемой организации в целом.

    Коэффициент финансирования также снизился, на начало года данный коэффициент соответствовал оптимальному значению, на конец года данный коэффициент соответствовал нормативному значению. Данный коэффициент говорит о том, что большая часть хозяйственной деятельности финансируется за счет собственных средств, при этом отмечается значительное преобладание собственных источников финансирования над заемными средствами.

    Коэффициент маневренности имеет тенденцию к росту, что является негативным фактом, свидетельствующим о росте той части функционирующего капитала, которая обездвижена в производственных запасах, которая составила 77,9% на начало года и 88,1% на конец года.

    Коэффициент финансовой устойчивости снизился и говорит о снижении той части актива, которая финансируется за счет устойчивых источников финансирования. Отметим, что предприятие не имеет долгосрочных заемных источников финансирования.

     

    Список литературы

     

  7. Бланк И.А. Антикризисное финансовое управление предприятием. – К.: Эльга, Ника-Центр, 2011.
  8. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности. – М.: Дело и Сервис, 2011.
  9. Ивасенко А.Г. Антикризисное управление: учебное пособие. –М.: КНОРУС, 2011.
  10. Мазур И. М. Управление проектами: учеб, пособие для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации». 3-е изд. М.: ОМЕГА-Л, 2011.
  11. Хохлов Н. В. Управление риском: учеб, пособие для вузов. М.; ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.17MB | MySQL:123 | 1,818sec