Сущность и основные положения разработки бизнес-плана

<

091313 1305 11 Сущность и основные положения разработки бизнес планаБизнес-планирование производственной и коммерческой деятельности не только возможно, но и жизненно необходимо для всех организационно-правовых форм предприятий. Рынок не подавляет и не отрицает плановость вообще, а только перемещает ее в основном в первичное производственное звено — предприятия и их объединения. Даже в стране в целом область необходимого планирования не заменяется полностью невидимой регулирующей рукой рынка. И на Западе и на Востоке государства определяют стратегии своего экономического развития, глобальные экологические проблемы, крупные социальные и научно-технические программы, распределение бюджета страны, оборону и др. На уровне же предприятий осуществляется не только стратегическое (долгосрочное) самопланирование, но и детальная разработка оперативных (текущих) планов по каждому подразделению и даже рабочему месту. В календарных планах (месячных, декадных, квартальных, полугодовых) Детально конкретизируются цели и задачи, поставленные перспективным и среднесрочным планом. Календарные планы производства включают сведения о заказах, обеспеченность их материальными ресурсами, степень загрузки производственных мощностей и их использование с учетом сроков исполнения каждого заказа. В них также предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, обучение работников и др. В рыночных условиях стабильные предприятия широко используют преимущества планирования в конкурентной борьбе.

Прежде всего, при обосновании положений бизнес-плана целесообразно:

  • акцентировать особое внимание на вопросы, которые могут представлять интерес для тех, кому они адресованы – работникам предприятия, партнерам или другим внешним потребителям;
  • представить сущность проекта в наиболее доступной форме в самом начале бизнес-плана;
  • аргументировать все расчеты и показатели таким образом, чтобы они были реальными и достоверными, без преувеличения и приукрашивания экономических результатов реализации проекта.

    Бизнес-план начинается с титульного листа, на котором обычно указывают:

  • наименование проекта, например, «бизнес-план создания предприятия по производству обоев»;
  • место подготовки плана;
  • авторы проекта, название и адрес предприятия, телефоны;
  • имена и адреса учредителей;
  • назначение бизнес-плана и его пользователи.

    После титульного листа следует оглавление – формулировка разделов плана с указанием страниц и выделением наиболее важных пунктов в соответствии с особенностями конкретного проекта.

    Меморандум конфиденциальности составляется с целью предупреждения всех лиц о неразглашении содержащейся в плане информации и использовании ее исключительно в интересах фирмы, представивший проект.

    Резюме – краткое изложение основных положений предполагаемого плана, включающий следующие принципиальные данные:

  • идеи, цели и суть проекта;
  • особенности предлагаемых товаров (услуг, работ) и их преимущества в сравнении с аналогичной продукцией конкурентов;
  • стратегии и тактика достижения поставленных целей;
  • квалификация персонала и особенно ведущих менеджеров;
  • прогноз спроса, объемы продаж товаров (услуг, работ) и суммы выручки в ближайший период (месяц, квартал, год и т.д.);
  • планируемая себестоимость продукции и потребность финансирования;
  • ожидаемая чистая прибыль, уровень доходности и срок окупаемости затрат;
  • основные факторы успеха — описание способов действий и мероприятий.

    Описание отрасли – анализ текущего состояния и перспектив развития избранной отрасли бизнеса, включая характеристику:

  • ее сырьевой базы;
  • сегмента (ниши) рынка и доли предприятия на нем;
  • потенциальных клиентов и их возможностей;
  • региональной структуры производства;
  • основных фондов и их структуры;
  • инвестиционных условий.

    Анализ инвестиционной привлекательности сферы бизнеса состоит из трех этапов:

  • многофакторного анализа уровня интенсивности отраслевой конкурентности;
  • определение стадии развития избранной отрасли;
  • непосредственный анализ инвестиционной привлекательности отрасли.

    При выборе сферы бизнеса и отрасли полезными являются сведения об их положении в мировом разделении труда и на международном рынке, экспортных возможностях, а также производственно-технические связи с другими отраслями народного хозяйства, для которых может представлять интерес продукция этой отрасли (рисунок 1).

     

    091313 1305 21 Сущность и основные положения разработки бизнес плана

    Рис. 1 Основные факторы выбора сферы

    предпринимательской деятельности

     

    В любой стране существуют запрещенные сферы бизнеса (контрабанда, порнография и др.), а также виды деятельности, которые являются предметом государственной монополии (оружие, ядохимикаты, наркотики и др.).

    Для многих предпринимателей возникают и экономические ограничения на проникновение в ту или иную отрасль:

  • высокий уровень начального капитала;
  • длительный срок окупаемости вложенных средств;
  • неопределенность в достижении прибыли (сфера образования и др.).

    Необходимо учитывать также сложившуюся конъюнктуру, т.к. предпринимательская деятельность подвержена цикличности: процветание, застой, спад.

    Кроме того, экономические ситуации различаются не только во времени, но и в пространстве — по районам и регионам. В монополизированную отрасль внедриться труднее, чем в конкурентную. Выбор сферы деятельности предприниматель осуществляет из четырех основных видов бизнеса (таблица 1).

    Таблица 1

    Краткая характеристика основных видов бизнеса

    Вид бизнеса

    Основные функции

    Организационные формы

    Производственный

    Производство товаров, работ, оказание услуг

    Коммерческие организации (предприятия, фирмы, компании)

    Коммерческий

    Купля-продажа товаров и услуг

    Торговые организации, товарные биржи

    Финансовый

    Купля-продажа валюты, ценных бумаг, инвестирование

    Банки, фондовые биржи, финансовые компании, трастовые и др. организации

    Посреднический    

    Оказание услуг

    Коммерческие организации

    Страховой

    Страхование и перестрахование

    Страховые компании

            

    Для успеха в бизнесе важное значение имеет не просто правильное определение для себя рынка, но и отыскание на нем своей, часто очень узкой области, места, которое еще не занято или недостаточно использованную конкурентами — «нишу» рынка, т.е. ограниченной сферы предпринимательской деятельности, ориентированной на определенного потребителя и позволяющей бизнесмену наиболее эффективным образом реализовать свои возможности. Поиск «ниши» на рынке напоминает поиск свободного пространства, вакуума, который надо поскорее заполнить. В сущности, «ниша» рынка -– это совмещение назревших и вполне осознанных потребностей и проблем общества с в чем-то не вполне осознанными, нетрадиционными формами, способами, методами их решения и удовлетворения.

    В экономике любой страны можно выгодно обнаруживать и заполнять тысячи и тысячи «ниш» даже на традиционных и давно поделенных рынках. Многие преуспевающие компании быстрым ростом обязаны не тому, что их руководство стремилось создать новый продукт, а потому, что оно внедрило на рынке ту же продукцию или услуги, что и другие фирмы той же отрасли, но совершенно иным образом.

     

    1.2. Функции и принципы бизнес-планирования

     

    В самом общем случае план – это образ чего-либо, модель желаемого будущего или система мер, направленная на достижение поставленных целей и задач. Бизнес-план, как один из наиболее распространенных в настоящее время видов планов, представляет собой:

  • рабочий инструмент предпринимателя для организации своей работы;
  • развернутую программу (рационально организованных мер, действий) осуществления бизнес-проекта, предусматривающую оценку расходов и доходов;
  • документ, характеризующий основные стороны деятельности и развития предприятия;
  • результат исследования и обоснования конкретного направления деятельности фирмы на определенном рынке.

    Предприятие может иметь одновременно несколько бизнес-планов, в которых степень бумагазации обоснований может быть различной. В малом предпринимательстве бизнес-план и план предприятия могут совпадать и по объему и по содержанию.

    Любой бизнес-план должен давать убедительные ответы для самого предпринимателя и его возможных партнеров, по крайней мере на пять основных вопросов (рисунок 2).

    091313 1305 31 Сущность и основные положения разработки бизнес планаРис. 2 Назначение бизнес-плана и его основные элементы

     

    Бизнес-планирование, как необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функций, среди которых наибольшее значение имеют следующие:

  • инициирование – активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;
  • прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов;
  • оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;
  • координация и интеграция – учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;
  • безопасность управления – обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;
  • упорядочение – создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;
  • контроль – возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;
  • воспитание и обучение – благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках;
  • документирование – представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.

    При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде.

    Основные принципы внутрифирменного планирования:

    Необходимость:

    1) обязательное применение планов в любой сфере деятельности является рациональным поведением людей;

    2) прежде чем действовать, каждый должен знать, что хочет и может.

    Непрерывность:

    1) Процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно путем:

    а) последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов;

    б) скользящего планирования – по истечении части планового периода составляется обновленный план, в котором увеличивается горизонт планирования, а на оставшийся период план может уточняться в связи с появлением непредусмотренных ранее изменений внешней среды или внутренних возможностей и ориентации фирмы.

    Эластичность и гибкость: приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям осуществляется путем:

    а) введения плановых резервов по основным показателям;

    б) применения эвентуального (на случай) планирования для различных ситуацией распределения данных;

    в) использования оперативных планов для учета возникающих изменений среды;

    г) использования альтернативных планов.

    Единство и полнота: системность достигается тремя основными способами:

    1) наличием общей (единой) экономической цели и взаимодействием всех структурных подразделений предприятия по горизонтальному и вертикальному уровням планирования;

    2) все сопряженные частичные планы структурных единиц фирмы и сфер деятельности (производства, сбыта, персонала, инвестирования и др.) во взаимосвязи должны вставлять общий сводный план ее социально-экономического развития;

    3) включения в план всех факторов которые могут иметь значение для принятия решений.

    Точность и бумагазация:

    1) любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной цели;

    2) по мере перехода от оперативных краткосрочных средне- и долгосрочным стратегическим планам точность и бумагазация планирования соответственно может уменьшаться вплоть до определения только основных целей и общих направлений развития фирмы.

    Экономичность:

    1) расходы на планирование должны соизмеряться получаемым от него выгодами;

    2) вклад планирования в эффективность определяется улучшением качества принимаемых решений.

    Оптимальность:

    1) на всех этапах планирования должен обеспечиваться выбор наиболее эффективных вариантов решений;

    2) выражается в максимизации прибыли и других результативных показателей фирмы и минимизации затратных, при прогнозируемых ограничениях.

    Связь уровней управления:

    1) достигается тремя способами:

    а) бумагазацией планов «сверху-вниз»;

    б) укрупнением планов «снизу-вверх»;

    в) частичным делегированием полномочий.

    Участие:    

    1) Активное участие персонала в процессе планирования усиливает его мотивацию поведения;

    2) Планирование для себя психологически и экономически эффективнее, чем для других.

    Холизм (сочетание координации и интеграции): чем больше структурных единиц и уровней управления предприятием, тем целесообразнее (эффективнее) планировать в них одновременно и во взаимозависимости. Планирование на каждом структурном уровне предприятия независимо не может быть эффективным без взаимоувязки планов на всех уровнях.

    Ранжирование объектов планирования:    

    1) инвестирование в наиболее доходные товары (отрасли);

    2) при одинаковой конкурентности товаров — в первую очередь развитие производства товаров с наибольшим объемом продаж.

    Вариантность:     разработка нескольких альтернативных вариантов плана: оптимистического, пессимистического, консервативного и др.

    Социальная ориентация предусматривает:

    1) социальное развитие коллектива;

    2) обеспечение экологичности безопасности и эргономичное выпускаемых товаров.

    Стабильность:    неизменность планов капитальных вложений, иначе возможны большие потери ресурсов и дополнительные затраты

    Адекватность:    соответствие плановых показателей реальной ситуации достигается:

    1) увеличением числа учитываемых факторов;

    2) повышением точности (обоснованности) прогнозов.

    Основополагающие принципы планирования тесно связаны между собой в конечном счете ориентируют предпринимателей на всестороннее обоснование плановых показателей и достижение наилучших социально — экономических результатов предприятия. Они определяют содержание и ориентацию плановой работы на всех стадиях обоснования проекта и его последовательной реализации.

    Кроме перечисленных базовых принципов в процессе планирования обычно учитываются и общеэкономические принципы научности, приоритетности, динамичности, директивности, эффективности, комплектности и др.

     

    1.3. Этапы разработки бизнес-плана

     

    Любой вид предпринимательской деятельности и последующая разработка бизнес-пана задуманного проекта обычно начинается с новой идеи. Без хорошей идеи бизнес невозможен. Предпринимательские способности как важнейший фактор производства, выражаются прежде всего в умении генерировать, накапливать и разрабатывать новые идеи. В самом общем виде идея – форма отражения в мыслях явлений объективной действительности, которая включает в себя обобщение опыта предшествующего развития и осознания цепи дальнейшего преобразования бизнеса.

    Мотивация, продуцирование, накопление и реализация идей проявляется в виде стремления предпринимателя удовлетворить свои потребности в процессе бизнеса и его результатами. Потребность как нужда или нехватка материальных и духовных благ для существования.

    Основные этапы обоснования предпринимательского проекта:

    I. ОБОСНОВАНИЯ ИДЕИ ПРОЕКТА И СВЕДЕНИЯ О ПРОЕКТЕ.

  1. Соответствие идеи проекта существующей системе экономических взаимоотношений в стране.
  2. Перечень спонсоров и причины их заинтересованности в реализации проекта.
  3. Основные характеристики проекта. Цели проекта и его предварительная основная стратегия. Географический ареал и доля на внутреннем и внешнем рынках, рыночная ниша.
  4. Тип размещения проекта (рыночная или ресурсная ориентация).
  5. Экономическая политика поддержки проекта-
  6. Продукция и ее структура, мощности предприятия.
  7. Контуры экономической, промышленной, финансовой, социальной политики.
  8. Национальные, отраслевые и подготовительные факторы, благоприятные для проекта.
  9. Сведения о проекте (наименование, адрес, финансовые возможности, роль в проекте организатора или инициатора проекта).

    2. АНАЛИЗ РЫНКА СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА, ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ СТРАТЕГИИ.

  10. Общеэкономический анализ рынка.
  11. Общие экономические показатели спроса на продукцию, предусмотренную проектом (население и темпы его роста, душевой доход и потребление и т. д.).
  12. Государственная политика, практика и законодательство в сфере потребления, производства, импорта и экспорта продукции, предусмотренной проектом; ограничения по стандартам, обязательства, налоги, субсидии, кредитный контроль и регулирование зарубежных связей.
  13. Существующий уровень национального производства проектируемой продукции, включая производство для внутреннего потребления.
  14. Существующий уровень импорта.
  15. Данные о поведении, привычках и реакции индивидуальных и групповых потребителей, а также данные о торговой практике.
  16. Исследование рынка.
  17. Прогнозирование изменения емкости отечественного рынка.
  18. Возможность выхода на рынки других стран.
  19. Импорт конкурирующей продукции.
  20. Цели проекта (замещение импорта, использование имеющихся ресурсов, проникновение на международный рынок и т.д.).
  21. Стратегия проекта (лидерство в издержках, ориентация на ограниченную группу покупателей, занятие рыночной ниши) — средства и действия для достижения целей.
  22. Стратегия маркетинга (проникновение на рынок, развитие рынка, развитие продукта, диверсификация).
  23. Оперативные мероприятия (сбор, обработка и систематическая оценка информации о рынке, рыночной среде) спрос и конкуренция, поведение клиентов и нужды потребителей, изучение конкурирующих продуктов, анализ инструментов маркетинга и прочих факторов. Использование отдельных инструментов маркетинга в краткосрочной перспективе.
  24. Цели в области сбыта (оборот, доля рынка, репутация фирмы, прибыль).
  25. Издержки и доходы маркетинга – определение цен реализации продукции (внутренние издержки производства и сбыта, реакция клиентов на различные цены – ценовая эластичность, ценовая политика конкурентов); «продвижение» продукции (реклама, связи с общественностью, индивидуальная продажа, стимулирование сбыта, политика в отношении торговой марки); послепродажное обслуживание продукции (поставка запчастей, услуги по техническому обслуживанию и ремонту, создание соответствующих мощностей в различных географических пунктах); «оптимальная производственная мощность»; подходящая технология (технологическая концепция); технически целесообразная производственная программа; альтернативные стратегии маркетинга с прогнозируемым периодом продаж с учетом характера и типа продукции.

    3. СЫРЬЕ И КОМПЛЕКТУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ, ПОТРЕБНОСТИ И СТРАТЕГИЯ ПОСТАВОК.

  26. Минеральные ресурсы (Бумаганая информация о запасах и физико-химических свойствах ресурсов).
  27. Сельскохозяйственные материалы (информация о качестве, методах сбора и вывозки и т. д.).
  28. Морские продукты (оценка запасов, объемов и издержек производства, особенности национальной политики и экологические ограничения).
  29. Обработанные промышленные материалы (возможность взаимозаменяемости полуфабрикатов, возможность использования полуфабрикатов с различной степенью обработки в зависимости от характера технологического цикла будущего проекта).
  30. Вспомогательные материалы: потребность в электроэнергии, топливе, водо- и пароснабжении, упаковочных материалах; общая оценка потребностей с учетом выбора месторасположения, технологии и производственной мощности и проекта, источников снабжения и возможных узких мест издержек на охрану окружающей среды – для корректировки инвестиций в здания, сооружения, машины и оборудование.
  31. Запасные части.
  32. Поставки для социальных и иных нужд (особенно при строительстве в отдаленных и малообжитых регионах): продукты питания, медицинские и образовательные услуги, одежда, обувь, строительство дорог (песок, гравий, асфальт и т.д.).
  33. Создание специальных диаграмм технологических потоков, показывающих, каким образом и на какой стадии производственного процесса происходит потребление тех или иных материалов.
  34. Бумаганый анализ на отдельной диаграмме каждой стадии технологического потока (с учетом особенностей применяемых машин, оборудования, стандартов и т. д.).
  35. Общая потребность в материалах и комплектующих изделиях.
  36. Источники снабжения (внешние, внутренние, их месторасположение).
  37. Транспортировка материалов и возможные транспортные издержки.
  38. Оценка альтернативных вариантов конечного использования поставляемых материалов и возможное влияние такого использования на степень их доступности.
  39. Цели стратегии поставок сырья и комплектующих изделий (минимизация издержек, минимизация риска и оптимизация деловых отношений с поставщиками).
  40. Программа поставок – основа расчета издержек (определение источников снабжения и поставщиков, соглашения и договоры, средства транспортировки, хранение, оценка риск срыва поставок).

    4. АНАЛИЗ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

    4.1. Разработка нескольких альтернативных вариантов с учетом:

  • экологической обстановки, географических условий;
  • экологического воздействия проекта и оценки экологического воздействия;
  • государственной социально-экономической политики, стимулов и ограничений;
  • инфраструктуры района реализации проекта.

    4.2. Выбор производственной площадки из нескольких вариантов с учетом:

  • природных условий (почв, климата и др.);
  • экологического воздействия (ограничения, стандарты);
  • местной инфраструктуры в районе производственной площадки;
  • стратегических аспектов;
  • стоимости земли;
  • стоимости подготовки производственной площадки.

    5. ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА ПРОЕКТА И ТЕХНОЛОГИЯ.

    5.1. Разработка предварительной производственной программы с учетом рыночных и ресурсных ограничений для различных уровней производства при минимальном уровне цен (после определения предлагаемого объема продаж разрабатывается Бумаганая производственная программа).

    5.2. Определение потребности в материалах и рабочей силе (составление балансов материальных и трудовых ресурсов) для различных стадий производства и различного уровня загрузки производственной мощности.

    5.3. Производственная мощность:

  • номинальная максимальная (ориентир для определения реальной степени загрузки производственной мощности);
  • нормальная производственная мощность (оптимальный уровень производства с учетом взаимодействия технологии, доступности ресурсов, инвестиций и производственных издержек).

    5.4. Тщательная проработка альтернативных вариантов технологий и ноу-хау с учетом характера и потребностей рынка, наличия ресурсов, экологических факторов, стратегии реализации проекта.

    5.5. Выбор технологии на основе оценки возможного влияния на окружающую среду, экономику и социальную среду. Оценка по этапам:

  • формулировка проблемы;
  • описание технологии, прогноз развития технологии;
  • описание социальной сферы, прогноз социальной сферы;
  • идентификация технологического воздействия;
  • анализ технологической политики;
  • оценка результатов.

    5.6. Источники получения технологии (ноу-хау):

    а) лицензирование;

    б) приобретение полного права на технологию;

    в) совместное владение правом использования технологии.

    5.7. Разработка плана реализации проекта – основы для финансового обеспечения и калькуляции всех издержек.

    5.8. Составление списка необходимого оборудования с разбивкой по группам (технологическое, механическое, электромеханическое, инструмент и контрольно-измерительное, транспортное и конвейерное и т. д.).

    5.9. Составления списка запасных частей, научного оборудования и приборов.

    5.10. Разработка предварительного плана строительно-монтажных работ.

    5.11. Определение потребностей в ремонтных работах с учетом имеющихся возможностей.

    5.12. Первоначальный расчет стоимости строительства на основе удельных издержек (на 1 кв. м. площади).

    6. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ.

    6.1. Этапы разработки организационной структуры:

  • определение коммерческих целей и задач;
  • идентификация функций, необходимых для достижения поставленных целей; группировка необходимых функций; разработка организационной структуры; подготовка программ обучения и набора персонала».

    6.2. Разработка организационной структуры (3 уровня): верхний уровень управления (долгосрочное стратегическое, экономическое и бюджетное планирование, контроль и координация деятельности); средний уровень управления (планирование и контроль над различными проектными функциями: сбыт, производство, финансирование и т. д.); нижний уровень управления (ежедневный контроль над текущими операциями).

    6.3. Организационное проектирование – создание административных подразделений (общего управления, финансов и финансового контроля, управления персоналом, маркетинга и сбыта, снабжения, транспортировки и хранения. Производственного, экономических расчетов, качества ремонта и т. д.).

    6.4. Первоначальный расчет накладных расходов: калькуляция издержек.

    7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ТРУДОВЫХ РЕСУРСАХ.

  1. Классификация трудовых ресурсов: по категориям (управленческий и производственный персонал, квалифицированные и неквалифицированные рабочие); по функциональным признакам (генеральные управляющие, производственные управляющие, административный персонал, машинные операторы, шоферы и т. д.).
  2. Определение потребности в высшем управленческом персонале на стадии формулирования идеи проекта.
  3. Определение потребности в рабочей силе, исходя из социально-экономических особенностей региона реализации проекта (мобильность рабочей силы, возможность использования женского труда и т. д.).
  4. Разработка программ подготовки и переподготовки кадров на этапе проектирования и строительства объекта (издержки от 10 до 15% инвестиционных издержек).
  5. Оценка издержек по найму, подготовке и переподготовке кадров.

    8. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

    8.1. Этапы реализации процесса:

  • формирование группы по осуществлению проекта;
  • образование компании;
  • финансовое планирование;
  • создание организационных структур;
  • приобретение и передача технологии;
  • набор трудовых ресурсов;
  • технологическое проектирование;
  • предварительная оценка контрактов (договоров);
  • подготовка тендерных документов;
  • тендер, открытие торгов, оценка торгов;
  • переговоры и заключение контрактов (договоров);
  • Бумаганое технологическое проектирование;
  • приобретение земельного участка;
  • строительные работы;
  • монтаж оборудования;
  • приобретение материалов (сырья, полуфабрикатов, комплектующих и т. д.);
  • предварительный маркетинг;
  • сдача объектов в эксплуатацию;
  • начало производства продукции.

    8.2. Разработка графика реализации: реализации от создания специальной группы по осуществлению проекта до проведения эксплуатационных испытаний оборудования и всего производства.

    8.3. Постоянный маркетинг издержек на всех этапах.

    9. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ, ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИЙ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТА.

    9.1. Анализ и оценка затрат, результатов и будущего чистого дохода, выраженных в финансовых категориях.

    9.2. Методические принципы (анализ надежности проектной информации, анализ структуры и значимости издержек и проектируемого дохода для определения важнейших факторов, оказывающих решающее влияние на осуществимость инвестиций; определенней оценка ежегодных кумулятивных финансовых чистых доходов, выраженных в категориях прибыльности, эффективности и объемов инвестиций; учет фактора времени в ценах, стоимости капитала: процесс принятия инвестиционных решений в условиях неопределенности (учет предпринимательского риска).

    9.3. Объекты финансового анализа (определение наиболее привлекательного альтернативного проекта в условиях сложившегося уровня неопределенности, выявление важнейших факторов и возможных стратегий для управления и контроля за соответствующими рисками, определение, структуры и объема необходимых финансовых ресурсов для реализации и эксплуатации проекта, вариантов и приобретения по наиболее низкой цене и наиболее эффективных вариантов их использования).

    9.4. Классификация издержек.

    9.5. Методы экономической оценки инвестиционных проектов.

    9.6. Традиционные методы оценки инвестиционных проектов:

  • метод определения срока окупаемости;
  • метод определения простой нормы прибыли.

    9.7. Дисконтные методы оценки инвестиционных проектов:

  • метод чистой дисконтированной стоимости (НДС);
  • метод внутренней нормы окупаемости (ВНО);
  • метод дисконтированного периода окупаемости (ДПО).

    9.8. Оценка инвестиционного проекта по нескольким методам и выбор наиболее оптимального метода.

    9.9. Финансирование проекта и оценка потребностей:

  • предварительная (до разработки ТЭО);
  • окончательная (после выбора месторасположения, определения производственной мощности, расчетов издержек на подготовку участка, строительство, приобретение технологий и оборудования).

    9.10. Акционерный капитал (выпуск обычных и привилегированных акций).

    9.11. Заемный капитал:

  • краткосрочные и долгосрочные займы под оборотный капитал (коммерческие банки и поставщики различных видов сырья и материалов);
  • долгосрочные займы (национальные государственные и международные финансовые институты) под финансирование новых проектов;
  • лизинговое финансирование под оборудование (лизинговые компании, банки, агентства промышленного развития).

    9.12. Финансовые показатели деятельности производства:

    <
  • коэффициент задолженности;
  • показатель текущей задолженности;
  • показатель покрытия долгосрочного долга;
  • показатель отношения дебиторской задолженности к кредиторской задолженности.

    9.13. Экономические показатели:

  • капитал/продукт (маржинальный коэффициент);
  • чистой дисконтированной стоимости;
  • текущей прибыльности инвестиций;
  • эффективной занятости.

    Наконец, вся совокупность факторов превращается в замысел и план действий. Далее следует волеизъявление – практическое осуществление бизнес-плана и заложенных в него идей.

    Деятельность предпринимателя по отбору и реализации бизнес-идей технологически проходит в общем четыре укрупненных фазы (таблица 2).

     

    Таблица 2

    Фазы отбора, оценки и реализации предпринимательских идей

    № п/п

    Наименование фазы

    Основное содержание

    1

    Поиск новой идеи и факторы ее возникновения

    Мотивы, состояние рынка, достижения науки и техники, не осознанный и неудовлетворенный спрос и т.п.

    2

    Анализ потенциальной и реальной ценности идеи    

    Выявление необходимых условий и наличия технических, экономических и социальных возможностей реализации идеи (потребность в начальном капитале, норма прибыли, срок окупаемости, основные показатели производства, цель).

    3

    Оценка риска

    Виды рисков, источники их возникновения и меры по минимизации риска банкротства и финансовых потерь.

    4

    Разработка бизнес-плана проекта    

    План действий по реализации цели: выбор техники технологии, обеспечения ресурсами, управление процессом и т.д.

     

    Формирование бизнес-плана, идей создания новой или существенного изменения уже действующей фирмы проходит несколько этапов, которые можно укрупнять или бумагазировать в разной степени (см. рис. 3).

     

    091313 1305 41 Сущность и основные положения разработки бизнес плана

     

    На первом этапе подготовки бизнес-плана определяется миссия (философия, видение предприятия) – краткое описание хозяйственной единицы, ее основных целей, предназначения, сферы деятельности, норм поведения и роли в решении социальных задач региона, общества.

    Предприятие в данном случае выступает в виде системы и понимается как:

  • производитель товаров (услуг, работ) для обеспечения рынка;
  • социальная организация, в которой сотрудники могут проявлять и развивать свои способности и удовлетворять потребности;
  • конкурент другим товаропроизводителям;
  • социальная единица, учитывающая интересы всего общества;
  • часть рыночной многоукладной экономики.

    Миссия коммерческих организаций в России обычно формируется очень просто и весьма прямолинейно — максимум прибыли. Любое предприятие является открытой системой и успешно развиваться оно может только в случае, если будет удовлетворять определенный спрос потребителей, находящихся за его пределами во внешней среде. Если предприятие способно выполнять такую миссию, то оно одновременно будет получать необходимую прибыль. Поэтому только в окружающей среде можно найти цель и миссию коммерческой организации. Прибыль – не цель, а средство и условие достижения цели. Чтобы выбрать соответствующую миссию, надо ответить, по крайней мере, на два вопроса: «Кто клиенты фирмы?» и «Какие потребности она может удовлетворять?». Фундаментальными истоками миссии предприятия являются его принципы и этика. Они выступают в качестве основополагающих правил действий, отражающих совокупность универсальных общественных требований к поведению сотрудников фирмы. Принципы предприятия включают в себя требования:

  • к выпускаемой продукции (оказываемым услугам, выполненным работам) и рынку;
  • к управлению – система мотивации, принятия решений, контроля, оценки достижений и др.;
  • к сотрудникам – творческое мышление, принятие на себя ответственности, мотивы, оценка производительности и др.;
  • внешней среды – клиентов, поставщиков, инвесторов, конкурентов, общества, государства.

    Формулировка принципов должна быть, с одной стороны, как можно более общей, чтобы конкуренты не смогли, Бумагано расшифровать хозяйственные замыслы предприятия, и с другой – достаточно четкой, чтобы клиенты и все адресаты смогли в них четко сориентироваться.

    Второй этап – определение целей разработки бизнес-плана. Цель – это будущее желаемое состояние предприятия, мотив или повелитель поведения и действий его работников.

    В системе бизнеса цель выполняет пять функций:

  • инициативы – сопоставление существующего и желаемого состояния фирмы, мотива действий;
  • критерия принятия решения – оценки информации и выбора альтернатив, приоритетов в бизнесе;
  • инструмента управления – руководящие требования к действиям, определение направлений бизнеса;
  • координации – обеспечение бесконфликтных отношений лиц, принимающих решения, согласование работ специализированных подразделений;
  • контроля – сопоставление оперативного состояния показателей хозяйственной деятельности с целевым их уровнем.

    В отличие от миссии, цели выражают более конкретные направления деятельности предприятия.

    Любое предприятие, как сложная социально — экономическая система, имеет многоцелевой характер. В процессе функционирования организации наряду со стратегическими целями обычно одновременно решают большое количество тактических и оперативных. С чисто экономическими тесно связаны социальные, технические и организационные задачи.

    Цели должны быть четкими, ясными, однозначно понимаемыми и сформулированы в терминах, отражающих перспективные будущее состояния предприятия. Поэтому при разработке целей необходимо учитывать целую совокупность требований, предъявляемых к их содержанию и форме.

    Процесс формирования целей проходит несколько этапов: поиск целей, анализ реализуемости, выбор, планирование мероприятий, осуществление на практике, пересмотр или уточнение. Цели определяются одним лицом — собственником предприятия или группой лиц, включающей владельцев, менеджеров и работников с учетом совместимости их частных интересов.

    Цели предприятия в зависимости от особенностей вида деятельности могут быть определены в бизнес-плане примерно следующим образом:

  • предоставление необходимых (соответствующих) обществу товаров и услуг;
  • достижение передовых позиций в отрасли, на рынке;
  • накопление необходимых средств для развития бизнеса;
  • увеличение доли рынка на __,__%;
  • повышение качества выпускаемой продукции;
  • сокращение нормативных сроков обслуживания клиентов на ___дней (часов);
  • выход на новые рынки сбыта;
  • снижение затрат на единицу товара на___%;
  • освоение новых видов товаров и услуг.

    На основе общей цели предприятия формируются частные цели функциональных подразделений (маркетинга, персонала и т.д.), которые конкретизируют и бумагазируют задачи структурных единиц.

    Цели, как известно, всегда достигаются при определенных ограничениях, которые могут задаваться самим предприятием и воздействовать извне. Внешними ограничениями могут выступать законодательные нормы, инфляция, конкуренты, изменения экономической конъюнктуры и уровня доходов населения, финансовые состояния должников и др. Внутренними ограничениями могут быть принципы фирмы, уровень издержек, производственные мощности, состояние маркетинга и управленческого потенциала, различные диспропорции и т.п. Поэтому в процессе разработки миссии предприятия, целей и задач его развития необходимо оценить многочисленные факторы которые будут влиять на его деятельность.

    Эффективность предпринимательского проекта зависит от правильной оценки внешних факторов, повлиять на которые фирма, как правило, сразу не сможет. Эти факторы многочисленны и включают: общие политические и экономические условия развития бизнеса в стране, законодательство, уровень доходов населения, сложившиеся традиции потребления, культуру населения, его демографическую структуру и ряд других важных параметров (рисунок 4). Кроме того, важным для предпринимателя является информация о конкурентной среде и сложившемся уровне спроса на эти или аналогичные товары и услуги.

    Одним из существенных факторов является представление о конкуренции и конкурентах. Полезным для его учета является сопоставление предпринимательского проекта, товаров и услуг с теми товарами, которые уже имеются на рынке.

    Сопоставление в рамках треугольника конкуренции емкости рынка, возможности его сегментации, выгод предлагаемых потребителю конкурентами и внедряемым проектом, должно дать ответ на вопрос о перспективности проекта в завоевании достаточного рыночного сегмента. Более подробно вопросы изучения рынка разработчиком проекта предстоит решить в соответствующем разделе проекта. Здесь же речь идет о предварительной оценке в связи с разработкой стратегии фирмы.

    091313 1305 51 Сущность и основные положения разработки бизнес плана

     

    Рис. 4 Основные факторы развития предприятия

     

    Расположение и анализ информации о внешней среде и сильных и слабых сторонах фирмы поможет предпринимателю трезво оценить свою ситуацию на рынке и выработать соответствующую стратегическую линию поведения.

    Самая благоприятная для фирмы ситуация складывается в том случае, когда благоприятные возможности внешней среды совпадают с сильными сторонами предприятия. Напротив, угрозы со стороны окружающей среды, наложенные на слабые стороны предприятия, создают предпосылки кризисной ситуации и невозможности осуществления бизнеса. Предприниматель, учитывая различные сочетания внешних и внутренних факторов, формирует основные стратегические направления деятельности предприятия и, соответственно, корректирует в соответствии с ними все содержание бизнес-плана и деятельность своей фирмы.

    091313 1305 61 Сущность и основные положения разработки бизнес плана

     

    При кардинальных переменах в деятельности фирмы, в случае наступления кризисных ситуаций и угрозы банкротства, руководство должно немедленно реагировать, и прежде всего, путем изменения стратегии и тактики фирмы.

    Оздоровление финансового положения предприятия, как составная часть управления кризисными состояниями и банкротством, предполагает целевой набор наиболее эффективных средств стратегии и тактики, необходимых для конкретного случая и конкретного предприятия.

    Базовые стратегии служат вариантами общей стратегии, они проверяются на соответствие целям фирмы, сопоставляются с соответствующими стадиями жизненного цикла товара, спроса или технологии. Одновременно формулируются стратегические задачи, которые придется решать в процессе достижения целей, устанавливаются сроки решения задач (по этапам), определяются потребности в ресурсах (укрупнено).

    На третьем этапе, после определения миссии, целей, стратегии предприятия, устанавливается общая структура самого бизнес-плана. На объем и структуру бизнес-плана влияют размеры предприятия и поставленные задачи. Для небольших фирм обычно составляют план упрощенной структуры — из двух частей: краткого описания проекта и основной части, содержащей более подробные расчеты и обоснования.

    Такая его структура вызвана тем, что резюме часто адресуется внешнему потребителю, к которому предприниматель обращается с предложением о партнерском участии или с просьбой о кредитах. Объем бизнес-плана вместе с расчетной документацией обычно не превышает 50 страниц машинописного текста, но может быть и значительно меньше.

    Крупные проекты требуют более масштабных исследований и объем их значителен. С учетом отечественного и зарубежного опыта может быть рекомендована следующая примерная структура бизнес-плана:

    Титульный лист.

  1. Меморандум о конфидициальности.
  2. Резюме.
  3. Описание отрасли.
  4. Характеристика предприятия (фирмы).
  5. Выбор деятельности (товара, услуги, работы).
  6. План маркетинга.
  7. Производственный план.
  8. Организационная структура предприятия.
  9. Финансовый плац и бюджет предприятия.
  10. Анализ рисков.
  11. Организационный план.
  12. Приложения.

    Конечно, применительно к конкретному проекту (случаю) структуру бизнес-плана можно уточнять – укрупнять разделы или, напротив, бумагазировать.

    Но в любом случае надо хорошо структурировать план — весь материал разделить на главы и небольшие по объему параграфы, четко выделить основные положения, иллюстрировать наглядными схемами и таблицами.

    Четвертый этап бизнес-планирования состоит в сборе информации необходимой для разработки каждого раздела плана. Это важная и весьма трудоемкая часть плановой работы. Источниками информации могут служить специальные отраслевые справочники, нормативы проектных организаций, специализированные фирмы, материалы статистических органов, специальных исследований и наблюдений; знания высококвалифицированных экономистов, консультантов, а также работники предприятия, хорошо знающие внутреннюю среду фирмы и свое дело.

    Следующий, пятый этап планирования – непосредственная разработка отдельных разделов и оформление всего бизнес-плана в виде единого документа.

     

     

    ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БИЗНЕС–ПЛАНА ООО « ТД ПРЕСТИЖ»

     

    2.1.Организационная характеристика предприятия

     

    Общество с ограниченной ответственностью «ПРЕСТИЖ», зарегистрированное Регистрационной палатой мэрии 30 декабря 2003г., в дальнейшем именуемое «Общество», является обществом с ограниченной ответственностью.

    Общество является юридическим лицом и действует на основании Устава и законодательства РФ.

    Местонахождение (почтовый адрес) Общества: 350057, РФ, г. Краснодар, ул. Бершанской, 349.

    Предметом деятельности Общества является формирование рыночной экономики Российской Федерации, насыщение рынка товарами и услугами, получение прибыли, реализации социальных и экономических интересов участников общества.

    Основными видами деятельности Общества являются:

  • торгово-закупочная деятельность;
  • деятельность в области бухгалтерского учета;
  • организация различных хозяйств по производству, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, а также заготовок и хранения пищевой     и иных видов продукции;
  • производство и переработка продуктов питания;
  • деятельность по строительству зданий и сооружений;
  • деятельность по проектированию зданий и сооружений;
  • услуги общественного питания;
  • деятельность по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств;
  • предоставление услуг хранения, т.ч. организация автостоянок и складов;
  • производство и реализация товаров народного потребления;
  • туроператорская, турагентская деятельность;
  • организация бытовых услуг;
  • посреднические услуги;
  • внешнеэкономическая деятельность;
  • иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством.

    Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законами, Общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

    Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности предусмотрено требование осуществлять такую деятельность, как исключительную, то Общество в течение срока действия специального разрешения (лицензии) вправе осуществлять только виды деятельности, предусмотренные специальным разрешением (лицензией), и сопутствующие виды деятельности.

    Общество является юридическим лицом по российскому законодательству, имеет самостоятельный баланс, банковские счета в рублях и иностранной валюте на территории России и за ее пределами.

    Общество приобрело права юридического лица с момента государственной регистрации.

    Общество для достижения целей своей деятельности вправе от своего имени совершать сделки, приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном суде и (или) третейском суде.

    Общество является собственником принадлежащего ему имущества, включая имущество, переданное ему акционерами в качестве вклада в уставной капитал, а также имущества, приобретенного в результате своей деятельности и из иных источников. Общество осуществляет, согласно российскому законодательству, владение, пользование и распоряжение находящимся в его собственности имуществом.

    Общество отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не отвечает по обязательствам государства и своих акционеров. Государство и акционеры, полностью оплатившие акции, не отвечают по обязательствам Общества. Оно не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции.

    Общество может создавать самостоятельно, а также совместно с другими юридическими и физическими лицами на территории РФ и за ее пределами дочерние и зависимые общества, а также филиалы и представительства без права юридического лица.

    Филиалы и представительства действуют в соответствии с Положением о них. Решение вопросов о создании филиалов и открытии представительств относится к компетенции Общего собрания акционеров Общества.

    Сведения о филиалах и представительствах Общества должны содержаться в Уставе Общества. Сообщения об изменениях в Уставе Общества, связанных с изменением сведений о филиалах и представительствах, представляются органу государственной регистрации юридических лиц в уведомительном порядке. Указанные изменения в Уставе Общества вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

    Общество вправе совершать все действия, не запрещенные законом.

    Уставный капитал общества составляет 10000 (десять тысяч) рублей.

    Руководство текущей деятельностью Общества в лице директора.

    В компетентности единоличного органа относятся все вопросы руководства текущей деятельностью таких как:

     

  • издание приказов, распоряжений, указаний и других внутренних актов по вопросам текущей деятельности Общества;
  • совершение сделок от имени Общества, включая сделки с имуществом, за исключением крупных сделок с имуществом, стоимость которых составляет 10 и более процентов балансовой стоимости активов Общества» определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату;
  • выдача доверенностей;
  • открытие счетов в банках;
  • представление интересов Общества в отношениях с любыми российскими и иностранными юридическими и физическими лицами без доверенности, заключение на территории РФ и за рубежом соглашений, договоров от имени Общества;
  • утверждение штатного расписания Общества;
  • установление размеров и форм премирования работников;
  • решение вопросов социального развития Общества;
  • предъявление от имени Общества претензий и исков к юридическим и физическим лицам как РФ, так и за рубежом;
  • определение финансовой и инвестиционной политики Общества на текущий финансовый год в пределах полномочий, предоставленных собранием акционеров Общества, а также утверждение финансовой политики Общества;
  • утверждение договорных цен и тарифов на товары и услуги Общества;
  • прием и увольнение работников Общества, применение к ним мер поощрения и взыскания;
  • предоставление на утверждение Общего собрания акционеров годового отчета и баланса

    Генеральный директор избирается Общим собранием акционеров Общества сроком на пять лет.

    Контроль за финансово хозяйственной деятельностью Общества осуществляется ревизор. Порядок деятельности ревизора определяется положением о нем, утвержденным Общим сгоранием акционеров.

    Имущество Общества составляют основные фонды, оборотные средства, иные материальные и нематериальные активы, ценные бумаги и любое другое имущество, которое, в соответствии с законодательством РФ, может быть объектом права собственности.

    Имущество Общества образуется за счет следующих источников:

  • уставного капитала;
  • взносов и других поступлений от акционеров и других лиц;
  • доходов от деятельности;
  • доходов от ценных бумаг;
  • кредитов банков;
  • другого имущества, приобретаемого по иным основаниям, предусмотренным уставом предприятия.

    Резервный фонд Общества образуется путем ежегодных отчислений не менее 5 % от прибыли до достижения им размера, соответствующего 15 % Уставного капитала Общества предназначается на покрытие убытков, а также для погашения облигаций Общества и выкупа Общества в случае отсутствия других средств.

    Имущество Общества может быть изъято по вступившему в силу решению суда в соответствии с действующим гражданским законодательством.

    Стоимость чистых активов Общества оценивается по данным бухгалтерского учета в виде, предусмотренном законодательством.

    Общество осуществляет ведение бухгалтерского учета и предоставляет финансовую в соответствии с требованиями действующего законодательства.

    По месту нахождения Общества осуществляется хранение следующих документов: устава Общества, изменений и дополнений к нему; договора о создании Общества; свидетельства о государственной регистрации Общества; протоколов общего собрания акционеров, заключения ревизора Общества; документов, подтверждающих права Общества на имущество, находящееся на его балансе; внутренних документов Общества, утверждаемых Общим собранием акционеров; положений о филиалах и представительствах; годового финансового отчета; документов бухгалтерского учета; документов финансовой отчетности, предоставляемых в соответствующие органы; заключений аудитора Общества, государственных и муниципальных органов, финансового контроля; договоров, заключаемых Обществом; списки аффилированных лиц, Общества, отчеты независимых оценщиков; статистических показателей деятельности Общества; иные документы, внутренними документами Общества, решениями Общего собрания , органов Общества, а также документы, предусмотренные правовыми актами РФ.

    Отношения по использованию труда граждан регулируются ТК РФ, действующим законодательством, локальными актами Общества с учетом особенностей его деятельности индивидуальными договорами, заключенными с персоналом.

    Общество может быть довольно реорганизовано по решению Общего собрания акционеров, в порядке, предусмотренном Законом РФ «Об акционерных обществах» и Гражданским кодексом РФ.

    Реорганизация общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, выделения и преобразования.

    Ликвидация Общества производится добровольно по решению Общего собрания акционеров либо по решению суда, в порядке предусмотренном Законом РФ «Об акционерных обществах», Гражданским Кодексом РФ и Уставом Общества.

    В таблице 3 представлены основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

     

     

    Таблица 3

    Основные показатели финансово – хозяйственной деятельности ООО «ТД Престиж»

    Показатели

     

    2003 г.

     

    2004 г.

     

    2005 г.

    Абс. отклонение

    (+,-), р.

    Темп прироста, %

    2004 г. к 2003 г.

    2005 г. к 2004 г.

    2004 г. к 2003 г.

    2005 г. к 2004 г.

    Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

     

     

     

    273444,0

     

     

     

    587420,0

     

     

     

    787820,0

     

     

     

    313976,0

     

     

     

    200400,0

     

     

     

    214,8

     

     

     

    134,1

    Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

    113744,0

    355855,0

    394391,06

    242111,0

    38536,06

    169,8

    64,2

    Валовая прибыль

    159700,0

    231565,0

    393428,94

    71865,0

    161863,94

    45,0

    69,9

    Коммерческие расходы

    335700,0

    18435,0

    17328,94

    317265,0

    1106,06

    94,51

    6,0

    Прибыль (убыток) от продаж

    -176000

    213130,0

    376100,0

    37130,0

    162970,0

    21,1

    76,4

    Прочие операционные расходы

    0,0

    3673,6

    4873,6

    3673,6

    -1200,0

    0,0

    32,7

    Внереализационные доходы

    0,0

    566,7

    0,0

    566,7

    -566,7

    0,0

    -100,0

    Внереализационные расходы

    11552,0

    23163,1

    48678,0

    -11811,1

    25514,9

    104,0

    110,2

    Прибыль (убыток) до налогообложения

    -108572,6

    385178,8

    312511,9

    493751,4

    -72666,9

    -454,8

    -18,9

    Отложенные налоговые обязательства

    0,0

    0,0

    56346,0

    0,0

    -56346,0

    0,0

    0,0

    Текущий налог на прибыль

    0,0

    35074,0

    112331,0

    -35074,0

    -77277,0

    0,0

    220,3

    Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

    -108572,6

    350104,8

    143814,9

    458677,3

    -206289,9

    -422,5

    -58,9

     

    Согласно показателям финансово- хозяйственной деятельности из формы 1 за 2004г. по сравнению с базовым периодом значительно увеличилась выручка от реализации (с 273444,0 р. в 2003г. до 587420,0 р. в 2004г.). За анализируемый период изменение объема продаж составило 313976,0 р. Темп роста составил 214,8%. В 2005г. абсолютный прирост выручки составил 200400,0 р. или 134,1%.

    Валовая прибыль в 2003г.составляла 159700,0 р.Она выросла на 45% в 2004г., что следует рассматривать как положительный момент и составила 231565,0 р. В 2005г. валовая прибыль выросла на 69,9% и составила 393428,94 р.

    Прибыль от продаж в 2003г. составила отрицательную величину минус 176000,0 р. За анализируемый период она, также как и валовая прибыль, возросла на 74000,0 р. и в 2004г. составила 213130,0 р., а в 2005г. – увеличилась (на – 56,6% или 376100,0 р.).

    Отрицательным моментом являются убытки по прочим доходам и расходам в 2004г. сальдо по ним установилось на уровне -26270,0 р. К тому же наблюдается отрицательная тенденция — за период с 2003г. по 2004г. сальдо по прочим доходам и расходам снизилось на -14918,0 р. В 2005г. величина внереализационных расходов увеличилась на 25514,9 р. или 110,2%.

    Прочие операционные расходы увеличились незначительно в 2005г.- всего на 32,7 % или 1200 р.

    Как видно из таблицы 3,чистая прибыль в 2004г. выросла на 458677,3 р., и в 2004г. установилась на уровне 350104,8 р.( темп роста составил -422,5%). В 2005г. чистая прибыль снизилась довольно значительно по сравнению с предыдущим 2004г. – на – 58,9% или -206289,9 р. и равна 143814,9 р.

    Предприятие в 2003г. не уплачивало налога на прибыль ввиду убытка от хозяйственной деятельности.

    Основой для проведения финансового анализа ООО «ТД ПРЕСТИЖ» стала следующая информация финансовой ( бухгалтерской) отчетности: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках.

    Бухгалтерский баланс представляет собой перечень имущества предприятия и источников его приобретения на конкретную дату.

    Имущество предприятия, отраженное в активе баланса делится на внеоборотные (долгосрочного пользования) активы (1 раздел актива баланса) и оборотные (краткосрочного пользования) активы (2 раздел актива баланса).

    К внеоборотным активам относятся основные средства, оборудование предприятия, нематериальные активы, а также долгосрочные финансовые вложения сроком использования более одного года.

    К оборотным активам относятся ресурсы предприятия, использующиеся в процессе производственного цикла, то есть производственные запасы, товары, хранящиеся на складе, текущая дебиторская задолженность и т.д.

    Источники формирования имущества находящегося в активе, отражены в пассиве баланса, который в свою очередь состоит из трех разделов: капитал и резервы, долгосрочные обязательства, краткосрочные обязательства.

    Отметим, что предприятие можно назвать стабильным.

    Увеличилась величина актива баланса, по сравнению с 2003г. активы выросли на 12,4%, что абсолютном выражении составило 208007,0 р.

    В 2005г. величина активов и баланса выросла еще 36,2%, и достигла 257481,0 р.

    Рассматривая дебиторскую задолженность ООО «ТД ПРЕСТИЖ» следует отметить, что предприятие в 2004г. имеет пассивное сальдо (кредиторская задолженность больше дебиторской). Таким образом, предприятие финансирует свою текущую деятельность за счет кредиторов.

    Динамика изменения актива баланса положительная, но следует обратить внимание на следующие моменты: (увеличение краткосрочной дебиторской задолженности, увеличение статьи «готовая продукция», увеличение статьи внеоборотных активов в общей структуре баланса).

    Проводя анализ финансовой устойчивости предприятия в динамике, замечено снижение финансовой устойчивости предприятия.

    Рассчитаем коэффициенты финансовой устойчивости ООО «ТД ПРЕСТИЖ». Показатель «Коэффициент автономии», за период с 2003г. по 2004г. снизился на – 0,06 и в 2004г. составил 0,37. Это ниже нормативного значения при котором заемный капитал может быть компенсирован собственностью предприятия. Показатель «Коэффициент автономии», за период с 2004г. по 2005г. снизился на -0,08 и в 2005г. составил 0,30.Это также ниже нормативного значения при котором заемный капитал может быть компенсирован собственностью предприятия.

    Показатель «Коэффициент отношения заемных и собственных средств» (финансовый рычаг), за период с 2003г. по 2004г. увеличился на 0,39 и на 2004г. составил 1,67.

    Показатель «Коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных средств», за период с 2003г.по 2004г. увеличился на 1,76 и в 2004г. составил 13,32. Показатель за 2004г. по 2005г. увеличился на 5,47 и в 2005г. составил 18,79.

    Показатель «Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными средствами».

    За 2003-2004гг. снизился на -0,11 и в 2004г. составил 0,50. показатель период 2004-2005г. увеличился на 0,07 и в 2005г. составил 0,57. Это ниже нормативного значения (0,6-0,8), как в 2003г., 2004г. и 2005г. Предприятие испытывает недостаток собственных средств для формирования запасов и затрат, что показал и анализ показателей финансовой устойчивости в абсолютном выражении.

    Перейдем к анализу основных показателей ликвидности ООО «ТД ПРЕСТИЖ». Под ликвидностью понимается способность компании вовремя выполнять свои краткосрочные финансовые обязательства.

    Коэффициент абсолютной ликвидности в 2003 и 2004гг. находится ниже нормативного значения, что говорит о том, что значение коэффициента слишком низко и предприятие не в полной мере обеспечено средствами современного погашения наиболее срочных обязательств.

    Коэффициент промежуточной (быстрой) ликвидности показывает, какая часть краткосрочной задолженности может быть погашена за счет наиболее ликвидных и быстро реализуемых активов. Нормативное значение показателя – 0,6 — 0,8, означающее, что текущие обязательства должны покрываться на 60- 80 % за счет быстрореализуемых активов. На начало анализируемого периода (2003г) значение показателя быстрой (промежуточной) ликвидности составило 0,50. В 2004г. значение показателя выросло, что можно рассматривать как положительную тенденцию и составило 0,54. В 2005г. значение показателя выросло и составило 0,65.

    Так на конец анализируемого периода коэффициент текущей активности находится ниже нормативного значения, рассчитывается показатель восстановления платежеспособности предприятия.

     

    2.2. Анализ бизнес–планирования предприятия

     

    Бизнес-планирование ООО «ТД ПРЕСТИЖ» является методом осуществления финансово-экономической деятельности предприятия.

    Планирование, бесспорно, необходимый элемент эффективной деятельности фирмы на рынке. Существует несколько подходов к разработке бизнес-плана. Между ними очень много общего, однако отдельные различия все-таки существуют. Возможен, в частности, вариант, характеризуемый схемой (рисунок 6).

    На первое место в данном случае ставится определение личных целей бизнесмена. После оценки ситуации как вне, так и внутри компании определяется главная цель. Затем можно перейти к разработке стратегии, которая представляет собой процесс конкретизации главной цели, разбивку ее на задачи и подзадачи. На каждом этапе реализации выбранной стратегии целесообразно вносить в план определенные коррективы, которые диктует реальный ход событий. Таким образом, вырабатывается оперативный план. На основе долгосрочных тенденций и оперативного плана разрабатывается долгосрочный план.

     

    091313 1305 71 Сущность и основные положения разработки бизнес плана

    Рис. 6 Схема разработки бизнес-плана ООО «ТД ПРЕСТИЖ» КОРРЕКТИВЫ

     

    Замысел плана всегда нуждается в тщательном обосновании и проверке на осуществимость. С этой целью его разворачивают в систему частных стратегий: товарно-рыночную, НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), систему развития потенциала и финансовую систему, которая реализуется на втором этапе планирования. Стратегия НИОКР является ведущей. Она выявляет и формирует комплекс разработок, наиболее актуальных для потребителя и соответствующих научно-техническому потенциалу предприятия.

    По итогам разработки различных вариантов стратегии уточняются как ожидаемые размеры прибыли, так и потребности в капитальных вложениях. Эта информация поступает на вход финансовой стратегии, предназначенной для окончательного балансирования финансовых потребностей и определения размеров и форм привлечения заемных средств.

    На третьем этапе формирования стратегического плана результатные данные по каналам обратной связи поступают на вход замысла плана с целью его корректировки. Окончательный вариант плана вместе с результатами анализа внешней среды, а также возможностей фирм оформляются в виде глобальной стратегии развития.

    В целом можно сделать вывод, что перечисленные методики планирования весьма сходны и в основном дополняют друг друга, рассматривают бизнес-планирование с разных сторон и выделяет различные этапы планирования в качестве основных.

    Особую роль в формировании бизнес-плана играют планы маркетинга.

    Раздел, посвященный маркетингу, является одной из важнейших частей бизнес-плана, поскольку в нем непосредственно говорится о характере намечаемого бизнеса и способах реализации проекта, благодаря которым можно рассчитывать на успех предприятия. Иными словами, цель этого раздела – разъяснить, как предполагаемый бизнес намеревается воздействовать на рынок и реагировать на складывающуюся, на нем обстановку, чтобы обеспечить сбыт товара или услуг. Предприниматель должен представить здесь свой бизнес как привлекательную возможность для инвестиций, как кредитный риск с заманчивыми перспективами.

    Маркетинг-план ООО «ТД ПРЕСТИЖ» может быть сформирован по-разному в зависимости от вида бизнеса и сложности рынка.

    Планы маркетинга обязательно включают в себя описание общей стратегии маркетинга, политики ценообразования, тактики рекламы продукции, ее реализации и послепродажного обслуживания, а также прогнозы объемов продаж.

    При изложении тактики реализации продукции ООО «ТД ПРЕСТИЖ», целесообразно указать методы реализации (собственная торговая сеть, торговые представители, посредники), которые фирма могла бы использовать в ближайшее время и в долгосрочной перспективе, а также, любые специальные требования для реализации продукции. В бизнес-плане должно быть указано, как будет проводиться реализация, включая методы, транспортировку, страхование, кредитование, таможенные сборы и др.

    В разделе «Реклама» составитель бизнес-плана ООО «ТД ПРЕСТИЖ» должен указать, каким образом компания собирается привлекать внимание покупателей к выпускаемой продукции.

    Немалое место в бизнес-плане отводится производственному планированию. Нужно, прежде всего, уделить должное внимание анализу продукции или услуг, характерных для данного бизнеса, поскольку вне зависимости от стратегических соображений бизнес не будет успешным, если не обеспечить привлекательность для рынка его товаров и услуг.

    Одна из задач этой части плана ¾ характеристика в сжатой форме основных параметров товаров и услуг, предлагаемых данной фирмой.

    Важно, чтобы их привлекательные черты были освещены в простой и ясной форме (использование и привлекательность товаров и услуг, их разработка и развитие). Иногда бывает полезно представить список экспертов или потребителей, которые знакомы с упомянутым товаром или услугами и могут дать о них благоприятный отзыв. Такие сведения могут быть представлены в форме письма или отчета и включены в виде приложения.

    Основной целью производственного плана является предоставление информации по обеспеченности с производственной стороны выпуска продукции и разработка мер по поддержанию и развитию производства. В этот раздел необходимо включить такие сведения, как местоположение предприятия, виды требуемых производственных мощностей, необходимые производственные помещения, потребность в основных производственных фондах и рабочей силе.

    В финансовом плане ООО «ТД ПРЕСТИЖ» рассматриваются вопросы финансового обеспечения деятельности фирмы и наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств на основе анализа текущей финансовой информации и прогноза объемов реализации продукции на рынках в последующие периоды. Цель финансового плана – сформулировать и представить всеобъемлющую систему формулировок и проектировок, отражающих финансовые результаты деятельности компании. Этот раздел является наиболее важным для инвестора, т.к. именно из него он узнает, на какую прибыль он может рассчитывать.

    В финансовый план обязательно включается оперативный план, отчет о доходах, отчет о денежных потоках и балансовый отчет.

    Кратко охарактеризуем их. Оперативный план (отчет) отражает результаты взаимодействия фирмы и ее целевых рынков по каждому товару и рынку за определенный период. На фирме этот документ разрабатывается службой маркетинга. Совокупность показателей, предоставленная в оперативном плане, позволяет продемонстрировать руководству компании, какая доля рынка занята фирмой по каждому товару и какую предполагается завоевать в перспективе.

    Показатели определяются по каждому виду товара или услуги, что позволяет сравнивать их между собой по экономической эффективности. Такой прогноз обычно составляется на три года вперед, причем данные для первого и второго года следует приводить поквартально, т.к. для начального периода времени точно известны будущие покупатели продукции. На каждый отчетный период рассматриваемая совокупность показателей рассчитывается на основе специального рыночного исследования. Это важно для последующего планирования закупок оборудования, затрат на рекламу и наем работников.

    Таким образом, рассмотрев цели и сущность планирования, а также различные аспекты практики составления бизнес-планов, можно сделать заключение, что бизнес-план является неотъемлемой частью внутрифирменного планирования, одним из важнейших документов, разрабатываемых на предприятии.

     

    2.3. Анализ конкурентоспособности товарной продукции

     

    Косинская бумажная фабрика является одним из старейших предприятий страны. Основана в 1784 году. С момента основания и до 1862 года весь процесс производства бумаги был ручной. Основным сырьем для выработки бумаги было льняное тряпье, которое заготавливалось путем скупки его у местных крестьян в окружающих уездах от Котельнича до Глазова.

    ООО «ТД ПРЕСТИЖ» является крупнейшим филиалом в Краснодарском крае по реализации фильтровального картона для виноделия. Коссинская бумажная фабрика имеет 5 филиалов по всей стране.

    Представительство в Краснодаре выступает редким конкурентом по ассортименту фильтровального картона. Ассортимент реализуемой продукции пользуется огромным спросом у таких крупных винзаводов как: ООО Агрофирма «Жемчужина Ставрополья», ООО «Бахус», «Белореченский районный союз потребительских обществ», ООО «Богучарский завод растительных масел» , ООО «Буденновский винзавод», ООО «Вина и воды Абхазии», ЗАО «СХП Виноградное», ОАО «Комбинат Праздничных Вин», «СПК им. В. И. Ленина» и т.д., расположенные по всему Краснодарскому краю.

    Директора и виноделы винзаводов из далека, приезжают в Краснодар за товаром, т.к. цены в филиале намного ниже, чем у конкурирующих фирм, и фильтр – картон они берут в ООО «ТД ПРЕСТИЖ», закупая огромными партиями, чтобы профильтровать огромное количество вина.

     

     

    ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО « ТД ПРЕСТИЖ»

     

    3.3.Информационные технологии в формировании бизнес- плана вновь создаваемого предприятия

     

    Информационные технологии — это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, а также повышения их надежности и оперативности.

    На исследуемом предприятии ЗАО «КРАЙТЕХСНАБ» в качестве программы оценки финансово-хозяйственной деятельности предлагаем использовать программу Audit Expert.

    Разработчики программы Audit Expert, определяют ее как аналитическую систему для диагностики, оценки и мониторинга финансового состояния предприятия.

    Audit Expert – аналитическая система для диагностики, оценки и мониторинга финансового состояния предприятия.

    Система Audit Expert позволяет менеджменту предприятия осуществлять как внутренний финансовый анализ, так и взглянуть на себя извне – с позиции бюджета, контролирующих ведомств, кредиторов и акционеров. Базовой информацией для проведения финансового анализа служат финансовая отчетность предприятия: Баланс и Отчет о прибылях и убытках. Для проведения углубленного анализа Audit Expert позволяет использовать дополнительную информацию: сведения об использовании прибыли, имуществе и задолженности, данные всех пяти форм бухгалтерской отчетности, иные данные управленческой отчетности, содержание и формат таблиц ввода которых вы можете определить самостоятельно.

    В основу работы системы Audit Expert положено приведение бухгалтерской отчетности за ряд периодов к единому сопоставимому виду, соответствующему требованиям международных стандартов финансовой отчетности (IAS). Такой подход делает результаты работы Audit Expert понятными во всем мире и позволяет оценить на основании полученных данных финансовое состояние предприятия.

    Audit Expert преобразует полученные данные Баланса и Отчета о прибылях и убытках в аналитические таблицы. Система позволяет провести переоценку статей активов и пассивов и перевести данные в более устойчивую валюту. По данным аналитических таблиц осуществляется расчет стандартных финансовых коэффициентов, проводится оценка рисков потери ликвидности, банкротства, оценивается стоимость чистых активов и структура баланса, проводится анализ безубыточности и факторный анализ рентабельности собственного капитала.

    Помимо решений стандартных задач Audit Expert одновременно предоставляет вам возможность реализации собственных методик для решения любых задач анализа финансового состояния, его диагностики и мониторинга. Базируясь на данных аналитических таблиц, вы можете легко реализовать дополнительные методики оценки финансовой деятельности предприятия.

    По результатам проведенного финансового анализа система позволяет вам автоматически получить ряд экспертных заключений о его состоянии. По результатам анализа Audit Expert предоставляет возможность подготовить отчеты с необходимыми графиками и диаграммами, отражающими динамику основных показателей.

    Для проведения углубленного анализа Audit Expert позволяет использовать дополнительную информацию: сведения о распределении прибыли, имуществе и задолженности, другие данные бухгалтерской и управленческой отчетности, содержание и формат таблиц ввода которых пользователь может определить самостоятельно.

    В основу действия системы Audit Expert положено приведение бухгалтерской отчетности за ряд периодов к единому сопоставимому виду, соответствующему требованиям международных стандартов финансовой отчетности. Такой подход делает результаты работы системы понятными но всем мире и позволяет оценить на основании полученных данных финансовое состояние предприятия.

    В части, касающейся ретроспективного производственно-финансового анализа деятельности организации.

    Помимо решений стандартных задач, Audit Expert одновременно предоставляет возможность реализации собственных методик пользователя для решения широкого круга задач анализа, диагностики и мониторинга финансового состояния. Базируясь на данных аналитических таблиц, можно реализовать дополнительные методики оценки анализа финансовой деятельности предприятия. Пользователь может ввести расчетные формулы (шаблоны) интересующих его дополнительных аналитических показателей. Расчетные формулы составляются в непосредственном диалоге с системой и записываются, как и в Ехсеl, в таблицах. Этот инструментарий позволяет при создании собственной методики использовать для анализа исходные данные любой структуры. При этом возможность импорта данных исходных и аналитических таблиц в редактируемый сценарий позволяет избавиться от рутинной работы ввода данных и использовать при конструировании собственных сценариев ввода и обработки финансовых данных ранее созданные.

    Audit Expert преобразует полученные данные бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках в аналитические таблицы.

    Система позволяет провести переоценку статей активов и пассивов и перевести данные в более устойчивую валюту.

    Реализация имеющейся в программе Audit Expert возможности корректировки показателей бухгалтерского баланса на основе индивидуально задаваемых коэффициентов переоценки представляет собой проведение переоценки согласно модели (методу) переоценки объектов бухгалтерского учета в текущую (рыночную) стоимость (Current Value Accounting – CVA или Current Cost Accounting – CCA). Однако в рамках рассматриваемой программы при применении общего индекса цен к пересчету активов и пассивов баланса с учетом изменения покупательной способности денежной единицы возможна корректировка показателей согласно модели (методу) оценки объектов бухгалтерского учета в денежных единицах одинаковой покупательной способности (General Purchasing Power – GPP или General Price Level – GPL). Диапазон задаваемых коэффициентов переоценки достаточно широк (от 0 до 1000), что дает возможность учесть практически любые инфляционные и дефляционные изменения стоимостных оценок показателей финансовой отчетности.

    Кроме того, в программе Audit Expert возможно представление аналитических таблиц с учетом проведенной переоценки в долларах США, что выполняется программой автоматически на основе справочника курса валют.

    Таким образом, программа Audit Expert позволяет проводить гибкую корректировку показателей бухгалтерской отчетности предприятия с дальнейшей аналитической обработкой информации в рамках ретроспективного и перспективного анализа. Следует отметить, что проведение переоценки данных бухгалтерского баланса не является обязательным этапом обработки исходной информации в рамках рассматриваемой программы, что дает пользователю право выбора и принятия решения относительно целесообразности осуществления такой корректировки.

    По данным аналитических таблиц осуществляется расчет стандартных финансовых коэффициентов, проводится оценка рисков потери ликвидности, банкротства, оценивается стоимость чистых активов и структура баланса, проводится анализ безубыточности и факторный анализ рентабельности собственного капитала.

    В общем виде логическую структуру аналитической обработки информации в программе Audit Expert можно представить в виде взаимосвязанных, последовательно реализуемых этапов (см. рисунок 3).

    Однако следует подчеркнуть, что реализация описанных функций Audit Expert предполагает высокий уровень подготовки пользователя в области финансового анализа.

    091313 1305 8 Сущность и основные положения разработки бизнес плана

     

    Система Audit Expert позволяет на основании бухгалтерской отчетности построить прогноз финансовых показателей, т. е. рассчитать прогнозные данные финансовой отчетности, а также значения финансовых коэффициентов на ближайшие периоды. Используя функцию прогноза, можно оценить время, в течение которого финансовые показатели достигнут критических значений, если существующая тенденция сохранится.

    С помощью специального приложения к профессиональной версии системы Audit Expert – Audit Integrator — возможно проведение сравнительного анализа. При этом можно воспользоваться базой данных финансовой отчетности крупнейших российских компаний в различных отраслях, представляемой на сайте компании «Про-Инвест ИТ». Компании, включенные в базу данных, отобраны на основании ежегодного рейтинга крупнейших компаний России «Эксперт-200», публикуемого журналом «Эксперт». Кроме того, включенный в систему Audit Expert специальный конвертор формата файла позволяет в целях сравнительного анализа воспользоваться содержащейся в открытом доступе на сайте ФКЦБ официальной бухгалтерской отчетностью большого числа организаций. Данные с указанного сайта объединяются с данными анализируемого предприятия, что дает возможность составить рейтинг организации в соответствии с выбранными пользователем критериями.

    На основе данных, представленных в таблицах Audit Expert, можно автоматически получить как стандартные встроенные графики или диаграммы, так и подготовить дополнительные, отражающие состояние и динамику аналитических показателей.

    По результатам проведенного анализа система позволяет автоматически получить ряд экспертных заключений о финансовом состоянии. Система Audit Expert снабжена генератором отчетов, позволяющим подготовить необходимые отчеты произвольной структуры, а также включить в них таблицы, графики, текстовую информацию и иллюстрации. Данные аналитического баланса, полученного в Audit Expert, могут экспортироваться в программу Ргоjесt Ехреrt и использоваться для описания исходного финансового состояния предприятия.


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.11MB/0.00206 sec

WordPress: 22.63MB | MySQL:113 | 2,531sec