Управление рисками

<

091313 2128 1 Управление рискамиТема 1.

Предпринимательство – самостоятельно осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имущества, продажи товаров, выполнением работ или услуг, лицами, зарегистрированными этими качествами в законом порядке.

Общественно экономическая, социальная, организаторская, ресурсная, инновационная.

Роль государства в регулировании денежных потоков – установление норм резервирования в коммерческом банке(количество денег в обращении, надежность функционирования банковской системы)

Стадии предпринимательства

  1. Идея
  2. Поиск ресурсов
  3. Механизм реализации

    По месту – местное, региональное, международное.

    От состава учредителей – женское и молодежное

    От кол-ва участников – индивидуальное и коллективное

    С точки зрения развития – быстрорастущие, медленно наращиваемые.

    Доклад – Виды деятельности на рынке ценных бумаг.

    Ответственность предприятий. Хозяйственных предприятий и обществ.

    Тема 2. Предпринимательская среда

    Капитал – Любой ресурс экономики, создаваемый с целью производства еще большего количества благ и приносящий доход.

    По форме – денежный, товарный, производительный

    По способу перенесения стоимости – основной и оборотный

    По собственности – частный, коллективный, государственный, смешанный, иностранный

    По источникам финансирования – собственный, заемный

    По направлениям использования – на восстановление, реконструкцию ОС, на строительство новых предприятий и развитие существующих

    Бывает капитал реальный и фиктивный. Реальный – фонды предприятия(здания, сооружения, машины). Фиктивный- реальный капитал в ценных бумагах.

    Реальный делиться на денежный, производительный и товарный. Изначально капитал выступает в денежной форме(создание необходимых условий для соединения факторов производства).

    Производительный – организация, управление и рациональное соединении приобретенных факторов производства с целью получения большей стоимости.

    Товарный капитал – реализация имеющихся товаров и услуг с целью превращения товарного капитала в денежный.

    Ссудный капитал – денежный капитал, который приносит проценты. По истечению возвращается владельцу. Не принимает не производительной, ни товарной формы.

    Рынок капитала – казначейские облигации – долгосрочная политика, государственные муниципальные ценные бумаги и бумаги корпораций

    Предпринимательская среда – благотворительно сложившаяся обстановка, обеспечивающая свободу дееспособных граждан и их объединение на осуществление законной предпринимательской деятельности.

    Внутренняя предпринимательская среда – совокупность условий функционирования предпринимательской организации. Компетентность, целеустремленность, способности организации и ведении бизнеса. Наличие необходимого капитала, правильный выбор организационно правовой форме, правильный выбор деятельности, подбор команды партнеров.

    Под внешней средой – объективна к предпринимателю. Институциональная, Природная, Экономическое положение страны, политическое положение. Правовая среда. Социально-экономическая обстановка. Научно техническая среда. Технологическая среда.

    Стадии определения:

    Определение капитала

  4. Расход денежных средств на производственные факторы
  5. Инвестирование в средства труда, рабочую силу
  6. Производство и сбыт готовой продукции. Выполнение работ, оказание услуг
  7. Приток денежных средств
  8. Налоги и другие денежные
  9. Возврат капитала

    Рынок купли – средства труда, предметы труда, рабочая сила

    Рынок сбыта – товары, работы и услуги

    Рынок финансирования, денежный рынок

    Государство – бюджеты разных уровней

    Денежный рынок – часть рынка ссудных капиталов, совокупность кредитных и депозитных рынков, на которых центральный банк и другие коммерческие институты осуществляют операции по краткосрочному финансированию.

    Фондовый рынок – продажа.

    Валютные рынки – центры купли продажи валют.

    Рынок ценных бумаг – эмиссия, купля продажа ЦБ.

    Финансирование – процесс образование денежных средств.

    Задачи при выборе источника

  10. Потребность в долгосрочном или краткосрочном?
  11. Выявить возможные изменения в составе актива и капитала в целях определения их оптимальной структуры.
  12. Обеспечить постоянную платежеспособность, следовательно, финансовую устойчивость.
  13. С максимальной прибылью использовать собственные и заемные средства
  14. Снизить расходы на финансирование хозяйственной деятельности.

     

    Какие факторы нужно учитывать при потребности в денежных ресурсов:

  15. Для какой цели требуются денежные средства и на какой период?
  16. Когда и в каком объеме потребуются денежные средства?
  17. Можно ли изыскать денежные средства в самой организации или поискать их
  18. Каковы будут затраты при уплате долгов.
  19. Когда можно будет ожидать возврата денежных средств и получение дохода
  20. Какова будет величина полученного дохода

    Внутренние источники – амортизационная прибыль…, устойчивые пассивы, целевые поступления, прибыль

    Виды заемных средств – выпуск ценных бумаг, привлечение банковских кредитов, коммерческое кредитование организации, налоговые инвестиционные кредиты, факторинг как форма финансирования, лизинговые операции, финансирование путем предоставления бюджетного кредита.

    Методы финансирования – эмиссия –привлечение необходимого объема в максимально короткие сроки. Эмиссионная ЦБ – характеризуется следующими характеристиками…

    Взаимное кредитование – между организациями, связана с разницей во времени между оплатой и отгрузкой продукции.

    Коммерческий кредит – товарная форма кредита.

    Финансовая среда – встречается в повседневной деятельности. Спектор некоторых ограничений. Анализ среды – факторов, приролды изменения среды, и влияние. Среда ближайшего окружения и отдаленного.

     

    Создание Автошколы

  21. Резюме
  22. Цель
  23. Производственный план
  24. Маркетинговый план
  25. Проект организационной структуры

    Вопросы

  26. Стоит ли проект того, чтобы тратить на него силы, время и деньги.
  27. Какие факторы будут влиять на конечный успех проекта в первую очередь и второстепенные.
  28. Сколько денег нужно привлечь, чтобы проект состоялся
  29. Скольно должны стоить заемные средства, чтобы была возможность расплатиться с кредиторами.
  30. Сможет ли бизнес выжить, если что-то пойдет не так, как вы рассчитывали.

    Что необходимо для автошколы

  31. Помещение, производственное оборудование – 1 тренажер 100 тыс.руб., 20 комплектов мебели по 5 тыс. р., мебель для административного аппарата 100 тыс.р.+100тыс.р. техника, 4 учебных автомобиля(400р. В час), автодром, персонал, расходные материалы, продвижение(маркетинг), организационные расходы(лицензия, создание юр. лица) 1. Тыс. рублей в месяц аренда метра, 20 учащихся, 10 тыс.р. бух учет в месяц, з/п кассиру 12 тыс., руководитель препод + просто препод 150 руб. в час, реклама 50 тыс.р..
  32. Покупка с привлечением кредита процентная ставка 14%. Срок 15 лет, стоимость 100 квадратных метров – 2 млн. +150 тыс. на перевод в нежилое помещение

    Необходимые вопросы:

  33. Знать своего клиента. Нужно ли им учиться в нашей автошколы и почему? Существуют ли покупатели в принципе?
  34. Если покупатели не захотят нашу продукцию, то с чем это связано?
  35. Сколько людей захотят и станут нашими клиентами?
  36. За счет чего и на сколько этот спрос может измениться?
  37. Каков объем нашего рынка и на какую долю можно рассчитывать
  38. Кто наши конкуренты? За счет чего они достигают своего положения на рынке?
  39. Какой стратегией ценообразования мы намеренны придерживаться?
  40. В какой мере изменение цены на наши услуги повлияет на конечные продажи?
  41. Каким образом мы собираемся продавать нашу продукцию?
  42. Каким способом продвигать услуги и какую отдачу получить?
  43. Натуральные единицы в которых будет измеряться объем продаж(кол-во учащихся)? Цена за единицу с выбранной стратегией ценообразования? – чего мы хотим добиться, устанавливая такую цену? – какой спрос на наши услуги можно прогнозировать при такой цене? – какие цены на аналогичные услуги назначают конкуренты и почему? – каков уровень наших затрат? Как потребители воспринимают ценность наших услуг, отражает ли выбранная нами стратегия ценообразования восприятие ценности услуги потребителю? 3й фактор – объем продаж в единицах услуги и его прогнозируемые изменения.

    2 этап – расчет издержек и точки безубыточности.

    Точка безубыточности = постоянные издержки на выручку минус переменные издержки и все это умножить на выручку

    Точка безубыточности в количестве продукции = постоянные издержки на единицу товара минус переменные издержки на единицу

    На сколько текущая выручка превышает критический уровень, опустившись перестанет покрывать

    Процент прочности = выручка минус выручки безубыточная делиться на выручку и умножаем на 100

    4 этап – составление отчета о движении денего. Денежный поток от основной деятельности.

    Денежный поток от инвестиционной деятельности – затраты на покупку активов, которые будут работать долгое время.

    Денежный поток от финансовой деятельности – источник финансирования.

    Квалификационные признаки рисков:

  44. По сфере возникновения – внешние и внутренние
  45. Возможные последствия – убытки, упущенная выгода
  46. Степень допустимости(уровень потерь) – допустимый(минимальный и повышенный), критический, катастрофический(недопустимый)
    <
  47. Граница охвата – локальный(микроэкономический), отраслевой, региональный, национальный(макроэкономический), международный(глобальный).
  48. Повторяемость – постоянный, повторяющийся, разовый
  49. Этап коммерческой деятельности – принятие решения, стадии реализации.
  50. Природа возникновения – субъективный характер, объективные границы.
  51. Вид деятельности – производственный, маркетинговый, финансово-экономический, инновационный, управленческо-организационный.
  52. Объект возникновения – отдельные операции, отдельного направления деятельности, деятельности фирмы в целом
  53. Возможность предвиденья и точность оценки – прогнозируемый с большой точности оценки вероятности, трудно прогнозируемый, непрогнозируемый
  54. Возможность страхования – страхуемый и нестрахуемый
  55. Возможность дальнейшей детализации – простой, сложный

    На этапе определения неопределенности возможного риска решаются следующие задачи – определение источников информации, причины риска и его вида, выяснение источников риска, прогнозирование видов риска для конкретного предприятия, определение объектов, на которые воздействует тот или иной вид риска.

    Оценка риска – совокупность аналитических предприятий, позволяющих спрогнозировать возможность получения дополнительного предпринимательского дохода, или определенной величины ущерба от возникшей рисковой ситуации и не своевременного принятия мер по предотвращению риска. Бывает качественной и количественной. Качественный анализ предполагает: 1. Установление потенциальных риск . 2. Идентификация всех возможных рисков. 3. Выявление практических выгод и возможных негативных последствий, которые могут наступить при реализации решения, содержащего риск.

    Количественная оценка предполагает численное определение отдельных рисков или риска проекта в целом. На это этапе определяются численные значения наступления рисковых событий и их последствий, осуществляется количественная оценка уровней риска, определяется допустимый в данной обстановке уровень риска. Самые распространенные методы – статистической оценки, экспертных оценок, расчетно-аналитический.

    Статистический – изучается статистика потерь и прибыли, имевших место на данном или аналогичном производстве. Устанавливается величина и частотность получения того или иного экономического результата. Составляется наиболее вероятностный прогноз на будущее, сбой которых может произойти достаточно дорого

    Экспертный метод – обработка мнений экспертов

    Расчетно алетичически – на теоретических представлениях базируется. В абсолютном выражение риск может выражаться в материально вещественном, физическим масштабам потерь.

     

     

    Схема реакции фирмы на экономические риски

  56. Выявление вероятных моментов потерь и связанных с ним участков потерь – выявление экономических рисков, анализ активов и цены рисков, выявление доли рисковых активов.
  57. Анализ рисков текущих т
  58. Анализ сопряженных рисков
  59. Статистические результаты возможных потерь

    2

  60. Определение суммы потерь или цены риска на участке потерь
  61. Риски потери активов: оценка потерь материальных активов, нематериальных активов, оценка потерь недвижимого имущества. Упущенные доходы и рисковые расходы – потеря ренты и дохода от аренды, потери связанные с перерывами в бизнесе, потери вызванные ключевым уходом фигур персонала, дополнительные расходы на покрытие цены риска
  62. Риски связанные с гражданской ответственностью

    3

  63. Оценка возможности фирмы по предотвращению и покрытию потерь
  64. Покрытие потерь во времени
  65. Кредитные антирисковые ресурсы
  66. Выбор реакции антирисковой политики фирмы – принятие риска на себя, передача риска 3м лицам, отказ от проекта

    4

  67. Расходы на устранение риска
  68. Страхование риска

    Для определения уровня возможности потерь существует область потерь:

  69. Безрисковая – потери отсутствуют
  70. Область минимального риска – размер потерь не превышает объема чистой прибыли
  71. Область повышенного риска – уровень возможных потерь не превышает величины расчетной прибыли
  72. Область критического риска – потенциальные потери превышают расчетную прибыль, но не общую величину валовой прибыли.
  73. Область катастрофического риска – потеря всех средств, вложенных в осуществление проекта или сделки
  74. Область допустимого риска – величина потерь сводиться ко всем средствам фирмы, т.е. наступает банкротство

     

    Причинные факторы рисков предпринимательской деятельности

    Причины неудачного предпринимательства

    Личностные факторы риска

    Внешние факторы риска

    Неправильный выбор предпринимательской идеи

    Переоценнены личные возможности и знания, ожидаемая конкурентно способность товаров и услуг

    Недооцененные внешние условия

    Чрезмерные затраты на производство

    Неэффективное руководство, неправильные решения

    Изменение цен

    Низкая эффективность производство

    Низкий технический уровень, культура производства

    Изменение стоимости сырья, материала, полуфабрикатов, энергоносителей

    Низкий уровень сбыта

    Неправильный канал сбыта

     

    Нерационально используемая прибыль

    Недостаточные вложения в развитие производства, маркетинг, ноухау и т.д.

    Увеличение налога на прибыль

     

     

    Перечень простых рисков для малого предприятия

    Вид риска

    Отрицательное влияние на ожидаемую прибыль от реализации проекта

    Подготовительная стадия проекта

    Удаленность от транспортных узлов

    Дополнительные затраты на создание подъездных путей повышенные эксплуатационные расходы

    Удаленность от инженерных сетей

    Дополнительные капитальные вложения на подводку электроэнергии, тепла и воды, газа

    Отношения местных властей

    Возможность введения дополнительных ограничений, осложняющих реализацию проекта

    Доступность услуг подрядчиков

    Опасность завышения стоимости работы из-за монопольного положения подрядчика

    Наличие альтернативных источников сырья

    Опасность завышения цен из-за монопольного положения подрядчика

    Строительная

    Платежеспособность заказчика

    Увеличение объема заемных средств и снижение чистой прибыли из-за выплаты процентов

    Непредвиденные затраты, в т.ч. из-за инфляции

    Увеличение объема заемных средств

    Недостатки проектно изыскательских работ

    Рост стоимости строительства, задержка сводов мощностей

    Несвоевременная поставка комплектующих

    Увеличение срока строительства, выплата штрафов подрядчикам

    Недобросовестность подрядчиков

    Увеличение сроков строительства

    Стадия функционирования

    Финансово – экономические риски

    Неустойчивость спроса

    Падение спроса с ростом цен

    Появление альтернативного продукта

    Снижение спроса

    Снижение цен конкурентами

    Увеличение объема производства у конкурентов

    Рост налогов

    Уменьшение чистой прибыли

    Платежеспособность потребителей

    Падение объема продаж

    Рост цен на сырье, материал, перевозки

    Снижение прибыли

    Зависимость от поставщиков, отсутствие альтернатив

    Снижение прибыли из-за роста цен

    Недостаток оборотных средств

    Все недостатки кредита

    Социальные риски

    Трудности с набором квалифицированной рабочей силы

    Увеличение затрат на укомплектование штата

    Угроза забастовки

    Штрафы за нарушение договора. Финансовые санкции со стороны заказчика

    Отношения местных властей

    Дополнительные затраты на выполнение их требований

    Недостаточный уровень з/п

    Текучесть кадров, снижение производительности труда

    Недостаточная квалификация кадров

    Снижение ритмичности, рост брака, увеличение числа аварий

    Социальная инфраструктура

    Рост непроизводственных затрат

     

     

     

    Чистая приведенная стоимость – NPV=-Io+(CF1/(1+r) + CF2/(1+r)^2 + CF3/(1+r)^3+ CFn/(1+r)^n)

    714,28=1000/(1+0,4)

    785,71=1100/(1+0,4) – ПЛАНИРУЕМЫЙ ДОХОД

    1000=1100/(1+0,1)

    909,09=1000/(1+0,1) – ДЕПОЗИТ

    Приведение стоимости денежных потоков к стоимости первоначальных инвестиций.

    Если НПВ больше нуля, то проект прибылен. Если равно нулю, то нет смысле рисковать. Если меньше – то проект не рентабелен.

     

    Управление риском – совокупность методов, приемов и мероприятий, позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры к исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий.

    Система управления риском – две подсистемы. Управляемые – объекты управления, управляющие – субъекты управления.

    Объектом – риск, вложение капитала и т.д. Субъектом – группа людей целенаправленно воздействующая на объект управления.

    Методы управления риском:

    -Минимизация потерь: упреждение(стратегическое планирование, прогнозирование внешней обстановки, мониторинг социально экономической и нормативно правовой среды, предотвращение убытков, поиск информации, активный целенаправленный маркетинг), уклонение(отказ от ненадежных партнеров и рисковых проектов), локализация(создание венчурных предприятий, специальных структурных подразделений для выполнения рискованных проектов) и диссипация(интеграция-распределение риска между участниками, диверсификация сбыта и поставок, диверсификация инвестиций, видов деятельности и зон хозяйствования, распределение риска по времени).

    -Возмещение потерь: создание системы резервов(самострахование), страхование хозяйственных рисков, поиск гарантов, распределение ответственности между участниками производства, передача риска

     

    Эврестические правила для принятия решений в условиях риска:

  75. Нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал
  76. Надо думать о последствиях риска
  77. Нельзя рисковать многим ради малого
  78. Положительное решение принимается лишь при отсутствии сомнения
  79. При наличии сомнений принимается отрицательное решение
  80. Нельзя думать, что всегда существует только одно решение

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.96MB/0.00149 sec

WordPress: 24.7MB | MySQL:125 | 1,413sec