Внебюджетные фонды и их роль в финансовой системе

<

070515 1713 1 Внебюджетные фонды и их роль в финансовой системе Сущность и функции внебюджетных фондов. Виды внебюджетных фондов.

  1. Внебюджетные фонды РФ.
  2. Единый социальный налог (ЕСН).
  3. Пенсионный фонд РФ.
  4. Фонд социального страхования РФ.
  5. Фонд обязательного медицинского страхования РФ.

  1. Сущность и функции внебюджетных фондов. Виды внебюджетных фондов.

    Внебюджетные фонды, возникшие как специальные фонды государства задолго до централизованных бюджетов. Централизованные бюджеты возникли на основе консолидации специальных централизованных фондов или специальных счетов государства. Внебюджетные фонды выполняют важнейшие функции в финансовой системе, связанные с распределением национального дохода между отдельными сферами народного хозяйства, территориями государства и между отдельными категориями населения, а также функцию целевого контроля за использование по целевому назначению мобилизированных финансовых ресурсов.

    Внебюджетные фонды выражают денежно-экономические отношения принудительного характера по перераспределению денежных доходов юридических и физических лиц в целях исполнения государством целевых функций. Эти функции в основном сосредоточены на социальном обеспечении и экономической поддержке сфер предпринимательства отраслей и конкретных хозяйствующих субъектов.

    Усиление позиций внебюджетных фондов было вызвано следующими обстоятельствами:

    1. Экономические кризисы и цикличность развития экономики.

    2. Изменение политических режимов в ряде стран в ХХ веке.

    В тоже время усиление позиций внебюджетных фондов обусловлено следующими специфическими чертами:

    1. Внебюджетный фонд является автономным от бюджета фонда и может быть организован в виде специализированного финансово-кредитного учреждения – государственной организации.

    2. Внебюджетные фонды могут иметь свои специфические источники формирования.

    3. Внебюджетные фонды обеспечивают более эффективный контроль со стороны государства и налогоплательщика.

    4. Внебюджетные фонды как специализированные финансово-кредитные учреждения являются институциональными инвесторами на финансовом рынке.

    5. Внебюджетные фонды являются участниками рынка государственных ценных бумаг, причем характер размещения может быть не рыночным и даже принудительным.

    6. Внебюджетные фонды при наличии в них активного сальдо могут стать источником финансового дефицита бюджета.

    Методы привлечения финансовых ресурсов во внебюджетные фонды:

    1. Выделение бюджетных средств на счета этих фондов.

    2. Страховые платежи либо только с работников, либо только с работодателей, либо универсальные, т.е. оплачивают страховые платежи и работник и работодатель.

    3. Специальные налоги.

    4. Метод заимствований.

    Виды внебюджетных фондов в финансовых системах различных государств:

    1. По системе государственного устройства:

    — федеральные

    — региональные

    — местные

    2. По источникам формирования:

  • смешанного типа (страховые платежи)
  • формируемые на основе специальных налогов
  • формируемые на основе только страховых взносов
  • образуемые за счет заемных источников, т.е. за счет государственных заимствований:

    — местные заемные фонды

    — центрального уровня

    3. Целевая классификация (по целям использования):

    — экономические

    — экологические

    — научно-исследовательские

    — кредитные

    — социальные

    — специальные

  1. Внебюджетные фонды РФ.

Внебюджетные фонды РФ в основном сформировались в начале 90-х гг. в соответствии с законом РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ».

Исторически внебюджетные фонды существовали в советское время, но в последние 50 лет они существовали в едином фонде, который назывался фондом социального страхования. В начале 90-х гг. в России действовало порядка 20 различных внебюджетных фондов экономического, социального, экологического, научно-исследовательского и специального назначения. Эти фонды являлись институциональными инвесторами, имели налоговые льготы и были неподконтрольны проверкам ни со стороны налоговых органов, ни со стороны законодательных органов. Единственным контролирующим органом являлось Министерство финансов. Такая система функционирования привела к тому, что сконцентрированные в них огромные средства (60-80% от объема бюджета федерального фонда) не всегда использовались по назначению, активно размещались на финансовом рынке и свою цель создания эти фонды не оправдали.

В 1993г. Счетная Палата РФ была наделена полномочиями контроля этих фондов. В декабре 1993г. по Указу Президента Ельцина все внебюджетные фонды кроме Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования, Фонда занятости были консолидированы в федеральном бюджете. Эти фонды превратились в специальные целевые фонды федерального бюджета, имеющие свои источники финансирования и направления использования.

  1. Единый социальный налог (ЕСН).

ЕСН введен с 1.01.2001г. взамен страховых платеже во внебюджетные фонды.

ЕСН включает 3 элемента:

1. Взнос, зачисляемый в Пенсионный фонд РФ.

2. Взнос, зачисляемый в Фонд социального страхования РФ.

3. Взнос, зачисляемый в Фонд обязательного медицинского страхования.

Целью ЕСН является мобилизация средств для реализации права граждан на государственное пенсионное обеспечение, государственное социальное обеспечение и страхование и на государственную медицинскую помощь.

Налогоплательщиками ЕСН выступают следующие 2 категории:

1-я категория — работодатели, производящие выплаты наемным работникам:

— организации

— крестьянские и фермерские хозяйства

— физические лица

2-я категория:

— индивидуальные предприниматели

— родовые семейные общины малочисленных народов Севера, занимающие традиционными отраслями хозяйствования

— главы крестьянских и фермерских хозяйств

— адвокаты

Если налогоплательщик попадает в обе группы, то он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию. Налогоплательщики 2-ой группы не уплачивают налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ.

Объектом налогообложения для 1-ой группы являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемы работодателями работникам по всем основаниям (все виды заработной платы, выплаты по авторским и лицензионным договорам, все виды материальной помощи и безвозмездных перечислений, произведенные в пользу работников). Выплаты в натуральной форме также признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1000 руб. на одного работника за календарный месяц. Для физических лиц в 1-ой группе объектом налогообложения являются все выплаты и все иные вознаграждения, выплачиваемые в пользу работников по всем основаниям.

<

Объектом налогообложения для 2-ой группы являются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Для предпринимателей, работающих по упрощенной системе налогообложения, объектом является доход, определяемый исходя из стоимости патента.

В ЕСН выделяются суммы, не подлежащие налогообложению:

1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

2) все виды установленных законодательством компенсационных выплат;

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями;

4) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу;

5) доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции;

6) доходы, получаемые членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

7) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому работодателями

8) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая работодателем лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера;

9) стоимость льгот по проезду, отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников;

10) выплаты, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии, что данные выплаты производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10000 руб. в год;

11) выплаты организацией работникам и бывшим работникам-пенсионерам в виде материальной помощи и возмещения стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом не превышающие 2000 руб. на одного человека за налоговый период;

12) любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

По ЕСН существуют ряд льгот, которые связанны с освобождением от уплаты налога. От уплаты налога освобождаются:

1) Организации любых организационно-правовых форм — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы;

2) Общественные организации инвалидов, учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям единственными собственниками, имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100000 руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника:

3) Налогоплательщики, являющиеся инвалидами I, II или III группы, доходы которых от их предпринимательской деятельности не превышают 100000 руб. течение налогового периода.

Налоговым периодом является календарный год, отчетным периодом – календарный месяц.

Ставка ЕСН является дифференцируемой по категориям, выделенных в качестве налогоплательщиков и по уровням доходов, приходящихся на одного работника за весь календарный год. Расчет налоговой базы каждого отдельного работника производится нарастающим итогом с начала года.

По доходам предусмотрена следующая шкала:

1. доходы от 100 000 руб. на одного человека в среднем за год

2. доходы от 100 001 до 300 000 руб. на одного человека в среднем за год

3. доходы от 300 001 до 600 000 руб. на одного человека в среднем за год

4. доходы свыше 600 000 руб. на одного человека в среднем за год

ЕСН, уплачиваемый предприятием в конечном итоге расчленяется по внебюджетным фондам и каждый взнос, в составе ЕСН формирует доходную часть соответствующего внебюджетного фонда.

По ЕСН предусматриваются авансовые платежи, исходя из налоговой базы с начала календарного года. Разница между авансовыми платежами и сумме, подлежащей уплате, подлежит перечислению не позднее 15 дней со дня установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период. В случае переплаты возможен возврат средств или вариант зачета средств.

  1. Пенсионный фонд РФ.

Пенсионный фонд РФ был выделен в 1991г. из Фонда социального страхования, который выполнял в административной экономике все функции по социальному обеспечению и социальному страхованию.

Пенсионный фонд РФ представляет собой специализированное финансово-кредитное учреждение с государственной формой собственности, его основная цель – обеспечение финансирования государственных и социальных пенсий.

Источники Пенсионного фонда.

1. Первоначально Пенсионный фонд функционировал на основе механизма солидарности поколений, т.е. старшее поколение содержалось за счет молодого, которое делало отчисления от своих доходов. При этом все средства, поступающие в Пенсионный фонд, были обезличены, т.е. пенсионный фонд работал по принципу единства кассы. Этот механизм в рамках СССР работал достаточно четко, но в рыночной экономике при значительной дифференциации доходов и независимости по данной схеме размера пенсии от производимых начислений приводит к большим противоречиям и социальным последствиям.

С марта 1996г. в России введена персональная система учета всех работающих, т.е. на каждого работающего открыт персональный пенсионный счет.

2. Перечисления из бюджета для формирования средств пенсионного обеспечения определенным категориям: военнослужащим, членам их семей и приравненным к ним категориям.

3. Средства от капитализации свободных денежных средств, т.е. доходы, получаемые в результате размещения свободных денежных средств на финансовом рынке. Законодательство может в законодательном порядке и, в частности, в федеральных законах на текущий год установить пределы свободного размещения этих средств на финансовом рынке и ввести обязательное размещение свободных средств в государственные ценные бумаги.

4. Кредиты Центробанка, других внебюджетных фондов и федерального бюджета.

5. Штрафы и пени за несвоевременную уплату средств в Пенсионный фонд.

6. Благотворительная помощь от юридических, физических лиц, других государств.

Система финансовых потоков пенсионного обеспечения на сегодняшний день является многоканальной. В этой системе задействованы наряду с Пенсионным фондом Министерство связи, Сбербанк и органы соцзащиты. Эта многоканальность приводит к застреванию денежных ресурсов и нерациональному использованию средств Пенсионного фонда.

В рамках проводимой реформы пенсионного обеспечения предусмотрены:

1. Изменение общей концепции формирования Пенсионного фонда, т.е. переход от принципа «солидарности поколений» к принципу «персональных накоплений».

2. Введение персонального учета накопления Пенсионного фонда в порядке обязательного государственного пенсионного обеспечения и использования альтернативных вариантов пенсионного обеспечения через систему государственных пенсионных фондов.

3. Установление зависимости уровня пенсий от объема средств, накопленных на персональном счете.

4. Модернизация тарифов или ставки налога, уплачиваемого в Пенсионный фонд.

5. Предусматривается введение механизма автоматической индексации пенсий в соответствии со складывающемся уровнем инфляции. Средства для индексации должны быть перечислены из федерального бюджета в Пенсионный фонд.

Основные направления использования средств Пенсионного фонда:

  1. Выплата государственных трудовых пенсий.
  2. Выплата социальных пенсий (при потере кормильца, инвалиды детства или какой-либо группы, профессиональные увечья, членам семей военнослужащих и приравненных к ним).
  3. Выплаты военнослужащим.

  1. Фонд социального страхования РФ.

Фонд социального страхования РФ является специализированным финансово-кредитным учреждением государственной формы собственности. Целью этого фонда выступает обеспечение организации системы обязательного государственного страхования, финансирование направления соцзащиты и направлений обязательного страхования здоровья, жизни и доходов работников. Объектом страхования выступает доход работника.

Источники Фонда соцстрахования:

1. ЕСН, в частности ставки, касающиеся Фонда соцстрахования 4% с 1.01.2001г.

Для работодателей, занятых в сельском хозяйстве, родовые и семейные общины малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, фермерских и крестьянских хозяйств ставка устанавливается 2,9%. Для всех остальных, т.е. для индивидуальных предпринимателей и адвокатов не предусмотрена уплата этого налога.

2. Бюджетные ассигнования, передаваемые в этот фонд, в случае необходимости по конкретным целевым мероприятиям, если это предусматривает федеральный закон «О федеральном бюджете» на текущий финансовый год.

3. Капитализация свободных денежных средств на счетах Фонда социального страхования, т.е. доходы, полученные от инвестирования свободных денежных средств на финансовом рынке.

4. Штрафы и пени по несвоевременным платежам.

5. Кредитные ресурсы, получаемые от других внебюджетных фондов из федерального бюджета или из Центробанка.

6. Благотворительная помощь, оказываемая юридическими и физическими лицами.

Механизм использования средств Фонда социального страхования предполагает перечисление в этот фонд только части средств из начисляемой по налоговой ставке, поскольку предприятие имеет право производить часть выплат на месте из кассы предприятия.

Направления использования средств Фонда социального страхования:

  1. Пособие по временной нетрудоспособности.
  2. Пособие по беременности и родам (выплачивается по месту работы или учебы).
  3. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности.
  4. Единовременное пособие при рождении ребенка.
  5. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.
  6. Пособие при усыновлении ребенка.
  7. Пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению.
  8. Оплата дополнительных выходных дне для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет.

6. Фонд обязательного медицинского страхования РФ.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ является специализированным финансово-кредитным учреждением. Его структура предусматривает широкое использование создания сети территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Принятый закон «Об обязательном медицинском страховании» предусматривает переход от бюджетного финансирования системы здравоохранения к системе страховой медицины. В соответствии с этим законодательством был учрежден Фонд обязательного медицинского страхования, который имел федеральный центр в каждом субъекте федерации, региональном центре.

Региональные фонды обязательного медицинского страхования должны были опираться на страховые медицинские компании, учрежденные местными администрациями. Эти организации проводят страхование населения путем заключения договоров с предприятиями и оформление страховых полисов для населения, работающего на этих предприятиях. Не работающее население фактически оставалось на бюджетном финансировании их медицинского обслуживания, т.е. местные администрации из бюджетных средств оплачивают из Фонда обязательного медицинского страхования медицинское обслуживание пенсионеров, инвалидов и детей.

Источники Фонда обязательного медицинского страхования:

  1. Часть ЕСН, предназначенные для ФОМС – 3,6% (Федеральный ФОМС — 0,2%, территориальный ФОМС – 3,4%). 0,2% предназначены для выравнивания уровней обеспеченности территориальных ФОМС.
  2. Средства федерального и регионального бюджетов.
  3. Капитализация свободных денежных средств.
  4. Штрафы и пени.

    Направления использования ФОМС:

    1. Финансирование корзины медицинских услуг бесплатно предоставляемых населению. Эта корзина услуг устанавливается в соответствии с базовой программой правительства и включает в себя следующие основные направления:

    — текущее медицинское обслуживание

    — оказание скорой помощи

    — лечение в клиниках в соответствии с направлениями поликлиник, к которым прикреплены все граждане

    2. Финансирование материально-технической базы отрасли.

    3. Финансирование научных исследований.

    4. Финансирование переподготовки кадров.

По данным Всемирной организации здравоохранения в таких странах как Россия необходимо формирование централизованных фондов финансирования здравоохранения в размере 10-11% от ВВП.

По системе страхового финансирования здравоохранения, созданной в РФ, в настоящее время существует ряд мнений, которые можно разделить на 2 группы.

1-я группа специалистов высказывается за свертывание страховой медицины и ее перевода на полное бюджетное финансирование, т.к. считается, территориальные организации и страховые компании используют значительную часть средств фонда не по назначению.

2-я группа специалистов считают, что страховая медицина это наиболее перспективный путь, однако, сложившуюся систему надо подвергнуть серьезной реформации путем изменения системы налогообложения, т.е. раскладка налога между работником и работодателем и повышение ставки налога. Также должны быть внесены изменения в структуру страховых медицинских организаций, которые должны быть либо объединены с территориальным фондом, либо должны быть полностью независимыми организациями.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.94MB/0.00028 sec

WordPress: 25.1MB | MySQL:121 | 1,476sec