ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ

<

071014 1839 1 ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ Финансы – не только экономическая категория. Одновременно финансы выступают инструментом воздействия на производственно-торговый процесс хозяйствующего субъекта. Это воздействие осуществляется финансовым механизмом. Финансовый механизма — действия финансовых рычагов, выражающихся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.

Финансовый механизм – инструмент финансовой политики, представляющий собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

В зависимости от степени регулирования со стороны государства финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий. Директивный связан с отношениями, в которых непосредственно участвует государство (налоги, государственный кредит, бюджетный процесс и т.д.). Регулирующий определяет основные направления функционирования финансовых отношений, не затрагивающих напрямую интересы государства (организация внутрихозяйственной деятельности на предприятиях).

С одной стороны, финансовый механизм включает в себя системы финансового планирования, регулирования и контроля, систему денежных расчетов, систему финансовых рычагов и стимулирования, финансовых норм и нормативов, показателей, государственные банковские и финансовые резервы.

Также финансовый механизм можно представить в виде совокупности механизмов функционирования отдельных звеньев финансовой системы: функционирование бюджетного механизма; механизм функционирования финансов предприятий, учреждений и организаций; механизм функционирования внебюджетных фондов; механизм функционирования местных финансов; функционирование страхового механизма; механизм функционирования финансового рынка.

Для обеспечения стабильного и эффективного функционирования финансового механизма государства первостепенное значение имеет правовая регламентация форм и норм финансовых отношений. Они являются источником и регулятором финансовой системы. Именно на основании их можно проследить механизм функционирования финансовой системы, понять, как аккумулируются, распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы.

Оценка качества работы финансового механизма происходит в соответствии с его адекватностью современным интересам общества, со способностью его достигать поставленные цели и решать конкретные задачи. Также механизм функционирования должен быть инструментом согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей.

В структуру финансового механизма входят пять взаимосвязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение.

Финансовый метод можно определить как способ действия финансовых отношений на хозяйственный процесс, которые действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальными стимулированием и ответственностью за эффективным использованием денежных фондов. Рыночное содержание в финансовые методы вкладывается не случайно.

Это обусловлено тем, что функции финансов в сфере производства и обращения тесно связаны с коммерческим расчетом. Коммерческий расчет представляет собой соизмерение в денежной (стоимостной) форме затрат и результатов хозяйственной деятельности. Целью применения коммерческого расчета является получение максимальных доходов или прибыли при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного (авансированного) в производственно-торговую деятельность капитала с финансовыми результатами этой деятельности. При этом необходимо рассчитать и сопоставить различные варианты вложения капитала по заранее принятому критерию выбора (максимум дохода или максимум прибыли на рубль капитала, минимум денежных расходов и финансовых потерь и др.). В зарубежной хозяйственной практике требования соизмерения размеров вложенного в производство капитала с результатами хозяйственной деятельности обозначают термином инпут-аутпут (INPUT-OUTPUT). Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.

Финансовый рычаг представляет собой прием действия финансового метода. К финансовым рычагам относятся прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции, дивиденды, дисконт, котировка валютного курса рубля и т. п.

Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления.

Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т. п.

Информационное обеспечение функционирования финансового механизма состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации. К финансовой информации относится осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках и т. п.; сообщение о положении дел на биржевом, внебиржевом рынках, о финансовой и коммерческой деятельности любых достойных внимания хозяйствующих субъектах; различные другие сведения. Тот, кто владеет информацией, владеет и финансовым рынком. Информация (например, сведения о поставщиках, о покупателях и др.) может являться одним из видов интеллектуальной собственности (ноу-хау) и вноситься в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества или товарищества.

 

2. СТРУКТУРА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ

 

Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. В рамках бюджетной классификации доходы группируются по источникам и способам их получения.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. В доходах соответствующего бюджета полностью учитывается также размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет.

Следующий вид доходов бюджетов — неналоговые доходы, к которым относятся:

– доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

– доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

– доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

– средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

– доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

– иные неналоговые доходы.

Особое место в системе неналоговых доходов бюджетов занимают доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

В доходах от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на первом месте стоят средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное пользование.

В ряду неналоговых доходов бюджетов особое место занимают доходы, связанные с обращением бюджетных средств в различных сегментах финансового рынка:

– средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

– средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог или в доверительное управление;

– средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов и ссуд, и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств;

– плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

– доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных! (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям;

– часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

В системе неналоговых доходов прописаны также финансовая помощь, безвозмездные перечисления, штрафы и иные суммы принудительного изъятия.

Под финансовой помощью от бюджетов другого уровня бюджетной системы понимаются поступления в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств. Дотации — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Субвенции — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Субсидии — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

К безвозмездным перечислениям относятся: а) безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств; б) безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.

Штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ по решениям судов.

В федеральном бюджете Российской Федерации 2001 г. налоговые доходы составляют 93,7%, что свидетельствует о том, что потенциал неналоговых доходов еще не исчерпан.

По порядку и условиям зачисления в составе доходов бюджетов выделяют собственные и регулирующие доходы бюджетов.

Собственные доходы бюджетов — виды доходов, закрепленные законодательством РФ на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. К собственным доходам бюджетов относятся: (а) налоговые доходы, закрепленные законодательством РФ за соответствующими бюджетами и бюджетами государственных внебюджетных фондов; б) неналоговые доходы в перечне, представленном выше; в) иные неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления. Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда.

К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года). Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

Расходы бюджета, согласно Бюджетному кодексу РФ,— это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления, формирование расходов бюджетов всех уровней должно базироваться на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.

В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов делятся на капитальные и текущие.

Капитальные расходы бюджетов, предназначенные для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности, включают: а) расходы на инвестиции в действующие или вновь создаваемые структуры в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; б) средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам; в) расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством; г) расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований; д) другие расходы бюджета, вошедшие в капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития.

Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущего функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. В эту категорию входят и другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов а) органов исполнительной власти и б) органов местного самоуправления. Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.

<

Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году, а порядок их расходования устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления.

Федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматривается создание резервного фонда Президента Российской Федерации в размере не более одного процента утвержденных расходов федерального бюджета.

С появлением новых видов расходов бюджетов их финансирование может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в соответствующий бюджет. При определении источников их финансирования исключается увеличение дефицитов бюджетов.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в формах:

– ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

– средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

– трансфертов населению, включающих в себя ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации и ее субъектов, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

– ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

– ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

– бюджетных кредитов юридическим лицам (включая налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);

– субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

– инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

– бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;

– кредитов иностранным государствам;

– средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

В отдельных случаях финансирование расходов из бюджетных средств может осуществляться при исполнении получателем бюджетных средств обязательных условии, предусмотренных законом (решением) о бюджете.

Так, исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов общенационального уровня: а) обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год; б) функционирование федеральной судебной системы; в) осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы РФ в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год); г) национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности; д) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; е) государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; ж) государственная поддержка атомной энергетики; з) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; и) исследование и использование космического пространства; содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ; формирование федеральной собственности; к) обслуживание и погашение государственного долга РФ; л) компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета; м) пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва; н) финансовая поддержка субъектов РФ; о) прочие расходы.

Исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются функциональные виды расходов, связанные с осуществлением их полномочий: а) обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ; б) обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ; (в) обеспечение реализации региональных целевых программ; формирование государственной собственности субъектов РФ; г) осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ; д) содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ; е) оказание финансовой помощи местным бюджетам; обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень; ж) компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.

Исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов: а) содержание органов местного самоуправления; б) формирование муниципальной собственности и управление ею; в) организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; г) содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; д) организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства; е) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; ж) благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований; з) организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных); и) содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов; к) организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; л) охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований; м) реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления; н) обслуживание и погашение муниципального долга; целевое дотирование населения; содержание муниципальных архивов.

Совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов: а) государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитена; б) обеспечение правоохранительной деятельности; в) научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс; г) обеспечение социальной защиты населения; д) обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности; е) обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба; ж) развитие рыночной инфраструктуры; з) обеспечение деятельности средств массовой информации; финансовая помощь другим бюджетам; и) прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Распределение и закрепление расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы производится по согласованию органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и утверждаются соответствующими законами о бюджетах, либо по согласованию органа государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта.

3. СОСТАВЛЕНИЕ, РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЯ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА

 

В соответствии с Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» местный бюджет -бюджет муниципального образования, формирование утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта Российской Федерации. Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования. Органы государственной власти гарантируют: право представительных органов местного самоуправления самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов; право представительных органов местного самоуправления самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств местных бюджетов, образовавшимися в конце финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов; компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших вследствие принятия федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, а также иных решений органов государственной власти.

Формирование местного бюджета осуществляется путем применения единой методологии, государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований установленных Бюджетным кодексом РФ федеральным законодательством, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий; переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» составление проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов осуществляются в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и бюджетной классификацией субъекта Российской Федерации. Решение о целях, формах и суммах долгосрочных (на срок свыше одного года) заимствований принимает представительный орган местного самоуправления в порядке, установленном уставом муниципального образования. В случае если местный бюджет не утвержден до 1 января планируемого финансового года, расходование финансовых средств муниципального образования до утверждаем местного бюджета производится по соответствующим статьям местного бюджета истекшего финансового года ежемесячно в размере 1/12 суммы фактически произведенных расходов с учетом индекса потребительских цен. Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляется представительными органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе привлекать для этой цели аудиторов .Органы местного самоуправления публикуют сведения об исполнении местного бюджета за истекший финансовый год. •

В положении «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Краснодар» выделяются следующие этапы бюджетного процесса.

1-й этап. Разработка прогноза социально-экономической развития города.

2-й этап. Разработка рабочей документации к проекту бюджета города, представляемой в городскую Думу.

3-й этап. Рассмотрение проекта бюджета города в первом чтении.

4-й этап. Рассмотрение проекта бюджета города во втором чтении.

5-й этап. Утверждение бюджета города.

6-й этап. Исполнение и внесение изменений в бюджет города.

7-й этап. Организация контроля бюджетного процесса.

8-й этап. Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета города. Мэрия представляет городской Думе отчеты об исполнении бюджета, бюджетов городских внебюджетных фондов за год и за периоды, на которые были утверждены бюджеты в течение года не позднее двух недель после окончания установленного срока представления отчетов в областную администрацию. Процедура предварительного рассмотрения отчета об исполнении бюджета аналогична процедуре, установленной для рассмотрения проекта бюджета города.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ИМУЩЕСТВЕННОЕ И ЛИЧНОЕ СТРАХОВАНИЕ

 

Согласно статьи 4 Закона «Об организации страховой деятельности в РФ» личное страхование представляет собой систему отношений между страхователями и страховщиками по оказанию страховой услуги, когда защита имущественных интересов связана с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователей или застрахованных.

Личное страхование выступает формой социальной защиты и укрепления материального благосостояния населения. Преобладающая доля операций по личному страхованию проводится на добровольной основе. Наиболее распространенными и адаптированными на отечественном страховом рынке считаются:

– страхование жизни (накопительное) с широким объемом страховой ответственности (в связи с дожитием до окончания срока страхования, в связи с потерей здоровья от несчастного случая, в связи с наступлением смерти застрахованного лица);

– страхование здоровья граждан при поездках за границу;

– страхование пенсий;

– страхование детей и школьников от несчастных случаев;

– страхование от несчастных случаев профессиональных групп;

– медицинское страхование;

– страхование ритуальных услуг.

 

По договору личного страхования страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) выплатить единовременно или периодически оговоренную договором сумму в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или застрахованного лица, а также достижения им определенного возраста или наступления и его жизни предусмотренного договором события.

По форме организации личное страхование может быть индивидуальным и групповым, причем последнее считается наиболее оптимальным при 75%-ном охвате страхуемого контингента. Индивидуальное же страхование, наличие страхового интереса у отдельных граждан способствует развитию долгосрочных видов страхования, в частности накопительному страхованию жизни.

Следует отметить, что на динамику операций по личному страхованию отрицательное воздействие оказывают инфляционные процессы, снижение его сберегательной функции, отсутствие у населения прогнозов предстоящих доходов и соответственно желания направлять временно свободные средства на цели страхования.

Для повышения интереса страхователей к долгосрочным видам страхования западные страховщики широко используют экономические стимулы: участие страхователей в прибылях страховой компании, «динамизацию» страховых премий, заключение договоров страхования в твердой валюте.

С учетом специфики страхования жизни (сберегательный характер, долгосрочный процесс накопления взносов, существенные особенности формирования страховых тарифов и резервов) его можно выделить в особое звено страхования — «life». Все же остальные виды страхования проводятся в режиме «non-life». Данные особенности учтены и в действующем страховом законодательстве.

Особое место на российском страховом рынке занимает медицинское страхование граждан, осуществляемое в соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» от 28 июля 1991 г. (с изменениями от 2 апреля 1993 г.). Организация медицинского страхования предусмотрена в обязательной и добровольной формах.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) по сути является отраслью социального страхования. По программе ОМС страхователями работающих граждан выступают работодатели, уплачивающие страховой взнос в размере 3,6% от фонда оплаты труда. За неработающее население (в том числе пенсионеров, детей, студентов, безработных) средства на цели ОМС поступают из местных бюджетов. В РФ функционируют четыре модели ОМС. Наиболее соответствующей принципам страхования считается модель, в которой держателями страховых взносов выступают территориальные фонды ОМС, а финансовые расчеты за оказанные медицинские услуги осуществляются страховыми медицинскими организациями. Такая схема ОМС отработана в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах.

Цель обязательного медицинского страхования — решение проблемы финансового обеспечения здравоохранения и предоставление населению минимального гарантированного уровня медицинского обслуживания.

Добровольное медицинское страхование (ДМС) можно отнести к классическому виду личного страхования, поскольку его организация и проведение относятся к компетенции страховых компаний, имеющих лицензию страхового надзора РФ. Вся ответственность по заключенным договорам ДМС лежит на страховщике. Медицинское страхование на добровольной основе проводится в индивидуальном порядке — за счет личных взносов граждан и в групповой форме — за счет свободных средств предпринимателей. ДМС обеспечивает страхователю не только возможность свободного выбора лечебного учреждения, но и получение медицинских услуг сверх установленной нормы и более высокого качества.

Имущественное страхование согласно ст. 4 Закона «О страховании» представляет собой систему отношений между страхователями и страховщиками по оказанию страховой услуги,
когда защита имущественных интересов связана с владением, пользованием или распоряжением имуществом. Страхователями по имущественному страхованию могут быть как юридические, так и физические лица.

Имущественное страхование защищает интересы страхователя, связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом и товарно-материальными ценностями. К традиционным и освоенным на российском страховом рынке видам имущественного страхования относятся: сельскохозяйственное страхование (культур и животных), страхование средств транспорта, страхование имущества граждан, страхование имущества предприятий различных форм собственности. Перспективными, отличающимися высокими страховыми суммами и уровнем страховой ответственноcти и, считается морское и авиационное страхование, страхование грузов, страхование транспортных средств от всех рисков, страхование от огневых рисков.

Имущественное страхование осуществляется в соответствии с установленными Гражданским кодексом РФ нормами (ч. II, гл. 48.). По договору имущественного страхования страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении страхового случая возместить стороне или лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (риск ответственности по договорным обязательствам, риск убытков от предпринимательской деятельности, риск непредвиденных расходов, остановка производства и др.) и выплатить страховое возмещение в пределах определенной договором страховой суммы.

Сфера имущественного страхования нуждается в расширении, популяризации, в том числе за счет разработки условий новых, универсальных видов страхования, применения накопленного зарубежного опыта. Важные проблемы, поднимаемые как страховщиками, так и страхователями, в частности об увеличении размера отчислений на цели страхования, включаемых в состав затрат предприятий, индексации страховых сумм и возмещений в условиях финансовой нестабильности, предоставлении налоговых льгот при страховании общественно значимых объектов и материальных ценностей требуют своего решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. ДЕНЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ, ИХ ФОРМЫ И РАЗВИТИЕ

 

В процессе развития идет постепенный переход от товарных денег к металлическим, от металлических — к бумажным. В настоящее время бумажные деньги претерпевают качественное изменение направлении к виртуальным формам выражения.

Денежная система страны — это исторически сложившаяся национальная система организации денежного обращения, закрепленная традициями ц оформленная законодательно. Денежные системы государств возникают и эволюционируют но мере развития видов и форм денег.

Характеристика денежной системы страны основывается на определении ее типа и составляющих элементов.

Тины денежных систем определяются прежде всего в зависимости от формы денежного материала (товарной, металлической, бумажной, виртуальной). Товарные и металлические деньги являются полноценными, бумажные и виртуальные — неполноценными.

На базе данного принципа можно дать следующую классификацию основных типов денежных систем:

–товарные;

– металлические (монометаллические и биметаллические);

– фидуциарные (собственно бумажные и кредитно-бумажные, электронные). Кроме названных основных типов денежных систем, существуют их смешанные и переходные разновидности.

В рамках всех типов денежных систем возможны различные формы расчетов, наличных и безналичных.

Товарные денежные системы. Товарные денежные системы формируются на самых ранних этапах развития товарного хозяйства и государственного строительства. В этот период человек и общество заимствуют у природы не только средства существования, но и формы денег. В условиях господства добывающего хозяйства и собирательства деньгами становятся ракушки моллюсков, перья птиц, какао-бобы и т. п. Первое крупное общественное разделение труда приводит к тому, что кочевые народы создают денежную систему на базе такого ходового товара, как скот (быки, овцы и др.). Земледельческие народы, перешедшие к оседлой жизни, строят денежные системы с использованием зерна, мехов, шкур животных.

Содержание товарных денежных систем в значительной мере обусловливается природной средой обитания. В зависимости от вещного вида товаров, которые призваны играть роль денег, они подразделяются на речные, морские, лесные, скотоводческие и пр.

Развитие способов обработки металлов, повышение их роли в хозяйственной жизни общества приводит к переходу от товарных денежных систем к металлическим.

Металлические денежные системы. Металлические денежные системы классифицируются в зависимости от того, какой металл играет роль денег. Они подразделяются на монометаллические и биметаллические.

Монометаллическими (от греч. monos — один и metallon — металл) называются денежные системы, при которых один металл занимает господствующее положение, служит основным всеобщим эквивалентом и доминирует в денежном обращении. Развитые металлические денежные системы исторически учреждались на основе меди, серебра, золота.

Серебряный монометаллизм сложился в Российской империи в 1843— 1852 гг., Индии (1852-1893 гг.), Голландии (1847-1875 гг.); в Китае существовал до 1935 г.

Исторически переход от серебряного монометаллизма к золотому совершался в разных странах в течение длительного периода времени и характеризовался господством биметаллических денежных систем.

Биметаллизм (от лат. bis — дважды и metallon— металл) — денежная система, при которой за двумя металлами — золотом и серебром — законодательно закрепляются денежные функции. Соответственно денежное обращение страны основывается на одновременном использовании золотых и серебряных монет. В результате формируется двойная система товарных цен.

Известны три разновидности биметаллизма: система параллельной валюты; система двойной валюты и система «хромающей» валюты.

Система параллельной валюты характеризуется тем, что ценовое соотношение между золотыми и серебряными монетами складывается стихийно на основе рыночной стоимости денежных металлов — золота и серебра.

Система двойной валюты отличается тем, что паритет между стоимостью золота и серебра устанавливается государством. Чеканка монет, их прием при совершении актов купли-продажи осуществляется в соответствии с узаконенным соотношением.

В европейских странах фиксированный паритет золота и серебра в соотношении 1:15,5 (одна весовая единица золота приравнивалась к пятнадцати с половиной единицам серебра) был введен в 1803 г. Но при стихийном колебании рыночных цен на золото и серебро один из металлов оказывался оцененным ниже его фактической рыночной стоимости, другой — выше.

Система «хромающей» валюты действует тогда, когда государство отказывается от чеканки монет из какого-либо денежного металла. Вместе с тем в обращении используются золотые и серебряные монеты.

Существование биметаллических денежных систем исторически было связано со значительными количествами добываемого серебра в Америке и Европе.

Однако равное обращение золота и серебра противоречит самой природе денег как единственного товара-эквивалента. Несмотря на формальное законодательно поддерживаемое равноправие золота и серебра, один металл фактически выполнял главную роль, другой — подчиненную.

Непрочность биметаллических систем вызвала переход к золотому монометаллизму.

Золотой монометаллизм, наиболее совершенная металлическая система, вводился в Великобритании в 1816 г., в Германии в 1871—1873 гг., во Франции, Бельгии, Швеции, Норвегии, Греции в 1873—1874гг., в Голландии в 1875 г., в Австрии в 1892 г., в Российской империи и Японии в 1897 г., в США в 1900г.

Широкое и достаточно быстрое распространение золотого стандарта было обусловлено формированием мирового рынка и резким обесценением серебра вследствие его демонетизации в ряде стран.

Введение золотого монометаллизма во всех странах было связано с: 1) ликвидацией дефицита государственною бюджета; 2) постепенным наращиванием золотого запаса в стране; 3) либерализацией купли-продажи золота; 4) стабилизационной денежной реформой. Все это вызывало дополнительные усилия по развитию экспорта и золотодобывающей промышленности.

Исторически существовало три разновидности золотого монометаллизма (золотого стандарта): золотомонетный стандарт, золотослитковый стандарт, золотодсвизный стандарт.

Для золотомонетного стандарта характерным является свободное обращение золотых монет. В этих условиях золото выполняет все функции денег. Чеканка золотых полноценных монет происходит при фиксированном золотом содержании денежной единицы. Эмиссионные центры государств связаны с золотым запасом.

Золотослитковый стандарт действовал до мирового экономического кризиса, начавшегося в 1929 г. Его следствием стала временная повсеместная отмена золотого стандарта (в Великобритании — в 1931 г., и СШЛ — в 1933 г., но Франции — в 1936 г.). Начинала утверждаться система неразменных денег.

Для золотодевизного стандарта характерен размен банкнот не на золото, а на валюту тех стран, которая, в свою очередь, могла быть обращена в золото.

В 1971 г. США прекратили обмен долларов па золото, что означало конец Бреттон-Вудской системы. Ее сменила Ямайская международная валютная система. Она основана на соглашении, заключенном в январе 1976 г. в Кингстоне (Ямайка, Индонезия) и вступившем и силу в апреле 1978 г. Суть соглашения состоит в отмене золотого содержания денежных единиц, во всеобщем признании отказа от золотого стандарта и введении плавающих курсов валют; золото исключалось из расчетов Международного валютного фонда и его членов. Таким образом, Ямайская валютная система юридически закрепила демонетизацию золота.

Фидуциарные денежные системы. После мирового валютно-фн-нансового кризиса 1997—1998 гг. ставится вопрос о создании новой мировой валютно-финансовой системы с учетом того, что во всех странах мира господствующим является фидуциарный стандарт.

Фидуциарные (от лат. fides — вера) денежные системы — это такие системы, в которых денежные знаки не являются представителями общественного материального богатства, в частности, не размениваются на золото. Они сформировались имеете с переходом от металлического к бумажному денежному обращению.

Как только внутренняя стоимость металлических денег отделяется от их поминала, появляются неразменные денежные знаки, начинается формирование фидуциарных денежных систем. Они могут строиться на металлической, бумажной, электронной основе. К настоящему времени можно выделить три вида фидуциарных денежных систем: 1) переходные, сочетающие металлическое и бумажное обращение; 2) полный фидуциарный стандарт; 3) электронно-бумажные денежные системы.

Существование переходных фидуциарных денежных систем в разных странах мира ограничено рамками XX в. Их исторический предел — начало 1970-х гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 17.07.98.
  2. Бабич Э.П. , Палова Л.Н. Финансы.–М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.
  3. Ковалева А.М. Финансы. М.: Финансы и статистика. 2000.
  4. Резников С.С. Государственные финансы.-М.: Финансы и статистика, 1999.
  5. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.;Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
  6. Финансы: Учебное пособие. А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева и др.; Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 1997.
  7. Финансы / Под ред. Л.А. Дробозиной.–М,: ЮНИТИ, 2003.
  8. Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалева. — М.: Финансы и статистика, 2004.
  9. Финансы / Под ред. В.М. Романовского, О.В. Врублевской,Б.М. Сабанти.–М.: Перспектива, Юрайт, 2004.
  10. Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция.–М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.45MB | MySQL:124 | 1,544sec