ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ БИЗНЕС-ПЛАНА

<

071214 1431 1 ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ БИЗНЕС ПЛАНАВажнейшим элементом предпринимательской деятельности является планирование, в том числе финансовое. Эффективное управление финансами фирмы возможно лишь при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений фирмы.

Планирование на предприятии осуществлялось и в условиях административно-командной экономики. Планы предприятий в те годы определялись заданиями отраслевых министерств и получались громоздкими и трудно применимыми на практике. В рыночной экономике планирование на предпринимательской фирме является внутрифирменным, т.е. не носит элементов директивности. Основная цель внутрифирменного финансового планирования — обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств и в конечном итоге достижение прибыльности фирмы. Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой — с уменьшением числа неиспользованных возможностей. Таким образом, финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предпринимательской фирмы необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности ее финансовой деятельности в будущем периоде [1].

Основными задачами финансового планирования деятельности фирмы являются:

обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;

соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью фирмы [9].

Рыночная экономика требует от предпринимательских организаций качественно иного финансового планирования, так как за все негативные последствия и просчеты разрабатываемых планов ответственность несут сами организации.

Однако наряду с факторами, требующими широкого применения финансового планирования в современных экономических условиях, действуют и факторы, ограничивающие его использование предпринимательскими фирмами в России, такие, как: высокая степень, неопределенности на российском рынке, связанная с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни (именно их непредсказуемость затрудняет планирование); отсутствие эффективной нормативно-правовой базы в сфере внутрифирменного финансового планирования; ограниченные финансовые возможности для осуществления серьезных финансовых разработок в области планирования у многих предпринимательских фирм.

Большие возможности для осуществления эффективного финансового планирования имеют крупные компании, так как у них достаточно финансовых средств для того, чтобы привлекать высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение широкомасштабной плановой работы в области финансов.

Значение финансового планирования для фирмы состоит в том, что оно:

воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;

предоставляет возможности определения жизнеспособности финансовых проектов;

служит инструментом получения внешнего финансирования [1].

Одним из плановых документов, разрабатываемых предпринимательской фирмой, является бизнес-план. Составление его преследует несколько целей, которые указывают на то, что чаще всего бизнес-план разрабатывается для обоснования получения денежных средств из внешнего источника. Определить бизнес-план можно как документ внутрифирменного планирования, излагающий основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности фирмы, анализирующий риски, с которыми она может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач

В разработке бизнес-плана принимают участие все основные структурные подразделения предпринимательской фирмы, в том числе финансовый отдел или департамент. Разрабатывается он, как правило, на 3– 5 лет, при этом показатели первого планируемого года рассчитываются с помесячной или поквартальной разбивкой. Бизнес-план отражает все стороны производственной, коммерческой и финансовой деятельности фирмы и, как правило, включает в себя следующие разделы:

резюме (выводы);

описание фирмы;

описание продукции (работ, услуг);

анализ рынков и конкурентов;

маркетинговый план;

план производства;

организационный план;

финансовый план;

приложения.

 

В России в настоящее время законодательство не закрепляет обязательность разработки предпринимательскими организациями бизнес-плана, соответственно не существует регламентированной его формы и структуры, поэтому фирмы в зависимости от целей, для которых разрабатывается бизнес-план, могут изменять его структуру и содержание. Исключение составляет структура бизнес-плана финансового оздоровления, которая утверждена Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) и является обязательной для всех предприятий и организаций на территории России. В этом случае бизнес-план включает в себя следующие разделы:

– общая характеристика предприятия;

– краткие сведения по плану финансового оздоровления;

– анализ финансового состояния предприятия;

– мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной деятельности;

– рынок и конкуренция;    

– деятельность в сфере маркетинга предприятия;

– план производства;

– финансовый план [14].    

Кроме этого, при разработке бизнес-плана в случае реформы предпринимательской фирмы следует учитывать рекомендации по составлению бизнес-плана, изложенные в Методических рекомендациях по реформе предприятий (организаций), утвержденных Министерством экономики РФ 1 октября 1997 г.

С одной стороны, бизнес-план — это серьезный аналитический документ, а с другой — средство рекламы, поэтому он должен быть написан деловым языком, понятным финансистам, банкирам, партнерам по бизнесу. Информация, представляемая в нем, должна быть четкой, емкой, но одновременно и краткой. При подготовке бизнес-плана следует учитывать, что банки и инвестиционные компании рассматривают множество предложений. Чтобы не затеряться в этом множестве, бизнес-план должен быть подготовлен с учетом требований и стандартов организаций и лиц, которым предполагается представить этот документ [5].

Важнейшей частью бизнес-плана является финансовый план, обобщающий материалы предыдущих разделов и представляющий их в стоимостном выражении. Этот раздел необходим и важен как для предпринимательских фирм, так и для инвесторов и кредиторов [2].

Фирмы должны знать источники и размер финансовых ресурсов, необходимых для осуществления проекта, направления использования средств, конечные финансовые результаты своей деятельности. Инвесторы и кредиторы в свою очередь должны иметь представление о том, насколько экономически эффективно будут использованы их средства, каков срок окупаемости и возврата.

 

Финансовый план бизнес-плана включает ряд разрабатываемых документов, в числе которых:

прогноз объемов реализации;

прогноз доходов и расходов;

прогноз денежных поступлений и выплат;

сводный баланс активов и пассивов;

план по источникам и использованию средств;

расчет точки достижения безубыточности (самоокупаемости).

Прогноз объемов реализации разрабатывается с учетом показателей плана маркетинга (входящего в состав бизнес-плана) и основывается на информации о предполагаемых объемах реализации по каждому товару и ожидаемой цене единицы каждого товара. Данный прогноз может быть представлен в форме таблицы.

Прогноз доходов и расходов составляется с целью показать, как будет формироваться и изменяться прибыль, и разрабатывается, как правило, на первые три года, причем данные за первый год должны быть представлены в помесячной разбивке.

Разработка данного документа позволяет предпринимательской фирме выявить такие важнейшие моменты в ее деятельности, как доходность выпуска продукции, ее рентабельность, уровень производственных и непроизводственных издержек, взаимоотношения фирмы с бюджетной системой, объем предполагаемой чистой прибыли и др.    

Прогноз денежных поступлений и выплат оценивает потребности предпринимательской фирмы в денежных средствах для ее нормального функционирования. Он разрабатывается также для проверки синхронности денежных поступлений и выплат, ликвидности фирмы, т.е. наличия на ее счете денежных средств, необходимых для погашения финансовых обязательств.

 

После составления прогноза доходов и расходов и прогноза поступления денежных поступлений и выплат на основе содержащихся в них показателей может быть разработан сводный баланс активов и пассивов предпринимательской фирмы. При разработке финансового раздела бизнес-плана его рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации проекта, так как данный раздел представляет больший интерес для самой фирмы и не столь важен для кредиторов и инвесторов

Прогноз по источникам и использованию средств предназначен для отображения источников получения средств и их использования, а также изменения активов фирмы за определенный период времени. Он дает возможность определить взаимосвязь между возможными источниками средств и оборотным капиталом предпринимательской фирмы. На основе данного прогноза руководители фирмы, акционеры, инвесторы и кредиторы могут точнее определить финансовое положение фирмы, оценить эффективность принятой финансовой политики и результаты хозяйственной деятельности.

При разработке бизнес-плана для предпринимательской фирмы достаточно важно определить, когда и при каких условиях начнется отдача от вложенных средств, что позволяет сделать расчет точки безубыточности (самоокупаемости). Точка безубыточности показывает, при каком объеме производства и реализации продукции выручка от реализации равняется затратам на производство. Для предпринимательской фирмы имеет смысл производить продукцию, если проект позволяет обеспечить производство и реализацию товара в объеме, превышающем порог безубыточности, только тогда проект начинает приносить прибыль. При объемах выпуска ниже порога безубыточности фирма будет нести убытки.

В заключительной части финансового раздела бизнес-плана излагается стратегия финансирования намеченного к осуществлению бизнес-плана. В этой части разработчикам плана необходимо осветить следующие вопросы:

сколько всего необходимо средств для осуществления мероприятия;

каковы источники получения этих средств; когда можно ожидать полного возврата заемных средств и получения инвесторами дохода; каков будет доход?

Следует отметить необходимость учета реальных экономических условий и финансовой политики государства при разработке финансового раздела бизнес-плана, в противном случае полученные результаты могут быть далеки от реальных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

 

Исходя из целей, стоящих перед финансовым планированием на фирме, можно отметить, что это — сложный процесс, включающий в себя несколько этапов.

На первом этапе анализируются финансовые показатели деятельности фирмы за предыдущий период на основе важнейших финансовых документов — бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты, размер полученной прибыли. Проведенный анализ дает возможность оценить финансовые результаты деятельности фирмы и определить проблемы, стоящие перед ней.

Второй этап — это разработка финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности фирмы. На этом этапе составляются основные прогнозные документы, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру бизнес-плана в том случае, если он разрабатывается на фирме.

В процессе осуществления третьего этапа уточняются и конкретизируются основные показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На четвертом этапе происходит состыковка показателей финансовых планов с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами, разрабатываемыми предпринимательской фирмой.

Пятый этап — это осуществление оперативного финансового планирования путем разработки оперативных финансовых планов.

<

Планирование предусматривает осуществление текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности фирмы, влияющее на конечные финансовые результаты ее деятельности в целом.

Завершается процесс финансового планирования на фирме анализом и контролем за выполнением финансовых планов. Данный этап заключается в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности предпринимательской фирмы, сопоставлении с запланированными показателями, выявлении причин отклонений от плановых показателей, в. разработке мер по устранению негативных явлений.

Процесс составления финансового плана предприятия заключается в расчете его показателей. При этом используются различные способы и приемы расчета: расчетно-аналитический. балансовый, нормативный, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование [1].

Расчетно-аналитический метод — один из наиболее используемых в рыночной экономике методов планирования финансовых показателей. Финансовые показатели рассчитываются на основе анализа достигнутых величин показателей за прошлый период, индексов их развития и экспертных оценок этого развития в плановом периоде. Изучается связь финансовых показателей с производственными, коммерческими и другими показателями. Расчетно-аналитический метод используется в основном при расчете плановых показателей объема выручки, доходов, прибыли, фондов потребления и накопления предприятия [16].

Балансовый метод применяется при планировании распределения полученных финансовых средств. Суть его заключается в построении баланса имеющихся в наличии средств и потребности в их использовании. Баланс при этом имеет следующий вид:

Он + П = Р + Ок,

 

где Он
остатки средств на начало года;

П — поступления средств в планируемом периоде;

Р — расходы в планируемом периоде;

Ок
остаток средств на конец планового периода.

Нормативный метод используется при наличии установленных норм и нормативов, например, норм амортизационных отчислений, налоговых ставок и тарифов взносов в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный, Медицинского страхования и др.), нормативов потребности в оборотных средствах и др.

Нормативы, используемые при финансовом планировании, устанавливаются:

  • органами власти и управления на федеральном, региональном, местном уровнях (ставки амортизационных отчислений, налогов, взносов во внебюджетные фонды);
  • ведомствами (нормы предельных уровней рентабельности, предельных отчислений в резервные фонды и др.);
  • предприятиями (нормы потребности в оборотных средствах, кредиторской задолженности, запасов и сырья, отчислений в ремонтный фонд и др.) [16].

    Метод оптимизации плановых решений состоит в разработке ряда вариантов плановых показателей и выборе из них оптимального. В качестве критериев выбора вариантов показателей для последующего включения их в финансовый план могут быть использованы: минимум приведенных затрат, максимум приведенной прибыли, минимум текущих затрат, максимум прибыли на рубль вложенного капитала, минимум времени на оборот капитала, максимум дохода на рубль вложенного капитала и др.

    Экономико-математическое моделирование
    используется при прогнозировании финансовых показателей на срок не менее чем пять лет. Экономико-математические модели позволяют найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, влияющими на них. Такие модели строятся на функциональной и корреляционной связи. Применение экономико-математических моделей дает возможность быстро рассчитать несколько вариантов показателей и выбрать наиболее оптимальный из них.

     

     

     

     

    3. ВИДЫ ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ И ИХ РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ

     

    Финансовое планирование на предпринимательской фирме включает в себя три основные подсистемы:

    перспективное финансовое планирование;

    текущее финансовое планирование;    

    оперативное финансовое планирование.

    Каждой из этих подсистем присущи определенные формы разрабатываемых финансовых планов и четкие границы периода, на который эти планы разрабатываются.

    Все подсистемы финансового планирования находятся во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Исходным этапом планирования является прогнозирование основных направлений финансовой деятельности фирмы, осуществляемое в процессе перспективного планирования. На этом этапе определяются задачи и параметры текущего финансового планирования. В свою очередь база для разработки оперативных финансовых планов формируется именно на стадии текущего финансового планирования.

    Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, оно является главной формой реализации целей фирмы [8].

    Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период от 1 года до 3 (редко — до 5) лет. Однако такой временной интервал носит условный характер, поскольку зависит от экономической стабильности в стране деятельности, возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направления их использования.    

    Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности. Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового планирования, так как, являясь составной частью общей стратегии экономического развития фирмы, она должна согласовываться с целями и направлениями, сформулированными общей стратегией. Вместе с тем финансовая стратегия сама оказывает значительное влияние на формирование общей стратегии экономического развития фирмы. Происходит это в силу того, что изменение ситуации на финансовом рынке влечет за собой корректировку финансовой, а затем, как правило, и общей стратегии развития фирмы. В целом финансовая стратегия представляет собой определение долгосрочных целей финансовой деятельности фирмы и выбор наиболее эффективных способов и путей их достижения.

    Процесс формирования финансовой стратегии фирмы включает в себя следующие основные этапы:

    определение периода реализации стратегии;

    анализ факторов внешней финансовой среды фирмы;

    формирование стратегических целей финансовой деятельности;

    разработку финансовой политики фирмы;

    разработку системы мероприятий по обеспечению реализации финансовой стратегии;

    оценку разработанной финансовой стратегии [1].

    Важным моментом при разработке финансовой стратегии фирмы является определение периода ее реализации. Продолжительность этого периода зависит в первую очередь от продолжительности периода формирования общей стратегии развития фирмы. Кроме этого, на него воздействуют и другие факторы, такие, как:

    динамика макроэкономических процессов;

    изменения, происходящие на финансовом рынке;

    отраслевая принадлежность и специфика производственной деятельности фирмы [8].

    Достаточно важное внимание в процессе формирования финансовой стратегии отводится анализу факторов внешней среды путем изучения экономико-правовых условий финансовой деятельности фирмы, кроме этого, особое внимание отводится учету факторов риска.

    Формирование стратегических целей финансовой деятельности фирмы является следующим этапом стратегического планирования, главной задачей которого является максимизация рыночной стоимости фирмы. Система стратегических целей фирмы должна формироваться четко и кратко, отражая каждую из целей в конкретных показателях — нормативах. Обычно в качестве таких стратегических нормативов используются: среднегодовой темп роста собственных финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников; минимальная доля собственного капитала; коэффициент рентабельности собственного капитала фирмы; соотношение оборотных и внеоборотных активов фирмы и др.

    На основе финансовой стратегии определяется финансовая политика фирмы по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной и т.п.

    В результате разработки системы мероприятий, обеспечивающих реализацию финансовой стратегии, на фирме формируются «центры ответственности», определяются права, обязанности и меры ответственности их руководителей за результаты реализации финансовой стратегии фирмы.

    Заключительным этапом разработки финансовой стратегии фирмы является оценка эффективности разработанной стратегии, которая осуществляется по нескольким параметрам.

    Во-первых, оценивается, насколько разработанная финансовая стратегия согласовывается с общей стратегией фирмы, путем выявления степени согласованности целей, направлений и этапов реализации этих стратегий.

    Во-вторых, оценивается согласованность финансовой стратегии фирмы с прогнозируемыми изменениями во внешней предпринимательской среде.

    В-третьих, оценивается реализуемость разработанной финансовой стратегии, т.е. рассматриваются возможности фирмы в формировании собственных и привлечении внешних финансовых ресурсов [16].    

     

    В заключение оценивается результативность финансовой стратегии. Такая оценка может быть основана на прогнозных расчетах различных финансовых показателей, а также на основе прогноза динамики нефинансовых результатов реализации разработанной стратегии, таких, как рост деловой репутации фирмы, повышение уровня управляемости финансовой деятельностью его структурных подразделений и т.п.

    Основу перспективного планирования составляет прогнозирование, которое является воплощением стратегии предпринимательской фирмы на рынке. Прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состояния фирмы на длительную перспективу. Прогнозирование базируется на обобщении и анализе имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей. Важный момент при осуществлении прогнозирования — признание факта стабильности изменения показателей деятельности фирмы от одного отчетного периода к другому [1].

    Система текущего планирования финансовой деятельности фирмы основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Данный вид финансового планирования заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов, которые дают возможность фирме, определить на предстоящий период все, источники финансирования ее развития, сформировать структуру ее доходов и затрат, обеспечить ее постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и капитала фирмы на конец планируемого периода [8].

    Результатом текущего финансового планирования является разработка трех основных документов;

    плана движения денежных средств;

    плана отчета о прибылях и убытках;

    плана бухгалтерского баланса.

    Основной целью построения этих документов является оценка финансового положения фирмы на конец планируемого периода. Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году, с разбивкой по кварталам, так как такая периодизация соответствует законодательным требованиям к отчетности. Текущие финансовые планы предпринимательской фирмы разрабатываются на основе данных, которые характеризуют:

    финансовую стратегию фирмы;

    результаты финансового анализа за предшествующий период;

    планируемые объемы производства и реализации продукции, а также другие экономические показатели операционной деятельности фирмы;

    систему разработанных на фирме норм и нормативов затрат отдельных ресурсов;

    действующую систему налогообложения;

    действующую систему норм амортизационных отчислений;

    средние ставки кредитного и депозитного процентов на финансовом рынке и т.п.

    Для составления финансовых документов в процессе осуществления текущего финансового планирования важно правильно определить объем будущих продаж (объем реализованной продукции). Это необходимо для организации производственного процесса, эффективного распределения средств. Как правило, прогнозы объемов продаж составляются на три года, годовой прогноз разбивается на кварталы и месяцы, при этом чем короче период прогноза, тем точнее и конкретнее содержащаяся в нем информация. Прогноз объема продаж помогает определить влияние объема производства, цены реализуемой продукции на финансовые потоки фирмы. Прогноз объемов продаж по конкретному виду продукции может быть представлен в форме таблицы.

    На основе данных по прогнозу объема продаж рассчитывается необходимое количество материальных и трудовых ресурсов, а также определяются и другие составные затраты на производство. С использованием полученных данных разрабатывается плановый отчет о прибылях и убытках, с помощью которого определяется величина получаемой прибыли в предстоящем (планируемом) периоде.

    Особое внимание при составлении плана отчета о прибылях и убытках уделяется определению выручки от реализации продукции. Как правило, в качестве исходной точки берется значение выручки от реализации за предшествующий год. Затем эта величина изменяется в текущем году с учетом изменений:

    себестоимости сравнимой продукции;

    цен на реализуемую фирмой продукцию;

    цен на покупные материалы и комплектующие;

    оценки основных средств и капиталовложений фирмы;

    оплаты труда работников фирмы.

    Далее определяется плановая среднегодовая сумма амортизационных отчислений на основе данных о среднегодовой балансовой стоимости основных фондов и норм амортизационных отчислений.

    Правильно определить плановую сумму амортизационных отчислений для фирмы достаточно важно в силу того, что она является частью себестоимости производимой продукции. Важно также правильно запланировать расходы на сырье и материалы, прямые издержки на оплату рабочей силы и накладные расходы. В современных экономических условиях широкое распространение получает метод планирования затрат по центрам ответственности. В данном случае центром ответственности является каждое подразделение предпринимательской фирмы, руководитель которого несет ответственность за издержки своего подразделения.

    Планирование затрат по центрам ответственности осуществляется путем разработки матрицы затрат, которая включает в себя:

    размерность центра ответственности, т.е. указание отдела, в котором возникает данная статья затрат;

    размерность производственной программы, т.е. указание цели возникновения данной статьи затрат;

    размерность элемента затрат, т.е. указание вида используемых ресурсов.

    В итоге при суммировании затрат в ячейках по строкам матрицы получаются плановые данные по центрам ответственности.

    Далее разрабатывается план движения денежных средств. Необходимость его составления определяется тем, что многие из затрат, показываемых при расшифровке плана прибылей и убытков, не отражаются на порядке осуществления платежей. План движения денежных средств учитывает приток денежных средств (поступления и платежи), отток денежных средств (затраты и расходы), чистый денежный поток (избыток или дефицит). Фактически он отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Разграничения направлений деятельности при разработке плана движения денежных средств позволяют повысить результативность управления денежными потоками в процессе осуществления финансовой деятельности фирмы.

    План движения денежных средств составляется на год с разбивкой по кварталам и включает в себя две основные части: поступления и расходы. В разделе поступлений отражаются выручка от реализации продукции, от реализации основных средств и нематериальных активов, доходы от внереализационных операций и другие доходы, которые фирма предполагает получить в течение года.

    В расходной части отражаются затраты на производство реализованной продукции, суммы налоговых платежей, погашение долгосрочных ссуд, уплата процентов за пользование банковским кредитом, направлений использования чистой прибыли. Такая форма плана позволяет предпринимательской фирме проверить реальность источников поступления средств и обоснованность расходов, синхронность их возникновения, своевременно определить возможную величину потребности в заемных средствах.

    Сальдо по каждому виду деятельности образуется как разность итоговых величин разделов 1, 2, 3 доходной части плана и соответствующих разделов расходной части.

    С помощью такого построения плана движения денежных средств предпринимательская фирма при планировании охватывает весь оборот денежных средств, что дает возможность проводить анализ и оценку поступлений и расходов денежных средств и принимать оперативные решения о возможных способах финансирования в случае возникновения дефицита этих средств. При этом план считается окончательно составленным, если в нем предусмотрены источники покрытия возможного дефицита денежных средств.

    Заключительным документом текущего годового финансового плана является плановый баланс активов и пассивов (по форме балансового отчета) на конец планируемого периода, который отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и показывает состояние имущества и финансов предпринимательской фирмы. Целью разработки балансового плана является определение необходимого прироста отдельных видов активов с обеспечением их внутренней сбалансированности, а также формирование оптимальной структуры капитала, которая обеспечивала бы достаточную финансовую устойчивость фирмы в будущем периоде.

    План баланса служит хорошей проверкой плана прибылей и убытков и движения наличных средств. В процессе его составления учитываются приобретение основных фондов, изменение стоимости материальных запасов, отмечаются планируемые займы, выпуск акций и других ценных бумаг и т.п.

    В целом же процесс текущего финансового планирования осуществляется на предпринимательской фирме в тесной связи с процессом планирования его операционной деятельности.

    Оперативное финансовое планирование. В целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Система оперативного планирования финансовой деятельности заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности фирмы.

    Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного Календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.

    В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи:

    организация учета временной стыковки денежных поступлений и предстоящих расходов предприятия;

    формирование информационной базы о движении денежных потоков и оттоков;

    ежедневный учет изменений в информационной базе;

    анализ неплатежей (по суммам и источникам возникновения) и организация конкретных мероприятий по их преодолению;

    расчет потребности в краткосрочном кредите в случаях временной «нестыковки» денежных поступлений и обязательств и оперативное приобретение заемных средств;

    расчет (по суммам и срокам) временно свободных денежных средств фирмы;

    анализ финансового рынка с позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств фирмы.

    Платежный календарь составляется на квартал с разбивкой по месяцам и более мелким периодам. Для того чтобы он был реальным, его составители должны следить за ходом производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности в целях предупреждения невыполнения финансового плана.

    В платежном календаре притоки и оттоки денежных средств должны быть сбалансированы. Правильно составленный платежный календарь позволяет выявить финансовые ошибки, недостаток средств, вскрыть причину такого положения, наметить соответствующие мероприятия и, таким образом, избежать финансовых затруднений.

    Информационной базой платежного календаря служат:

    план реализации продукции;

    смета затрат на производство;

    план капитальных вложений;

    выписки по счетам предприятия и приложения к ним;

    договоры;

    внутренние приказы;

    график выплаты заработной платы;

    счета-фактуры;

    установленные сроки платежей для финансовых обязательств.

    Процесс составления платежного календаря можно разделить на пять этапов:

    выбор периода планирования. Как правило, это — квартал или месяц, на предприятии, где часто изменяются во времени денежные, потоки, возможны и более короткие периоды планирования (декады);

    расчет объема возможных денежных поступлений (доходов);

    оценка денежных расходов, ожидаемых в плановом периоде;

    определение денежного сальдо представляет собой разность между суммами поступлений и расходов за период планирования;

    подведение итогов показывает, будет ли у предприятия недостаток средств или излишек.

    Превышение планируемых расходов над ожидаемыми поступлениями означает недостаточность собственных возможностей для их покрытия и может являться признаком ухудшения финансового состояния. В этих случаях необходимо принять следующие меры:

    перенести часть непервоочередных расходов на следующий календарный период;

    ускорить по возможности отгрузку и реализацию продукции;

    принять меры по изысканию дополнительных источников.

    Если имеется излишек денежных средств, то это в определенной степени говорит о финансовой устойчивости и платёжеспособности предприятия. Для получения дополнительной прибыли эти денежные средства могут быть инвестированы в краткосрочные ценные бумаги.

    На многих фирмах наряду с платежным календарем составляется налоговый календарь, в котором указывается, когда и какие налоги в соответствии с законодательством должно уплатить предприятие, что позволяет избежать просрочек и санкций. Некоторые фирмы разрабатывают платежные календари по отдельным видам движения денежных средств, например платежный календарь по расчетам с поставщиками, платежный календарь по обслуживанию долга и т.п.

    Кроме платежного календаря на предприятии должен составляться кассовый план — план оборота наличных денежных средств, отражающий поступление и выплаты наличных денег через кассу. Кассовый план необходим для контроля за поступлением и расходованием наличных средств.

    Исходные данные для составления кассового плана:

    предполагаемые выплаты по фонду заработной платы и фонду потребления в части денежных средств;

    информация о продаже материальных ресурсов или продукции работникам;

    сведения о командировочных расходах;

    сведения о прочих поступлениях и выплатах наличными деньгами.

    Кассовый план должен представляться всеми предпринимательскими фирмами за 45 дней до начала планируемого квартала в банк, с которым фирма заключила договор о расчетно-кассовом обслуживании.

    Кассовый план необходим фирме для того, чтобы по. возможности более точно представлять размер обязательств перед работниками фирмы по заработной плате и размер других выплат. Банку, обслуживающему предпринимательскую фирму, также необходим его кассовый план, чтобы составить сводный кассовый план на обслуживание своих клиентов в установленные сроки.

    Использование рассмотренных систем и методов финансового планирования позволяет обеспечить целенаправленность финансовой деятельности предпринимательской фирмы и повысить ее эффективность.    

     


    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Белолипецкий В.Г. Финансы фирмы.–М.: ИНФРА-М, 2008
  2. Бизнес-планирование / Под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова — М.: Финансы и статистика, 2007.
  3. Благодатин А.А. и др. Финансовый словарь. — М.: ИНФРА-М, 2003.
  4. Глазунов В.И. Финансы фирмы. Как ими распорядиться, чтобы обеспечить ее и собственное процветание. — М.: Экономика, 2000.
  5. Грамотенко Т.А. и др. Бизнес план: Учебно-практическое пособие.– М.: Приор, 2008.
  6. Кашин В.И., Ионов В.Я. Хозяйственный механизм и эффективность промышленного производства. — М.: Наука, 2003.
  7. Ковалева А.М. и др. Финансы фирмы. — М.: ИНФРА-М, 2009.
  8. Лаврухина Н.В., Казанцева Л.П. Финансы предприятий. — М.: МЭСИ, 2009.
  9. Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства.- М.: Финансы и статистика, 2000.
  10. Поукок М.А., Тейлор А.Х. Финансовое планирование и контроль. –М.: ИНФРА-М, 2004.
  11. Стратегическое планирование / Под ред. Э.А. Уткина.–М., Тандем, 2003.
  12. Тренев Н.Н. Управление финансами. — М.: Финансы и статистика, 2009.
  13. Финансы. Учебное пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. -М.: Финансы и статистика, 2007.
  14. Финансы предприятий / Под ред. Н.В. Колчиной. — М.: ЮНИТИ, 2009.
  15. Современный финансово-кредитный словарь / Под общ. ред. М.Г. Лапусты, П.С. Никольского. — М.: ИНФРА-М, 2003.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.98MB/0.00037 sec

WordPress: 24.07MB | MySQL:117 | 2,949sec