ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК: СУЩНОСТЬ, УЧАСТНИКИ, ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ

<

070914 2047 1 ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК: СУЩНОСТЬ, УЧАСТНИКИ, ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ Рынок выражает отношения между людьми по поводу купли-продажи чего-либо. То, что является объектом купли-продажи, определяет конкретный вид рынка.

Для нормального развития экономики постоянно требуется мобилизация временно свободных денежных средств физических и юридических лиц и их распределение и перераспределение на коммерческой основе между различными секторами экономики. Если объектом купли-продажи являются деньги, то образуется финансовый рынок. В эффективно функционирующей экономике этот процесс осуществляется на финансовых рынках.

Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов) – это механизм перераспределения капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал. На практике представляет совокупность кредитно-финансовых институтов, направляющих поток денежных средств от собственников к заёмщикам и обратно. Главная функция финансового рынка (рынка ссудных капиталов) состоит в трансформации бездействующих денежных средств в ссудный капитал.

Финансовый рынок разделяется на денежный рынок и рынок капиталов. Под денежным рынком понимается рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года). В свою очередь денежный рынок подразделяется обычно на учетный, межбанковский и валютный рынки.

Межбанковский рынок – часть рынка ссудных капиталов, где временно свободные денежные ресурсы кредитных учреждений привлекаются и размещаются банками между собой, преимущественно в форме межбанковских депозитов на короткие сроки. Наиболее распространенные сроки депозитов – 1, 3 и 6 месяцев, предельные сроки – от 1 дня до 2 лет (иногда 5 лет). Средства межбанковского рынка используются банками не только для краткосрочных, но и для средне- и долгосрочных активных операций, регулирования балансов, выполнения требований государственных регулирующих органов.

К учетному рынку относят тот, на котором основными инструментами являются казначейские и коммерческие векселя, другие виды краткосрочных обязательств (ценные бумаги). Таким образом, на учетном рынке обращается огромная масса краткосрочных ценных бумаг, главная характеристика которых – высокая ликвидность и мобильность.

Валютные рынки обслуживают международный платежный оборот, связанный с оплатой денежных обязательств юридических и физических лиц разных стран. Специфика международных расчетов заключается в отсутствии общепринятого для всех стран платежного средства. Поэтому необходимым условием расчетов по внешней торговле, инвестициям, межгосударственным платежам является обмен одной валюты на другую в форме покупки или продажи иностранной валюты плательщиком или получателем. Валютные рынки – официальные центры, где совершается купля-продажа валют на основе спроса и предложения.

Рынок капиталов охватывает средне- и долгосрочные кредиты, а также акции и облигации. Он подразделяется на рынок ценных бумаг (средне- и долгосрочных) и рынок средне- и долгосрочных банковских кредитов. Рынок капиталов служит важнейшим источником долгосрочных инвестиционных ресурсов для правительств, корпораций и банков. Если денежный рынок предоставляет высоко ликвидные средства в основном для удовлетворения краткосрочных потребностей в финансовых ресурсах.

Основная задача финансового рынка заключается в перетекании денежных потоков от субъектов экономической жизни, которым они временно не нужны, к субъектам, которым деньги необходимы. Свою функцию финансовый рынок осуществляет через механизм купли-продажи финансового актива. Финансовый рынок имеет сложную структуру. Он состоит из сегментов. Различные сегменты финансового рынка различаются объектом купли-продажи.

В России выделяют следующие сегменты:

  1. рынок ссудных капиталов – объект купли-продажи: национальные деньги объекты рынка – коммерческие банки, которые, с одной стороны, покупают деньги вкладчиков, с другой стороны, банк продает эти деньги в форме предоставления кредитов.
  2. Валютный рынок – объект купли-продажи: иностранная валюта

    объекты рынка – коммерческие банки.

  3. Рынок ценных бумаг – объект купли-продажи: ценные бумаги

    Купля-продажа – завуалированная форма купли-продажи тех же денег. Кто ценные бумаги продает, тот деньги покупает, а кто покупает – тот деньги продает.

  4. Страховой рынок – объект купли-продажи: страховая услуга

    Купля-продажа – также завуалированная форма купли-продажи денег.

    Все сегменты финансового рынка взаимодействуют между собой по принципу сообщающихся сосудов, то есть капиталы переливаются из одного сегмента в другой или другие.

    Денежные потоки переливаются в соответствии со следующими критериями:

  5. доходность

    выраженное в процентах отношение дохода от финансового актива к затратам на его приобретение

  6. надежность

    понимается гарантия или вероятность возврата вложенных денег

  7. ликвидность

    понимается свойство финансового актива быть проданным (купленным) в течение относительно короткого промежутка времени без убытка для владельца

    Финансовый рынок может функционировать в своей естественной стихийной форме, а может подвергаться регулированию со стороны государства и Международного валютного фонда. Целью регулирования является попытка управления денежными потоками.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. СТРУКТУРА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ

     

    Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. В рамках бюджетной классификации доходы группируются по источникам и способам их получения.

    Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

    К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. В доходах соответствующего бюджета полностью учитывается также размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет.

    Следующий вид доходов бюджетов — неналоговые доходы, к которым относятся:

    – доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

    – доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

    – доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

    – средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

     

    – доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

    – иные неналоговые доходы.

    Особое место в системе неналоговых доходов бюджетов занимают доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

    В доходах от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на первом месте стоят средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное пользование.

    В ряду неналоговых доходов бюджетов особое место занимают доходы, связанные с обращением бюджетных средств в различных сегментах финансового рынка:

    – средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

    – средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог или в доверительное управление;

    – средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов и ссуд, и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств;

    – плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

    – доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных! (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям;

    – часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

    В системе неналоговых доходов прописаны также финансовая помощь, безвозмездные перечисления, штрафы и иные суммы принудительного изъятия.

    Под финансовой помощью от бюджетов другого уровня бюджетной системы понимаются поступления в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств. Дотации — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Субвенции — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Субсидии — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

    К безвозмездным перечислениям относятся: а) безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств; б) безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.

    Штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ по решениям судов.

    В федеральном бюджете Российской Федерации 2001 г. налоговые доходы составляют 93,7%, что свидетельствует о том, что потенциал неналоговых доходов еще не исчерпан.

     

    По порядку и условиям зачисления в составе доходов бюджетов выделяют собственные и регулирующие доходы бюджетов.

    Собственные доходы бюджетов — виды доходов, закрепленные законодательством РФ на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. К собственным доходам бюджетов относятся: (а) налоговые доходы, закрепленные законодательством РФ за соответствующими бюджетами и бюджетами государственных внебюджетных фондов; б) неналоговые доходы в перечне, представленном выше; в) иные неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления. Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда.

    К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года). Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

    Расходы бюджета, согласно Бюджетному кодексу РФ,— это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления, формирование расходов бюджетов всех уровней должно базироваться на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.

    В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов делятся на капитальные и текущие.

    Капитальные расходы бюджетов, предназначенные для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности, включают: а) расходы на инвестиции в действующие или вновь создаваемые структуры в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; б) средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам; в) расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством; г) расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований; д) другие расходы бюджета, вошедшие в капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

     

    В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития.

    Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущего функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. В эту категорию входят и другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.

    <

    В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов а) органов исполнительной власти и б) органов местного самоуправления. Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.

    Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году, а порядок их расходования устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления.

    Федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматривается создание резервного фонда Президента Российской Федерации в размере не более одного процента утвержденных расходов федерального бюджета.

    С появлением новых видов расходов бюджетов их финансирование может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в соответствующий бюджет. При определении источников их финансирования исключается увеличение дефицитов бюджетов.

    Предоставление бюджетных средств осуществляется в формах:

    – ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

    – средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

    – трансфертов населению, включающих в себя ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации и ее субъектов, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

    – ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

    – ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

    – бюджетных кредитов юридическим лицам (включая налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);

    – субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

    – инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

    – бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;

    – кредитов иностранным государствам;

    – средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

    В отдельных случаях финансирование расходов из бюджетных средств может осуществляться при исполнении получателем бюджетных средств обязательных условии, предусмотренных законом (решением) о бюджете.

    Так, исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов общенационального уровня: а) обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год; б) функционирование федеральной судебной системы; в) осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы РФ в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год); г) национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности; д) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; е) государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; ж) государственная поддержка атомной энергетики; з) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; и) исследование и использование космического пространства; содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ; формирование федеральной собственности; к) обслуживание и погашение государственного долга РФ; л) компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета; м) пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва; н) финансовая поддержка субъектов РФ; о) прочие расходы.

    Исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются функциональные виды расходов, связанные с осуществлением их полномочий: а) обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ; б) обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ; (в) обеспечение реализации региональных целевых программ; формирование государственной собственности субъектов РФ; г) осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ; д) содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ; е) оказание финансовой помощи местным бюджетам; обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень; ж) компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.

    Исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов: а) содержание органов местного самоуправления; б) формирование муниципальной собственности и управление ею; в) организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; г) содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; д) организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства; е) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; ж) благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований; з) организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных); и) содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов; к) организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; л) охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований; м) реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления; н) обслуживание и погашение муниципального долга; целевое дотирование населения; содержание муниципальных архивов.

    Совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов: а) государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитена; б) обеспечение правоохранительной деятельности; в) научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс; г) обеспечение социальной защиты населения; д) обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности; е) обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба; ж) развитие рыночной инфраструктуры; з) обеспечение деятельности средств массовой информации; финансовая помощь другим бюджетам; и) прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

    Распределение и закрепление расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы производится по согласованию органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и утверждаются соответствующими законами о бюджетах, либо по согласованию органа государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта.

    3. СОСТАВЛЕНИЕ, РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

     

    Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы. Бюджет субъекта РФ – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджеты субъектов РФ – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной, легкой и пищевой промышленности; коммунального хозяйства; развитие транспорта и связи. Важное значение имеют бюджеты субъектов в осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфрастуктуры общества.

    В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между уровнями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности бюджетов, их государственной поддержки, территориального формирования источников их доходов. Исходя из этих принципов, доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

    Собственные или закрепленные доходы представляют собой средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, то есть они полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие.

    К регулирующим доходам относится вся совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов.

    Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ.

    Несмотря на то, что каждый субъект Российской Федерации и органы местного самоуправления формируют и исполняют свои бюджеты самостоятельно, это не исключает наличия процессуальных юридических норм, устанавливающих
    общие положения порядка составления, рассмотрения и утверждения бюджетов независимо от их уровневого положения. Эти общие положения закреплены в бюджетном законодательстве Российской Федерации и состоят в следующем.

    1. Составление бюджетов производится в соответствии с прогнозом и программами социально-экономического развития территорий. Это означает, что до составления проектов бюджетов разрабатываются планы, прогнозы развития национально-государственных и административно-территориальных образований и соответствующие целевые программы. На основе этих разработок исполнительные органы власти вносят предложения в представительные органы власти.

    2. Правительство Российской Федерации организует работу по доведению до органов представительной и исполнительной властей субъектов Российской Федерации включая города Москву и Санкт-Петербург не позднее чем за семь месяцев до начала финансового года инструктивного письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на предстоящий финансовый год, в том числе о централизованно установленных социальных и финансовых нормах и нормативах (минимальных).

    3. В основе составления проектов бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований лежат:

    — проценты отчислений от регулирующих доходов и принятые в их расчет суммы контингентов этих доходов;

    — показатели дотаций и субвенций, намечаемые к предоставлению из соответствующего вышестоящего бюджета, и их целевое назначение;

    — перечень и фиксированные доли (в процентах) доходов, закрепленных за бюджетами соответствующих национально-территориальных образований, обеспечивающих не менее 70% уровня доходной части их минимальных бюджетов;

    — перечень расходов, передаваемых из вышестоящего бюджета.

    4. Органы исполнительной власти тщательно анализируют показатели, доведенные до них вышестоящими органами. При этом они могут вносить свои предложения по изменению и уточнению этих показателей.

    5. На основании разработанных планов и прогнозов развития территорий и целевых программ органы исполнительной власти вносят в соответствующие органы представительной власти предложения о постатейном санкционировании бюджетных расходов. Одновременно представляются расчеты по определению доходов бюджетов.

    Рассмотрение предложений в соответствующем органе представительной власти обязательно включает в себя их всестороннее изучение в его комиссиях и комитетах на предмет целесообразности, необходимости, актуальности расходов, а также финансовой и материальной возможности их осуществления.

    Решения органов представительной власти о санкционировании бюджетных расходов являются основанием для выделения бюджетных ассигнований.

    6. Утверждение бюджетов осуществляется постатейно. Ассигнования на финансирование деятельности органов представительной власти, аппарата исполнительной власти и судебной власти включаются в бюджеты соответствующего уровня в качестве самостоятельных статей расходов.

    7. Практическую работу по составлению проектов бюджетов осуществляют соответствующие финансовые органы.

    8. Принятые бюджеты оформляются на уровне Российской Федерации и ее субъектов — законами; на уровне местного самоуправления — решениями соответствующих органов.

    Законы и решения о соответствующих бюджетах подлежат опубликованию.

    9. Одновременно с составлением, рассмотрением и утверждением бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований составляются и анализируются консолидированные бюджеты соответствующих территорий.

     
     

     

     

     

     

     

     

    4. ТИПЫ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

     

    В истории развития банковских систем различных стран известно несколько их видов:

  • двухуровневая банковская система (Центральный банк и система коммерческих банков);
  • централизованная монобанковская система;
  • уникальная децентрализованная банковская система — Федеральная резервная система США.

    В организационном плане предусматривают однозвенную или двухзвенную систему. Для развитых стран характерна двухзвенная система, включающая в качестве основного, первого звена центральный банк, выступающий в роли организатора контролера денежного обращения в стране, а в качестве второго звена — самостоятельные, но подконтрольные центральному банку коммерческие и специализированные банки. Так что схематически двухзвенная система выглядит следующим образом (рис. 1):

    070914 2047 2 ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК: СУЩНОСТЬ, УЧАСТНИКИ, ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ

    070914 2047 3 ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК: СУЩНОСТЬ, УЧАСТНИКИ, ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ070914 2047 4 ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК: СУЩНОСТЬ, УЧАСТНИКИ, ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ

     

     

    070914 2047 5 ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК: СУЩНОСТЬ, УЧАСТНИКИ, ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ070914 2047 6 ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК: СУЩНОСТЬ, УЧАСТНИКИ, ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ

     

    Рис. 1. Схематическая двухзвенная система

     

    При однозвенной системе центральный банк и коммерческие банки находят на одном уровне, выступая равноправными агентами, либо все банки являются государственными, отделениями центрального банка. Такая система характерна для стран со слаборазвитой экономикой и для стран с тоталитарным режимом.

    С точки зрения регламентации и лицензирования банковскую систему разделяют на два вида: универсальную и специализированную. В универсальной системе коммерческие банки обладают возможностью выполнять все виды кредитно-финансовых услуг. Примером такой универсальной системы является банковская система Германии. В специализированной системе разные коммерческие банки специализированы на выполнении относительно узкого круга операций. В чистом виде такой системы не существует, максимально приближена к ней банковская система США. Современные условия развития банковской системы привели к необходимости перехода от специализированной к универсальной системе, так как последняя сопряжена с меньшим банковским риском благодаря его распределению и дифференциации. Переход к универсальной банковской системе происходит в таких странах, как Япония, Австралия.

    Сердцевиной банковской системы являются, естественно, банки. Если первоначально банки играли роль хранилища денег, то затем произошло значительное расширение их функций, которые стали достаточно многочисленными, и разнообразными, во многом зависящими от статуса банков в стране.

    В странах с развитой рыночной экономикой сложились двухуровневые банковские системы.

    Элементами банковской системы являются банки, специальные финансовые институты, выполняющие банковские операции, но не имеющие статуса банка, а также некоторые дополнительные учреждения, образующие банковскую инфраструктуру и обеспечивающие жизнедеятельность кредитных институтов.

    Современная банковская система России представлена двумя уровнями. В юридическом плане она базируется на основе принятых 2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР специальных законов: Закона РСФСР «О банках и банковской деятельности РСФСР» и Закона «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» а также новой редакции Закона РФ «О банках и банковской деятельности», принятого в июле 1995 г.

    Верхний уровень системы представлен центральным (эмиссионным) банком. На нижнем уровне действуют коммерческие банки, подразделяющиеся на универсальные и специализированные банки (инвестиционные, сберегательные, ипотечные, банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки), и небанковские кредитно-финансовые институты (инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые компании и др.),
    «коммерческие банки с различным по своей широте ассортиментом («дифференцированная универсальность»), различными целями и часто также различными группами клиентов; они занимаются банковскими операциями, т.е. производят финансовые услуги, которые нужны на рынке».

    070914 2047 7 ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК: СУЩНОСТЬ, УЧАСТНИКИ, ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ

     

    Рис 2. – Структура банковской системы РФ и небанковских кредитно-финансовых институтов

     

    Таким образом, нами рассмотрены основные типы банковских систем и их особенности.

    5. РАСЧЕТЫ ПЛАТЕЖНЫМИ ПОРУЧЕНИЯМИ. РАСЧЕТЫ ТРЕБОВАНИЯМИ-ПОРУЧЕНИЯМИ

     

    Основным платежным инструментом в структуре безналичных расчетов являются платежные поручения. В настоящее время последними совершается около 90% всех платежей в хозяйстве.

    Платежное поручение — это расчетный документ, содержащий распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Возможности применения в расчетах платежных поручений многообразны. С их помощью совершаются расчеты в хозяйстве как по товарным, так и по нетоварным операциям. В расчетах за товары и услуги платежные поручения используются в следующих случаях:

    – за полученные товары, выполненные работы, оказанные услуги при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного документа, подтверждающего получение товаров или услуг плательщиком;

    – для платежей в порядке предварительной оплаты товаров и услуг (при условии ссылки в поручении на номер основного договора, соглашения, контракта, в которых предусмотрена предварительная оплата);

    – для погашения кредиторской задолженности по товарным операциям;

    – при расчетах за товары и услуги по решениям суда и арбитража;

    – по арендной плате за помещения;

    – платежи транспортным, коммунальным, бытовым предприятиям за эксплуатационное обслуживание и др.

    В расчетах по нетоварным операциям платежные поручения используются для:

    – платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;

    – погашения банковских ссуд и процентов по ссудам;

    – перечисления средств органам государственного и социального страхования;

    – взносов средств в уставные фонды при учреждении открытых акционерных обществ (ОАО), закрытых акционерных обществ (ЗАО), обществ с ограниченной ответственностью (ООО) и т.п.;

    – приобретения акций, облигаций, депозитных сертификатов, банковских векселей;

    – уплаты пени, штрафов, неустоек и т.д.

    Платежные поручения принимаются банком к исполнению независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. При оплате платежного поручения сумма платежа списывается со счета плательщика и через систему межбанковских расчетов переводится в банк получателя платежа, где и зачисляется на счет последнего. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика платежное поручение помещается в картотеку № 2 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» и оплачивается по мере поступления денежных средств в установленной законом очередности. Если предприятие (организация) имеет право на кредит в форме овердрафта, то платежное поручение оплачивается за счет банковского кредита.

    При недостаточности денежных средств на счете для полной оплаты платежного поручения и помещении его в связи с этим в картотеку № 2 допускается частичная оплата платежного поручения.

    Банк обязан информировать плательщика по его требованию об исполнении платежного поручения не позднее следующего рабочего дня после обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счета. Порядок информирования плательщика определяется договором банковского счета.

    Расчеты платежными поручениями имеют ряд достоинств по сравнению с другими формами расчетов: относительно простой документооборот, ускорение движения денежных средств, возможность плательщика предварительно проверить качество оплачиваемых товаров и услуг, возможность использовать данную форму не только в расчетах по хозяйственным сделкам, но и по операциям нетоварного характера. Недостаток данного документа заключается в том, что у поставщика нет гарантии получения платежа из-за отсутствия средств на счете плательщика. Поэтому расчеты платежными поручениями за товары и услуги в значительной части осуществляются в порядке предварительной оплаты.

    Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другие банки (исполняющий банк). Расчеты в порядке инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится в бесспорном порядке.

    Указанные платежные инструменты предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через систему инкассо банка получателя платежа. Банк, принявший на инкассо расчетные документы, принимает на себя обязательство доставить их по назначению. Данное обязательство, а также порядок и сроки возмещения затрат по доставке расчетных документов отражаются в договоре банковского счета с клиентом.

    Платежное требование представляет собой расчетный документ, содержащий требование кредитора к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных в основном договоре. Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться как с акцептом плательщика, так и без него. При расчетах по первому варианту кредитор (поставщик) выписывает платежное требование на основании фактической отгрузки продукции или оказанной услуги и сдает его в свой банк на инкассо. Поскольку инициатива в расчетах в данном случае исходит от поставщика, то оплата этого документа плательщиком должна быть произведена с согласия (акцепта) плательщика. Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору, но при этом должен быть не менее пяти рабочих дней. Для этого при оформлении платежного требования кредитор (поставщик) в поле «Срок для акцептам указывает количество дней, установленных для его акцепта.

    Банк кредитора пересылает платежное требование в банк плательщика (исполняющий банк). На всех экземплярах, принятых исполняющим банком платежных требований, ответственный исполнитель банка в поле «Срок платежам проставляет дату, по наступлении которой истекает срок акцепта. День поступления в банк платежного требования в расчет указанной даты не принимается. Последний экземпляр платежного требования используется в качестве извещения для акцепта и передается плательщику в тот же день, если документы поступили в операционное время, либо на следующий рабочий день, если документы поступили в банк плательщика по истечении операционного времени. Остальные экземпляры платежных требований помещаются исполняющим банком в картотеку № 1 «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты» (открывается к расчетному счету плательщика). Например, платежное требование поступило в банк плательщика 12 марта с указанием «Срок акцепта — 5 рабочих дней», 15 и 16 марта — выходные дни. При данном условии дни, установленные для акцепта, — 13,14,17,18 и 19 марта. Срок платежа — 20 марта.

    . Свое согласие на оплату платежного требования плательщик должен дать в дни, установленные для акцепта, обязательно в письменной форме на стандартном бланке заявления об акцепте. Только при получении от плательщика указанного документа исполняющий банк оплачивает платежное требование поставщика.

    Если плательщик не согласен оплатить платежное требование, то он должен также в письменной форме представить в исполняющий банк заявление об отказе от акцепта (в трех экземплярах

    Ответственность за необоснованный отказ от оплаты платежных требований несет плательщик.

    Платежные требования могут использоваться также и для безакцептного списания средств со счетов плательщиков. Такой порядок расчетов возможен лишь в случаях, предусмотренных законом либо основным договором между кредитором (получателем платежа) и плательщиком. Например, в соответствии с действующим законодательством со счетов плательщиков без акцепта оплачиваются следующие платежные требования:

    – предприятий топливно-энергетического комплекса за электрическую и тепловую энергию, газ, нефть и нефтепродукты, выписанные на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов при расчетах с потребителями, кроме населения и бюджетных организаций;

    – коммунальных, энергетических и водопроводно-канализационных предприятий за отпускаемую электрическую и тепловую энергию, услуги водоснабжения и водоотведения, выписанные на основании показаний измерительных приборов и действующих тарифов при расчетах с потребителями, кроме жилищно-коммунальных, бюджетных организаций и населения;

    – предприятий связи за оказываемые услуги связи, выписанные на основании показаний измерительных приборов и действующих тарифов при расчетах с потребителями, кроме населения.

    Безакцептное списание денежных средств со счета клиента возможно также по требованиям других кредиторов, если такой порядок расчетов включен в основной договор кредитора с плательщиком, а условие о безакцептном списании одновременно отражено в договоре банковского счета. Например, по договору с клиентом в безакцептном порядке могут взыскиваться платежи клиента самому банку (погашение кредита при наступлении срока, уплата процентов за кредит, плата за расчетно-кассовое обслуживание).

    Инкассовая форма расчетов используются также для бесспорного списания средств со счетов. В этом случае используется расчетный документ с названием «инкассовое поручение». Его применяют в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством (в том числе денежных средств органами, выполняющими контрольные функции) либо для взыскания по исполнительным документам судебных и арбитражных органов.

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 17.07.98.
  2. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс.–М.: Маркетинг, 2002.
  3. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России.–М.: ИНФРА-М, 2004.
  4. Деньги. Кредит. Банки / Под ред. Проф. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.
  5. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2004.
  6. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России.–М.: Юристъ, 2003.
  7. Ковалева А.М. Финансы. М.: Финансы и статистика. 2000.
  8. Савин А.Ю. Финансовое право. М.: ИНФРА-М, 2000.
  9. Финансовое право/ Под ред. О.Н. Горбуновой.–М.: Юристъ, 2002.
  10. Финансы/ Под ред. Л.А. Дробозиной.–М,: ЮНИТИ, 2003.
  11. Финансовое право/ Под ред. Н.И. Химичевой.–М.: БЕК, 2000.
  12. Финансовое право/ Под ред. Н.И. Химичевой.–М.: БЕК, 2004.

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.98MB/0.00182 sec

WordPress: 22.1MB | MySQL:119 | 1,891sec