ФИНАНСЫ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА

<

070914 2030 1 ФИНАНСЫ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВАФинансы домохозяйств по концепциям некоторых экономистов являются элементом или звеном финансовой системы. Например, Черник Д.Г. выделяют третье звено финансовой системы: финансы населения (домашних хозяйств) /11/. Академик Поляк Г.В. во втором звене финансовой системы — в децентрализованных финансах как элемент наряду с финансами предприятий выделяет финансы домашних хозяйств.

Понятие «домохозяйство» охватывает совместно проживающих людей, ведущих общее хозяйство. Как правило, это семья. Однако, в отличие от семьи, домохозяйство может включать лиц, не являющихся родственниками (например совместно проживающих домашней работницы, работника фермерского хозяйства и т.д.), но вносящих свою долю дохода (в части питания и проживания) в бюджет домохозяйства. Домохозяйство может состоять из одного человека, имеющего свой источник дохода. По данным микропереписи населения 1994г. 19% домохозяйств состоят из 1-го человека, 26% — из 2-х, 23% — из 3-х, 20% — из 4-х и 12% — из 5-ти и более человек. Более 90% населения проживает в семейных домохозяйствах, состоящих из одной семьи (полной, неполной — 83%), из двух и более семей (7%).

В макроэкономическом анализе под домашним хозяйством понимают группу лиц, совместно принимающих экономические решения. В системе экономических отношений домашние хозяйства имеют исключительно важное значение, поскольку они являются собственниками факторов производства, находящихся в частной собственности. В экономической системе домашние хозяйства играют следующие роли:

а) выступают на рынке в качестве покупателей товаров и услуг, производимых фирмами;

б) предоставляют тем же самым фирмам факторы производства;

в) сберегают часть формируемого в экономике совокупного дохода, приобретая реальные и финансовые активы.

Экономические отношения разнообразны, они существуют на всех стадиях воспроизводственного процесса, на всех уровнях хозяйствования. При этом однородные экономические отношения, постоянно возникающие в какой-либо сфере социально-экономической деятельности, образуют содержание самостоятельной экономической категории. Одной из таких категорий являются финансы домашнего хозяйства, выражающие реально существующие экономические отношения, носящие объективный характер и имеющие специфическое общественное назначение.

Известно, что финансовые отношения носят, как правило, денежный характер. Там, где не предусматривается движения денежных средств и (или) их эквивалентов, нет и финансовых отношений (в данном случае мы абстрагируемся от некоторых специфических операций, например операций, оформляемых договорами мены). Ведение домашнего хозяйства в условиях рыночной экономики невозможно без использования денег, значит, существует реальная база для возникновения финансовых отношений на уровне домашнего хозяйства. Однако известно, что не все денежные отношения можно считать финансовыми. К ним вряд ли можно отнести, например, отношения обмена (Т — Д — Т), в которые постоянно вступает домашнее хозяйство. Поэтому представляется достаточно оправданной, хотя и не бесспорной, позиция ряда экономистов, полагающих, что финансами можно считать лишь денежные отношения, возникающие по поводу формирования и распределения фондов денежных средств.

Домашнее хозяйство в условиях рыночной экономики не может находиться вне финансовых отношений, оно постоянно вступает в такие отношения, возникающие как внутри домашнего хозяйства, так и с внешними по отношению к домашнему хозяйству рыночными субъектами.

К внутренним финансам домашнего хозяйства можно отнести отношения, возникающие между его участниками по поводу формирования семейных денежных фондов, имеющих различное целевое назначение: страхового резерва для поддержания уровня текущего потребления; денежного резерва для повышения уровня капитальных расходов; денежного фонда с целью его дальнейшего инвестирования и др.

Система внешних финансовых отношений домашнего хозяйства показана на рисунке

 

070914 2030 2 ФИНАНСЫ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА070914 2030 3 ФИНАНСЫ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА

070914 2030 4 ФИНАНСЫ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА070914 2030 5 ФИНАНСЫ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА070914 2030 6 ФИНАНСЫ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА070914 2030 7 ФИНАНСЫ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА

070914 2030 8 ФИНАНСЫ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА070914 2030 9 ФИНАНСЫ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА070914 2030 10 ФИНАНСЫ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА

070914 2030 11 ФИНАНСЫ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА

070914 2030 12 ФИНАНСЫ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА

070914 2030 13 ФИНАНСЫ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА070914 2030 14 ФИНАНСЫ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА070914 2030 15 ФИНАНСЫ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА070914 2030 16 ФИНАНСЫ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА

 

Рисунок – Система внешних финансовых отношений домашнего хозяйства

 

Как видно, домашнее хозяйство может вступать в финансовые отношения с другими домашними хозяйствами по поводу формирования и использования совместных денежных фондов (к ним не относятся отношения взаимного обмена, в которых также могут участвовать домашние хозяйства);

– с предприятиями, работающими в различных сферах материального производства или производства услуг и выступающими в качестве работодателей по отношению к участникам домашнего хозяйства по поводу распределения части произведенного валового внутреннего продукта в его стоимостной форме;

– с коммерческими банками по поводу привлечения потребительских кредитов, их погашения; по поводу размещения временно свободных денежных средств на банковские счета;

– со страховыми организациями по поводу формирования и использования различного рода страховых фондов;

– с государством по поводу образования и использования бюджетных и внебюджетных фондов.

Перечисленные выше отношения составляют социально-экономическое содержание категории «финансы домашнего хозяйства». Следовательно, финансы домашнего хозяйства — это совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступают домашнее хозяйство и его отдельные участники в процессе своей социально-экономической деятельности.

Областью возникновения финансов домашнего хозяйства следует считать вторую стадию процесса воспроизводства, на которой происходит распределение стоимости произведенного общественного продукта. Члены домашнего хозяйства являются собственниками рабочей силы — одного из факторов процесса производства, а следовательно, имеют право на получение части стоимости созданного продукта. Отметим, что домашние хозяйства участвуют не только в первичном распределении национального дохода, но и в процессе его вторичного распределения, когда государство через систему прямых налогов, пенсионную систему, систему социальных трансфертов перераспределяет доходы между различными домашними хозяйствами (например, дотация на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства).

Из имеющейся в данное время специальной экономической литературы наиболее полно характеризует сущность и функции финансов домашнего хозяйства академик Поляк Г.Б. Он указывает: финансы домашнего хозяйства (домохозяйства) — это экономические денежные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств в целях обеспечения материальных и социальных условий жизни членов хозяйства и их воспроизводства /13/.

Пока финансы домохозяйства не стали приоритетным звеном финансовой системы, но в условиях развитых рыночных отношений происходит усиление их роли, что обусловлено следующими факторами:

1) Домашние хозяйства являются субъектом экономической деятельности. Они участвуют во всех экономических процессах, причем глубокий экономический кризис приводит к активизации членов домашних хозяйств. Таким образом, домашние хозяйства — это показатель, который используется для анализа состояния общества, а так же особый тип хозяйства, оказывающий серьезное влияние на все экономические отношения в стране.

2) Финансы домохозяйств выполняют функции:

a) обеспечения жизненных потребностей семьи;

б) Распределительную функцию.

Распределительная функция финансов домохозяйств — это первичное распределение национального дохода и формирование первичных доходов семьи, когда создаются первичные доходы в виде зарплаты, пенсий, пособий. В это же время, средства внутри домохозяйства распределяются между членами домохозяйства через формирование, распределение и использование денежных фондов.

3) Финансовые ресурсы домохозяйства или совокупный фонд денежных средств, находящийся в распоряжении семьи. Финансовые ресурсы направляются в два основных фонда:

a) фонд потребления;

б) фонд сбережений;

В состав финансовых ресурсов домохозяйств входят:

– собственные средства (зарплата, доход от подсобного хозяйства, прибыль от коммерческой деятельности);

– средства, мобилизованные на рынке(полученный кредит, дивиденды, проценты);

– средства, поступившие в порядке перераспределения (пенсии, пособия, ссуды из бюджетов).

4) Бюджет домашнего хозяйства. Материальное содержание бюджета домохозяйства — это форма образования и использования фонда денежных средств домохозяйства. При формировании бюджета образуются денежные фонды:

a) индивидуальные;

б) совместные;

c) накопление и обеспечение (резервный фонд).

На объем бюджета домашнего хозяйства оказывает воздействие государство:

— через налоговую систему;

— через оплату труда работников в гос. секторе;

— через государственное ценообразование.

Домашние хозяйства должны планировать свои доходы и рационально их использовать, т.е. применяется упрощенное финансовое планирование.

Социально-экономическая сущность финансов домашних хозяйств проявляется через их функции. Важнейшей функцией финансов домашних хозяйств является распределительная функция Финансы домашних хозяйств, как и общественные финансы, являются объективно обусловленным инструментом стоимостного распределения. Но если специфическое назначение общественных финансов состоит в том, чтобы распределять и перераспределять стоимость валового общественного продукта, выраженную в денежной форме, между различными хозяйствующими субъектами, то финансы домашних хозяйств обеспечивают дальнейшее распределение этой стоимости между всеми участниками домашнего хозяйства. Таким образом, они играют главенствующую роль на последней ступени распределительного процесса.

В число участников домашнего хозяйства входят несовершеннолетние дети, совершеннолетние, но не работающие по различным причинам члены семьи. Часть национального дохода, которая пришлась на долю отдельного домашнего хозяйства, в той или иной пропорции распределяется между всеми его участниками именно в рамках распределительной функции.

Выполняя распределительную функцию, финансы домашних хозяйств обеспечивают материальными ресурсами непрерывность процесса воспроизводства рабочей силы — как одного из производственных факторов. Именно через эту функцию финансов домашних хозяйств происходит обеспечение каждого человека ресурсами, необходимыми ему для поддержания жизни.

Объектом действия распределительной функции является располагаемый доход домашнего хозяйства — часть совокупного дохода, которая осталась в распоряжении домашнего хозяйства после выплаты налогов и других обязательных платежей. К субъектам распределения относятся все участники домашнего хозяйства.

Еще одной функцией финансов домашних хозяйств является контрольная функция. Домашнее хозяйство в условиях рыночной экономики является самостоятельным хозяйствующим субъектом, т. е. уровень жизни членов домашнего хозяйства полностью зависит от величины приходящегося на его долю дохода. На эту величину влияет целый ряд факторов. Под их воздействием она может изменяться как в сторону увеличения, так ив сторону уменьшения. Поэтому, имея целью поддержание обычного уровня потребления, домашнее хозяйство просто не может обойтись без контроля за распределением полученного дохода по различным фондам, а также за целевым использованием средств этих фондов.

Экономика домашнего хозяйства опирается на достаточно сложный комплекс отношений между его различными участниками. Эти отношения определены различиями в возрасте, чертах характера, привычках людей, различным уровнем их потребностей и доходов. Вместе с тем нормальное развитие домашнего хозяйства возможно лишь в том случае, если его участники находят взаимопонимание при принятии экономических решений. Согласование экономических интересов различных участников домашнего хозяйства обеспечивается их регулированием, под которым понимается возможное изменение части располагаемого дохода, приходящегося на одного члена домашнего хозяйства. Следовательно, финансы домашнего хозяйства выполняют еще одну важную функцию — регулирующую, которая поддерживает сбалансированное развитие домашнего хозяйства как единого целого. Достигается это путем перераспределения финансовых ресурсов. Важно подчеркнуть, что на уровне домашнего хозяйства регулирование его развития происходит в основном посредством саморегулирования. Свобода участников домашнего хозяйства в этом процессе не может быть ограничена государством.

<

Таким образом, финансы домашних хозяйств являются одним из элементов финансовой системы государства. Каждый из этих элементов определенным образом влияет на процесс общественного воспроизводства. В каждой области финансовой системы процесс образования и использования фондов денежных средств имеет свои, присущие только ему характеристики. Роль, которую различные элементы финансовой системы играют в процессе ее формирования, определяет их особенности. Так, финансы предприятий являются основой финансовой системы, поскольку именно в предпринимательском секторе создается валовой внутренний продукт, распределяемый в ходе дальнейших финансовых отношений. Централизованные элементы финансовой системы играют важную роль в перераспределении денежных средств между отдельными отраслями, экономическими регионами, различными социальными группами населения. Финансы домашних хозяйств имеют свои особенности, которые отличают их от других элементов финансовой системы.

Специфика финансов домашних хозяйств определена тем, что эта сфера финансовых отношений в наименьшей степени регламентирована государством. Действительно, процесс создания и расходования централизованных денежных фондов, таких, например, как государственный бюджет, находится под жестким государственным контролем. Процесс формирования денежных фондов предприятия также в определенной степени определяется государством (требования к минимальному размеру уставного капитала, система налогообложения, регламентация порядка расчета амортизационных отчислений и некоторых других элементов себестоимости и др.). Домашнее хозяйство самостоятельно принимает решение о необходимости и способе формирования денежных фондов, их величине и целевом назначении, о времени их использования. Другими словами, в условиях рыночной экономики государство не имеет инструментов прямого влияния на процесс распределения располагаемого дохода домашних хозяйств.

Вместе с тем государство способно влиять на общую величину дохода, которым реально располагает домашнее хозяйство. Реальные доходы домашнего хозяйства образуются в результате многократного распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта в процессе реализации финансовых отношений домашнего хозяйства и государства. Повышение ставок налогов, выплачиваемых физическими лицами, ведет к сокращению их реального дохода. Вместе с тем финансовые ресурсы, мобилизованные посредством сбора налогов, направляются через бюджет в сферу (здравоохранения, образования, социального обеспечения, в результате уровень реальных доходов домашних хозяйств возрастает.

Важной функцией финансов домашних хозяйств в системе общественного воспроизводства выступает также инвестиционная. Она заключается в том, что домашние хозяйства являются одними из основных поставщиков финансовых ресурсов для экономики. Рост доходов домашних хозяйств является материальной основой для выполнения данной функции. Часто инвестиционную функцию домашних хозяйств связывают только с долей капитализируемых доходов, т. е. используемых как сбережения (вложения средств в различные финансовые институты и в реальное производство). Но этот подход является односторонним. На самом деле и увеличение доли потребления является фактором, способствующим росту инвестиций в экономике. На это обращал внимание еще Дж. Кейнс, который выработал концепцию эффективного спроса, складывающегося из потребительского и инвестиционного компонентов /6/. Сокращение потребительских расходов, какими бы факторами оно ни вызывалось, естественным образом сдерживает и развитие производства. Так, в современной России из-за низкого уровня заработной платы, предприятия не могут наращивать производство и товарооборот. По данным Всемирного банка, в 1997 г. среднестатистический россиянин по сравнению с жителями других стран тратил гораздо больше времени, чтобы заработать средства на те или иные товары. Затраты рабочего времени среднестатистического российского работника, эквивалентные стоимости 26 видов товаров и услуг, превышали более чем в 13 раз затраты австрийца и примерно в 3 раза затраты словака, чеха и румына /8, с. 67/.

Финансовые ресурсы домохозяйства – это совокупный фонд денежных средств, находящийся в распоряжении семьи. Созданный в результате производственной деятельности членов домохозяйства, он выступает частью национального дохода общества. Объем денежного фонда домохозяйства зависит от усилий каждого в хозяйстве.

Финансовые ресурсы домохозяйства выступают в виде обособленных денежных фондов, имеющих, как правило, целевое назначение. Создаются два основных фонда:

  • фонд потребления, предназначенный для удовлетворения личных потребностей данного коллектива — семьи (приобретение продуктов питания, товаров промышленного производства, оплата различных платных услуг и др.);
  • фонд сбережений (отложенных потребностей), который будет использован в будущем для приобретения дорогостоящих товаров либо как капитал для получения прибыли /12, с. 483/.

    Фондовая форма финансовых ресурсов позволяет увязать потребности домохозяйства с возможностью коллектива хозяйства в целом, а также проконтролировать, как удовлетворяются потребности каждого в семье.

    Состав финансовых ресурсов домохозяйств включает:

  1. собственные средства, т.е. заработанные каждым членом семьи — зарплата, доход от подсобного хозяйства, прибыль от коммерческой деятельности;
  2. средства, мобилизованные на рынке, в форме полученного кредита у кредитных организаций, дивиденды, проценты;
  3. средства, поступившие в порядке перераспределения, – пенсии, пособия, ссуды из бюджетов и внебюджетных социальных фондов.

    Финансы домохозяйства взаимодействуют с централизованными финансами (бюджетами — федеральным, региональными, местными и вне бюджетными социальными фондами) и децентрализованными финансами предприятиями разных форм собственности, а также с финансовым рынком. Между ними возникают непрерывные денежные потоки – односторонние, двух- и многосторонние. Между домохозяйством и государством осуществляется постоянно движение денежных потоков. Члены домохозяйств предоставляют труд работников для государственного сектора, продают государству товары и услуги собственного производства. За это семья получает оплату труда и доход. Кроме того, финансовые отношения возникают и при оплате налогов, сборов, пошлин и отчислений в казну и социальные внебюджетные фонды. Вместе с тем домохозяйства получают от правительства различные денежные трансферты, а также общественные блага и услуги в натуральной форме.

    Денежные потоки возникают у домашних хозяйств с негосударственным сектором — предприятиями, организациями, компаниями. Получая от них товары, услуги, они (домашние хозяйства) возвращают им стоимость полученных различных благ в форме денег. Юридические лица вместе с тем могут обеспечивать домохозяйства кредитными ресурсами, а также прибылью, дивидендами, процентами, арендной платой при наличии соответствующей собственности у членов данного коллектива.

    В результате кругооборота финансовых ресурсов домохозяйства могут удовлетворять свои личные потребности сегодня и в будущем.

    Финансовые ресурсы формируют бюджет домашнего хозяйства. По своему материальному содержанию бюджет домохозяйства – это форма образования и использования фонда денежных средств домохозяйства. Он объединяет совокупные доходы членов домохозяйства и расходы, обеспечивающие их личные потребности. Средств семейного бюджета постоянно не хватает в связи с расширением потребностей. Недостаток средств бюджета, особенно в нашей стране, вынуждает участников домохозяйства помимо продажи рабочей силы на основном месте работы и получения оплаты труда по трудовым договорам вести личное подсобное хозяйство, осуществлять индивидуально-трудовую и предпринимательскую деятельность, сдавать излишки своей недвижимости и предметы длительного пользования в аренду, приобретать и реализовывать ценные бумаги и т.п.

    В рамках бюджета формируются обособленные денежные фонды:

  • индивидуальные, предназначенные для отдельных членов семьи и используемые на приобретение различных товаров, развлечения, учебу, медицинское обслуживание и т.п.;
  • совместный, для покупки товаров общего пользования (телевизора, холодильника и т.д.);
  • накопления и обеспечения (резервный фонд), используемый для будущих капитальных расходов (покупки дома, квартиры, участка земли, средств транспорта, а также формирования первоначального капитала для коммерческой деятельности).

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. ТИПЫ ДЕНЕЖНЫХ СИСТЕМ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ ДЕНЕГ

     

     

    В процессе развития идет постепенный переход от товарных денег к металлическим, от металлических — к бумажным. В настоящее время бумажные деньги претерпевают качественное изменение направлении к виртуальным формам выражения.

    Товарные (скот, шкуры животных и т. п.) и металлические деньги имели естественную товарную основу. Товарные, металлические и бумажные деньги можно определить как вещественные по природе. Записи на счетах, электронные деньги предстают в невещественной форме. Их развитие совпадает с общим процессом умножения всех форм интеллектуальной собственности. Появление новых типов денежных систем, увеличение многообразия составляющих их элементов, умножение проблем защиты денежных единиц, процессы международной интеграции и глобализации приводят к их масштабному обновлению. Вместе с тем каждое суверенное государство самостоятельно принимает решение об организации национальной денежной системы.

    Денежная система страны — это исторически сложившаяся национальная система организации денежного обращения, закрепленная традициями и оформленная законодательно. Денежные системы государств возникают и эволюционируют но мере развития видов и форм денег.

    Характеристика денежной системы страны основывается на определении ее типа и составляющих элементов.

    Типы денежных систем определяются прежде всего в зависимости от формы денежного материала (товарной, металлической, бумажной, виртуальной). Товарные и металлические деньги являются полноценными, бумажные и виртуальные — неполноценными.

    На базе данного принципа можно дать следующую классификацию основных типов денежных систем:

    –товарные;

    – металлические (монометаллические и биметаллические);

    – фидуциарные (собственно бумажные и кредитно-бумажные, электронные). Кроме названных основных типов денежных систем, существуют их смешанные и переходные разновидности.

    В рамках всех типов денежных систем возможны различные формы расчетов, наличных и безналичных.

    Товарные денежные системы. Товарные денежные системы формируются на самых ранних этапах развития товарного хозяйства и государственного строительства. В этот период человек и общество заимствуют у природы не только средства существования, но и формы денег. В условиях господства добывающего хозяйства и собирательства деньгами становятся ракушки моллюсков, перья птиц, какао-бобы и т. п. Первое крупное общественное разделение труда приводит к тому, что кочевые народы создают денежную систему на базе такого ходового товара, как скот (быки, овцы и др.). Земледельческие народы, перешедшие к оседлой жизни, строят денежные системы с использованием зерна, мехов, шкур животных.

    Содержание товарных денежных систем в значительной мере обусловливается природной средой обитания. В зависимости от вещного вида товаров, которые призваны играть роль денег, они подразделяются на речные, морские, лесные, скотоводческие и пр.

    Развитие способов обработки металлов, повышение их роли в хозяйственной жизни общества приводит к переходу от товарных денежных систем к металлическим.

    Металлические денежные системы. Металлические денежные системы классифицируются в зависимости от того, какой металл играет роль денег. Они подразделяются на монометаллические и биметаллические (табл. 1).

    Монометаллическими (от греч. monos — один и metallon — металл) называются денежные системы, при которых один металл занимает господствующее положение, служит основным всеобщим эквивалентом и доминирует в денежном обращении. Развитые металлические денежные системы исторически учреждались на основе меди, серебра, золота.

    Медный монометаллизм существовал в Древнем Риме в III—II в. до и. э.

    В Российской империи медные монеты были денежным материалом достаточно длительное время, что порождало значительные проблемы при платежах.

     

    Таблица 1

    Металлические денежные системы

    Монометаллические

    Биметаллические

    Медный монометаллизм

    Серебряный монометаллизм

    Золотой монометаллизм

    Золото-монетный стандарт

    Золотослитковый стандарт

    Золото-девизный стандарт

    Параллельные валюты

    Двойные валюты

    «Хромающие» валюты

     

    Серебряный монометаллизм сложился в Российской империи в 1843— 1852 гг., Индии (1852 – 1893 гг.), Голландии (1847 – 1875 гг.); в Китае существовал до 1935 г.

    Исторически переход от серебряного монометаллизма к золотому совершался в разных странах в течение длительного периода времени и характеризовался господством биметаллических денежных систем.

    Биметаллизм (от лат. bis — дважды и metallon— металл) — денежная система, при которой за двумя металлами — золотом и серебром — законодательно закрепляются денежные функции. Соответственно денежное обращение страны основывается на одновременном использовании золотых и серебряных монет. В результате формируется двойная система товарных цен.

    Известны три разновидности биметаллизма: система параллельной валюты; система двойной валюты и система «хромающей» валюты.

    Система параллельной валюты характеризуется тем, что ценовое соотношение между золотыми и серебряными монетами складывается стихийно на основе рыночной стоимости денежных металлов — золота и серебра.

    Система двойной валюты отличается тем, что паритет между стоимостью золота и серебра устанавливается государством. Чеканка монет, их прием при совершении актов купли-продажи осуществляется в соответствии с узаконенным соотношением.

    В европейских странах фиксированный паритет золота и серебра в соотношении 1:15,5 (одна весовая единица золота приравнивалась к пятнадцати с половиной единицам серебра) был введен в 1803 г. Но при стихийном колебании рыночных цен на золото и серебро один из металлов оказывался оцененным ниже его фактической рыночной стоимости, другой — выше.

    Система «хромающей» валюты действует тогда, когда государство отказывается от чеканки монет из какого-либо денежного металла. Вместе с тем в обращении используются золотые и серебряные монеты.

    Существование биметаллических денежных систем исторически было связано со значительными количествами добываемого серебра в Америке и Европе. Однако равное обращение золота и серебра противоречит самой природе денег как единственного товара-эквивалента. Несмотря на формальное законодательно поддерживаемое равноправие золота и серебра, один металл фактически выполнял главную роль, другой — подчиненную.

    Непрочность биметаллических систем вызвала переход к золотому монометаллизму.

    Золотой монометаллизм, наиболее совершенная металлическая система, вводился в Великобритании в 1816 г., в Германии в 1871—1873 гг., во Франции, Бельгии, Швеции, Норвегии, Греции в 1873—1874гг., в Голландии в 1875 г., в Австрии в 1892 г., в Российской империи и Японии в 1897 г., в США в 1900 г.

    Широкое и достаточно быстрое распространение золотого стандарта было обусловлено формированием мирового рынка и резким обесценением серебра вследствие его демонетизации в ряде стран.

    Монометаллические денежные системы всегда включают: а) полноценные монеты, определяемые видом металла, и б) неполноценные деньги. Например, при золотом монометаллизме к полноценным монетам относятся золотые, к неполноценным — серебряные и медные, а также бумажные и кредитные деньги.

    Исторически существовало три разновидности золотого монометаллизма (золотого стандарта): золотомонетный стандарт, золотослитковый стандарт, золотодевизный стандарт.

    Для золотомонетного стандарта характерным является свободное обращение золотых монет. В этих условиях золото выполняет все функции денег. Чеканка золотых полноценных монет происходит при фиксированном золотом содержании денежной единицы. Эмиссионные центры государств связаны с золотым запасом.

    Поскольку обеспечивается свободный стихийный приток золота в обращение из формы сокровища при расширении потребности в деньгах, постольку поддерживается равновесное состояние денежной системы.

    Золото свободно ввозится и вывозится из страны, что обеспечивает его функционирование как мировых денег. Одновременно гарантируется устойчивость курса национальной валюты.

    Золотомонетный стандарт не исключает обращения неполноценных денег. При этом последи не неограниченно размениваются на золото по нарицательной стоимости.

    Наивысшего распространения в мире золотомонетный стандарт достиг в конце XIX — начале XX и. С началом Первой мировой войны система зо-лотомонетного стандарта была подорвана. Во всех странах, участвовавших в войне, за исключением США, прекратился размен банкнот на золото, его свободный вывоз запрещался. Для финансирования военных расходов широко применялась бумажно-денежная эмиссия.

    После окончания Первой мировой войны и международной военной интервенции в России в ходе экономического подъема но многих государствах были проведены стабилизационные денежные реформы. Произошел переход к золотослитковому и золотодевизному стандарту. По ни одна из стран мира не смогла в полном объеме восстановить золотомонетный стандарт. Его сменил золотослитковый стандарт.

    Золотослитковый стандарт применялся в странах, обладавших значительным золотым запасом (Франция, Великобритания). Его характерной особенностью являлось то, что банкноты хотя бы и с существенными ограничениями, но подлежали размену не на золотые монеты, а на золото в слитках. Так, в Великобритании для получения стандартного слитка весом в 12,4 кг требовалось предъявить банкнот на сумму 1700 ф. ст., во Франции — на сумму не менее 215 тыс. франков для слитка в 12,7 кг.

    Такой подход способствовал концентрации золотых запасов в государственных центральных эмиссионных банках.

    Золотослитковый стандарт действовал до мирового экономического кризиса, начавшегося в 1929 г. Его следствием стала временная повсеместная отмена золотого стандарта (в Великобритании — в 1931 г., и США — в 1933 г., но Франции — в 1936 г.). Начинала утверждаться система неразменных денег.

    Для золотодевизного стандарта характерен размен банкнот не на золото, а на валюту тех стран, которая, в свою очередь, могла быть обращена в золото.

    Золотодевизный стандарт вводился и странах, не располагавших достаточными золотыми запасами и не обладавших доступом к золотодобыче. В число таких стран входили Германия, Норвегия, Австрия, Дания и др.

    После Второй мировой войны в течение длительного периода времени поддерживался межгосударственный золотодевизный стандарт на основе Бреттои-Вудской системы соглашений. Страны, подписавшие их, зафиксировали курсы своих национальных валют в долларах или в золоте. Доллар был признан основной мировой валютной единицей, а его курс на долгое время был зафиксирован на уровне 35 долл. за 1 тройскую унцию золота (31,1035 г).

    К преимуществам золотого стандарта относились: а) стабильность валют, что благоприятствовало росту и развитию международной торговли; б) достоверность валютных и финансовых прогнозов. Недостатки связывались с зависимостью денежной массы от добычи золота, наличием препятствии для проведения самостоятельной денежно-кредитной политики, направленной на решение внутренних проблем страны.

    В 1971 г. США прекратили обмен долларов па золото, что означало конец Бреттон-Вудской системы. Ее сменила Ямайская международная валютная система. Она основана на соглашении, заключенном в январе 1976 г. в Кингстоне (Ямайка, Индонезия) и вступившем и силу в апреле 1978 г. Суть соглашения состоит в отмене золотого содержания денежных единиц, во всеобщем признании отказа от золотого стандарта и введении плавающих курсов валют; золото исключалось из расчетов Международного валютного фонда и его членов. Таким образом, Ямайская валютная система юридически закрепила демонетизацию золота.

    Тем не менее, и сегодня золото составляет значительную долю официальных государственных резервов. По данным Международного валютного фонда, более половины из них сосредоточены в Европе.

    Фидуциарные денежные системы. После мирового валютно-фн-нансового кризиса 1997—1998 гг. ставится вопрос о создании новой мировой валютно-финансовой системы с учетом того, что во всех странах мира господствующим является фидуциарный стандарт.

    Фидуциарные (от лат. fides — вера) денежные системы — это такие системы, в которых денежные знаки не являются представителями общественного материального богатства, в частности, не размениваются на золото. Они сформировались имеете с переходом от металлического к бумажному денежному обращению.

    Как только внутренняя стоимость металлических денег отделяется от их поминала, появляются неразменные денежные знаки, начинается формирование фидуциарных денежных систем. Они могут строиться на металлической, бумажной, электронной основе. К настоящему времени можно выделить три вида фидуциарных денежных систем: 1) переходные, сочетающие металлическое и бумажное обращение; 2) полный фидуциарный стандарт; 3) электронно-бумажные денежные системы.

    Существование переходных фидуциарных денежных систем в разных странах мира ограничено рамками XX в. Их исторический предел — начало 1970-х гг.

    В России (Советском Союзе) полный фидуциарный стандарт внутри страны фактически сложился еще в 1930-е гг. Он был закреплен ликвндацией свободной торговли товарами, осуществлявшейся Всесоюзным объединением «Торгсин» прекращением обращения иностранной валюты с 1 февраля 1936 г.

    В настоящее время происходит повсеместный переход к электронно-бумажным денежным системам.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


    ЗАДАЧА

     

    Рассчитайте скорость оборота денег. Денежная масса наличных и безналичных денег – 500 млрд. руб. Валовый национальный продукт – 4100 млрд. руб.

     

    РЕШЕНИЕ

     

    Закон денежного обращения устанавливает количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.

    Количество денег, потребное для выполнения функций денег как средства обращения, зависит от трех факторов:

    — количества проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая);

    — уровня цен товаров и тарифов (связь прямая);

    — скорости обращения денег (связь обратная).

    Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито общественное разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг на рынке; чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг и цены. Формула в этом случае такова:

     

    Количество денег для выполнения функции обращения

     

    = 

    Сумма товарных цен 

    Скорость обращения денег

     

    Скорость обращения денег определяется числом оборотов денежной единицы за известный период, так как одни и те же деньги в течение определенного периода постоянно переходят из рук в руки, обслуживая продажу товаров и оказание услуг.

    Следовательно, скорость обращения денег определяется как отношение суммы товарных денег (валовый национальный продукт) к количеству денег для выполнения функции обращения:

    О = 4100 /500 = 8,2 оборотов/ год

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Бабич А.М., Палова Л.Н. Финансы.–М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.
  2. Чернов А.Ю. Личные финансы. Доходы и расходы семейного бюджета. –М.: Перспектива, 1995.
  3. Финансы / Под ред. В.В. Ковалева.–М.: ТК Велби, 2003 С. 496.
  4. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. Г.Б. Поляка. -М.: ЮНИТИ, 2001.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.98MB/0.00047 sec

WordPress: 22.09MB | MySQL:121 | 1,749sec