ФАКТОРЫ ДОСТИЖЕНИЯ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА

<

102014 1329 1 ФАКТОРЫ  ДОСТИЖЕНИЯ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВАСовременные условия развития банковской системы определяют тенденцию к росту уровня универсализации коммерческих банков. Диверсификация деятельности банков в различных сферах финансово-банковских услуг, в том числе посредством развития банковских услуг населению и внедрения новых услуг – один из путей решения задачи адаптации коммерческих банков к постоянно изменяющимся условиям финансового рынка, разработки приоритетных рыночных ниш и сегментов.

В этих условиях банки разрабатывают и предлагают на рынке все большее количество кредитных продуктов и услуг населению. При этом возникает проблема отслеживания конкурентоспособности услуг и исследования потенциального спроса на них.

Конкурентоспособность, присущая всем элементам экономической системы, проявляется в ситуациях конфликта, результатом которого должно стать перераспределение рынка.

Конкурентные преимущества – это те характеристики (атрибуты) и свойства товара и его марки, которые создают для товара фирмы определенное превосходство над конкурентами. Эти характеристики могут быть самыми различными и относиться как к самому товару (базовой услуге), так и к дополнительным услугам, сопровождающим базовую, к формам производства, сбыта, условий оплаты продаваемого товара.

Конкурентоспособность банка – потенциальные и реальные возможности кредитной организации создавать и продвигать на рынок конкурентоспособные продукты и услуги, формировать положительный имидж надежного и современного банка, отвечающего всем требованиям клиентов.

Конкурентоспособность – это свойство кредитной услуги (продукта), характеризующее степень соответствия ее потребительских характеристик предъявляемым требованиям и предпочтениям потенциальных и существующих клиентов, определяющее долю рынка, принадлежащую данной услуге (продукту), и препятствующее перераспределению этого рынка в пользу других услуг (продуктов).

Современная теория конкурентоспособности выделяет всего два типа конкурентных преимуществ: более низкие издержки и специализация. Под более низкими издержками понимается не просто меньшая сумма затрат на производство, чем у конкурентов, а способность фирмы разрабатывать, производить и продавать товар более эффективно, чем конкуренты. Иными словами, чтобы достичь этого типа конкурентного преимущества, необходимо организовать с меньшими затратами и в более короткие сроки весь цикл операций с товаром – от его конструкторской проработки до продажи конечному покупателю. Конкурентные преимущества фирмы разделяют на:

  1. краткосрочные преимущества (низшего порядка);
  2. долговременные преимущества (высшего порядка).

    Преимущества низшего порядка связаны с возможностью использования дешевых ресурсов: рабочей силы, материалов (сырья), энергии. Низкий порядок этих конкурентных преимуществ связан с тем, что они могут быть легко потеряны либо из-за роста цен и заработной платы, либо из-за того, что эти дешевые производственные ресурсы могут быть также использованы конкурентами. Иными словами, преимущества низшего порядка не способны обеспечить устойчивое превосходство фирмы над конкурентами.

    К преимуществам высшего порядка принято относить: оригинальную продукцию, уникальную технологию и специалистов, репутацию фирмы. Эти преимущества обеспечивают устойчивое положение фирмы на рынке.

    Особенно ценное конкурентное преимущество – хорошая репутация фирмы (банка). Поэтому многие фирмы уделяют столь большое внимание так называемым «паблик рилейшнз», то есть целенаправленной работе с общественностью с целью формирования и сохранения своей хорошей репутации. Это преимущество достигается медленно, с большим трудом и требует крупных затрат на его поддержание.

    Конкурентоспособность фирмы определяется ее конкурентными преимуществами и зависит от таких факторов, как:

    1) уровень технологии (в производстве, маркетинговой и снабженческой деятельности);

  3. уровень квалификации и мотивации персонала;
  4. качество информационных систем обеспечения управления;
  5. эффективность стратегических и тактических управленческих решений;
  6. возможность использовать государственную поддержку.

    Последний компонент конкурентоспособности фирмы (господдержка) особенно важен для внешнеэкономической деятельности.

    Розничные кредитные услуги – один из наиболее выгодных для банка видов кредитно-финансового бизнеса. Такое положение определяется рядом предпосылок. Первой причиной является сокращение процентной маржи по операциям с корпоративной клиентурой, вызванное снижением процентных ставок на внутреннем рынке. В качестве второй причины можно назвать низкую капитализацию российских банков и слабость ресурсной базы, которая ограничивает возможности банков в плане кредитования корпоративного бизнеса. Наконец, третья причина заключается в том, что кредитование населения обеспечивает банкам стабильный и достаточно высокий приток доходов и диверсификацию кредитных рисков за счет дифференциации кредитных услуг по срокам и клиентам.

    Решение задачи повышения конкурентоспособности кредитных и банковских продуктов и услуг, расширения деятельности банка и в конечном итоге его конкурентоспособности лежит в области разработки конкурентной стратегии роста, позволяющей формировать конкурентные преимущества банка и регулировать конкурентную позицию на рынке кредитных услуг населению с учетом текущих изменений в предпочтениях потребителей.

    Конкурентоспособность банка нельзя рассматривать без конкурентоспособности его продуктов и услуг – между ними существует тесная прямая и обратная связь (рис. 1), они определяют друг друга и выявить, какая из категорий важнее и является первопричиной успешной деятельности банка на розничном рынке достаточно сложно.

     

     

    102014 1329 2 ФАКТОРЫ  ДОСТИЖЕНИЯ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА

    Комплексное исследование внешнеэкономических и внутрибанковских факторов позволит с достаточной степенью точности определить уровень конкурентоспособности банка и его основных конкурентов, а также конкурирующих кредитных продуктов и услуг, предлагаемых населению. Несмотря на то, что российский рынок кредитных услуг возник и развивался довольно спонтанно и хаотично, сегодня можно отметить стабильное увеличение как объемов предоставляемых банками услуг населению, так и числа потенциальных клиентов, то есть емкость рынка растет. В такой ситуации перед банками стоит задача либо удерживать свои позиции на рынке, либо расширять границы розничного бизнеса, внедряя новые банковские продукты.

    Определение факторов конкурентного преимущества (ФКП), то есть качественных характеристик, отражающих конкурентную позицию банка, является ключевым моментом изучения клиентуры.

    В этой области можно выделить следующие ФКП (по мере убывания их значимости):

  • качество обслуживания и профессионализм персонала;
  • приемлемость цен (тарифов на услуги);
  • технологический уровень;
  • разнообразие услуг;
    <
  • местоположение банка.

    В настоящее время успешность деятельности коммерческого банка и высокая конкурентоспособность его услуг определяется, прежде всего, не ценовыми факторами, а качественными характеристиками. Именно последние и являются основными конкурентными преимуществами банка. Для их своевременного отслеживания с целью сегментирования рынка и определения стратегических направлений кредитной деятельности банка целесообразно изучать конъюнктуру рынка банковских услуг.

    Для наиболее рационального использования банковских ресурсов и определения тактических задач и направлений деятельности в рамках повышения конкурентоспособности банка на рынке банковских услуг населению необходимо разрабатывать и осуществлять конкурентную стратегию роста, первым этапом которой является количественная оценка конкурентоспособности банка и расчет его конкурентной позиции. В целях построения региональной стратегии необходимо знать, какую долю рынка банковских услуг занимает исследуемый банк, а также структуру самого рынка.

    Вторым аналитическим этапом конкурентной стратегии роста является анализ конкурентных преимуществ предлагаемого на рынке банковского продукта с учетом наиболее существенных характеристик: имидж банка (определяется анкетированием и экспертными оценками), доступность банка (широкая филиальная сеть, достаточная пропускная способность), ценовая (тарифная) политика. При этом наиболее наглядно полученные показатели выглядят при построении радара конкурентоспособности, на осях которого можно отразить наиболее существенные факторы конкурентного преимущества.

    Третий этап – анализ рискованности и рентабельности предлагаемого банковского продукта, его доля в активах и пассивах банка, значимость в качестве продукта, приносящего прибыль. Для каждого продукта разрабатывается своя система показателей.

    Результатом проведенного исследования стала модель выбора стратегии, направленной на рост конкурентоспособности банка на розничном рынке кредитных услуг (рисунок 2).

    102014 1329 3 ФАКТОРЫ  ДОСТИЖЕНИЯ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА

    Рисунок 2 – Модель выбора конкурентной стратегии роста банка на рынке банковских услуг

    Итак, основными компонентами исследования конкурентоспособности коммерческого банка на рынке банковских услуг являются: анализ состояния и развития рынка кредитных услуг населению на региональном уровне; оценка реальной и потенциальной емкости рынка кредитования населения в регионе; анализ и оценка конкурентных преимуществ банка – клиентский подход, сегментация рынка; изучение конъюнктуры банковского рынкаа; аналитические этапы выбора конкурентной стратегии роста банка на рынке банковских услуг.

    2. КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА РЕСУРСНОЙ БАЗЫ БАНКА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К КОНКРЕТНЫМ ИНСТРУМЕНТАМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СРЕДСТВ

     

    Ресурсная база банка состоит из собственных, привлеченных и заемных средств. Такая структура средств определяется спецификой посреднической деятельности банка, которая заключается в привлечении сбережений физических и юридических лиц с их последующим предоставлением другим субъектам финансового рынка на условиях возвратности, платности и срочности. В целом привлеченные и заемные средства банка составляют большую часть его ресурсов, собственные — меньшую.

    Осуществление активных и пассивных операций банка — взаимосвязанные и взаимообусловленные динамические процессы, требующие постоянного анализа. Величина банковского капитала и политика банка в области размещения ресурсов определяют структуры его активных операций, а она в свою очередь влияет на состав ресурсной базы банка.

    Ресурсы коммерческих банков состоят из двух основных видов источников:

  • собственных средств банка и приравненных к ним средств;
  • привлеченных средств.

    Коммерческий банк работает преимущественно на привлеченных средствах, которые в совокупных пассивах банка составляют до 90 %, в то время как собственные только около 10 %.

    Собственный капитал формируется в момент создания банка и первоначально состоит из сумм, полученных от учредителей в качестве их взноса в уставный капитал банка, который может производиться как напрямую — если банк создается в форме общества с ограниченной ответственностью, так и через покупку акций — если банк создан в форме акционерного общества. К собственному капиталу относятся также все накопления, получаемые банком в процессе его деятельности, которые не были распределены среди акционеров (участников) банка в виде дивидендов либо израсходованы на другие цели. Собственный капитал олицетворяет ту сумму денежных средств, которая будет распределена среди акционеров (участников) банка в случае его закрытия. Иными словами, если реализовать все активы банка: принадлежащие ему ценные бумаги, здания, оборудование и т. п. — и востребовать все выданные им ссуды, а вырученную сумму направить на погашение обязательств банка перед третьими лицами (вкладчиками, кредиторами), то оставшаяся после этого сумма и будет тем фактическим собственным капиталом, на который могут претендовать акционеры (участники). В том случае, если активы банка будут реализованы по более низкой стоимости, чем они оценены в балансе, то все убытки будут покрыты за счет собственного капитала и, следовательно, каждый акционер получит меньшую сумму, чем та, которая по балансу банка приходилась на его акции. Собственный капитал обеспечивает банку экономическую самостоятельность и стабильность функционирования. Он считается в банковской практике резервом ресурсов, позволяющим поддерживать платежеспособность банка даже при утрате им части своих акций.

    Добавочный капитал включает в себя: прирост стоимости имущества при его переоценке, эмиссионный доход, т. е. разницу между ценой размещения, акций при эмиссии и их номинальной стоимостью; стоимость безвозмездно полученного банком в собственность имущества от организаций и физических лиц.

    Фонды банка образуются из прибыли в порядке, установленном учредительными документами банка с учетом требований действующего законодательства. К ним относятся:

    1) Резервный фонд, который служит для покрытия возможных убытков банка. Размер его определяется Уставом банка и обычно составляет 15 % от величины уставного капитала. Источником данного, впрочем как и всех иных фондов банка, является прибыль.

    2) Фонд производственного и социального развития служит для финансирования технического совершенствования банковского дела. —

    3) Фонд материального поощрения служит для поощрения персонала банка.

    4) Фонд Председателя Правления банка служит для финансирования направлений, не предусмотренных иными фондами банка.

    Кроме вышеперечисленных банки создают:

    5). специальные страховые фонды под обесценение вложений в ценные бумаги и возможные потери по ссудам банков.

    6). Фонды накопления представляют собой нераспределенную прибыль банка, зарезервированную в качестве финансового обеспечения его производственного и социального развития и других мероприятий по созданию нового имущества. Фонды накопления, как правило, не уменьшаются: происходит лишь изменение формы их существования — из денежной они превращаются в материальные активы (здания, оборудование, материалы, транспортные средства и т. д.).

    Каждый коммерческий банк самостоятельно определяет величину собственных средств и их структуру, исходя из принятой им стратегии развития.

    Качество активов банка отражает три свойства: ликвидность, рисковость, доходность.

    Ликвидность активов — способность активов без потерь трансформироваться в денежную наличность посредством их реализации или погашения обязательств должником (заемщиком), при этом степень возможных потерь обусловливается рисковостью активов. По степени ликвидности активы банка подразделяются на несколько групп. Первую группу составляют первоклассные ликвидные активы:

    денежные средства банка, находящиеся в его кассе и на корреспондентских счетах;

    государственные ценные бумаги, находящиеся в портфеле банка.

    Более высокая доля указанной группы ликвидных активов (первичного и вторичного резервов) необходима банкам, у которых значительны и нестабильны депозиты или ожидается увеличение спроса на ссуды.

    Во вторую группу входят: краткосрочные ссуды юридическим и физическим лицам; межбанковские кредиты, факторинговые операции; корпоративные ценные бумаги, предназначенные для продажи. Они имеют более продолжительный период превращения в денежную наличность.

    Третья группа активов охватывает долгосрочные вложения и инвестиции банка, в том числе долгосрочные ссуды, лизинговые операции, инвестиционные ценные бумаги.

    Четвертая группа активов — неликвидные активы в виде просроченных ссуд, некоторые виды ценных бумаг, здания и сооружения.

    Чем менее ликвидны активы, тем выше их рисковость, т.е. потенциальная возможность потерь при превращении активов в денежные средства.

    Доходность активов — это их способность приносить банку доход. По этому критерию активы подразделяются на приносящие доход (ссуды, вложения в ценные бумаги и др.) и не приносящие дохода (денежные средства на корреспондентском счете в ЦБ РФ, здания и сооружения и др.).

    Ликвидность банка определяется также качеством привлеченных средств, т.е. ликвидностью обязательств, стабильностью депозитов и умеренной зависимостью от внешних заимствований.

    Ликвидность обязательств характеризует быстроту их погашения и степень возобновляемости для банка при поддержании общего объема привлеченных средств на определенном уровне, отражает их срочную структуру.

    Серьезное влияние на ликвидность банка оказывает сопряженность активов и пассивов по суммам и срокам. Выполнение банком обязательств перед клиентом предполагает согласование сроков, на которые инвестируются денежные средства, с теми, на которые предоставили их вкладчики. Игнорирование этого правила банком, работающим преимущественно на привлеченных ресурсах, приводит к невозможности своевременного выполнения им обязательств перед кредиторами.

    Соотношение активов и пассивов банка, а также его условных обязательств за период (на конкретную дату) определяет состояние ликвидной позиции банка. При оценке влияния состояния ликвидной позиции банка на его ликвидность важно иметь в виду не столько наличие несоответствий в объеме активов и пассивов по срокам, сколько уровень этого несоответствия по отношению к общим обязательствам, а также динамику таких несоответствий.

    К внутренним факторам ликвидности банка относится менеджмент, т.е. система управления деятельностью банка в целом и ликвидностью в частности. Качество управления банком определяется: содержанием банковской политики; рациональной организационной структурой, позволяющей решать стратегические и текущие задачи; механизмом управления активами и пассивами банка; четкостью процедур, в том числе касающихся принятия ответственных решений.

    Ликвидность банка обусловливает такой фактор, как имидж. Положительный имидж банка дает ему преимущество перед другими банками в привлечении ресурсов, обеспечивает стабильность депозитной базы и развитие связей с иностранными партнерами.

    К внешним факторам ликвидности банков относятся: политическая и экономическая обстановка в стране, развитие рынка ценных бумаг и межбанковского рынка, система рефинансирования Банком России коммерческих банков, эффективность его надзорных функций.

    В современной российской практике используются два метода оценки ликвидности: посредством коэффициентов и на основе потока денежной наличности. Основу метода коэффициентов составляют оценочные показатели ликвидности, установленные Банком России. В настоящее время таких показателей три:

    Н2 — норматив мгновенной ликвидности банка. Регулирует риск потери банком ликвидности в течение одного операционного дня. Предельное значение ≥ 15%;

    Н3 — норматив текущей ликвидности банка. Регулирует риск потери банком ликвидности в течение ближайших к дате расчета норматива 30 календарных дней. Предельное значение ≥ 50%;

    Н4 — норматив долгосрочной ликвидности банка. Регулирует риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы. Предельное значение ≤ 120%

    Наряду с государственным регулированием ликвидности банков посредством установления экономических нормативов в России развивается оценка ликвидности на основе рассчитываемой ликвидной позиции: общей и в разрезе разных валют. При данном методе ликвидность понимается как поток (при методе коэффициентов — как запас).

    Показатель, характеризующий стабильность депозитов, рассчитывается как отношение суммы основных депозитов к общей их сумме. Банк считается ликвидным, если доля основных депозитов в общей сумме депозитов составляет не менее 75%.

    Еще один показатель, отражающий стабильность депозитной базы, — отношение срочных и сберегательных депозитов к общей сумме депозитов. Срочные и сберегательные депозиты относятся к ресурсам банка, они более чувствительны к изменению процентной ставки. Повышение их доли увеличивает объем «летучих» депозитов и снижает ликвидность банка.

    Качество ресурсной базы банка оценивается также показателем, свидетельствующим о доступности коммерческого банка для внешних источников (межбанковского кредита) (КВИ):

    КВИ = Сб / Спс,

    где Сб — ссуды, полученные у других банков, включая центральный банк;

    Спс — сумма привлеченных средств.

    Возможность при необходимости по умеренной плате быстро привлечь ресурсы с межбанковского рынка и от центрального банка и устранить временный недостаток ликвидных средств рассматривается как признак высокой ликвидности банка, а большая доля внешних заимствований свидетельствует о низкой ликвидности банка. Поэтому дополнительно анализируются: частота заимствований; условия заимствования (с залогом или без залога); причины привлечения средств; проценты по займам.

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Банковское дело/Под ред. О.И. Лаврушина.–М.: Финансы и статистика, 2007.
  2. Казаренкова Н.П. Маркетинговые технологии расширения розничного банковского бизнеса в регионе//Межвузовский сборник научных трудов «Стратегическое управление инновационным развитием экономики России», Санкт-Петербург, 2005.
  3. Максютов А.А. Банковский менеджмент. М., 2007.
  4. Никитина Т.В. Банковский менеджмент. СПб., 2002.
  5. Световцева Т.А., Федорович Н.П. Конкурентоспособность коммерческого банка на рынке потребительского кредитования // Совершенствование механизмов управления в финансово-кредитной системе экономики России: монография / Под ред. Т.А. Световцевой, С.Г. Емельянова, З.А. Кондратьевой, Курск, 2005.
  6. Федорович Н.П. Конкурентоспособность банка – залог успеха на кредитном рынке (региональный аспект)// Материалы II Международной научно-практической конференции «Современные тенденции в развитии банковской системы», Том 1; Днепропетровск, 2004.
  7. Усоскин В. М. Современный коммерческий банк: Управление и операции. М., 2004.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.93MB/0.00149 sec

WordPress: 21.5MB | MySQL:119 | 1,698sec