Коммерческий банк как социальный институт

<

102314 1747 1 Коммерческий банк как социальный институт Рассматриваемая тема приобрела особую актуальность в ситуации, когда политики и представители бизнеса продолжают искать пути преодоления глобального финансово-экономического кризиса, а также обсуждают возможность построения новой модели развития мировой экономики.

Социальная деятельность выступает в основных видах, демосоциальной, трудовой (производственной), экономической, политической, духовной (художественной, мировоззренческой, научной). Она представляет собой единство материального и духовного, чувственного и логического, эмпирического и теоретического и делится на два типа: 1) практическую (демосоциальную, трудовую, политическую); 2) духовную (воспитательную, художественную, мировоззренческую, научную).

Указанные типы деятельности отличаются своими предметами, результатами, способами, мотивами. В первом случае – это материальные, во втором случае – духовные предметы, результаты, способы, мотивы. Практическая деятельность включает в себя духовную как составную и подчиненную часть. Духовная деятельность включает в себя практическую в качестве составной и подчиненной части. Перечисленные типы социальной деятельности взаимосвязаны, играют разную роль в разных обществах и исторических эпохах: то одна, то другая социальная деятельность приобретает в обществе ведущее значение.

Состояние экономики в значительной степени зависит от духовного и морального состояния личности, поэтому финансовая деятельность должна иметь нравственные ориентиры. Сами по себе материальные блага не делают человека счастливым, более того – сосредоточенность лишь на материальном преуспевании приводит к нравственной деградации личности.

Экономическая деятельность, игнорирующая нравственные императивы и направленная целиком на личное обогащение, не имеет будущего. Те, кто получает прибыль, должны осознавать, что на них лежит огромная ответственность – быть внимательным к нуждам других людей, всеми силами способствовать устранению экономической несправедливости в обществе. Банковское сообщество может внести вклад в построение справедливого человеческого общежития, прежде всего, путем активного участия в общественной деятельности.

Предмет исследования – социальная деятельность коммерческого банка.

Цель исследования – рассмотреть основные аспекты социальной деятельности коммерческого банка.

Поставленная в работе цель обусловила задачи:

— рассмотреть современное представление о сущности банков;

— изучить структуру и принципы организации банка;

— рассмотреть социальную сущность банковской системы и банковской

деятельности;

— рассмотреть социальную деятельность на примере коммерческого банка.

Теоретической основой исследования явились труды отечественных ученых, учебная и специальная литература по рассматриваемой проблематике.

Эмпирической основой явилось действующее законодательство РФ, а также отчетность коммерческого банка.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

1.1 Современное представление о сущности банков

 

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 30.12.2008) «О банках и банковской деятельности» дает следующее определение Банка.

Банк – это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в комплексе следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

В странах с рыночной экономикой различают государственные и частные кредитные и кредитно-финансовые учреждения. Первая группа – это центральные банки, имеющие монопольное право на выпуск банкнот, почтово-сберегательные кассы, отдельные коммерческие банки и некоторые учреждения, выполняющие специальные функции по кредитованию той или иной сферы хозяйства (например, в США государственным кредитным учреждением является Экспортно-импортный банк). Развитие государственно-монополистического капитализма сопровождается ростом государственной собственности в различных сферах, в том числе кредитной.

По характеру деятельности банки подразделяются на эмиссионные, коммерческие, инвестиционные, ипотечные, сберегательные и специализированные (например, торговые банки). Эмиссионные банки осуществляют выпуск банкнот и являются центрами кредитной системы. Они занимают в ней особое положение, будучи «банками банков».

Коммерческие банки совершают кредитование промышленных, торговых и других предприятий главным образом за счет тех денежных капиталов, которые они получают в виде вкладов. По форме собственности они подразделяются на частные акционерные, кооперативные и государственные.

На ранних ступенях развития капитализма преобладали индивидуальные банкирские фирмы, но с дальнейшим развитием капитализма, и особенно в эпоху империализма, подавляющая часть всех банковских ресурсов сосредоточилась в акционерных банках. Развитие государственно-монополистического капитализма нашло выражение в огосударствлении некоторых коммерческих банков (например, во Франции).

Инвестиционные банки занимаются финансированием и долгосрочным кредитованием различных отраслей, главным образом промышленности, торговли и транспорта. Через инвестиционные банки удовлетворяется значительная часть потребностей промышленных и других предприятий в основном капитале. Развитие этого звена кредитной системы характерно для современного рыночного хозяйства. В отличие от коммерческих банков инвестиционные банки мобилизуют подавляющую часть своих ресурсов путем выпуска собственных акций и облигаций, а также получения кредитов от коммерческих банков. Вместе с тем они играют активную роль в выпуске и размещении акций промышленных и других компаний.

Ипотечные банки предоставляют долгосрочные ссуды под залог недвижимости – земли и строений. Они мобилизуют ресурсы посредством выпуска особого вида ценных бумаг – закладных листов, обеспечением которых служит заложенная в банках недвижимость. Клиентами ипотечных банков являются фермеры, население, а в ряде случаев – предприниматели.

Ипотечный кредит фермеры обычно берут для покупки земли с целью расширения хозяйства. Частично ипотечные ссуды используются для покупки машин, удобрений и других средств производства. Получение ипотечных ссуд (например, в США) по-разному влияет на различные группы фермеров. Если крупные фермеры используют полученные ссуды для расширения своих земельных владений и ферм, то на мелких фермеров ипотечная задолженность оказывает пагубное действие и способствует их разорению. Общая сумма ипотечного кредита значительно превышает ипотечную задолженность фермеров, включая ипотечные ссуды под городскую недвижимость.

Банковская деятельность – это особый вид предпринимательской деятельности, связанной с движением ссудных капиталов, их мобилизацией и распределением. В отличие от ссудного капиталиста (рантье) банкир представляет собой разновидность капиталиста предпринимателя. Если промышленные капиталисты вкладывают свои капиталы в промышленность, а торговые – в торговлю, то банкиры – в банковское дело. Ссудный капитал предоставляет в ссуду собственный капитал, банкиры оперируют в основном чужими капиталами. Доходом ссудного капиталиста является ссудный процент, а доходом банкира – банковская прибыль (процент, доходы от ценных бумаг, комиссионные и пр.).

В рыночном хозяйстве банки выполняют следующие важные функции: посредничество в предоставлении кредита между денежными и функционирующими капиталистами; посредничество в платежах; мобилизация денежных доходов и сбережений и превращение их в капитал; создание кредитных орудий обращения. Посредничество в предоставлении свободных денежных капиталов их владельцами в ссуду промышленным и торговым предпринимателям наталкивается на ряд препятствий. Во-первых, размеры денежного капитала, предлагаемого в ссуду, могут не соответствовать размерам спроса на ссудный капитал. Посредничество банков в предоставлении кредита устраняет все преграды. Мобилизуя вклады различных размеров и разной срочности, банки могут предоставлять функционирующим капиталистам необходимые для них суммы кредитов на нужные сроки. Специализируясь на ведении кредитных операций, банки имеют возможность правильно определять кредитоспособность свою заемщиков.

С посредничеством в предоставлении кредита тесно связана другая функция банков – посредничество в платежах. В ходе своих операций промышленным и торговым капиталистам приходится заниматься ведением кассы: приемом денег от клиентов и их выплатой, хранением наличных денег, записью всех денежных поступлений и выдач на соответствующие счета и т.д. Выступая в качестве посредников в платежах, банки берут на себя выполнение всех этих операций для своих клиентов. Промышленные и торговые капиталисты заинтересованы в банковском посредничестве в платежах, так как концентрация денежных операций и расчетов в банках сокращает расходы на содержание штата кассиров, бухгалтеров и счетоводов и т.п.

Особая функция банков – мобилизация денежных доходов и сбережений и превращение их в капитал. Различные классы и слои общества получают денежные доходы, часть которых кратковременно или длительно аккумулируется для будущих расходов. Эти денежные средства, сами по себе не являющиеся капиталом, при отсутствии банков и других кредитных учреждений превращались бы в мертвое сокровище. Банки, а также другие кредитные институты мобилизуют эти денежные доходы и сбережения в виде вкладов, в результате чего они превращаются в ссудный капитал. Последние банки предоставляют промышленным и торговым компаниям, которые используют полученные средства для вложений в свои предприятия. Тем самым разнообразные денежные доходы и сбережения с помощью банков, в конечном счете, превращаются в капитал.

Совокупность кредитных отношений, форм и методов предоставления кредита, существующих в рамках той или иной социально-экономической формации, в широком смысле слова представляет собой кредитную систему. В более узком смысле кредитная система есть совокупность банков и других кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих мобилизацию свободных денежных капиталов и доходов и предоставление их в ссуду.

Правовое регулирование банковской деятельности в РФ осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

К банковским операциям относятся: 1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); 2) размещение указанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет; 3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; 4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; 5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; 6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; 7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; 8) выдача банковских гарантий; 9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Открытие кредитными организациями банковских счетов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществляется на основании свидетельств о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, свидетельств о государственной регистрации юридических лиц, а также свидетельств о постановке на учет в налоговом органе.

Кредитная организация помимо перечисленных в части первой настоящей статьи банковских операций вправе осуществлять следующие сделки: 1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме; 2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме; 3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами; 4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством; 5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей; 6) лизинговые операции; 7) оказание консультационных и информационных услуг. Кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством. Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

Как в промышленности, так и в банковском деле монополии не уничтожают конкуренцию, которая происходит: между немонополизированными банками; между банковскими монополиями и банками-аутсайдерами; между самими банковскими монополиями; внутри банковских монополий.

В сфере банковского кредита обнаруживаются такие количественные изменения, как укрупнение размеров банковских кредитов увеличение их сроков, превращение кредита из орудия свободной конкуренции в орудие господства крупнейших банков. Все это, в конечном счете, приводит и к качественным изменениям роли банков.

В эпоху домонополистического капитализма банки служили в основном посредниками в кредитовании и платежах, причем банковский капитал существовал отдельно от промышленного. В эпоху монополистического капитализма происходит сращивание крупного банковского капитала с промышленным. Это выражается в том, что крупные банки вторгаются в промышленность, а промышленные корпорации – в банковское дело. В тех странах, где прямые вложения в акции промышленных компаний для коммерческих банков запрещены (например, в США), такие вложения осуществляются инвестиционными и страховыми компаниями, пенсионными фондами.

Банки занимаются выпуском ценных бумаг для извлечения эмиссионной прибыли, представляющей разницу между продажным курсом акций и облигаций, реализуемых банками, и более низким курсом, по которому банки их покупают у промышленных компаний. Эмиссионные прибыли достигают иногда 10% и более от суммы новой эмиссии ценных бумаг. При выпуске акций мелких компаний эмиссионная прибыль банков доходит даже до 15-20%. В ряде развитых стран большую роль играет государственная политика стимулирования сбережений (повышение процентных ставок по сберегательным вкладам, введение премий и т.п.).

 

1.2 Структура и принципы организации банка

 

Практически во всех странах приняты законы о коммерческих банках. В них сформировано понятие «коммерческий банк», указываются основные положения организации коммерческого банка, формы собственности, функции банков, их отличия от других кредитных институтов. Правовой статус банка как самостоятельного юридического лица обеспечивает ему автономность и независимость в своей оперативной финансово-хозяйственной деятельности от вышестоящих, государственных и местных органов власти. В целях координации своей деятельности, защиты и представления интересов своих членов, развития связей, удовлетворения научных, информационных и профессиональных интересов банки могут создавать союзы и ассоциации кредитных организаций, которым запрещается осуществление банковских операций в целях получения прибыли. Примерами такого объединения могут служить Ассоциация российских банков, Ассоциация региональных банков.

Для решения совместных задач (совместного осуществления банковских операций) банки могут создавать группы кредитных организаций, так называемые банковские консорциумы при выдаче синдицированного кредита, либо для размещения ценных бумаг. В западной и в российской практике достаточно распространены банковские объединения в виде холдингов, где получают возможность определять решения в силу преобладающего участия в уставном капитале кредитных организаций.

В настоящее время преобладают среди коммерческих банков акционерные банки. В Российской Федерации банки могут создаваться на основе любой формы собственности как хозяйственное общество, т.е. в виде обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, и акционерных (открытых и закрытых) обществ.

Организационная структура коммерческого банка определяется его уставом, в котором содержатся положения об органах управления банка, их полномочиях, ответственности и взаимосвязи при осуществлении банковских операций. Управляет акционерным банком общее собрание акционеров, которое утверждает и вносит изменения в устав банка, утверждает годовой отчет, распределяет прибыль банка, принимает решения о формировании его фондов, создании и ликвидации филиальной сети, а также решает другие важные для банка вопросы.

<

Общее собрание акционеров избирает совет директоров или совет банка, в который входят 5-25 человек в зависимости от величины банка. Чаще всего в совет директоров входят владельцы пакетов акций. Деятельность совета директоров включает: определение целей банка и формирование его политики; внесение изменений в устав банка; определение размера дивидендов; перевод средств со счета нераспределенной прибыли на резервные счета; определение организационной структуры банка; наем и увольнение руководящих работников; определение форм и видов отчетов; контроль за ссудами и инвестициями; проверку всех банковских операций, осуществления консалтинговых услуг, формирование маркетинговой политики банка, установление деловых связей с другими юридическими лицами. Совет директоров избирает председателя совета директоров, который может быть президентом банка. Председатель занимается информированием совета директоров о работе банка, о связях с общественностью, о перспективах развития банка и т.д.; осуществляет управление оперативной деятельностью банка и т.п.

Правление банка в себя наряду с председателем совета директоров включает вице-президентов, которые возглавляют ведущие отделы банка, а также главного бухгалтера, осуществляющего бухгалтерский учет, движение денежных средств и контроль.

В зарубежных банках в правление входит ревизор, который подчиняется непосредственно председателю совета директоров и осуществляет внешний обзор банка, выявляет его недостатки, перспективы развития и докладывает совету директоров, ведение бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности прием на работу, повышение квалификации сотрудников, маркетинг, контроль за деятельностью банка).

Поэтому типовая организационная структура коммерческого банка может быть представлена как: дивизиональная, при которой деление всех подразделений происходит в соответствии с типом клиентов (физические к юридические лица), предлагаемыми видами услуг (кредитование, операции с ценными бумагами), регионами (филиалы, отделения); часто при этом организационная структура может строиться по отраслевому или по территориальному признаку (например, отдел кредитования может включать отделы по кредитованию отдельных отраслей экономики и территориальных подразделений); матричная, когда сотрудники имеют двойное подчинение; функциональная, включающая в себя функциональные подразделения и службы, число которых определяется экономическим содержанием и объемом выполняемых банком операций.

Банк является особым предприятием, он выступает как денежно-кредитный институт, поэтому структура аппарата его управления несет на себе отпечаток той специфической деятельности, которую он совершает. Это можно заметить на примере определенных принципов организации его работы. Под ними понимаются такие исходные положения его деятельности, которые дают предпосылки для реализации присущих банку функций и выполнения банковских операций. Банки, как правило, организованы по функциональному признаку. К принципам организации банка относится не только функциональный принцип. В их составе выделяется также принцип соответствия поставленных целей. Среди принципов организации банка можно выделить и принцип иерархии властных полномочий его отдельных подразделений. Не менее важным принципом построения аппарата управления банком является обеспечение совместных и координированных действий.

В принципах организации банка выделяется также принцип рационализации управления. В соответствии с данным принципом работа банка должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить развитие банка (по линии, например, внедрения новых услуг, сокращения затрат, повышения производительности труда, исследования рынка и т.д.).

С позиции организации банка важно обеспечение целостности и соответствия условиям окружающей среды. Чрезвычайно важно, чтобы система организации банка отвечала также принципу обеспечения контроля. Обязательным элементом здесь выступают внутренний и внешний аудит.

Внутренняя упорядоченность, согласование внутренних подразделений банка обеспечиваются также посредством подчинения правилам – регламентации деятельности работников, для реализации данного принципа банки разрабатывают определенные предписания (устав, положения об определенных отделах и службах, квалификационные характеристики). Каждый сотрудник банка должен знать свои обязанности, обладать определенными знаниями и умением выполнять правила, отраженные в этих и других документах.

Таким образом, были рассмотрены следующие принципы организации банка: 1 – функциональное построение; 2 –соответствие целям банка; 3 – иерархия властных полномочий и уровней организации; 4 – совместные и координированные действия; 5 –рационализация управления; 6 – целостность и соответствие условиям окружающей среды; 7 – обеспечение контроля; 8 – регламентация деятельности персонала; 9 – обеспечение оперативной и достаточной информацией.

Конечной целью формирования структуры банка являются удобство управления всем комплексом банковской деятельности, повышение качества предоставляемых клиентам банковских услуг, производительности труда банковских служащих, достижение прибыльного хозяйствования как предприятия. С учетом данной цели банковская структура не может быть застывшей, напротив, она должна видоизменяться, быть подвижной.

 

 

 

 

 

2. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Социальная сущность банковской системы и банковской

деятельности

 

Если взглянуть на нашу жизнь с высоты птичьего полета, перед нами откроется картина, напоминающая муравейник: одни люди куда-то спешат, другие трудятся, третьи размышляют и т.д. Все это действия (деятельность, поведение) людей, социальных общностей, социальных институтов. Общество с социально-философской и социологической точки зрения есть процесс и результат практической (практики) и духовной (духовности) деятельности людей. Практика, обусловленная духовностью, является фундаментальной основой общества. П. Сорокин считал, что самой родовой моделью любого социокультурного феномена является значимое взаимодействие двух или более индивидов.

В процессе социальной деятельности люди вступают во взаимодействия (взаимоотношения) между собой. Это взаимодействие является результатом зависимости одних людей от других: только в кооперации можно добиться реализации своих потребностей, интересов, целей. Зависимость может быть элементарной, прямой (от своего коллеги), сложной, опосредованной (от эффективности экономики, политической системы, состояния нравов и т.п.). Например, в разных концах страны действуют два завода. Один из них выпускает продукцию, которая не может найти сбыта, и, естественно терпит убытки. Другому заводу эта продукция нужна, он готов за нее заплатить, но не может найти поставщика. Зависимость этих двух заводов налицо. Значит, связь между заводами, носящая социальный характер, не налажена.

Социальная взаимосвязь (взаимоотношение) есть не что иное, как зависимость социальных субъектов, реализованная через социальное действие, осознанно осуществляемое с ориентацией на других, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера. Социальная связь, в каких бы формах она ни выступала, имеет сложную структуру. Основными ее элементами являются: 1) субъекты (люди, общности, институты); 2) предмет (носитель) связи (т.е. по поводу чего осуществляется связь); 3) механизм сознательного регулирования взаимоотношений между субъектами («правила игры»). По мере развития общества сеть социальных связей и зависимостей резко усложняется, все большее значение в жизни индивида играют многократно опосредованные связи, когда между взаимосвязанными субъектами находится множество посредников — людей, институтов, организаций. Деиндивидуализация создает иллюзию того, что сеть социальных отношений существует независимо от людей.

Социальная связь выступает в виде, как социального контакта (взаимодействия), так и социального взаимоотношения. Социальное взаимодействие имеет поверхностный и мимолетный характер, в нем отсутствует зависимость действий партнеров. Ведущее значение в обществе имеет социальное взаимоотношение – систематические действия партнеров, опосредованные другими партнерами, имеющие цель вызвать ожидаемую ответную реакцию с их стороны, порождаемую новую реакцию партнеров. По предметам своих потребностей, интересов, целей человек входит в кооперированное взаимодействие с другими людьми и обществом. И быт, и труд, и образование, и здравоохранение, и многое, без чего мы не можем жить, базируются на скоординированных, взаимообязывающих, надежных взаимодействиях. Пытаясь найти поддержку у других, личность берет на себя определенные обязательства.

Социальные (общественные) отношения – это система устойчивых взаимодействий между субъектами в результате социальной деятельности, объединяющих множество предметов связи (межличностных, межгрупповых, межнациональных, межклассовых) и имеющих длительный, систематический, самовозобновляющийся и преимущественно опосредованный (и обезличенный) характер. Формами социального взаимодействия (и взаимоотношения) являются кооперация, конкуренция, конфликт.

Возложенные на банковскую систему задачи и реализуемые ею функции определяют в конечном итоге социальное значение всей денежно-кредитной системы. Будучи объективно существующим явлением общественной, политической, экономической жизни, денежно-кредитная система в целом и ее часть – банковская система, пожалуй, более, чем какие-либо иные правовые или экономические явления, могут способствовать экономическому росту и социально-политической стабильности государства и общества либо спровоцировать кризисные явления, экономическое обнищание и, как следствие, социально-политическую нестабильность. Причем кризисные явления и социальная нестабильность могут возникать на региональном, национальном и международном уровнях.

Подобными примерами богата история каждого государства. В современной России только за последние 15 лет недостатки в денежно-кредитной сфере породили многочисленные кризисные явления. В сотни и тысячи раз снизился экономический потенциал государства, общества и большей части населения страны. Негативные явления охватили различные сферы российского общества – от промышленного производства до социального обеспечения населения, от обеспечения безопасности государства до личной защищенности граждан.

Современный опыт функционирования России, как государства с переходной экономикой, подтверждает тезис о социально-правовой, а не только об экономической природе банковской системы и денежно-кредитных отношений. Социально-правовой характер экономических отношений в денежно-кредитной сфере должен учитываться не только при подготовке и реализации экономических реформ, но и в ходе ежедневной регулирующей деятельности государственных органов и их должностных лиц, а также предпринимателями, менеджерами коммерческих и некоммерческих организаций. Именно социально-правовая природа денежно-кредитной сферы обусловила вывод о том, что эта сфера общественных отношений не может оставаться вне государственного регулирующего воздействия, так как она оказывает прямое влияние на поступательный экономический рост, социальную и политическую стабильность любого общества.

Особая социальная природа банков и иных денежно-кредитных институтов обусловлена не только российскими особенностями или трудностями экономики переходного периода. Социальная сущность банковской системы и банковской деятельности, как и всей денежно-кредитной сферы, — объективное явление, присущее всем государствам во все времена. По мнению ведущих специалистов в области банковского права США, «банки продолжают считаться, как и во времена образования республики, предприятиями, деятельность которых должно ограничивать, иначе, подобно Левиафану, они опутают своими нитями все общество».

То же самое можно сказать в отношении других государств, а также валютно-финансовых институтов международного, транснационального уровня. Существующие негативные общественно-экономические явления и тенденции угрожают не только отдельным государствам, но и международному сообществу в целом: локальные войны; экономическая нестабильность; кризисные проявления международной валютно-финансовой системы; рост терроризма и попытки использования денежно-кредитной системы для финансирования терроризма, а также для финансирования всевозможных преступных операций не только на индивидуальном, групповом или национальном уровнях, но и на государственном, а порою и на международном уровнях. Все это с неизбежностью приводит к тому, что проблемы денежно-кредитной системы и ее составной части — банковской системы — приобретают не просто социальное, а жизненно важное для международного сообщества значение, требуют большего сплочения и координации усилий государств, намеренных сохранить социально-политическую стабильность на своих территориях и в мире в целом.

Такой подход вовсе не свидетельствует об отказе от принципов свободной экономики. Просто, когда свобода одного лица или группы лиц прямо или косвенно ущемляет неотъемлемые права и законные интересы других лиц, например, применительно к транснациональным денежно-кредитным отношениям, международное сообщество и правительства отдельных государств вправе применять меры, ограничивающие возможности использования банковской или иных видов деятельности в денежно-кредитной сфере в антисоциальных целях. Тем самым заинтересованные государства ограничивают возможность возникновения причин и условий, способных породить наступление негативных социальных, экономических и политических последствий для своих народов и всего международного сообщества.

Без разумного регулирования сама мировая или национальная денежно-кредитная система в процессе своего функционирования не способна преодолеть реально возникающие противоречия и обеспечить баланс интересов участников денежно-кредитных отношений. На международном уровне такого рода противоречия и проблемы возникают между государствами-лидерами, создавшими существующую мировую валютно-финансовую систему и управляющими ею; другими государствами, имеющими относительно устойчивую экономику и относительно высокий уровень жизни, и слаборазвитыми, бедными государствами.

На национальном уровне противоречия в денежно-кредитной сфере могут возникать между представителями различных групп населения, а также между населением и государством. Например, существуют противоречия между предпринимателями, занятыми извлечением прибыли в банковской сфере; возникают противоречия между кредитными и иными коммерческими институтами; противоречия между потребителями банковских и иных услуг в денежно-кредитной сфере и предпринимателями, оказывающими такие услуги; противоречия между вышеупомянутыми лицами и государством.

Возможны и более глубокие социально-экономические противоречия между большей частью населения и самим государством, например при осуществлении государственной денежно-кредитной политики (курсовая политика, устойчивость национальной валюты, политика в отношении валют иностранных государств, обеспечение стабильности денежно-кредитной системы, бесперебойности платежей и расчетов и т.п.). Однако все эти противоречия не должны приобретать неразрешимый характер. Необходимо наблюдать за возникновением подобных противоречий и для их преодоления принимать меры, основанные на эффективном позитивном вмешательстве государства, на создании и функционировании механизма защиты прав и законных интересов всех участников экономических отношений, на реальном использовании рыночной конкуренции и т.п. Поэтому на национальном уровне важной социально-экономической задачей государства должна стать денежно-кредитная политика, направленная на обеспечение баланса интересов государства и общества, кредитных и иных коммерческих организаций, функционирующих в денежно-кредитной сфере, а также их клиентов. Отсутствие осторожного и взвешенного подхода к денежно-кредитной сфере со стороны государства издавна приводило к народным волнениям и социальным потрясениям.

Так, Л.Н. Гумилев отмечал, что причиной первого в Киеве погрома по этническому признаку в 1113 г. стала именно необдуманная денежно-кредитная политика князя Святополка, который в целях реализации своей государственной политики и улучшения своего финансового положения пригласил иностранных ростовщиков, предоставив им неограниченную свободу в финансовых операциях. Ростовщикам дали возможность сохранить все нажитое на Руси, но отказали в праве на жительство на ее территории и предложили покинуть Киевскую Русь.

О социальной природе денежно-кредитных отношений свидетельствуют и другие источники. Так, М.Ф. Орлов в своем труде «О государственном кредите», написанном в 1832 г., обратил внимание на существование двух способов приобретения финансовых богатств: или насилием, или строгой бережливостью, основанной на развитии предпринимательства и заботе об «общественной пользе». По его мнению, «первый способ приобретать насилием был некогда в большом употреблении, да и в наши времена, к стыду просвещения, он не совсем еще оставлен. Вообще, «сей способ принадлежит временам варварства, или похищения короны, или переворотов. Ныне он предан ненависти и проклятию народов». В связи с такой «особенностью» денежно-кредитных отношений М.Ф. Орлов предлагал оценивать «кредит как единственное средство, могущее закрыть навсегда ужасную эпоху политических переворотов и начать счастливую эру постепенных гражданских преобразований». Однако упомянутые рекомендации так и не были приняты в России в качестве принципа государственной денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная политика, приводящая к обнищанию населения, применялась и в XIX, и в XX вв., и в период советской власти, и в «новой» России после распада Советского Союза. Можно привести примеры из современной новейшей истории России, когда реальная государственная денежная и кредитная политика либо не проводилась вовсе, либо проводилась в интересах отдельных личностей или корпоративных групп населения, либо проводилась в целях изъятия или обесценивания денежных средств населения. Это и период 1991-1992 гг., когда в результате «государственной денежно-кредитной политики» наступило обнищание большей части советского, а затем российского населения. Реализация государственной денежно-кредитной политики, основанной на нормах нравственности и законности, обязывала государство поддерживать такие условия размещения свободных государственных денежных средств, которые обеспечили бы их использование в интересах всего общества, а не отдельных его представителей. В этом плане заслуживает внимания позиция Правительства города Москвы о том, что «средства налогоплательщиков по социально-экономическим и этическим соображениям не должны служить источником доходов коммерческих банков». Однако, имея в федеральной собственности Банк России и более половины акций нескольких крупнейших кредитных организаций, государство в течение длительного времени хранило (а по некоторым данным, продолжает хранить) значительную часть денег налогоплательщиков в частных банках. Чем, кстати, нарушало положения Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Вряд ли кто-либо, располагая собственными банками, стал бы хранить свои денежные средства в других банках и кредитовать другого собственника, если только это не связано с серьезными политическими и экономическими проблемами либо с «благотворительностью» со стороны государства и общества в отношении частных кредитных организаций. Попытка изменить подобную практику косвенного государственного кредитования и искусственного повышения активов кредитных организаций вызывала серьезное противодействие. Перевести в Банк России или в иные кредитные организации, принадлежащие государству, бюджетные средства, предназначенные для финансирования государственных органов или для финансирования социальных задач, так и не удалось.

Идея практического перевода государственных бюджетных и внебюджетных средств, средств организаций, обеспечивающих оборону и безопасность России, на банковское обслуживание в Банк России или в принадлежащие государству кредитные организации вовсе не являлась и не является посягательством на рыночные отношения и банковскую деятельность частных кредитных организаций. Подобное решение основывалось на социальной природе денежно-кредитной системы и создавало институциональные предпосылки, позволяющие РФ: эффективнее использовать собственные денежные средства в процессе реализации бюджетной и государственной денежно-кредитной политики; концентрировать всю мощь временно свободных государственных денежных и кредитных ресурсов в руках государства; ограничивать количество посредников между государством и получателями государственных денежно-кредитных ресурсов; способствовать усилению государственного контроля за оборотом государственных (бюджетных и внебюджетных) денежных средств и их целевым использованием.

Отсутствие подпитки государственными денежными средствами могло бы стимулировать кредитные организации к повышению качества и увеличению количества предоставляемых ими банковских услуг организациям, основанным на частной или смешанной формах собственности, а также физическим лицам. В процессе реализации упомянутых выше предложений должны были быть созданы предпосылки для сокращения наличного денежного обращения. При отсутствии поступлений безналичных денежных средств от государства кредитные организации были бы вынуждены стимулировать своих клиентов к увеличению остатков их денежных средств на банковских счетах, активнее использовали бы свои полномочия по соблюдению порядка ведения кассовых операций. Это в свою очередь могло бы привести к увеличению объемов безналичных расчетов в экономике в целом и более полному пополнению бюджетов всех уровней.

Недопонимание государством и его служащими социальной сущности банковской системы способствовало причинению ущерба от ее функционирования не только населению и предпринимателям, но и самому государству.

Банковский кризис 2008 г. в России еще раз подтвердил, что без качественного государственного регулирования, основанного на соблюдении прав личности, на конституционных принципах государственного устройства и экономической свободы, вряд ли удастся обеспечить соблюдение прав и законных интересов всех участников общественных отношений в денежной и кредитной сфере.

Вышеупомянутые и многие другие примеры характеризуют особое социальное значение денежной и кредитной сферы для обеспечения стабильности общества и государства. Важно не забывать о необходимости государственного регулирования денежно-кредитной сферы в интересах всего общества и о нравственной составляющей самого процесса государственного регулирования.

Этика и право – взаимосвязанные и взаимообусловленные социальные явления. Практически все отрасли законодательства, в особенности связанные с обеспечением прав, свобод и законных интересов граждан, содержат те или иные нравственные нормы. Что же касается законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в экономической, финансовой и банковской сфере, они также должны содержать наиболее актуальные нравственные требования не только к физическим лицам, но и к организациям. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного. Нравственные законы задают абсолютный предел человеку, ту первооснову, последнюю черту, которую нельзя переступить, не потеряв человеческого достоинства. Особенно важно иметь возможность оценить с позиций нравственности деяния людей, наделенных властью, причем необязательно властью государственной. В современном обществе существует реальная возможность влияния отдельных, формально не облеченных государственно-властными полномочиями лиц (групп лиц) на государственную власть. От них также требуется этичное, т.е. основанное на категориях морали и нравственности, поведение. При этом нельзя уповать лишь на совесть конкретного человека.

Таким образом, на особенности банковской деятельности и банковской системы того или иного государства оказывает влияние не только его политическая, экономическая или правовая система. Социальная, духовная среда и даже религиозные воззрения общества (или относительно сплоченной и значительной части общества) могут оказывать влияние и влияют на формы и содержание банковской деятельности, а также на принципы организации и функционирования банковской системы либо ее отдельных элементов. Более того, на определенном уровне развития экономики и общества взаимное влияние денежно-кредитных институтов и осуществляемых ими видов деятельности может усиливаться. При этом изменяются и дополняются прежние, либо порождаются новые виды, формы, правила банковской деятельности, либо создаются новые организационные формы с новыми функциональными целями.

 

2.2 Социальная деятельность на примере коммерческого банка

 

Благотворительность в России развивается вопреки отсутствию налоговых льгот и внятной позиции государства по отношению к филантропии в целом. В мировом рейтинге благотворительности, составленном международной некоммерческой организацией Charities Aid Foundation осенью 2010 года, Россия занимает 138-е место из 153. И хоть рейтинг оценивает только частную благотворительность, его итоги отражают состояние филантропии в целом. К результатам исследования можно относиться по-разному (многие российские эксперты считают, что ранжирование не учитывает динамики развития благотворительности в РФ), но таков взгляд мирового сообщества на эту сферу в нашей стране.

Альфа-Банк, являясь одним из крупнейших финансовых институтов страны, всегда придавал огромное значение социально-благотворительной деятельности. Альфа-Банк с большим уважением относится к культурному наследию нашей великой страны, делая все возможное для его сохранения. Так, в частности, нами была профинансирована реставрация уникальных книг, хранящихся в Универсальной научной библиотеке им. Н.Крупской, среди которых Указы Екатерины Алексеевны и Петра II 1743 года издания и труды Михайло Ломоносова. В Нижнем Новгороде были выделены средства на восстановление картины Николая Кошелева «Погребение Христа», с которой начиналась коллекция областного музея. В Казани, в Государственном музее изобразительных искусств Татарстана, были отреставрированы два полотна всемирно известного художника Ивана Шишкина «Вечер в лесу» и «Вечер в сосновом лесу». На протяжении многих лет, поддерживая проекты по сохранению исторического прошлого, столь же большое внимание мы уделяет и помощи талантливой молодежи. Благодаря стипендиальной программе «Альфа-Шанс» десятки ребят из разных уголков России смогли получить высшее образование в ведущих ВУЗах Москвы, а в рамках проекта Alfa Fellowship уже более 5 лет Альфа-Банк организовывает профессиональные стажировки молодых зарубежных специалистов в России, что способствует развитию и укреплению

«Альфа-Банк» помимо подарков и материальной помощи постоянно организовывает встречи ветеранов со школьниками во многих городах России. Эта акция заключает в себе две основные цели: с одной стороны, наши дети узнают уникальные исторические факты от самих участников войны, с другой стороны – ветераны чувствуют себя востребованными, что для них, возможно, самое главное в жизни. Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране в 2008-2010 гг. Альфа-Банк не закрыл ни одной существующей благотворительной программы. Именно сегодня, по нашему мнению, эти программы стали даже более актуальными, чем в докризисный период.

Уже пять лет Альфа-Банк оказывает поддержку благотворительному фонду спасения тяжелобольных детей «Линия жизни». Банк не только участвует в работе фонда как корпоративный спонсор, но и дает возможность своим сотрудникам участвовать в программе индивидуальных адресных пожертвований в пользу тяжелобольных детей. В ходе сотрудничества с фондом Банк регулярно проводит различные акции, направленные на дополнительный сбор средств для детей, нуждающихся в помощи.

С сентября 2008 года у всех желающих появилась возможность внести свою лепту в спасение детских жизней при помощи интернет-банка «Альфа-Клик» или обычного банковского перевода. Все переводы средств со счетов клиентов Банка осуществляются без банковской комиссии, а отчетность об их использовании регулярно публикуется на сайте Банка. Это позволило профинансировать приобретение сложнейшей медицинской техники для детей, страдающих пороками сердца. В этом году благодаря нашим клиентам помощь была оказана 31 ребенку из самых разных уголков нашей страны.

В ноябре 2007 года был запущен новый внутрикорпоративный проект, связанный с благотворительной деятельностью Альфа-Банка: ежемесячная благотворительная лотерея «Золотое сердце Альфа-Банка». Участниками лотереи становятся все, кто делает пожертвование в программу «Линия жизни». В качестве призов победители получают билеты на одно из мероприятий, организованных Альфа-Банком совместно с «Линией жизни».

Впервые ко Дню знаний в 2009-2010 учебном году стартовала акция «1 сентября – помоги собраться в школу». Ее цель – оказать адресную помощь в подготовке к новому учебному году детям, оставшимся без попечения родителей. В акции участвовали практически все филиалы Альфа-Банка.

Волонтерская акция «Рождественское чудо». Основная цель этой акции – оказание материальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей и воспитанникам различных коррекционно-воспитательных учреждений России в преддверии Новогодних праздников. Акция «Рождественское чудо» охватила практически всю территорию России — сотрудники Банка побывали в гостях у воспитанников 22 детских домов, домов ребенка и интернатов. Дети получили в подарок тысячи игрушек, книг, кассет, дисков, дидактических материалов и новогодних подарков. Многие серьезные бытовые проблемы детских домов были решены за счет приобретения различной техники и проведения необходимых ремонтных работ на средства, собранные сотрудниками Банка. Многие подразделения и сотрудники Банка уже не первый год оказывают посильную помощь самым разным детским учреждениям. Поддерживая проведение подобных акций, руководство Банка стимулирует развитие волонтерского движения в коллективе, что является одним из основополагающих принципов правильного построения политики корпоративной социальной ответственности крупной коммерческой организации.

В течение ряда лет Альфа-Банк поддерживает Фонд Героев Советского Союза «Звезда», проводя ежегодно две масштабные акции, приуроченные к 23 февраля и 9 мая.

Помощь молодым талантам и профессиональная поддержка будущих специалистов – неотъемлемая часть социальной политики Альфа-Банка. Специально разработанная программа Альфа-Шанс, а также участие в олимпиадах и поощрение одаренной молодежи способствуют реализации Банком этих важных целей. На протяжении всей своей истории Альфа-Банк поддерживает программы, ориентированные на помощь талантливой молодежи. В 1995 году Альфа-Банк поставил перед собой задачу отобрать самых способных выпускников из различных регионов России и дать им возможность получить высшее образование в самых престижных высших учебных заведениях Москвы и Санкт-Петербурга. За годы существования программы «Альфа-Шанс» 40 финалистов закончили свое обучение в МГИМО, МГУ, МГТУ им. Баумана, РЭА им. Плеханова, Финансовой академии, Московском государственном лингвистическом университете и, конечно же, в Государственном Университете – Высшей школе экономики и успешно начали свою трудовую деятельность в ведущих российских и международных компаниях.

Альфа-Банк уделяет внимание поддержке искусства, предоставляя возможность зрителям увидеть лучших российских и зарубежных исполнителей. Концерты звезд мировой эстрады, гастроли балетных и театральных трупп, организованные Банком, стали уже доброй традицией. В рамках проектов по поддержке музейного дела Банк организует выставки, позволяющие всем желающим, познакомиться с наиболее интересными образцами национальной и зарубежной живописи.

Альфа-Банк, являясь членом Корпоративного клуба Всемирного фонда дикой природы (WWF), поддерживает начинания, направленные на сохранение разнообразия флоры и фауны, а также естественных мест обитания редких животных на территории России.

На фоне активно звучащих в последнее время призывов к социальной ответственности бизнеса никаких публичных знаков внимания «социально отзывчивы» компаниям российскими законами не предусмотрено (на Западе такая практика успешно применяется). Но, несмотря на отсутствие льгот, объем средств, направляемых коммерческими организациями на благотворительную деятельность, постоянно растет. Это говорит о том, что фактор налоговых преференций не является решающим при ответе бизнесом на вопрос, заниматься ли ему благотворительной деятельностью или нет. Следуя своеобразной российской традиции, благотворительность в России развивается не благодаря, а скорее вопреки позиции государства.»

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Моральные и нравственные нормы являются обязательными не только в межличностных отношениях, но и в политике, экономике, государственном строительстве. Наиболее важные, имеющие социальное значение этические нормы включаются в законодательство и приобретают характер правовых норм. Благодаря этому они могут быть реализованы в конкретных правоотношениях, в том числе в сфере банковской деятельности. Речь идет не только об этико-правовых аспектах предпринимательской деятельности кредитных организаций, их учредителей, собственников, руководителей и служащих либо об этике потребителей банковских услуг. С точки зрения этики взаимоотношения государства с кредитными организациями, физическими и юридическими лицами, обществом в целом по поводу денег и кредита являются не менее актуальными. При этом важнейшее нравственное требование ко всем участникам банковских правоотношений – исполнение взятых на себя обязательств. Деятельность всевозможных некоммерческих ассоциаций, объединений, союзов кредитных организаций в банковской сфере также имеет существенное значение. Этичное поведение требуется и от них.

Необходимо заметить, что люди нравственные, как правило, не нуждаются в принуждении к исполнению этических норм, в том числе путем возведения их в разряд правовых, обязательность исполнения которых основывается на силе государственного принуждения. Они руководствуются правилами этики, выработанными человеческим обществом, добровольно. Закрепление этических правил в правовых нормах, регулирующих особенности банковской деятельности, в большей мере необходимо для ограничения антиобщественного и стимулирования общественно полезного поведения лиц, не склонных поступать этично по собственной доброй воле. Вместе с тем необходимо принимать во внимание, что нравственные идеалы в банковской сфере и в банковском законодательстве могут быть реализованы лишь в единстве с общим духом российского законодательства и правоприменительной практикой. Наивно было бы полагать, что можно добиться соблюдения этических норм в одной сфере, если при этом не только сохраняется возможность, но и наблюдаются рост нарушений прав человека или иные безнравственные поступки в других сферах единого социального организма.

По тому, насколько полно воплощаются этические нормы в общественных отношениях, можно судить о нравственном потенциале общества. Причем рост деяний, не совместимых ни с моралью, ни с интересами народа, может привести, в конечном счете, к разрушению общества как единой системы. В подобной ситуации общество обязано предпринимать шаги, направленные на повышение нравственных требований к своим членам, в особенности в тех сферах, где права граждан и публичные интересы наименее защищены и нарушаются чаще всего.

В юридической и экономической литературе при анализе особенностей банковской деятельности и банковской системы исходят, как правило, из единственной модели банковских, или, точнее, денежно-кредитных, отношений, основанных на принципах, присущих западной цивилизации. Между тем существуют и другие модели, само существование которых тоже свидетельствует об особой — социально-правовой, а в некоторых странах и социально-религиозной – природе банковской системы и банковской деятельности. Причем эти модели вполне «уживаются» и находят формы для взаимодействия.

Для банковской деятельности и банковских систем большинства государств вне зависимости от религиозных или иных воззрений их населения, вне зависимости от их политико-правового или экономического устройства является актуальным придание денежно-кредитной сфере, а также экономической и денежно-кредитной политике больше этических, нравственных начал, признаваемых повсеместно. Это могло бы способствовать возрождению и дальнейшему развитию денежно-кредитных отношений как отношений, имеющих не только экономическую или правовую, но и социально-нравственную природу, ограничивающую возможности использования денежно-кредитных систем в каждом конкретном государстве и в мире в целом для достижения антисоциальных целей.

Подводя итог, необходимо еще раз подчеркнуть, что вне банковской системы и банковской деятельности все иные институты денежно-кредитной сферы, даже имея необходимые лицензии, не способны полноценно функционировать. Без банковской деятельности невозможна ни инвестиционная, ни страховая, ни какая-либо иная деятельность в сфере денег и кредита. В этом также проявляется социальная сущность банковской системы и банковской деятельности, выполняющих специфические социально-экономические функции, способные запустить и организовать механизм денежного обращения и перераспределение денежных средств в процессе экономического воспроизводства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) в действующей редакции // Парламентская газета, N 4, 23-29.01.2009.

2. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 30.12.2008) «О банках и банковской деятельности» // СПС Консультант Плюс.

Литература

3. Антонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. Москва: Финстатинформ, 2009. – С. 76.

4. Банковские системы развитых стран. – М.: Экзамен, 2009. С. 35-48.

5. Банковское дело. Второе издание. М., 2009. – С. 11.

6. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник: В 2-х т. М.,1993.

7. Букчин М. Реконструкция общества (на пути к зеленому будущему). Н. Новгород: Третий путь, 2006. — С. 39.

8. Бункина М.К. Деньги, банки, валюта. – М., 2007. – С. 10.

9. Варламова Т.П. Коммерческий банк как агент валютного контроля / Т.П. Варламова // право и экономика. – 2007. — № 11 – С. 48-56.

10. Гейвандов Я.А. Социально-правовая природа банковской деятельности и банковской системы [Электронный ресурс] // Научно-познавательный и практический портал РФБС ру. URL: http://rfbs.ru/content/view/302/.

11. Гейвандов Я.А. Центральный банк Российской Федерации: юридический статус, организация, функции, полномочия. М., 2008. С. – 148-150.

12. Гейвандов Я.А. Этико-правовые проблемы банковской деятельности в Российской Федерации // Государство и право. 2010. № 3. – С. 35.

13. Голодова Ж.Г. Проблемы и перспективы развития отдельных групп коммерческих банков России в период кризиса / Ж.Г. Голодова // Финансы и кредит. – 2008. — № 40 – С. 2-7.

14. Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки этнической истории. М., 2009. – С. 80 — 84.

15. Жуков Е.Д. Банки и банковские операции. Москва: Экономика, 2009. – С. 90.

16. Кобликов А.С. Юридическая этика: Учебник для вузов. М., 2009. – С. 6.

17. Коваленко А. По законам джунглей [Электронный ресурс] //http://www.sovetnik.ru/pressclip/more/?id=28310.

18. Орлов М.Ф. О государственном кредите // У истоков финансового права. М., 2008. — С. 298.

19. Патриаршее приветствие участникам и гостям симпозиума «Этические аспекты банковской деятельности и социальная роль банков: опыт России и Италии» [Электронный ресурс] // http://www.patriarchia.ru.

20. Правовое регулирование банковской деятельности / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2009. С. 16.

21. Поллард А.М., Пассейк Ж.Г., Эллис К.Х., Дейли Ж.П. Банковское право США. Пер. с англ. /Под ред. Я.А. Куника. М., 2009. – С. 728.

22. Радзинский Ю.Л. Банковская деятельность: регулирование и надзор. – СПб, 2010.

23. Социальный отчет ОАО Альфа-Банк за 2008 год // http://www.alfabank.ru/.

24. Социальный отчет ОАО Альфа-Банк за 2009 год // http://www.alfabank.ru/.

25. Социальная философия. Учебник. – М: РГТУ. – 2009. С. 78.

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1MB/0.00222 sec

WordPress: 23.51MB | MySQL:116 | 2,135sec