КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И БАНКИ. ФУНКЦИИ ЦБ И КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

<

101914 1654 1 КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И БАНКИ. ФУНКЦИИ ЦБ И КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВАктуальность заданной темы обуславливается тем, что одним из важнейших атрибутов рыночной экономики является банковская система, которая выступает своего рода генератором, аккумулирующими снабжающим государство и всех членов общества финансовыми средствами. Еще одним неотъемлемым элементом рыночной экономики, которая все более и более проникает во все сферы нашей хозяйственной жизни, являются расчетные и кредитные правоотношения, составляющие значительный объем отношений между предпринимателями — физическими и юридическими лицами. При этом ведущей формой кредитных отношений в рыночной экономике является банковский кредит, который в качестве экономической категории выступает одним из способов движения ссудного капитала.

Банковская система – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуют хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.

    Сегодня, в условиях развитых товарных и финансовых рынков, структура банковской системы резко усложняется. Появились новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживания клиентуры.

    Практика банковского дела за рубежом представляет большой интерес для складывающейся в России и других странах С.Н.Г. новой хозяйственной системы. Совершается переход от административно–управляемой высокомонополизированной государственной банковской структуры к динамичной, гибкой, основанной на частной и коллективной собственности системе кредитных учреждений, ориентированных на коммерческий успех, на получение прибыли.

    В данное время идет поиск и становление оптимальных форм институционального устройства кредитной системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов, новых методов обслуживания коммерческих структур. Также проводятся работы по улучшению обслуживания частных лиц и привлечению их денежных средств. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры – одна из важнейших (и в то же время чрезвычайно сложных) задач экономической реформы в России.

    Построение такого банковского механизма возможно лишь путем восстановления утраченных рациональных принципов функционирования кредитных учреждений, принятых в цивилизованном мире и опирающихся на многовековой опыт рыночных финансовых структур.

Задачи исследования:

– анализ понятия банка и банковской системы государства;

– анализ механизма создания «кредитных» денег коммерческим банками;

– анализ проблем и возможных перспектив развития банковской системы Российской Федерации.

Теоретической базой исследования являются работы таких авторов, как Басуния Т., Белоглазова Г.Н., Геращенко В., Иванов В.В., Захаров В., Лаврушин О.И., Львов О.И., Попков В., Свиридов О.Ю., Соколова Б.И., Солнцев О., Хромов М., Щербакова Г.Н. и др.

Сущность и функции банка определяют его роль в экономике. Под ролью банка следует понимать его назначение, то, ради чего он возникает, существует и развивается. Так же как и функция, роль банка специфична, она адресует к экономике в целом, к банку независимо от того, к какому типу он принадлежит (эмиссионному или коммерческому, сберегательному или инвестиционному и т. п.).

Коммерческий банк — объективно необходимый элемент в общей системе субъектов хозяйствования в рыночной экономике.

Особенность банка как хозяйствующего субъекта рыночной экономики состоит в том, что он покупает и продает особый товар — деньги. Деньги не являются результатом труда и потому нередко называются в западной экономической литературе фиктивным товаром.

Однако широко распространенное мнение о том, что банки «торгуют деньгами», не является реальным отражением товарной структуры банковского рынка.

Действительно, коммерческие банки постоянно работают с деньгами. Вместе с тем в большинстве банковских сделок деньги лишь выполняют одну из присущих им функций, выступая или как средство обращения, или как средство платежа и т.д. В этих сделках деньги не служат непосредственным объектом купли-продажи. Ведь акт купли-продажи любого материального объекта (а деньги являются таковыми) предполагает, как мы убедились из всего предшествующего анализа рыночных отношений, смену собственника материального объекта, иначе говоря, передачу продавцом покупателю права владения, использования, распоряжения купленным объектом.

Сегодняшняя практика коммерческого банка свидетельствует, что в качестве прямого объекта купли-продажи деньги выступают крайне редко. К числу таких редких случаев относится купля-продажа денег при обмене иностранной валюты, а также продажа и покупка драгоценных металлов и других материальных объектов.

Основным товаром банковского рынка является услуга. Нередко в отечественной экономической литературе понятие «банковская услуга» отождествляется с понятием «банковская операция», хотя эти два понятия и взаимосвязаны, но их значение различно.

Учитывая то, что банк функционирует в сфере обмена, его назначение и влияние на экономику необходимо, прежде всего, рассматривать через данную сферу. Назначение банка состоит в том, что он обеспечивает упорядочение и рационализацию денежного оборота. Как это следует из функции аккумуляции временно свободных ресурсов, банки являются собирателями временно свободных денежных ресурсов для их последующего направления тем хозяйствующим субъектам, которые нуждаются в дополнительных ассигнованиях. Собранные по крупицам временно свободные денежные средства как мелкие денежные потоки превращаются банками в огромные потоки денежных ресурсов. Их концентрация, направление на удовлетворение потребностей производства и обращения сверх имеющихся в их распоряжении источников составляет важнейший атрибут их соприкосновения и взаимодействия с экономической средой. Аккумулируемые банками денежные средства, их последующее перераспределение дают возможность не только поддержать непрерывность производства и обращения продукта, но и ускорить воспроизводственный процесс в целом.

Упорядочение и рационализация денежного оборота достигается не только вследствие расчетов, организуемых банком, внедрения наиболее совершенных и экономичных форм платежей, но и посредством более рационального использования ресурсов предприятия. По денежным средствам, помещенным в банк, предприятия и граждане могут получать определенный процент по вкладам, бесплатные другие услуги. В целом банки могут выполнять по поручению клиента работу по управлению денежными и материальными средствами. Деньги, находящиеся в банке, не просто хранятся на счетах, они совершают кругообращение, позволяющее получить дополнительную прибыль, как их владельцам, так и кредитному учреждению.

Стабильность денежной единицы, соответствие ее массы потребностям народного хозяйства является важнейшим показателем сбалансированной денежной политики банков, важнейшим компонентом того, насколько деятельность банков отвечает их назначению в экономике. Банки, хотя и работают, как отмечалось ранее, в сфере обмена, но не ради его как такового, последний неотделим от производства, распределения и потребления общественного продукта. Роль банка, воспроизводимая на макроэкономическом уровне, не может быть, поэтому раскрыта в полной мере без учета его воздействия на экономику в целом. Банк, будучи институтом обмена, работает не только на него, но и на конечные цели потребителей банковских услуг.

Влияние роли банка на общеэкономические показатели можно проследить на примере его деятельности в области кредитования хозяйства. Объем этой деятельности не дает полной картины назначения банков. Так, в период экономических кризисов потребность в кредитах значительно возрастает. Предприятия чаще испытывают острые финансовые затруднения, взаимные неплатежи по самым различным причинам (трудности сбыта, невыполнение правительством обязательств по оплате заказов, несостоятельность должников и др.) достигают колоссальных размеров, вызывают резкое увеличение потребности в кредите как платежном средстве. В этих условиях полное удовлетворение банками потребности предприятий в дополнительных платежных средствах было бы ошибочным. Опыт показывает, что в период экономических кризисов резко возрастают кредитные риски. Рост кредитов ни только не сопровождается их адекватным возвратом, но, напротив, вызывает значительный рост просроченных платежей по ссудам, приводит к росту убытков от кредитных операций. Именно в этой связи в период кризиса банки, несмотря на значительный рост спроса на кредит, сокращают объемы своих кредитных операций. Снижение объемов производства неизбежно сопровождается и сокращением объема кредитных вложений.

Деятельность банка по кредитованию народного хозяйства вопреки тенденциям производства и рынка его продуктов неизбежно может подорвать как само производство, так и кредитную основу, базирующуюся на возвратном движении средств. Поэтому разрабатываются модели оптимального соотношения между ростом производства и ростом кредитных вложений, активов банка и доли кредитов в его активах, устанавливаются нормативы ликвидности, пропорции между кредитами и депозитами и т. д. Их цель состоит в сдерживании неоправданной кредитной экспансии, снижении рисков в банковской деятельности. Качественная сторона роли банка достигается здесь посредством проведения сбалансированной политики, направленной как на эффективность производства, так и на эффективность банковской деятельности. Исходя из того, как банку удается на практике проводить такую политику, в конечном счете, и определяется результат — выполнял ли он свое назначение в экономике, была ли роль банка положительной или негативной.

При оценке роли банка важно видеть и его общественное назначение. Банк с позиции собственности представляет собой неоднородный институт. Центральный банк чаще всего является собственностью государства. Осуществляя свою деятельность на макро уровне, он выступает как общенациональный институт, проводящий политику не в интересах того или иного региона, той или иной группы отраслей народного хозяйства или предприятий, а в интересах государства, нации в целом. Выступая при этом как экономический институт, центральный банк не ставит своей задачей получение прибыли.

На прибыль работает другой уровень банковской системы – коммерческие банки, чаще всего выступающие как акционерные, паевые, кооперативные, частные банки. Общественное назначение данного типа банков проявляется в том смысле, что они работают не ради своей собственной прибыли, а, прежде всего ради прибыли их клиентов. Не надо забывать, что банки возникли вследствие определенного общественного интереса — заинтересованности хозяйства в функционировании особого института, удовлетворяющего потребности в платежах и ресурсах, сохранности капиталов. Рожденные интересами народного хозяйства, банки изначально обязаны осуществлять деятельность в соответствии с общественными интересами. Попытка проводить политику, не отвечающую общественным потребностям и интересам, всегда приводила к падению банков, их уходу с экономической арены. В распоряжении государства (правительства) всегда находились инструменты, с помощью которых банки лишались лицензий, их деятельность постепенно свертывалась.

Дело не только в том историческом процессе, который определяет общественную миссию банка. Банк, будучи одним из экономических субъектов производства, является «гражданином» той страны, того общества, в котором он живет и развивается. Гражданская позиция банка вольно или невольно всегда проявляется в его деятельности.

Большое воздействие на данный процесс оказывает сложившийся менталитет, представление банкиров об общественных ценностях и долге. Чем быстрее в сознании банкиров утверждается идеология деятельности, направляемая на удовлетворение потребностей их клиентов, тем в большей степени сказывается их позитивная роль в общественном развитии. Важно при этом не забывать, что банк — это не политический орган, а экономическое предприятие, он не может заниматься благотворительной деятельностью, деньгами своих вкладчиков он не имеет права покрывать убытки несостоятельных заемщиков. Из всего спектра потребностей хозяйства банк как общественный институт обязан выбрать те из них, которые при его активной поддержке позволят получить большую прибыль, повысить рентабельность как предприятия-заемщика, так и себя самого.

Итак, банки оказывают специфические услуги. Прежде всего следует учитывать, что услуга всегда предполагает наличие двух субъектов — того, кого обслуживают (клиента банка), и того, кто оказывает услугу (самого банка). Услуга, следовательно, выражает отношения между двумя сторонами или субъектами рыночных отношений— между представляющим банковскую услугу и ее покупающим.

Что касается операции, то здесь достаточно одной стороны — коммерческого банка, который выполняет те или иные действия как связанные с внешним заказом, так и осуществляемые внутри банка вне связи с внешним заказом.

В таком случае услуга коммерческого банка может быть определена как банковская операция, осуществляемая по поручению клиента в пользу последнего и за определенную плату.

Операции коммерческих банков характеризуют «процесс производства» внутри коммерческого банка. Услуга же представляет собой один из результатов осуществления операций.

Ряд действий коммерческие банки выполняют не по поручению своих клиентов, а по собственной инициативе, исходя из собственных экономических интересов (например, формируют собственный фондовый портфель).

Одна банковская услуга может вызвать десятки операций. Например, простое открытие депозитного счета влечет за собой такие операции как консультирование клиента, прием и пересчет наличных денег, подписание договора банковского вклада, выписка сберкнижки, выдача пластиковой карточки, собственно открытие счета и зачисление на него суммы вклада, отчисление обязательных резервов центральному банку и т.д. В дальнейшем по каждому счету клиента производятся начисление и выплата процентов, а их сумма учитывается в бухгалтерских балансах. И это далеко не все операции, связанные с реализацией услуг. Банк должен иметь помещение, оборудованный операционный зал, организовать рекламную компанию и т.д.

В рыночной экономике функционируют различные банковские учреждения. Наиболее принята их классификация по признакам формы собственности и характера деятельности.

По форме собственности банки могут быть государственными, частными, акционерными, кооперативными, муниципальными, смешанными (с участием государства) и международными.

Государственный банк — кредитное учреждение, находящееся в собственности государства. Различают три вида государственных банков: центральные банки, государственные коммерческие банки и государственные специальные кредитные институты. Государственные коммерческие банки обеспечивают проведение политики государства в области кредитования хозяйства, оказывают влияние на инвестиционные, посреднические и расчетные операции, а через них и на экономическое состояние клиентуры. Их основной капитал является государственным. Государственные специальные кредитные институты обслуживают важнейшие, отрасли хозяйства, определяющие положение страны в системе международных экономических отношений, кредитование которых недостаточно выгодно частному капиталу. Они обеспечивают решение текущих и стратегических задач, стимулируют капитальные вложения, внешнеторговую экспансию, осуществляют регулирование; сельского хозяйства, проводят государственную региональную политику (инвестиционные банки, внешнеторговые банки, банки для кредитования сельского хозяйства и т.д.). Кроме того, в большинстве западных стран государству принадлежат и сберегательные кассы. 1

В основе своей современные банки являются акционерными банками, капитал которых формируется в результате продажи собственных акций. Такая форма собственности прогрессивна, так как дает возможность расширения банка посредством дополнительного привлечения денежных средств за счет выпуска акций, создания собственного капитала.

Кооперативные банки, капитал которых образуется за счет паевых взносов членов такого кооператива, в настоящее время встречаются довольно редко, что связано с ограниченными размерами капитала, привлекаемого подобным способом.

Муниципальными называют банки, основанные на городском, местном капитале, или находящиеся в управлении города. Основной задачей таких банков является обслуживание потребностей города в банковских услугах.

Капитал международных банков составляет совокупность капиталов разных стран. Примером такого банка являются Всемирный, или Мировой, банк, Международный банк реконструкции и развития.

Если попытаться сгруппировать систему банков по характеру экономической деятельности, то можно выделить: эмиссионные, коммерческие, специализированные банковские учреждения.

Эмиссионный банк — это банк, осуществляющий выпуск денежных знаков, банкнот, являющийся центром и регулятором банковской системы. Чаще всего в роли эмиссионного банка выступает центральный банк страны. Такой банк занимает особое положение в экономике, так как он, по существу, является «банком банков».

Коммерческие банки представляют собой кредитные учреждения, которые осуществляют кредитно-расчетное обслуживание промышленных, торговых и других предприятий, организаций, а также граждан. Свои денежные ресурсы они привлекают в виде вкладов, депозитов или же полученных со стороны кредитов, например от центрального банка либо от других банков (межбанковский кредит), на условиях платы за эти привлеченные заемные ресурсы. Кроме того, коммерческие банки используют собственные денежные средства.

Банковская система — это такое целостное образование, которое обеспечивает ее устойчивое развитие. Чаще всего под словом «система» понимается состав чего-либо. В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (1995 г.) отмечается, что банковская система включает Центральный банк, кредитные организации и их ассоциации. Такое толкование не случайно («система» от гр. system — целое, составленное из частей, соединение).

Вместе с тем термины «система» и «банковская система» определяют не только состав банков. По содержанию понятие «банковская система» более широкое, оно включает1: включает элементы, подчиненные определенному единству, отвечающие единым целям; имеет специфические свойства; действует как единое целое; является динамичной; выступает как система «закрытого» типа; обладает характером саморегулирующейся системы; является управляемой системой.

Банковская система, прежде всего не является случайным многообразием, случайной совокупностью элементов. В нее нельзя механически включать субъекты, также действующие на рынке, но подчиненные другим целям. К примеру, на рынке функционируют торговая система, система транспорта и связи, исполнительной и законодательной власти, правоохранительных органов и т. п. Каждая из данных и других систем имеет свое особое назначение. Они соприкасаются друг с другом, но имеют разные задачи. В банковскую систему нельзя включать производственные, сельскохозяйственные единицы, занятые другим родом деятельности.

Банковская система специфична, она выражает свойства, характерные для нее самой, в отличие от других систем, функционирующих в народном хозяйстве. Специфика банковской системы определяется ее составными элементами и отношениями, складывающимися между ними.

101914 1654 2 КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И БАНКИ. ФУНКЦИИ ЦБ И КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВСущность банковской системы влияет на состав и сущность ее отдельных элементов. Практика знает несколько типов банковской системы: распределительная централизованная банковская система; рыночная банковская система; система переходного периода.

Банковскую систему можно представить как целое, как многообразие частей, подчиненных единому целому. Это означает, что ее отдельные части (различные банки) связаны таким образом, что могут при необходимости заменить одна другую. В случае если ликвидируется один банк, вся система не становится недееспособной — появляется другой банк, который может выполнять банковские операции и услуги. В банковскую систему при этом могут влиться новые части, восполняющие специфику целого.

Банковская система выступает как управляемая система – Центральный банк, проводя независимую денежно-кредитную политику, в различных формах подотчетен лишь парламенту либо исполнительной власти. Деловые банки, будучи юридическими лицами, функционируют на базе общего и специального банковского законодательства, их деятельность регулируется экономическими нормативами, устанавливаемыми центральным банком, который осуществляет контроль за деятельностью кредитных институтов (в ряде стран функции надзора за деятельностью коммерческих банков возложены на другие специальные государственные органы).

Все эти признаки свойственны и российской банковской системе, которая в современных условиях, будучи системой переходного периода, тем не менее, является развивающейся системой.

Деятельность банковских учреждений многообразна. В современном обществе банки занимаются различными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения. Через них осуществляется финансирование народного хозяйства, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Создается впечатление не о специфике, а о многоликой сути банка. В разряд его деятельности подключаются такие ее виды, которые могут выполнять и другие учреждения.

Сущность банка требует раскрытия его структуры, которую не стоит путать со структурой аппарата управления банков. Под структурой банка понимается такое его устройство, которое дает ему возможность функционировать как специфическое предприятие.

<

Банк состоит из четырех обязательных блоков:

Первый блок включает банковский капитал как специфический капитал, освободившийся от промышленного и торгового капитала, как капитал, существующий преимущественно в заемной форме и находящийся только в движении.

Второй блок охватывает банковскую деятельность, отличающуюся от деятельности других предприятий и институтов характером своего продукта, ставшей главным его занятием.

Третий блок состоит из особой группы людей, имеющих специфические знания в области банковского дела и управлении банком.

Четвертым блоком можно назвать производство, т.к. в него входят банковская техника, здания, сооружения, средства связи и коммуникации, внутренняя и внешняя информация, определенные виды производственных материалов.

С учетом анализа специфики банка, его основы и структуры можно определить как предприятие или денежно-кредитный институт, осуществляющий регулирование платежного оборота в наличной и безналичной формах.

Банковская система в качестве составной части входит в большую систему — кредитную систему страны. А кредитная система — в экономическую систему страны. Это означает, что деятельность и развитие банков следует рассматривать в тесной связи с производством, обращением и потреблением материальных и нематериальных благ. В своей практической деятельности банки органично вплетены в общий механизм регулирования хозяйственной жизни, тесно взаимодействуя с бюджетной и налоговой системами, системой ценообразования, с условиями внешнеэкономической деятельности.

Основные функции банковской системы следующие:

– функция аккумулирования. При этом аккумулируются чужие временно свободные средства, аккумулируемые денежные ресурсы используются на удовлетворение не своих, а чужих потребностей (в порядке перераспределения средств), собственность на аккумулируемые и перераспределяемые средства остается у первоначального кредитора (клиентов банка), собирание средств становится одним из основных видов деятельности банка, для ее проведения в современных условиях нужно специальное разрешение (лицензия);

– функция регулирования денежного обращения;

Регулирование денежного обращения достигается также посредствоми эмитирования платежных средств, кредитования потребностей различных субъектов производства и обращения, массового обслуживания хозяйства и населения. Поэтому можно сделать вывод, что данная функция реализуется посредством комплекса операций, признанных банковскими и закрепленных за банком как денежно-кредитным институтом.

Третья функция — посредническая функция. Под этой функцией зачастую понимается деятельность банковской системы как посредника в платежах. Через банки проходят платежи организаций и населения. В этом смысле банки, находясь «между» клиентами, совершая платежи по их поручению, исполняют посредническую миссию. Однако трактовать посредническую функцию нужно глубже, чем посредничество в платежах, поскольку посредническая функция относится не к одной операции, а к их совокупности, к банку как единому целому.

Действующие в стране банки могут иметь одноуровневую и двухуровневую организацию. Одноуровневый вариант действует, когда в стране нет центрального банка, либо есть только один центральный банк. Безусловно, в этом случае говорить о банковской системе еще рано.

Банковская система как элемент цивилизованной рыночной экономики может быть только двухуровневой. Первый, верхний уровень — центральный банк. Второй, нижний уровень — коммерческие банки и кредитные учреждения. Необходимость создания двухуровневой системы банков обусловлена противоречивым характером рыночных отношений, которые, с одной стороны, требуют свободы предпринимательства и распоряжения частными финансовыми средствами, что обеспечивается элементами нижнего уровня — коммерческими банками; а с другой стороны, необходимостью опредёленного государственного регулирования, что требует особого института в виде центрального банка. 1

Центральный банк страны является главным звеном банковской системы любого государства. Он — посредник между государством и экономикой. Чаще всего центральный банк является собственностью государства. Осуществляя свою деятельность на макроуровне, он отражает общенациональный интерес, проводит политику не в интересах того или иного региона, той или иной группы отраслей народного хозяйства, а в интересах государства в целом. Традиционно центральный банк выполняет четыре основные функции:

— осуществляет монопольную эмиссию банкнот;

— является банком банков;

— является банкиром правительства;

— осуществляет денежно-кредитное регулирование и банковский надзор.

Необходимо отметить, что все функции центрального банка взаимосвязаны. Кредитуя государство и банки, центральный банк создает тем самым кредитные орудия обращения. Осуществляя выпуск и погашение правительственных обязательств, он воздействует на уровень ссудного процента. Перечисленные функции центрального банка создают реальные предпосылки для выполнения им функций регулирования всей денежно-кредитной системы страны, а тем самым и регулирования экономики. Функция денежно-кредитного регулирования и банковского надзора являются на современном этапе важнейшей функцией центрального банка.

Коммерческие банки представляют второй уровень банковской системы. Они концентрируют деловую часть кредитных ресурсов и непосредственно обслуживают юридические и физические лица. Коммерческие банки являются основным звеном банковской системы страны. По уровню специализации коммерческие банки делятся на:

– универсальные, т. е. осуществляющие практически все виды банковских операций;

– специализированные, т. е. осуществляющие в силу тех или иных причин специализацию на определенных видах банковских операций.

Основными функциями коммерческих банков являются:

– мобилизация временно свободных денежных средств юридических и физических лиц и превращение их в капитал;

– кредитование юридических и физических лиц, а также государства;

– расчетно-кассовое обслуживание клиентов. 1

Коммерческие банки большинства западных стран выполняют в настоящее время различные операции для удовлетворения финансовых потребностей всех типов клиентов — от индивидуального вкладчика до крупной компании. Крупные банки осуществляют для своих клиентов до 300 видов операций и услуг: ведение депозитных счетов; выдачу разнообразных кредитов, куплю-продажу ценных бумаг, операции по доверенности, хранение ценностей и т. д. Благодаря этому коммерческие банки постоянно и неразрывно связаны практически со всеми звеньями воспроизводственного процесса.

Конкретным проявлением банковских функций являются операции коммерческого банка.

2. СОЗДАНИЕ «КРЕДИТНЫХ» ДЕНЕГ КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ. ДЕНЕЖНЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР

 

Банковская деятельность — это мобилизация денежных средств для хозяйственного строительства, сосредоточение временно свободных средств для их производственного использования. Более полное определение, отражающее содержание банковской деятельности, может быть представлено характеристикой основных видов и целей этой деятельности. В задачу коммерческих банков входит предоставление кассовых, платежных, инвестиционных и страховых услуг, обеспечивающих компаниям фирмам финансирование производственного или торгового цикла, достижение их текущих и стратегических задач, гарантию долгосрочного функционирования. Индивидуальным клиентам коммерческие банки обеспечивают повседневное эффективное и надежное кредитно-финансовое обслуживание, способствующее достижению долгосрочных индивидуальных целей. Взаимодействие коммерческих банков с Центральным банком дает возможность осуществления планомерного контроля за стоянием финансовой системы страны. Кроме того, коммерческие банки представит собой один из инструментов проведения государственными органами, правительством эффективной экономической политики.

Банковская деятельность проявляется в выполнении определенных функций, в число которых входят: организация безналичного оборота и налично-денежного общения, кредитование хозяйства, финансирование капитальных вложений и капитального ремонта основных средств, аккумуляция средств для кредитования и финансирования, расчетно-кассовое исполнение государственного бюджета, организация сбережений населения.

Важной функцией коммерческих банков является выдача средств на финансирование инвестиций по поручению владельцев и распорядителей этих средств. Банки могут также выпускать платежные документы, ценные бумаги, чеки, векселя, акции, облигации, аккредитивы, покупать, продавать и хранить платежные документы и ценные бумаги, выдавать поручительства, гарантии за третьих лиц, приобретать право требования на поставку товаров и оказание услуг, принимать риски при исполнений таких требований.

Коммерческие банки могут также осуществлять валютные операции, покупать как внутри страны, так и за рубежом драгоценные металлы, камни, изделия из них.

Наконец, они выполняют различные комиссионные операции, в том числе припекают и размещают средства, осуществляют управление ценными бумагами по получению своих клиентов и оказывают консультационные услуги по вопросам ведения операций в банке, организации кредитования и по другим интересующим клиентов банка проблемам.

Коммерческие банки, являясь составной частью единой банковской системы, должны обеспечивать кредитными ресурсами своих клиентов и программы социально-экономического развития страны, региона, способствовать развитию приоритетах отраслей экономики.

Различные коммерческие банки осуществляют межбанковские операции. На договорных началах они могут привлекать и размещать друг у друга денежные средства в форме депозитов, получать кредиты и совершать другие взаимные операции. При недостатке ресурсов для кредитования коммерческие банки обращаются за получением кредитов в «банк банков» — Центральный банк.

Коммерческие банки полностью самостоятельны в проведении кредитной политики, но они не обладают правом денежно-кредитной эмиссии и выдают кредита лишь в пределах реально привлеченных ресурсов.

Механизм «создания» кредитных денег называют денежным мультипликатором. Мультипликатор денежного предложения или банковский мультипликатор (m). Он рассчитывается по формулам:

101914 1654 3 КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И БАНКИ. ФУНКЦИИ ЦБ И КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ, (1)

где r – обязательная резервная норма (%);

m = M / R ,                                                                

где М – прирост депозитов,

R – прирост резервов.

Величина мультипликатора равна 1/r, где r — норма обязательных резервов.

Политика регулирования нормы резервов представляет собой мощный инструмент осуществляемого через Центральный банк контроля государства за объемом банковских депозитов и совокупной кредитной денежной массой. По мере того как у государства появляется необходимость сдержать процесс кредитования в стране Центральный банк увеличивает в той или иной мере нормы обязательных резервов, вследствие чего сокращаются совокупные банковские деньги.

Следствием такой политики будет сжатие, уменьшение совокупного кредита. Это ведет к уменьшению его доступности из-за роста дороговизны. Норма банковского кредитного процента как для предпринимателей, так и для населения при этом возрастает, частное и государственное инвестирование сокращается.

В случае если экономическая ситуация в стране характеризуется депрессией и государство заинтересовано в оживлении предпринимательской деятельности, Центральный банк может пойти на снижение процентных ставок по своим кредитам (учетной ставки Центрального банка) и норм обязательных резервов для коммерческих банков. Эти меры вызывают увеличение депозитов банков. Рост денежной массы в коммерческой сети проявляется в более дешевых кредитных деньгах. Доступный кредит, низкий процент по ссудам, облигациям и закладным создают благоприятные условия потенциальным инвесторам (предпринимателям, правительству, населению) для осуществления инвестиций в производство, социальную сферу или покупку в рассрочку предметов длительного пользования.

Однако чрезмерное увлечение подобными мерами грозит избытком денежной массы, неуправляемым ростом цен, инфляцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОСОБЕННОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

Российская банковская система постепенно освобождается от банков, созданных в течение десятилетия, предшествующего банковскому кризису, и практически не работавших на банковском рынке. Круг реальных участников российского рынка банковских услуг в целом сформировался, а рынок в основном поделен между ними.

Современная банковская система России создана в результате реформирования государственной кредитной системы, сложившейся в период централизованной плановой экономики. Банки в РФ создаются и действуют на основании Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»1, в котором дано определение кредитных организаций и банков, перечислены виды банковских операций и сделок, установлен порядок создания, ликвидации и регулирования деятельности кредитных организаций и т.п. В действующем законодательстве закреплены основные принципы организации банковской системы России, к числу которых относятся следующие: двухуровневая структура, осуществление банковского регулирования и надзора центральным банком, универсальность деловых банков и коммерческая направленность их деятельности.

Принцип двухуровневой структуры реализуется путем четкого законодательного разделения функций центрального банка и всех остальных банков. Центральный банк РФ как верхний уровень банковской системы выполняет функции денежно-кредитного регулирования, банковского надзора и управления системой платежей и расчетов в стране. Он может проводить банковские операции, необходимые для выполнения данных функций, только с российскими и иностранными кредитными организациями, а также с Правительством РФ, представительными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими частями1. Банк России не имеет права осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, и с физическими лицами (кроме военнослужащих и служащих Банка России). Он не может прямо выходить на банковский рынок, предоставлять кредиты непосредственно предприятиям и организациям и не должен участвовать в конкуренции с коммерческими банками.

Коммерческие банки и другие кредитные организации образуют второй, нижний уровень банковской системы. Они осуществляют посредничество в расчетах, кредитовании и инвестировании, но не принимают участия в разработке и реализации денежно-кредитной политики, а ориентируются в своей работе на установленные Банком России параметры денежной массы, ставок процента, темпов инфляции и т.п. В процессе своего функционирования эти банки должны выполнять нормативы и требования Банка России по уровню капитала, созданию резервов и др. Для административно-командной системы была характерна одноуровневая банковская система, когда один банк (Госбанк СССР) определял объем и структуру денежной массы в обращении, т.е. выполнял функции денежно-кредитного регулирования, и осуществлял кредитование народного хозяйства, устанавливая порядок и условия выдачи и погашения кредитов предприятиям различных отраслей.

Принцип осуществления банковского регулирования и надзора центральным банком находит свое отражение в том, что в РФ органом банковского регулирования и надзора является Центральный банк РФ. В большинстве же европейских стран полномочия по банковскому регулированию переданы специальным органам банковского надзора: Банковской комиссии во Франции, Федеральному ведомству по контролю кредитной деятельности в Германии, Ведомству по финансовым услугам в Великобритании и т.п. Банк России как регулирующий орган устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для кредитных организаций, предельные величины рисков и другие пруденциальные нормы банковской деятельности. Он же осуществляет надзор за соблюдением установленных норм и правил, проводит инспекционные проверки банков и небанковских кредитных организаций. Банк России выступает лицензирующим органом по отношению к кредитным организациям: выдает и отзывает лицензии на осуществление банковских операций, регистрирует филиалы банков на территории РФ, выдает разрешения на открытие заграничных филиалов, а также на участие в капитале кредитных организаций-нерезидентов.

Наряду с Банком России регулирование деятельности банков как юридических лиц осуществляют и другие государственные органы. Так, взаимодействие банков на рынке банковских услуг, развитие конкуренции между ними является объектом регулирования со стороны Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Работа банков на рынке ценных бумаг регулируется и контролируется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Кроме того, банки как налогоплательщики попадают под регулирующее воздействие Министерства финансов РФ и Министерства РФ по налогам и сборам, а как агенты валютного контроля они взаимодействуют с Государственным таможенным комитетом РФ и Министерством внешнеэкономических связей РФ. Однако все эти ведомства в большинстве своем не устанавливают для банков особых норм и требований, а регулируют их деятельность в общем порядке так же, как и любых других юридических лиц. Регулирующее воздействие Банка России носит особый характер, распространяется только на банки, что связано с их исключительной ролью в экономике и необходимостью обеспечения устойчивой работы для функционирования платежной системы, а также сохранности сбережений и денежных резервов.

Принцип универсальности российских банков означает, что все действующие на территории РФ банки обладают универсальными функциональными возможностями, иными словами, имеют право осуществлять все предусмотренные законодательством и банковскими лицензиями операции — краткосрочные коммерческие и долгосрочные инвестиционные1. В законодательстве не отражена специализация банков по видам их операций.

Универсальный статус банков позволяет снижать риски за счет диверсификации услуг, обеспечивает комплексное обслуживание предприятий, максимальный учет специфики каждой группы клиентов при разработке новых банковских продуктов. Вместе с тем универсальный статус банков таит в себе опасность в виде консервации неэффективной структуры банковских продуктов, поскольку создает возможность компенсировать низкую рентабельность одних услуг высокой доходностью других. Выполнение одним банком коммерческих и инвестиционных услуг обостряет так называемый «конфликт интересов» между ним и клиентами, что повышает значение систем внутреннего контроля в таких банках. Однако в настоящее время признано, что универсальный статус банков отвечает базовым потребностям российской экономики и обеспечивает благоприятные условия для развития банковской системы, адекватной потребностям экономического роста.

Принцип коммерческой направленности банков второго уровня выражается в том, что согласно законодательству основное целью деятельности банков и кредитных организаций в РФ является получение прибыли. В гл. 6 было показано, что во многих странах наряду с коммерческими существуют и некоммерческие кредитные организации (например кооперативные банки), которые в качестве своей цели не ставят получение прибыли, а создаются для удовлетворения потребностей своих участников в финансовых услугах. Посредничество в кредите и инвестировании могут осуществлять и государственные банки, у которых главная цель не заключается в получении прибыли. В РФ Закон «О банках и банковской деятельности» допускает создание кредитных организаций и банков только как коммерческих организаций, работающих исключительно ради получения прибыли.

Современная банковская система России включает в себя Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков. Следует еще раз обратить внимание на то, что законодательство узко трактует понятие кредитной организации, понимая под ней юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального Банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законодательством. Все кредитные организации, имеющие лицензию Банка России, включаются в состав банковской системы РФ. При этом по Закону «О банках и банковской деятельности» в РФ возможно создание кредитных организаций двух видов: банки и небанковские кредитные организации. В свою очередь последние могут быть трех типов: расчетные, депозитно-кредитные и небанковские кредитные организации инкассации. Таким образом, в настоящее время в РФ существуют практически две группы кредитных организаций: входящие в банковскую систему, которые, исходя из содержания их деятельности, можно назвать банками с ограниченным кругом операций, и не включенные в состав банковской системы (кредитные кооперативы, кредитные союзы, ломбарды, факторинговые, лизинговые фирмы и т.п.). Вторую группу кредитных организаций иногда называют парабанковскимй (похожими на банковские)1.

В состав банковской системы России включаются также филиалы и представительства иностранных банков. Иностранным банком считается банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован. Запрет на открытие и операции иностранных банков в РФ был снят с 1 января 1996 года. На деятельность филиалов и представительств иностранных банков распространяется правовое регулирование банковской деятельности в России.

В 2010 году в банковской системе России продолжилась тендеция к сокращению числа банков. За год число действующих банков сократилось на 52 единицы и на 1 января 2011 года составило 955 единиц. В 2009 году наблюдался аналогичный масштаб сокращения числа банков (на 51 единицу). Причем стоит отметить, что в 2010 году декабрь стал месяцем с максимальным сокращением числа банков (число действующих банков сократилось на 10 единиц). Для сравнения, за весь 2008 год число банков сократилось на 34 единицы.

Отличительной особенностью 2010 года стало то, что на рынок практически не выходили новые игроки. За прошлый год в стране появился только один новый банк (ООО «Фольксваген Банк РУС»), хотя еще в 2009 году было зарегистрировано девять новых игроков. Если учесть динамику появления новых банков, то масштаб отзыва лицензий в 2010 году будет ниже, чем в предыдущем году. В 2010 году у 53-х кредитных организаций были отозваны банковские лицензии, а в 2009 году – у 60-ти (таблицы 1)1 .

В 2010 году наблюдается меньшее количество отзывов лицензий в связи с нарушениями, выявленными ЦБ РФ. Если в 2010 году таких банков было 28, то в 2009 – 44. Сокращение числа нарушителей можно рассматривать как важный позитивный сигнал о частичном выздоровлении банковской системы.

Таблица 1

Динамика действующих банков в Российской Федерации с 2009 г. по 2010 г.

Показатель

На 01.01.09 

На 01.01.10 

Изменение за 2008 г.

На 01.12.10 

Изменение за 2009 г.

На 01.01.11 

Изменение за 2010

Действующие кредитные организации

1108 

1058 

-28

1023 

-50

1012 

-46

из них банки 

1058 

1007 

-34

965 

-51

955 

-52

и банковские кредитные организации

50 

51 

+6

58 

+1

57 

+6

Число новых кредитных организаций

   

+12 

 

+9 

 

+1 

Число кредитных организаций с иностранным участием

221 

226 

+19

225 

+5

220 

-1

из них со 100% капиталом

76 

82 

+13

81 

+6

80 

+1

и свыше 50% капиталом 

26 

26 

+3

27 

0

31 

-1

Число присоединенных банков

х

х

+5

х

+14

х

+19 

 

Среди всех отзывов лицензий в 2010 году особо выделяются два случая. Во-первых, были отозваны лицензии у пяти банков: два московских банка — Традо-банк и «Славянский», а также региональные — «Монетный дом» (Челябинск), Уралфинпромбанк (Екатеринбург) и Донской инвестиционный банк (Каменск-Шахтинский, Ростовская область). В целом совокупный отрицательный капитал пятерки банков с отозванными лицензиями составил 10,4 млрд. руб. (по оценке ЦБ), а общий портфель фиктивных бумаг у банков, по данным АСВ, составил около 12,5 млрд. руб. Данные события привели к тому, что вновь в профессиональной среде и на государственном уровне был поднят вопрос о контроле со стороны регулирующих органов над действиями акционеров. Вторым итогом стало раскрытие достаточно масштабного объема незаконных операций с ценными бумагами (зеркальные векселя и несуществующие ценные бумаги), что в целом представляет угрозу для всей финансовой системы России.

101914 1654 4 КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И БАНКИ. ФУНКЦИИ ЦБ И КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

Рисунок 2 – Динамика действующих банков России1

Вторым знаковым событием 2010 года в плане институциональных изменений стал отзыв лицензии на осуществление банковских операций у ЗАО «Международный промышленный банк». Данное событие интересно тем, что Межпромбанк стабильно входил в число 30 крупнейших банков России, а банкротств столь крупных банков не было очень давно. Такое событие теоретически могло сильно пошатнуть всю банковскую систему, но отзыв лицензии прошел достаточно буднично. Во многом это связано с тем, что проблемы банка были на поверхности, как минимум, в течение 6 месяцев, и многие рыночные игроки успели дистанцироваться от Межпромбанка (несмотря на высокие кредитные рейтинги некоторых рейтинговых агентств). Кроме того, банк не имел вкладов физических лиц, что предотвратило панику населения.

В 2010 году значительно усилились процессы консолидации в банковском секторе. Если в 2008 году только 5 банков были реорганизованы в форме присоединения, то в 2009 году 14 кредитных организаций прошли через эту процедуру, а за 2010 год — уже 19. Таким образом, можно констатировать, что все большее число банков поглощаются своими более крупными конкурентами.

Значительное число отозванных лицензий в конце 2010 года, а также улучшение общеэкономической ситуации позволяют предположить, что большого числа отзывов лицензий в 2011 году ждать не стоит. И на начало февраля этот прогноз пока реализуется – за январь 2011 года лицензии лишился лишь один банк. По прогнозам экспертов «РИА-Аналитика», в 2011 году лицензий лишатся максимум 20-30 банков, еще 20-25 будут присоединены из-за увеличения требования по минимальному размеру собственного капитала с 1 января 2012 года (требование вырастет с 90 млн. руб. до 180. млн. руб.).

Увеличение требований по собственному капиталу приведет к тому, что ряд небольших банков будут выставлены на продажу в связи с недостатком средств для повышения капитализации. В связи с этим не стоит ожидать большого числа новых банков, так как для создания банковского бизнеса в России появится возможность приобретения действующего банка. В целом число действующих банков на 1 января 2012 года, по прогнозу экспертов «РИА-Аналитика», составит 905-915 единиц. 1

Следует отметить, что сокращение числа банков пока крайне слабо сказывается на уровне конкуренции, но, учитывая, что результатом является уход с рынка слабых игроков, процесс в любом случае носит позитивный характер.

В ближайшие годы, скорее всего, продолжится тенденция по укрупнению российских банков, что будет связано как с действиями регулятора и монетарных властей, так и с естественным «выдавливанием» с рынка слабых банков.

Отдельно стоит отметить возрастающую концентрацию в банковском секторе России в последние годы, что в целом логично на фоне сокращения числа банков. Если на 1 января 2008 года на 5 крупнейших банков приходилось 42,3% всех активов банковской системы, то на 1 января 2011 года – уже 47,7%. В целом рост концентрации значительно ускорился в кризис, но в 2010 году в отдельные периоды можно было наблюдать обратную ситуацию – усиление средних и небольших банков. В конечном итоге в 2010 году наблюдался незначительный рост концентрации: доля 20 крупнейших банков выросла на 0.3 процентного пункта до 68,6%.1

В 2010 году на фоне сокращения числа действующих банков наблюдалось, хоть и незначительное, но расширение числа банковских отделений. На 1 января 2011 года в России действовало более 42,7 тыс. отделений банков (чуть менее 42,3 тыс. на 1 января 2010 года, и менее 37 тыс. на 1 января 2007). Однако, несмотря на рост числа отделений в 2010 году, на конец года не был превышен максимум, наблюдавшийся на 1 января 2009 года, когда число офисов кредитных организаций было почти 43.5 тыс.

Медленный рост сети отделений в 2010 году после бурного развития в предыдущие годы во многом определяется проводимой банками оптимизацией операционных издержек. Кроме того, в последнее время происходит оптимизация сети продаж банковских услуг в России. Например, число наиболее «дорогих» типов отделений банков (филиалы, представительства и т.д.) заметно сократилось. Наиболее вероятно, что в 2011 году ситуация существенно не изменится, а в последующие годы по мере восстановления банковского сектора темпы расширения отделений вырастут.

Сегодня, в условиях развития товарного и становлении финансового рынка, резко меняется структура банковской системы. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживание клиентов. Идет поиск оптимальных форм устройства кредитной системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов, новых методов обслуживания коммерческих структур. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры — одна из важнейших задач экономической реформы в России.

Понятно, что недостаточно просто объявить о создании новых кредитных институтов. Коренным образом должна измениться вся система отношений внутри банковского сектора, принципы взаимоотношений банков и их клиентов, необходимо изменить психологию банкира, воспитать нового банковского работника — хорошо образованного, думающего, инициативного и готового идти на обдуманный и взвешенный риск. На это требуется время. Необходимо, путем вдумчивого изучения зарубежной практики, восстановить утраченные рациональные принципы функционирования кредитных учреждений, принятые в цивилизованном мире и опирающиеся на многовековой опыт рыночных финансовых структур.

Кризисные процессы в сегодняшней российской экономики существенно осложняют положение в банковском секторе России. Возможности получения надежной прибыли относительно сокращаются. Финансовые затруднения банковских партнеров и клиентов, кризис неплатежей осложняют положение банков, а наименее устойчивых из них приводят к банкротству. Аферы со средствами населения подрывают доверие к финансовым институтам. Инфляционные всплески, прогнозы роста нестабильности, слабая предсказуемость государственной экономической политики повышают риск не только производственных инвестиций, но и любых долгосрочных процессов.

Крупнейшие банки накапливают определенный потенциал для финансирования проектов в приоритетных отраслях, создания стратегических финансово-промышленных альянсов как «локомотивов» российской экономики. Повысился интерес крупных банков к вложениям в экономически необходимые либо оригинальные и конкурентноспособные на мировом уровне производства.

Важнейшими направлениями развития банковского сектора стали расширение сети филиалов по всей стране, установление связей с банковскими учреждениями ближнего зарубежья, стремление выйти на финансовые рынки Запада. Нарастает динамизм изменений в банковской сфере, что связано с нестабильностью конъюнктуры кредитного рынка, усилением межбанковской конкуренции, расслоением среди банковских учреждений.

Банковское дело затрагивает в конечном счете ожидания, чувства и планы конкретных людей. Банки, стремящиеся выжить в современной конкуренции должен стремиться к тому, чтобы чаяния его клиентов становились реальностью. Реальное же возникает и живет на какой-то основе — духовной, нравственной, материальной. Надежность банка — главная из составляющих той основы, на которой сохраняются и приумножаются средства акционеров и клиентов.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. О банках и банковской деятельности: ФЗ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 в ред. от ФЗ от 11.07.2011 № 200-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492.
  2. Банковская система России: аналитический вестник.–М.: РИАНОВОСТИ, 2011.
  3. Басуния Т. Эволюция коммерческих банков в РФ // Банковское дело. 2006. № 7.
  4. Ведев А., Берзинская О., Ковалева М. и др. Анатомия кризиса –продолжение следует // Экономическое обозрение: Центр стратегических исследований Банка Москвы. 2008. № 10.
  5. Деньги, кредит, банки / Под ред. Г.Н. Белоглазовой. М., 2010.
  6. Деньги. Кредит. Банки / Под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. М., 2006.
  7. Деньги, кредит, банки / Под ред. О.И. Лаврушина. М., 2010.
  8. Долан Э.Дж., Кембелл К.Д., Кембелл Р.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Под ред. В.В. Лукашевича. М.-Л., 2007.
  9. Львов Ю. И. Банки и финансовый рынок. СПб., 2007.
  10. Насущные проблемы функционирования банковской системы // Деньги и кредит. 2008. № 10.
  11. Попков В. Концептуальные основы банковской системы: стратегия устойчивого развития // Деньги и кредит. 2008. № 5.
  12. Свиридов О.Ю. Банковское дело. Ростов-на-Дону, 2008.
  13. Солнцев О., Хромов М. Банковская система в 2008 году //Банковское дело в Москве. 2006. № 4.
  14. Турбанов А. Реструктуризация банковской системы: цели, инструменты, результаты // Банковское дело. № 8.
  15. Щербакова Г.Н. Банковские системы развитых стран. – М.: Дело, 2008.
  16. Экономика / Под ред. А.С. Булатова.–М.: Юристъ, 2010.
  17. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.– СПб.: Питер, 2011.
  18. Экономическая теория / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Экзамен, 2009.
  19. Экономическая теория / Под ред. И.П. Николаевой.– М.: Проспект, 2010.
  20. Аналитический раздел официального сайта Центрального Банка России
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.6MB | MySQL:117 | 1,798sec