ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ БЕССПОРНОЕ СПИСАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ С БАНКОВСКИХ СЧЕТОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ

<

101914 1733 1 ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ БЕССПОРНОЕ СПИСАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ  С БАНКОВСКИХ СЧЕТОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИОсновными операциями, совершаемыми по банковскому счету, являются:

  • зачисление на счет клиента поступающих денежных средств;
  • списание со счета клиента определенных денежных сумм.
    Списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента (п. 1 ст. 854 ГК РФ) либо с его согласия. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

    При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к.счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

    При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

  • в первую очередь осуществляется списание по исполнительным
    документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
  • во вторую очередь производится списание по исполнительным
    документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;
  • в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования;
  • в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;
  • в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
  • в шестую очередь производится списание по другим платежным
    документам в порядке календарной очередности.

    Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

    Положение абз. 4 п. 2 ст. 855 ГК РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1997 г. № 21-П признано не соответствующим Конституции РФ исходя из того, что обязательное списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, означает только взыскание задолженности по указанным платежам на основании поручений налоговых органов и органов налоговой полиции, носящих бесспорный характер.

    До внесения в соответствии с решением Конституционного Суда Российской Федерации изменений в п. 2 ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований, списание средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также перечисление денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), производятся в порядке календарной очередности поступления документов после перечисления платежей, отнесенных указанной статьей Гражданского кодекса Российской Федерации к первой и второй очередности.

    При недостаточности денежных средств на счете банк вправе предоставить клиенту кредит особого вида — овердрафт, если подобная возможность предусматривалась договором счета. Овердрафт выражается в осуществлении банком платежей со счета клиента на оговоренную в договоре сумму при отсутствии на данном счете денежных средств. Права и обязанности сторон, связанные с кредитованием счета, определяются правилами о займе и кредите (гл. 42 ст. 807-821 ГК РФ), если договором банковского счета не предусмотрено иное. При этом денежные требования банка к клиенту, связанные с кредитованием счета (п. 1 ст. 850 ГК РФ) и оплатой услуг банка (п. 1 ст. 851 ГК РФ), а также требования клиента к банку об уплате процентов за пользование денежными средствами (п. 1 ст. 852 ГК РФ) прекращаются зачетом (ст. 410 ГК РФ), если иное не предусмотрено договором банковского счета. При проведении зачета указанных требований банк обязан информировать клиента о произведенном зачете в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором, а если соответствующие условия сторонами не согласованы, — в порядке и сроки, которые являются обычными для банковской практики предоставления клиентам информации о состоянии денежных средств на соответствующем счете.

    Без распоряжения клиента, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом, средства с банковского счета могут быть списаны по решению суда. Законодатель не определил понятия «бесспорное» и «безакцептное» списание, зачастую употребляя их в качестве синонимов. Между тем, понятие бесспорное списание применяется к тем видам банковских операций, которые осуществляются по требованию государственных органов и в пользу государства, Безакцептное списание применяется в договорных правоотношениях, когда правоотношения сторон носят договорный, возмездный характер.

    В бесспорном порядке осуществляется списание денежных средств со счета плательщика по решению суда общей юрисдикции и арбитражного суда на основании исполнительных документов, перечень которых установлен ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве». Исполнительный документ может быть направлен самим взыскателем, либо судебным приставом-исполнителем в кредитную организацию, которая обязана в трехдневный срок его исполнить полностью либо частично ( при недостаточности денежных средств на счете плательщика).

    Аналогичные нормы содержатся в настоящее время и в Налоговом кодексе РФ. В частности, статья 46 НК РФ предусматривает, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. Такое взыскание производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов, налогоплательщика или налогового агента. При этом возможно списание средств не только с рублевых, но и с валютных счетов.

    Взыскание налога с валютных счетов производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка РФ на дату продажи валюты. При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа одновременно с инкассовым поручением направляет поручение банку на продажу валюты на позднее следующего дня. Банк в свою очередь обязан исполнить инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (распоряжения), если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов.

    В бесспорном порядке списываются денежные средства со счетов плательщика в случаях, прямо установленных законом на основании распоряжений взыскателей, представленных инкассовым поручением. В настоящее время отношение законодателя к подобной форме списания является неоднозначным. В частности, Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности п. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции» бесспорный порядок взыскания штрафов признан превышением конституционно допустимого ограничения права, закрепленного в ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Определением Конституционного Суда РФ от 6 ноября 1997 г. № 111-О установлена неконституционность списания налоговыми органами в бесспорном порядке сумм штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли). Впоследствии, определением Конституционного Суда РФ от 4 марта 1999 г. № 50-О было разъяснено, что вывод Конституционного суда РФ (признавшего, что бесспорный порядок взыскания с юридических лиц сумм штрафов и иных санкций без их согласия, т.е. при возражениях против указанных взысканий, является неконституционным вне зависимости от того, каким органом — налоговой полицией или налоговой службой — принимается решение о производстве взыскания и каким нормативным актом такое право ему предоставлено) распространяется на все иные органы, в том числе государственные службы и фискальные органы, поскольку ими могут применяться аналогичные санкции. Аналогичная позиция прослеживается в Определении Конституционного Суда РФ от 14 января 2000 г. № 4-0.

    Без распоряжения клиента денежные средства со счета могут быть списаны по распоряжению следующих взыскателей:

    — налоговых органов в отношении недоимок и пеней по налогам (ст. 46, 47 ч. 1 Налогового кодекса РФ);

  • Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов в отношении недоимок и пеней (п. 1 ст. 31; ст. 34.1; ст. 46 ч. 1 Налогового кодекса РФ);
  • федеральных и территориальных фондов обязательного медицинского страхования — в отношении недоимок и пеней (ст. 9 Федерального Закона от 2 января 2000 г. № 24-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2000 год» и аналогичных законов последующих лет);
  • органов Федерального казначейства Министерства финансов РФ
    федерального и территориального уровня в отношении сумм бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, подлежащих
    возврату в бюджет, срок возврата которых истек; суммы процентов за
    пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил; пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе; просрочку платы процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе и т.д. (ст. 284, 286, 287 Бюджетного кодекса РФ). Статьями 304 и 305 Бюджетного кодекса РФ установлена ответственность кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета соответствующих бюджетов; а также за несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление бюджетных средств, подлежащих зачислению на лицевые счета получателей бюджетных средств. Однако вышеуказанные нормы отсылают к Кодексу РФ об административных правонарушениях, в котором ответственность за подобные составы право нарушений не предусмотрена;
  • таможенных органов в отношении недоимок и пеней по таможенным платежам и сборам, неуплаченных в установленном порядке государственных пошлин (ст. 47 Налогового кодекса РФ). Принятие таможенным органом решения о взыскании денежных средств со счетов плательщика в банке в бесспорном порядке обусловлено неисполнением требования об уплате таможенных платежей в установленные сроки самим налогоплательщиком. Решение о бесспорном взыскании является основанием для направления в банк, в котором открыты счета плательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание с его счетов и перечисление на счет таможенного органа необходимых денежных средств. Взыскание таможенных платежей в бесспорном порядке производится с любых банковских счетов плательщика, в том числе и в иностранной валюте, за исключением ссудных счетов. Статья 354 Таможенного кодекса РФ устанавливает обязательность для банков и иных кредитных организаций исполнения решения таможенного органа о бесспорном взыскании таможенных платежей.

    — органов валютного контроля: ЦБ РФ, Минфина РФ в отношении полученного по недействительным сделкам, а также в результате нарушения порядка вывоза и пересылки из страны валюты Российской; Федерации и ценных бумаг, выраженных в валюте РФ; совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями, жемчугом в РФ; продажи и покупки иностранной валюты; открытия и ведения уполномоченными банками счетов резидентов в иностранной валюте и др. (ст. 14 Закона РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле»} и некоторых других.

    Возможность безакцептного списания денежных средств со счета плательщика может быть предусмотрена договором между банком и клиентом либо дополнительным соглашением к нему, в котором указывается, какой именно кредитор вправе списывать со счета должника суммы в безакцептном порядке и за какую продукцию (товар, оказанные услуги, выполненные работы).

    <

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ УПРАВЛЕНИЙ И РАСЧЕТНО-КАССОВЫХ ЦЕНТРОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ

     

    Статус территориальных учреждений ЦБ РФ определяется Положением «О территориальных учреждениях Банка России» от 29июля1998г.№46-П.

    Территориальное учреждение – обособленное подразделение Банка России, осуществляющее на территории субъекта РФ часть его функций и входящее в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления.

    Территориальные учреждения, как правило, создаются на территории субъектов Российской Федерации. По решению совета директоров Банка России территориальные учреждения могут создаваться по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов Российской Федерации.

    Территориальными учреждениями Банка России являются его главные управления в краях, областях и автономных округах Российской Федерации, городах Москве и Санкт-Петербурге, Национальные банки республик в составе Российской Федерации.

    Территориальное учреждение Банка России, созданное по экономическому району, объединяющему территории нескольких субъектов Российской Федерации, является Главным управлением.

    В составе территориальных учреждений на правах структурных подразделений действуют расчетно-кассовые центры (в дальнейшем – РКЦ), иные подразделения, в том числе — обеспечивающие деятельность территориального учреждения (столовые, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения, учебные заведения, и т.д.), создание и ликвидация которых утверждается Банком России.

    Территориальное учреждение Банка России:

  • участвует в проведении единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
  • обеспечивает развитие и укрепление банковской системы РФ,
    эффективное и бесперебойное функционирование системы расчетов;
  • осуществляет регулирование и надзор за деятельностью кредитных организаций, в том числе и на рынке ценных бумаг, организацию валютного контроля;

    Территориальное учреждение не имеет статуса юридического лица и обладает полномочиями, предоставленными ему нормативными актами Банка России.

    Территориальное учреждение не имеет права:

  • принимать нормативные акты,
  • выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства;
  • предоставлять кредиты на финансирование дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • осуществлять без разрешения Банка России банковские операции в иностранной валюте с юридическими и физическими лицами.

    Банк России наделяет территориальное учреждение имуществом, стоимость которого отражается на балансе территориального учреждения, входящем составной частью в баланс Банка России.

    Полномочия территориального учреждения в области денежно-кредитного регулирования:

    1) заключение от имени Банка России кредитных договоров и, в случае закрепления за ним операций по выдаче кредита, осуществления рефинансирования банков. В этих целях территориальное учреждение:

    а) рассматривает заявки банков на получение кредитов Банка России и принимает решения о возможности предоставления кредитов;

    б)     осуществляет выдачу кредитов банкам и проводит работу по обеспечению возврата кредитов Банка России и процентов по ним;

    в)    изучает эффективность применяемых методов рефинансирования банков, вносит на рассмотрение Банка России предложения по их совершенствованию;

  1. осуществление контроля за выполнением кредитными организациями обязательных резервных требований Банка России;
  2. осуществление иных полномочий.

    Полномочия территориального учреждения в области организации денежного обращения и расчетов:

  3. прогноз, организация и регулирование денежного обращения в регионе в рамках денежно-кредитной политики, проводимой Банком России;
  4. организация межбанковских расчетов;

    3} организация кассового обслуживания кредитных организаций и осуществление контроля за соблюдением установленного порядка ведения кассовых операций в кредитных организациях;

    4)    осуществление иных полномочий.

    Полномочия территориального учреждения по регулированию, надзору и осуществлению проверок деятельности кредитных организаций:

  5. рассмотрение документов, необходимых для регистрации кредитных организаций и получения ими лицензии;
  6. осуществление предварительного рассмотрения документов кредитных организаций, ходатайствующих об изменении величины уставного капитала, о расширении круга совершаемых операций, подготовка заключения о возможности предоставления кредитной организации соответствующей лицензии и представление его в Банк России;

    3} согласование назначения руководителей исполнительных органов и главных бухгалтеров кредитных организаций и их филиалов, а также руководителей служб внутреннего контроля в кредитных организациях;

  7. рассмотрение аудиторских заключений, представленных кредитными организациями по итогам их деятельности за год;
  8. осуществление контроля за соблюдением кредитными организациями обязательных нормативов, установленных Банком России, иных пруденциальных норм деятельности;
  9. применение в установленном Банком России порядке мер воздействия к кредитным организациям, допустившим нарушения;
  10. Осуществление иных полномочий.

    Правовое положение расчетно-кассовых центров Банка России определяется в соответствии с типовым положением, утвержденным Приказом ЦБ РФ от 7 октября 1996 г. № 336.

    Головной расчетно-кассовый центр, межрайонный расчетно-кассовый центр, районный расчетно-кассовый центр являются структурными подразделениями Банка России, действующими в составе территориального учреждения Банка России.

    Основной целью деятельности РКЦ как структурного подразделения Банка России, осуществляющего банковские операции с денежными средствами в условиях двухуровневой банковской системы, является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы Российской Федерации.

    Взаимоотношения РКЦ с обслуживаемыми кредитными организациями, представительными и исполнительными органами государственной власти, местного самоуправления, органами федерального казначейства, другими клиентами строятся на договорной основе.

    РКЦ возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем территориального учреждения Банка России в порядке, определяемом советом директоров Банка России.

    Начальник РКЦ руководит деятельностью РКЦ и действует от имени Банка России на основании доверенности, выданной в порядке передоверия начальником территориального учреждения Банка России.

    РКЦ имеет идентификационный код, печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации, а также штампы, необходимые для выполнения его функциональных задач.

    Основные функции РКЦ:

  11. осуществление расчетов между кредитными организациями (филиалами);
  12. осуществление кассового обслуживания кредитных организаций (филиалов);
  13. хранение наличных денег и других ценностей, совершение операций с ними и обеспечение их сохранности;
  14. обеспечение учета и контроля осуществления расчетных операций и выверки взаимных расчетов через корреспондентские счета(субсчета), открываемые кредитным организациям (филиалам);
  15. расчетно-кассовое обслуживание представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, счетов бюджетов всех уровней и органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами;
  16. обслуживание клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации;
  17. обеспечение защиты ценностей, банковских документов и банковской информации от несанкционированного доступа;
  18. установление предельных остатков денежной наличности в операционных кассах кредитных организаций (филиалов), других юридических лиц и осуществление оперативного контроля за их соблюдением в соответствии с действующим порядком;
  19. иные полномочия.

    РКЦ осуществляет операции в соответствии с возложенными на него функциональными задачами — такими, как:

  20. открытие, переоформление и закрытие корреспондентских счетов (субсчетов) кредитным организациям (филиалам) по месту их на
    хождения, а также других счетов юридическим и физическим лицам;
  21. списание (зачисление) средств со счетов (на счета) кредитных
    организаций (филиалов), других юридических и физических лиц;
  22. контроль за соблюдением правил и сроков совершения расчетных операций кредитными организациями, другими юридическими и физическими лицами;
  23. прием и выдача наличных денег кредитным организациям (филиалам) и другим юридическим и физическим лицам;
  24. обработка денежной наличности;
  25. иные задачи.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА США. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

     

    В развитии банковской системы США в XX в, прослеживалась тенденция концентрации капитала, которая ведет к сокращению числа банков при одновременном росте численности филиалов и отделений, что обеспечивает охват их операциями практически всех слоев населения страны и всех отраслей ее экономики. В начале 1920-х гг. в США насчитывалось около 30 тыс. банков, Среди них были десятки крупных, но существовали и тысячи мелких местных банков, круг деятельности которых ограничивался небольшим городом и примыкающей сельской территорией. В ходе кризиса 1929-1933 гг, обанкротились около 9 тыс. банков. В 1940-х гг. их осталось уже около 13,4 тыс. После периода непродолжительного роста в 1970-х — начале 1980-х гг. количество банков стало вновь сокращаться. В конце 2000 г. в США действовал 8331 коммерческий банк, а их совокупные активы составляли около 6488 млрд долл.

    В основе организации федеральных резервных банков лежит корпоративный признак. Их акционерами являются частные банки — члены ФРС, которые в отличие от акционеров других корпораций не имеют права собственности и иных привилегий, обычных для акционеров. Банки — члены ФРС обязаны подписываться на акции резервного банка своего округа в размере 6 % от величины собственного капитала. Однако фактически они оплачивают только половину от заявленной суммы. Оставшаяся часть остается в их распоряжении, но может быть затребована резервным банком в лю-бой момент. На оплаченную долю ежегодно начисляются дивиденды в размере 6 %. Весь остаток прибыли отчисляется в Казначейство и частично — в резервный фонд. Таким образом, основной це-лью деятельности федеральных резервных банков является не извлечение максимальной прибыли, а воплощение в жизнь определенной общей денежно-кредитной политики и руководство финансово-экономической деятельностью ФРС.

    Банки-члены в зависимости от роста собственных капиталов обязаны увеличивать свой акционерный пай в Федеральном резервном банке; в силу этого федеральный резервный банк непосредственно заинтересован в том, чтобы его банки-акционеры расширяли свои операции и наращивали капиталы.
    Во главе каждого федерального резервного банка стоят девять директоров, подразделяемых на три класса — А, В, С. Директора классов А и В выбираются банками-членами; один директор каждо-го из двух классов выбирается мелкими банками, один — средними банками и один — крупными банками. Директора класса А — это представители банковских кругов, как правило, сами банкиры. Директора класса В — представители промышленного, торгового и вообще небанковского капитала данного округа. Директора класса С назначаются Советом управляющих ФРС: один — на пост председателя Совета директоров резервного банка, а другой — на пост его заместителя. Кандидатуры президента и первого вице-президента резервного банка, выдвинутые Советом Директоров, подлежат утверждению Советом управляющих ФРС. Они ведают вопросами текущей деятельности банка. Срок полномочий каждого из девяти директоров = 3 года, причем ежегодно сменяется 1 из директоров в каждом классе. Кстати, после депрессии 29-33гг. совет управляющих практикует назначение на посты директоров класса С представителей академических кругов.
    Все федеральные резервные банки равны между собой, но Нью-Йоркский банк «более равен», чем остальные, и выполняет роль второго центра системы наряду с вашингтонской штаб-квартирой.

    Один из руководителей этого банка управляет счетом ФРС, через который проводятся все операции на открытом рынке. Такая позиция Нью-Йоркского резервного банка объясняется тем, что он контролирует самую высокую в США концентрацию национальных и иностранных банков, выполняет функции агента Федерального казначейства по операциям с золотом и иностранной валютой. В нем помещают свои депозиты правительства и различные финансовые учреждения иностранных государств, международные валютно-финансовые организации, такие, как Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Федеральный резервный банк Нью-Йорка выполняет также функции представителя всех других резервных банков по международным валютным операциям. Это самый крупный и влиятельный Федеральный резервный банк. Решения, принимаемые в Вашингтоне, как правило, реализуются в Нью-Йорке.

    Административная структура включает 8 направлений деятельности (объединений ).

    Объединение банковского надзора состоит из:

    — департаментов финансовых ревизий,

    — соблюдения законов,

    — лицензирования,

    — банковского анализа.

    В США более 15200 банков, из них только около 6000 входит в состав ФРС. 80 % банков-членов ФРС — банки штатов, а не федеральные. Для вступления в ФРС минимальный размер собственного капитала банка-претендента должен составлять не менее 50, 100 или 200 тыс. долларов США в зависимости от величины и экономической значимости района, обслуживаемого банком. Помимо комбанков в США функционирует еще около 25 тысяч других банковских учреждений.

    В своей функции «банка банков» ФРС осуществляет всестороннее банковское обслуживание банков-членов. Федеральные же резервные банки являются держателями депозитов банков-членов. Хотя ФРС объединяет менее половины всех коммерческих банков страны, но на долю банков — членов ФРС приходится около 85 % всех депозитов до востребования и около половины срочных депозитов всех банков страны. Депозиты банков-членов в федеральных резервных банках — основная часть всех определенных законом резервов банков-членов. Резервные банки производят для банков-членов клиринговые, чековые и кассовые операции, предоставляют банкноты или казначейские билеты.

    Общая структура банковской системы США помимо ФРС включает в себя следующие элементы:

    коммерческие банки;

    инвестиционные банки;

    сберегательные банки;

    ссудо-сберегательные ассоциации;

    почтовые сберегательные кассы;

    финансовые компании;

    кредитные кооперативы;

    страховые компании;

    пенсионные фонды;

    фонды социального страхования;

    общества взаимного кредита;

    институты страхования депозитов и пр.

    Особое место в банковской системе США занимают иностранные банковские учреждения. В 96г. их было свыше 800 единиц из 61 страны с активами более 1 трлн долларов. На них приходится около трети объема кредитования бизнеса в США.

    Более двух третей пассивов банков образуется за счет депозитов, остальная часть — за счет привлечения денежных ресурсов иными способами. В активных операциях банков примерно одинаковую долю занимают вложения в ценные бумаги правительства и муниципалитетов, в корпоративные облигации, а также кредиты юридическим лицам и ипотечные кредиты — примерно по 20 % каждая категория.

    Важную роль в обеспечения устойчивости банковской системы США играет обязательное страхование всех видов депозитов путем отчисления банками двенадцатой доли процента от общей суммы на их счетах.

    Коммерческие банки подвергаются в США жесткому регулированию государственных органов, главную роль среди которых выполняет центральный банк страны, организованный в виде ФРС. Во главе ФРС стоит совет управляющих из 7 членов, которые назначаются по представлению президента Конгрессом. Они выбирают из своей среды председателя совета управляющих сроком на 4 года.

    Коммерческие банки сильно ограничены законами штатов в развитии своей филиальной сети. Правительство каждого штата вправе нормативными актами регулировать банковскую деятельность на своей территории. Именно это обстоятельство предопределило то, что большинство банков США по размерам меньше, чем банки других развитых стран. До последнего времени коммерческие банки США, за исключением некоторых «жизненно важных банков», не имели права открывать свои филиалы с предоставлением всех видов финансовых услуг, как и у головного банка, более чем в одном штате. Только в 1994 г. был принят закон, разрешающий коммерческим банкам открывать свои «полносервисные» филиалы более чем в одном штате.

    В последнее время число таких филиалов значительно увеличилось. Если в 1940 г. в США действовали 3489 филиалов коммерческих банков, то к концу 2000 г. насчитывалось 63316 филиалов. Этот рост связан со многими факторами — увеличением численности населения в стране; либерализацией законов в отношении коммерческих банков; более жесткими требованиями при создании нового коммерческого банка по сравнению с требованиями, предъявляемыми при открытии банковских филиалов; совершенствованием банковских технологий и систем коммуникации; усилением конкурентной борьбы за клиентов, в которой преимущество дает открытие отделений и филиалов в более доступных и удобных местах, поскольку по закону США банкам запрещено конкурировать, применяя процентные ставки ниже разрешенного законом минимально допустимого уровня.

    Одна из особенностей банковской системы США состоит в так называемой локальной концентрации, т. е. сосредоточении основной массы банковских ресурсов в немногих пунктах. В распоряжении банков 5 штатов (Нью-Йорк, Калифорния, Иллинойс, Пенсильвания и Техас) находится около ½ ресурсов всех банков США. Только в одном штате Нью-Йорк сосредоточено около 18% всех ресурсов банков — членов ФРС. Локальная концентрация сочетается с концентрацией банковских ресурсов в немногих крупных банках. В настоящее время более половины от общей суммы депозитов находится в 25 крупнейших банках США.

    После принятия в 1956 г. Закона о банковских холдинговых компаниях (с последующими поправками 1970 г.) в США происходил активный рост банковских холдингов. С 1980 г. по 2000 г. их активы увеличились в 8,4 раза — с 103 до 866 млрд долл.), в то время как активы самостоятельных банков лишь в 3,8 раза — с 1246 до 4773 млрд долл. Дальнейший рост влияния холдингов является важной тенденцией развития банковской системы США.

    Зарубежная экспансия занимает значительное место в деятельности американских банков. Если в 1965 г. лишь 13 американских банков имели небольшое число представительств за рубежом с общим объемом активов менее 10 млрд долл, то в 1980 г. 159 американских банков обладали в общей сложности 787 филиалами за пределами США, а их активы превышали 340 млрд долл. К концу 1990-х гг. в результате концентрации капитала число банков США, имеющих заграничные филиалы, значительно сократилось. Но при этом увеличилось число филиалов и объем активов, которыми они управляют. В 1998 г. за пределами США действовали 82 банка с 935 филиалами и активами в размере 430 млрд долл.

    Благоприятные экономические условия в США и мировая роль доллара сделали и сами Соединенные Штаты объектом экспансии со стороны иностранных кредитных институтов. Так, за последние тридцать лет активы действующих в США отделений иностранных банков заметно возросли — с 27 млрд долл. (3,6 % всех активов коммерческих банков в США в 1972 г.) до 1,3 трлн долл. (20 % в 2003 г.). До 1970 г. почти все представленные в США иностранные банки относились к числу наиболее крупных у себя на родине. В 1975 г. уже 20% этих банков не входили в число 500 крупнейших в мире. В 1985 г. доля банков второго эшелона возросла до 34 %, и эта тенденция продолжилась в 1990-е гг. Число иностранных банков, представленных в США, выросло со 153 в начале 1980-х гг. XX в. до 296 в 2003 г. Наиболее активно в банковскую сферу США внедряются японские, германские, французские и канадские банки. Нередко эти процессы идут путем слияний и поглощений. Экспансия американских банков, с одной стороны, и европейских и японских кредитных институтов — с другой, ведет к все большему переплетению финансовых институтов в мировых масштабах.

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  26. Конституция РФ: Принята 12 дек. 1993 г. М., 1993.
  27. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г.// СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  28. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  29. О банках и банковской деятельности: ФЗ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 в ред. от 21.03.02// СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492; 1998. № 31. Ст. 3829; 1999. № 28. Ст. 3459; Ст. 3469; 2001. № 26. Ст. 2586; № 33 (ч. 1). Ст. 3424; 2002. № 12. Ст. 1093.
  30. Банковская система США // Бизнес и банки. – 2003. — №20. – с.10.
  31. Деньги, кредит, банки / Под ред. Г.Н. Белоглазовой. М., 2004.
  32. Свиридов О.Ю. Банковское дело. Ростов-на-Дону, 2002.
  33. Тедеев А.А. Банковское право. М., 2005.
  34. Эриашвили Н.Д. Банковское право. М., 2006.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.6MB | MySQL:123 | 1,714sec