ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

<

101814 2201 1 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯВ настоящее время правовое регулирование государственного финансового контроля приобретает особую актуальность, что обусловлено масштабностью, значительным ростом объема, многообразием и сложностью задач, решаемых в процессе финансовой деятельности государства в период становления и развития рыночных отношений в России.

В условиях рыночного хозяйства финансовый контроль выступает наиболее действенной составной частью государственного контроля, поскольку именно при его осуществлении государство имеет возможность на единой стоимостной базе, в которой получает отражение экономическая, хозяйственная деятельность любого звена, определять и оценивать законность, и в ряде случаев целесообразно использование ресурсов, что позволяет повысить эффективность этой деятельности.

Ключевая роль в организации государственного финансового контроля в рыночной экономике отводится законодательным органам власти. Бюджетный кодекс РФ устанавливает, что парламентский контроль осуществляется соответствующими представительными органами. Законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления осуществляют следующие формы финансового контроля:

•    предварительный контроль подразумевает оценку в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

  • текущий контроль осуществляется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного
    самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
  • последующий контроль — в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Право законодательных органов получать необходимые материалы при утверждении бюджета, оперативную информацию о его исполнении, право на утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета и вынесение оценки деятельности исполнительных органов по исполнению бюджета заложено в соответствующих процессуальных нормах. Контроль законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления предусматривает право соответствующих законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления на:

  • получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;
  • получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении;
  • утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;
  • создание собственных контрольных органов (Счетная палата РФ, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов РФ и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов;
  • вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.

    Законодательные органы власти подавляющего большинства стран мира государственный финансовый контроль осуществляют не прямо, а через специальные институты независимого финансового контроля, существование которых определено в конституциях государств.

    В России этот конституционный орган — Счетная палата РФ, которая и предназначена для выполнения функции государственного финансового контроля, никакой другой функции на этот орган не возложено.

    Государственный финансовый контроль — это неотъемлемая составная часть деятельности по управлению государством, функция, внутренне присущая управлению экономикой и подчиненная решению задач, стоящих перед государственной управляющей системой. Конечно, контроль не самоцель, но он становится основным источником информации для выявления причин нарушений, возникающих в процессе управления государственными финансами и методом воздействия принятых решений по данному нарушению. Необходимость налаживания четкого механизма государственного финансового контроля диктуется также усложнением финансовых аспектов деятельности государства в рыночных условиях, в том числе активным привлечением к удовлетворению общественных нужд коммерческих структур, использованием инфраструктуры банков и других финансово-кредитных учреждений для обслуживания государственных средств, выходом государства на рынок в качестве собственника имущества и производителя товаров и услуг.

    Финансовый контроль осуществляется в установленном порядке всей системой органов государства, а также специальными контрольными органами. Если рассматривать финансовый контроль в зависимости от осуществляющих его субъектов, то различается государственный, внутрихозяйственный и независимый (аудиторский) финансовый контроль. Таким образом следует классифицировать виды контроля.

    Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный, вневедомственный и ведомственный финансовый контроль, осуществляемый органами государственной власти и управления:

    а)    общегосударственный контроль имеет наивысшее значение в
    силу особого статуса осуществляющих его органов. Сейчас это Федеральное Собрание РФ и Правительство РФ. Общегосударственный контроль имеет наивысшее значение в силу особого статуса этих органов и осуществляется в рамках всего государства. Общегосударственный финансовый контроль направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Законодательные органы страны осуществляют контроль при рассмотрении и утверждении государственного прогноза экономического и социального развития страны, проектов бюджетов по всем звеньям бюджетной системы, отчетов по их исполнению. Контролируется законность и эффективность использования государственных средств, целесообразность осуществляемых расходов;

    б)    вневедомственный финансовый контроль, осуществляемый специальными финансово-кредитными органами, такими как Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Федеральное налоговая служба, Федеральная служба налоговой полиции РФ, Федеральное казначейство, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу и др.

    Финансовый контроль этих органов направлен на объекты, независимо от их ведомственной принадлежности и имеет повседневный, систематический и
    регулярный характер;

    в)    ведомственный финансовый контроль — это контроль министерств, ведомств, других органов государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений. Контроль осуществляется самостоятельными структурными контрольно-ревизионными подразделениями (управлениями, отделами, группами) министерств, ведомств, подчиненными непосредственно руководителям этих органов. Его объектом являются производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий учреждений.

    Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется на конкретных предприятиях, в учреждениях и организациях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, отделом планирования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные функции в данном случае связаны с процессом повседневной финансово-хозяйственной деятельности. Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций, учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т.д.)- Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, также входящих в него структурных подразделений (цехов, участков отделов, филиалов).    

    Независимый (аудиторский) финансовый контроль осуществляется физическими лицами — специально аттестованными аудиторами юридическими лицами — аудиторскими фирмами независимо от вида собственности. Это, прежде всего, предпринимательская деятельность, (т.е. деятельность, направленная на извлечение прибыли), основной целью которой является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ. В этом заключается некоторое различие между аудиторской деятельностью и финансовым контролем государственных органов.

    <

    Формы и методы финансового контроля — это способ выражения и организации контрольных действий — проверки, ревизии,

    В зависимости от времени проведения финансовый контроль можно подразделить на предварительный, текущий и последующий.

    предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет расходов и доходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов, т.д. Таким образом, он способствует предотвращению неправильного, нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также отрицательных финансовых результатов деятельности хозяйственных органов в целом.

  • текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов в ходе осуществления хозяйственных или финансовых операций, когда, например, проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств.
  • последующий финансовый контроль осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в целом. В частности, проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнение финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных учреждений.

    Указанные три вида контроля должны следовать один за другим, циклично приобретая качества предварительного, текущего и последующего.

    Возможны и иные модели классификации форм финансового контроля. Можно, в частности, выделить постоянный, систематический (дискретный) и эпизодический контроль.

    Методы и формы осуществления финансового контроля различны. Они могут подразделяться на ревизии, обследования хозяйственной деятельности, проверки, экономический анализ и др. Ревизия — это всестороннее обследование финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта с целью выявления ее соответствия действующему законодательству. При проведении ревизий (плановых, внеплановых) может использоваться комплекс методов, таких как встречная проверка, восстановление количественного учета, контрольное сличение и т.д.). Существуют также специальные методы контроля, которые, можно в свою очередь подразделить на методы документального и фактического контроля.

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЕЕ КОМПЕТЕНЦИЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

     

    Все органы государства занимаются финансовым контролем. Парламентский контрол. Основы организации и деятельности парламента Российской Федерации раскрываются в гл. 5 Конституции РФ.

    Согласно ст. 11 Конституции Федеральное Собрание наряду с Президентом и судами Российской Федерации осуществляет государственную власть в нашей стране. Как установлено ст. 10, государственную власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. На федеральном уровне Федеральное собрание представляет законодательную власть Российской Федерации.

    В компетенцию Федерального Собрания входит осуществляет финансового контроля во время рассмотрения проекта федерального бюджета, контроль за состоянием финансов и за расходованием государственных средств.

    Российская Конституция в ч. 5 ст. 101 также предусмотрела создание нового государственного органа — Счетной палаты для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета.

    Правовой статус данного органа финансового контроля определи Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации».

    Согласно ст. 1 ФЗ  «О Счетной палате Российской Федерации» счётная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием и подотчётным ему.

    Согласно Федеральному закону «О Счетной палате Российской Федерации»:

    – Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием и подотчетным ему (статья 1);

    – Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности (статья 3);

    – для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе, образуется Коллегия Счетной палаты. В состав Коллегии Счетной палаты входят Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты (статья 7).

    Счетная палата имеет своими задачами организацию и осуществление контроля за своевременным использованием доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных бюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

    В ее задач входит проведение финансовых экспертиз проектов федеральных конов, а также нормативных правовых актов федеральных органе государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемых за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Осуществляя контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета Счетная палата осуществляет анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовку предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом. На Счетную палату возлагается контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ.

    В обязанности Счетной палаты входит регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и о результатах проводимых контрольных мероприятий. Свои контрольные функции Счетная палата осуществляет на основе принципов законности, независимости и гласности (ст. 3 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации»).

    Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения независимо от видов и форм собственности, если они:

    – получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета;

    – используют федеральную собственность либо управляют ею;

    – имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

    Контрольно-ревизионная деятельность Счетной палаты Российской Федерации реализуется в следующих сферах контроля:

  • контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета по объемам, структуре и целевому назначению, оценка обоснованности проектов федерального бюджета;
  • контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджетов государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, оценка обоснованности проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • определение эффективности и целесообразности использования государственной собственности, контроль за поступлением в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления государственной собственностью;
  • контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов;
  • контроль за банковской системой в части обслуживания федерального бюджета и государственного долга Российской Федерации.
    Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения — вне зависимости от видов и форм собственности, если они:
  • получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета;
  • используют федеральную собственность либо управляют ею;
  • имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

    Кроме того, контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций (в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ).

    Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и их должностные лица обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

    При проведении ревизий и проверок Счетная палата вправе получать от проверяемых предприятий, учреждений, организаций, банков и иных кредитно-финансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию. Неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной, либо ложной информации Счетной палате влечет за собой уголовную ответственность, предусмотренную ст. 287 УК РФ.

    Контрольные органы Президента и Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств, иные государственные контрольные органы обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты, предоставлять по ее запросам информацию о результатах проводимых ревизий и проверок. К участию в своих контрольно-ревизионных мероприятиях Счетная палата в пределах своей компетенции вправе привлекать государственные контрольные органы и их представителей, а также на договорной основе — негосударственные аудиторские службы, отдельных специалистов.

    Организация контрольно-ревизионной деятельности Счетной палаты строится на основе принципа коллегиальности, который предполагает принятие решений о проведении контрольных мероприятий и утверждение результатов этих мероприятий Коллегией Счетной палаты.

    Контрольные органы Президента и Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств, иные государственные контрольные органы обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты.

    Основная форма работы Счетной палаты — ревизий и проверки. Проведение ревизий и проверок возложено на инспекторов Счетной палаты. Требования инспекторов, связанные с исполнением ими своих служебных обязанностей, являются обязательными для государственных органов, а также предприятий, учреждений и организаций, независимо от их подчиненности и форм собственности. На инспекторов Счетной палаты возлагается ответственность за достоверность результатов проводимых ими проверок и ревизий, предоставляемых ими в государственные органы и предаваемых гласности, а также за разглашение государственной и коммерческой тайны.

    По итогам проведения ревизии или проверки составляется отчет, за достоверность которого соответствующие должностные лица Счетной палаты несут персональную ответственность. При проведении ревизий и проверок должностные лица Счетной палаты не вправе вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых объектов, а также предавать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов в виде акта (заключения).

    При выявлении нарушений, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания.

    При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по счетам объекта проверки.

    Если при проведении проверки или ревизии обнаружены хищение государственных денежных или материальных средств, иные злоупотребления Счетная палата незамедлительно передает материалы контрольного мероприятия в правоохранительные органы.

    Предписание может быть обжаловано в судебном порядке. Счетная палата обязана ежегодно представлять отчет о своей работе Совету Федерации и Государственной Думе. Отчет подлежит обязательному опубликованию.

     

     


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    Таким образом, счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

    В целях повышения результативности деятельности Счетной палаты Российской Федерации за последний год значительно активизировалась работа по организации взаимодействия с органами государственной власти. Руководство Счетной палаты и правоохранительных органов реализовало ряд мер по приданию такому взаимодействию постоянного и системного характера.

    Счетной палатой были подписаны соглашения о сотрудничестве и взаимодействии с рядом правоохранительных органов и другими органами государственной власти.

    Одним из важнейших направлений деятельности Счетной палаты является обеспечение эффективного взаимодействия с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации.

    Большое значение придается работе в рамках соглашений о взаимодействии между Счетной палатой и полномочными представителями Президента Российской Федерации и соглашений о сотрудничестве между Счетной палатой и контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации.

    В целях повышения эффективности деятельности Счетной палаты, самой Счетной палатой был подготовлен ряд законодательных инициатив, направленных на развитие и совершенствование правовой основы государственного финансового контроля и усиление роли самой Счетной палаты.

    За время, прошедшее после формирования Счетной палаты, в законодательство Российской Федерации не вносилось существенных изменений и дополнений, направленных на совершенствование государственного финансового контроля и, в том числе, направленных на совершенствование деятельности Счетной палаты. При этом имеющаяся практика осуществления государственного финансового контроля и накопленный Счетной палатой опыт организации и осуществления контроля за исполнением федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, использованием и управлением федеральной собственностью, позволяют сделать вывод о насущной необходимости внесения таких изменений и дополнений.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

     

  1. Конституция Российской Федерации. –М.: Юридическая литература,1993.
  2. ФЗ «О счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995г. № 4-ФЗ (в ред. ФЗ от 1 декабря 2004 г. № 145-ФЗ
    1. Налоги и налоговое право / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 2005.
  3. Финансовое право / Под ред. О.Н. Горбуновой. М., 2004.
  4. Финансовое право / Отв. Ред. Н.И. Химичева. М., 2004.
  5. Финансовое право / Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова. М., 2003.

 

 

 

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.89MB | MySQL:120 | 2,817sec