ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<

102214 1813 1 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИЦентральный банк РФ (Банк России) является главным банком Российской Федерации. Он создан и действует на основании Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 10.06.09), в соответствии с которым уставный капитал и иное существо являются федеральной собственностью. Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжением имуществом, включая его золотовалютные резервы.

Правовой статус Банка России носит комплексный характер. Он складывается из ряда «отраслевых» статусов (конституционный, административно-правовой, финансово-правовой, гражданско-правовой и др.).

Поскольку Банк России является юридическим лицом, он выступает в качестве субъекта гражданско-правовых отношений. Вместе с тем он обладает властными полномочиями, что не свойственно гражданскому праву.

Вопрос о правовом статусе Центрального банка является дискуссионным в юридической науке. Точки зрения на правовую природу Банка России можно условно разделить на следующие группы: Банк России — предприятие и учреждение одновременно; Банк России — унитарное предприятие; Банк России — некоммерческая организация, юридическое лицо особого рода, федеральный орган государственной власти особого рода; Банк России — учреждение; Банк России — орган государственного управления, но при этом не, включенный в систему органов исполнительной власти.

Правовой статус Банка России складывается из двух составляющих — государственно-властной (публично-правовой) и гражданско-(частно)-правовой.

Публично-правовая составляющая статуса Центрального банка реализуется через функции регулирования деятельности денежно-кредитной и банковской системы, лицензирования банковской деятельности, установления экономических нормативов, нормотворчества, контроля и надзора за соблюдением банковского законодательства. Правоотношения между Центральным банком и коммерческими банками при реализации указанных функций строятся на принципах власти и подчинения. В этих правоотношениях отсутствует равенство сторон, они носят ярко выраженный вертикальный характер. Но эта вертикальность основана не на организационной, а на функциональной подчиненности (регулировании денежно-кредитной и банковской системы и т.д.).

Так, Банк России, в соответствии со ст. 7 Закона о нем, по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Особенности публично-правового характера статуса Банка России определяют и его взаимоотношения с органами государственной власти. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ вопросы финансового, валютного и кредитного регулирования, а также денежная эмиссия отнесены к ведению Российской Федерации. Именно эти функции на федеральном уровне осуществляются Банком России. Еще одним свидетельством признания публичности статуса Банка России является его подконтрольность и подотчетность Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Это означает, что назначение на должность и освобождение от должности Председателя Банка России производится Государственной Думой по представлению Президента РФ; назначение и освобождение от должности членов Совета директоров Центрального банка осуществляется также Государственной Думой по представлению Председателя Центробанка. Банк России представляет Государственной Думе на рассмотрение годовой отчет, а также аудиторское заключение; два раза в год Председатель Банка России докладывает Государственной Думе о деятельности Банка (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики); о деятельности Банка могут проводиться парламентские слушания.

Важной публично-правовой функцией Центрального банка является осуществление денежной эмиссии и организация денежного обращения. В соответствии с п. 1 ст. 75 Конституции РФ денежная эмиссия, т.е. выпуск в обращение наличных денег, осуществляет исключительно Центральным банком РФ. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль, состоящий из 100 копеек. Формой выражения денежной единицы являются банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России, представляющие собой единственное законное средство платежа на территории РФ. Банкноты и монеты Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. На современном этапе выпуск банкнот полностью фидуциарный, т.е. не обеспечен золотом. Не устанавливается и официальное золотое содержание денежных единиц. Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты, а также об изъятии старых принимает Совет директоров Банка России. Однако следует отметить, что порядок осуществления эмиссии до настоящего времени законодательно не определен.

В целях организации налично-денежного обращения в РФ Банку России предоставлены такие государственно-властные полномочия, как прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения; определение порядка ведения кассовых операций.

Таким образом, с точки зрения публичного назначения и обладания государственно-властными полномочиями Банк России можно охарактеризовать как орган государства по управлению денежно-кредитной сферой, что в определенной степени согласуется и с позицией (ученых-административистов.

Вместе с тем Банк России является также банковским учреждением (хотя и с ограниченными функциями), т.е. обладает рядом признаков хозяйствующего субъекта. В соответствии со ст. 45 Банк России имеет право осуществлять следующие операции с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством РФ для достижения установленных ему настоящим Федеральным законом целей:

  1. предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;
  2. покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более шести месяцев;
  3. покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
  4. покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и
    иные ценные бумаги со сроками погашения не более одного года;
  5. покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные
    (документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;
  6. покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды
    валютных ценностей;
  7. проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;
  8. выдавать гарантии и поручительства;

    9)    осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

    10)    открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и иностранных государств;

  9. выставлять чеки и векселя в любой валюте;
  10. осуществлять другие банковские операции от своего имени,
    если это не запрещено законом.

    Банк России вправе осуществлять операции на комиссионной основе, за исключением случаев, предусмотренных федеральными заколами. Обеспечением для кредитов Банка России могут выступать: золото и другие драгоценные металлы в различной форме; иностранная валюта; векселя в российской и иностранной валюте со сроками погашения до шести месяцев; государственные ценные бумаги. Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России. Банк России также вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.

    Банк России не имеет права осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами; приобретать доли (акции) кредитных и иных организаций, за исключением случаев, предусмотренных законом; осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России, его предприятий, учреждений и организаций; заниматься торговой и производственной деятельностью и др.

    Хотя, в соответствии со ст. 3 .Федерального закона «О Центральном банке (Банке России)» получение прибыли не является целью деятельности Банка, однако существует внутреннее противоречие со ст. 2 и 26 этого Закона, предусматривающими осуществление расходов Банка за счет собственных доходов, а также перечисление в федеральный бюджет 50% фактически полученной балансовой прибыли. Таким образом, Банк России объективно не может освободиться от деятельности, направленной на получение прибыли.

    Анализ правового положения Банка России в сравнении с теоретическими конструкциями различных видов юридических лиц, известных Гражданскому кодексу, не позволяет однозначно отнести его ни к одной из них. Правовая Природа Центрального банка в том виде, в каком она следует из действующей редакции Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», может быть определена следующим образом. Центральный банк является коммерческой организацией, которая владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся В федеральной собственности, на особом вещном праве, не известном ГК РФ. Коммерческая деятель-ость Банка России совмещается им с осуществлением функций по правлению кредитной системой Российской Федерации.

    Такая двойственная природа Банка России в определенной степени может быть объяснима объективно существующим требованием независимости его деятельности. Управление денежными потоками и развитие банковской системы предполагают учет долгосрочных финансовых интересов общества. Центральный банк призван сдерживать конъюнктуру с тем, чтобы финансовые потоки направлялись именно туда, уда их «затребует» сама экономика и ее естественный механизм, обусловленный спросом и предложением денежных ресурсов. Для этого Центральный банк должен быть достаточно независим по отношению законодательной и исполнительной власти. Здесь нужна своя система сдерживания и противовесов. Сближение государства и капитала всегда нежелательно.

    В качестве таких сдержек и противовесов, с одной стороны, выступают государственно-властные полномочия Банка по руководству денежно-кредитной системой государства, а с другой — отсутствие Банка в структуре органов исполнительной власти, особые отношения с законодательной властью, коммерческая деятельность и самофинансирование, обеспечивающие независимость от государственного бюджета.

    Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые и вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые, осуществления деятельности Банка России.

    Банк России обладает экономической и политической независимостью от исполнительных органов государственной власти, экономическая независимость проявляется в организационно-финансовом аспектах.

    <

    Организационная независимость Банка России определяется тем, что он является самостоятельным юридическим лицом, осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжений своим имуществом. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускается. Финансовую независимость Банка России выражается в том, что он не отвечает по обязательствам государства, а последнее — по его обязательствам. Исключение составляют случаи, когда одна из сторон добровольно принимает на себя такие обязательства или когда иное предусмотрено федеральными законами. Банку России запрещено кредитовать федеральный бюджет (кроме тех случаев, когда та возможность прямо предусмотрена законом о федеральном бюджете) и бюджеты субъектов РФ.

    Политическая независимость Банка России проявляется в отсутствии формальных связей между ним и Правительством РФ, а также в его самостоятельности в решении кадровых вопросов. Политическая независимость Банка России выражается и в том, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий, а также принимать решения, противоречащие Закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

    Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Это выражается в том, что Государственная Дума означает на должность и освобождает от нее Председателя Банка России по представлению Президента РФ, а также членов Совета «ректоров по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ. Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решение, принимает решение о проверке Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений, проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики Дума заслушивает доклады Председателя о деятельности Банка России. Представители Государственной Думы входят в состав Национального банковского совета.

    Как организация, созданная для осуществления управленческих функций, Банк России имеет три основные цели деятельности, закрепленные в Законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»:

  11. защита и обеспечение устойчивости рубля;
  12. развитие и укрепление банковской системы РФ;
  13. обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

    Нормативные акты Банка России обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам и не имеют обратной силы, нормативные акты Банка России издаются в форме его указаний, положений и инструкций. Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, за исключением нормативных актов, устанавливающих курсы иностранных валют по отношению к рублю; изменение процентных ставок; размеры резервных требований и обязательных нормативов; прямые количественные ограничения, а также правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России.

     

     

     

     

     

     

    2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ БАНКОВСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

     

    В целях реализации полномочий по надзору за деятельностью кредитных организаций, определенных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», формирования системного подхода к применению мер воздействия и на этой основе повышения эффективности надзора Банк России утвердил 31 марта 1997 г. Инструкцию № 39 «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности».

    Банк России устанавливает перечень и порядок применения к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности. Под пруденциальными нормами деятельности понимаются установленные Банком России:

  • предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями;
  • нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных организаций и покрытие возможных потерь;
  • требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности, включая требования по ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности и ее опубликованию в открытой печати в случаях, установленных банковским законодательством, представлению аудиторских заключений, и при регистрации, лицензировании и расширении деятельности кредитных организаций.

    Меры воздействия к кредитным организациям применяются Банком России и территориальными учреждениями Банка России.

    Основной задачей, решаемой надзорными органами при применении мер воздействия, является регулирование деятельности кредитных организаций в целях приведения ее в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим банковским законодательством и Банком России. Выбор мер воздействия, применяемых к кредитным организациям в рамках, установленных действующим банковским законодательством и Инструкцией № 39, должен определяться наиболее эффективным решением указанной задачи. Надзорные органы применяют к кредитным организациям меры воздействия двух типов: предупредительные и принудительные. Конкретный состав применяемых мер воздействия может включать как меры воздействия только одного типа (предупредительные либо принудительные), так и сочетать меры воздействия разных типов. Выбор мер воздействия, если это специально не оговорено, производится надзорными органами самостоятельно с учетом: характера допущенных кредитной организацией нарушений; причин, обусловивших возникновение выявленных нарушений; общего финансового состояния кредитной организации; положения кредитной организации на федеральном и региональном рынке банковских услуг.

    Предупредительные меры воздействия применяются, в основном, в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков. Указанные меры могут применяться при условии ответственного, конструктивного подхода органов управления, а в соответствующих случаях и. учредителей (участников) кредитной организации к устранению нарушений в ее деятельности, а также при условии надлежащего взаимодействия кредитной организации и ее учредителей (участников) с надзорными органами. Взаимодействие с надзорными органами должно выражаться в принятии кредитной организацией, а в необходимых случаях и ее учредителями (участниками) соответствующих обязательств по корректировке деятельности данной кредитной организации.

    Содержание предупредительных мер воздействия включает:

  • доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и об обеспокоенности надзорного органа состоянием дел в кредитной организации;
  • изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации;
  • предложения представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков, включая при необходимости обязательства, принимаемые на себя кредитной организацией, ее учредителями (участниками);
  • установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и за выполнением ею мероприятий по нормализации деятельности.

    Принудительные меры воздействия применяются в отношении кредитной организации в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации.

    Основаниями для применения принудительных мер воздействия являются нарушения (невыполнение) кредитной организацией банковского законодательства, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации, а также совершение кредитной организацией операций, создавших реальную угрозу интересам клиентов и (или) кредиторов (вкладчиков),

    К основным принудительным мерам воздействия относятся:

  • штрафы;
  • требование об осуществлении кредитной организацией — мероприятий по ее финансовому оздоровлению, в том числе включая требование о предоставлении и выполнении плана финансового оздоровления (плана санаций);    

    ограничение проведения кредитными организациями отдельных операций на срок до шести месяцев;

    запрет на осуществление кредитными организациями банковских операций, предусмотренных выданной лицензий, на срок до одного года;

    запрет на открытие филиалов на срок до одного года;

    требование о замене руководителей кредитной организации;

    введение Временной администрации по управлению кредитной организацией;

    отзыв лицензии на осуществление банковских операций.

    Применяемые к кредитной организации принудительные меры .воздействия, как правило, оформляются в виде предписания. Информация о всех случаях направления отмены предписания рассматривается как конфиденциальная. Введение временной администрации по управлению кредитной организацией и отзыв лицензии на осуществление банковских операций оформляются приказом, и информация об этих мерах воздействия не является конфиденциальной.

    Штраф – денежное взыскание, налагаемое на кредитную организацию в соответствии с установленными банковским законодательством и нормативными актами Банка России основаниями для его применения. При применении штрафов территориальное учреждение Банка России принимает во внимание как требуемое воздействие на уровень организации деятельности кредитной организации, так и возможное отрицательное влияние на ее финансовое состояние. Наложение штрафа оформляется предписанием. В предписании об уплате штрафа указываются срок его перечисления (но не более одного месяца), а также основания для его взыскания. В случае отказа либо уклонения кредитной организации от исполнения требования об уплате штрафа (штрафов), его взыскание может осуществляться в судебном порядке. При получении исполнительного листа суда о взыскании штрафа с кредитной организации, на корреспондентском счете которой недостаточно денежных средств для удовлетворения всех предъявленных к ней требований, штрафы взыскиваются в порядке, определенном Положением Банка России. Штраф может быть применен за каждый случай нарушения норм федеральных законов «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности» или требований нормативных актов Банка России. Величина штрафа за нарушение каждого вида пруденциальных норм (предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями, нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных организаций и покрытие возможных потерь, нарушение требований, предъявленных Банком России при регистрации, лицензировании и расширении деятельности кредитной организации, по ведению бухгалтерского учета и представлению отчетности, ее опубликованию в открытой печати в случаях, установленных банковским законодательством, представлению аудиторских заключений) за отчетный месяц не может превышать 1,0% минимального размера уставного капитала кредитной организации, действующего на первое число месяца, в котором допущено нарушение.

    Банк России и его территориальные органы имеют право потребовать от кредитной организации осуществления мероприятий по ее финансовому оздоровлению (изменению величины и (или) структуры активов и (или) пассивов), в том числе в рамках предоставляемого кредитной организацией плана финансового оздоровления (плана санации).

    Требование реструктурировать баланс, оформляемое в виде предписания, предъявляется к кредитной организации в случае возникновения текущих проблем с ликвидностью или высокой вероятности возникновения таких проблем в ближайшей перспективе.

    Предписание может включать следующие требования в части активов: улучшение качества кредитного портфеля путем изменения кредитной политики кредитной организациями принятия мер по взысканию просроченной задолженности; приведение структуры активов по срочности в соответствие с обязательствами; сокращение затрат на капитальные вложения и приведение их в соответствие с имеющимися на :эту цель источниками; продажа ценных бумаг, эмитированных третьими лицами, в том числе государственных ценных бумаг, в целях улучшения ликвидности и выполнения обязательств; продажа основных средств, реализация которых не будет препятствовать выполнению кредитными организациями банковских операций; продажа доли участия (паев) в уставных капиталах других юридических лиц; продажа активов, не приносящих доход; сокращение расходов.

    В части пассивов: увеличение уставного капитала; увеличение резервного фонда; увеличение доходов; снижение размера и (или) удельного веса текущих и краткосрочных обязательств; увеличение удельного веса собственных источников либо среднесрочных и долгосрочных обязательств; другие требования по реструктурированию пассивов.

    Требование о представлении плана санации предъявляется к кредитной организации в случае невыполнения ею в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков).

    Инициатива представления плана санации исходит от надзорного органа и состоит в направлении в кредитную организацию письменного указания, содержащего основания и требование представить план санации в определенный срок, а также предупреждение о том, что в случае непредставления плана санации к указанному сроку к кредитной организации могут быть применены более жесткие меры воздействия.

    План санации кредитной организации должен быть подписан руководителем исполнительного органа и утвержден председателем Совета этой кредитной организации. Порядок разработки кредитными организациями планов санации и их рассмотрения надзорными органами установлен письмом Банка России от 22 ноября 1996 г. № 363 «О планах санации кредитных организаций».

    При непредставлении плана санации в установленный надзорным органом срок либо, если он представлен, но не выполняется в полном объеме или частично, к кредитной организации могут быть применены более жесткие меры воздействия, включая подготовку ходатайства об отзыве у нее лицензии.

    Надзорный орган может ограничить на срок до шести месяцев проведение кредитной организацией отдельных операций в случае нарушения (невыполнения) кредитной организацией банковского законодательства, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации; представления неполной или недостоверной информации.

    Ограничение вводится на осуществление кредитной организацией одной или нескольких операций в зависимости от допущенных нарушений. Мера воздействия в виде ограничения на осуществление кредитной организацией отдельных операций распространяется на все филиалы кредитной организации и оформляется предписанием, в котором устанавливается дата начала применения указанной меры воздействия. По истечении срока действия предписания, в тех случаях, когда результаты анализа деятельности кредитной организации не свидетельствуют об улучшении ее финансового положения, мера воздействия в виде ограничения на осуществление отдельных операций может быть введена вновь. В случае направления ходатайства об отзыве у кредитной организации лицензии территориальное учреждение Банка России с момента его направления в Банк России должно ввести ограничение на выполнение данной кредитной организацией следующих операций:

  • привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок), а также путем продажи им собственных ценных бумаг (облигаций, векселей, депозитных и сберегательных сертификатов, чеков и др.), привлечения новых межбанковских кредитов, открытия депозитных счетов клиентам, не являющимся учредителями (участниками) кредитной организации;
  • открытие расчетных и текущих счетов клиентам, не являющимся учредителями (участниками) кредитной организации, счетов банкам-корреспондентам и небанковским кредитным организациям, открытие своих корреспондентских счетов в других банках и небанковских кредитных организациях;
  • выдача банковских гарантий;
  • проведение операций с физическими лицами по купле и продаже иностранной валюты;
  • открытие обезличенных металлических счетов по привлечению драгоценных металлов во вклады (до востребования и на определенный срок) от физических и юридических лиц, не являющихся учредителями (участниками) кредитной организации.

    Запрет на выполнение кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданными лицензиями, может быть введен на срок до одного года в случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении .нарушений, а также если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторе (вкладчиков).

    Мера воздействия в виде запрета на открытие филиалов применяет в случае опасного нарастания проблем в деятельности кредитной организации, неудовлетворительного ее финансового положения, в щелях ограничения риска кредиторов и клиентов кредитной организации. Надзорный орган вправе ввести запрет на открытие филиалов сроком до одного года

    В случаях систематического (более трех раз за последние двенадцать месяцев) невыполнения кредитной организацией в установленный надзорным органом срок требований предписания об устранении нарушений, приведших к ухудшению ее финансового положения и созданию реальной угрозы интересам кредиторов (вкладчиков), выявления при проверках серьезных нарушений в организации бухгалтерского учета кредитной организации, несоблюдения банковского законодательства при выполнении банковских операций, а также операций на рынке ценных бумаг может предъявить требование о замене руководителей кредитной организации (руководителя исполнительного органа кредитной организации).

    Территориальное учреждение Банка России также вправе потребовать от кредитной организации замены руководителей исполнительных органов кредитной организации.

    Временная администрация назначается и организует свою деятельность в соответствии с ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и утвержденным Банком России «Временным положением о временной администрации по управлению коммерческими банками и другими кредитными учреждениями» от 31 августа 1994 г. № 06. Введение временной администрации по управлению кредитной организацией означает передачу ей полномочий органов управления соответствующей кредитной организации.

    В соответствии со ст. 20 Закона «О банках и банковской деятельности» Банк России может отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях: 1) установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия; 2) задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи; 3) установления фактов недостоверности отчетных данных, задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (отчетной документации); 4) осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией Банка России; 5) неисполнения требований федеральных законов» регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; 6) неспособности кредитной организации удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их исполнения, если требований к кредитной организации в совокупности составляют не менее одной тысячи минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом; 7) неоднократного в течение года виновного неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счете (во вкладе) указанных лиц. Порядок инициирования отзыва лицензий у кредитных организаций определен в Письме Банка России от 23 апреля 1999 е № 136-Т1.

     

     

     

     

     

     

     

    ЗАДАЧА

     

    Выездной налоговой проверкой предпринимателя было установлено, что им не уплачен в бюджет подоходный налог в размере 20000 рублей. В решение налогового органа данное деяние предпринимателя было квалифицировано по п. 3 ст. 122 НК РФ, так как имеются доказательства, подтверждающие, что он умышлено не вел учета и не отразил в налоговой декларации доход, полученный от реализации принадлежащей ему заправочной станции. Предприниматель был подвергнут органами налоговой полиции наказанию. По данному факту было возбуждено уголовное дело по ст. 198 УК РФ. В последствии судом был вынесен приговор, в котором предприниматель был признан виновным в совершении преступления по ст. 198 УК РФ. Однако он был освобожден от наказанию, в силу применения к нему акта об амнистии. Правильно ли были применены к нему нормы налоговой ответственности.

     

    РЕШЕНИЕ

     

    Согласно п. 3 ст. 122 НК РФ деяния, предусмотренные п. 1 ст. 122 НК РФ, а именно неуплата или неполная уплата налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или иных неправомерных действий, совершенные умышленно влекут взыскание штрафа в размере 40% от суммы неуплаченных налогов.

    Как видим, ст. 122 НК РФ не устанавливает уголовной ответственности за неполную уплату налога.

    Согласно ч. 1 ст. 198 УК РФ «уклонение от уплаты налогов и (или)  сборов  с  физического  лица  путем  непредставления   налоговой   декларации   или   иных документов, представление которых  в соответствии с  законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является  обязательным, либо путем  включения  в  налоговую  декларацию  или  такие документы заведомо ложных сведений,  совершенное  в  крупном  размере, –                                                     
    

    наказывается штрафом в размере от ста тысяч до  трехсот  тысяч  рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет,  либо  арестом  на  срок  от  четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до  одного  года».    
    

    Согласно примечанию к ст. 198 УК РФ «Крупным  размером  в  настоящей  статье  признается  сумма налогов и (или) сборов, составляющая  за  период  в пределах трех финансовых лет подряд более ста тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или)  сборов  превышает  10  процентов подлежащих уплате сумм налогов и  (или)  сборов,  либо  превышающая триста тысяч рублей».
    

    Согласно условию задачи сумма налога, неуплаченного предпринимателем, составляет 20000 рублей и следовательно не может быть отнесено к крупному размеру.

    Руководствуясь нормами ст. 122 НК РФ, ст. 198 УК РФ, следует признать неправомерными к предпринимателю норм уголовной ответственности.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Конституция РФ: Принята 12 дек. 1993 г. М., 1993.
  2. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г.// СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая //Библиотечка «Российской газеты» — № 17. – 2000.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая //Библиотечка «Российской газеты» — № 17. – 2000.
  6. О банках и банковской деятельности: ФЗ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 // СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492.
  7. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) //СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.
  8. Карасева М. В, Крохина Ю А Финансовое право. М., 2009.
  9. Лебедев В.А. Финансовое право. М., 2009
  10. Свиридов О.Ю. Банковское дело. Ростов-на-Дону, 2009.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.97MB/0.00050 sec

WordPress: 23.45MB | MySQL:123 | 1,916sec