Природа и сущность пассивных операций коммерческого банка

<

102214 1812 1 Природа и сущность пассивных операций коммерческого банка Актуальность темы исследования определяется следующим. Одна из наиболее важных задач управления любым банком – обеспечение соответствующего уровня (т.е. способность банка платить по своим обязательствам), так как ее недостаточный уровень часто является первым признаком наличия у банка серьезных финансовых затруднений, в такой ситуации он обычно серьезных финансовых затруднений, в такой ситуации он обычно начинает терять свои депозиты, что уменьшает его наличные средства и заставляться от наиболее ликвидных активов. Кроме того, к важнейшим задачам деятельности банка относятся обеспечение достаточного уровни прибыльности и снижения уровня рисков. Названные факторы заставляют российские банки менять стратегию своего поведения: формировать портфель активов с учетом их риска, ориентироваться не столько на высокодоходные операции, сколько на приносящие постоянный надежный доход и т.п. В этих условиях управление коммерческим банком превращается во все более сложный технологический процесс, требующий учета совокупного влияния многочисленных факторов доходности и рисков, а также различных внешних ограничений и при этом направленный на получение гарантированной прибыли, оправдывающей вложение средств акционеров в банковский капитал.

Управление пассивами банка — составная часть банковского менеджмента, формирующая структуру пассивов банка. Основными задачами управления пассивами является обеспечение банка необходимыми кредитными ресурсами, слежение за обязательной прибыльностью средств банка. Важным средством управления пассивами является политика банка в части депозитного процента.

Объект: пассивные операции коммерческого банка

Цель: исследовать сущность и содержание пассивных операций российских коммерческих банков и на статистическом материале провести анализ проводимых операций российских кредитных учреждений.

В процессе исследования использовались методы системно-аналитического анализа и структурно-логического методов исследования.

Задачи исследования:

– охарактеризовать экономическую природу и сущность пассивных операций современного коммерческого банка;

– провести практический анализ банковских операций российских коммерческих банков;

– исследовать возможные перспективы развития банковской системы Российской Федерации.

Нормативно-правовой базой исследования являются Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, федеральные законы и иные юридическо-правовые акты, регулирующие порядок проведения банковских операций на территории Российской Федерации.

Теоретической базой исследования являются работы таких авторов, как Басуния Т., Видяпина В.И., Захаров В., Львов О.И., Попков В., Свиридов О.Ю., Солнцев О., Щербакова Г.Н. и др.

 

1.1 Операции коммерческих банков

 

Совокупность типичных процедур, работ, выполняемых коммерческими банками, называют их операциями.

Операции коммерческих банков делятся на две большие группы. Пассивные операции направлены на мобилизацию, привлечение банком денежных средств со стороны, от других организаций и лиц. Активные операции заключаются в размещении имеющихся у банка денежных средств, вложении их в дело, предоставлении другие организациям, лицам. Пассивные операции сводятся в основном к привлечению вкладов, получению кредитов от других банков и эмиссии собственных ценных бумаг. Если собственный капитал коммерческого банка (уставный, акционерный) являете» лишь отправной точкой для создания банка и частью его действующего капитала, тс заемные средства, получаемые в результате пассивных операций, являются основой деятельности банка. Доля заемных средств коммерческих банков в настоящее врем» составляет около 75% всего капитала для большинства банков. Такой объем заемных средств обусловливает необходимость активизации деятельности банков по их привлечению, применению разнообразных форм и методов привлечения. Пассивными операции включают прежде всего открытие и ведение срочных и бессрочных вкладов клиентов банка [7, 251].

 

 

1.2 Экономическая сущность пассивных операции коммерческого банка

 

Коммерческие банки, как и другие субъекты хозяйственных отношений, для обеспечения своей коммерческой и хозяйственной деятельности должны располагать определенной суммой денежных средств, то есть ресурсами. В современных условиях проблема формирования ресурсов имеет первостепенное значение. Это вызвано тем, что с переходом к рыночной модели экономики, ликвидацией монополии государства на банковское дело, построением двухуровневой банковской системы характер банковских ресурсов претерпевает существенные изменения, потому что, во-первых, значительно сузился общегосударственный фонд банковских ресурсов, а сфера его функционирования сосредоточена в первом звене банковской системы — ЦБ РФ; во-вторых, образование предприятий и организаций с различными формами собственности означает возникновение новых собственников временно свободных денежных средств, самостоятельно определяющих место и способ их хранения, это способствует созданию рынка кредитных ресурсов, органично входящего в систему денежных отношений. Кроме того, масштабы деятельности банков, определяемые объектом его активных операций, зависят от совокупности объема ресурсов, которыми они располагают, и особенно от суммы привлеченных ресурсов. Такое положение обостряет конкурентную борьбу между банками за привлечение ресурсов.

Одновременно с рынком кредитных ресурсов начинает функционировать рынок ценных бумаг, на котором банки выступают продавцами собственных либо покупателями государственных и корпоративных ценных бумаг. Наличие страховых, финансовых и других кредитных учреждений активизирует конкурентную борьбу на рынке кредитных ресурсов и обостряет проблему аккумуляции банками временно свободных денежных средств.

Ресурсы коммерческих банков, или банковские ресурсы, представляют собой совокупность собственных и привлеченных средств, имеющихся в его распоряжении и используемых для осуществления активных операций. По способу образования все ресурсы коммерческого банка подразделяются на собственные и заемные (привлеченные) [7, 252].

Пассивными называются операции, посредством которых банки формируют свои ресурсы для проведения кредитных и других активных операций. Пассивные операции играют важную роль для коммерческих банков. Именно с их помощью банки приобретают кредитные ресурсы на денежных рынках. Существуют три формы пассивных операций коммерческих банков:

  1. взносы в уставной фонд;
  2. отчисления от прибыли банка на формирование или увеличение фондов;
  3. депозитные, внедепозитные операции.

    С помощью первых двух форм пассивных операций формируется первая группа кредитных ресурсов — собственные. Другая форма образует вторую группу ресурсов — заемные или привлеченные ресурсы. Значение первых прежде всего в том, чтобы поддерживать устойчивость банков, которые за счет них создают необходимые им резервы. Собственные ресурсы — главный источник вложений в долгосрочные активы.

    Привлеченные средства банков покрывают до 99 % всей потребности в денежных ресурсах для осуществления активных операций, прежде всего кредитных.

    Естественно, что для создания коммерческого банка и его эффективного функционирования необходим первоначальный минимальный собственный капитал. Его величина значительно колеблется. В некоторых странах собственные средства занимают лишь несколько процентов от общего капитала коммерческого банка.

     

    1.3 Организация пассивных операций

     

    Необходимо отметить, что особенностью банковского бизнеса является тот факт, что коммерческий банк работает преимущественно на привлеченных средствах, которые в совокупных пассивах банка составляют до 90 %, в то время как собственные только около 10 % [20, 74].

    Однако анализ пассивов банка обычно начинается именно с его собственного капитала. Во-первых, потому, что без него вряд ли возможно начало банковской деятельности вообще. Во-вторых, потому, что значение собственного капитала в деятельности банка гораздо существеннее, чем его доля в общем объеме пассивов. Собственный капитал банка — это и стержень его деятельности, и последний резерв в случае неблагоприятного стечения обстоятельств.

    Собственный капитал формируется в момент создания банка и первоначально состоит из сумм, полученных от учредителей в качестве их взноса в уставный капитал банка, который может производиться как напрямую — если банк создается в форме общества с ограниченной ответственностью, так и через покупку акций — если банк создан в форме акционерного общества. К собственному капиталу относятся также все накопления, получаемые банком в процессе его деятельности, которые не были распределены среди акционеров (участников) банка в виде дивидендов либо израсходованы на другие цели. Собственный капитал олицетворяет ту сумму денежных средств, которая будет распределена среди акционеров (участников) банка в случае его закрытия. Иными словами, если реализовать все активы банка: принадлежащие ему ценные бумаги, здания, оборудование и т. п. — и востребовать все выданные им ссуды, а вырученную сумму направить на погашение обязательств банка перед третьими лицами (вкладчиками, кредиторами), то оставшаяся после этого сумма и будет тем фактическим собственным капиталом, на который могут претендовать акционеры (участники). В том случае, если активы банка будут реализованы по более низкой стоимости, чем они оценены в балансе, то все убытки будут покрыты за счет собственного капитала и, следовательно, каждый акционер получит меньшую сумму, чем та, которая по балансу банка приходилась на его акции. Собственный капитал обеспечивает банку экономическую самостоятельность и стабильность функционирования. Он считается в банковской практике резервом ресурсов, позволяющим поддерживать платежеспособность банка даже при утрате им части своих акций.

    Собственный капитал выполняет три функции: 1) защитную, 2) оперативную и 3) регулирующую. Защитная функция означает защиту экономических интересов вкладчиков и кредиторов, т. е. возможность выплаты им компенсации в случае возникновения убытков или банкротства банка; а также продолжение деятельности банка независимо от убытков банка [16, 14].

    Регулирующая функция проявляется в том, что размер имеющихся у банка собственных средств определяет масштабы его деятельности. По действующему законодательству экономические нормативы, установленные ЦБ РФ и регулирующие деятельность коммерческих банков, в основном исходят из размера собственных средств банка. В соответствии с инструкцией Банка России «О порядке регулирования кредитных организаций» от 1 октября 1997 года № 1 соотношение между собственным капиталом и суммарным объемом активов, взвешенных с учетом риска для банка, собственный капитал которого превышает 5 млн евро, установлено на уровне 11 %, для банка с собственным капиталом от 1 до 5 млн евро — 10 %. Фактический собственный капитал банка определяет также максимальный размер риска на одного заемщика и кредитора (вкладчика), максимальную сумму денежных вкладов населения, которую может привлечь банк, и т. д. В целях повышения стабильности банковской системы Банк России установил также, что все действующие банки для выполнения широкого круга банковских операций должны располагать собственным капиталом в размере, превышающим 5 млн евро. Банки, собственный капитал которых составляет от 1 до 5 млн евро, могут выполнять лишь ограниченный перечень операций. Банки, не сумевшие нарастить размеры собственного капитала до 1 млн евро, должны были превратиться в небанковские кредитные организации. Однако в связи с экономическим кризисом августа 1998 года Банк России принял решение отсрочить до 2001 года выполнение требования о минимальном размере собственного капитала банков.

    Оперативная функция собственного капитала заключается в том, что он является источником вложений в собственные материальные активы, источником развития материальной базы банка.

    Источниками собственного капитала банка служат: уставный капитал, добавочный капитал, фонды банка, нераспределенная прибыль отчетного года и прошлых лет.

    Уставный капитал кредитной организации составляется из вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов. Для акционерных банков он устанавливается как сумма номинальной стоимости его акций, приобретенных акционерами, а для банков в форме ООО — как номинальная стоимость всех долей его участников. Величина уставного капитала определяется в учредительском договоре о создании банка и в Уставе банка; Вклады в уставный капитал банка могут быть произведены в виде денежных средств и материальных активов, а именно банковского здания, в котором будет располагаться банк. Для формирования уставного капитала банка не могут использоваться привлеченные средства, запрещается принимать в качестве взносов в уставный капитал негосударственные ценные бумаги и нематериальные активы. Банк России устанавливает минимальный размер уставного капитала, которым банк должен располагать для получения лицензии на осуществление банковских операций. Так, минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых коммерческих банков Российской Федерации (за исключением дочернего банка иностранного банка) установлен в сумме, эквивалентной 1 млн евро.

    Добавочный капитал включает в себя: прирост стоимости имущества при его переоценке, эмиссионный доход, т. е. разницу между ценой размещения, акций при эмиссии и их номинальной стоимостью; стоимость безвозмездно полученного банком в собственность имущества от организаций и физических лиц.

    Фонды банка образуются из прибыли в порядке, установленном учредительными документами банка с учетом требований действующего законодательства. К ним относятся: 1) резервный фонд, который служит для покрытия возможных убытков банка; 2) фонд производственного и социального развития служит для финансирования технического совершенствования банковского дела; 3) фонд материального поощрения служит для поощрения персонала банка; 4) фонд Председателя Правления банка служит для финансирования направлений, не предусмотренных иными фондами банка. Кроме вышеперечисленных банки создают: 5) специальные страховые фонды под обесценение вложений в ценные бумаги и возможные потери по ссудам банков; 6) фонды накопления представляют собой нераспределенную прибыль банка, зарезервированную в качестве финансового обеспечения его производственного и социального развития и других мероприятий по созданию нового имущества. Фонды накопления, как правило, не уменьшаются: происходит лишь изменение формы их существования — из денежной они превращаются в материальные активы (здания, оборудование, материалы, транспортные средства и т. д.) [20, 76].

    В 1988 г. в Базеле Комитетом по банковскому надзору было принято Соглашение по международной унификации расчета и стандартам капитала (International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards), устанавливающий разнообразие в определении структуры капиталов I и II уровней, соотношения капиталов этих уровней, шкалу взвешивания по риску для балансовых активов, шкалу пересчета забалансовых статей в условные балансовые эквиваленты с целью дальнейшего применения к ним системы взвешивания капитала I и II уровней к активам и забалансовым операциям, взвешенным по степени риска [16, C. 15]. Каждый коммерческий банк самостоятельно определяет величину собственных средств и их структуру, исходя из принятой им стратегии развития. На практике существуют два пути увеличения собственного капитала: 1) накопление прибыли и 2) привлечение дополнительного капитала на финансовом рынке.

    Достаточность капитала определяется путем установления минимально допустимых размеров уставного капитала банка и соотношения всего его капитала с суммой активов, взвешенных с учетом степени риска потери части их стоимости. В соответствии с инструкцией № 1 «О порядке регулирования деятельности банков» приняты следующие значения минимального размера уставного фонда для вновь создаваемых кредитных организаций на 1 января 1998 года — 4 млн евро, на 1 июля 1998 года — 5 млн евро. Минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих банков, определяемых как сумма уставного капитала, фондов кредитной организации и нераспределенной прибыли, устанавливается начиная с 1 января 1999 года в сумме, эквивалентной 5 млн евро. При этом можно считать, что планка размера уставного капитала доведена до международного уровня.

    К пассивным кредитным операциям прежде всего относятся депозитные операции — это операции по привлечению денежных средств юридических и физических лиц вклады на определенные сроки либо до востребования. На их долю обычно приходится основная часть пассивов.

    Объектами депозитных операций являются депозиты — суммы денежных средств, которые субъекты этих операций вносят в банк на определенное время, оседаемые на счетах в банке в силу действующего порядка осуществления банковских операций.

    По срокам депозиты принято подразделять на: до востребования; срочные (с их разновидностями — депозитным и сберегательными сертификатами); сберегательные вклады.

    Депозиты также можно классифицировать по другим признакам; по срокам, видам вкладчиков, условиям внесения и изъятия средств. Депозиты до востребования
    представлены различными счетами, с которых их владельцы могут получать наличные деньги по первому требованию путем выписки денежных и расчетных документов. Преимуществом депозитных счетов до востребования для их владельцев является их высокая ликвидность. Деньги на такие счета зачисляются и снимаются по мере осуществления хозяйственных и других операций, отражаемых в денежном выражении на этих счетах. Основной недостаток — отсутствие уплаты процентов по счету или очень невысокий процент.

    Срочные банковские депозитыэто денежные средства, внесенные а банк на фиксированный в договоре срок. По ним владельцам выплачивается обычно более высокий процент, чем по депозитам до востребования и, как правило, имеются ограничения по досрочному изъятию, а в ряде случаев и по пополнению вклада. Срочные депозиты по срокам хранения подразделяются на депозиты со сроком до 30 дней; от 31 до 90 дней; от 91 до 180 дней; от 181 дня до 1 года; от 1 года до 3 лет; свыше 3 лет. Они могут оформляться векселем банка, а также депозитными и сберегательными сертификатами.

    Сберегательные сертификаты не имеют фиксированного срока.

    Наиболее распространенным видом персональных депозитных счетов является сберегательный вклад с книжкой, для которого характерно отсутствие фиксированного срока хранения денежных средств; не требуется предупреждение об изъятий средств; при внесении и снятии денег со счета предъявляется сберегательная книжка, в которой отражается движение средств.

    Существуют различные виды сберегательных вкладов, открываемых физическим лицам: срочные, срочные с дополнительными взносами, выигрышные, денежно-вещевые выигрышные, целевые, текущие, с предварительным уведомлением об изъятии средств и др. Для банков значение
    сберегательных вкладов состоит в том, что с их помощью мобилизуются неиспользованные доходы населения и превращаются в производительный капитал.

    Срочные сберегательные вклады: устанавливается либо фиксированный срок, либо срок, в течение которого не может быть изъят. По ним банк выплачивает наиболее высокий процент по сравнению с другими видами сберегательных вкладов.

     

     

    2 Анализ организации пассивных операций российских коммерческих банков

     

    2.1 Анализ банковских операций коммерческих банков

     

    Последние несколько лет были периодом качественных изменений для российского банковского сектора. Российские банки заметным образом скорректировали свои стратегии, определив для себя в качестве приоритетной задачи развитие розничного направления банковского бизнеса. В ближайшей перспективе это неизбежно приведет к усилению конкурентных позиций одних игроков и ослаблению – других. Как показывает мировой опыт, только крупный банк, обладающий развитой филиальной сетью, может рассчитывать на высокую отдачу от масштаба в розничном бизнесе. В российской практике подтверждением этому служат интенсивные процессы консолидации, мотивированные в значительной степени задачей проникновения на региональные розничные рынки. В течение последних лет мы стали свидетелями формирования многопрофильных финансовых конгломератов, расширяющих быстрыми темпами свое присутствие в российских регионах [22].

    Развитие розничного бизнеса в регионах является на данный момент перспективным по причине невысокой насыщенности местных банковских рынков. Заметное отставание от Москвы и Московской области в уровне обеспеченности банковскими услугами сохраняется не только для депрессивных регионов, но и для тех субъектов РФ, которые обладают мощным производственным потенциалом. Учитывая, что регионы России обеспечивают основной вклад в производство валового внутреннего продукта, современный уровень концентрации финансовых потоков в Москве представляется неоправданным (рисунок 1). В этой связи закономерной можно признать тенденцию опережающего роста региональных рынков банковских услуг (рисунок 2) и, в частности, сегмента розничных операций [22].

     

    102214 1812 2 Природа и сущность пассивных операций коммерческого банка

    Рисунок 1 – Отношение совокупных банковских активов к ВВП (Россия = 100%) на 2005 г.

    102214 1812 3 Природа и сущность пассивных операций коммерческого банка

    Рисунок 2 – Сравнительная динамика показателей банковской деятельности (за январь-август 2005 года)

     

    Необходимо отметить, что банковский бизнес в российских регионах развивается крайне неравномерно. Для большей части субъектов РФ потенциал роста остается невысоким. В то же время формируется ограниченная группа регионов-лидеров, способных в ближайшей перспективе внести значимый вклад в увеличение объемов операций российского банковского сектора. В первую очередь здесь речь идет о субъектах РФ, характеризующихся высокой численностью населения. Существенным образом на привлекательность региона для ведения банковского бизнеса влияет степень его урбанизации, в частности, наличие на его территории городов с миллионным населением. Плотность расселения, достигаемая в мегаполисах, предоставляет банкам наилучшие возможности в области привлечения и обслуживания розничной клиентуры. Более того, сама по себе специфика жизни и работы в городах предполагает высокую востребованность банковских услуг [27].

    Очевидно, к числу наиболее перспективных банковских рынков необходимо отнести регионы, обладающие мощным экономическим потенциалом. В настоящее время более 60% ВВП России производится в 15 наиболее крупных субъектах РФ: Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, Республиках Башкортостан и Татарстан, Красноярском крае, Ростовской, Нижегородской, Пермской, Самарской, Свердловской, Тюменской, Челябинской и Иркутской областях. Как можно судить по составу группы, в первую очередь, здесь представлены регионы выраженной экспортно-сырьевой специализации. Таким образом, субъекты РФ, на территории которых действуют нефтедобывающие, металлургические и химические производства, претендуют на роль наиболее емких рынков банковских услуг.

    Вместе с тем, при оценке привлекательности ведения банковского бизнеса в конкретном регионе необходимо принимать во внимание и уровень диверсификации производства. В условиях моноотраслевых экспортно-ориентированных экономик положение банков особенно тесно привязано к колебаниям внешней товарной конъюнктуры, что должно рассматриваться скорее как негативный фактор.

    Необходимо также учесть, что многие регионы, попадающие сейчас в категорию бесперспективных по причине доминирующего положения в них внутренне-ориентированных промышленных производств, могут существенно повысить свой статус в результате изменения приоритетов структурной политики государства. Так, стимулируемое государством привлечение иностранного капитала в соответствующие отрасли может послужить серьезным толчком к интенсификации экономического развития ряда субъектов РФ.

    Отдельный аспект работы на рынках банковских услуг промышленно-развитых регионов связан с высокими барьерами вхождения. Предприятия, определяющие отраслевую специализацию регионов, как правило, находятся под контролем финансово-промышленных холдингов, в рамках которых они и получают весь набор необходимых банковских услуг. Тесная привязка местной корпоративной клиентуры к конкретным банковским структурам ограничивает возможности для конкуренции не только на местном рынке рассчетно-кассового и кредитного обслуживания, но и в сфере розничного банковского бизнеса.

    <

    Как показывает практика, регионы, характеризующихся относительно низким уровнем обеспеченности банковскими услугами, совсем необязательно становятся объектом экспансии со стороны московских банков. Для оценки региональных конкурентных условий можно использовать данные о динамике числа филиалов инорегиональных банков и регистрируемых местных кредитных организаций. В свою очередь, неплохое представление об уровне насыщенности местных банковских сетей дает сопоставление общего числа банковских подразделений, способных оказывать весь комплекс банковских услуг (головные конторы, филиалы и дополнительные офисы) и совокупных доходов граждан, проживающих в регионе.

    Из числа субъектов РФ, обеспечивающих наибольший вклад в производство ВВП, низкий уровень насыщенности банковских сетей при слабом изменении числа участников банковского рынка можно фиксировать для Тюменской и Пермской областей, а также для Красноярского края и Республики Башкортостан. Как видно, выраженная экспортная специализация наиболее крупных предприятий региона в значительной степени предопределяет жесткие конкурентные условия на местном рынке банковских услуг (рисунок 3).

    Переход крупных московских банков к активным действиям на региональных рынках розничных услуг ставит в острой форме вопрос о судьбе местных кредитных организаций. Существует для большинства из них какая-либо альтернатива присоединению к банковским холдингам национального уровня? На каких рыночных сегментах местные банки в принципе могут сохранить свое влияние? Необходимо констатировать, что та модель бизнеса, которой следовали региональные банки на протяжении последних 5– 7 лет, в современных условиях оказывается нежизнеспособной [27].

    102214 1812 4 Природа и сущность пассивных операций коммерческого банка

    Рисунок 3 – Насыщенность региональных банковских сетей и изменение числа участников рынка

     

    До недавнего времени залогом устойчивости конкурентных позиций банка на региональном уровне являлась тесная привязка к корпоративной клиентуре. С одной стороны, она обеспечивала стабильные поступления от оказания расчетно-кассовых услуг, с другой – позволяла банкам развивать ресурсную базу: помимо счетов предприятий заметный вклад в ее формирование вносился средствами занятых на них граждан. Важным конкурентным преимуществом для региональных банков также являлась близость к бюджетным потокам. Обособленная группа кредитных организаций, работавших со средствами субфедеральных и местных бюджетов, помимо всего прочего получала заметное преимущество в привлечении средств населения: их розничная клиентура была представлена преимущественно занятыми в социальной сфере.

     

    2.2 Анализ пассивных операций коммерческих банков

     

    Локальные масштабы деятельности региональных кредитных организаций накладывали серьезные ограничения на возможности наращивания капитальной базы. На данный момент невысокий уровень обеспеченности собственными средствами можно назвать отличительной особенностью большинства региональных банков (рисунок 4). В составе тридцатки крупнейших российских банков, находятся только три кредитные организации, которые могут быть охарактеризованы как региональные (т.е. не имеющие головного офиса в Москве или Санкт-Петербурге). Их попадание в число лидеров российского банковского бизнеса было обусловлено влиянием двух ключевых факторов. Во-первых, ядро клиентской базы данных банков составляли предприятия нефтяной отрасли. Во-вторых, каждый из них в течение длительного периода специализировался на обслуживании счетов региональных бюджетов [27].

    102214 1812 5 Природа и сущность пассивных операций коммерческого банка

    Рисунок 4 – Распределение российских банков по величине собственных средств

     

    Индикаторы финансового состояния региональных кредитных организаций в целом указывают на их невысокий потенциал в конкурентной борьбе с крупными московскими банками. Если расхождение в уровнях рентабельности активов можно назвать минимальным, то величина процентной маржи позволяет провести достаточно четкую границу между данными группами банков. Так, для московских банков (из их числа представляется целесообразным исключить кредитные организации, контролируемые государством и нерезидентами) в 2004 году финансовый результат и процентная маржа по отношению к активам составляли 2,6% и 9,3%, а для региональных – 2,5% и 6,9% соответственно. Серьезную нагрузку на финансовый результат московских банков в настоящее время создают расходы на региональное и технологическое развитие, в связи с чем вряд ли стоит ожидать сохранения наблюдаемого паритета в уровнях рентабельности в долгосрочной перспективе [27].

    Одной из главных причин сравнительно низкой рентабельности региональных банков можно назвать их слабую обеспеченность долгосрочными ресурсами, и как следствие более высокий спрос на ликвидные активы, являющиеся по определению менее доходными. В частности, средства на корреспондентских счетах в Банке России составляют около 5,5% от совокупных активов региональных кредитных организаций, в то время как банки Московского региона и Санкт-Петербурга размещают на корсчете в ЦБ РФ только 3,8% своих ресурсов (рис. 5).

    Высокий спрос на ликвидность со стороны региональных банков также определяется проблемами доступа на рынок межбанковского кредитования и к системе рефинансирования ЦБ РФ. На российском рынке МБК переток средств происходит преимущественно в рамках ограниченного круга участников. Условия, на которых крупные московские банки готовы предоставлять ресурсы небольшим региональным кредитным организациям нельзя назвать приемлемыми: ставка существенно превышает MIACR, а установленные лимиты – крайне низкие (рисунок 6).

    Существующие конкурентные угрозы требуют от региональных банков пересмотра стратегий роста. Поддержание интенсивной динамики розничных операций объективно возможно только при условии привлечения дополнительных капитальных ресурсов. Как показывает опыт последних нескольких лет, региональные банки выбирают следующие пути укрепления капитальной базы. Во-первых, особую интенсивность на региональном уровне приобрели консолидационные процедуры. Во-вторых, ряд крупных региональных банков сделали выбор в пользу привлечения в свой капитал взносов стратегического иностранного инвестора. Покупка блокирующего пакета акций иностранным инвестором имеет своим обязательным условием выстраивание банком собственной системы корпоративного управления в соответствии с международными стандартами наилучшей практики.

    102214 1812 6 Природа и сущность пассивных операций коммерческого банка

    Рисунок 5 – Вклад отдельных компонент в структуру активно-пассивных операций российских банков

     

Проблема привлечения иностранных инвестиций в российский банковский сектор заслуживает особого внимания. Как известно, в России действует умеренно либеральный подход к регистрации и лицензированию кредитных организаций с участием иностранного капитала. Условия и порядок доступа нерезидентов в банковскую систему России во многих отношениях мягче, чем в большинстве других стран. Немногочисленные запреты вводились в основном только на определенный срок или же имели декларативный характер. Что же касается стереотипа о нежелании обеспечивать допуск иностранных банков в Россию, то факты, за редким исключением, его не подтверждают[22]. .

102214 1812 7 Природа и сущность пассивных операций коммерческого банка102214 1812 8 Природа и сущность пассивных операций коммерческого банка

Рисунок 6 – Спрос на ликвидность со стороны разных групп банков

 

К настоящему времени нерешенным остается только один принципиально важный вопрос, который касается фактического запрета на открытие филиалов иностранных банков на территории Российской Федерации, минуя создание дочернего банка. Правительство и Центральный Банк Российской Федерации исходят из того, что на текущем этапе развития банковского сектора создание филиалов иностранных банков, минуя учреждение дочернего банка, следует считать преждевременным, прежде всего исходя из необходимости поддержания равных конкурентных условий для всех кредитных организаций, оказывающих банковские услуги. Во всех остальных моментах условия допуска нерезидентов в российскую банковскую систему вписываются в общемировую практику лицензирования банковской деятельности и не вызывают существенных возражений со стороны зарубежных инвесторов.

Приток иностранного капитала рассматривается российскими денежными властями в качестве важного фактора развития банковского сектора страны. Они исходят из того, что иностранный капитал привносит на российский рынок банковских услуг современные технологии, новые финансовые продукты, способствует повышению культуры корпоративного управления в кредитных организациях, развитию конкуренции между кредитными организациями и совершенствованию банковского дела.

В настоящее время иностранный капитал присутствует в структуре собственности каждого десятого банка, действующего на территории Российской Федерации. В 38 кредитных организациях уставный капитал на 100% сформирован за счет средств нерезидентов. При этом обращает на себя внимание тот факт, что количество таких банков с начала 2005 г. увеличилось на 5 единиц. Взносы нерезидентов в уставные капиталы банков этой группы составляют 22,5 млрд. рублей (почти 800 млн.долл.США), или 80,5% общей суммы иностранных инвестиций. 7 кредитных организаций имеют долю нерезидентов в уставном капитале более 50%, но менее 100%. В 14 банках иностранное участие варьирует от 20 до 50 %. В 73 кредитных организациях доля нерезидентов незначительна (менее 20% от уставного капитала). Следует также учитывать и то, что ряд банков, находящихся под эффективным контролем нерезидентов, действуют под российским флагом и фактически являются их дочерними структурами [27].

Имеются все основания говорить о том, что интересы банков с иностранным участием преимущественно связаны с Москвой: здесь зарегистрировано 85 кредитных организаций или 65% от их общего количества рисунок 7.

102214 1812 9 Природа и сущность пассивных операций коммерческого банка102214 1812 10 Природа и сущность пассивных операций коммерческого банка

 

 

 

 

 

Рисунок 7– Региональное распределение иностранных инвестиций в банковский сектор Российской Федерации

 

Показатель концентрации иностранного капитала также демонстрирует дисбаланс в распределении вложений в уставный капитал между Москвой и остальными российскими регионами. Так, на долю Москвы приходится свыше 90% всего объема иностранного участия в уставных капиталах банков. Данный факт соответствует общей логике ведения банковского бизнеса в России: за пределами Москвы финансовые потоки характеризуются меньшими объемами.

Географически источники иностранных инвестиций можно разделить на две группы: республики бывшего СССР и страны «дальнего» зарубежья (рисунок 8). Несмотря на тесные экономические связи России с республиками бывшего СССР, размеры инвестиций последних в российский банковский сектор крайне малы. Они составляют всего 3,4% от общего участия нерезидентов в российских кредитных организациях, тогда как доля этой группы стран во внешнеторговом обороте России достигает 17%. Республики бывшего СССР представлены банками Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Украины и Беларуси. Столь незначительные масштабы участия банков из республик бывшего СССР неудивительны: обладая меньшей в сравнении с российскими банками капитализацией, они сами нуждаются в привлечении прямых инвестиций [19].

102214 1812 11 Природа и сущность пассивных операций коммерческого банка

Рис. 8. Географическое распределение источников инвестиций в банковский сектор

Основная часть иностранных инвестиций в российский банковский сектор приходится на долю стран «дальнего» зарубежья – 96,6%. При этом лидерами по размерам инвестиций являются Германия, Франция, США, Австрия, Нидерланды и Турция. Лидирующая роль немецкого капитала в российской банковской системе (25% всех иностранных инвестиций) отражает статус Германии как основного внешнеэкономического партнера России [19].

Отметим, что роль иностранных инвесторов в увеличении капитализации российского банковского сектора становится более заметной. В последние годы темп роста инвестиций нерезидентов в уставные капиталы действующих кредитных организаций опережал темп роста совокупного зарегистрированного уставного капитала действующих кредитных организаций. Тем не менее, можно констатировать, что фактические масштабы участия иностранного капитала в российской банковской системе остаются все еще скромными. По сравнению со странами Центральной и Восточной Европы доля банковских активов, находящихся под контролем нерезидентов, в России заметно ниже. По состоянию на 1 июля 2005 г. банки по эффективным контролем нерезидентов (более 50% уставного капитала) распоряжались только 8,2% совокупных банковских активов. При этом обращает на себя внимание тот факт, что эта доля имеет в последние 5 лет тенденцию к понижению. Своего максимума (10,6%) она достигала по состоянию на 1 января 2000 г. [21].

Для банков с иностранным участием текущая ситуация во многом является переходной, когда стратегия ведения бизнеса в России может претерпеть кардинальные изменения. Статистические данные пока еще по большей части фиксируют модель «осторожного поведения» иностранного капитала в российском банковском секторе. Ее главным признаком выступает существенный дисбаланс между потенциальными конкурентными преимуществами дочерних иностранных банков и реальными масштабами их деятельности на российском рынке банковских услуг.

Однако на отдельных сегментах рынка банковских услуг кредитные организации с преобладающим участием иностранного капитала уже сейчас играют заметную роль. В частности, это касается операций на межбанковском рынке. На них приходится 22,9% кредитов, депозитов и иных размещенных средств в банках. Иностранные банки проявляют активность на рынке корпоративной клиентуры. Они концентрируют в своих руках 10% средств, привлеченных всей банковской системой страны, от предприятий и организаций. Несмотря на небольшой удельный вес потребительских ссуд в кредитных портфелях и вкладов граждан в пассивах иностранных банков (3,2% от всей суммы привлеченных средств населения) ритейловый бизнес уже достаточно активно осваивается рядом банков, контролируемых нерезидентами. Оценки и прогнозы показывают, что масштабы участия иностранного капитала в российской банковской системе, в том числе путем слияний и присоединений, уже в ближайшей перспективе заметно расширятся.

В январе 2006 г. совокупный зарегистрированный уставный капитал действующих кредитных организаций по сравнению с предыдущим месяцем увеличился на 0,6 млрд. руб. (в декабре — на 10,4 млрд. руб.) и на начало февраля 2006 г. составил 445,0 млрд. рублей.

Число крупных банков с уставным капиталом 150 млн. руб. и выше увеличилось на 6— до 453, а число кредитных организаций с уставным капиталом до 60 млн. руб. уменьшилось на 6— до 573 (или до 36,3 и 46,0% от числа действующих кредитных организаций соответственно).

Суммарный объем кредитов, депозитов и прочих размещенных средств, предоставленных всем категориям заемщиков, на 1.02.06 составил 6474,5 млрд. руб., или 101,6% к уровню на 1.01.05. Темп роста просроченной задолженности по этим кредитам увеличился с 91,4% в декабре до 109,2% в январе.

Объем кредитов в рублях всем категориям заемщиков в январе 2006 г. по сравнению с декабрем 2005 г. изменился незначительно (темп роста был равен 100,3%) и к началу февраля 2006 г. составил 4376,0 млрд. рублей. Доля рублевых кредитов всем категориям заемщиков в их суммарном объеме в январе 2006 г. оставалась существенной (67,6%). Темп роста просроченной задолженности по кредитам в рублях всем категориям заемщиков был равен в январе 110,5%.

Темп роста кредитов в иностранной валюте всем категориям заемщиков в январе 2006 г составил 107,0%, существенно превысив темпы роста кредитов в рублях. Объем таких кредитов к началу февраля 2006 г.достиг 74,6 млрд. долл. США.

Темп роста объема кредитов банкам в рублях в январе 2006 г. составил 88,4% (в декабре — 104,1%). Темп роста кредитов банкам в иностранной валюте в этом месяце равнялся 131,3% (в декабре 2005 г. — 72,5%). В результате объем кредитов банкам в рублях к началу февраля 2006 г. сократился до 221,9 млрд. руб., а объем кредитов в иностранной валюте возрос до 19,0 млрд. долл. США.

Суммарный объем кредитов, предоставленных нефинансовым предприятиям и организациям в рублях и иностранной валюте, увеличился в январе 2006 г. по сравнению с декабрем 2005 г.на 0,5% (до 4296,7 млрд. руб. на 1.02.06).

Темп роста кредитов нефинансовым заемщикам в рублях составил 101,5%, кредитов в иностранной валюте — 100,7%, а их объемы составляли 2966,6 млрд. руб. и 47,3 млрд. долл. США соответственно.

В январе 2006 г. впервые с апреля 2005 г. снизился темп роста суммарных кредитов нефинансовым заемщикам на срок свыше 1 года (до 99,6%). Однако в январе 2006 г., как и месяцем ранее, продолжал расти объем кредитов нефинансовым заемщикам на срок свыше 3 лет (темп роста составил 101,0%, в декабре — 107,5%). В результате объем суммарных кредитов нефинансовым заемщикам в рублях и иностранной валюте на срок до 1 года составил к началу февраля 2328,0 млрд. руб., а на срок свыше 1 года — 1861,0 млрд. руб., в том числе на срок свыше 3 лет — 616,1 млрд. рублей. Доля кредитов нефинансовым заемщикам на срок свыше 1 года уменьшилась с 43,7% в декабре 2005 г. до 43,3% в январе, а на срок до 1 года увеличилась за тот же период с 53,9 до 54,2%.

Темп роста суммарного объема кредитов физическим лицам (резидентам и нерезидентам в рублях и иностранной валюте) в январе 2006 г. был равен 100,4%. Объем таких кредитов к началу февраля 2006 г. составил 1183,7 млрд. рублей. Темп роста просроченной задолженности по кредитам физическим лицам в течение всего 2005 г. (за исключением декабря) опережал темп роста объема таких кредитов. В январе 2006 г. зафиксировано максимальное значение этого показателя — 113,5%. В результате отношение просроченной задолженности по кредитам физическим лицам к объему этих кредитов по состоянию на 1.02.06 возросло до 2,1%.

В январе объем вложений банков в ценные бумаги продолжал увеличиваться (темп его роста составил 102,8%, в декабре — 106,8%) и к началу февраля достиг 1582,6 млрд. рублей.

Темп роста суммарных вложений банков в долговые обязательства в январе 2006 г. составил 101,1% (в декабре — 106,3%), а их объем увеличился до 1048,1 млрд. рублей. Темп роста вложений банков в долговые обязательства Российской Федерации в январе 2006 г. снизился до 95,5% (в декабре — 105,3%), их объем на 1.02.06 уменьшился до 469,8 млрд. рублей. Вложения банков в долговые обязательства субъектов Российской Федерации и местных органов власти в январе 2006 г. возросли до 100,7 млрд. руб. (темп роста составил 114,1%), однако их доля в ценных бумагах, приобретенных банками, по-прежнему была небольшой (6,4%). В отличие от двух предыдущих месяцев, когда вложения в долговые обязательства банков сокращались, в январе 2006 г. темп роста составил 112,7%, а их объем к началу февраля 2006 г увеличился до 34,6 млрд. рублей.

Объем вложений банков в акции в январе продолжал расти: темп роста составил 103,4% (в декабре — 125,2%). В результате вложения банков в акции в рублях и иностранной валюте увеличились к началу февраля до 302,8 млрд. рублей. В отличие от предыдущих двух месяцев, когда вложения в учтенные векселя сокращались, в январе они выросли на 10,3% по сравнению с декабрем и на 1.02.06 составили 231,6 млрд. рублей.

Остатки средств на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России в январе резко сократились (на 34,5% по сравнению с предыдущим месяцем) и составили к началу февраля 319,3 млрд. рублей. Суммарные остатки средств на корреспондентских счетах в банках за январь 2006 г. также сократились, но в меньшем объеме (темп роста составил 86,2%). По состоянию на 1.02.06 они равнялись 222,1 млрд. рублей.

Объем вкладов физических лиц в рублях и иностранной валюте на 1.02.06 составил 2751,8 млрд. руб., или 99,9% к уровню предыдущего месяца. Если в декабре отмечался максимальный для 2005 г. темп роста объема вкладов физических лиц до востребования и на срок до 30 дней (116,6%), то в январе этот показатель составил 94,8%. Объем вкладов указанной срочности сократился к началу февраля 2006 г. до 428,6 млрд. рублей. Темпы роста вкладов физических лиц в рублях и иностранной валюте сроком до 1 года и свыше 1 года не были высокими — 100,5 и 101,1% соответственно. В январе 2006 г. средства во вкладах физических лиц по всем срокам, открытых в рублях, росли медленнее (100,3%), чем во вкладах, открытых в иностранной валюте (101,0%). Их объемы увеличились к началу февраля до 2088,3 млрд. руб. и 23,6 млрд. долл. США соответственно.

В январе впервые с января 2005 г. суммарный объем депозитов юридических лиц сократился (темп роста составил 99,1%, в декабре — 107,5%) и к началу февраля был равен 928,2 млрд. рублей.

Остатки средств предприятий и организаций на расчетных, текущих и прочих счетах в январе сократились почти на 4%, в то время как в декабре они увеличились на 10,7% по сравнению с ноябрем. К началу февраля этот показатель был равен 1608 млрд. рублей.

Темп роста кредитов, депозитов и иных средств, полученных от других банков, в январе составил 95,4% (в декабре — 107,1%). В результате их объем к началу февраля уменьшился до 1037,0 млрд. рублей. В январе 2006 г. объем кредитов, депозитов и иных привлеченных средств, полученных кредитными организациями от Банка России, сократился на 0,4 млрд. руб. — до 19,8 млрд. руб. (в декабре — на 2,3 млрд. руб.).

Суммарный объем средств, привлеченных кредитными организациями за счет выпуска долговых обязательств, на 1.02.06 составил 735,3 млрд. руб., или 98,2% к уровню предыдущего месяца. В январе 2006г. в структуре долговых обязательств рост объемов наблюдался по облигациям и сберегательным сертификатам (темпы роста составили 102,7 и 103,1%, а объемы по состоянию на 1.02.06 — 69,1 и 6,8 млрд. руб. соответственно). По депозитным сертификатам, а также векселям и банковским акцептам в январе наблюдалось сокращение объемов — до 52,9 и 600,1 млрд. руб., или на 3,5 и 2,4% по сравнению с предыдущим месяцем соответственно.

 

3 Перспективы развития банковской системы Российской Федерации

 

За достаточно непродолжительный период существования банковская система Российской Федерации прошла ряд этапов эволюции.

На первом этапе (он продолжался до конца 1993 г.) наблюдалась значительная концентрация ресурсов банковской системы в руках крупнейших кредитных учреждений, образованных на базе прежних государственных спецбанков — Сбербанка, Промстройбанка, Мосбизнесбанка (бывшего Жилсоцбанка) и ряда других. На данном этапе развития коммерческие банки сформировали своеобразный механизм приспособления к конкурентной среде и извлечения прибыли. Он был обусловлен гиперинфляцией и связанной с ней отрицательной ставкой ссудного процента. В период гиперинфляции 1992– 1993 гг. и значительных инфляционных ожиданий в 1994 г. деятельность многих коммерческих банков заключалась в следующем: принять вклады в рублях; конвертировать их в доллары; дождаться очередного значительного обесценения рубля, когда процент по вкладам станет отрицательным; конвертировать доллары в рубли и расплатиться по вкладам.

Поскольку реальная ставка процента была отрицательной, кредитные организации были вынуждены привлекать в значительных объемах крайне дешевые или даже вообще бесплатные обязательства. Главными источниками дешевых и бесплатных обязательств выступали средства в расчетах, бюджетные средства и депозиты до востребования.

Второй этап (1994 — середина 1995 г.) развития банковской системы характеризовался появлением значительного числа вновь образованных коммерческих банков. Концентрация банковского капитала в этот период достигает наименьшего значения.

Развитию кредитных учреждений способствовала высокая инфляция, что позволяло банкам получать значительные прибыли без реального развития квалифицированного управления. Для банков этого периода было характерно инфляционное основание расширенного воспроизводства денежного капитала. Следует отметить, что банки на данном этапе развития практически не занимались долгосрочным кредитованием предприятий, так как проценты по кредитам фактически не компенсировали инфляции. Предприятия рассматривались в качестве источников бесплатных финансовых ресурсов в виде остатков на счетах. Их использованию, в свою очередь, способствовала развитость рынка валютных инструментов, обладавших высокой ликвидностью, что позволяло банкам оперативно работать с остатками средств. Таким образом, слабость главного действующего лица банковского сектора, узость собственной ресурсной базы, валютный крен изначально предопределили общую неустойчивость банковской системы, ее сильную зависимость от колебания валютного курса, изменений во внешнеэкономической среде.

Льготные кредиты Центробанка, обилие транзитных бюджетных средств на счетах банков привели к росту межбанковских кредитов (МБК) на фоне отсутствия так называемой «депозитной подушки» — средств мелких частных вкладчиков, которые и создают устойчивость кредитного учреждения.

Знаменательной датой в этот период стало 4 октября 1994 г. В «черный вторник» коммерческие банки вновь попытались воспроизвести ситуацию, характерную для первого этапа. Казалось бы, они добились своего, «обрушив» рубль. Но предпринятые правительством экстренные меры по стабилизации курса национальной валюты и удержанию валютного коридора стали губительны для коммерческих банков. Те из них, которые привыкли работать в условиях гиперинфляции и строить на ней свою конкурентную стратегию, в массовом порядке прекратили свое существование.

24 августа 1995 г. на рынке межбанковских кредитов (МБК) разразился кризис. После «черного четверга» утратили собственные средства 365 банков, у 225 были отозваны лицензии. Крах рынка МБК обнаружил отсутствие у банков надежной ресурсной базы, неспособность работать в относительно нормальных экономических условиях, слабую связь с клиентами, необходимость работы с мелким частным вкладчиком, включающей в себя предоставление им широкого спектра услуг.

Падение темпов инфляции и кризис привели к банкротству большого числа мелких и средних банков, перевели развитие системы на новую ступень через процессы разорения, концентрации и централизации банковского капитала.

Накануне третьего периода численность коммерческих банков в Российской Федерации достигла максимума.

Для третьего этапа (с сентября 1995 г. по 1997 г.) характерно уменьшение доли валютных обязательств по сравнению с предыдущим этапом (с 20% до 10—12%), снижение доли кредитов с 60 до 55% и одновременный рост государственных обязательств с 3-5% до 20%. Это связано с развитием рынка государственных ценных бумаг. Появление государственных долговых обязательств имело целью осуществить безинфляционный переход к финансированию дефицита бюджета. Государство стало выступать в качестве главного заемщика финансовых ресурсов у коммерческих банков.

В 1997 г. активизировались слияния банков, создание различных конгломератов, альянсов, банковских группировок, холдингов и т. п. Эти процессы характеризуют четвертый этап (с начала 1997 г. по август 1998 г.) в становлении банковской системы России, который связан также и с началом переориентации многих банков (прежде всего немосковских) на работу с реальным сектором экономики. В 1997 г. произошел перелом тенденции к абсолютному и относительному сокращению кредитной активности. За 9 месяцев 1997 г. московские банки без учета Сбербанка получили за счет кредитования от конечных заемщиков 37% своих доходов, региональные коммерческие банки — 48%.

Рассматриваемый период связан и с процессом активного встраивания в банковский сектор страховых компаний. Для этого использовались различные формы — от соглашений о стратегическом партнерстве до перекрестного владения неконтрольными пакетами акций.

Август 1998 г. знаменует начало пятого этапа развития банковской системы, сопровождаемый самым крупным банковским кризисом в современной России. Отказ Правительства отвечать по своим финансовым обязательствам в виде ГКО — ОФЗ разрушительно сказался на крупнейших системо-образующих банках, основных держателях государственных ценных бумаг. По имеющимся оценкам, в ГКО — ОФЗ оказалось заморожено порядка 40—50 млрд руб. собственно банковских средств, что составляло 90% суммарного уставного фонда российских банков и около четверти докризисного объема их совокупного уставного капитала.

Крах пирамиды ГКО — ОФЗ не явился неожиданностью для коммерческих банков России, так как уже в первой половине 1998 г. показатели рентабельности у ведущих коммерческих банков России резко упали. По итогам шести месяцев 1998 г. балансовые убытки имели 8 из первой тридцатки крупнейших коммерческих банков. Таким образом, можно говорить о том, что крах финансовой пирамиды ГКО — ОФЗ лишь ускорил процесс банкротства ряда коммерческих банков, прежде всего таких банков, как СБС-Агро, Инкомбанк, финансовое положение которых уже к августу было достаточно критическим.

Пятый этап банковской системы продолжался по существу до середины 1999г., когда начались активные действия по реструктуризации, санации проблемных банков.

Собственно с середины 1999 г. банковская система России перешла к новому, шестому этапу, который характеризуется законодательным обеспечением реструктуризации банков, ликвидацией банков-банкротов, реструктуризацией внешней задолженности банков. С середины 1999 г. обозначился рост капиталов иностранных банков, а с 2000 г. начали расти капиталы и российских банков. Так, если зарегистрированный уставной капитал действующих кредитных организаций на начало 1999 г. составлял 52,5 млрд руб., то на начало 2000г. он уже достиг 111,1 млрд руб.

В 2004 году количество действующих кредитных организаций сократилось с 1329 до 1299. В 2004 году лицензии отозваны (аннулированы)у 33 кредитных организаций (в том числе у 8 из числа 200 крупнейших по размеру активов: Банка «Диалог Оптим» ((ООО) (56 е место по активам на 1.01.04), АКБ «Кредиттраст» (63), «Нефтегазбанк» ЗАО ((106),ООО КБ «Содбизнес банк»(113), АБ «Империал» ((ОАО)(135),ОАО Банк «Павелецкий» ((167),КБ «Легпромбанк» ООО ((170), КБ «Меритбанк» ООО ((200),реорганизованы (в форме присоединения)3 кредитные организации, зарегистрированы 5 новых кредитных организаций.

В 2004 году продолжилась реорганизация филиальной сети кредитных организаций. В целом за отчетный год незначительно увеличилось количество филиалов действующих кредитных организаций — на 1.01.05 оно составило 3238 против 3219 на 1.01.04, увеличение составило 0,6%(в течение предыдущих трех лет происходило сокращение количества филиалов действующих кредитных организаций — общее уменьшение за 2001 —2003 годы составило 574 единицы, или 15,1%).Из общего кредитных организаций на территории Российской Федерации по состоянию на 1.01.05 действуют 1011 филиалов Сбербанка России, их количество по сравнению с 1.01.04 сократилось на 34.

В 2004 году сохранилась тенденция к увеличению количества внутренних структурных подразделений кредитных организаций и их филиалов, таких как дополнительные офисы и кредитно кассовые офисы.

При этом сократилось общее количество операционных касс вне кассового узла (с 19 060 до 18 491).Общее количество внутренних структурных подразделений кредитных организаций и их филиалов увеличилось на 1202 единицы и составило 27 670 на 1.01.05 против 26 468 на 1.01.04.

На 1.01.05 в пяти федеральных округах (Северо Западном, Приволжском, Южном, Сибирском, Дальневосточном)число филиалов банков других регионов превышало число местных кредитных организаций и их филиалов.

В 2004 году доля 200 крупнейших по величине активов кредитных организаций в совокупных активах банковского сектора практически не изменилась и по состоянию на 1.01.05 составила 89,0%(на 1.01.04 — 88,0%),доля 5 крупнейших банков увеличилась с 42,9 до 45,1%, в основном за счет увеличения удельного веса Сбербанка России (с 27,6 до 28,6%).

На долю 200 крупнейших по величине капитала кредитных организаций по состоянию на 1.01.05 приходилось 82,9% совокупного капитала банковского сектора (на 1.01.04 — 82,7%%),в том числе на 5 крупнейших банков — 34%%(на 1.01.04 — 35%%).

Количество кредитных организаций с капиталом свыше 5 млн.евро увеличилось за 2004 год с 462 до 501,или на 8,4%(совокупный капитал этой группы — на 17,1%),а их доля в совокупном капитале банковского сектора — с 93 до 94%%. По состоянию на начало 2005 года 38,6% кредитных организаций имели капитал более 5 млн.евро (34,8% годом ранее).

Российская банковская система постепенно освобождается от банков, созданных в течение десятилетия, предшествующего банковскому кризису, и практически не работавших на банковском рынке. Круг реальных участников российского рынка банковских услуг в целом сформировался, а рынок в основном поделен между ними.

После 17 августа 1998 года Банк России принял ряд неотложных мер по созданию благоприятных условий для реструктуризации и рекапитализации банковской системы, запретив, в частности, оплату уставного капитала в валюте и ограничив долю оплаты материальными активами одновременно. Банк России приступил к решению перспективных задач. Главная из них — реструктуризация всей банковской системы России [22].

Основные цели реструктуризации — выделение жизнеспособного ядра банковской системы, увеличение ее капитала, улучшение качества активов, создание долгосрочной ресурсной базы для качественного обслуживания клиентов.

В основу программы положена группировка банков в зависимости от их реального финансового положения и той роли, которую они играют в экономике регионов.

Как отдельно взятое явление, поскольку ее деятельность тесно связана с теми условиями, которые задает состояние реального сектора экономики. Тесная взаимосвязь финансово-кредитного и других секторов экономики определяет необходимость проведения реформ по всем направлениям одновременно, способствуя преобразованию производственной, непроизводственной и финансовой отраслей, а также государственно-правового и налогового регулирования. Поэтому преодоление негативных факторов в жизнедеятельности банковской системы, а также адаптация к новым условиям хозяйствования, которые привели к нарушению устоявшихся связей и пропорций, формированию новых принципиальных подходов к организации банковского дела, должно осуществляться в русле общенациональных реформ [22].

Сроки достижения целей и решения ближайших задач по реформированию банковского сектора, динамика количественных параметров зависят во многом от общих темпов и характера экономического развития и структурных преобразований в российской экономике по следующим основным для банковского сектора показателям: реальный объем и структура ВВП; динамика инфляции, валютного курса и рыночных ставок процента; уровень монетизации экономики, сокращение доли бартерных сделок, неденежных и наличных форм расчетов. Поэтому для результативности реформ необходима координация действий Правительства РФ и Центрального банка РФ при заинтересованном участии самих кредитных организаций в соответствии с макроэкономическими тенденциями российских и международных финансовых рынков [19, 19].

Содействие государства реструктуризационным процессам выражается в выполнении следующих функций:

– определении национальной стратегии развития;

– выявлении макроэкономических и структурных диспропорций, которые невозможно устранить рыночными механизмами, а также обеспечении равновесия этих диспропорций административными методами;

– разработке и реализации эффективной структурной политики и стимулировании позитивных структурных изменений во всех отраслях экономики;

– поддержании финансовой стабильности, и прежде всего на основе сбалансированности бюджета;

– формировании справедливой, нейтральной и эффективной налоговой системы с целью снижения налоговой нагрузки на субъекты экономической деятельности и создания благоприятных условий для развития предпринимательства;

– разработке норм и правил поведения агентов экономических отношений, обеспечение экономической безопасности и противодействий дестабилизирующим факторам;

– формировании благоприятного инвестиционного климата;

– поддержке отечественных производителей и координации деятельности национального бизнеса в условиях глобализации мирового хозяйства; и др. [19, 18].

В ближайшие годы Банк России продолжит осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение устойчивости банковского сектора Российской Федерации, защиту интересов кредиторов и вкладчиков, методическое и организационное совершенствование системы банковского надзора в соответствии с задачами, определенными Стратегией развития банковского сектора в Российской Федерации на период до 2008 года [22].

Деятельность Банка России будет направлена на дальнейшее совершенствование правового обеспечения функционирование банковского сектора, формирование благоприятных условий для повышения роли банков в системе финансового посредничества, развитие конкурентной среды, транспарентности деятельности кредитных организаций, укрепление рыночной дисциплины в банковской сфере, обеспечение равных условий конкуренции для всех кредитных организаций, повышение требований к качеству корпоративного управления.

Политика государства в отношении реструктуризации банковского сектора направлена на обеспечение системной стабильности и создание необходимых условий для развития рынка банковских услуг на базе здоровой внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции. Государство формирует правовую базу банковской деятельности, осуществляет контроль за исполнением законодательных норм, препятствует использованию банковского сектора для проведения противоправных сделок, при проведении реорганизационных процедур обеспечивает защиту законных интересов кредиторов и вкладчиков, а также транспарентность реформирования. При этом к деятельности всех кредитных организаций предъявляются единые требования в соответствии с установленными принципами, учитывающие коммерческие интересы и пруденцйальные нормы. Государственное влияние на банковский сектор осуществляется преимущественно косвенными методами, но прямое воздействие путем участия в капитале кредитных организаций в условиях неустойчивости экономики будет сохранено [19, 18].

Решение задач реструктуризации предполагает учет региональных особенностей и интересов. Для этого необходима активная федеральная политика, направленная на усиление процессов межрегиональной интеграции, снижение дифференциации уровней социально-экономического развития регионов, обеспечения свободного перемещения товаров, услуг и рабочей силы по всей территории РФ. При этом особенно важно продолжение совершенствования межбюджетных отношений для создания правовых и финансово-экономических механизмов, повышающих ответственность региональных и местных властей за принимаемые решения.

Таким образом, последующее развитие экономики страны будет определяться общенациональной консолидацией, объединением усилий основных участников социально-экономических и политических процессов — государства, бизнеса и общества.

Основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу является повышение устойчивости банковской системы и эффективности функционирования банковского сектора. Реформирование банковского сектора будет способствовать реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005—2008 годы), прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ [22].

Основными задачами развития банковского сектора являются: усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;  повышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции; повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций; предотвращение использования кредитных организаций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем);  развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций; укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков.

Основными направлениями развития банковского сектора в России являются: совершенствование правового обеспечения банковской деятельности; формирование благоприятных условий для участия банков в финансовом посредничестве; повышение эффективности банковского регулирования и банковского надзора; развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций; укрепление рыночной дисциплины в банковской сфере и обеспечение равных условий конкуренции для всех кредитных организаций, включая банки, контролируемые государством; повышение требований к качеству корпоративного управления в кредитных организациях; развитие инфраструктуры банковского бизнеса [22].

Однако становление рыночной банковской системы носит неоднозначный характер, в процессе которого поступательное движение сменяется глубокими кризисами. Кроме того, по мнению специалистов, банковская система не играет пока активной роли в ускорении экономического роста, и положительная динамика отечественного производства последних лет (1999—2005 гг.) базируется в основном на самофинансировании предприятий реального сектора. Поэтому необходимость решения таких задач, как стабилизация развития банковского бизнеса, расширение кредитования реального сектора, укрепление правовых основ банковской деятельности, переход на международные стандарты, повышение качества выполнения основных функций, привлечение вкладчиков и инвесторов, противодействие использования банков для отмывания доходов, полученных незаконным путем, и ряда других требует последующей реструктуризации банковской системы, которая будет происходить под влиянием общемировых тенденций.

Коммерческие банки, как и другие субъекты хозяйственных отношений, для обеспечения своей коммерческой и хозяйственной деятельности должны располагать определенной суммой денежных средств, т.е. ресурсами. В современных условиях развития российской экономики проблема формирования ресурсов имеет первостепенное значение. Это вызвано тем, что с переходом к рыночной экономике, ликвидацией монополии государства на банковское дело, построением двухуровневой банковской системы характер банковских ресурсов претерпевает существенные изменения.

Привлеченные средства банков покрывают свыше 90% всей потребности в денежных ресурсах для осуществления активных операций, прежде всего кредитных. Это депозиты (вклады), а также контокоррентные и корреспондентские счета. Роль их исключительно велика. Мобилизуя временно свободные средства юридических и физических лиц на рынке кредитных ресурсов, коммерческие банки с их помощью удовлетворяют потребность народного хозяйства в дополнительных оборотных средствах, способствуют превращению денег в капитал, обеспечивают потребности населения в потребительском кредите.

Банки должны научиться зарабатывать на классических банковских операциях. Чтобы называться банком финансовому институту необходимо: принимать депозиты, выдавать кредиты, проводить расчеты и оказывать финансовые консультации своим клиентам. А выбор того, или иного из наиболее перспективных направлений развития пассивных операций, позволит коммерческим банкам улучшить свою деятельность.

Банки — центры, где в основном начинается и завершается деловое партнерство. От четкой грамотной деятельности банков зависит в решающей мере здоровье экономики. Без развитой сети банков, действующих именно на коммерческой основе, стремление к созданию реального и эффективного рыночного механизма остается лишь благим пожеланием.

Коммерческие банки осуществляют активные и пассивные операции. Эти операции подобны двум противоположным сторонам диалектического единства. Без пассивных операций невозможны активные операции, а без активных операций становятся бессмысленными пассивные. Но все без исключения, проводимые банковские операции преследуют одну цель — увеличение доходов и сокращение расходов.

Суть пассивных операций заключается в привлечении различных видов вкладов в рамках депозитных и сберегательных операций, получении кредитов от других банков, эмиссии различных ценных бумаг, а также проведения других операций, в результате которых увеличиваются денежные средства в пассиве. Пассивные операции характеризуют источники поступления средств и природу финансовых связей банка, поскольку они в значительной мере определяют условия, формы и направления использования банковских ресурсов. В связи с этим вопросы наращивания ресурсного потенциала и обеспечения его стабильности посредством эффективного управления пассивами приобретают особую остроту и актуальность. С точки зрения источников образования пассивы банка можно разделить на две крупные группы: собственные средства и привлеченные средства.

Сегодня, в условиях развития товарного и становлении финансового рынка, резко меняется структура банковской системы. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживание клиентов. Идет поиск оптимальных форм устройства кредитной системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов, новых методов обслуживания коммерческих структур. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры — одна из важнейших задач экономической реформы в России.

Понятно, что недостаточно просто объявить о создании новых кредитных институтов. Коренным образом должна измениться вся система отношений внутри банковского сектора, принципы взаимоотношений банков и их клиентов, необходимо изменить психологию банкира, воспитать нового банковского работника — хорошо образованного, думающего, инициативного и готового идти на обдуманный и взвешенный риск. На это требуется время. Необходимо, путем вдумчивого изучения зарубежной практики, восстановить утраченные рациональные принципы функционирования кредитных учреждений, принятые в цивилизованном мире и опирающиеся на многовековой опыт рыночных финансовых структур.

Кризисные процессы в сегодняшней российской экономики существенно осложняют положение в банковском секторе России. Возможности получения надежной прибыли относительно сокращаются. Финансовые затруднения банковских партнеров и клиентов, кризис неплатежей осложняют положение банков, а наименее устойчивых из них приводят к банкротству. Аферы со средствами населения подрывают доверие к финансовым институтам. Инфляционные всплески, прогнозы роста нестабильности, слабая предсказуемость государственной экономической политики повышают риск не только производственных инвестиций, но и любых долгосрочных процессов.

Крупнейшие банки накапливают определенный потенциал для финансирования проектов в приоритетных отраслях, создания стратегических финансово-промышленных альянсов как «локомотивов» российской экономики. Повысился интерес крупных банков к вложениям в экономически необходимые либо оригинальные и конкурентноспособные на мировом уровне производства.

Важнейшими направлениями развития банковского сектора стали расширение сети филиалов по всей стране, установление связей с банковскими учреждениями ближнего зарубежья, стремление выйти на финансовые рынки Запада. Нарастает динамизм изменений в банковской сфере, что связано с нестабильностью конъюнктуры кредитного рынка, усилением межбанковской конкуренции, расслоением среди банковских учреждений.

Банковское дело затрагивает в конечном счете ожидания, чувства и планы конкретных людей. Банки, стремящиеся выжить в современной конкуренции должен стремиться к тому, чтобы чаяния его клиентов становились реальностью. Реальное же возникает и живет на какой-то основе — духовной, нравственной, материальной. Надежность банка — главная из составляющих той основы, на которой сохраняются и приумножаются средства акционеров и клиентов.

В настоящее время ряд позиций законодательного и нормативного регулирования в банковской деятельности приближен к международным требованиям. Тем не менее банковская система России пока не отвечает всем требованиям развивающейся экономики. Для интенсивного развития нужны новые стратегические задачи, в том числе создание устойчивой и капитализированной банковской системы, пользующейся доверием инвесторов и населения и соответствующей международным стандартам (в первую очередь по бухучету и финансовой отчетности) и новым задачам по обеспечению экономического роста в стране.

В ближайшее время для коммерческих банков должны быть созданы экономические условия для капитализации. Ведь только недавно банки по налогообложению приравняли к остальным хозяйствующим субъектам и снизили ставку налога на прибыль с 43 до 24%.

С 1 января 2007 г. банки должны иметь собственный капитал, равный сумме, эквивалентной не менее пяти миллионах евро. Нужно отметить, что малые банки нужны экономике, ведь сегодня банк малый, завтра — средний, послезавтра — крупный. Было бы вполне оправданным, если бы государство пришло на помощь банковской системе и на ближайшие пять лет освободило банки от уплаты налогов на ту часть прибыли, которая направляется на увеличение их капиталов.

За последние три года общее число банковских учреждений уменьшилось почти на 20%, а филиалов — на 23%. Естественно, это негативно сказывается на финансовой активности.

Банки заинтересованы в устойчивости нашей валюты, поэтому сейчас как никогда актуальна проблема укрепления курса рубля.

ЦБ РФ выступает за поэтапную либерализацию валютного регулирования и контроля, а также считает необходимой (совместно с Правительством РФ) разработку системы гарантированных вкладов населения. Ведь несмотря на то что доверие к банкам медленно, но верно растет (более 14% своих доходов граждане уже вложили в банки, а до кризиса этот показатель был менее 12%), все же значительная часть средств остается неиспользованной на руках населения. Если же заинтересовать население, то в реальный сектор только через фондовый рынок можно привлечь 10—12 млрд долл.

Сегодня основные показатели развития банковской системы превысили докризисный уровень. Отношение к ВВП совокупных активов банковского сектора выросло до 34,6%, совокупного капитала — до 4%, кредитов реальному сектору экономики — до 11,7%. Финансово стабильные банки составляют сейчас 90% общего числа действующих кредитных организаций.

Эволюция отечественной банковской системы может пойти по сценарию развития стран Восточной Европы, которые, по мнению экспертов, опережают Россию в экономике и банковской сфере на 3–5 лет. В Чехии, Польше, Венгрии, Болгарии практически не осталось банков без участия западного капитала. Активная экспансия западных банков тем более реальна, что в ближайшем будущем Россию ожидает вступление в ВТО. Ведь сделать это, не допустив широкого распространения западных банков на отечественном рынке, в принципе невозможно. И первое, что они предпримут, придя в Россию «лично», а не своими дочерними структурами (как в настоящее время), быстро захватят как можно большую часть рынка. Самый простой способ достичь этого — покупать действующие банки с развитой розничной сетью. Они обладают такими конкурентными преимуществами, как дешевые кредитные ресурсы и широчайший спектр банковских услуг в сочетании с высоким качеством их предоставления. Минус для предпринимателей только один — цена этих услуг в России. Следовательно, есть еще одна реальная перспектива — повышение рыночных тарифов на обслуживание в банке.

Компании, собирающиеся взять в банке кредиты, находятся в выгодном положении. Процентные ставки снижаются — рентабельность бизнеса увеличивается. Тем же компаниям, которые прекрасно себя чувствуют без дополнительного банковского финансирования и подумывают о временном помещении свободных денежных средств на банковский депозит, придется привыкать к снизившимся уровням процентных ставок. Ситуация в банковском секторе такова, что через полгода получить процент выше 7 по валютным депозитам и 12 по рублевым вложениям будет очень сложно. Если же банк предложит высокий процент, то следует усомниться в возможности вернуть деньги.

В ближайшее время банковскую систему ожидает укрупнение банков, сокращение числа мелких кредитных организаций путем слияния их с крупными банковскими и финансово-промышленными группами (чаще) и банкротства (реже).

Этот процесс уже идет: в 2004 г. были и слияния, и поглощения, и банкротства. Причем данная тенденция со временем только усилится. Немаловажно и то, что доля теневой экономики постепенно уменьшается. Азначит, мелкие и средние банки, особенно так называемые «схемные банки» (функционирующие в «серых» схемах), постепенно теряют свой бизнес

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Конституция РФ: Принята 12 дек. 1993 г. М., 1993.
  2. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г.// СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  4. О банках и банковской деятельности: ФЗ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 в ред. от 29.12.04// СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492;
  5. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): ФЗ от 10 июля 2002 г. (в ред. от 29 июля 2004 г.) // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790; 2004. № 31. Ст. 3233.
  6. Басуния Т. Эволюция коммерческих банков в РФ // Банковское дело. 2003. № 7.
  7. Деньги, кредит, банки / Под ред. Г.Н. Белоглазовой. М., 2004.
  8. Деньги. Кредит. Банки / Под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. М., 2003.
  9. Деньги, кредит, банки / Под ред. О.И. Лаврушина. М., 2004.
  10. Долан Э.Дж., Кембелл К.Д., Кембелл Р.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Под ред. В.В. Лукашевича. М.-Л., 2001.
  11. Захаров В. Прежняя денежно-кредитная политика может привести к новому кризису // Аналитический банковский журнал. 2003. № 11.
  12. Камаев В.Д.. Экономическая теория. М., 2005.
  13. Костюк В.Н.. К определению современного коммерческого банка // Банковское дело, 2000. — №11. С.20 – 21.
  14. Курс экономики / Под ред. Б.А. Райзберга.–М.: Инфра-М, 2005.
  15. Львов Ю. И. Банки и финансовый рынок. СПб., 1995.
  16. Общий нового Базельского соглашения о капитале // Бизнес и банки. 2001. № 164.
  17. Ольхова Р.Г. Общие проблемы формирования капитала // Банковские услуги. 1998/1999.
  18. Насущные проблемы функционирования банковской системы // Деньги и кредит. 2002. № 10.
  19. Саркисянц А.. Проблемы интеграции российских банков в мировую банковскую систему // Вопросы экономики. №9, 2000, С. 105– 106.
  20. Свиридов О.Ю. Банковское дело. Ростов-на-Дону, 2002.
  21. Солнцев О., Хромов М. Банковская система в 2004 году //Банковское дело в Москве. 2004. № 4.
  22. Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года // Заявление Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года № 01-01/1617 от 5 апреля 2005 г.
  23. Турбанов А. Реструктуризация банковской системы: цели, инструменты, результаты // Банковское дело. 2003 № 8.
  24. Щербакова Г.Н. Банковские системы развитых стран. М., 2004
  25. Экономическая теория (политэкономия) / Под ред. В.И Видяпина, Г.П. Журавлева. –М.: ИНФРА-М., 2004.
  26. Экономическая теория / Под ред. А.Г. Грязновой, проф. Т.В. Чечелевой.–М.: Экзамен, 2003.
  27. Официальные сайт Центрального Банка РФ. Аналитические материалы
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.06MB/0.00144 sec

WordPress: 25.58MB | MySQL:118 | 1,816sec