УПРАВЛЕНИЕ ПАССИВАМИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

<

102214 1810 1 УПРАВЛЕНИЕ ПАССИВАМИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКААктуальность темы исследования определяется следующим. Одна из наиболее важных задач управления любым банком – обеспечение соответствующего уровня (т.е. способность банка платить по своим обязательствам), так как ее недостаточный уровень часто является первым признаком наличия у банка серьезных финансовых затруднений, в такой ситуации он обычно серьезных финансовых затруднений, в такой ситуации он обычно начинает терять свои депозиты, что уменьшает его наличные средства и заставляться от наиболее ликвидных активов. Кроме того, к важнейшим задачам деятельности банка относятся обеспечение достаточного уровни прибыльности и снижения уровня рисков. Названные факторы заставляют российские банки менять стратегию своего поведения: формировать портфель активов с учетом их риска, ориентироваться не столько на высокодоходные операции, сколько на приносящие постоянный надежный доход и т.п. В этих условиях управление коммерческим банком превращается во все более сложный технологический процесс, треюующий учета совокупного влияния многочисленных факторов доходности и рисков, а также различных внешних ограничений и при этом направленный на получение гарантированной прибыли, оправдывающей вложение средств акционеров в банковский капитал.

Управление пассивами банка — составная часть банковского менеджмента, формирующая структуру пассивов банка. Основными задачами управления пассивами является обеспечение банка необходимыми кредитными ресурсами, слежение за обязательной прибыльностью средств банка. Важным средством управления пассивами является политика банка в части депозитного процента.

Задачи исследования:

– охарактеризовать экономическую природу и сущность современного коммерческого банка;

– рассмотреть и выявить особенности управления пассивами банка.

Теоретической базой исследования являются работы таких авторов, как Басуния Т., Видяпина В.И., Захаров В., Львов О.И., Попков В., Свиридов О.Ю., Солнцев О., Щербакова Г.Н. и др.

1. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

 

 

1.1. Банки как часть современного денежного хозяйства

 

Сущность и функции банка определяют его роль в экономике. Под ролью банка следует понимать его назначение, то, ради чего он возникает, существует и развивается. Так же как и функция, роль банка специфична, она адресует к экономике в целом, к банку независимо от того, к какому типу он принадлежит (эмиссионному или коммерческому, сберегательному или инвестиционному и т. п.).

Коммерческий банк — объективно необходимый элемент в общей системе субъектов хозяйствования в рыночной экономике.

Особенность банка как хозяйствующего субъекта рыночной экономики состоит в том, что он покупает и продает особый товар — деньги. Деньги не являются результатом труда и потому нередко называются в западной экономической литературе фиктивным товаром.

Однако широко распространенное мнение о том, что банки «торгуют деньгами», не является реальным отражением товарной структуры банковского рынка.

Действительно, коммерческие банки постоянно работают с деньгами. Вместе с тем в большинстве банковских сделок деньги лишь выполняют одну из присущих им функций, выступая или как средство обращения, или как средство платежа и т.д. В этих сделках деньги не служат непосредственным объектом купли-продажи. Ведь акт купли-продажи любого материального объекта (а деньги являются таковыми) предполагает, как мы убедились из всего предшествующего анализа рыночных отношений, смену собственника материального объекта, иначе говоря, передачу продавцом покупателю права владения, использования, распоряжения купленным объектом.

Сегодняшняя практика коммерческого банка свидетельствует, что в качестве прямого объекта купли-продажи деньги выступают крайне редко. К числу таких редких случаев относится купля-продажа денег при обмене иностранной валюты, а также продажа и покупка драгоценных металлов и других материальных объектов.

Основным товаром банковского рынка является услуга. Нередко в отечественной экономической литературе понятие «банковская услуга» отождествляется с понятием «банковская операция», хотя эти два понятия и взаимосвязаны, но их значение различно.

Учитывая то, что банк функционирует в сфере обмена, его назначение и влияние на экономику необходимо, прежде всего, рассматривать через данную сферу. Назначение банка состоит в том, что он обеспечивает упорядочение и рационализацию денежного оборота. Как это следует из функции аккумуляции временно свободных ресурсов, банки являются собирателями временно свободных денежных ресурсов для их последующего направления тем хозяйствующим субъектам, которые нуждаются в дополнительных ассигнованиях. Собранные по крупицам временно свободные денежные средства как мелкие денежные потоки превращаются банками в огромные потоки денежных ресурсов. Их концентрация, направление на удовлетворение потребностей производства и обращения сверх имеющихся в их распоряжении источников составляет важнейший атрибут их соприкосновения и взаимодействия с экономической средой. Аккумулируемые банками денежные средства, их последующее перераспределение дают возможность не только поддержать непрерывность производства и обращения продукта, но и ускорить воспроизводственный процесс в целом.

Переход от примитивных форм расчетов, используемых древними банкирскими домами, к организации расчетов на базе современных электронных сетей дает возможность хозяйству ускорить время обращения, расширить хозяйственные связи между товаропроизводителями. Банки стали неотъемлемыми атрибутами современной экономической жизни. Без их содействия невозможно представить деятельность предприятий, их объединений, отдельных юридических лиц и граждан.

Упорядочение и рационализация денежного оборота достигается не только вследствие расчетов, организуемых банком, внедрения наиболее совершенных и экономичных форм платежей, но и посредством более рационального использования ресурсов предприятия. По денежным средствам, помещенным в банк, предприятия и граждане могут получать определенный процент по вкладам, бесплатные другие услуги. В целом банки могут выполнять по поручению клиента работу по управлению денежными и материальными средствами. Деньги, находящиеся в банке, не просто хранятся на счетах, они совершают кругообращение, позволяющее получить дополнительную прибыль, как их владельцам, так и кредитному учреждению.

Важно рассматривать банковскую деятельность не только саму по себе, но и в увязке с общеэкономическими показателями. Банк, работая в сфере обмена, не отгорожен «китайской стеной» от народного хозяйства, воспроизводственного процесса в целом. Его роль, поэтому невозможно представить изолированно от влияния на экономику в целом, от того, как банки, предоставляя свой продукт, помогают хозяйству в его развитии. Было бы, например, проблематичным рассматривать роль банка с позиции только массы платежных средств, предоставляемых на макро- и микро уровнях. Размер выпущенных в обращение денег свидетельствует лишь о выполняемой банком операции, без которой не состоялся бы обмен, замедлился ход производства и обращения продукта. Выпуск платежных средств — важная характеристика банковской деятельности. Однако с позиции оценки роли банка здесь вряд ли можно ставить точку. Эмитирование платежных средств имеет, по крайней мере, две стороны: их масса оказывает огромное влияние на стабильность денежной единицы и на эффективность производства и обращения продукта.

Банки не могут не видеть и того, что искусственное сдерживание потока денежных средств, необходимых для обмена, может вызвать затруднения в платежах. Так, в России в начале 90-х гг. печатание денег, их выпуск в обращение отставали от потребностей налично-денежного оборота, вызывая задержку выплаты заработной платы работникам, получения пенсий и пособий. Одной из причин неплатежей между предприятиями в условиях сильной инфляции и обесценения их капиталов выступало (наряду с другими причинами) отставание эмиссии от потребностей денежного оборота, на практике приводило к приостановке производства, свертыванию производства определенных промышленных продуктов.

Стабильность денежной единицы, соответствие ее массы потребностям народного хозяйства является важнейшим показателем сбалансированной денежной политики банков, важнейшим компонентом того, насколько деятельность банков отвечает их назначению в экономике. Банки, хотя и работают, как отмечалось ранее, в сфере обмена, но не ради его как такового, последний неотделим от производства, распределения и потребления общественного продукта. Роль банка, воспроизводимая на макроэкономическом уровне, не может быть, поэтому раскрыта в полной мере без учета его воздействия на экономику в целом. Банк, будучи институтом обмена, работает не только на него, но и на конечные цели потребителей банковских услуг.

Влияние роли банка на общеэкономические показатели можно проследить на примере его деятельности в области кредитования хозяйства. Объем этой деятельности не дает полной картины назначения банков. Так, в период экономических кризисов потребность в кредитах значительно возрастает. Предприятия чаще испытывают острые финансовые затруднения, взаимные неплатежи по самым различным причинам (трудности сбыта, невыполнение правительством обязательств по оплате заказов, несостоятельность должников и др.) достигают колоссальных размеров, вызывают резкое увеличение потребности в кредите как платежном средстве. В этих условиях полное удовлетворение банками потребности предприятий в дополнительных платежных средствах было бы ошибочным. Опыт показывает, что в период экономических кризисов резко возрастают кредитные риски. Рост кредитов ни только не сопровождается их адекватным возвратом, но, напротив, вызывает значительный рост просроченных платежей по ссудам, приводит к росту убытков от кредитных операций. Именно в этой связи в период кризиса банки, несмотря на значительный рост спроса на кредит, сокращают объемы своих кредитных операций. Снижение объемов производства неизбежно сопровождается и сокращением объема кредитных вложений.

Деятельность банка по кредитованию народного хозяйства вопреки тенденциям производства и рынка его продуктов неизбежно может подорвать как само производство, так и кредитную основу, базирующуюся на возвратном движении средств. Поэтому разрабатываются модели оптимального соотношения между ростом производства и ростом кредитных вложений, активов банка и доли кредитов в его активах, устанавливаются нормативы ликвидности, пропорции между кредитами и депозитами и т. д. Их цель состоит в сдерживании неоправданной кредитной экспансии, снижении рисков в банковской деятельности. Качественная сторона роли банка достигается здесь посредством проведения сбалансированной политики, направленной как на эффективность производства, так и на эффективность банковской деятельности. Исходя из того, как банку удается на практике проводить такую политику, в конечном счете, и определяется результат — выполнял ли он свое назначение в экономике, была ли роль банка положительной или негативной.

При оценке роли банка важно видеть и его общественное назначение. Банк с позиции собственности представляет собой неоднородный институт. Центральный банк чаще всего является собственностью государства. Осуществляя свою деятельность на макро уровне, он выступает как общенациональный институт, проводящий политику не в интересах того или иного региона, той или иной группы отраслей народного хозяйства или предприятий, а в интересах государства, нации в целом. Выступая при этом как экономический институт, центральный банк не ставит своей задачей получение прибыли.

На прибыль работает другой уровень банковской системы – коммерческие банки, чаще всего выступающие как акционерные, паевые, кооперативные, частные банки. Общественное назначение данного типа банков проявляется в том смысле, что они работают не ради своей собственной прибыли, а, прежде всего ради прибыли их клиентов. Не надо забывать, что банки возникли вследствие определенного общественного интереса — заинтересованности хозяйства в функционировании особого института, удовлетворяющего потребности в платежах и ресурсах, сохранности капиталов. Рожденные интересами народного хозяйства, банки изначально обязаны осуществлять деятельность в соответствии с общественными интересами. Попытка проводить политику, не отвечающую общественным потребностям и интересам, всегда приводила к падению банков, их уходу с экономической арены. В распоряжении государства (правительства) всегда находились инструменты, с помощью которых банки лишались лицензий, их деятельность постепенно свертывалась.

Дело не только в том историческом процессе, который определяет общественную миссию банка. Банк, будучи одним из экономических субъектов производства, является «гражданином» той страны, того общества, в котором он живет и развивается. Гражданская позиция банка вольно или невольно всегда проявляется в его деятельности.

Большое воздействие на данный процесс оказывает сложившийся менталитет, представление банкиров об общественных ценностях и долге. Чем быстрее в сознании банкиров утверждается идеология деятельности, направляемая на удовлетворение потребностей их клиентов, тем в большей степени сказывается их позитивная роль в общественном развитии. Важно при этом не забывать, что банк — это не политический орган, а экономическое предприятие, он не может заниматься благотворительной деятельностью, деньгами своих вкладчиков он не имеет права покрывать убытки несостоятельных заемщиков. Из всего спектра потребностей хозяйства банк как общественный институт обязан выбрать те из них, которые при его активной поддержке позволят получить большую прибыль, повысить рентабельность как предприятия-заемщика, так и себя самого.

Итак , банки оказывают специфические услуги. Прежде всего следует учитывать, что услуга всегда предполагает наличие двух субъектов — того, кого обслуживают (клиента банка), и того, кто оказывает услугу (самого банка). Услуга, следовательно, выражает отношения между двумя сторонами или субъектами рыночных отношений— между представляющим банковскую услугу и ее покупающим.

Что касается операции, то здесь достаточно одной стороны — коммерческого банка, который выполняет те или иные действия как связанные с внешним заказом, так и осуществляемые внутри банка вне связи с внешним заказом.

В таком случае услуга коммерческого банка может быть определена как банковская операция, осуществляемая по поручению клиента в пользу последнего и за определенную плату.

Операции коммерческих банков характеризуют «процесс производства» внутри коммерческого банка. Услуга же представляет собой один из результатов осуществления операций.

Ряд действий коммерческие банки выполняют не по поручению своих клиентов, а по собственной инициативе, исходя из собственных экономических интересов (например, формируют собственный фондовый портфель).

Одна банковская услуга может вызвать десятки операций. Например, простое открытие депозитного счета влечет за собой такие операции как консультирование клиента, прием и пересчет наличных денег, подписание договора банковского вклада, выписка сберкнижки, выдача пластиковой карточки, собственно открытие счета и зачисление на него суммы вклада, отчисление обязательных резервов центральному банку и т.д. В дальнейшем по каждому счету клиента производятся начисление и выплата процентов, а их сумма учитывается в бухгалтерских балансах. И это далеко не все операции, связанные с реализацией услуг. Банк должен иметь помещение, оборудованный операционный зал, организовать рекламную компанию и т.д.

Точнее говоря, услуги характеризуют работу банка с точки зрения потребителя (клиента банка), а операции — с точки зрения производителя (банка).

В конечном счете услуги и операции относятся к различным сферам системы управления и служат объектом исследования различных научных дисциплин: услуги — маркетинга, а операции — операционного менеджмента.

С позиций экономической теории, к классификации банковских услуг целесообразно подойти с точки зрения потребностей клиентов коммерческого банка.

Специфическая черта банковских услуг состоит в том, что они призваны удовлетворять не первичные производственные и личные потребности, а производные от них финансовые потребности. В условиях рыночных отношений многие потребности трансформируются в необходимость увеличения настоящих или будущих денежных доходов.

Исходя из этого услуги коммерческих банков можно разделить на три основные группы:

1) услуги, связанные с финансированием нужд клиентов: выдача кредитов в денежной форме; косвенное кредитование (лизинг, форфейтинг, учет векселей, выдача поручительств и гарантий по обязательствам клиентов);

2) инвестиционные услуги: прием и размещение денежных средств на депозитные счета (текущие, срочные, сберегательные); посреднические услуги по приобретению и реализации ценных бумаг по поручению клиента; инвестирование средств клиента в реальные активы — драгоценные металлы, художественные ценности, недвижимость);

3) услуги, связанные с рационализацией оборота финансовых активов клиентов: расчетно-кассовые услуги; трастовые услуги; консультационные и прочие услуги.

С учетом приведенной классификации услуг в товарной структуре банковского рынка можно выделить такие ее элементы, как: рынок кредитных услуг; рынок инвестиционных услуг; рынок расчетно-кассовых услуг; рынок трастовых услуг; рынок консультационных услуг; прочие рынки (охрана и транспортировка ценностей, страховые услуги, проведение рекламных компаний и пр.).

Что касается операций банка, то деятельность каждого из них в целом состоит из пассивных и активных операций.

Банк — равноправный субъект рыночной экономики и в своей деятельности, как и любой хозяйствующий субъект, руководствуется принципом «максимума прибыли за счет минимума издержек».

Коммерческий банк, как и всякий хозяйствующий субъект, работает в конкурентной среде, испытывая давление не только со стороны других банков, но и небанковских структур: страховых компаний, ссудосберегательных кооперативов, лизинговых компаний, пенсионных фондов, финансовых брокеров, инвестиционных фондов, трастовых компаний и пр., которые оказывают аналогичные банкам услуги. Естественно, что чем больше конкурентов, тем выше при прочих равных условиях интенсивность конкуренции на рынках банковских услуг. В целях повышения конкурентоспособности банки стремятся к увеличению степени дифференциации представляемых клиентам услуг. Традиционно банковское дело считается сферой деятельности с высоким уровнем дифференциации товара. Каждый банк стремится оказать своим клиентам множество дополнительных услуг вплоть до представления дружеских займов.

В российском банковском деле дифференциация предоставляемых услуг играет существенную роль.

 

1.2. Роль и место банковской системы в экономике

 

Банковская система как стержневая часть кредитной системы по своей формальной организации и централизации представляет собой самое искусное и совершенное творение, к которому вообще приводит развитие экономических отношений.

Банковская система — одно из высших достижений экономической цивилизации. Изобретенная и построенная человеком, она воплотила в себе многогранный тончайший инструмент воздействия через валюту, деньги, банкноты, ценные бумаги на социально-экономические процессы, регулируя структуру, задавая направление развития и, главное, умело поддерживая стабильность функционирования денежного обращения, а посредством него и всей экономики.

Единого определения понятия «банковская система» в экономической литературе не существует. Простейшее определение выглядит достаточно очевидным: «Банковская система — это совокупность банков и банковских учреждений, выполняющих свойственные им функции».

В организационном плане предусматривают однозвенную или двухзвенную систему. Для развитых стран характерна двухзвенная система, включающая в качестве основного, первого звена центральный банк, выступающий в роли организатора контролера денежного обращения в стране, а в качестве второго звена — самостоятельные, но подконтрольные центральному банку коммерческие и специализированные банки. Так что схематически двухзвенная система выглядит следующим образом.

При однозвенной системе центральный банк и коммерческие банки находятся на одном уровне, выступая равноправными агентами, либо все банки являются государственными, отделениями центрального банка. Такая система характерна для стран со слаборазвитой экономикой и для стран с тоталитарным режимом.

С точки зрения регламентации и лицензирования банковскую систему разделяют на два вида: универсальную и специализированную. В универсальной системе коммерческие банки обладают возможностью выполнять все виды кредитно-финансовых услуг. Примером такой универсальной системы является банковская система Германии. В специализированной системе разные коммерческие банки специализированы на выполнении относительно узкого круга операций. В чистом виде такой системы не существует, максимально приближена к ней банковская система США. Современные условия развития банковской системы привели к необходимости перехода от специализированной к универсальной системе, так как последняя сопряжена с меньшим банковским риском благодаря его распределению и дифференциации. Переход к универсальной банковской системе происходит в таких странах, как Япония, Австралия.

Сердцевиной банковской системы являются, естественно, банки. Если первоначально банки играли роль хранилища денег, то затем произошло значительное расширение их функций, которые стали достаточно многочисленными и разнообразными, во многом зависящими от статуса банков в стране.

Понятие «банк» приобрело настолько общий характер, что его фактически невозможно выразить однозначным определением. Более полное и содержательное определение можно дать, лишь опираясь на перечень функций банков.

<

Современные банки — это коммерческие организации, занимающиеся аккумуляцией денежных средств, предоставляющие кредиты, осуществляющие денежные расчеты, выпускающие в обращение денежные знаки, проводящие операции с ценными бумагами, оказывающие различные услуги экономического характера, обслуживающие своих клиентов, выполняющие разнообразные финансовые операции.

В рыночных условиях банк можно рассматривать как предприятие, которое является самостоятельным хозяйствующим звеном, имеет юридические права, производит своеобразный продукт банковской деятельности, продает его, оказывает финансовые услуги. Деятельность банков осуществляется на принципах окупаемости, покрытия своих расходов доходами от проведения банковских операций, сделок и создания определенной прибыли.

В силу того что банк не относится к предприятиям сферы материального производства, а действует в сфере обмена, принято считать банки торговыми предприятиями. Они как бы «покупают» ресурсы и «продают» их, функционируют в сфере перераспределения, содействуя обмену товарами. Банки имеют своих продавцов, своих покупателей, хранилища, особый товарный запас, их деятельность во многом зависит от оборачиваемости. Но этим сходство между банком и сферой торговли и ограничивается. В торговле продаваемый товар меняет своего собственника, он уходит к покупателю, при банковской торговле собственник ссужаемой стоимости остается прежним.

Функционирование банка в сфере обмена порождает и другие представления о его сущности. Нередко коммерческий банк представляют как посредническую организацию, осуществляющую операции, обеспечивающие возможность осуществления сделок с учетом спроса и предложения. Таким посредником банк выступает в тех случаях, когда он берет деньги от юридических и физических лиц и направляет их другим лицам. В этой посреднической роли банк одновременно выступает и как заемщик, и как кредитор. Он также и посредник в денежных расчетах. Подобную деятельность правомерно относить к сфере оказания услуг.

Коммерческий банк может выступать как агент биржи, занимающийся торговлей ценными бумагами. Сами банки тоже осуществляют биржевые операции и торгуют ценными бумагами, составляя существенную конкуренцию фондовым биржам. Однако ни исторически, ни логически это не превращает банк в часть биржевой организации. Торговля ценными бумагами становится лишь одной из операций банков, причем далеко не главной. Так, операции с ценными бумагами явились совершенно новым моментом в деятельности банков России. Раньше, до перехода к рыночной экономике, рынка ценных бумаг в России фактически не было.

Говоря о банке как кредитном предприятии, следует иметь в виду, что банк связан не только с кредитными, но и с денежными отношениями. Именно на их базе и зародилось такое уникальное образование, как банк, который в этом смысле можно определить как особое предприятие, занятое кредитным и эмиссионным делом. Соответственно, сущностью банка, его основой можно считать организацию денежно-кредитного процесса и эмитирование (выпуск) денежных знаков.

В результате анализа разных видов и сторон банковской деятельности приходим к следующему, достаточно полному определению: «Банк — это особый экономический институт, аккумулирующий денежные средства (вклады), предоставляющий кредиты (займы, ссуды), проводящий денежные расчеты, осуществляющий выпуск денег (эмиссию), ценных бумаг, посредничающий во взаимных платежах и расчетах между государствами, предприятиями, учреждениями и отдельными лицами». Понятно, что и это определение нельзя считать исчерпывающим.

 

1.3. Деятельность коммерческих банков. Функции банков

 

Коммерческие банки обслуживают предприятия, организации и учреждения, физических лиц и выступают в качестве представителей второго уровня банковской системы.

Банковская деятельность — это мобилизация денежных средств для хозяйственного строительства, сосредоточение временно свободных средств для их производственного использования. Более полное определение, отражающее содержание банковской деятельности, может быть представлено характеристикой основных видов и целей этой деятельности. В задачу коммерческих банков входит предоставление кассовых, платежных, инвестиционных и страховых услуг, обеспечивающих компаниям фирмам финансирование производственного или торгового цикла, достижение их текущих и стратегических задач, гарантию долгосрочного функционирования. Индивидуальным клиентам коммерческие банки обеспечивают повседневное эффективное и надежное кредитно-финансовое обслуживание, способствующее достижению долгосрочных индивидуальных целей. Взаимодействие коммерческих банков с Центральным банком дает возможность осуществления планомерного контроля за стоянием финансовой системы страны. Кроме того, коммерческие банки представит собой один из инструментов проведения государственными органами, правительством эффективной экономической политики.

Банковская деятельность проявляется в выполнении определенных функций, в число которых входят: организация безналичного оборота и налично-денежного общения, кредитование хозяйства, финансирование капитальных вложений и капитального ремонта основных средств, аккумуляция средств для кредитования и финансирования, расчетно-кассовое исполнение государственного бюджета, организация сбережений населения.

Важной функцией коммерческих банков является выдача средств на финансирование инвестиций по поручению владельцев и распорядителей этих средств. Банки могут также выпускать платежные документы, ценные бумаги, чеки, векселя, акции, облигации, аккредитивы, покупать, продавать и хранить платежные документы и ценные бумаги, выдавать поручительства, гарантии за третьих лиц, приобретать право требования на поставку товаров и оказание услуг, принимать риски при исполнений таких требований.

Коммерческие банки могут также осуществлять валютные операции, покупать как внутри страны, так и за рубежом драгоценные металлы, камни, изделия из них.

Наконец, они выполняют различные комиссионные операции, в том числе припекают и размещают средства, осуществляют управление ценными бумагами по получению своих клиентов и оказывают консультационные услуги по вопросам ведения операций в банке, организации кредитования и по другим интересующим клиентов банка проблемам.

Коммерческие банки, являясь составной частью единой банковской системы, должны обеспечивать кредитными ресурсами своих клиентов и программы социально-экономического развития страны, региона, способствовать развитию приоритетах отраслей экономики.

Коммерческие банки, организованные на началах членства, действуют в соответствии с законами, регламентирующими организацию и деятельность акционерных обществ и иных хозяйственных товариществ.

При рассмотрении деятельности коммерческих банков следует различать учредителей банков и их участников. Учредители — это юридические и физические лица, создающие, организующие банки и участвующие в них своими средствами, то есть внесшие свои средства в создание уставного капитала банка. А участники, клиенты банков — это юридические и физические лица, которые хранят свои средства в этих банках, то есть держат свои вклады, депозиты осуществляют через банк различные денежные операции. В составе учредителей могут быть другие банки, предприятия, организации, граждане. Иностранными учредителями могут быть иностранные юридические лица и отдельные граждане.

Клиенты коммерческого банка должны быть уверены в том, что кредитный орган, где они хранят свои средства и через который они осуществляют различные денежные операции, является прочным, финансово устойчивым и что защита их интересов обеспечена. Коммерческие банки сохраняют тайну по операциям, счетам и вкладам своих клиентов и корреспондентов.

Различные коммерческие банки осуществляют межбанковские операции. На договорных началах они могут привлекать и размещать друг у друга денежные средства в форме депозитов, получать кредиты и совершать другие взаимные операции. При недостатке ресурсов для кредитования коммерческие банки обращаются за получением кредитов в «банк банков» — Центральный банк.

Коммерческие банки полностью самостоятельны в проведении кредитной политики, но они не обладают правом денежно-кредитной эмиссии и выдают кредита лишь в пределах реально привлеченных ресурсов.

Механизм «создания» кредитных денег называют денежным мультипликатором. Величина мультипликатора равна 1/r, где r — норма обязательных резервов.

Политика регулирования нормы резервов представляет собой мощный инструмент осуществляемого через Центральный банк контроля государства за объемом банковских депозитов и совокупной кредитной денежной массой. По мере того как у государства появляется необходимость сдержать процесс кредитования в стране Центральный банк увеличивает в той или иной мере нормы обязательных резервов, вследствие чего сокращаются совокупные банковские деньги.

Следствием такой политики будет сжатие, уменьшение совокупного кредита. Это ведет к уменьшению его доступности из-за роста дороговизны. Норма банковского кредитного процента как для предпринимателей, так и для населения при этом возрастает, частное и государственное инвестирование сокращается.

В случае если экономическая ситуация в стране характеризуется депрессией и государство заинтересовано в оживлении предпринимательской деятельности, Центральный банк может пойти на снижение процентных ставок по своим кредитам (учетной ставки Центрального банка) и норм обязательных резервов для коммерческих банков. Эти меры вызывают увеличение депозитов банков. Рост денежной массы в коммерческой сети проявляется в более дешевых кредитных деньгах. Доступный кредит, низкий процент по ссудам, облигациям и закладным создают благоприятные условия потенциальным инвесторам (предпринимателям, правительству, населению) для осуществления инвестиций в производство, социальную сферу или покупку в рассрочку предметов длительного пользования.

Однако чрезмерное увлечение подобными мерами грозит избытком денежной массы, неуправляемым ростом цен, инфляцией.

Еще один мощный инструмент регулирования денежной массы — операции Центрального банка на «открытом рынке». Такие операции тесно связаны с функционированием рынка ценных бумаг. Покупая или продавая государственные ценные бумаги (процентные государственные облигации) на их рынке, Центральный банк может сковывать или освобождать кредитные ресурсы коммерческих банков. Если государство хочет несколько снизить инфляцию, сжать свободную денежную массу, то Центральный банк может «выбросить» на открытый рынок определенное количество государственных облигаций с целью отвлечения на их покупку свободных денег. Рыночная цена облигаций снизится, доходность по ним увеличится, и инвесторам с учетом доходов через купоны станет более выгодно покупать государственные облигации, чем иные ценные бумаги, скажем, акции. Таким образом, средства инвесторов будут связаны, в том числе связанными окажутся и банковские деньги, что вызовет цепную реакцию во всей банковской системе. Но естественно, Центральному, банку придется в последующем выплачивать проценты по облигациям и затем выкупать их, что потребует дополнительных расходов бюджетных средств. Так что эмир сия государственных ценных бумаг является безинфляционной только временно.

При всем единстве сущности банка на практике функционирует множество их видов.

Различают прежде всего коммерческие и эмиссионные банки, функции которых будут рассмотрены далее. Кроме коммерческих и эмиссионных среди банков также можно выделить специализированные финансовые учреждения (сберегательные, ипотечные банки и др.) функциям которых не следует, по моему мнению, уделять особого внимания поскольку данные организации являются лишь узко специализированными. По сути они профилируются на выполнении тех или иных функций коммерческих банков. Коммерческие банки же являются универсальными.

Коммерческие банки в экономике выполняют следующие функции.

Привлечение и аккумуляция временно свободных денежных средств. Банки концентрируют значительную часть образующихся в хозяйстве накоплений и сбережений. Внесенные в кредитные учреждения денежные суммы приносят вкладчикам доход в виде процента. По текущим счетам процент не уплачивается, вместо этого банк бесплатно выполняет для клиента разнообразные услуги по переводу и выплате денег. Банк способствует выполнению функции кредита по превращению временно свободных денежных капиталов и накоплений в ссудный капитал.

Одной из важных функций коммерческого банка является посредничество в кредите. Функцию посредничества в кредите банки осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком. Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности и возвратности. Плата за отдельные и полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве, соответствующее рыночному типу отношений.

Важнейшей функцией банков является также стимулирование накоплений в хозяйстве. Осуществление структурной перестройки экономики должно опираться на использование главным образом и в первую очередь внутренних накоплений хозяйства. Они, а не иностранные инвестиции должны составлять основную часть средств, необходимых для реформирования экономики. Между тем все ее предшествующее развитие не создавало у непосредственных производителей и других субъектов хозяйственной жизни, включая население, достаточных стимулов к сбережению и накоплению ресурсов. Для предприятий пропорции распределения полученных доходов на потребляемую и накапливаемую часть устанавливались директивным планированием. При невысоком уровне доходов населения его склонность к накоплению находилась на низком уровне, а разбалансированность потребительского рынка опустила этот уровень до минимальной отметки.

Функция регулирования денежного оборота. Банки выступают центрами, через которые проходит платежный оборот различных хозяйственных субъектов. Благодаря системе расчетов банки создают для своих клиентов возможность совершения обмена, оборота денежных средств и капитала. Регулирование денежного оборота достигается также посредством эмитирования платежных средств, кредитования потребностей различных субъектов производства и обращения, массового обслуживания хозяйства и населения. Поэтому можно сделать вывод, что данная функция реализуется посредством комплекса операций, признанных банковскими и закрепленных за банком как денежно-кредитным институтом.

Консультации и предоставление экономической и финансовой информации. Банки концентрируют у себя сведения общеэкономического и финансового характера, представляющие интерес для предприятий. Банки предоставляют разнообразную биржевую и финансовую информацию, часто конфиденциального характера, в первую очередь предприятиям, связанным с ними общностью интересов, финансовыми узами.

 

 

 

 

2.1. Собственные средства банка и приравненные к ним средства

 

Пассивные операции коммерческих банков — это операции по формированию источников средств, ресурсов банка, которые отражаются в пассиве его баланса.

Ресурсы коммерческих банков состоят из двух основных видов источников:

  • собственных средств банка и приравненных к ним средств;
  • привлеченных средств.

    Необходимо отметить, что особенностью банковского бизнеса является тот факт, что коммерческий банк работает преимущественно на привлеченных средствах, которые в совокупных пассивах банка составляют до 90 %, в то время как собственные только около 10 %.

    Однако анализ пассивов банка обычно начинается именно с его собственного капитала. Во-первых, потому, что без него вряд ли возможно начало банковской деятельности вообще. Во-вторых, потому, что значение собственного капитала в деятельности банка гораздо существеннее, чем его доля в общем объеме пассивов. Собственный капитал банка — это и стержень его деятельности, и последний резерв в случае неблагоприятного стечения обстоятельств.

    Собственный капитал формируется в момент создания банка и первоначально состоит из сумм, полученных от учредителей в качестве их взноса в уставный капитал банка, который может производиться как напрямую — если банк создается в форме общества с ограниченной ответственностью, так и через покупку акций — если банк создан в форме акционерного общества. К собственному капиталу относятся также все накопления, получаемые банком в процессе его деятельности, которые не были распределены среди акционеров (участников) банка в виде дивидендов либо израсходованы на другие цели. Собственный капитал олицетворяет ту сумму денежных средств, которая будет распределена среди акционеров (участников) банка в случае его закрытия. Иными словами, если реализовать все активы банка: принадлежащие ему ценные бумаги, здания, оборудование и т. п. — и востребовать все выданные им ссуды, а вырученную сумму направить на погашение обязательств банка перед третьими лицами (вкладчиками, кредиторами), то оставшаяся после этого сумма и будет тем фактическим собственным капиталом, на который могут претендовать акционеры (участники). В том случае, если активы банка будут реализованы по более низкой стоимости, чем они оценены в балансе, то все убытки будут покрыты за счет собственного капитала и, следовательно, каждый акционер получит меньшую сумму, чем та, которая по балансу банка приходилась на его акции. Собственный капитал обеспечивает банку экономическую самостоятельность и стабильность функционирования. Он считается в банковской практике резервом ресурсов, позволяющим поддерживать платежеспособность банка даже при утрате им части своих акций.

    Собственный капитал выполняет три функции: 1) защитную, 2) оперативную и 3) регулирующую. Защитная функция означает защиту экономических интересов вкладчиков и кредиторов, т. е. возможность выплаты им компенсации в случае возникновения убытков или банкротства банка; а также продолжение деятельности банка независимо от убытков банка.

    Регулирующая функция проявляется в том, что размер имеющихся у банка собственных средств определяет масштабы его деятельности. По действующему законодательству экономические нормативы, установленные ЦБ РФ и регулирующие деятельность коммерческих банков, в основном исходят из размера собственных средств банка. В соответствии с инструкцией Банка России «О порядке регулирования кредитных организаций» от 1 октября 1997 года № 1 соотношение между собственным капиталом и суммарным объемом активов, взвешенных с учетом риска для банка, собственный капитал оторого превышает 5 млн евро, установлено на уровне 11 %, для банка с собственным капиталом от 1 до 5 млн евро — 10 %. Фактический собственный капитал банка определяет также максимальный размер риска на одного заемщика и кредитора (вкладчика), максимальную сумму денежных вкладов населения, которую может привлечь банк, и т. д. В целях повышения стабильности банковской системы Банк России установил также, что все действующие банки для выполнения широкого круга банковских операций должны располагать собственным капиталом в размере, превышающим 5 млн евро. Банки, собственный капитал которых составляет от 1 до 5 млн евро, могут выполнять лишь ограниченный перечень операций. Банки, не сумевшие нарастить размеры собственного капитала до 1 млн евро, должны были превратиться в небанковские кредитные организации. Однако в связи с экономическим кризисом августа 1998 года Банк России принял решение отсрочить до 2001 года выполнение требования о минимальном размере собственного капитала банков.

    Оперативная функция собственного капитала заключается в том, что он является источником вложений в собственные материальные активы, источником развития материальной базы банка.

    Источниками собственного капитала банка служат: уставный капитал, добавочный капитал, фонды банка, нераспределенная прибыль отчетного года и прошлых лет.

    Уставный капитал кредитной организации составляется из вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов. Для акционерных банков он устанавливается как сумма номинальной стоимости его акций, приобретенных акционерами, а для банков в форме 000 — как номинальная стоимость всех долей его участников. Величина уставного капитала определяется в учредительском договоре о создании банка и в Уставе банка; Вклады в уставный капитал банка могут быть произведены в виде денежных средств и материальных активов, а именно банковского здания, в котором будет располагаться банк. Для формирования уставного капитала банка не могут использоваться привлеченные средства, запрещается принимать в качестве взносов в уставный капитал негосударственные ценные бумаги и нематериальные активы. Банк России устанавливает минимальный размер уставного капитала, которым банк должен располагать для получения лицензии на осуществление банковских операций. Так, минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых коммерческих банков Российской Федерации (за исключением дочернего банка иностранного банка) установлен в сумме, эквивалентной 1 млн евро.

    Добавочный капитал включает в себя: прирост стоимости имущества при его переоценке, эмиссионный доход, т. е. разницу между ценой размещения, акций при эмиссии и их номинальной стоимостью; стоимость безвозмездно полученного банком в собственность имущества от организаций и физических лиц.

    Фонды банка образуются из прибыли в порядке, установленном учредительными документами банка с учетом требований действующего законодательства. К ним относятся:

    1) Резервный фонд, который служит для покрытия возможных убытков банка. Размер его определяется Уставом банка и обычно составляет 15 % от величины уставного капитала. Источником данного, впрочем как и всех иных фондов банка, является прибыль.

    2) Фонд производственного и социального развития служит для финансирования технического совершенствования банковского дела. —

    3) Фонд материального поощрения служит для поощрения персонала банка.

    4).Фонд Председателя Правления банка служит для финансирования направлений, не предусмотренных иными фондами банка.

    Кроме вышеперечисленных банки создают:

    5). специальные страховые фонды под обесценение вложений в ценные бумаги и возможные потери по ссудам банков.

    6). Фонды накопления представляют собой нераспределенную прибыль банка, зарезервированную в качестве финансового обеспечения его производственного и социального развития и других мероприятий по созданию нового имущества. Фонды накопления, как правило, не уменьшаются: происходит лишь изменение формы их существования — из денежной они превращаются в материальные активы (здания, оборудование, материалы, транспортные средства и т. д.).

    Каждый коммерческий банк самостоятельно определяет величину собственных средств и их структуру, исходя из принятой им стратегии развития.

    На практике существуют два пути увеличения собственного капитала: 1) накопление прибыли и 2) привлечение дополнительного капитала на финансовом рынке.

    Накопление прибыли может происходить в форме ускоренного создания резервного и других фондов банка с последующей их капитализацией либо в виде накопления нераспределенной прибыли предшествующих лет. Это наиболее дешевый путь увеличения капитала, не затрагивающий сложившейся структуры управления банком. Однако использование значительной части полученной прибыли для увеличения собственного капитала означает снижение текущих дивидендов акционеров банка и может привести к падению курсовой стоимости акций открытых акционерных банков.

    Привлечение дополнительного капитала банка, созданного в форме ООО, может происходить на основе как дополнительных вкладов его участников, так и вкладов в уставный капитал банка третьих лиц, которые становятся при этом участниками данного банка. Привлечение дополнительного капитала акционерными банками может осуществляться путем размещения дополнительных акций. Банк может выпускать акции именные в документарной и в бездокументарной формах и на предъявителя. Акции на предъявителя выпускаются только в документарной форме. Могут также выпускаться обыкновенные и привилегированные акции. В некоторых случаях привилегированные акции наделяются правом голоса.

    Выпуск и размещение банковских акций регулируются федеральными законами: 1) «Об акционерных обществах» и 2) «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ в редакции федеральных законов от 26 ноября 1998 года № 182-ФЗ и от 8 июля 1999 года № 139-ФЗ, а также нормативными актами Банка России.

    Процедура выпуска акций кредитными организациями состоит из следующих этапов.

    I. Принятие решения о выпуске органом банка, имеющим соответствующие полномочия (советом директоров или общим собранием акционеров), которое и регистрируется соответствующим органом. По каждому выпуску акций должно быть зарегистрировано отдельное решение.

    П. Подготовка проспекта эмиссии. Подготовка и регистрация проспекта эмиссии акций необходима, если число лиц, среди которых размещаются акции, превышает 500; либо если общий объем эмиссии свыше 50 тыс. МРОТ.

    Ш. Регистрация выпуска акций и проспекта эмиссии. Государственной регистрации подлежат все выпуски акций независимо от их числа и количества инвесторов. Регистрация производится либо

    в Департаменте контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках Банка России, либо в его территориальных учреждениях. Акт государственной регистрации выпуска акций подтверждается письмом, в котором указывается: объем зарегистрированного выпуска; количество и характеристика зарегистрированных ценных бумаг; присвоенный государственный регистрационный номер; дата регистрации. Одновременно кредитная организация получает письмо в адрес Расчетно-кассового центра (РКЦ) ЦБ РФ по месту ведения основного корреспондентского счета об открытии ей специального накопительного счета для сбора средств, поступающих в оплату за ценные бумаги.

    IV.
    Раскрытие информации, содержащейся в проспекте эмиссии.
    Уведомление о порядке раскрытия и обеспечения доступа к информации, содержащейся в проспекте эмиссии, должно быть опубликовано в периодическом печатном издании с тиражом не менее 50 тыс.
    экземпляров в течение месяца со дня государственной регистрации
    акций. Кредитная организация-эмитент и профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие размещение акций,
    обязаны обеспечить любым потенциальным покупателям возможность
    доступа к раскрываемой информации до приобретения ценных бумаг. Размещение ценных бумаг не может начинаться ранее, чем через 2 недели после обеспечения всем потенциальным покупателям доступа к информации о выпуске.    

    V.    Изготовление сертификатов акций (для документарной формы
    выпуска). Один сертификат может удостоверять право на одну, несколько или все ценные бумаги с одним Государственным регистрационным номером.

    VI.    Размещение акций производится следующими путями:

    а)    прием от инвесторов взносов в уставный капитал банка при
    надлежащими им материальными активами (банковскими зданиями)
    на основании договора мены на определенное количество акций.
    Доля материальных активов в уставном капитале банка при его со
    здании не должна превышать 20 %, а при каждом последующем увеличении уставного капитала — 10 %\

    б)    продажа акций за рубли и иностранную валюту на основании
    договора купли-продажи на определенное количество акций. Покупателями акций могут быть сами учредители банков, юридические
    и физические лица, приобретающие их от своего имени и за свой счет. Оплата может производиться как наличными рублями и валютой* так и безналичным путем.

    в)    переоформление внесенных ранее долей в акции — при пре
    образовании кредитной организации из ООО в АО;

    г)    капитализация прочих собственных средств банка и начисленных, но не выплаченных дивидендов. Решение о капитализации
    принимается общим собранием акционеров, которое устанавливает
    порядок распределения акций среди акционеров пропорционально
    количеству принадлежащих им акций. Заключения каких-либо договоров не требуется.

    д)    конвертация в акции ранее выпущенных банком конвертируемых облигаций и других ценных бумаг в соответствии с условиями
    их выпуска и действующим законодательством;

    е)    конвертация в акции ценных бумаг реорганизуемых кредитных
    организаций;

    ж)    консолидация акций, т. е. замена ранее выпушенных акций
    меньшей номинальной стоимости на вновь выпускаемые акции с
    увеличенной номинальной стоимостью;

    з)    дробление акций, т. е. замена ранее выпущенных акций боль
    шей номинальной стоимости на вновь выпущенные меньшей номинальной стоимости.

    В последних двух случаях кредитная организация аннулирует акции с прежней номинальной стоимостью. Акционеры получают акции новой номинальной стоимости.

    Размещение акций должно быть закончено:

    при учреждении банка — не позднее чем через 30 дней после регистрации банка;

    при реорганизации банка (кроме реорганизации путем преобразования) — в день регистрации выпуска акций;

    в остальных случаях— по истечении года с даты начала эмиссии.

    VII. Регистрация итогов выпуска. Отчет об итогах выпуска представляется в регистрационный орган в течение 30 дней после завершения размещения. Регистрирующий орган рассматривает его в течение 2 недель. В случае регистрации выдает письмо о регистрации и копию зарегистрированного отчета.

    С момента регистрации снимаются все ограничения на использование рублевых средств, материальных активов, иностранной валюты, внесенных в оплату эмитируемых акций.

    VIII. Раскрытие всей информации, содержащейся в отчетах об итогах выпуска. Банк публикует итоги выпуска в том печатном органе, где было опубликовано сообщение о выпуске.

     

     

     

    2.2. Теория и стратегии управления пассивами

     

    Теория управления пассивами, развивающая и дополняющая политику управления ликвидности коммерческих банков, основывается на следующих двух утверждениях.

    Первое – коммерческий банк может решать проблему ликвидности путем привлечения дополнительных денежных средств, покупая их на рынке капитала. Реально данное утверждение нашло практическое воплощение в западных странах.

    Второе – коммерческий банк может обеспечить свою ликвидность, прибегая к обширным займам денежных средств в Национальном банке либо у банков-корреспондентов, а также к займам, получаемым на рынке евровалют.

    Коммерческие банки широко привлекают заемные средства. За счет них формируется больше 80% общей суммы активов. Благодаря использованию довольно дешевых заемных средств, в том числе депозитов, относительно небольшая прибыль от банковских операций, в конечном счете, должна достигать размеров, обеспечивающих акционерам приемлемый доход.

    В широком смысле управление пассивными операциями представляет собой деятельность, связанную с привлечением средств вкладчиков и других кредиторов и определением соответствующей комбинации источников средств для данного банка. В более узком смысле под управлением пассивными операциями стали понимать действия, направленные на удовлетворение нужд в ликвидности путем активного изыскания заемных средств по мере необходимости. Способность размещать депозитные сертификаты и занимать средства в Центральном банке позволяет банку в меньшей степени зависеть от низкодоходных вторичных резервных активов, а это расширяет его возможности получать прибыль. Однако эти операции сопряжены с риском. В управлении пассивными операциями необходимо учитывать и этот добавочный риск и, кроме того, отношение между расходами на привлечение средств и доходом, который можно получить от вложения этих средств в займы или ценные бумаги. Следовательно, взаимосвязь между управлением активами и управлением пассивными операциями имеет решающее значение для прибыльности банка,

    Деятельность коммерческих банков заключается в привлечении денег (в основном вкладчиков) и предоставлении их в ссуду либо инвестировании по более высоким ставкам. Это деятельность финансового учреждения, выступающего посредником между теми, кто располагает средствами в виде сбережений, и теми, кто в них нуждается. Операции по предоставлению ссуд тем, кто обладает высокой кредитоспособностью, и инвестированию в высококачественные ценные бумаги менее прибыльны по сравнению с операциями нефинансовых корпораций. Поэтому, чтобы обеспечить прибыль акционерам, необходим намного больший оборот, чем позволяют собственные средства.

    В последние годы банки прибегают к обширным займам для обеспечения своей ликвидности. Такие займы стали называть управлением пассивами. Расширение масштабов использования заемных средств обусловлено увеличением спроса на банковские кредиты и относительно медленным ростом вкладов до востребования в последние годы. Усиление экономической активности и повышение темпов инфляции означали рост потребности хозяйственных фирм в кредите. Кроме того, как фирмы, так и частные лица стали более чувствительны к процентным ставкам, в связи с которыми, как уже указывалось, замедлился прирост вкладов до востребования. Увеличение расходов побудило банки более полно использовать свои ресурсы. Это привело к росту коэффициента ссуды/депозиты по сравнению с прошлыми годами.

    В следствии этого, в банках время от времени возрастает потребность в средствах. В международной практике эту временную потребность банки удовлетворяют с помощью межбанковских кредитов, резервных фондов, сделок РЕПО или займов на рынке евродолларов.

    Основной вклад теории управления пассивами заключается в том, что она стимулировала у банков большую гибкость в управлении, так как рассматриваются обе стороны баланса как потенциальные инструменты регулирования ликвидности. Теория управления пассивами опирается на возможности привлечения с денежного рынка дополнительных ресурсов для поддержания ликвидности банка.

    В широком смысле управление пассивами представляет собой деятельность банка, связанную с привлечением средств вкладчиков и других кредиторов и регулировании структуры источников соответствующих средств. В более узком смысле – это действия банка, направленные на поддержание его ликвидности путем активного поиска привлеченных средств по мере необходимости.

    Каждая из этих четырех теорий имеет свои достоинства и недостатки. Ни одна из них в отдельности не в состоянии полностью объяснить способы обеспечения ликвидности банка. Поэтому банки вынуждены опираться на рекомендации всех этих теорий, отдавая предпочтение той или иной из них исходя из собственного понимания специфики условий на конкретном этапе развития. [10]

    Оценить запас банковской ликвидности можно с помощью двух независимых признаков: качественного и временного, сделав важное допущение – активы, которые обычно в банковской практике считаются высоколиквидными, не будут учитываться.

    В процессе управления активами и пассивами банка менеджеры должны одновременно решать задачи, называемые функциями управления банком:

  • удовлетворение спроса на кредиты;
  • удовлетворение пожеланий вкладчиков по изъятию депозитов;
  • демонстрация рынку надежности банка;
  • неутрата средств за счет неприбыльной продажи активов;
  • ограничение стоимости привлекаемых на рынке ресурсов;
  • оптимизация совокупной прибыли банка.

    На основе анализа существующих теорий управления активами и пассивами и реальной банковской практики можно определить альтернативные подходы к поддержанию платежеспособности банка: его менеджеры должны либо иметь всегда в запасе необходимый объем платежных средств (ликвидных активов), либо возможность привлечь их в любой момент, когда это потребуется, на финансовых рынках. Данные альтернативы определяют содержание основных стратегий управления активами и пассивами:

  • Управление активами – это накопление банком ликвидных средств в виде денежных средств и легкореализуемых ценных бумаг. Свойства ликвидных активов:
  • наличие рынка для их быстрого превращения в деньги;
  • стабильность цен на рынке;
  • обратимость, т.е. возможность возмещения первоначальных инвестиций с минимальным риском.
  • Управление пассивами – заем быстрореализуемых средств в количестве, необходимом для покрытия спроса на ликвидные средства. Источники привлечения таких ресурсов:
  • займы на межбанковском рынке;
  • сделки «РЕПО»;
  • учет и получение займов в Центральном Банке;
  • продажа банковских акцептов;
  • выпуск коммерческих бумаг;
  • получение займов на рынке евродолларов;
  • выпуск капитальных нот и облигаций.
  • Управление пассивами и активами – это накопление ликвидных средств для удовлетворения ожидаемого спроса на них. И покупка активов на рынке в случае возникновения неожиданных потребностей в ликвидности.

    Главная проблема управления активами и пассивами состоит в том, что кризисное состояние экономики, на которое не могут повлиять менеджеры банка, приводит одновременно как к недостатку покупной ликвидности: денежное предложение сокращается, так и накопленной ликвидности: нарушаются графики обслуживания кредитов, клиенты нуждаются в их пролонгации. Одновременно с этим растет спрос на новые кредиты, так как клиенты также испытывают недостаток денежных средств, а цены на рынке ценных бумаг падают.

    При разработке стратегии управления активами и пассивами банка с целью поддержания ликвидности менеджеры должны заранее предвидеть возможные ситуации развития внешней среды и выработать более или менее жесткие критерии создания резервов ликвидности и их отдельных составляющих. Кроме этого, стратегия управления активами и пассивами должна предусматривать сознательное изменение активов и пассивов и их основных соотношений в сторону формирования более стабильной структуры банковских операций.

     

    2.3. Проблема достаточности банковского капитала

     

    Термин «достаточность капитала» отражает общую оценку надежности банка. Он обусловливает зависимость между величиной капитала и подверженностью банка риску. Отсюда правило: чем выше удельный вес рискованных активов в балансе банка, тем большим должен быть его собственный капитал. Если, например, предоставленные банком ссуды сопряжены с большим риском, то банку требуется больше капитальных фондов, чем в случае, если бы он проводил более осторожную кредитную политику. Таким образом, можно говорить о том, что капитал банка является важнейшим страховым фондом для покрытия возможных претензий в случае банкротства банка и источником финансирования развития банковских операций. В связи с этим банки стремятся увеличивать свой капитал. Однако чрезмерная «капитализация» банка, выпуск излишнего числа акций по сравнению с оптимальной потребностью в собственных средствах не являются благом, а наоборот отрицательно влияют на деятельность банка. Мобилизация денежных ресурсов путем выпуска и размещения акций — относительно дорогой и далеко не всегда приемлемый для банка способ финансирования. Как правило, дешевле и выгоднее привлечь средства вкладчиков, чем наращивать собственный капитал. Определить размер капитала нелегко, но очень важно. Чтобы банк рос, увеличивались его депозиты и прибыльные активы, он должен наращивать свой капитал и в то же время сохранять неизменным уровень риска. Поэтому необходимо найти оптимальное соотношение между величиной капитала и другими статьями банковского баланса,

    К сожалению, в практике российских банков отсутствует деление собственного капитала на основные и дополнительные элементы. Поэтому действующая методика расчета достаточности капитала не учитывает качественную структуру уставного капитала банка и других элементов, включаемых в состав собственного капитала.

    В целях поддержания на должном уровне ликвидности баланса и обеспечения экономической устойчивости в их работе ЦБ России ввел показатели (нормативы) достаточности капитала,

    .Достаточность капитала определяется путем установления минимально допустимых размеров уставного капитала банка и соотношения всего его капитала с суммой активов, взвешенных с учетом степени риска потери части их стоимости. В соответствии с инструкцией № 1 «О порядке регулирования деятельности банков» приняты следующие значения минимального размера уставного фонда для вновь создаваемых кредитных организаций на 1 января 1998 года — 4 млн евро, на 1 июля 1998 года — 5 млн евро. Минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих банков, определяемых как сумма уставного капитала, фондов кредитной организации и нераспределенной прибыли, устанавливается начиная с 1 января 1999 года в сумме, эквивалентной 5 млн евро. При этом можно считать, что планка размера уставного капитала доведена до международного уровня.

    Коммерческие банки, как и другие субъекты хозяйственных отношений, для обеспечения своей коммерческой и хозяйственной деятельности должны располагать определенной суммой денежных средств, т.е. ресурсами. В современных условиях развития российской экономики проблема формирования ресурсов имеет первостепенное значение. Это вызвано тем, что с переходом к рыночной экономике, ликвидацией монополии государства на банковское дело, построением двухуровневой банковской системы характер банковских ресурсов претерпевает существенные изменения.

    Привлеченные средства банков покрывают свыше 90% всей потребности в денежных ресурсах для осуществления активных операций, прежде всего кредитных. Это депозиты (вклады), а также контокоррентные и корреспондентские счета. Роль их исключительно велика. Мобилизуя временно свободные средства юридических и физических лиц на рынке кредитных ресурсов, коммерческие банки с их помощью удовлетворяют потребность народного хозяйства в дополнительных оборотных средствах, способствуют превращению денег в капитал, обеспечивают потребности населения в потребительском кредите.

    Банки должны научиться зарабатывать на классических банковских операциях. Чтобы называться банком финансовому институту необходимо: принимать депозиты, выдавать кредиты, проводить расчеты и оказывать финансовые консультации своим клиентам. А выбор того, или иного из наиболее перспективных направлений развития пассивных операций, позволит коммерческим банкам улучшить свою деятельность.

    Банки — центры, где в основном начинается и завершается деловое партнерство. От четкой грамотной деятельности банков зависит в решающей мере здоровье экономики. Без развитой сети банков, действующих именно на коммерческой основе, стремление к созданию реального и эффективного рыночного механизма остается лишь благим пожеланием.

    Коммерческие банки осуществляют активные и пассивные операции. Эти операции подобны двум противоположным сторонам диалектического единства. Без пассивных операций невозможны активные операции, а без активных операций становятся бессмысленными пассивные. Но все без исключения, проводимые банковские операции преследуют одну цель — увеличение доходов и сокращение расходов.

    Суть пассивных операций заключается в привлечении различных видов вкладов в рамках депозитных и сберегательных операций, получении кредитов от других банков, эмиссии различных ценных бумаг, а также проведения других операций, в результате которых увеличиваются денежные средства в пассиве. Пассивные операции характеризуют источники поступления средств и природу финансовых связей банка, поскольку они в значительной мере определяют условия, формы и направления использования банковских ресурсов. В связи с этим вопросы наращивания ресурсного потенциала и обеспечения его стабильности посредством эффективного управления пассивами приобретают особую остроту и актуальность. С точки зрения источников образования пассивы банка можно разделить на две крупные группы: собственные средства и привлеченные средства.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Конституция РФ: Принята 12 дек. 1993 г. М., 1993.
  2. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г.// СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  4. О банках и банковской деятельности: ФЗ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 в ред. от 29.12.04// СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492;
  5. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): ФЗ от 10 июля 2002 г. (в ред. от 29 июля 2006 г.) // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790; 2006. № 31. Ст. 3233.
  6. Критерии определения финансового состояния кредитной организаций установлены Указанием ЦБ РФ от 31 марта 2000 г.№ 766-У // Вестник Банка России. 2000. № 19.
  7. Положение о приобретении физическими лицами долей (акций) в уставном Капитале кредитной организации, утвержденное ЦБ РФ 26 марта 1999 г. № 72-П // Вестник Банка России. 1999. № 24.
  8. Указание Банка России от 5 июля 2002 г. № 1176-У «О бизнес-планах кредитных организаций» // Вестник Банка России. 2002. № 39
  9. Басуния Т. Эволюция коммерческих банков в РФ // Банковское дело. 2007. № 7.
  10. Деньги, кредит, банки / Под ред. Г.Н. Белоглазовой. М., 2006.
  11. Деньги. Кредит. Банки / Под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. М., 2007.
  12. Деньги, кредит, банки / Под ред. О.И. Лаврушина. М., 2006.
  13. Долан Э.Дж., Кембелл К.Д., Кембелл Р.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Под ред. В.В. Лукашевича. М.-Л., 2001.
  14. Захаров В. Прежняя денежно-кредитная политика может привести к новому кризису // Аналитический банковский журнал. 2007. № 11.
  15. Камаев В.Д.. Экономическая теория. М., 2008.
  16. Костюк В.Н.. К определению современного коммерческого банка // Банковское дело, 2000. — №11. С.20 – 21.
  17. Курс экономики / Под ред. Б.А. Райзберга.–М.: Инфра-М, 2008.
  18. Львов Ю. И. Банки и финансовый рынок. СПб., 1995.
  19. Насущные проблемы функционирования банковской системы // Деньги и кредит. 2002. № 10.
  20. Саркисянц А.. Проблемы интеграции российских банков в мировую банковскую систему // Вопросы экономики. №9, 2000, С. 105– 106.
  21. Свиридов О.Ю. Банковское дело. Ростов-на-Дону, 2002.
  22. Солнцев О., Хромов М. Банковская система в 2006 году //Банковское дело в Москве. 2006. № 4.
  23. Турбанов А. Реструктуризация банковской системы: цели, инструменты, результаты // Банковское дело. 2007 № 8.
  24. Щербакова Г.Н. Банковские системы развитых стран. М., 2006
  25. Экономическая теория (политэкономия) / Под ред. В.И Видяпина, Г.П. Журавлева. –М.: ИНФРА-М., 2006.
  26. Экономическая теория / Под ред. А.Г. Грязновой, проф. Т.В. Чечелевой.–М.: Экзамен, 2007.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.03MB/0.00075 sec

WordPress: 24.73MB | MySQL:118 | 1,955sec