ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНОГО, КАПИТАЛЬНОГО И ТЕКУЩЕГО ДОЛГА

<

101614 1831 1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНОГО, КАПИТАЛЬНОГО И ТЕКУЩЕГО ДОЛГАБюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные заимствования РФ как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками [2].

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга.

В результате заемной деятельности образуется государственный долг — долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права (Бюджетный кодекс, ст. 97) [2]. Соответственно различают государственный и общегосударственный долг.

Общегосударственный долг — более широкое понятие и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.

Обеспечением государственного долга России служит все имущество, составляющее государственную казну.

В зависимости от цели заимствований, двумя основными эффектами политики государственных заимствований являются:

отрицательный эффект, если целью займов является решение краткосрочных экономических проблем, как то: «латание» бюджетных дыр или покрытие расходов на функционирование экономики (поскольку полученные займы не направляются на модернизацию промышленности и, соответственно, не способствуют ускорению экономического роста);

положительный эффект, если, напротив, политика заимствований направлена на инвестиционные цели.

Государственный долг используется как инструмент проведения стабилизационой, антициклической, перераспределительной политики, стимулирования или сдерживания темпов экономического роста.

В любом случае, вне зависимости от поставленных целей, итоговое влияние государственного долга зависит от степени эффективности политики заимствований. Другими словами, при отсутствии последовательной политики управления задолженностью, накопленный объем долга становится существенным препятствием для экономического роста вне зависимости от цели полученных займов.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в следующих формах (Бюджетный кодекс, ст.98).

1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

2) государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;

3) договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

4) переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;

5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

В Бюджетном кодексе РФ (ст.98) особо оговаривается, что изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается[2].

Капитальный государственный долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.

Капитальный внешний государственный долг — внешний государственный долг, по которому срок платежа еще не наступил.

С точки зрения функционирования государственного долга М.Н. Мишина выделяет капитальный и текущий. «Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены, и текущий, который составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам и по погашению обязательств, срок оплаты которых уже наступил»1.

В свою очередь Ю.Я. Вавилов расширяет рамки этой классификации и выделяет кроме капитального и текущего долга, основной государственный долг. По его мнению, он представляет собой номинальную стоимость долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований2.

Бюджетном кодексе РФ в объем государственного внутреннего долга РФ включаются только суммы основного долга:

– по кредитам, полученным Российской Федерацией;

– по государственным ценным бумагам;

– по обязательствам, полученным Российской Федерации, в виде бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней;

– по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Платежи по обслуживанию долговых обязательств РФ в состав государственного долга не включаются; Исходя из этого, возникает необходимость разграничения наряду с общей и текущей задолженностью государства номинальной стоимости долговых обязательств и выделения основного государственного долга.

Текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых уже наступил.

Текущий долг — это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.

Согласно действующему законодательству, следует выделять государственный и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти.

 

<

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. НАЗНАЧЕНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМОВ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

 

Государственный займ – форма государственного кредита, когда государство выступает главным образом в качестве должника (заемщика).

Государственный займ – способ получения государственных доходов, который одновременно приводит к образованию государственного долга. Различают внутренние и внешние государственные займы.

С момента возникновения государственного займа как финансово-правовой категории, мнения авторов, исследовавших роль этой категории в социально-экономическом развитии страны, его значение и место среди источников государственного бюджета, разделились на две диаметрально противоположные позиции.

Одни авторы рассматривают государственный займ крайне оптимистично: считают его главным двигателем прогресса, находят, что участие в государственных займах есть лучший способ размещения капиталов, по величине государственного долга судят о богатстве государств.

Особенно часто подобные взгляды на государственный займ встречались у авторов научных работ ХVШ века. Р. И. Каримуллин в своей работе отмечает: «Неслучайно швейцарские юристы Эмш и Ренц, пусть и несколько преувеличенно, отмечают, что «великие шедевры древности созданы тиранией и рабством, наиболее же значительные творения Нового времени стали экономически возможными благодаря банковскому кредиту»1.

Напротив, другая группа авторов видит в государственном займе очень опасное средство, которое может повлечь снижение уровня благосостояния народа и привести государственное хозяйство к несостоятельности.

Современный мир во второй половине ХХ века пришел к пониманию того, что значит чрезмерное долговое бремя для государства: «Работающие лишаются справедливого вознаграждения за труд в результате того, что налоговая система карает за успешные достижения и не позволяет нам сохранять производительность в полном объеме. Но каким бы огромным ни было наше налоговое бремя, оно не поспевает за государственными расходами. Мы десятилетиями нагромождали дефицит на дефицит, закладывая свое будущее и будущее наших детей ради временных выгод настоящего. Продолжение этой длительной тенденции неминуемо повлечет за собой колоссальные социальные, культурные, политические и экономические потрясения. Лично вы и я можем с помощью займов жить по средствам, но только ограниченный период времени. Почему же тогда мы считаем, что коллективно – как нация – мы не связаны точно такими же ограничениями?»1.

В действительности государственный займ, как и другие способы привлечения средств для функционирования государства, не добро и не зло, а необходимый элемент финансовой системы каждого государства с развитым общественным устройством.

В современной концепции правового регулирования заемных отношений с участием государства на стороне должника, изложенной, прежде всего, в Бюджетном кодексе Российской Федерации (БК РФ), государству принадлежит доминирующая роль в регулировании рассматриваемых правоотношений. Государство, с одной стороны, являясь регулятором рассматриваемых правоотношений, с другой стороны — непосредственным участником, в императивном порядке определяет вектор развития рассматриваемых правоотношений путем формулирования методов и способов правового управления как финансово-правовых.

Несмотря на традиционно большое внимание, уделявшееся в научной литературе правовым отношениям, вытекающим из договора государственного займа в связи с его значительной экономической ролью, тема по прежнему остается актуальной и по сей день в силу самых различных обстоятельств.

Во-первых, это особая роль государственного займа, обусловленная публичным характером последнего.

Во вторых – это возросшее значение договора государственного займа как единственного и самостоятельного основания для возникновения заемного обязательства между займодавцем и государством.

В-третьих – это не прекращающаяся дискуссия относительно роли государственного займа в социально-экономическом развитии страны, его значения и места среди источников формирования государственного бюджета. Государственный долг и налоговая система находятся в состоянии тесной взаимосвязи. Это обусловлено тем, что государственный долг с момента придания ему публичного характера выполняет фискальную функцию. Ему отведена роль альтернативы увеличению налогового бремени для живущих поколений, т.е. роль своеобразного инструмента «переложения» этого бремени на будущие поколения. На современном этапе развития российской экономики отношения из государственного долга затрагивают интересы государства намного шире, и их следует оценивать иначе, чем просто влияние на налоговую политику. Эти отношения в настоящее время напрямую связаны с состоянием спроса, бюджета, а также с денежно-кредитной политикой, инвестиционным климатом и т.п., то есть фактически со всеми направлениями государственной финансовой и правовой политики.

Внутренний государственный займ — форма получения кредитов государством. Внутренний государственный займ размещается среди банков, предприятий, граждан.

По договору государственного займа заемщиком выступает Российская Федерация, субъект Российской Федерации, а займодавцем — гражданин или юридическое лицо.

Внешний государственный займ — форма получения кредита государством от внешних кредиторов.

Денежные средства физических и юридических лиц привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска государственных ценных бумаг: облигаций, казначейских обязательств и др. Облигация представляет собой ценную бумагу, символизирующую государственное долговое обязательство и дающую право ее владельцу по истечению определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении срока вернуть и сумму долга.

Государство устанавливает нарицательную стоимость (номинальную цену) облигаций. Она обозначается на облигации и выражает денежную сумму, предоставленную держателем облигации государству во временное пользование. Именно эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент ее погашения и на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации продаются по курсовой цене, которая отклоняется от нарицательной стоимости. Данное отклонение называется курсовой разницей и зависит от ряда факторов. К их числу, в частности, относятся величина дохода, выплачиваемого по займу, уровень ссудного процента, время покупки облигации, степень насыщенности фондового рынка государственными ценными бумаги, привлекательность условий выпуска частных ценных бумаг, состояние хозяйственной конъюнктуры, степень доверия населения правительству.

Свободная котировка облигаций государственных займов на фондовой бирже является механизмом учета всех факторов, отражающихся на курсовой цене процентных бумаг. Функционирование полноценного фондового рынка, который невозможен без высокой степени ликвидности доходных бумаг, способствует преодолению негативного психологического фактора. Последний состоит в настороженном отношении займодателей к государственным кредитным операциям; он порожден отходом от требований законов развития фондового рынка и нарушения государством своих обязательств; принудительным распределением займов, резким ограничением ликвидности ценных бумаг государства, замораживанием государственного долга и т.п.

Устранению известного недоверия займодателей к кредитным операциям государства способствует разнообразие условий выпуска займов по срокам. Если государство ориентируется только на длительные кредитные операции, то это затрудняет вовлечение в покупку облигаций свободных денежных средств краткосрочного и среднесрочного характера, а также заставляет подумать потенциального кредитора о целесообразности вложения и долгосрочных сбережений.

Другим видом государственных займов являются казначейские обязательства, которые отличаются от облигаций целями выпуска, формой выплаты дохода и свободой обращения. Средства от продажи облигаций направляются в бюджет, внебюджетные фонды или на специальные цели. Средства от реализации казначейских обязательств направляются только на пополнение бюджета. Доход от облигаций может быть выплачен в виде процентов, выигрышей или не выплачиваться вообще. По казначейским обязательствам доход выплачивается в виде процентов. Облигации могут быть либо свободно обращаемые или с ограниченным кругом обращения. Казначейские обязательства имеют только ограниченный круг обращения и реализации только среди населения.

Нефундированный займ — краткосрочный государственный займ, выпускаемый на срок от нескольких недель до одного года. Обычно нефундированный займ распространяется через центральные и коммерческие банки в форме казначейских векселей или других долговых обязательств. лат.Fundare — обосновывать, закладывать

Безоблигационный займ — государственный займ, выпускаемый без продажи облигаций.

Государственные займы являются добровольными.

Договор государственного займа заключается путем приобретения займодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право займодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение.

Изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается.

Правила о договоре государственного займа соответственно применяются к займам, выпускаемым муниципальным образованием (ст. 817 ГК РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всеобщим народным голосованием 12 дек. 1993 г.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 17.07.98.
  3. Брайчева Т.В. Государственные финансы.–СПб.: Питер, 2003.
  4. Вавилов Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие для ВУЗов. — М.: Издательство «Перспектива», 2000.-
  5. Головачев Д.Л. Государственный долг. Теория, российская и мировая практика. –М.: ЧеРо, 2007.
  6. Иннагурационные речи президентов США от Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша (1789-2001г.) с историческим комментарием. Пер. с англ./Общ. ред. комментарий Иваняна Э.А.-М.: Издательский дом «Стратегия»,2001.
  7. Каримуллин Р.И. Права и обязанности сторон кредитного договора по российскому и германскому праву.-М.: «Статут», 2001.
  8. Мишина М.Н. Проблемы управления государственным долгом России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М. 2001.
  9. Петров В. Проблемы и перспективы внутреннего рынка государственных долговых обязательств // Рынок ценных бумаг. 2006. № 8. С. 19-22.
  10. Резников С.С. Государственные финансы.-М.: Финансы и статистика, 1999.
  11. Финансы / Под ред. В.М. Романовского, О.В. Врублевской,Б.М. Сабанти.–М.: Перспектива, Юрайт, 2004.
  12. Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция.–М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.93MB/0.00032 sec

WordPress: 23.94MB | MySQL:126 | 3,713sec