Финансовая политика предприятия

<

091313 1419 1 Финансовая политика предприятия 75. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ. МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.

Финансовая политика предприятия является составной частью его экономической политики. Если финансы представляют собой базисную категорию, исторически сложившуюся в условиях зарождения и развития товарно-денежных отношений, то финансовая политика выражается совокупностью мероприятий, проводимых собственником, администрацией, трудовым коллективом (в зависимости от форм собственности и хозяйствования предприятия) в целях изыскания и использования финансов для осуществления основных функций и задач.

Мероприятия такого рода включают выработку научно обоснованных концепций организации финансовой деятельности, определение ключевых направлений использования финансовых фондов на долго-, средне- и краткосрочный периоды, а также практическое воплощение разработанной стратегии.

Концепции организации финансовой деятельности предприятия строятся на основе исследования спроса на продукцию и услуги, оценки различных (финансовых, материальных, трудовых, интеллектуальных, информационных) ресурсов предприятия и прогнозирования результатов хозяйственной деятельности.

Направления использования финансовых фондов предприятия определяются исходя из поставленных целей, положения предприятия на рынке, выработанной концепции организации финансовой деятельности. Главной целью финансовой политики предприятия является наиболее полное и эффективное использование и наращивание его финансового потенциала.

Финансовая политика выражает целенаправленное использование финансов для достижения стратегических и тактических задач, определенных учредительными документами (уставом) предприятия. Например, усиление позиций на рынке товаров (услуг), достижение приемлемого объема продаж, прибыли и рентабельности активов и собственного капитала, сохранение платежеспособности и ликвидности баланса.

В условиях нестабильной экономической среды, высокой инфляции, кризиса неплатежей, непредсказуемой налоговой и денежно-кредитной политики государства многие предприятия вынуждены проводить линию на выживание. Она выражается в решении текущих финансовых проблем как реакции на неопределенные макроэкономические установки государственных властных структур. Такая политика в управлении финансами порождает ряд противоречий между интересами предприятий и фискальными интересами государства; ценой внешних заимствований и рентабельностью производств; доходностью собственного капитала и фондового рынка; интересами производства и финансовой службы и пр.

    Содержание финансовой политики многогранно и включает следующие основные звенья:

  1. разработку оптимальной концепции управления финансовыми (денежными) потоками предприятия, обеспечивающую сочетание высокой доходности и защиты от коммерческих рисков;
  2. выявление основных направлений использования финансовых ресурсов на текущий период (декаду, месяц, квартал) и на ближайшую перспективу (год и более длительный период). При этом учитываются возможности развития производственно-торговой деятельности. Состояние макроэкономической конъюнктуры (налогообложение, учетная ставка банковского процента, нормы амортизационных отчислений по основным фондам и др.);
  3. осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей (финансовый анализ и контроль, выбор способ финансирования предприятия, оценка реальных инвестиционных проектов и финансовых активов и т.д.).

    Единство трех ключевых звеньев определяет содержание финансово политики, стратегическими задачами которой являются:

    а) максимизация прибыли как источника экономического роста;

    б) оптимизация структуры и стоимости капитала, обеспечение финансовой устойчивости и деловой активности предприятия;

    в) достижение финансовой открытости предприятия для инвесторов и кредиторов;

    г) использование рыночных механизмов привлечения капитала с помощью финансового лизинга, проектного финансирования;

    д) разработка эффективного механизма управления финансами (финансового менеджмента) на основе диагностики финансового состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения.

    При разработке эффективной системы управления финансами постоянно возникают проблемы гармонизации развития интересов предприятия, наличия достаточного объема денежных ресурсов и сохранения высокой платежеспособности.

    Исходя из продолжительности периода и характера решаемых задач финансовая политика классифицируется на финансовую стратегию и тактику.

    Финансовая стратегия
    разрабатывается в соответствии с глобальными задачами социально-экономической стратегии предприятия. Она представляет собой долгосрочную финансовую политику. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируется концепция использования, намечаются принципы финансовых отношений с государством (налоговая политика) и партнерами (поставщиками, покупателями, кредиторами, инвесторами, страховщиками и др.).

    Стратегия предполагает выбор альтернативных путей развития предприятия. При этом используются прогнозы, опыт и интуиция специалистов (менеджеров) для мобилизации финансовых ресурсов на достижение поставленных целей. С позиции стратегии формируются конкретные цели и задачи производственной и финансовой деятельности и принимаются оперативные управленческие решения.

        К важнейшим направлениям разработки финансовой стратегии предприятия относятся:

  • анализ и оценка финансово-экономического состояния;
  • разработка учетной и налоговой политики;
  • выработка кредитной политики;
  • управление основным капиталом и амортизационная политика;
  • управление оборотными активами и кредиторской задолженностью;
  • управление заемными средствами;
  • управление текущими издержками, сбытом продукции и прибылью;
  • ценовая политика;
    <
  • выбор дивидендной и инвестиционной политики;
  • оценка достижений предприятия и его рыночной стоимости.

    Однако выбор той или иной стратегии не гарантирует получение прогнозируемого эффекта (дохода) из-за влияния внешних факторов, в частности состояния финансового рынка, налоговой, таможенной, бюджетной и денежно-кредитной политики государства.

    Составной частью финансовой стратегии являются перспективное финансовое планирование, ориентированное на достижение основных параметров деятельности предприятия: объем и себестоимость продаж, прибыль, рентабельность, финансовая устойчивость и платежеспособность.

    Финансовая тактика направлена на решение более частных задач конкретного этапа развития предприятия путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов между видами расходов и структурными подразделениями. При относительно стабильной финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что вызывается изменением рыночной конъюнктуры (спроса и предложения на ресурсы, товары, услуги и капитал). Стратегия и тактика финансовой политики тесно взаимосвязаны. Правильно выбранная стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.

    Финансовую политику на предприятиях должны осуществлять профессионалы – главные финансовые менеджеры (директора), владеющие всей информацией о стратегии и тактике организации.

    Для принятия управленческих решений они используют информацию, приведенную в бухгалтерской и статистической отчетности в оперативном финансовом учете, которая служит главным источником данных для определения показателей, применяемых в финансовом анализе и внутрифирменном планировании денежных потоков.

    Внутрифирменное финансовое планирование включает разработку следующих оперативных документов (на месяц, квартал, год):

  • бюджета доходов и расходов по предприятию в целом и по его филиалам, если они есть;
  • бюджета по балансовому листу (прогноза баланса активов и пассивов по важнейшим статьям);
  • капитального бюджета.

    Финансовый анализ включает следующие звенья:

  1. оценку финансовых возможностей для определения стратегических целей;
  2. распределение и оценку эффективности движения денежных потокам по сферам деятельности (текущая, инвестиционная и финансовая) исходя из стратегии производства и продаж;
  3. определение дополнительной потребности в финансовых ресурсах и каналов их поступления (банковский кредит, лизинг, товарный кредит и т.д.);
  4. трансформацию денежных ресурсов в форму, которая наглядно показывает финансовые возможности предприятия, что отражается в отчетности;
  5. оценку эффективности принятых финансовых и инвестиционных решений через показатели финансовой устойчивости, платежеспособности, доходности деловой и рыночной активности организации.

    Финансовую политику предприятия нельзя рассматривать в отрыве от финансовой политики государства – совокупности мероприятий, направленных на аккумулирование финансов в целях решения общенациональных социально-экономических и политических задач. Внешняя, макроэкономическая среда организации всегда сильнее влияет на хозяйственную деятельность, чем внутренняя, микроэкономическая среда. Поэтому от приоритетов государственной финансовой политики, ее обоснованности и реальности в значительной степени зависит финансовая политика предприятия.

    Государственная финансовая политика может создавать более или менее благоприятные условия для хозяйственного процесса.

    В доперестроечный период в России финансовая политика предприятия не могла существенно повлиять на результаты его хозяйственной деятельности. Финансовая самостоятельность хозяйственного субъекта нередко была настолько мала, что основой финансового успеха предприятия являлись факторы, непосредственно не связанные с его производственной деятельностью.

    После перехода к рынку предприятия обрели значительную автономность и самостоятельность, при всем том деятельность их по-прежнему во многом определяется государственной финансовой политикой и зависит от нее. В этом смысле финансовую политику предприятия следует рассматривать как динамичную категорию. Она содержательно меняется под влиянием изменений финансовой политики, проводимой федеральными, республиканскими (областными, краевыми) и местными органами государственного управления.

     

    Прогноз – это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, альтернативных путях и сроках их осуществления.

    Экономический прогноз – это научно обоснованное предвидение возможных направлений и результатов развития субъектов хозяйствования и их структурных подразделений. Основной задачей экономического прогнозирования является предвидение наиболее вероятных проблем экономического развития в ближайшей и отдалённой перспективе, поиск возможных направлений экономического роста, обоснование наиболее предпочтительной стратегии развития в будущем. Результаты прогноза используются для выбора альтернатив развития, разработки рекомендаций для реализации оптимального варианта.

    Экономический прогноз позволяет:

  • Оценить состояние и осуществить поиск возможных вариантов управленческих решений;
  • Определить очертания области и возможности для изменения будущих событий;
  • Выявить проблемы, слабо выраженные в настоящем, но возможные в будущем;
  • Осуществить поиск вариантов активного воздействия на объективные факторы будущего;
  • Моделировать варианты событий при учёте ведущих факторов

     

    Назначение экономического прогноза выражается в его функциях. К основным функциям экономического прогноза относят:

  • Анализ социально-экономических и научно-технических процессов и тенденций, объективных причинно-следственных связей этих явлений в конкретных условиях, в том числе оценку сложившейся ситуации и выявление проблем хозяйственного развития
  • Оценку этих тенденций в будущем; предвидение новых экономических условий и проблем, требующих разрешения;
  • Выявление альтернативы развития в перспективе; накопление экономической информации и расчётов для обоснования выбора и принятия оптимального управленческого решения, в том числе в плане

     

    В настоящее время по оценкам учёных насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования. В качестве основных на практике используются 15-20.

    Классификация методов прогнозирования осуществляется по трём признакам:

  • степени формализации;
  • принципу действия;
  • способу получения прогнозной информации

    091313 1419 2 Финансовая политика предприятия

    Следует ко всему прочему дать определение показателей, которые определяются как количественно-качественная характеристика социально-экономических явлений и процессов в обществе.

    Бюджет- количественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы на определённый период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных планом целей. Данные бюджета планируют будущие финансовые операции, т.е. бюджет создаётся до выполнения предпологаемых действий. Это и предпологает роль бюджета как основы для контроля и оценки эффективности деятельности предприятия.

    В практической деятельности по составлению плана важной вехой является планирование финансово – экономических показателей. Для этого используются следующие методы: нормативный, расчётно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое планирование.

     

    Нормативный метод планирования заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассматривается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках.

    Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др.

     

    В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов

     

  • федеральные нормативы

     

     

     

  • нормативы отдельных субъектов РФ (республиканские, краевые, областные, автономных образований) и местные нормативы

     

  • отраслевые нормативы

     

     

     

     

     

     

  • нормативы хозяйствующего субъекта
  • Единые для всех отраслей и хозяйствующих субъектов РФ

     

     

    Действуют в отдельных регионах РФ

     

     

     

     

    Применяются в масштабах отдельных отраслей или по группам организационно – правовых форм хозяйствующих субъектов (малые предприятия, акционерные общества и др.)

     

    Разрабатываются непосредственно хозяйствующим субъектом

     

    Нормативный метод является наиболее простым. Чаще используется при планировании издержек производства.

     

    Расчётно-аналитический метод планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя.

    Данный метод планирования используется при отсутствии технико-экономических нормативов, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямо, а косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит применение экспертной оценки:

    091313 1419 3 Финансовая политика предприятия

     

    Рис.3 Этапы применения расчётно-аналитического метода

     

     

    Расчётно-аналитический метод применяется при планировании прибыли и доходов, величины отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный и т.п.

     

    Балансовый метод планирования финансовых показателей заключается в том, что путём построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них.

    Используется прежде всего при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды.

     

    Метод оптимизации плановых решений – сводится к разработке нескольких вариантов плановых расчётов с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный.

    При этом могут применяться следующие критерии выбора:

  • минимум приведённых затрат;
  • максимум приведённой прибыли;
  • максимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата;
  • минимум текущих затрат;
  • минимум времени на оборот капитала, т.е. ускорение оборачиваемости средств;
  • максимум дохода на 1 руб. вложенного капитала;
  • максимум рентабельности капитала (или суммы прибыли на 1 руб. вложенного капитала);
  • максимум сохранности финансовых ресурсов, т.е. минимум финансовых потерь (финансового или валютного рынка).

     

    Экономико-математическое моделирование в планировании финансовых показателей позволяет найти качественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и определяющими их факторами.

    Построение экономико-математической модели финансового показателя складывается из следующих этапов.

     

  1. Изучение динамики финансового показателя за определённый отрезок времени и выявление факторов, влияющих на направление этой динамики
  2. Расчёт модели функциональной зависимости финансового показателя от определяющих факторов.
  3. Разработка различных вариантов плана финансового показателя.
  4. Анализ и экспертная оценка перспектив развития плановых финансовых показателей.
  5. Принятие планового решения. Выбор оптимального варианта

    091313 1419 4 Финансовая политика предприятия

    Рис. 4. Алгоритм разработки планового показателя

     

     

    Экономико-математическое моделирование позволяет определять не средние, а оптимальные величины показателей.

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.36MB | MySQL:123 | 1,471sec