Функции финансов торговли

<

111513 0555 1 Функции финансов торговлиТорговля — одна из основных отраслей народного хозяйства страны. Она — прямое продолжение процесса производства в сфере обращения, поскольку производство считается завершенным лишь после доведения товара до потребителя. Это производство не ради производства товара, а ради потребления.

Торговля оказывает непосредственное воздействие на развития производительных сил, осуществляя важную функцию доведения товаров народного потребления до населения страны.

Товарооборот отражает процесс распределения созданного совокупного общественного продукта, национального дохода, изменение объема и структуры потребления товаров, состояние денежного обращения.

Существенной особенностью финансов торговли является то, что в отличие от других отраслей народного хозяйства выручка от реализации товаров поступает преимущественно в налично-денежной форме. До 80 процентов всех поступлений наличных денег в кассы банков идут от торговых предприятий. В связи с этим важной задачей организации здесь финансов являются правильное ведение кассового хозяйства, контроль за поступлением в кассы магазинов выручки, за инкассированием выручки и правильным ее использованием.

Еще одной особенностью торговли является большое число работников, несущих личную ответственность за сохранность и использование материальных и денежных средств. Отсюда вытекает необходимость систематического и строгого финансового контроля.

Финансовое состояние торговых организаций во многом зависит от оптимальности издержек обращения и длительности времени реализации товаров покупателям. Поэтому важным финансовым показателем является скорость обращения оборотных средств, то есть время от момента оплаты полученных от поставщиков товаров до их, реализации населению. Основными показателями торговой деятельности предприятий всех форм собственности являются: товарооборот в денежном выражении, издержки издержки обращения, валовый доход, прибыль и рентабельность.

Финансовый механизм предприятий должен способствовать наиболее полной и эффективной реализации финансами своих функций и их взаимодействию. Прежде всего, с помощью механизма управления финансами предприятий достигается обеспеченность их необходимыми денежными средствами.

К функциям финансов на предприятии относятся следующие: обеспечение предприятия денежными средствами; распределительная; контрольная, которые взаимосвязаны между собой.

Функция обеспечения предприятия денежными средствами тесно связана с распределительной функцией финансов предприятий, осуществляющейся с помощью финансового механизма.

Торговым предприятиям присущи следующие особенности, обусловленные спецификой торговли как вида деятельности.

Как известно, торговля является формой товарного обращения и выражает экономические отношения, связанные с обменом товаров, и конкретные хозяйственные отношения, связанные с процессами реализации товаров. Таким образом, торговля выполняет две главные функции: торговля как форма товарного обращения осуществляет смену форм стоимости; торговля как отрасль экономики доводит товары от производителя до потребителя.

На практике обе функции связаны, выполняются одновременно и реализуются через торговые предприятия.

Первая функция торговли является непроизводительной, так как ее выполнение связано с процессами непосредственной купли-продажи товаров и включает в себя выполнение кассовых, банковских, учетных и прочих операций, не увеличивающих стоимость товара.

Вторая функция торговли является производительной и представляет собой продолжение процессов производства в сфере обращения. Для ее выполнения торговые предприятия проводят операции, которые увеличивают стоимость товаров: транспортировку, хранение товарных запасов, фасовку, подсортировку и т.п.

В процессе воспроизводства торговля занимает промежуточное положение между производителями и потребителями. Поэтому, с одной стороны, торговые предприятия оказывают влияние на формирование ассортиментной политики производителей и на формирование покупательского спроса; а с другой стороны, торговые предприятия зависят от товарного предложения и колебания спроса и вынуждены реагировать на их изменения.

Торговые предприятия осуществляют только операции по купле-продаже (закупке, хранению, подготовке к продаже, собственно продаже) товаров и услуг и не участвуют в процессе их производства.

Финансы торговых предприятий представляют собой систему экономических отношений, осуществляемых через реальный оборот денежных средств. Эти экономические отношения включают процесс образования, распределения и использования денежных средств в соответствии с планами хозяйственной деятельности предприятий. Финансы торговых предприятий выполняют две важнейшие функции: распределительную и контрольную.

Распределительная функция финансов связана с распределением финансовых ресурсов на конкретные цели в соответствии с установленными планами, созданием различных специальных и резервных фондов денежных средств.

В условиях развития рыночных отношений и функционирования финансового рынка требуется качественно новый подход к управлению финансовыми ресурсами. Изменяются порядок формирования и использования финансовых ресурсов, а также взаимоотношения предприятий с финансовой и кредитной системами.

 Использование финансовых ресурсов предприятия осуществляется по следующим направлениям:

— текущие затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг);

— инвестирование средств в капитальные вложения, связанные с расширением производства и его техническим обновлением, использованием нематериальных активов;

— инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги;

— платежи финансовой, банковской системам, взносы во внебюджетные фонды;

— образование различных денежных фондов и резервов (на развитие; поощрительного и социального характера);

— благотворительные цели, спонсорство и т. п.

 Преобладающая часть финансовых ресурсов предприятий используется для финансирования оборотных фондов и фондов обращения.

Оборотные фонды — это предметы труда, обслуживающие процесс обращения товаров. В натурально-вещественной форме оборотные фонды представлены следующими видами текущих активов:

производственные запасы — сырье, материалы, топливо, тара; материалы для хозяйственных нужд, упаковочные материалы, тара (кроме многооборотной) и тарные материалы;

малоценный и быстроизнашивающийся инвентарь, инструменты (стоимостью в пределах до десяти минимальных зарплат за единицу и сроком эксплуатации не более года);

специальная одежда и специальная обувь независимо от ее стоимости.

Особенность оборотных фондов состоит в том, что они непрерывно совершают оборот, превращаясь из товарной в денежную форму, из денежной в товарную, т.е. постоянно обновляются.

Фонды обращения по своей экономической сущности сходны с оборотными фондами. Они, как и оборотные фонды, также непосредственно участвуют в обороте, непрерывно изменяя свою форму, выбывают из торгового предприятия при реализации товаров и пополняются за счет новых поступлений.

К фондам обращения относятся товары, готовая продукция на складах предприятия, денежные средства в классе, на расчетном, валютном и др. счетах, денежные документы, дебиторская задолженность; расходы будущих периодов (взносы арендной платы за последующие периоды, расходы по неравномерно производимому в течение года ремонту основных фондов, затраты на капитальный ремонт арендованных основных фондов в счет будущей арендной платы и др.).

Распределительные отношения на предприятии оказывают очень сильное влияние на конечные результаты. На предприятии распределяется выручка от реализации продукции. Часть ее идет на возмещение затрат предприятия, т.е. себестоимость продукции, а другая — представляет собой ее прибыль. Она, в свою очередь, распределяется между предприятиями и государственным бюджетом.

Финансовый механизм этих отношений прежде всего включает в себя: зависимость заработной платы от сбыта производимой продукции и поступления за нее платежей, экономии от снижения себестоимости продукции; эффективного ведения хозяйства; обоснованность нормативов распределения прибыли между предприятиями и бюджетом; обоснованность стимулирования на экономическое стимулирование; эффективность использования средств на НИОКР, реконструкцию и техническое перевооружение, подготовку кадров и другие цели.

Финансовый механизм предприятий и отраслей, связанный с реализацией контрольной функции финансов, строится на основе стимулов и санкций, а также соответствующих показателей. Эффективность стимулов и санкций, их реальность определяют действительный результат каждого предприятия, его работника.

 

 

 

 

2. СУБЪЕКТЫ ТОРГОВЛИ, ИХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ И ФИНАНСОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

 

Субъект торговли — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занимающиеся торговлей и зарегистрированные в установленном порядке.

На внутреннем рынке товаров народного потребления функционирует множество предприятий торговли. Можно выделить предприятия, занимающиеся розничной торговлей (продающие товары в основном населению для личного пользования), оптовой торговлей (продающие товары для их дальнейшего использования в коммерческих целях).

Большинство торговых предприятий Российской Федерации являются коммерческими и, следовательно, главной целью их функционирования является получение максимальной прибыли. Следует заметить, что в торговле сравнительно широко представлены и некоммерческие организации. Торговые предприятия самостоятельно осуществляют свою деятельность, распоряжаются собственной продукцией или товарами, полученной прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Торговые предприятия могут быть классифицированы по ряду признаков. Цель классификации торговых предприятий состоит в том, чтобы:

определить место, цели, задачи каждого предприятия в общей системе торговой отрасли;

сгруппировать торговые предприятия по определенным признакам;

дать представление о масштабах, направленности, различных характеристиках деятельности предприятий;

проанализировать, оценить, сравнить результаты деятельности различных предприятий торговли.

В основу классификации торговых предприятий могут быть положены следующие признаки:

форма собственности;

вид деятельности;

средняя за период численность работников;

специализация;

организационно-правовая форма.

Классификация торговых предприятий по форме собственности (или принадлежности капитала). Выделяют государственные (муниципальные), частные и совместные торговые предприятия.

Учредителем и соответственно владельцем капитала государственных (муниципальных) торговых предприятий выступают власти различных уровней. К государственным (муниципальным) предприятиям торговли относятся ряд предприятий розничной, в том числе ведомственной торговли (например, военторги и т.п.), но в основном предприятия оптовой торговли. Государственная (муниципальная) собственность в значительной мере предопределяет и конкретные моменты хозяйственной деятельности. Например, руководство, а также основные направления хозяйственной деятельности (ассортиментная, ценовая, учетная политика) определяются властями соответствующего уровня либо их представителями.

К частным предприятиям торговли относятся индивидуальные; семейные предприятия; коллективные предприятия (предприятия, образованные группой как физических, так и юридических лиц); приватизированные предприятия, принадлежащие трудовым коллективам; предприятия, принадлежащие предпринимателям, осуществляющим деятельность без образования юридического лица. Частные предприятия широко распространены в розничной торговле, но встречаются также и в оптовой торговле. Главной причиной того, что частные торговые предприятия преимущественно розничные, являются относительно невысокие первоначальные затраты капитала.

<

Совместные предприятия торговли — это предприятия, учреждаемые российскими и иностранными физическими либо юридическими лицами (резидентами или нерезидентами). Можно отдельно выделить торговые предприятия только с иностранным капиталом. Такие предприятия представлены как в розничной, так и в оптовой торговле преимущественно в крупных городах.

Классификация торговых предприятий по виду деятельности. Выделяют оптовые и розничные торговые предприятия.

Оптовые торговые предприятия осуществляют деятельность по продаже товаров или услуг тем, кто приобретает их с целью перепродажи или дальнейшего использования в производственных процессах. Существование оптовых торговых предприятий определяется следующими обстоятельствами:

  1. производители предпочитают сбывать свою продукцию крупным партнерам, поскольку сами не имеют финансовых или материальных возможностей, а вероятно, и желания организовывать свою торговую или сбытовую сеть;
  2. эффективность деятельности оптовых предприятий выше,
    чем отдельных производственных или розничных предприятий благодаря большему размаху операций и наличию большого количества контактов как с промышленными, так и с розничными торговыми предприятиями;
  3. оптовые торговые предприятия имеют материальные возможности преобразовывать промышленный ассортимент в торговый путем подсортировки продукции различных специализированных производителей товаров (производители не могут этим заниматься в силу специализации; розничные торговые предприятия не могут комплектовать торговый ассортимент, так как это требует больших затрат материальных и трудовых ресурсов, наличия складских площадей, создания больших товарных запасов, применения специальных технологий);
  4. управление товародвижением в рамках крупных регионов, включая формирование и использование товарных запасов, доступно только оптовым предприятиям (промышленность не в состоянии этим заниматься в силу специализации; розничные торговые предприятия — в силу масштаба торговой деятельности и имеющейся материально-технической базы).

    По характеру деятельности все оптовые торговые предприятия подразделяются на оптовые предприятия по торговле товарами народного потребления; оптовые предприятия по продаже материально-технических ресурсов и средств производства; предприятия биржевой торговли.

    Выполняя свою роль, оптовые торговые предприятия решают на рынке следующие задачи:

    изучают и прогнозируют спрос, определяют емкость товарных рынков;

    разрабатывают заказы промышленным предприятиям, организуют и проводят оптовые ярмарки и договорные кампании, контролируют ход поставки товаров, сроки, объемы, ассортимент и качество товаров;

    формируют схемы товародвижения и устанавливают число складских звеньев товародвижения;

    занимаются хранением текущих и сезонных товарных запасов на своих складах;

    комплектуют торговый ассортимент путем подсортировки;

    фасуют и пакуют некоторые виды товаров;

    доставляют подсортированные партии товаров в розничную сеть;

    проводят рекламные мероприятия вместе с промышленностью и розничной торговлей;

    снабжают внерыночных потребителей (например, армию) и ведут поставку на экспорт.

    Решение перечисленных выше задач определяет особенности экономического механизма функционирования оптовых торговых предприятий:

    более низкая норма прибыли, чем для розничных предприятий, но это компенсируется более высокими объемами товарооборота и соответственно большей массой прибыли;

    более низкая торговая надбавка по сравнению с предприятиями, осуществляющими другие виды торговой деятельности; кроме того, оптовые торговые предприятия чаще прочих получают торговые скидки у поставщиков и производителей;

    более низкий уровень издержек обращения по сравнению с розничными торговыми предприятиями; соответственно отличается и структура издержек обращения.

    Розничные торговые предприятия осуществляют деятельность по продаже товаров или услуг непосредственно конечным потребителям (в основном населению) для их личного некоммерческого использования. Организация продажи товаров населению в розничной торговле может осуществляться через сеть магазинов. Среди магазинов выделяют предприятия с традиционной формой обслуживания (через прилавок), с самообслуживанием, с применением открытой выкладки, по образцам и т.д. Каждой форме обслуживания, применяемой на розничных торговых предприятиях, соответствуют свои экономические особенности, касающиеся структуры расходов и доходов, товарооборота и т.д.

    Для розничных торговых предприятий характерны сравнительно высокая норма прибыли при относительно невысокой массе прибыли, более высокий уровень валового дохода и соответственно более высокие торговые надбавки, а также строго определенная структура издержек обращения.

    Классификация торговых предприятий по средней численности работников. Такая классификация впервые введена налоговыми органами. Из всей массы торговых предприятий в первую очередь можно выделить малые предприятия.

    К малым относятся предприятия, численность работников которых составляет: в промышленности 100 чел., в строительстве 100 чел., на транспорте 100 чел., в сельском хозяйстве 60 чел., в научно-технической сфере 60 чел., в оптовой торговле 50 чел., в розничной торговле и бытовом обслуживании 30 чел., в остальных отраслях 50 чел.

    Малые торговые предприятия имеют право применять упрощенную систему бухгалтерского учета. Однако следует помнить такую особенность, что по действующему законодательству существуют еще два признака, определяющих малое предприятие:

    доля государства, общественных, религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале не должна превышать 25 %;

    доля других юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, в уставном капитале не должна превышать 25 %.

    Таким образом, торговое предприятие может быть признано малым только при наличии всех трех признаков.

    Классификация торговых предприятий по специализации. Выделяют узкоспециализированные (реализующие отдельные виды товаров); специализированные (реализующие отдельные группы товаров или продукцию конкретных предприятий-производителей); универсальные (реализующие различные товарные группы); смешанные (реализующие как продовольственные, так и непродовольственные товары); комбинированные (реализующие товары нескольких групп, родственных по потребительскому назначению) торговые предприятия.

    Классификация торговых предприятий по организационно-правовой форме. Эта классификация имеет особое значение, поскольку к какому бы виду (из приведенных выше) не относилось предприятие торговли, оно создается и функционирует в одной из предусмотренных законодательством организационно-правовых форм. Кроме того, выбираемая при создании предприятия организационно-правовая форма в значительной мере определяет конкретные способы образования уставного капитала, порядок выработки и реализации управленческих решений.

    Все торговые предприятия по признаку организационно-правовой формы делятся на коммерческие и некоммерческие.

    Рассмотрим коммерческие торговые предприятия.

    Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Минимальный уставный капитал ООО составляет 100 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ)*. Минимальный уставный капитал ООО должен быть на момент регистрации оплачен участниками общества не менее чем наполовину. Уставный капитал составляется из вкладов участников общества. Участники ООО не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков в пределах стоимости их вкладов.

    Данная организационно-правовая форма является самой распространенной в торговле (особенно часто применяется в розничной торговле, реже — в оптовой).

    При работе обществ с ограниченной ответственностью следует учитывать возможность выхода из общества одного или нескольких учредителей с изъятием своей доли капитала (такая возможность законодательно предусмотрена). Если изымаемая доля велика, то общество, скорее всего, столкнется с большими финансовыми трудностями.

    Закрытое акционерное общество (ЗАО). Уставный капитал формируется из стоимости акций общества, приобретенных акционерами; его минимальный размер — 100 МРОТ. Существует возможность эмиссии (выпуска) акций для распределения их среди учредителей пропорционально доле в уставном капитале (без права выпуска акций на свободный рынок). Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций. Эта организационно-правовая форма применяется и в розничной, и в оптовой торговле (для средних предприятий).

    Открытое акционерное общество (ОАО). Уставный капитал формируется за счет эмиссии (выпуска) и продажи акций. Минимальный размер уставного капитала — 1000 МРОТ. Обладатели акций могут свободно продавать их на рынке без согласия других акционеров. Руководство ОАО выбирается собранием акционеров. Юридические лица — акционеры сохраняют самостоятельность и права юридического лица. Размер дивидендов на 1 акцию и периодичность выплат определяется собранием акционеров. По обязательствам ОАО акционеры не отвечают и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций. Данная организационно-правовая форма применяется в основном для предприятий оптовой торговли.

    Функционирование акционерных обществ предполагает эмиссию (выпуск) акций, наличие большого числа акционеров, а следовательно, и необходимость раскрытия информации, которая часто носит конфиденциальный характер.

    В единичных случаях используются организационно-правовые формы товариществ (полного и на вере), дочерних и зависимых обществ. (Иногда в наименовании торговых предприятий встречается словосочетание «простое товарищество». Договор простого товарищества и договор о совместной деятельности — это, по сути, одно и то же.)

    Некоммерческими торговыми предприятиями являются потребительские кооперативы и объединения юридических лиц (союзы и ассоциации).

    Потребительский кооператив. Это добровольное объединение граждан и юридических лиц, осуществляемое путем объединения имущественных паевых взносов с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников. Члены потребительского кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения баланса покрыть убытки (если таковые выявлены) за счет дополнительных взносов. Доходы, получаемые кооперативом от предпринимательской деятельности, распределяются между его членами.

    Объединения юридических лиц (союзы и ассоциации). Предприятия, входящие в состав объединений, сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Объединения торговых предприятий, как правило, создаются в целях координации предпринимательской деятельности, а также для представления и защиты интересов в соответствующих инстанциях. Руководящие органы объединения не обладают распорядительной властью в отношении входящих в него предприятий и выполняют свои функции на основании договоров с этими предприятиями.

     

     

     

     

     

    3. ЗАДАЧА

     

    Рассчитайте следующие показатели по торговому предприятию:

    а) средние товарные запасы отчетного и планируемого года по себестоимости;

    б) потребность предприятия в кредите в отчетном и планируемом году;

    в) затраты по оплате процентов за пользование банковскими займами и займами в отчетном и планируемом году.

    Исходные данные

     

    Показатели 

    Отчетный год 

    Планируемый год 

    1 

    Розничный товарооборот, тыс. руб. 

    60500,0 

    62800,0 

    2 

    Время обращения, дни 

    33 

    31 

    3 

    Долевое участие собственных средств в оплате товаров, %

    50 

    53 

    4 

    Средний уровень доходов, в % к товарообороту

    17,2 

    18,6 

    5 

    Годовая ставка за пользование банковским займом, %

    29,0 

    32,0 

    6 

    Займы, полученные у поставщиков, тыс. руб.

    210 

    230,0 

    7 

    Процентная ставка по ним, % 

    28 

    30,0 

     

    Напишите выводы, какие показатели оказали влияние на изменение величины затрат за пользование займами.

     

    РЕШЕНИЕ

     

    Определим себестоимость реализованных товаров, с учетом среднего уровня доходов, в процентах к товарообороту

    S = (1 – Д%/100%)T.

    Себестоимость реализованных товаров в отчетном году

    S0 = (1 – Д%0/100%)T0 = (1 – 17,2/100)60500 = 50094 тыс. руб.

    Себестоимость реализованных товаров в отчетном году

    S1 = (1 – Д%1/100%)T1 = (1 – 18,6/100)62800 = 51119 тыс. руб.

    Товарные запасы определяются на основе показателей себестоимости реализованного товара и время обращения товарных запасов.

    З = Т/Д.

    Величина средних товарных запасов отчетного года

    З0 = Т0 0 = 50094 / 31 = 1616 тыс. руб.

    Величина средних товарных запасов планируемого года

    З1 = Т1 1 = 51119/ 31 = 1649 тыс. руб.

    Определим величину собственных средств в оплате товаров по формуле

    C = C% *З /100%.

    Величина собственных средств на отчетный год

    C0 = C%
    0 0 /100% = 50% * 1616/ 100 = 808 тыс. руб.

    Величина собственных средств на планируемый год

    C1 = C%
    1 1 /100% = 53% * 1649/ 100 = 874 тыс. руб.

    Следует отметить, что в себестоимость товарных запасов входят займы, полученные у поставщиков, банковские займы, а проценты, уплачиваемые по займам входят в прочие расходы предприятия и погашаются за счет прибыли от продаж.

    Рассчитаем потребность в банковском займе

    Зб = З – С – Зп.

    Потребность в банковском займе в отчетном году

    Зб0 = З0 – С0 – Зп0 = 1616 – 808 – 210 = 598 тыс. руб.

    Потребность в банковском займе в планируемом году

    Зб0 = З0 – С0 – Зп0 = 1649 – 874 – 230 = 545 тыс. руб.

    Затраты на проценты по займам, полученным у поставщиков

    Зп% = П%*З/100% .

    Уплаченные проценты в отчетном году

    Зп%0= П%00/100% = 28%*210 /100% = 59 тыс. руб.

    Уплаченные проценты в отчетном году

    Зп%0= П%11/100% = 30%*230 /100% = 69 тыс. руб.

    Затраты на проценты по банковским займам

    Зб% = Пб%*З/100% .

    Уплаченные проценты в отчетном году

    Зб%0= Пб%00/100% = 29%*598 /100% = 173 тыс. руб.

    Уплаченные проценты в отчетном году

    Зб%1= П%11/100% = 32%*545 /100% = 174 тыс. руб.

    Таким образом, сумма уплаченных процентов составляет

    З%0 = Зп%0 + Зб%0 = 59 + 173 =232 тыс. руб.

    В отчетном году сумма уплаченных процентов по займам всего

    З%1 = Зп%1 + Зб%1= 69 +174 =243 тыс. руб.

    Абсолютная динамика затрат на проценты составляет

    ∆З% = З%1 – З%0 = 243 – 232 = 11 тыс. руб.

    Таким образом, следует заметить, что в планируемом году произошел рост затрат на проценты по займам на 11 тыс. руб., это произошло за счет роста потребности в необходимых средствах для закупки товаров, за счет роста объема займа, полученного у поставщиков, роста процентных ставок. Так мы видим, что потребность в банковском займе уменьшилась на (598 – – 545) = 53 тыс. руб., а сумма подлежащих к уплате по банковским займам даже незначительно выросла на 1 тыс. Руб.

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  5. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия, учебно-практическое пособие. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003.
  6. Бланк И.А. Управление торговым предприятием. –М.: Ассоциация авторов и издателей. Тандем: Издательство ЭКМОС, 2002.
  7. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2003.
  8. Савицкая Г. Анализ хозяйственной деятельности АПК.–М.: Учеб.-ИП «Экоперспектива», 2003.
  9. Торговое дело: экономика и организации / Под общ. ред. Л.А. Брагина и Т.П. Данько.-М.: ИНФРА-М, 2003.
  10. Чечевицина Л.Н., Чуев И.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. –М.: Маркетинг, 2002.
  11. Экономика и организация деятельности торгового предприятия / Под ред. А.Н Соломатина.– М.: ИНФРА-М, 2001.
  12. Эффективное управление фирмой: современная теория и практика / Бондарь Н.П., Васюхина О.В. и др.–СПб.: Изд. Дом. «Бизнес-пресса», 2003.

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.96MB/0.00159 sec

WordPress: 22.87MB | MySQL:121 | 1,430sec