ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

<

070614 1412 1 ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

1.1. Предпосылки формирования и создания фонда социального страхования в Российской Федерации

 

2 июня 1903 года с высочайшего соизволения императора Николая II в Российской империи были введены «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». Этот день считается официальной датой рождения государственного социального страхования в России.

Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.

В 1929 году государственное социальное страхование обрело единый бюджет. А с 1931 года за счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей. В лексиконе профсоюзных деятелей появляется понятие «профилактики заболеваемости». Начато строительство советской санаторно-курортной «фабрики здоровья». Даже теперь, в условиях жесткого экономического кризиса, высочайший медицинский, оздоровительный потенциал делает ее уникальной среди мировых курортных систем. С 1933 года социальное страхование перешло под управление советских профсоюзов.

С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года № 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации

Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации.1

Ныне Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Фонд финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также пособия на погребение умерших

Кроме того, Фонд финансирует санаторно-курортное обслуживание работающих и членов их семей, детскую летнюю оздоровительную кампанию.

В 2000 году Фонд социального страхования начал выплаты по возмещению вреда пострадавшим на производстве в рамках обеспечения нового вида страхования, введенного Федеральным законом РФ от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ в части обеспечения граждан – получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.

В этом же году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12. 2004 года № 771 «Об утверждении Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета»  на Фонд также возложена задача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.

Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации.

Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.

 

1.2. Цели и задачи функционирования фонда социального страхования Российской Федерации

 

Фонд социального страхования Российской Федерации (Фонд) управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.

Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.

Основными задачами Фонда являются1:

обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;

разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

 

1.3. Финансирование фонда социального страхования и основные направления его расходов

 

Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

Средства Фонда образуются за счет:

страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).

Средства Фонда направляются на:

 выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах — участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;

частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;

частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);

оплату проезда к месту лечения и обратно;

создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной Фондом совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации;

обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;

финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;

проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;

осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;

участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в настоящем Положении. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального страхования Российской Федерации.

Положение о порядке формирования и расходования средств фонда развития утверждается Правительством Российской Федерации.

Распорядителями средств Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях Фонда — управляющий и главный бухгалтер отделения Фонда.

Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

 

2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1. Доходы и основные направления расходов средств фонда социального страхования в 2004 году

 

Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год составил по доходам в сумме 159 989,7 млн. рублей и по расходам в сумме 158 935,0 млн. рублей. Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда на 2004 год приведены в Приложении 1.

Доходы бюджета Фонда на 2004 год формировались за счет налогов, страховых взносов и иных поступлений согласно Приложению 2. В 2004 году финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот по выплате пособий по социальному страхованию, санаторно-курортным лечением и оздоровлением граждан в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в том числе расходов на реализацию программ ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», осуществляется Фондом в пределах средств, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2004 год» и перечисленных в Фонд.

Структуру расходов Фонда на 2004 определена в Приложении 3.

Норматив оборотных денежных средств Фонда составил на 1 апреля 2004 года в размере 11 530,1 млн. рублей, на 1 июля 2004 года в размере 11 065,9 млн. рублей, на 1 октября 2004 года в размере 15 870,8 млн. рублей и на 1 января 2005 года в размере 14 436,1 млн. рублей.

В 2004 году средства обязательного социального страхования направляются на полную или частичную оплату стоимости путевок для детей застрахованных граждан:

1) в детские санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия, расположенные на территории Российской Федерации, продолжительностью пребывания 21-24 дня из расчета до 400 рублей на одного ребенка в сутки. Максимальный размер оплаты стоимости путевки на одного ребенка в сутки в детских санаторных оздоровительных лагерях круглогодичного действия, расположенных в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, определяется с учетом этих районных коэффициентов;

2) в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря не более чем за 24 дня пребывания в период школьных каникул в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации.

 

2.2. Оценка расходов и доходов фонда в 2005 г.

 

Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации составил на 2005 год по доходам в сумме 185 514 656,5 тыс. рублей, из них на обязательное социальное страхование 150 041 229,3 тыс. рублей, и по расходам в сумме 190 798 598,7 тыс. рублей, из них на обязательное социальное страхование 155 680 972,9 тыс. рублей.

Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда на 2005 год приведены в Приложении 4. Остатки средств Фонда определены на обязательное социальное страхование в сумме 5 639 743,6 тыс. рублей на покрытие дефицита бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию.

Доходы бюджета Фонда на 2005 год формируются за счет налогов, страховых взносов и иных поступлений согласно Приложению 5.

В 2005 году финансирование расходов, связанных с выплатой пособий по обязательному социальному страхованию в размерах сверх установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании, финансируемых за счет средств федерального бюджета, гражданам в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» , гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, на которых распространяется действие указанного Закона, и гражданам в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» осуществляется Фондом в пределах средств, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2005 год» и перечисленных в Фонд.

Структура расходов Фонда на 2005 год приведена в Приложении 5.

Фонд вправе производить в отношении целевых статей и видов расходов, предусмотренных Приложением 6.

Норматив оборотных денежных средств Фонда на 2005 год на начало каждого квартала в размере установлен:

1) среднемесячных расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию, на оздоровление детей и оплату стоимости путевок на долечивание в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации, непосредственно после стационарного лечения, на выплату пособий по обязательному социальному страхованию в размерах сверх установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании, финансируемых за счет средств федерального бюджета, гражданам в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, на которых распространяется действие указанного Закона, и гражданам в соответствии с Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», а также среднемесячных расходов на оплату стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, и стоимости проезда междугородним транспортом к месту лечения и обратно отдельным категориям граждан, имеющим право на меры социальной поддержки, и на предоставление инвалидам реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, финансируемых за счет средств федерального бюджета и перечисляемых Фонду;

2) среднемесячных расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ежемесячных и единовременных страховых выплат, расходов на доставку и пересылку страховых выплат, а также на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

Остаток денежных средств Фонда в размере норматива оборотных денежных средств не является свободным.

Норматив оборотных денежных средств Фонда установлен на 1 апреля 2005 года в сумме 13 587 711,7 тыс. рублей, на 1 июля 2005 года в сумме 12 800 013 ,9 тыс. рублей, на 1 октября 2005 года в сумме 18 576 480,5 тыс. рублей и на 1 января 2006 года в сумме 17 013 858,8 тыс. рублей.

В 2005 году средства обязательного социального страхования направляются на полную или частичную оплату стоимости путевок для детей застрахованных граждан:

1) в детские санатории и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия, расположенные на территории Российской Федерации, продолжительностью пребывания 21-24 дня из расчета до 400 рублей на одного ребенка в сутки;

2) в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря продолжительностью пребывания не более 24 дней в период школьных каникул в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В случае получения дополнительных доходов за счет привлечения остатков средств по обязательному социальному страхованию на 1 января 2005 года по результатам исполнения бюджета Фонда за 2004 год, поступления в бюджет Фонда доходов по обязательному социальному страхованию сверх установленных сумм, или снижения фактических расходов на финансирование пособий по обязательному социальному страхованию, Фонд может направлять указанные средства на дополнительное финансирование расходов на оздоровление детей при условии формирования норматива оборотных денежных средств на обязательное социальное страхование.

В случае поступления в бюджет Фонда доходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сверх установленных сумм, или снижения фактических расходов на обеспечение по указанному виду страхования, Фонд направляет указанные средства на пополнение резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В 2005 году резерв средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний размещается в федеральные государственные ценные бумаги в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

 

2.3. Расходы и доходы фонда в 2006 г.

 

Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации был определен на 2006 год по доходам в сумме 207 037 205,6 тыс. рублей, из них на обязательное социальное страхование 138 113 849,2 тыс. рублей, и по расходам в сумме 212 987 313,2 тыс. рублей, из них на обязательное социальное страхование 141 523 252,1 тыс. рублей.

Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда на 2006 год приведены в Приложении 7.

Остатки средств Фонда на обязательное социальное страхование в сумме 3 409 402,9 тыс. рублей на покрытие дефицита бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию, остатки средств Фонда на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 2 540 704,7 тыс. рублей на покрытие дефицита бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

 Доходы бюджета Фонда на 2006 год формируются за счет налогов, страховых взносов и иных поступлений согласно Приложению 8.

 В 2006 году Фонд осуществляет финансирование расходов на предоставление инвалидам технических средств реабилитации и услуг, а также на обеспечение отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями в пределах средств, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год» и перечисленных Фонду, в сумме 4 979 794,0 тыс. рублей, включая административные расходы в сумме 390 804,9 тыс. рублей.

Структура расходов Фонда на 2006 год приведена в Приложении 9.

Фонд направил в 2006 году средства в сумме 620 000 тыс. рублей на капитальное строительство, в том числе средства в сумме до 70 000 тыс. рублей на социальное развитие системы Фонда.

 Установлен норматив оборотных денежных средств Фонда на 2006 год на начало каждого квартала в размере:

1) среднемесячных расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию, на оздоровление детей и оплату стоимости путевок на долечивание в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации, непосредственно после стационарного лечения;

2) среднемесячных расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ежемесячных и единовременных страховых выплат, расходов на доставку и пересылку страховых выплат и расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

Норматив оборотных денежных средств Фонда установлен на 1 апреля 2006 года в сумме 12 623 704,9 тыс. рублей, на 1 июля 2006 года в сумме 12 065 678,9 тыс. рублей, на 1 октября 2006 года в сумме 17 165 865,4 тыс. рублей и на 1 января 2007 года в сумме 15 138 891,7 тыс. рублей.

 В 2006 году средства обязательного социального страхования в сумме 3 300 000,0 тыс. рублей направляются на оплату полной стоимости путевок, предоставляемых застрахованным гражданам для долечивания в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации, непосредственно после стационарного лечения в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации.

 В случаях получения дополнительных доходов за счет привлечения остатков средств по обязательному социальному страхованию на 1 января 2006 года по результатам исполнения бюджета Фонда за 2005 год, поступления в бюджет Фонда доходов по обязательному социальному страхованию сверх сумм и снижения фактических расходов на финансирование пособий по обязательному социальному страхованию, Фонд может направлять указанные средства на дополнительное финансирование расходов на санаторно-курортное лечение работников.

Фонд вправе в 2006 году размещать резерв средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в федеральные государственные ценные бумаги и банковские вклады в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 Фонду в 2006 году вправе:

1) принимать решения о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за 2005 год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в 2005 году, на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

2) направить средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 1 900 000,0 тыс. рублей на финансирование дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Остатки средств на 1 января 2006 года, образовавшиеся в бюджете Фонда в результате неполного использования Фондом средств федерального бюджета на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, предоставление инвалидам технических средств реабилитации и услуг, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, финансируемых за счет средств федерального бюджета, используются Фондом в I квартале 2006 года на завершение расчетов с организациями, предоставляющими соответствующие услуги по договорам, заключенным в 2005 году.

 
 

 

3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2007 ГОД

 

3.1. Цели и задачи бюджетного финансирования социальной сферы

 

Социальные характеристики федерального бюджета 2007 года отвечают стратегическим задачам и ориентирам, содержащимся в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и в Бюджетном послании Президента «О бюджетной политике на 2007 год».

Федеральный бюджет на 2007 год предусматривает прирост реально располагаемых доходов населения на 10,2%, что позволит полнее задействовать внутренние факторы развития экономики, связанные с активизацией спроса населения. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума уменьшится с 15,8% в 2006 году до 14,3% в 2007 году.

Рост реальной заработной платы в 2007 году составит около 10%, а работникам бюджетной сферы – 15% (с 1 сентября 2007 года). Следует при этом отметить, что этот достаточно высокий темп повышения заработной платы работников бюджетной сферы полностью не решает задачи вывода величины их заработной платы на уровень прожиточного минимума (с учетом иждивенческой нагрузки) для всех категорий работников.

В 2007 году предполагается обеспечить рост пенсий в размерах, превышающих темпы инфляции (примерно на 7%). С 1 октября 2007 года предусмотрено доведение размера базовой части трудовой пенсии по старости до 1260 рублей. Страховую часть трудовой пенсии намечено увеличить с 1 апреля 2007 года на 9,2%. На конец 2007 года средний размер трудовой пенсии составит 3255 рублей и в целом увеличится на 433 рубля или на 15,3%.

Значительные финансовые ресурсы в 2007 году направляются на решение демографической проблемы, на повышение доступности качественной медицинской помощи и образования для всех слоев населения. Общий объем демографических инвестиций в проекте федерального бюджета на 2007 год составит 52,85 млрд. рублей.

Важнейшей особенностью бюджета 2007 года выступает существенное увеличение ресурсов на реализацию четырех приоритетных национальных проектов: «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и «Развитие АПК», расходы на финансирование которых составят 230,9 млрд. рублей, что на 114,4 млрд. рублей, или почти в 2 раза больше объемов 2006 года.

В Бюджетном послании на 2007 год впервые поставлена цель, характерная для всех развитых стран, – создание новой модели социального развития государства в увязке с эффективностью бюджетных расходов, ориентированных на конечный результат, при соблюдении жестких бюджетных ограничений и сохранении сбалансированности бюджетов.

Важнейшими социальными приоритетами бюджета 2007 года являются: повышение заработной платы работников бюджетной сферы, денежного содержания военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, а также увеличение размера пенсий, включая приближение размера социальных пенсий к величине прожиточного минимума пенсионера. Особое внимание уделяется решению острых демографических проблем, прежде всего за счет стимулирования рождаемости.

Приоритеты и параметры проекта бюджета 2007 в основном соответствуют задачам, поставленным Президентом России в Бюджетном послании. Бюджет 2007 сохраняет позитивные черты социальной части федерального бюджета 2006 г.

Федеральный бюджет 2007 года сформирован с учетом ориентации на обеспечение преемственности по отношению к федеральному бюджету 2006 года, что связано с переходом на финансирование основных бюджетных показателей в рамках перспективного финансового плана на три года. Данный подход позволяет придать бюджетному процессу более предсказуемый и стабильный характер, а социальные проблемы решать в рамках единой системы преобразований на среднесрочную перспективу.

В тоже время следует отметить, что показатели, предусмотренные перспективным финансовым планом на 2007 – 2009 годы, значительно отличаются от параметров, заложенных в проект федерального бюджета 2007 года. Кроме того, форма представления последнего отражает ведомственный, а не функциональный (по разделам) характер направления финансовых ресурсов распорядителям средств федерального бюджета (федеральные агентства и федеральные службы, иные

Центральным вопросом межбюджетных отношений в стране является выравнивание финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении субъектов Российской Федерации. Из-за существующих территориальных различий в размещении и структуре отраслей экономики данная проблема носит объективный характер. Это связано со сверхвысокой концентрацией основной массы промышленного производства, финансовых возможностей налогоплательщиков в ограниченном числе регионов страны, что приводит к высокой дифференциации в налоговой базе регионов.

Расходы на образование в 2005 году с учетом различий в уровне цен в отдельных регионах составляли от 1604,9 рублей на человека до 8126,6 рублей, то есть различались более чем в 5 раз. При этом в одном регионе было потрачено на образование в 2 или более раза меньше, чем в среднем по Российской Федерации (3616 рубля), а в другом — в 2 или более раз больше.

Расходы на здравоохранение в 2005 году находились в диапазоне от 953,3 рублей на человека до 5740,1 рублей, то есть различались более чем в 6 раз. При этом 3 региона потратили на здравоохранение в 2 или более раз меньше, чем в среднем по Российской Федерации (2313,6 рубля), а в 2 регионах — в 2 или более раз больше.

Расходы на социальное обеспечение в 2005 году составляли от 448,8 рублей на человека до 6589,5 рублей, то есть различались более чем в 15 раз. При этом в 10 регионах потратили на социальное обеспечение в 2 или более раз меньше, чем в среднем по Российской Федерации (2202,4 рубля), а два региона –- в 2 или более раз больше.

Межрегиональный разрыв в бюджетной обеспеченности на душу населения достигает более чем 20 раз.

В 2007 – 2009 годах намечается сохранить относительно высокие темпы роста реальных доходов населения с учетом всех составляющих: заработной платы, выплат социального характера, доходов от собственности и предпринимательской деятельности. В 2007 году реальные доходы населения составят 110,2% к уровню 2006 года, в 2008 году – 108,9%, а в 2009 году – 108,2% к уровню предыдущего года. С учетом данных проектировок денежные доходы населения в 2009 году по сравнению с 2005 годом возрастут в номинальном выражении на 95%, а в реальном – на 46%, или их среднегодовое увеличение в этот период составит более чем 11%.

При этом степень дифференциации населения по доходам остается высокой и продолжает увеличиваться: в первом полугодии 2006 года коэффициент фондов (соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения) составил 14,9 раза против 14,5 раза в первом полугодии 2005 года и 14,7 раза в целом за 2005 год.

В то же время прожиточный минимум в среднем на душу населения в 2006 году по сравнению с 2005 годом вырастет на 11,4%, что на 1,8 процентного пункта выше индекса потребительских цен в среднем за год, на основе которого осуществляется расчет реальных показателей роста жизненного уровня населения. Таким образом, показатели роста доходов населения будут не столь значительны, особенно для групп населения с низкими и средними денежными доходами.

Прожиточный минимум в среднем на душу населения прогнозируется в 2007 году на уровне 3713 рублей, в разрезе социально-демографических групп: для трудоспособного населения – 4014 рублей, пенсионеров – 2964 рублей, детей – 3535 рублей. При этом рост прожиточного минимума в среднем на душу населения будет по-прежнему опережать (на 1,6 процентного пункта) рост потребительских цен, прогнозируемый на 2007 год (в соответствии с прогнозом среднегодовой прирост потребительских цен составит 8,2%). Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в 2007 году хотя и уменьшится, но останется значительной: 20,3 млн. человек (14,3% общей численности населения) против 22,5 млн. человек (15,8%) в 2006 году и 26,3 млн. человек (18,4%) в 2005 году.

<

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума уменьшится с 15,8% в 2006 г. до 14,3% в 2007 г. и 11,2% в 2009 г.

Анализ расходов на социальную сферу свидетельствует об их приросте в проекте бюджета 2007 в реальном выражении (в сопоставимых ценах) по образованию, здравоохранению, спорту, культуре, кино, СМИ. По блокам ЖКХ и социальная политика фиксируется снижение затрат в относительном выражении на 10,3% и на 5%.

Объем и структура финансирования социальной сферы за счет федерального бюджета представлены в таблице 1 и Приложении 9.

 

Таблица 1

Расходы на социальную сферу в федеральном бюджете1

Показатель

Расходы
(млрд. руб.)

Рост по сравнению
с 2006 г. в
реальном выражении

Доля в расходах федерального бюджета 

Доля в ВВП,

в % 

2006 закон 

2006
уточн

2007

закон

закон 

уточн. 

2006 закон 

2006
уточн

2007

закон

2006 закон 

2006
уточн

2007

закон

ЖКХ 

38,88 

53,47 

49,85 

118,5 

162,9 

0,91 

1,24 

0,91 

0,16 

0,2 

0,16 

Образование 

201,59 

208,14 

278,47 

127,7 

123,6 

4,72 

4,81 

5,1 

0,83

0,76 

0,89 

Здравоохранение и спорт 

149,1

156,16 

206,15 

127,8 

122,0 

3,49

3,61

3,77 

0,61 

0,57 

0,66 

Культура, кино, СМИ

51,248 

51,243 

65,11 

117,4 

117,4 

1,2: 

1,19 

1,19 

0,21 

0,19 

0,21 

Социальная политика 

205,25 

217,29 

210,95 

95,0 

89,7 

4,81 

5,03 

3,86 

0,84

0,8 

0,68 

Итого 

646,07 

686,3

810,53 

115,9 

109,2 

15,13

15,88 

14,83 

2,65 

2,52 

2,6 

 

 

Незначительные темпы роста расходов на социальную сферу в федеральном бюджете во многом можно объяснить все большей передачей полномочий на территориальный уровень. В 2007 г. на долю территориальных бюджетов (ТБ) приходится: 92,5% расходов ЖКХ от совокупной величины консолидированного бюджета; 71,9% расходов на социальную политику; более 76% на здравоохранение и образование (таблица 2).

В целом расходы на социальные цели в ТБ составят в 2007 г. 9,4% ВВП, а в консолидированном – около 12% ВВП. Это больше, чем в 2006 году, однако существенно меньше (приблизительно на 40%) от минимального уровня расходов на социальные нужды, рекомендованного Копенгагенской декларацией о социальном развитии (1995 г.),в соответствии с которой уровень расходов на социальные нужды должен составлять не менее 20% ВВП.

 

Таблица 2

Показатели социальной составляющей консолидированного бюджета Российской Федерации на 2007 год (млрд. рублей)

Показатель

Федеральный бюджет 

Бюджеты территорий 

Консолидированный бюджет 

Жилищно-коммунальное хозяйство

49,85

625,53

675,38

Охрана окружающей среды

7,84

22,03

29,87

Образование

278,48

951,70

123,01

Культура, кинематография, средства массовой информации 

65,11

152,23

217,34

Здравоохранение и спорт 

206,15

669,03

875,18

Социальная политика 

210,94

540,67

751,61

 

 

Динамика бюджетного финансирования отраслей социальной сферы в России (на примере образования и здравоохранения) свидетельствует о том, что за последние 10 лет не произошло существенного увеличения расходов на эти цели по отношению к ВВП (таблицу 3).

 

Таблица 3

Бюджетное финансирование отраслей социальной сферы
в период 1997 – 2007 годы (в % к ВВП)1

 

Федеральный бюджет 

Территориальные бюджеты 

Консолидированный бюджет 

1997 г. 

2003г. 

2005г. 

2007г. 

1997г. 

2003г. 

2005г. 

2007г. 

1997г. 

2003г. 

2005г. 

2007г. 

Образование 

0,7 

0,74 

0,8 

0,89 

3,9 

3,15 

3,3 

3,05 

4,6 

3,9 

4,1 

3,94 

Здравоохра-нение 

0,4 

0,3 

0,4 

0,66 

2,7 

1,9 

1,9 

2,13 

3,1 

2,2 

2,4 

2,79 

 

 

Удельный вес расходов раздела «Социальная политика» в общих расходах федерального бюджета на 2007 г. составляет 3,86%, против 5,03% в 2006 г. Столь существенное сокращение объема расходов по данному разделу связано с тем, что средства на финансирование мероприятий в сфере занятости населения, в том числе расходы по их администрированию, с 2007 г. передаются на уровень субъектов Российской Федерации и отражаются по разделу «Межбюджетные отношения».

Основной объем ассигнований по разделу «Социальная политика», по прежнему, составляют расходы по подразделу «Пенсионное обеспечение» — в сумме 165,2 млрд. рублей (113,4% к уровню 2006 г.) на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной и приравненной к ней службы, и членов их семей, и пожизненное содержание судей. Удельный вес расходов указанного подраздела в составе расходов раздела составляет 78,3%. Еще 12,2% объема расходов раздела – это расходы по федеральной целевой программе «Жилище».

По подразделу «Социальное обслуживание населения» ассигнования федерального бюджета запланированы в сумме 3,6 млрд. рублей (108,4% к уровню 2006 года). Из указанных средств на обеспечение деятельности медико-социальных экспертных комиссий предусматривается 3,2 млрд. рублей (116,5% к уровню 2006 года). Финансирование деятельности домов-интернатов для престарелых и инвалидов увеличено на 16%, учреждений по обучению инвалидов – на 10%.

Средства на финансирование деятельности стационаров сложного протезирования запланированы на уровне текущего года в сумме 93,7 млн. рублей и не индексируются уже третий год подряд, что трудно признать оправданным.

В составе расходов подраздела «Социальное обеспечение населения» на 2007 г. предусмотрены ассигнования на субсидии гражданам для приобретения (строительства) жилья в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» – в сумме 25,7 млрд. рублей, с ростом к уровню текущего года на 46,7%.

Средства на предоставление транспортных средств инвалидам (автомобиль «Ока») определены на следующий год в объеме 693,0 млн. рублей, то есть на уровне текущего года.

Общая численность инвалидов, имеющих право на бесплатное получение транспортного средства, по данным Минздравсоцразвития России, на 1 августа 2006 года составляет более 145 тыс. человек. В 2006 году автомобиль будет предоставлен 6192 инвалидам, или чуть более 4% от общей численности очередников. Причем автомобиль предоставляется в основном инвалидам — участникам войны, доля которых среди очередников составляет 56%.

Для того, чтобы ослабить остроту проблемы по обеспечению инвалидов бесплатным автомобилем представляется целесообразным увеличить расходы федерального бюджета на указанные цели в 2007 году до 2 млрд. рублей.

На обеспечение мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, ассигнования определены в объеме 4,4 млрд. рублей (рост 1,7% к уровню 2006 года).

Ассигнования на выплаты компенсаций в возмещение вреда гражданам вследствие радиационных аварий, исполнение судебных решений, ответчиками в которых признаны органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, а также на реализацию Федерального закона от 26 апреля 2004 г. № 31-ФЗ, устанавливающего индексацию размеров выплат, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», определены в объеме 5,05 млрд. рублей (25,4% к уровню 2006 г.). По мнению Правительства Российской Федерации, предусмотренные средства федерального бюджета на указанные цели обеспечивают выполнение обязательств Российской Федерации в полном объеме.

В состав раздела «Социальная политика» на 2007 г. включены новые виды расходов:

– на выплату пособия по уходу за ребенком от полутора до трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, с учетом выплат, осуществляемых в соответствии с законодательством, — в сумме 2,02 млрд. рублей, из них дополнительно в связи с реализацией Послания Президента Российской Федерации – 1,88 млрд. рублей;

– на реализацию Постановления Правительства Российской Федерации от 17 мая 2006 г. №313 «Об утверждении Правил обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца» предусмотрены средства в сумме 500,0 млн. рублей;

– на финансирование мероприятий по государственной программе «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006 – 2008 годы» — в сумме 21,9 млн. рублей.

В рамках осуществления расходов федерального бюджета на социальное обеспечение населения в 2007 году будет продолжено финансирование мероприятий по выплате компенсаций женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией организаций; компенсаций членам семей погибших военнослужащих; по обеспечению инвалидов транспортными средствами; мероприятий по социальному обеспечению населения, в том числе осуществлению мер социальной поддержки и выплате компенсаций в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний и компенсационных выплат реабилитированным гражданам, а также осуществление мероприятий по переселению безработных граждан для работы в другую местность по направлению органов службы занятости.

На указанные цели предусмотрено 12,55 млрд. рублей, в том числе 8,85 млрд. рублей (что на 18,2% превышает аналогичный показатель 2006 года) — это ассигнования на осуществление мер социальной поддержки и выплату компенсаций в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний.

В 2007 году будет также продолжено финансирование расходов по выплате единовременных компенсаций реабилитированным лицам в соответствии с действующим законодательством.

 

3.2. Анализ структуры бюджета фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год

 

Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год сформирован по доходам в сумме 251,7 млрд. рублей; из них на обязательное социальное страхование – 169,3 млрд. рублей, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 44,7 млрд. рублей.

По расходам – в сумме – 278,9 млрд. рублей, из них на обязательное социальное страхование – 198,1 млрд. рублей, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 43,1 млрд. рублей.

Дефицит бюджета на обязательное социальное страхование составит 28,8 млрд. рублей (с увеличением к уровню 2006 года в 8,4 раза).

Дефицит Фонда по обязательному социальному страхованию предполагается покрыть за счет переходящих остатков средств Фонда и уменьшения величины нормативных средств.

Важнейшими элементами структуры расходов Фонда являются:

  • выплата пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию – 97,2 млрд. рублей или 119% к утвержденным расходам на 2006 год;

  • выплата пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 1,6 млрд. рублей или 97% к утвержденным расходам на 2006 год;
  • выплата пособий по беременности и родам – 23,8 млрд. рублей или 150% к утвержденным расходам на 2006 год;
  • единовременные пособия при рождении ребенка – 13,1 млрд. рублей или 115% к утвержденным расходам на 2006 год;
  • выплата пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет – 36,5 млрд. рублей (с ростом в 4,2 раза к утвержденным расходам на 2006 год);
  • оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников — 3,7 млрд. рублей или 114% к утвержденным расходам на 2006 год;
  • оздоровление детей работающих родителей — 15,0 млрд. рублей или 111,4% к утвержденным расходам на 2006 год. В тоже время количество путевок выделяется на 8,7% меньше, чем в 2006 году.

    В связи со снижением с 2006 года предельной ставки единого социального налога в части, зачисляемой в Фонд, с 3,2% до 2,9%, увеличивается доля страхователей в 2006 и 2007 годах, у которых расходы по выплате пособий превышают начисленный им размер единого социального налога. По мнению экспертов, это может вызвать резкое снижение размера нормативного запаса оборотных денежных средств, что в свою очередь повышает риски не своевременной выплаты государственных пособий.

    Еще одним неблагоприятным последствием снижения размера ЕСН является существенное сокращение возможностей для оздоровления застрахованным работникам. В этой связи статьей 10 проекта бюджета Фонда предусмотрены ассигнования на оплату полной стоимости путевок исключительно только для тех категорий, которые нуждаются в долечивании в санаторно-курортных учреждениях после их стационарного лечения.

    Фонд не может исполнить свои обязанности перед застрахованными лицами и обеспечить оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, что нарушает положения пункта 2 статьи 8 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования».

    Более 50% обязательств Российской Федерации перед населением (публичных обязательств) исполняется за счет средств государственных внебюджетных фондов. Трансферты этим фондам — самая крупная статья расходов федерального бюджета.

    Общий объем трансфертов государственным внебюджетным фондам определен на 2007 год в следующих размерах (таблица 4).

     

    Таблица 4

    Общий объем трансфертов государственным внебюджетным фондам в 2007 году

    Показатель

    млрд. руб. 

    в % к предыдущему году 

    Всего 

    1064,67 

    117,9 

    в том числе:

       

    Пенсионному фонду Российской Федерации 

    1005,95 

    115,2 

    Фонду социального страхования Российской Федерации 

    20,23 

    в 3,9 раза 

    Федеральному фонду обязательного медицинского страхования 

    38,48 

    137,4 

     

    В указанных параметрах проекта федерального бюджета на 2007 год учтена потребность в средствах федерального бюджета, передаваемых государственным внебюджетным фондам, в том числе: фонду социального страхования Российской Федерации — впервые, в рамках расширения мер по демографической политике, предусмотрены средства на выплату пособий неработающим гражданам по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также на выплату пособия гражданам, подвергшимся воздействию радиации, вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний; на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий (в объеме средств на эти цели учтены дополнительные расходы в сумме 1100,0 млн. рублей, связанные с реализацией распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р, которым утвержден расширенный Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду);

    В 2007 году более чем в 1,4 раза возрастут объемы перечислений на денежные выплаты ветеранам и инвалидам (таблицу 5).

    Таблица 5

    Трансферты государственным внебюджетным фондам
    на цели социальной защиты населения

    Показатель

    2006г., млрд. руб. 

    2007 г. (проект), млрд. руб. 

    Изменение 

    млрд. руб. 

    % 

    В бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации

    На выплату базовой части трудовой пенсии 

    485,9 

    559,8 

    73,9 

    15,2% 

    На выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям, пособий и компенсаций

    87,8 

    100,1 

    12,3 

    14,0% 

    На денежные выплаты ветеранам 

    39,3

    56,0 

    16,7 

    42,5% 

    На денежные выплаты инвалидам 

    120,1 

    176,9 

    56,8 

    47,3% 

    На дополнительное материальное обеспечение некоторых категорий граждан в связи с 60-летием Победы

    14,8 

    15,2 

    0,4 

    2,7% 

    На денежные выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации

    7,5 

    8,6 

    1,1 

     

     

     

    Продолжение таблицы 5

    Показатель

    2006г., млрд. руб. 

    2007 г. (проект), млрд. руб. 

    Изменение 

    млрд. руб. 

    % 

    В бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации 

    На денежные выплаты и социальную поддержку Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров Ордена Славы и Ордена Трудовой Славы

    0,8 

    0,9 

    0,1 

    12,5% 

    На оплату стоимости проезда пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера, к месту отдыха и обратно 

    0,2 

    0,2 

    0,0 

    0,0% 

    На покрытие дефицита Пенсионного фонда

    74,5 

    88,2 

    13,7 

    18,4% 

    В бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации 

    На обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации

    5,3 

    6,4 

    1,1 

    20,8% 

     

    Столь масштабные объемы трансфертов федерального бюджета государственным внебюджетным фондам (1 трлн. 64,6 млрд. рублей), а также субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление государственной политики занятости населения в сумме 33 млрд. рублей во многом объясняются двумя причинами:

    1)  трансформацией в 2000 г. страховых платежей в государственные внебюджетные фонды в единый социальный налог (ЕСН) и ликвидацией государственного фонда занятости;

    2)  снижением с 2005 г. размера ЕСН с 35,6% от размера заработной платы до 26%.

    Таким образом, в заключение следует отметить, что в целом выделение в 90-е гг. в России в качестве самостоятельного Фонда социального страхования позволило решить целый ряд проблем. Это дало возможность обеспечить строго целевое использование средств, не только сохранить, но и повысить уровень обеспеченности застрахованных отдельными пособиями. Были увеличены сроки выплаты пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком, сняты ограничения при выплате пособий по временной нетрудоспособности работающим инвалидам.

     

     

    БИБЛИОГРАФИЯ

     

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всеобщим народным голосованием 12 дек. 1993 г.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 17.07.98.
  3. О федеральном бюджете на 2007 г.: ФЗ от 20 декабря 2006 г.
  4. О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год: ФЗ РФ от 22 декабря 2005 г. № 173-ФЗ.
  5. О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год: ФЗ РФ от 29 декабря 2004 г. № 202-ФЗ.
  6. О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год: ФЗ РФ от 8 декабря 2003 г. № 166-ФЗ.
  7. Об основах обязательного социального страхования: ФЗ от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ
  8. О бюджетной политике на 2007 г.: Бюджетное Послание Президента РФ Путина В.В. М., 2006.
  9. Положение о фонде социального страхования Российской Федерации   (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.07.1995 N 741, от 19.02.1996 N 166, от 15.04.1996 N 462, от 23.12.1996 N 1529, от 22.11.1997 N 1471, от 23.12.1999 N 1431, от 19.07.2002 N 541, от 02.08.2005 N 484): Утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 года № 101
  10. Багров А. Кто управляет финансами России // Коммерсантъ — деньги. — 2003. — N 27. — С.13-22.
  11. Белоусов Д.Р. Трансформация системы государственных финансов // Проблема прогнозирования. — 2001. — N 2. — С. 24 – 40.
  12. Брайчева Т.В. Государственные финансы.–СПб.: Питер, 2003.
  13. Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. О.В. Врублевского. –М.: Юрайт-Издат, 2005.
  14. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации. –М.: Дашков и К, 2006.
  15. Головачев Д.Л. Государственный долг. Теория, российская и мировая практика. –М.: ЧеРо, 2003.
  16. Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях // Финансы, 2003, № 5.
  17. Петров В. Проблемы и перспективы внутреннего рынка государственных долговых обязательств // Рынок ценных бумаг. 2005. № 8. С. 19 –22.
  18. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 2006 г. №313 «Об утверждении Правил обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца»
  19. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2007 – 2009 гг.
  20. Резников С.С. Государственные финансы. -М.: Финансы и статистика, 2005.
  21. Рогова О. Ориентиры развития денежно-финансовой системы // Экономист. — 2002. — N 7. — С.61-72.
  22. Российская экономика: тенденции и перспективы: Итоги 2005 г.// ИЭПП, М., 2005.
  23. Социальные аспекты федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2007 г. // Аналитический вестник № 18(306).–М.: Аналитическое управление Совета Федерации РФ, 2006.
  24. Финансы / Под ред. В.М.Родионовой. — М.: Финансы и статистика, 2004.
  25. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова, А. И.Архипова. — М.: Проспект, 2005.
  26. Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А. М. Ковалевой. — М.: Финансы и статистика, 2003.
  27. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Л. А. Дробозиной. — М.: Финансы, 2004.
  28. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской, Б.М. Сабанти. — М.: Перспектива: Юрайт, 2005.
  29. Улюкаев А.В. Проблемы государственной бюджетной политики. –М.: Дело, 2004.
  30. Экспертное заключение на проект Федерального бюджета на 2007 год и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации. Институт экономики РАН, Центр финансово-банковских исследований, М., сентябрь 2006.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.08MB/0.00173 sec

WordPress: 22.5MB | MySQL:122 | 2,867sec