ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ И МЕХАНИЗМ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

<

062814 1456 1 ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ И МЕХАНИЗМ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ


Финансы — одна из экономических категорий, развитие которой связано с товарно-денежными отношениями и существованием государства, использующего эту категорию для выполнения своих задач.

Необходимость функционирования финансов связана с существованием государства и его потребностями в финансовых ресурсах.

По своему материальному выражению финансы представляют собой денежные фонды государства, его территориальных подразделений (субъектов Федерации, муниципальных образований), предприятий и учреждений, организаций, используемые для потребностей общества и развития производства. Точнее, это финансовые ресурсы страны.

Финансы — это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества.

Финансы как экономическая категория представляют собой систему распределительных денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта.

Характерными признаками финансов являются:

1) распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах или этике ведения бизнеса, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной форме»;

2) односторонний (однонаправленный), как правило, характер движения денежных средств;

3) создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Основным материальный источником денежных доходов населения, хозяйствующих субъектов, государства и органов местного самоуправления является национальный доход. От его величины и характера распределения зависят возможности развития экономики, удовлетворения потребностей членов общества.

Финансовые отношения многообразны. Они связаны с денежными отношениями, которые возникают:

  • между хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей;
  • между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями при создании совместных фондов денежных средств и их использовании;
  • между хозяйствующими субъектами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов;
  • внутри хозяйствующих субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств;
  • между отдельными бюджетами, внебюджетными фондами;
  • между гражданами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов, и внебюджетных фондов.

    Финансам свойственны распределительная и контрольная функции, в реализации которых и выражается их социально-экономическая роль в жизни общества и государства. При посредстве финансов происходит распределение совокупного общественного продукта и национального дохода, а также контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране.

    В результате функционирования финансов создаются, распределяются и используются денежные фонды, обеспечивающие различные потребности общества и государства: расширенное воспроизводство, экологическую безопасность, удовлетворение социально-культурных и бытовых нужд (образование, здравоохранение, культура, содержание нетрудоспособных и т.п.), обеспечение обороны страны и др.

    Распределительная функция финансов призвана, способствовать организации сбалансированного и эффективного производства, развитие всех его отраслей соответственно потребностям общества в целях наиболее полного удовлетворения нужд людей. Таким образом, финансы — важный рычаг регулирования экономики с широкими возможностями воздействия на нее.

    Распределение национального дохода происходит как между производственной и непроизводственной сферами, так и внутри этих сфер. Государство с помощью финансового механизма изымает часть дохода, полученного в одних сферах экономики, и направляет в другие, в том числе в социальную сферу. Процесс перераспределения национального дохода предопределяется характером финансовой политики государства, раскладом политических сил в стране.

    В целом распределительная функция финансов позволяет:

    1) создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйствующие субъектов, населения, государства, органов местного самоуправления;

    2) осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами;

    3) создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, а также осуществлять накопления гражданами.

    Наряду с распределительной к главным функциям финансов относят и контрольную функцию. Распределительная и контрольная функции представляют собой две стороны одного и того же экономического процесса. Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов. Исходя из характера движения общество имеет возможность знать о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств; как обеспечивается своевременность поступления финансовых ресурсов в распоряжение субъектов хозяйствования. Если контрольная функция финансов не осуществляется на практике, то невозможно оценить и эффективность распределительной функции, что позволяет говорить о необходимости координации в реализации указанных функций.

    Распределительная функция финансов осуществляется не стихийно, а в соответствии с правовыми нормами. Совокупность норм, правил, положений, правовых актов призвана регулировать финансовую деятельность и тем самым регулировать воспроизводственный процесс. Таким образом, можно говорить и о третьей функции финансов — регулирующей.

    Регулирующая функция финансов проявляется не только на уровне государства, хозяйствующих субъектов, но и в организации собственно финансовых отношений, в иерархии ее построения.

    Изменение социального строя в России неизбежно повлекло за собой и переход к новой системе финансовых отношений, которая постоянно видоизменяется с учетом тех процессов, которые происходят в обществе.

    Активное использование регулирующей роли финансов, осуществляемой экономическими методами воздействия, а также их контрольной функции — необходимое условие функционирования рыночной экономики. Однако эффективной реализации этой роли препятствуют кризисные явления в экономике страны.

    В сфере финансов и денежного обращения они выражаются в бюджетном дефиците (превышением расходов бюджета над его доходами), несобираемостью налогов в намеченных суммах, росте задолженности по внешнему и внутреннему государственному долгу, падении покупательной способности рубля, угрозе гиперинфляции, низком уровне финансовых вложений в развитие производства, социальной сферы, в неплатежах при взаиморасчетах в хозяйственном обороте, задержках выплат заработной платы и социальных пособий, неэффективности налогового и кредитного механизма как стимуляторов производственной деятельности и др. К этому ряду следует добавить и политическую нестабильность — в разных ее проявлениях.

    Финансы охватывают все денежных отношений (например, денежных отношений, возникающих в связи с куплей-продажей, оплатой труда и др., носящих главным образом эквивалентный характер). Содержанием финансовых отношений являются только те из них, посредством которых образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций, учреждений.

    Финансы как целостная экономическая категория, обладающая общими свойствами, имеют свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности. Необходимость их выделения обусловлена многообразием потребностей общества, которые обслуживают финансы, охватывая своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу. Совокупность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансовую систему страны.

    Характерными признаками финансов являются:

    1) распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах или этике ведения бизнеса, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной форме»;

    2) односторонний (однонаправленный), как правило, характер движения денежных средств;

    3) создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

    Совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении населения, хозяйствующих субъектов, государства, органов местного самоуправления, представляют собой финансовые ресурсы. Источниками финансовых ресурсов выступают:

    на уровне хозяйствующих субъектов: прибыль, амортизация, продажа ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами;

    на уровне населения: заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем, командировочные расходы; доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, от кредитно-финансовых операций; социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии; потребительский кредит;

    на уровне государства, органов местного самоуправления: доходы от государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.

    Социально-экономическая сущность финансов заключается в исследовании и ответе на следующие вопросы: за счет кого или чего тот или иной хозяйствующий субъект, гражданин, государство, орган местного самоуправления формирует свои финансовые ресурсы и каким образом и в чьих интересах используются эти фонды денежных средств.

     

    2. БЮДЖЕТ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ЗНАЧЕНИЕ

     

    Бюджет является важным звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

    В бюджете ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий и населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций государства. За счет бюджетных средств удовлетворяются общегосударственные потребности, финансируются отдельные сферы деятельности – оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасности государства, фундаментальная науки и др. Кроме того за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение культуру и искусство.

    Структура бюджета страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В странах имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет как бы двух ярусное построение – государственный и местные бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством имеется промежуточное звено – бюджет штатов, земель и соответствующих им административных образований.

    Бюджет любого уровня представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которыми располагает и распоряжается правительство страны или администрация конкретной территории.

    К бюджетам территорий относятся: бюджеты крупных регионов — штатов, земель, департаментов; бюджеты местных органов управления — городов, графств, районов и т. д.

    Структурно любой бюджет включает две части: доходы субъекта и его расходы. Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований. По своей структуре расходные статьи, например государства, подразделяются на расходы по государственному управлению, на военные расходы, расходы на социально-экономические цели, расходы на хозяйственную деятельность государства, расходы на осуществление внешнеэкономической деятельности. Бюджетные расходы идут на такие основные статьи, как: содержание вооружённых сил и государственного аппарата; финансирование социальной инфраструктуры (социальное обеспечение, здравоохранение, просвещение, наука и пр.); финансирование хозяйства; выплата процентов по государственному долгу.

    Соотношение между этими глобальными категориями определяется многими факторами: социальной и экономической структурой в конкретной стране, долей государственного сектора, историческими и политическими традициями, общей стратегией регулирования экономики. Бюджет – роспись денежных расходов и доходов, составляемая для государственных органов управления, предприятий, семей или отдельного лица.

    <

    Приходная и расходная части содержат указания на источники поступления, направление и расходование средств. Если расходы превышают доходы – то существует дефицит бюджета.

    Бюджет — сложная экономическая категория. Как экономическая категория, государственный бюджет представляет собой систему экономических отношений, складывающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда страны, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей. Иными словами ¾ государственный бюджет ¾ это денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами в связи с созданием централизованных финансов, а также с распределением и перераспределением национального дохода, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий и учреждений, управления государством, укрепления обороноспособности страны и др.

    Выступая центральным звеном в общей системе государственного регулирования экономики, бюджет как категория отражает интересы конкретных классов и слоев населения, поскольку на нем лежит печать социальной и экономической политики. В этом смысле бюджетные отношения представляют собой определенную философию и идеологию общественного развития.

    Являясь частью финансовых отношений, государственный бюджет как категория характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но в тоже время имеет свои особенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений.

    Как особая часть стоимостного распределения государственный бюджет выполняет специфическое общественное назначение — служит удовлетворению общегосударственных потребностей. Являясь экономической формой существования объективных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение, государственный бюджет выступает в качестве экономической категории.

    Государственному бюджету как определенной совокупности финансовых отношений присущи, прежде всего, те же черты, которые отличают категорию финансов в целом: бюджетные отношения имеют распределительный характер, осуществляются всегда в денежной форме, сопровождаются формированием и использованием целевых денежных фондов. Вместе с тем бюджетным отношениям присуща определенная специфика, которая, однако, не выходит за рамки общих с финансами черт.

    Государственный бюджет, как и любая другая экономическая категория, выражает производственные отношения и имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение: бюджетные отношения материализуются (овеществляются) в централизованном фонде денежных средств государства — в бюджетном фонде. В результате этого реальные экономические (распределительные) процессы, происходящие в обществе, получают свое выражение в потоках мобилизуемых и используемых государством денежных средств.

    Бюджетный фонд — это объективно обусловленная экономическая форма движения той части общественного продукта и национального дохода, которая прошла известные стадии стоимостного распределения и поступила государству для удовлетворения потребностей по расширенному воспроизводству, социально-культурному обслуживанию населения, обороне и управлению. Формирование и использование бюджетного фонда выражают процесс движения стоимости в связи с ее распределением и перераспределением.

    Как экономическая категория государственный бюджет выражает денежные отношения, возникающие между государствам и другими участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта путем образования централизованного фонда денежных средств государства и его использования на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.

    Бюджет воздействует на экономику через бюджетный механизм.

    Таким образом, многообразие понятия «государственным бюджет» сводится к его трактованию в следующих составляющих: как относительно самостоятельная экономическая категория; как централизованный фонд денежных средств государства; как инструмент воздействия на экономику (через бюджетный механизм); как основной финансовый план государства; как юридический закон, положения которого обязательны для выполнения всеми участниками отношений и членами общества.

    Государственный бюджет активно воздействует на экономику в целом, так как он выступает в качестве бюджета всего национального хозяйства.

    Распределение части национального дохода через государственный бюджет обусловлено необходимостью создания централизованного фонда денежных средств для расширенного воспроизводства и удовлетворения других совокупных потребностей общества, путем перераспределения средств между отраслями производственной и непроизводственной сфер жизнедеятельности общества, а также между экономическими районами страны: государственного регулирования денежных накоплений в отдельных отраслях народного хозяйства, отдельных предприятиях, объединениях и корпорациях, в сельскохозяйственном секторе, в торговле и т.д.

    Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития стран и реализации социальной политики на всей территории России. Федеральный бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной социально-экономической стратегии.

    Бюджетный Кодекс Российской Федерации дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

    Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

  • первый уровень — федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень — бюджеты субъектов Российской Федерации (89 бюджетов — 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

    – третий уровень — местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, по-селковых и сельских бюджетов).

    Как видно, бюджетное устройство Российской Федерации определяется ее государственным устройством — в унитарных государствах бюджетная система имеет два уровня — государственный бюджет и местные бюджеты, однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней (нижестоящих государственных и административно-территориальных единиц) не входят в бюджеты вышестоящих уровней). Необходимо также отметить, что до принятия Бюджетного Кодекса Российской Федерации внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы (общегосударственные финансы), не включались в бюджетную систему.

    Бюджетное законодательство Российской Федерации содержит понятие «консолидированный бюджет» — свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ) [1]. Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет Российской Федерации – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей. Через бюджет перераспределяются доходы между административными территориями (субъектами Федерации). И, наконец, различные хозяйствующие субъекты могут получить бюджетное финансирование, через бюджет перераспределяется 30-40% национального дохода.

    Бюджетным кодексом Российской Федерации (Глава 5) законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации: единства бюджетной системы Российской Федерации; разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; самостоятельности бюджетов; полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; сбалансированности бюджета; эффективности и экономности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; гласности; достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств.

    Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через его функции: распределительную, контрольную и функцию по обеспечению существования государства.

    Проявление распределительной функции обусловлено тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. В результате распределения и перераспределения осуществляется формирование различных фондов денежных ресурсов ¾ государственного и местных бюджетов, фондов социального страхования, фондов пенсионного обеспечения, фондов занятости населения, фондов социальной защиты, инновационного фонда.

    Распределительная функция бюджета используется также для вмешательства государства в процесс общественного производства ¾ регулирования хозяйственной деятельности предприятий, ускорения темпов экономического роста, усиления хозяйственной активности предпринимателей. Существенно, что содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых средств между различными подразделениями общественного производства и слоями населения. Важно отметить, что ни одно из звеньев финансовой системы не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (республиканский, областной, городской бюджет и др.) перераспределения денежных средств, как бюджет.

    Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно ¾ через формирование и использование денежных средств государства ¾ отражает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. При формировании государственных доходов финансовый контроль осуществляется за правильностью взимания различных видов налогов, мобилизации других источников доходов, соблюдением установленных пропорций между ними, определением налоговой базы, формами льготного налогообложения, сроками поступления доходов. При расходовании бюджетных средств контролируются эффективность их использования, их соответствие целевому назначению.

    Финансовый контроль осуществляется за производством, распределением и потреблением совокупного общественного продукта и национального дохода, за пропорциями, складывающимся в процессе перераспределения национального дохода.

    Функция обеспечения существования государства ставит своей задачей создание материально-финансовой базы функционирования государства; содержание аппарата управления страной, президентской власти, законодательной и исполнительной власти, правоохранительных и таможенных органов, налоговой службы.

     

     

     

     

     

    3. БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

     

    Бюджеты всех уровней формируются и исполняются в пределах показателей единой бюджетной классификации – группировки доходов и расходов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

    Бюджетная классификация – это законодательно устанавливаемая по однородным признакам группировка доходов и расходов бюджета, а также источников покрытия его дефицита, используемая для составления и исполнения бюджетов всех уровней .

    Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации. Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов Российской Федерации, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.

    Согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации (Глава 4) бюджетная классификация включает: классификацию доходов бюджетов Российской Федерации; функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации; экономическую классификации расходов бюджетов Российской Федерации; классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации; классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета; классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; классификацию видов государственного внешнего долга Российской Федерации и государственных внешних активов Российской Федерации; ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

    Бюджетная классификация в части классификации доходов бюджетов Российской Федерации, функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, классификации источников финансирования дефицита бюджетов Российской Федерации является единой для всех уровней бюджетной системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе своими нормативными актами производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.

    Действующая в настоящее время редакция бюджетной классификации утверждена Приказом МФ РФ от 6.01.98 г. № 1н «О бюджетной классификации Российской Федерации» (действие ФЗ от 15.08.96 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» в основном, приостановлено). Бюджетная классификация подразделяет объекты классификации на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    4. ФОНД ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РФ

     

    Государственный фонд занятости — самостоятельная финансовая система по реализации политики занятости и эффективной деятельности государственной службы занятости. В РФ создается для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости населения. Образован в соответствии с Законом РСФСР от 19 апреля 1991 г. И предназначен для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости населения.

    Фонд занятости есть совокупность федеральной его части, фондов занятости, формируемых субъектами РФ.

    Основной нормативно — правовые акты, регулирующие деятельность фонда:

    1. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032 — 1 «О занятости населения в Российской Федерации».

    2. Положение о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 8 июня 1993 г. N 5132 — 1.

    Государственный фонд занятости населения аккумулирует средства, необходимые для материальной поддержки лиц, у которых появилась опасность потери или отсутствия работы, а также для их обучения другой специальности. В условия перехода к рыночной экономике исчезла государственная гарантия предоставления рабочих мест в соответствии с профессиональной подготовкой и образованием работников. Но государство не сняло с себя ответственности за получена гражданами рабочего места и за обеспечение права на труд и свободный выбор профессии. В Российской Федерации в 1991 году был принят Закон «О занятости населения». В этом законе указан механизм регулирования занятости и меры социальной защиты, а также принципы выплаты подобия безработным. Фонд занятости создается на республиканском и территориальном уровнях, что обеспечивав возможность оперативного решения всех вопросов, связанных с проведением мере по обеспечению занятости.

    Фонд формируется за счет обязательных отчислений работодателей, обязательных страховых взносов с заработков работников в пределах общей сумм взимаемых налогов, а также с использованием средств республиканских и местных бюджетов. Могут также поступать в фонд и добровольные взносы российских и иностранных предприятий, общественных организаций и граждан, а также некоторые другие источники. Расходование же средств осуществляется с учетом т задач, которые необходимо решать, чтобы обеспечить трудоустройство высвобождаемых в процессе становления рыночной экономики трудовых ресурсов. В частности, деньги направляются на трудоустройство граждан, не имеющих работы, на профессиональную ориентацию, на обучение, на организацию общественных работ, на временные пособия по безработице, а также стипендии обучающимся.

    Управление ГФЗН осуществляется Государственным комитетом РФ по занятости, а также центрами занятости при представительных органах власти. Непосредственное руководство Фондом возложено на Правление.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    5. ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА, ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА

     

    Денежный оборот представляет собой процесс непрерывного движения денежных знаков в наличной и безналичной формах.

    Такое определение соответствует содержанию современного денежного оборота, где движение совершают именно денежные знаки, а не другие виды денег.

    В экономической литературе часто смешиваются понятия «денежный оборот», «платежный оборот», «денежное обращение», «денежно-платежный оборот». Между тем все эти понятия различаются между собой. Так, понятие денежный оборот более узкое понятие чем платежный оборот.

    Платежный оборот — процесс непрерывного движения средств платежа, существующих в данной стране. Он включает не только движение денег, но и движение других средств платежа (чеков, депозитных сертификатов, векселей и т. д.). Денежный оборот является, следовательно, составной частью платежного оборота.

    Денежное обращение, в свою очередь, служит составной частью денежного оборота. Обращение денежных знаков предполагает их постоянный переход от одних юридических или физических лиц к другим. Например, банк выдает денежные знаки институту, которые поступают в кассу банка. Из кассы банка эти денежные знаки поступают студенту в форме стипендии. Студент покупает за эти денежные знаки товары на рынке. Продавец товара за эти денежные знаки приобретает товары в магазине. Магазин инкассирует (сдает) эти денежные знаки в банк. Банк снова предоставляет денежные знаки институту и т. д.

    Обращаться могут только наличные деньги. Безналичные денежные знаки в виде записей по депозитным банковским счетам не обращаются. Каждая новая товарная или нетоварная сделка или платеж требуют и новой записи по банковским счетам. Одной записью нельзя обслужить несколько товарных сделок. Поэтому понятие «денежное обращение» можно отнести только к части денежного оборота, а именно — к налично-денежному обороту.

    Денежный оборот складывается из отдельных каналов движения денег между: центральным банком и коммерческими банками; коммерческими банками; предприятиями и организациями; банками и предприятиями и организациями; банками и населением; предприятиями, организациями и населением; физическими лицами; банками и финансовыми институтами различного назначения; финансовыми институтами различного назначения и населением. По каждому из этих каналов деньги совершают встречное движение.

    Структуру денежного оборота можно определять по разным признакам. Из них наиболее распространенным является классификация денежного оборота в зависимости от формы функционирующих в нем денег. По этому признаку денежный оборот подразделяется на:

    налично-денежный — обслуживается банкнотами и металлической монетой;

    безналичный — обслуживается банковскими депозитами при посредстве чеков, жироприказов, кредитных карточек.

    Однако, несмотря на всю важность такой классификации, она не отражает экономического содержания отдельных частей денежного оборота. Поэтому наряду с данным признаком классификации денежного оборота следует использовать и другой признак – характер отношений, которые обслуживает та или иная части денежного оборота.

    В зависимости от этого признака денежный оборот разбивается на три части:

    денежно-расчетный оборот, который обслуживает расчетные отношения за товары и услуги и по нетоварным обязательствам юридических и физических лиц;

    денежно-кредитный оборот, обслуживающий кредитные отношения в хозяйстве;

    денежно-финансовый оборот, обслуживающий финансовые отношения в хозяйстве.

    Наконец, можно классифицировать денежный оборот в зависимости от субъектов, между которыми двигаются деньги. По этому признаку структура денежного оборота будет такова:

    оборот между банками (межбанковский оборот);

    оборот между банками и юридическими и физическими лицами (банковский оборот);

    оборот между юридическими лицами;

    оборот между юридическими и физическими лицами;

    оборот между физическими, лицами.

    Денежное обращение — это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Объективной основой денежного обращения является товарное производство, при котором товарный мир разделяется на товар и деньги, порождая противоречия между ними. С углублением общественного разделения труда и формированием общенациональных и мировых рынков при капитализме денежное обращение получает дальнейшее развитие. Оно обслуживает кругооборот и оборот капиталов, опосредствует обращение и обмен всего совокупного общественного продукта, включая доходы различных классов. С помощью денег в наличной и безналичной формах осуществляются процесс обращения товаров, а также движение ссудного и фиктивного капиталов.

    Денежный оборот страны, отражая движение денег, представляет собой сумму всех платежей, совершенных предприятиями, организациями и населением в наличной и безналичной формах за определенный период времени.

    Денежное обращение подразделяется на налично-денежное и безналичное.

    Между налично-денежным обращением и безналичным существуют:

    1). Тесная взаимозависимость. Деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую. Между ними не существует непреодолимых барьеров. Наличный оборот может легко обращаться в безналичный, например, при инкассации наличной денежной выручки, полученной предприятием, при открытии физическим лицом счета в банке или при размещении наличных денег на банковском депозите. Безналичный оборот так же легко может превращаться в наличный при выдаче денег из касс предприятий и банков, закрытии счета или депозита в банке;

    2). Тесная взаимосвязь. Поступление безналичных средств на счета в банке — непременное условие для выдачи наличных денег. Поэтому безналичный оборот неотделим от обращения наличных денег и образует вместе с ним единый денежный оборот страны, в котором циркулируют единые деньги одного наименования.

    Единство наличного и безналичного оборота проявляется так же в том, что они образуют денежную массу, регулирование которой относится к важнейшим методам монетарного воздействия на экономику. Денежная масса — совокупный объем покупательских и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот. В денежной массе различают: активные деньги, обслуживающие наличный и безналичный оборот и пассивные деньги, т. е. накопления, резервы, остатки на счетах, которые потенциально могут быть использованы для расчетов. Денежные средства на срочных и сберегательных вкладах, депозиты, сертификаты называются квазиденьгами, т. е. их нельзя непосредственно использовать как покупательные и платежные средства. В соответствии с международной методикой, разработанной МВФ, в международной практике имеется ряд показателей или агрегатов объема и структуры денежной массы:

    М1 = наличные деньги + денежные средства на текущих счетах;

    М2 = М1 + срочные и сберегательные вклады;

    М3 = М2 + вклады в специализированных учреждениях, финансовых и других институтах;

    М4 = М3 + депозитные сертификаты, акции ссудосберегательных ассоциаций и другие кредитные обязательства, удовлетворяющие право получения дохода на вложенный капитал.

    По требованию МВФ объектами обязательного анализа в мировой практике являются первые два агрегата, М1 и М2.

    М0 — наличные деньги в обращении;

    М1 = остатки средств на счетах и средств в расчетах + депозиты населения и предприятий в коммерческих банках + депозиты населения в сбербанках до востребования + другие денежные средства;

    М2 = срочные депозиты населения в сбербанках;

    М3 = средства системы страхования, в том числе Госстраха.

    Состав денежных агрегатов неодинаков в разных странах. Соотношение наличного и безналичного оборота имеет большое значение для экономики. Оно определяется соотношением отдельных денежных агрегатов. Поскольку масштабы наличного оборота зависят главным образом от объема эмиссии со стороны казначейства и центрального банка, то он в большей мере подвержен государственному контролю и регулированию. Хотя масштабы безналичного оборота также во многом зависят от денежно-кредитной политики властей, так как казначейство и центральный банк создают единую платежную систему государства, регулируют ставки кредитования банков (ставки рефинансирования), могут воздействовать на доходность государственных ценных бумаг и валютный курс.

    Большое значение в последние годы приобрели новые телекоммуникационные системы, с помощью которых осуществляются расчеты и платежи в режиме реального времени. Они активно используются как во внутригосударственных расчетах, так и в международных расчетах.

    С совершенствованием платежно-расчетных отношений менялось и соотношение между наличными и безналичными средствами денежного обращения. До конца XIX века преобладали платежи наличными деньгами. В современных условиях удельный вес наличных денег в общей массе денежных средств, особенно в промышленно развитых государствах, невелик.

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

     

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 17.07.98.
  2. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс.–М.: Маркетинг, 2002.
  3. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России.–М.: ИНФРА-М, 2004.
  4. Деньги. Кредит. Банки / Под ред. Проф. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.
  5. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2004.
  6. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России.–М.: Юристъ, 2003.
  7. Ковалева А.М. Финансы. М.: Финансы и статистика. 2000.
  8. Савин А.Ю. Финансовое право. М.: ИНФРА-М, 2000.
  9. Финансовое право/ Под ред. О.Н. Горбуновой.–М.: Юристъ, 2002.
  10. Финансы/ Под ред. Л.А. Дробозиной.–М,: ЮНИТИ, 2003.
  11. Финансовое право/ Под ред. Н.И. Химичевой.–М.: БЕК, 2000.
  12. Финансовое право/ Под ред. Н.И. Химичевой.–М.: БЕК, 2004.
  13. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды / Учебное пособие / Ермак Л.А. — М.: ЗАО «Финстатинформ», 2004.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.04MB | MySQL:117 | 1,593sec